Сообщение о роще хетага

Обновлено: 18.05.2024

Координаты: 43°03′34.81″ с. ш. 44°17′37.01″ в. д.  /  43.059669° с. ш. 44.293614° в. д. (G) (O) 43.059669 , 44.293614 Ро́ща Хе́тага (осет. Хетæджы къох ) — роща (островной реликтовый лес) практически идеально круглой формы площадью около 13 га в Алагирском районе Северной Осетии у трассы Владикавказ—Алагир, почитаемая осетинами как святое место.

Ежегодно во второе воскресенье июля на праздник Хетага (осет. Хетæджы Уастырджи ) сюда съезжаются люди со всех районов республики.

Содержание

Легенда о возникновении рощи

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Согласно легенде, Хетаг был христианином, сыном кабардинского князя, отказавшимся принимать ислам. Родные обозлились на него за это, и тогда он решил скрыться в Осетии. По другой бытующей версии, Хетаг бежал с украденной невестой.

Теперь, это — святое место. Молиться Всевышнему о помощи сюда приезжают люди со всех уголков Северной Осетии. Говорят, молитвы, произнесённые в святой Роще Хетага, имеют особую силу. Считается, что Хетаг покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное не причинять ей при этом вред.

Традиции и запреты

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

С Рощей Хетага связано много традиций и запретов: например, из Рощи ничего нельзя выносить. В древности только самые достойные мужчины села допускались в рощу для того, чтобы попросить об урожае, излечении болезни и т. п. До Великой Отечественной войны в Рощу нельзя было входить женщинам, однако в годы войны женщины стали приходить сюда, чтобы молиться за воюющих мужчин. С тех пор запрет на их участие в молитвенных пиршествах в Роще Хетага был естественным образом снят.

В наши дни Роща Хетага не имеет государственного статуса. То есть это не памятник природы или культуры — это общенациональная святыня. На территории Рощи построен кувандон (осет. кувæндон ) — молитвенный дом. По праздникам туда разрешено заходить и женщинам.

С 1994 года День Хетага отмечается в Республике Северная Осетия — Алания как республиканский общенародный праздник.

Имя Хетаг

Хетаг и сегодня остаётся очень популярным мужским именем у осетин.

На просторах Северной Осетии есть священное место под названием роща Хетага. Все осетины знают легенду о ней, так как она переходит от отцов к детям вот уже несколько сотен лет. Трудно сказать, насколько правдив этот рассказ, но услышать его должен каждый. Ведь столь дивного чуда уже давно не случалось на православной земле.

роща хетага

Роща Хетага: легенда о человеке непоколебимой веры

Давным-давно близ реки Большой Зеленчук жило племя аланов. Правил ими князь Инал, человек строгий, но справедливый. Было у него три сына: Беслан, Асланбег и Хетаг. Братья с детства соперничали друг с другом, ведь каждый хотел стать настоящим мужчиной в глазах отца. Но даже так они никогда не переходили черту, оставаясь настоящими братьями.

Увы, недолго было спокойствие в этой земле. С соседних земель пришла к ним религия новая – ислам. И быстро народ забыл о православной вере, избрав для себя путь иной. И лишь Хетаг остался верен прежним традициям, не желая признавать другого учения. Более того, он попытался образумить людей своих, но те лишь обозлились на него.

Увидев негодование народа, Инал прогнал сына с земли своей, приказавши больше не появляться перед ним. Что касается братьев, то они поддержали отца и вскоре забыли о существовании Хетага. После этого не смог юноша больше оставаться в родном краю и окончательно решил покинуть его.

роща хетага

Явление чуда Хетагу

Неспокойно было на сердце врагов его, и решили они убить самоотверженного христианина, дабы восславить Аллаха. Быстро догнали они Хетага, так как тот не подозревал о приближающейся угрозе. Но не так просто было остановить юного воина, особенно на верном коне.

Увидев превосходящих в силе врагов, Хетаг помчался к ближайшему лесу. Только там он смог бы совладать с ними, нападая на них поодиночке. Увы, далеко были еще деревья, а всадники уже подходили к нему вплотную. Еще немного - и он был бы окружен, и тогда даже мастерство воина не спасло бы его.

роща хетага легенда

Таинственный спаситель

Еще год прожил Хетаг в лесу, дабы постичь великую истину. Затем собрал вещи свои и отправился в деревню Нар. С годами юноша еще больше окреп и стал мужем достойным, и привел на свет потомство великое, известное как род Хетагуровых.

роща хетага северная осетия

Память о великом герое

История рощи Хетага стала символом истинной веры осетинского народа. Именно поэтому ее издавна принято передавать от отца к сыну, дабы память о великом герое жила вечно. К тому же роща Хетага стала местом для паломничества, куда съезжаются верующие со всей Осетии.

Люди верят в то, что св. Уастырджи даже сегодня оберегает покой в этом лесу. Поэтому все паломники чтят те обычаи и законы, что хранит роща Хетага. Легенда гласит, что главным правилом является целостность всего массива. То есть в лесу нельзя ничего ломать, а уж тем более выносить за его пределы: будь то сухая ветка или маленький желудь.

Также долгое время роща Хетага была закрыта для женщин. Однако во время Второй мировой войны опечаленные жены пришли сюда, дабы просить святого Георгия о защите. С тех пор закон смягчился к ним. Теперь они могут приходить сюда во время праздников, дабы отблагодарить Уастырджи за его покровительство.

история рощи хетага

Что же представляет собой Роща Хетага в действительности?

Даже без легенд это место отличается особым шармом, присущим только ему. Больше всего удивляет то, что роща имеет практически идеальную круглую форму. Глядя на нее, невольно начинаешь верить в то, что она, и правда, появилась благодаря божественному влиянию.

Также не может не восхищать и то, как изменилась под влиянием времени роща Хетага. Северная Осетия сделала все возможное, дабы преобразить свою святыню, не нарушая ее покоя. Так, вековые ясени и буки гармонично сочетаются с каменными столами для священных трапез, а небольшие скамейки, расставленные вдоль тропинок, только украшают местный пейзаж.

И хотя территория рощи не входит в число заповедных зон Северной Осетии, люди со всем почтением относятся к ней. Здесь нет места браконьерству, вандализму и прочему бесчинству, что только подтверждает то, насколько духовным может быть осетинский народ.

Священные рощи есть не только у Юпитера или древних кельских богов. Если выехать из Владикавказа на запад, в сторону села Гизель, то через 30 километров, не доезжая до Алагира, по правой стороне увидите рощу размером с полкилометра практически идеально круглой формы. Для осетин Роща Хетага — это природный храм Уастырджи, Георгия Победоносца, выше которого в мире только Бог.


Фото: Анна Кабисова

Нартон симд. Попытка первая

В Роще Хетага молятся о мире, процветании, единстве — считается, что молитвы, прозвучавшие в роще, доходят до Бога быстрее. Когда слушаешь старинные предания, рассказывающие о празднике, снова напрашиваются параллели с античностью: в этот день (как и во времена древнегреческих Олимпиад!) прекращалась любая вражда, осетины стремились использовать это время для примирения — между людьми, родами, народами.

В советское время День Хетага находился под запретом, праздновался не столь массово и фактически подпольно. Возрождение праздника началось в 1990 годы, его инициировали общественные организации. С 1994 года узаконен окончательно — указ о праздновании Дня Хетага подписал президент Северной Осетии.

— Неудивительно, что обрядовый нартон симд сразу не удался, — говорит Олег Ходов, руководитель национального оркестра Северо-Осетинской государственной филармонии, занимающийся возрождением массовых осетинских танцев. — Двухъярусный, а тем более трехъярусный танец требует серьезной подготовки, иначе участники могут даже покалечиться. А вообще, идея отличная: ведь в танце наши предки молились богам, на языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе. И мы обязательно станцуем симд в следующем году.


Анатолий Бибилов встретился с беженцами из Донецкой Народной Республики



Анатолий Бибилов принял участие в отчетной коллегии Администрации г. Цхинвал

Общество




Бынаты хицауы æхсæв

В мире




Совещание по вопросам готовности к приему беженцев из Донецкой Народной Республики

Диаспоры



Предложили присвоить звание Героя России Лазарю Дзотову


Публикации



Фотогалерея


Никто не забыт, ничто не забыто!


С Крещением Господним!


Торжественная церемония открытия Республиканской елки

Видео


Заседание Совета безопасности


Новогоднее обращение к народу Республики Южная Осетия


Итоговая пресс-конференция Президента Анатолия Бибилова

Инфографика


Великая Отечественная война



В районах Южной Осетии: Объекты строительства в рамках реализации инвестпрограммы на 2019-2020гг.

Священная роща иль Хетагов куст


День Хетага – общенациональный праздник осетинского народа, отмечаемый во второе воскресенье июля в священной роще рядом с селением Суадаг.

В прежние времена в Священную рощу Хетага допускались только самые достойные мужчины. Они просили Всевышнего о здоровье для родных и близких, о защите от несчастий и невзгод, о богатом урожае и увеличении поголовья скота. До начала Великой Отечественной войны женщинам не позволялось посещать священную рощу. Когда же мужчины ушли сражаться на фронт и некому стало молиться, женщинам пришлось нарушить древний запрет – под деревьями рощи они взывали к святому, моля о защите отцов, мужей и братьев.

В день Хетага традиционно закалывают быка, теленка или барана. На праздничный стол не принято ставить мясо птицы, рыбу или свинину. В священную рощу с раннего утра съезжаются люди со всей Осетии. Они идут к святому месту пешком, неся с собой приношения (кувинæгтæ): ритуальные треугольные пироги (æртæдзыхонтæ), три ребра жертвенного животного, выпивку. Их освящает жрец (дзуарылæг) со словами:

О Всевышний, равных которому нет, слава тебе! Ты являешься творцом Вселенной, так пошли же нам свою благодать и благодать своих святых.

Святой Хетаг, слава тебе! Ты посланник Всевышнего на Земле, так даруй нам такое счастье, чтобы все наши начинания добром оканчивались! Да будут угодны тебе наши приношения со всех концов Осетии!

Считается, что молитвы, произнесенные в Священной роще Хетага, имеют особую силу. Здесь не рекомендуется проводить долгие застолья, так как некоторые выпившие часто ведут себя недостойно, сквернословят и устраивают драки.

Приношения (кувинæгтæ) после освящения люди увозят обратно домой (аходæггаг) для праздничного стола с соседями и родственниками. Все, что было привезено в священную рощу, забирают назад. На святом месте оставляют только пожертвование (мысайнаг). При этом из рощи Хетага нельзя забирать ничего из того, что там было, иначе можно навлечь на себя гнев небожителя. Даже фрукты и ягоды, сорванные в роще, необходимо употребить в пищу там – сотни лет это был неписаный закон, оберегавший неприкосновенность этого уникального уголка

Рассказывали, будто был случай, когда суадагский парень вернулся из Священной рощи Хетага домой и в блюде с освященными пирогами обнаружил листочек из рощи. Чтобы не навлечь гнев на дом женщины, заново испекли пироги, мужчины приготовили шашлык (физонæг) и с этим приношением отправили парня обратно на святое место. Там он вознес молитву в честь Хетага и оставил случайно унесенный лист, а также хатыркурæггаг мысайнаг (монетку во оставление грехов), после чего вернулся домой.

Пусть снизойдет на всех жителей Осетии в этот славный праздник благодать Хетага!

Читайте также: