Сообщение инструктора по фк доу о работе детей с мячом

Обновлено: 05.07.2024

Какой предмет может повысить двигательную активность дома, на прогулке, на занятии, в самостоятельной деятельности….? Ну, конечно же, мяч!
В результате систематического повторения упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых в действиях с мячом. Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе упражнений с мячом, используются ими затем в своей игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т.е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения. Все это содействуют улучшению ориентировки в пространстве, что так важно для общего развития, активизации их умственной и сенсорной деятельности.

Оценить 916 0

Использование мяча в образовательной деятельности по физической культуре, как средство физического развития детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. В настоящее время забота о физическом развитии и здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, в связи с увеличением образовательной нагрузки на дошкольников, массовое распространение компьютерных увлечений, телевидения, снижение личностного общения за счет телефонного и виртуального - в семье. В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Малоподвижные дети, как правило, часто болеют и имеют отклонения в состоянии здоровья. А двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма, и выступают как оздоровительный фактор.

Какой предмет может повысить двигательную активность дома, на прогулке, на занятии, в самостоятельной деятельности….? (ответы педагогов). Ну, конечно же, мяч!

Мяч – удивительно интересный инструмент. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока еще люди не придумали.

Мяч – это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы, посылает оптимальную информацию всем анализаторам.

Мяч воспринимается ребенком как нечто живое, он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый.

Еще в древние времена игры с мячом носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Создатель системы общественного дошкольного воспитания Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка – дошкольника.

Обычно мяч рассматривают в основном, как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности мяча далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей. Прежде всего, это общение и способность принимать и отдавать, выпускать и удерживать мяч.

Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает эффект занятий. Основная задача педагога - научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне.

В разделе физического воспитания действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.

Основная цель – научить ребенка обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объема, осуществлять броски разной дальности и точности.

В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров – от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.

Сам инструктор должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, умеющего хорошо выполнять упражнение.

Для детей от 1 года до 2 лет интереснее просто скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Для детей постарше задание усложняется, побуждая закатывать мяч в определенной ширины воротца, ямку.

Главное в работе с мячом для малышей - обеспечить возможность произвольно упражняться в действиях, чтобы у них появилась непринужденность в движениях (держать мяч, брать, класть, переносить).

На пятом году жизни возможности ребенка в бросании и ловле предметов повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера. Дети приучаются отталкивать мяч симметрично обеими руками, придавая ему нужное направление движения. Важно научить ребенка регулировать силу отталкивания: отталкивать мяч не только сильно, но и слабо, не отпуская его далеко от рук. Следует учить детей правильно ловить мяч, бросать мяч из-за головы двумя руками.

В старшей группе навыки катания мячей получают дальнейшее развитие. Разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и ловле мяча. Они должны уметь его ловко принимать, непринужденно держать, быстро и точно передавать в разных направлениях. Много времени следует уделять упражнениям в бросании и ловле мяча индивидуально, в парах, по кругу, в кругах с водящими. Не все дети в старшей группе достаточно ловки при ловле мячей. Они еще не умеют учитывать ряд условий, от которых зависит правильность выполнения действия. Так, при ловле необходимо определить направление и скорость летящего предмета, его объем и массу. От этого зависит способ ловли. Например, при ловле мяча двумя руками перед собой основная задача - погасить скорость летящего предмета и удержать его кистями рук. При ловле мяча чрезвычайно важно быть наготове, подойти к мячу на удобное расстояние: подойти вперед, отойти назад, сделать выпад или шаг в сторону, подпрыгнуть, присесть.

Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель дети старшего дошкольного возраста выполняют правильнее, свободнее по сравнению с младшими детьми, достигают определенного уровня совершенства.

Подрастающему дошкольнику нужна физическая активность. Инструктора по физической культуре наших учреждений на базе ранее освоенных движений формируют, закрепляют и совершенствуют достаточно сложные действия с мячом, выполнения их определенными способами. Командные игры, как футбол, волейбол - один из самых захватывающих и зрелищных. В процессе игры детям приходится бегать, прыгать, наклоняться, поднимать руки в броске и т.д. Тренируются и развиваются практически все группы мышц.

Я уверена, что приобретенные навыки в играх, игровое мышление обязательно пробудят у ребят интерес к совершенствованию мастерства, для многих откроется дорога в прекрасный вид спорта.

В результате систематического повторения упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых в действиях с мячом. Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе упражнений с мячом, используются ими затем в своей игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т.е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения. Все это содействуют улучшению ориентировки в пространстве, что так важно для общего развития, активизации их умственной и сенсорной деятельности.

Использованная литература:

Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.

Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М.: Просвещение, 1981.

Глейберман А.Н. Упражнение с набивным мячом. – М.: Издательство “Физкультура и Спорт”, 2005.

Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4–7 лет. – М.: ВАКО, 2007.

Желобкович Е.Ф. Футбол в детском саду. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2009.

Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

Макарова О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: спортивно – игровые проекты для первого класса. – М.: школьная пресса, 2002.

Николаева Н.И. Школа мяча: Учебно – методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: Издательство “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2008.

Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л. Б. Игры, занятия и упражнения с мячами. – М.: Просвещение, 2010.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: Просвещение, 1983.

Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Издательство “Просвещение”, 1984.

Большое место в физическом воспитании занимают игры с мячом.

Почему я выбрала эту тему? Если мы, даже малышами играли во дворе со старшими детьми и могли перенимать все игры, в том числе и действия с мячом, то сегодня это невозможно по ряду известных вам причин (на слайде).

Вот здесь мы педагоги и должны прийти ему на помощь.

Мяч дает возможность решения многообразных двигательных задач, формирует умения схватить, удержать, бросить предмет, приучает рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивает выразительность движений, пространственную ориентировку.

Правильно подобранные упражнения с мячом способствуют оптимальному объему развития двигательных качеств детей.

В играх с мячом развиваются все физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила и координация, согласованность движений. Воспитываются морально-волевые коммуникативные качества – дети учатся играть в команде.

Для достижения поставленной цели:

Реализация творческого, личностного и спортивного потенциала дошкольников посредствам обучения.

технике игры с различными видами мячей

реализуются следующие задачи, включающие в себя обучение детей техническим навыкам владения предметом. :

1. Вызвать у детей интерес к физической культуре, с помощью упражнений и игр с мячом.

2. Развивать физические качества детей: быстроту, ловкость, силу, выносливость.

3. Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений.

4. Формировать двигательные навыки с мячом. Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, ворота, умение применять их в игровой ситуации.

5. Воспитывать умения детей играть коллективно, уметь принимать правильное решение в сложных ситуациях.

6. Обучать детей элементам спортивных игр с мячом (баскетбол, пионербол, футбол).

7. Учить ребенка организовываться в процессе самостоятельной активной деятельности, Помочь адаптироваться ребенку в социальной среде.

8. Развивать интерес к спортивным секциям, массовым мероприятиям.

Эти задачи не только учат детей играть коллективно, воспитывать, взаимопомощь, доброту, но и помогают принимать правильное решение в сложных ситуациях.

1. Обучение умениям и навыкам в играх и упражнениях с мячом различного веса и объема в образовательной деятельности по физической культуре;

2. Закрепление технике игры с различными видами мячей в утренней гимнастике, а также в совместной работе воспитателя с детьми: на прогулке, в подвижных играх, индивидуальной работе;

3. Совершенствование двигательных действий с мячом в спортивных играх, эстафетах в спортивных досугах, праздниках, самостоятельной деятельности дошкольников;

4. Освоение детьми спортивными играми и эстафетами с мячом коллективного характера (элементам баскетбола, пионербола, футбола, где формируются положительные нравственно – волевые качества воспитанников;

6. Увлечённое использование игр детьми с мячами различного диаметра и материала в самостоятельной деятельности.

Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания.

На слайде - доступные для дошкольника действия с мячом, которые помогают ему реализовать свой творческий, личностный, спортивный потенциал.

Перед вами базовый компонент обучения дошкольников технике игры с различными видами мячей по возрастным категориям.

2 младшая группа.

Броски и ловля мяча: Свободные броски мяча двумя руками вверх; ловля от отскока от пола

Метание мяча: Метание в горизонтальную цель одной рукой маленького мяча (расстояния 0,5м); двумя руками снизу; метание в вертикальную цель сверху одной рукой.

Движения с мячом: Свободные игры с мячом, прослеживая его глазами, не теряя из поля зрения.

Броски вдаль: Бросание мяча двумя руками из-за головы (стоя, сидя);

Бросание маленького мяча одной рукой вдаль.

Прокатывание мяча: (расстояние 1,5-2м): Катание мяча друг другу; вдаль, прикладывая силу. Катание мяча через ворота; с попадания в предметы;

Средняя группа.

Броски и ловля мяча: Бросание мяча двумя руками об пол на месте и ловля большого мяча.

Метание мяча: Метание в горизонтальную цель одной рукой маленького мяча, двумя руками большого мяча (расстояние индивидуальное, не менее 2м., метание в вертикальную цель сверху одной рукой (без ловли).

Движения с мячом: Свободные игры с мячом с попыткой ловли его.

К концу года отбивание мяча об пол и ловля его с продвижением вперед шагом, (в заданном направлении).

Броски вдаль: Бросание большого мяча двумя руками, маленького мяча одной рукой через сетку, (высота поднятой руки ребенка);

Прокатывание мяча: Катание мяча (расстояние индивидуальное, не менее 2м.): друг другу из разных положений; с попаданием в крупные предметы; чрез ворота

Старшая группа.

Броски и ловля мяча: Броски вверх большого мяча и ловля с воздуха, броски и ловля мяча в парах на месте; забрасывание мяча в баскетбольную корзину (из-за головы, от груди);

Отбивание мяча о стенку с ловлей.

Метание мяча: Метание 2мя руками в горизонтальную и вертикальную цель большого мяча снизу с ловлей;

Движения с мячом: Подвижные игры с мячом в парах, командах, уметь уворачиваться от мяча.

Броски вдаль: Бросание вперед набивного мяча вперед (снизу).

Метание вдаль правой и левой рукой с места

Прокатывание мяча: Катание мяча с попаданием в предметы (кегли); змейкой между предметами, прокатывание набивного мяча (0,5-1кг);

Подготовительная к школе группа.

Броски и ловля мяча: Броски вверх, об стенку любого мяча (большой, средний маленький) и ловля его с воздуха, от стенки, с отскока от пола двумя руками (одной рукой);

Броски и ловля мяча в парах, подгруппах из разных положений (стоя, сидя) с различными заданиями (с хлопками, поворотом и др.)

Метание мяча: Метание в цель вертикальную и горизонтальную с попаданием и ловлей

Забрасывание мяча в баскетбольную корзину (разными способами)

Движения с мячом: Отбивание мяча о землю и ловля его: двумя руками, одной рукой, с продвижением в заданном направлении.

Отбивание мяча о стенку с разными заданиями.

Броски вдаль: Метание вдаль правой и левой рукой с нескольких шагов, в движущую цель, из разных исходных положений;

Метание в вертикальную, горизонтальную цель одной рукой с места, с разбега из разных исходных положений.

Прокатывание мяча: встречное катание мяча в парах, игра в кегельбан.

Игры и эстафеты, подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т. е. приобщают детей к универсальным ценностям.

Предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития дошкольников, реального уровня их физической подготовленности.

Определенные грани, между возрастными группами, не обязательны.

Например, дети средней группы, в процессе ознакомления действий с мячом, могут взять, предложенный материал, намного легче и быстрее и поэтому мы идем с ними дальше. А с детьми старшей группы, допустим - коррекционной – наоборот. Начинаем осваивать материал средней, а с кем-то и младшей группы - новички.

Для достижения цели необходимо обязательное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса:

(инструктор + дети + родителями + педагоги).

Воспитатели – главные помощники инструктора в организации развития двигательных способностей в процессе освоения игры с мячом.

• Обязательное присутствие на занятиях физической культуры;

• Индивидуальная работа с детьми не только на занятии, но и в режиме дня; они имеют тетрадь взаимосвязи.

• Связь в работе с родителями. Воспитатель является посредником между инструктором и родителем.

• Организация самостоятельной двигательной деятельности детей для расширения возможностей физического воспитания на основе спортивных игр, упражнений и эстафет с мячом.

Детский сад – это одна половинка яблока, семья – вторая. А, чтобы было одно целое, не червивое яблоко, необходимо взаимодействие с родителями воспитанников.

Главная цель детского сада, совместно с семьей, растить ребенка крепким и здоровым. Помочь адаптироваться ему в социальной среде и организовываться в процессе самостоятельной активной деятельности.

Свобода выбора двигательной деятельности ребенка с мячом дает ему возможность проявить свои склонности и получить психологическое удовлетворение, помимо удовлетворения естественной потребности в движении.

Секция, на базе уже имеющихся навыков и умений дает возможность формировать достаточно сложные движения с мячом и освоить элементы спортивных игр: баскетбола, пионербола. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в спортивных играх с мячом привлекают детей старшего дошкольного возраста

Дети, посещающие секцию, за год добиваются положительного результата: свободно владеют мячом (ведение мяча, передача и ловля мяч друг другу из любых положений, перебрасывание его через сетку, забрасывание мяча в корзину, играют в команде, знают правила игры пионербола, выполняют элементы баскетбола.

Использование мяча в работе с детьми дошкольного возраста направлено не только на результат, но и на сам процесс, а главное - на получение удовольствия детьми от занятий физической культуры.


Я очень рада, что вы посетили мою страничку! Опубликованный мной материал будет интересен педагогам ДОУ, а также родителям, которые хотят видеть своих детей крепкими и здоровыми!

Предметно - пространственная развивающая среда физкультурного зала

Методическое портфолио

Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе "Морское путешествие" -видео

Методическая копилка

Презентации

Музыкально-ритмическая гимнастика как средство здоровьесбережения

Фитбол гимнастика часть 1, часть 2

Взаимодействие с педагогами МБДОУ

Семинар - практикум "Подвижные игры с нестандартным оборудованием"

Образовательная деятельность и развлечения

ОД в подготовительной к школе группе "Морское путешествие" - видео

Участие в мероприятиях

Для вас, родители!

Теоретическое представление собственного педагогического опыта

Взаимодействие с семьями неорганизованных детей

Мои достижения















Нажмите, чтобы узнать подробности

Делюсь своим опытом в работе с фитболами. Для инструкторов по физической культуре в ДОУ.

Сегодня современное дошкольное образование живет в условиях модернизации преобразований, направленных на повышение качества воспитательно – образовательной работы, внедрение новых педагогических технологий.

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них культуры здорового образа жизни - это не новое направление в работе, но актуальное как никогда сегодня.

В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно-профилактической целью.

Интерес к данной проблеме и желание обновлений привели меня к поиску новых подходов, эффективных путей физического развития и укрепления здоровья детей в своей педагогической деятельности.

Мне, как инструктору по физической культуре, важно знать современные формы, методы физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками, чтобы организовать и проводить занятия с детьми интересно, полезно и увлекательно.

Все программы, методики, используемые в Образовательной организации по физической культуре, в настоящее время не дают нам в полном объеме реализовать ФГОС ДО.

Поэтому основной целью моей работы стало внедрение в практику работы Образовательной организации фитбол-гимнастику, как эффективное средство повышения двигательной активности детей и их физического развития, посредством комплексного воздействия фитболов на детский организм для достижения максимального оздоровительного эффекта и профилактики нарушений опорно- двигательного аппарата, а также распространить опыт Образовательной организации в другие сады нашего города.

В своей практике данную методику я начала использовать в детском саду с 2014 года.

Прежде чем приступить к внедрению комплексов фитбол-гимнастики, было приобретено достаточное количество гимнастических мячей (фитболов) различного диаметра, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся. (см.фото 1,2)

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому я использую в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как:

- как предмет, можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение);

- как опора применяю в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т. д.);

- как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет (обежать мяч, найти свой мяч по цвету и т. д.), и при выполнении таких упражнений, как: наклон назад прогнувшись из положения стоя на коленях до касания руками мяча или наклон вперед из положения в седе ноги врозь;

- как амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча),и для развития функции равновесия;

- как отягощение (в руках, ногах, на голове) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа, сидя, для укрепления различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры;

- как препятствие для ходьбы змейкой между мячами, прокатывании мяча, передачи мяча.

Фитболы применяются и в качестве массажера при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера (прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения или делают массаж стоп, укрепляют стопы).

На первых занятиях, главной моей задачей было вызвать у детей интерес к новому спортивному оборудованию большому, яркому, прыгучему мячу. Дать возможность самостоятельно поиграть с мячами, получить первое представление об их свойствах, поэкспериментировать с ними.

В каждой возрастной группе занятия с использованием фитбол – мячей имеют свои особенности.

Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, прокатывание, поглаживание предметов, разные виды ритмичных хлопков, звукоподражание, а также различные игры с развернутым речевым содержанием). (см. фото 3,4)

При обучении физическим упражнениям на фитболах в большей мер я использую показ и упражнения имитационного характера (например, действия зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах).

Движения детей старшего дошкольного возраста более координированные и точные, подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться собственному волевому приказу. Дети становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, организованно и дисциплинированно, они достаточно хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому увеличиваю количество музыкального сопровождения серии упражнений. Дети охотно и многократно, повторяя упражнения, могут следить за своей осанкой, осваивают разнообразные виды движений. В старшем возрасте главной моей задачей становится - обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развития двигательной координации. В этом возрасте я больше внимание уделяю игровым упражнениям разминочной части, которая включает задания на развитие внимания, восприятия, самоконтроля и саморегуляции. После сильного возбуждения в основной части, с ее повышенной двигательной активностью особенно необходима заключительная релаксационная часть. В конце занятия чередую использование игр малой подвижности и психогимнастики, релаксации. Что позволяет через воображение ребёнка воздействовать на ЦНС успокаивающе, расслабляющее. На помощь здесь приходит музыкотерапия (шумы природы, пение птиц). (см. фото 7-9)

В старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличиваю роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом. Показ применяю, когда детей знакомлю с новыми движениями, которые демонстрирую несколько раз. Прием подражания действиям животных или явлениям природы.

Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и разнообразить занятие. Ориентиры использую обычно после того, как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях. Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров использую музыкальное сопровождение аудиозапись, удары в бубен, хлопки в ладоши, свисток. Индивидуальную помощь при обучении физическим упражнениям использую для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха. (см. фото 15-17)

Не все упражнения и игры, приведенные выше, могут быть использованы во время одного занятия. Лучше делать тренировки разнообразными, включая в них то одни, то другие упражнения. Начинать следует с более простых упражнений и постепенно переходить к более сложным. Занятие может быть направленно на развитие одного или нескольких качеств. Упражнения могут выполняться в течение целого занятия. С детьми дошкольного возраста целесообразно использовать упражнения в качестве фрагмента занятия.

Фитбол – гимнастику включаю в образовательную деятельность в течение всего года, согласно перспективному плану.

Время упражнений с фитболами недолжно превышать 40-60% общей длительности занятия. Даю возможность детям не только упражняться с фитболами, но и ходить, бегать, прыгать, лазать. Важно следить за правильным положением тела на фитболе, за правильностью выполнения упражнений. Кроме того, следует принимать меры для предотвращения травматизма. Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале. Слежу за техникой выполнения упражнений, соблюдением приемов страховки и учу самостраховке.

Важно, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.

В занятия включаю дополнительные пособия, такие как гантели, мешочки, флажки, султанчики, гимнастические палки, что также разнообразит занятие и поможет решить дополнительные задачи. (см. фото 23-25)

Игры чередую с дыхательными упражнениями. Повышению эффективности занятий, созданию эмоционального подъёма, чувства радости и удовольствия, способствовало сочетание фитбол – гимнастики с музыкой, проговариванием стихов в ритм движений.

С целью закрепления упражнений на фитболе, дети охотно пользуются приобретенным опытом и в свободной двигательной активности, также активно включаем комплексы фитбол-гимнастики в соревнования, праздники, развлечения и досуги.

Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют: различия в обучении сложным двигательным движениям (бросание фитбола из-за головы на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прокатывание фитбола - девочкам). Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т.д.)

Все занятия с использованием гимнастических мячей носят интегрированный характер. Кроме того, при подборе тематики занятий, упражнений и заданий, я учитываю тему, над которой работают педагоги. Таким образом, реализуется комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса.

Хочу отметить тесное сотрудничество с психологом детского сада.

С рекомендации педагога-психолога, я применяю на своих занятиях психологию телесности. Это очень помогает преодолеть проблемы неуверенности детей в собственных силах и возможностях своего тела.

Формирование произвольности движений основывается на использовании творческого воображения. Возникает так называемая “осмысленная” моторика. Эффект развития “осмысленной” моторики может быть усилен на индивидуальном занятии, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующими “лицами”.

Работая с ребенком, испытывающим существенные трудности при подбрасывании мяча и попытке его поймать. “Не получается? Ничего страшного, – говорю я ему. – Ты пока немножко отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Дай им имена. Они сестры или подружки? Во что они любят играть? Сколько им лет – пять, шесть? Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить, так здорово подбрасывать и ловить мяч” Результат заключается в том, что эффект отдельной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, целостного психосоматического состояния, которое далее может воспроизводится в режиме двигательного саморазвития.

Таким образом, междисциплинарные связи помогают мне решить свои профильные задачи.

Безусловно, не только педагоги, дети, но и родители активно включены в образовательный процесс, для них, провожу консультации, подбираю комплексы фитбол – гимнастики для занятий в домашних условиях. Родители в течение учебного года приглашаются на Дни открытых дверей, на спортивные праздники, развлечения, на занятия, где с удовольствием вместе с детьми занимаются и переносят уже свой опыт для своих маленьких годовалых деток, фитбол тоже незаменимая игрушка. Приходя ко мне на занятия, мамы, учатся тем упражнениям на гимнастических мячах, которые помогут малышу научиться ползать и ходить, а также техникам выполнения массажа. К тому же и усталые мамы после напряженного дня с удовольствием расслабляются. При помощи фитбола, мы приобщаем маленького ребенка к физкультуре с раннего детства. В течение года также оформляются памятки-рекомендации с консультациям по интересующим вопросам.

Цель таких совместных занятий с родителями: ощущать радость от совместной творческой и двигательной деятельности; понять полезность физических упражнений; развивать умение выполнять движения в детско-родительской паре; способствовать эмоциональному сближению родителей и детей.

Анализ проделанной работы показал, что оздоровительный эффект фитбола при оптимальной и систематической нагрузке укрепил мышечный корсет у детей, привел к исправлению и формированию правильной осанки. Дети стали более гибкими, ловкими, подвижными, улучшилась координация движений. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Педагоги и родители стали замечать, что у воспитанников появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее, внимательнее и непринуждённые.

И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально – двигательная сфера ребёнка.

Опыт моей работы с фитбол – мячами позволяет мне рекомендовать их в качестве высокоэффективного и доступного средства в физическом развитии ребенка – дошкольника. Такие мячи значительно расширяют возможности физкультурно-оздоровительной работы, и способствуют повышению эффективности психолого-педагогической и физкультурно-оздоровительгной работы.

Таким образом, фитбол-гимнастика, является на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

Мною модернизированы игры с мячом – фитболом,

Информационные источники:

Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. – СПб.,2010.

Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. – СПб.: - Речь,2001.

А.С. Галанова Игры, которые лечат (от 3-5 лет). Педагогическое общество Россия М.2005 г.

Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.

Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-метод. Пос. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2001.

Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. Пос.- Владивосток: МГУ им. Адмирала Г.И. Невельского, 2001.

Овчинникова Т.С., А.А. Потапчук Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб. Речь, 2002.

Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М.: Терра-Спорт, 2000.

Читайте также: