Сообщение о российских школах

Обновлено: 04.07.2024

Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. (Например с 9 по 11 класс). Количество дней, когда школьник учится, зависит от устава школы.

Содержание

Школьное образование в России

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.

В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:

  • I ступень (начальное общее образование) — 4 года;
  • II ступень (основное общее образование) — 5 лет;
  • III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.

Начальная школа

По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.

За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе с 1995 года школьники учатся пять дней в неделю. [источник не указан 1312 дней]

Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.

На самом деле это не совсем так. В 60-70-е годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера,начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы — полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в вуз. Право поступления в вуз давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.

Основные особенности обучения иностранному языку на данном этапе: 1) занятия должны проходить на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. 2) педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Важно, чтобы дети были раскрепощены. Эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. 3) Важно, чтобы основной формой школьной деятельности было не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом. Формирование коммуникативных умений, крайне необходимых человеку, поможет учащимся слушать собеседника, вступать в иноязычное общение и поддерживать его. В процессе заинтересованного общения ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка.

Основная школа

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая химия, биология, русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

Старшие классы

Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России — это последние два года обучения. 10 класс и 11 класс.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем (полном) общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Качество среднего образования в России

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ [2] .


В этой московской школе обучаются дети 32-х национальностей: белорусы, русские, евреи, армяне, абхазы, корейцы, латыши, немцы, цыгане, греки, башкиры… И это свое главное достоинство учебное заведение использует в самом широком смысле. Ученики могут изучать как собственные национальные традиции, так и традиции других народов. Русский язык здесь преподаётся как иностранный. Ученики сами выбирают себе группу и, соответственно, язык, литературу, историю. Ещё в расписании есть этнология, культурология, этика и этикет народов мира.


Раньше дети кочевников-оленеводов либо вообще не получали никакого образования, либо были вынуждены оставаться в школах-интернатах и подолгу не видеть родителей. Сегодня эта проблема решилась с помощью кочевых школ, которых в России с каждым годом становится всё больше. В Якутии насчитывается уже больше десяти кочующих классов.



Школа имени Жака-Ива Кусто находится в Санкт-Петербурге. Её особенность во французском языке. Он здесь повсюду, школа № 4 давно получила статус школы с углублённым изучением французского. Его здесь учат чуть ли не с третьего класса, вкупе идёт ещё курс по географии Франции, её литературе, а с 9 класса можно изучать и деловой французский. С 7 класса можно выбрать второй язык — английский. В школе налажен международный обмен, каждый год Санкт-Петербург принимает лицеистов из Парижа и Марселя. А ещё в 80-х годах был создан театр на французском языке, который до сих пор получает заслуженные награды на российских и международных сценах.


Зданию Ногинской школы уже больше 100 лет, за это время оно совсем не изменилось: как внешне, так и внутренне, скорее, напоминает резиденцию царей, чем школу. Чугунные перила, фрески, лепнина, огромные потолки — всё это школа в Подмосковье. С 1908 года в школу ходили дети цеховых рабочих, только мальчики. Через шесть лет в классы стали набирать и девочек. Школа произвела уже 61 выпуск и успешно обучает более 800 человек.

В народе школа Йошкар-Олы больше известна под именем Обыкновенное чудо. Внешне напоминает то ли Хогвартс, то ли замок Золушки из парижского Диснейленда. Здание начали строить в 1990-х годах, деньги в него вложил бизнесмен Сергей Мамаев (говорят, в качестве подарка жене-учительнице). Тогда это был неслыханный шаг: в одном здании собирались объединить начальную школу и детский сад. Сегодня школа доросла уже до полноценного среднего образования — все 11 классов. Рядом со зданием есть конно-спортивный центр, а в школе проводят тренинги для родителей, которые хотят научиться правильно взаимодействовать со своими детьми.


Эта сеть частных британских школ Москвы работает в столице уже 22 года. Обучение проходит строго на английском с использованием стандартов Соединённого Королевства. Даже школьная форма там напоминает одежду из фильмов про английские интернаты. По окончании выпускники получают такой же аттестат зрелости, как по окончании школы в Британии, что даёт им право для свободного обучения в университете любой страны мира. Кроме того, в школе есть и небольшое отделение на русском языке, где обучение проходит так же, как и в остальных школах России.




Помогает детям с непереносимостью школы с тех времён, когда домашнее обучение было чуть ли не преступлением. По новому закону об образовании дети, которым неуютно в школе, имеют право на домашнее воспитание. Таким семьям даже положена компенсация — около 5 000 рублей в месяц. В Центре семейного обучения оказывают педагогическую поддержку как раз таким семьям. Дети из Центра Чапковского официально числятся в московских школах на экстернате: они приходят в центр один-два раза в неделю, педагоги подбирают им учебники, объясняют новые темы, дают и проверяют домашние задания — остальное время дети занимаются сами. В своих школах они только сдают экзамены и получают аттестаты.


БОНУС

10 интересных фактов о российских школах

Современный мир стирает границы между государствами, и все чаще появляются родители, которые отправляют своих детей учиться в другие страны, причем речь может идти о среднем образовании. Конечно, идеальных школ не существует, но надо понимать, что российские учебные заведения имеют уникальные особенности.

Факт №1. Система оценок.

За много десятилетий мы уже привыкли к пятибалльной системе, она нашла отражение не только в менталитете, но и в культуре. Однако за границей бывает по-разному. В школах Франции, например, успехи детей оценивают по 20-балльной системе, а в США часто применяются буквенные обозначения.

Факт №2. Смена школ.

У нас часто ребенок учится все 11 лет в одной школе, меняя ее только в случае необходимости, например, при переезде. В других странах начальная, средняя и старшая школы — это отдельные учебные заведения. Кроме того, принята постоянная ротация между классами.

Факт№3. Образовательная программа.

Наши дети изучают определенный набор дисциплин, обязательный для всех. Только в старших классах начинается специализация. А вот в Америке выбор предметов отдан на откуп ученикам и их родителям. Они записываются на выбранные ими курсы.

Факт №4. Дисциплина.

Сорок пять минут урока, разрешение на то, чтобы выйти в туалет, отвечать только тогда, когда спросит учитель — аксиома, не правда ли? Во многих странах атмосфера на уроке более расслаблена. Можно перемещаться по классу, делать то, что интересно ученику, даже если это занятие не соответствует теме урока.

Факт №5. Инклюзия.

Сейчас это явление набирает обороты в нашей стране. Суть в том, что дети, имеющие проблемы со здоровьем, обучаются в обычных школах со своими сверстниками. Но до сих пор это не очень распространено. За границей же — нормальное явление, и в классах часто можно увидеть учеников с физическими или интеллектуальными отклонениями в развитии.

Факт №6. Начало учебного года.

День знаний — практически национальный праздник. Первого сентября улицы любого города России пестрят от нарядных учеников, букетов и воздушных шаров. Но это только наша особенность. В Японии дети идут в школу в апреле, а в США начало учебного года вообще зависит от конкретного штата и не празднуется.

Факт №7. Каникулы.

Как часто наши дети начинают ждать очередных каникул, едва лишь начнется новая четверть! Однако им повезло — ученики отдыхают четыре раза в году, а особенно приятно гулять целое лето. Их сверстникам из Китая повезло меньше. Летние каникулы длятся всего один месяц.

Факт №8. Участие родителей.

Всем знакомо такое явление, как родительский комитет. Его роль в жизни школы важна, но не является определяющей. В других странах мамы и папы действуют активнее. Они могут регулярно присутствовать на любых уроках по желанию, ездить с детьми на экскурсии, заниматься волонтерской деятельностью в помощь школе и так далее.

Факт №9. Школьная форма.

Как тернист путь этого атрибута школы в нашей стране! Сначала форму вводили, потом отменяли, теперь многие образовательные учреждения снова вернулись к единому стилю в одежде учеников. За границей дети зачастую носят ту одежду, которая им удобна.

Факт №10. Иерархия в классе.

Можно долго спорить, где лучше учиться. Но нельзя отрицать, что обучение в наших школах приучает к усидчивости, дисциплине, дает хорошие базовые знания по важным дисциплинам.

Конечно, развитие свободной личности, на которое делают упор в других странах очень важно, однако не будем забывать — подростки нуждаются в том, чтобы их в чем-то ограничивали и направляли по нужному пути.

Русские школы

В России одна из лучших в мире систем массового образования, где уровень грамотности составляет 98% (выше, чем в большинстве западноевропейских стран). Система состоит из обязательного базового образования и высшего образования.

Образование в России является обязательным для детей в возрасте от 6 до 15 лет. Оно состоит из начальной школы для детей в возрасте от 6 до 10 лет, за которой следует старшая школа для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Если ученик средней школы желает продолжить свое высшее образование, он или она должны остаться, чтобы закончить среднюю школу еще на 2 года, с 15-17 лет.

Начальная и средняя школа включает 11 лет обучения. В каждой школе есть основная учебная программа по академическим предметам. По окончании этого этапа учащимся выдается Аттестат о среднем (полном) общем образовании (Аттестат о среднем полном общем образовании).

В 15 лет дети могут поступить в профессионально-техническое училище или неуниверситетский институт. Как правило, они предлагают программы академических предметов и программу обучения в технической сфере до тех пор, пока студенты не достигнут 17 или 18 лет. Такие учебные заведения раньше назывались техникумами, но теперь большинство из них известно как колледжи.

Школьные часы и каникулы

Учебный год в России состоит из 4 семестров с каникулами между ними; 1 неделя в ноябре, 2 недели в январе, 1 неделя в марте и почти 3 месяца летом. Школа проводится с 1 сентября до последней недели мая, экзамены — в июне.

Учебный день обычно начинается в 8 утра и заканчивается в 1 или 2 часа дня. Учащиеся обычно посещают занятия 5 дней в неделю, хотя в некоторых школах требуется дополнительное обучение по субботам.

Обычно длится 40-45 минут с перерывом в 5-15 минут между ними. В начальной школе у ​​учеников 4 занятия в день. Это увеличивается до 5 или 6 классов в день в средней школе и до 6 или 7 в старшей средней школе.

Обычный класс состоит из 20-30 учеников. В начальной школе у ​​учеников есть один учитель по всем преподаваемым предметам.

Предметы и оценки

Некоторые предметы являются обязательными, например, русская литература, русский язык, история России, всемирная история, математика и естественные науки. Кроме того, существуют специализированные школы, специализирующиеся на конкретных предметах.

Частные и международные школы

Частные школы в России относительно редки. Такие школы делают упор на изучение английского языка и другие критические навыки. В отличие от государственных школ, частные школы обычно взимают плату за обучение.

В крупных городах России есть также международные школы для детей-эмигрантов, например, Англо-американская школа в Москве. Основанная посольствами США, Великобритании и Канады в Москве, школа оснащена самыми современными удобствами и оборудованием.

Читайте также: