Сообщение о романсе с рахманинова весенние воды

Обновлено: 02.07.2024

В романсах Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью и густотой красок, блеском и сложностью фортепианного изложения.

В таком стиле Рахманиновым написан романс "Весенние воды" (слова Ф. И. Тютчева) . Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостно ликующих чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты: мотивы, построенные на звуках мажорного трезвучия, энергичные восходящие фразы, заканчивающиеся энергичным скачком. Их волевой характер усиливается пунктирными ритмическими фигурами. Блестящая, можно сказать, концертирующая, партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль в создании общего, жизнеутверждающего характера произведения и его живописного, картинного облика. Уже вступительная фраза фортепианной партии - в бурно взлетающих пассажах, в экспрессивном звучании увеличенного трезвучия - воссоздает атмосферу весны, рождая музыкальный образ пенящихся весенних потоков.

Эта фраза развивается далее на протяжении почти всего романса и приобретает самостоятельное художественное значение, становясь как бы лейтмотивом весны. В кульминациях произведения он превращается в радостные звоны, возвещающие торжество светлых сил.
Музыкальное развитие, благодаря неожиданным терцовым сопоставлениям мажорных тональностей (Ми бемоль мажор - Си мажор - Ля бемоль мажор, Ми бемоль мажор - Фа диез мажор) , отличается яркими тональными контрастами. Необычным для камерного жанра является и глубокое преобразование тематизма.

Сила и напряженность музыкального развития вызвали появление в романсе двух ярких и мощных кульминаций. Одна из них достигается при сопоставлении Ми-бемоль мажора и Фа-диез мажора ("Весна идет! Мы молодой весны гонцы"). В вокальной партии здесь появляется широкая (в объеме децимы) , круто устремляющаяся вверх, ликующая фраза "Она нас выслала вперед! ", поддержанная бурными взлетами аккордов у фортепиано (вступительный мотив) . Вслед за тем музыка приобретает мечтательный и сдержанный характер: внезапно спадает звучность, дважды замедляется темп, облегчается фортепианная фактура.

Andante ("И тихих, теплых майских дней") начинает новую волну нарастания: ускоряется темп и учащается ритмический пульс (восьмые сменяются триолями) . Энергичные восходящие секвенции фортепиано приводят ко второй, не менее впечатляющей, но на этот раз чисто инструментальной кульминации. Она напоминает патетические виртуозные эпизоды фортепианных концертов композитора. Последний звук вокальной партии "затопляется" лавиной бурно низвергающихся октав, приводящих к патетическому, подобному возгласу трубы, призыву "Весна идет! ". Он сопровождается плотным, как будто "вибрирующим" (повторяющиеся триоли) аккомпанементом с острозвучащим наложением аккорда "доминанты с секстой" на тоническую квинту.

Краткая история

Сергей Рахманинов

Но преподавательская деятельность не приносила талантливому, молодому композитору удовольствия, поэтому все свободное время Сергей Рахманинов посвящал написанию сочинений. Увлекавшийся в те времена поэзией, он начинает писать второй сборник романсов . Круг авторов включает признанных поэтов: А.В. Кольцов, А.К. Толстой, С.Я. Надсон, Ф.И. Тютчев, К.Д. Бальмонт, Д.М. Ратгауз.


В современное время романс достаточно часто звучит с известных оперных и эстрадных сцен. К самым известным исполнителям произведения относятся Иван Козловский, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский, Елизавета Шумская, Елена Заремба, Любовь Казарновская, Муслим Магомаев, Владимир Атлантов, Рене Флеминг.

Сергей Васильевич Рахманинов
Рахманинов

Интересные факты

Тональность Ми-бемоль мажор, выбранная композитором, неслучайна. Согласно тональной семантике, она позволяет передать слушателю ощущение света, надежды и радости. Красочности добавляет и гармония. Смелые отклонения в далекие мажорные тональности словно яркие лучи солнца раскрашивают музыкальное полотно.


Волнообразная мелодия имеет внутреннее движение. Высокий регистр вокальной партии добавляет прозрачности и виртуозности. Энергичность и бодрость мелодического рисунка связаны с широкими скачками, которые постепенно приведут к кульминации, завершающей первый раздел сочинения.

Особую роль приобретает виртуозная фортепианная партия, требующая незаурядных технических способностей от исполнителя. Именно бурлящие, восходящие пассажи в аккомпанементе создают ощущение прилива сил и энергии. Триольный ритм позволяет изобразить ручейки талой воды, обновляющей луга и поля. Аккомпанемент изящно дополняет вокальную строчку и играет звукоизобразительную роль.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Эссе на романс Сергея Рахманинова

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Сергей Васильевич Рахманинов – крупнейший русский композитор 19 - начала 20 вв. В своём творчестве он очень ярко выразил страстный порыв к лучшему светлому будущему, таким настроем были проникнуты многие произведения передовой русской литературы и искусства того времени. Большое место в творчестве Рахманинова занимает камерный вокальный жанр, в нем он выразил лирические чувства, яркий и в то же время нежный вокальный мелодизм сближают Рахманинова с Чайковским. В его романсах образы природы являются не только выражением тихих, созерцательных настроений, порой они помогают воплотить страстные, бурные чувства. Благодаря этому рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью и яркостью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения.Сергей Васильевич Рахманинов – крупнейший русский композитор 19 - начала 20 вв. В своём творчестве он очень ярко выразил страстный порыв к лучшему светлому будущему, таким настроем были проникнуты многие произведения передовой русской литературы и искусства того времени. Большое место в творчестве Рахманинова занимает камерный вокальный жанр, в нем он выразил лирические чувства, яркий и в то же время нежный вокальный мелодизм сближают Рахманинова с Чайковским. В его романсах образы природы являются не только выражением тихих, созерцательных настроений, порой они помогают воплотить страстные, бурные чувства. Благодаря этому рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью и яркостью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения.

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Цикл из двенадцати романсов ор. 14, отделенный от предыдущего вокального опуса трехлетним промежутком, свидетельствует о более высокой ступени творческой зрелости композитора. В нем получают отражение новые мотивы рахманиновского творчества, возникающие во второй половине 90-х годов. Правда, в целом этот цикл довольно разнороден по характеру образов и лишен внутреннего единства. Неравноценны в художественном отношении поэтические тексты, использованные Рахманиновым. Среди их авторов мы встречаем признанные в русской литературе имена Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. В. Кольцова, А. К. Толстого, С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина и менее значительные, хотя модные в свое время фигуры Д. М. Ратгауза, Н. М. Минского и К. Д. Бальмонта, недавно появившегося на литературном горизонте. Отсюда жанровая, а отчасти и стилистическая пестрота цикла, говорящая о разнообразии творческих исканий композитора.



Читайте также: