Сообщение о свадебном обряде в творчестве композитора

Обновлено: 05.07.2024

Эта презентация вводит учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки,раскрывает особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда; знакомит с произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов.

Это мелодия народная или ее сочинил композитор?

•1.С какими музыкальными образами романсов и песен вы познакомились?

2.В чем сходство и различие жанров романса, народной песни и песни современного автора?

3.Способна ли музыка оказывать на человека сильное воздействие?

1.От чего зависит способность человека воспринимать, чувствовать красоту и силу музыки?

2.Почему одних людей музыка волнует, возвышает и придает им силы, а другие не замечают ее красоту и не чувствуют ее благотворного влияния?.

ВложениеРазмер
6_kl.obryady_i_obychai_v_folklore_i_v_tvorchestve.ppt 633.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Фольклор – народное творчество, отражающее историю, быт, стремления и думы народа. Жанры народных песен: Обрядовые Сатирические Трудовые Игровые лирические

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов Русская старинная свадьба

1.Чем они отличаются песни друг от друга? 2.Какая из песен передает драматическое столкновение двух душевных состояний? 3. Какое исполнение понравилось больше? Почему?

Что общего между картинами и песнями? Какое состояние передают они?

Что роднит эту музыку с народными песнями? Какие интонационные особенности народной песни слышны в этом фрагменте?

1.С какими музыкальными образами романсов и песен вы познакомились? 2.В чем сходство и различие жанров романса, народной песни и песни современного автора? 3.Способна ли музыка оказывать на человека сильное воздействие?

1 .От чего зависит способность человека воспринимать, чувствовать красоту и силу музыки? 2.Почему одних людей музыка волнует, возвышает и придает им силы, а другие не замечают ее красоту и не чувствуют ее благотворного влияния?.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Обряды и обычаи русского народа

Конспект урока музыки в 6 классе, отражающий свадебный обряд русского народа.


Обряды и обычаи в фольклоре 6 класс ЗПР

Свадебный обряд. Знакомство и анализ песни "Матушка, матушка, что во поле пыльно". Разыграй песню "Бояре, а мы к вам пришли".


"Обряды и обычаи в творчестве русских композиторов"

Раскрыть форму и содержание произведений, несущих лирический образ и осознать степень влияния личности творца на создание им произведения искусства.

Методическая разработка урока музыки в 6 классе по теме: "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты, что позво.

Технологическая карта урока №7 в 6 классе: "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере."

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере.


Урок музыки в 6 классе " Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Конспект открытого урока по музыке в 6 классе на тему "" Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов".Урок был составлен в 2015 году.

Цель: через творческий союз учителя и ученика в музыкально-эстетическом воспитании способствовать становлению высокодуховной личности.

Задачи:
образовательная:ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке,знакомство с историей свадебного обряда на Руси;
развивающая: развитие слушательских, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, мышления, умения слушать и анализировать музыкальные произведения;
воспитательная: воспитание в школьниках уважения и интереса к родному фольклору и музыке русских композиторов.

Ход урока

I. Организационный момент
(Приложение 1.слайд1)
Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов", запишите.
(Приложение 1.слайд 2)
А эпиграфом уроку будут слова нашего великого русского поэта А.С.Пушкина:

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.

II. Повторение пройденного материала.
(Приложение 1.слайд 3)
Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока. Давайте вспомним, что значит фольклор?
-Фольклор – народное творчество, чаще всего устное.
(Приложение 1.слайд 4)
Музыкальный фольклор?
- Народная музыка – вокальное, инструментальное, вокально- инструментальное и танцевальное творчество народа.
(Приложение 1.слайд 5)
Так что же нам помогает проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа?
-Знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями.
-О чем же они нам рассказывают?
- О важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатленных в различных обрядах.
Да, все значительные события человеческой жизни – будь то рождение ребенка, смена времени года, начало и конец сельскохозяйственных работ, вступление в брак сопровождались обрядами.

- Очень важно, чтобы народная песня была доступна всем и каждому. Мы должны помнить, что мы русские, что у нас есть русское слово, есть сказки, есть традиции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК : Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Свадебный обряд.

СОДЕРЖАНИЕ урока: обряд русской свадьбы, его музыкальное содержание,

жанровые особенности свадебных песен и использование обрядовых

песен в операх русских композиторов.

познакомить с русским свадебным обрядом и особенностями его музыкального сопровождения,

продолжить формировать представления о жанрах русской народной песни и наиболее типичных

особенностях русского мелоса;

развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа,

расширять художественный кругозора учащихся,

развивать умение выделять главное, вести записи в тетради,

формировать исполнительские навыки.

воспитывать любовь и уважение к народным обычаям и традициям своей страны,

формировать позитивное отношение к народному искусству.

продолжить знакомство с жанрами русской народной песни, с эмоционально-образным строем русской песни, с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;

обобщить представления об особенностях мелодического и интонационного строения русских народных песен;

формировать умение анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

Оборудование: компьютер, CD диск, портреты М. Мусоргского и М. Глинки,

таблица для заполнения.

1 этап: организационный момент:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…

2 этап: повторение пройденного материала

- Сначала, давайте уточним, что такое ФОЛЬКЛОР?

( Определение: фольклор – совокупность духовной и материальной культуры народа.)

- Перечислите признаки фольклора.

( - не записывается, устный; - вариационен;

- привязан к определённой местности - нет автора и т.д.).

ФОЛЬКЛОР делится на две основные группы. Он бывает .

( обрядовый и необрядовый. Необрядовый фольклор это прежде всего…

К обрядовому фольклору относятся:

· календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

· бытовой (семейный) фольклор ( рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),

Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий.

Посмотрите, пожалуйста, на экран: перед вами изображения различных обрядов, с которыми мы уже знакомились на предыдущих занятиях. Все ли обряды вы можете перечислить? Те, кто внимателен, уже отметили, что есть изображение обряда, о котором нам ещё не довелось разговаривать – это свадебный обряд. Есть ли желание у вас желание познакомиться с этим обрядом? А с точки зрения нашего предмета, что вам было бы интересно узнать?

Ребята формируют цель урока : Что представляет из себя свадебный обряд?

Какова роль музыкального сопровождения в этом обряде?

Жанры песен свадебного обряда?

Особенности музыкального языка свадебного обряда.

Цели урока обозначаются на доске. Тема записывается в тетради.

3 этап: изучение нового материала

Свадьба состояла из нескольких этапов: сватовство, смотрины, сговор, девичник, расплетение косы, собственно день свадьбы с застольем и послесвадебные обряды. Для каждого из этапов характерно исполнение определённых песен, соблюдение определённых правил. Для девушки свадьба – всегда расставание с родным домом, уход в чужую семью – в семью мужа, Это начало новой, неизвестной жизни, уход в чужой мир, и потому свадебные обряды были в чём-то близки похоронным.

- Большое спасибо. У вас немного времени – найдите в таблице название песни и заполните пустые клетки, опираясь на ваши впечатления после прослушивания произведения.

- Что вы можете сказать? – Какой образ у этой песни?

Ответы детей. Образ песни – тревожный, взволнованный,напряжённый… Мелодия - …

Величальные песни. Что это за жанр свадебных песен? Как вы думаете?

Ответы детей.

- Вы абсолютно правы. Величальные песни восхваляли свадебных персонажей, именовали их по имени-отчеству, каждому гостю пелась особая песня. Жениха и невесту, семейную пару в лирических песнях символизируют неразлучные Утушка и Селезень или особенно любимые на Руси лебедь с лебедушкой.

Утка и лебедушка – символы вечной женственности, каждый из которых отражает сложные перипетии женской судьбы.

Перед началом прослушивания, напоминаю вам о рабочих таблицах, где вам предстоит отразить то, что вы услышите.

- Определите образное содержание прослушанной песни и заполните нужные графы в таблице. Что же у вас получилось?

Ответы детей. Образ песни – лирический, торжественный, величавый.

Мелодия – распевная. Протяжная широкого дыхания…

Последняя строчка таблицы в вашем распоряжении. Слушаем и анализируем.

Ответы детей. Образ песни – лирический, торжественный, величавый.

Мелодия – распевная. Протяжная широкого дыхания…

- Вы сами определили, что жанр этой песня величальная, а, между тем, она не является подлинно народной. Глинка сочинил свою мелодию, стилизовав её под народную, сохранив все черты, характерные для свадебной величальной песни.

4 этап: подведение итогов урока

Что же вы узнали сегодня на уроке?

Какие новые жанры народной песни вы добавили себе в копилку знаний? Запишите их в свои тетради.

- Существует ли интонационная общность этих произведений? Ответы детей.

Проанализируйте результаты своей работы на уроке и сделайте вывод о роли музыкального сопровождения в обряде свадьбы, а на основе заполненной таблицы, ответьте каковы особенности музыкального языка этого обряда.

ВЫВОД: Песни усиливали эмоциональную сторону обряда и были связаны с конкретной

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов - старинной русской свадьбы. Знакомство учащихся сэмоционально-образным строем русской песни.

ГБОУ СОШ № 213 Фрунзенского района

с углубленным изучением английского языка

Конспект урока музыки для 6 класса

«Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве

композиторов

Содержание: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.

· знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;

формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;

развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.

1 : организационный момент

- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?

2: повторение пройденного материала

ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся:

· календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

· семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),

· окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).

Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.

Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.

Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

3: изучение нового материала

Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

- Какое настроение создаёт эта песня?

- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)

Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите?

взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения

Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств

Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике)

Покорность, смирение с безвыходной ситуацией

Песня звучит напряжённо, в миноре

- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?

Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).

- Что вы видите на этих картинах?

- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)

Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.

Матушка, что во поле пыльно?

Русская народная песня

- Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня матушка, что во поле пыльно?

- Дитятко милое, кони разыгралися.

- Матушка, матушка, на двор гости едут,

Сударыня матушка, на двор гости едут.

- Дитятко милое, я тебя не выдам!

- Матушка, матушка, на крылечко идут,

Сударыня матушка, на крылечко идут.

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся.

- Матушка, матушка, в нову горницу идут,

Сударыня матушка, в нову горницу идут.

- Дитятко милое, я тебя не выдам!

- Матушка, матушка, за столы садятся,

Сударыня матушка, за столы садятся!

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!

- Матушка, матушка, образа снимают,

Сударыня матушка. Меня благословляют.

- Дитятко милое, господь с тобою!

Сцены свадьбы в операх русских композиторов.

Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.

Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.

ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Музыка М. Глинки в духе народной песни

Народная песня, включённая в оперу

Итог: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки.

4: домашнее задание

Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.

5 : подведение итогов урока

Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.

- Существует интонационная общность этих произведений?

ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.

Читайте также: