Сообщение о реке иордан
Обновлено: 02.07.2024
Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Слившись в одно русло, Иордан протекает через осушенное сейчас библейское озеро Мером (Нав. 11:5-7), возле которого Иисус Навин разбил союзное войско северо-ханаанских царей (Нав.11:1-8). Отсюда Иордан течет по дну каменного базальтового ущелья с многочисленными водопадами и через 13 км впадает в пресноводное и богатое рыбой Геннисаретское озеро (евр. Киннерет), или по-другому Тивериадское, оно же и Галилейское море. Примечательно, что воды реки Иордан проходят через Галилейское озеро, не смешиваясь с его водами. Возможно, из-за этой особенности на древних картах Галилейского озера на его середине изображали сплошной линией реку Иордан, как бы желая подчеркнуть этот удивительный феномен.
Вытекая из Галилейского озера, Иордан продолжает свой путь с севера на юг, проходит по Сирийско-Африканскому разлому и окончательно впадает в соленое Мертвое море, поверхность которого сегодня упала до отметки 425 м ниже уровня мирового океана. Таким образом, река Иордан полностью оправдывает свое название, падая за менее чем 150 км почти на 750 м. Длина реки по прямой линии составляет примерно 150 км, но реально, если учитывать все ее многочисленные повороты и изгибы, достигает 330 км. Ширина реки меняется от 5 до 40 м в некоторых местах во время разлива, а ее глубина в северной части доходит иногда до двух метров, но чаще всего она чуть более метра глубины. В нижнем течении Иордан имеет несколько притоков, крупнейшими из которых являются Ярмук и Эз-Зарка (Иавок) с востока и Харод и Тавор с запада.
Примечательно, что на некотором расстоянии от Мертвого моря река Иордан просто исчезает, уходя под землю, а уже оттуда подземным потоком втекает окончательно в Мертвое море.
В Иорданской долине, на восточном склоне Самарийских гор, находится возвышающаяся на 736 м над уровнем реки Иордан и на 379 м над уровнем моря гора Сартаба. Сюда доходили сигналы костров, зажигавшихся на Елеонской горе в Иерусалиме для передачи календарных сведений о наступлении ветхозаветного праздника новолуния (Чис. 10:10). Здесь же зажигались новые костры о передавая сведения далее на север в Галилею и на восток до самого Вавилона. На вершине этой конусообразной горы стояла хасмонейская крепость Александрион, построенная в 90 г. до Р.Х. Александром Яннаем. Ирод Великий держал здесь в заточении свою тещу и горячо любимую жену Мариамну; в этой же крепости после казни в Севастии он похоронил двух своих сыновей: Александра и Аристовула.
В Иорданской долине между Сокфоком и Цартаном находились плавильные горны царя Соломона, в которых выливались медные сосуды для Иерусалимского Храма (ЗЦар.7:46; 2Пар.4:17).
В Священном Писании
Река Иордан в Библии упоминается более 180 раз и чаще всего служила образом переправы, перехода границы. Одно из первых упоминаний о реке Иордан находится в древних египетских папирусах (XIII в. до Р.Х.).
Река Иордан упоминается также в связи с историей Иова Многострадального (Иов.40:18), в поэтических гимнах книги Псалмов (Пс.42:6; 114:3) и во многих пророческих книгах (Ис.9:1; Иер.12:5; Езек.47:18; 3ах.11:3).
За двенадцать столетий до Богоявления воды Иордана чудесно расступились перед Ковчегом Завета Господня (Нав.3-4), в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями (Втор. 10:2), когда еврейский народ после сорока лет скитания по пустыне, ведомый Иисусом Навином, вступал в пределы Земли Обетованной.
Во время этой первой остановки на Иерихонских равнинах был совершен обряд обрезания, который не выполнялся во время сорокалетнего странствия по пустыне, впервые был отпразднован праздник Пасхи, а на другой день после того, как стали вкушать произведения земли Ханаанской, перестала падать посылаемая Богом манна с неба (Нав.5:10-12).
Река Иордан неоднократно упоминается в последующей Библейской истории как место сражений с врагами Израиля - моавитянами (Суд.3:28), мадианитянами, амаликитянами, аммонитянами (Суд.6:33; 7:24; 8:4), а также место междоусобных браней (Суд. 12:5- 6). У берегов Иордана сражался с филистимлянами царь Саул (Щар. 13:5-7), а царь Давид многократно переходил эту реку как в дни победоносных сражений, так и в дни поражений (2Цар.10:17; 19:15-18 и др.). В страну Заиорданскую, перейдя Иордан, бежал Давид от восставшего на него его сына Авессалома (2Цар. 17:22-24).
Исцеление Неемана в водах Иордана было прообразом того, что с пришествием Мессии воды иорданские, а через них и все естество водное, станут источником спасения не только для иудеев, но и для всех народов, уверовавших во Христа.
Крещение Господне. Святое Богоявление
К берегам Иордана среди толпы народа приходит к Иоанну обетованный Ангел Завета, Царь неба и земли, Тот, Которым вначале все сотворено и Которым доныне стоит мир, являя Собой совершеннейший пример смирения и послушания Небесному Отцу (Фил.2:6-8), чтобы наравне со всеми совершить омовение.
Крещение Господне, как и Рождество Христово, было уже преддверием Голгофы, в котором Агнец Божий предуготовляется на заклание, а Его явление миру было уже началом пути к Распятию. Свет Христова Крещения - это свет Голгофской славы, который освещает весь путь служения Господа на земле, Свет Крестной, жертвенной, самоистощающейся любви. С погружением Спасителя в воды Иордана раскрывается тайна вольного божественного кенозиса-истощания (Фил.2:6-10), который, начавшись в воплощении Бога Слова, через пещеру Вифлеема приведет потом к мраку Гефсиманской ночи и завершится кровавым омовением на Кресте Голгофы. А последней мерой Его единства с нами будет Его сошествие во ад.
Крещение Господне стало основанием таинственно-благодатного возрождения человека водою и Духом в христианском таинстве Крещения и открыло ворота в благодатное Царство Мессии всем желающим стать его членами. Как иорданские струи открыли еврейскому народу вход в Землю Обетованную, так Таинство Крещения открывает нам вхождение в Церковь.
Самое раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах содержится в одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста около 387 г. Святитель Епифаний Кипрский (ок. 315-403 гг.) также сообщает, что вода в реке Нил в Египте после освящения в праздник Крещения Господня меняла свои свойства.
Иордан – одна из священных рек земли. Недлинная, неширокая, не судоходная, с очень холодной водой. В древности по берегам Иордана росли леса и водились дикие звери: пророки Иеремия и Захария упоминают львов, леопардов, кабанов.
Сегодня, правда, остались только лисы, шакалы и гиены, а из прекрасного – газели. Но по-прежнему много птиц, а в реке – рыбы.
Иисус Навин
Иордан. Фото: о. Игорь Пчелинцев
Первое чудесное событие, происшедшее на Иордане, связано с вступлением израильского народа, шедшего из египетского плена, в обещанную ему Землю Обетованную.
Когда священники, несшие Ковчег Завета, коснулись им вод Иордана, Иордан расступился и народ посуху перешел реку, как прежде море Суф, или Красное море. Это произошло у старейшего города Ханаанской земли Иерихона.
По повелению Иисуса Навина из Иордана были взяты 12 камней – от каждого колена народа Израилева.
Пророки Илия и Елисей
Останавливание вод Иордана с тех пор становится знаком Божьим: воды Иордана расступаются, когда Господь возвещает Свою волю.
Например, пророку Илии Бог сказал, что следующим за ним будет Елисей, сын богатого человека. Илья взял Елисея в ученики – тот ушел с ним, не допахав поле и не попрощавшись с родными, как и многие ученики Христа. В знак передачи Елисею пророческого дара Илья милотью (плащом) рассек и остановил воды Иордана.
Елисей, став пророком после Илии, хотел, чтобы его пророческий дар был еще сильнее. Когда Илия, по преданию, вознесся на небо (есть мнение, что не на небо, но в некую сокровенную область, где пророк будет сокрыт до времени), Елисей взял милоть Илии, ударил ей по воде Иордана, и вода расступилась перед ним. Тогда все, видевшие это, засвидетельствовали, что дух чудотворений и пророчеств – с Елисеем.
Поток пророка Елисея. Фото: о. Игорь Пчелинцев
И история не раз это подтверждала. Один сирийский военачальник Нееман, страдавший от проказы (проказой тогда называли самые разные неизлечимые инфекционные кожные болезни), попросил пророка Елисея о помощи. Елисей повелел Нееману семь раз омыться в водах Иордана.
Нееман разозлился: зачем ему омываться в Иордане, если в Сирии своих рек полно. Но добрые люди вразумили на примерах, что, споря с пророками, можно доспориться и до беды. Нееман оставил пререкания, омылся в Иордане и исцелился.
Крещение Иоанна Предтечи: ничего подобного Израиль прежде не знал
Вода считалась символом очищения и дарования жизни на всем Востоке.
Омовения в воде полным погружением были частью ритуального очищения со времен закона Моисея и совершались перед приношением жертвы.
До Иоанна Крестителя омовения (исключения были среди ессеев) не имели связи с понятиями грехов совести и спасения.
Ручей Дан – крупнейший приток реки Иордан, стекает с горы Хермон. Фото: о. Игорь Пчелинцев
До Иоанна Предтечи при омовении никогда не было посредника: человек омывался сам. Никто из немалого числа пророков того времени не совершал ничего подобного.
Кроме того, Иоанн Предтеча не посылал омывшихся в Иерусалим для освидетельствования у священников и принесения жертв – как было заповедано Моисеем. Некоторые ученые-библеисты считают – потому, что сам Закон и его обряды народом уже практически не исполнялись, вся культовая система приходила в упадок.
Иордан зимой. Фото: о. Игорь Пчелинцев
О крещении Мессии фарисеев не предупредили
Православные паломники у вод Иордана. Фотографии начала XX века. Фотографии из сообщества: Русскоязычные жители Иордании/facebook
То, что безгрешный Мессия должен принять крещение от одного из пророков, не соответствовало ни одному из ветхозаветных пророчеств.
Крещение Мессии совершенно не укладывалось в иудейскую эсхатологию, где Мессия был царь, который мог творить чудеса, приказывать, призывать, но уж точно не нуждаться ни в каком дополнительном омовении.
Разве Мессия – человек, чтобы ему омываться? Мысль же о Богочеловеке Христе, пришедшем во плоти, для ученых иудеев представлялась невозможной.
Христос в Евангелии говорит о том, что иудеи и фарисеи (сведущие в Законе) не поверили Иоанну Крестителю и не крестились у него. А мытари и блудницы, то есть те, кто признавал свою греховность, поверили и крестились.
Крещение Христа – не только факт Его личной биографии, а исполнение замысла о спасении всего человечества, которое возможно только с приходом Мессии.
Разделяется Иордан, и человек делает свой выбор
Левый берег – Израиль, правый – Иордания. Фото: о. Игорь Пчелинцев
У Исидора Севильского это разделение указывает на различия между уже принявшими крещение христианами: одни из них принимают благодать, другие вновь возвращаются ко греху.
Львы иорданские
В одном апокрифическом Евангелии есть такая история:
В гроте, недалеко от брода через Иордан, жила львица со львятами. Из страха перед ней никто не мог пройти по этой дороге. Когда Христос пришел к Иордану, львы поклонились Ему, и Он вместе с ними перешел через Иордан, воды которого расступились.
Блаженный Иоанн Мосх рассказывал, что в V веке в монастыре недалеко от Иордана жил монах Герасим (св. Герасим Иорданский, память 17 марта), у которого был верный ему лев по имени Иордан. Он не смог пережить смерть Герасима и умер на могиле монаха.
Так достигшие Земли Обетованной, в Иорданской долине – саду Господнем люди переставали враждовать со зверями, а звери, как Адаму, служили им и любили их.
Эта небольшая река длиной всего 252 километра входит в число основных водных артерий Ближнего Востока. Она являет собой естественную границу, разделяющую еврейские и арабские территории. С ней связано множество мифологических и библейских историй. В частности, считается, что прямо сквозь ее расступившиеся воды на земли Израиля впервые вступили евреи, ведомые после смерти Моисея Иисусом Навином. Для христиан данная водная артерия священна по другой причине. В ее водах получил крещение Иисус Христос. Название этой реки – Иордан.
Свое начало она берет на Голанских высотах на склонах горы Хермон. Оттуда стекают три небольшие речки: Баниаса, Дана и Снира. Точка, в которой они сливаются в общий поток, и считается началом Иордана. Отсюда река направляется к озеру Кинерет, а пронизав его, движется дальше по Иорданской долине, заканчивая свой путь в Мертвом море. Интересно, что некогда этот район был заполнен морскими водами, однако со временем море отступило, а здесь образовался тектонический разлом, который протянулся от Сирии до Африки. Часть морской воды высохла, а часть ушла в два крупных водоема, сейчас представленные Кинеретом и Мертвым морем.
Постепенно Иордан вымыл почти всю соленую воду из Кинерета, сделав озеро практически пресным, и только многочисленные минеральные источники теперь пополняют солью его воды. Все солевые запасы утекли в нижнее озеро – Мертвое море, названное так за его исключительную соленость. Процент соли в его воде настолько высок, что в ней не может жить ни одно сколь-нибудь заметное живое существо. Сейчас комплекс Кинерет – Иордан – Мертвое море представляет собой ряд объектов рекордного уровня. Кинерет – самое низкое (относительно уровня моря) пресное озеро, Иордан – самая низкая наземная река. А Мертвое море – самый соленый водоем с самым низким побережьем (- 420 метров).
Жизнь евреев неразрывно связана с этой удивительной рекой. Впервые они пришли к ее берегам после 40-летнего скитания, уходя из Египта. К этому моменту легендарный предводитель евреев Моисей уже ушел из жизни, и ими стал руководить новый человек – Иисус Навин. В Танахе рассказывается, как именно он заставил воды реки расступиться и перевел своих подопечных на другой берег Иордана. Этим завершилось еврейское скитание по пустыням, после чего народ приступил к строительству своего государства.
Но евреи – лишь малая часть людей, считающая Иордан священной рекой. Этот статус водной артерии принимают и все христиане планеты, ведь согласно Новому Завету в ее водах принял крещение Иисус Христос. Многие теологи пытались найти место крещения Сына Божьего, однако однозначно установить конкретную точку святого обряда еще никому не удалось. С большой долей вероятности предполагается, что он произошел на территории, ныне подконтрольной Иордании в районе долины Бетани.
Однако не в конкретном месте крещения суть, а в собственно священном действе. Сейчас сама река стала символом христианской веры. За это Иордан почитают святым. Считается, что его воды обладают удивительной исцеляющей силой. Из многих государств прибывают в Израиль паломники, чтобы совершить процедуру омовения, причем часто делают это не один раз. И что удивительно, каждый раз, совершая этот обряд в иорданских водах, человек получает совершенно новые ощущения.
Многие христиане стремятся к Иордану, дабы провести в нем обряд крещения. Осуществить эту заветную мечту ежегодно приезжают многие тысячи людей, в том числе и те, кто уже был крещен. После проведения обряда люди стараются набрать святой воды в бутылку и увезти с собой. Считается, что она помогает излечивать недуги даже людям, находящимся на смертном одре.
Но Иордан интересен не только проведением обрядов. Оригинальная геологическая структура его берегов позволяет развивать здесь и другие виды туризма. В частности, водные путешествия разного уровня сложности. Семьи с детьми могут выбрать нетрудный маршрут, сплавившись по реке на короткую дистанцию.
Для более опытных туристов-водников предлагаются сплавы на каяках, где они могут не только почувствовать на себе действие священных вод реки, но и попутно насладиться замечательными пейзажами, которые можно увидеть, только находясь на плавательном средстве.
Согласно Библии, в реке Иордан пророк Иоанн крестил Иисуса Христа, из-за этого христиане со всего мира желают окунуться в священную реку Иордан и совершить здесь обряд таинство крещения.
Крещение на реке Иордан
СОДЕРЖАНИЕ
На Севере Израиля находится гора Хермон. У подножия горы берёт своё начало исток Иордана.
Воды Иордана почитали священными и очищающими еще со времен Первого Храма и даже раньше. В Писаниях указывалось об исцелениях людей от проказы и других кожных заболеваний после купания в целительной Иорданской воде.
Некоторые даже погружались в воду в погребальной одежде, саване, и хранили ее до дня смерти, веруя в то, что это поможет им Воскреснуть. Иоанн Креститель, а затем Иисус сделали погружение в святую воду Иордана символом очищения и принятия христианства.
В древности христиане стали считать воду Иордана чудодейственной, ее даже пили, как лечебную. Во времена Византийской империи люди были убеждены, что водой реки Иордан можно излечиться от многих болезней. К берегу святого источника прибывало много больных, чтобы погрузиться в воду и стать снова здоровыми.
Немало было и таких, кто верил в омолаживающую силу Иорданской воды. Рассказывали, когда император Константин лежал на смертном одре, он выразил желание погрузиться в святые воды Иордана.
В более поздний период истории стали верить, что вода этого водоёма приносит удачу и изобилие.
Есть свидетельства о применении в Европе в 6 веке воды из Иордана для окропления полей и виноградников, чтобы получить хороший урожай.
Паломники, прибывающие на Святую Землю рассказывали, что видели как владельцы судов вместе со своей командой набирали большие емкости с водой для опрыскивания кораблей веря, что этим суднам будет обеспечена безопасность и удача в море.
С распространением христианства, святость этой реки стала привлекать паломников. Многие из пилигримов специально из своих стран привозили с собой одежду, чтобы окунуть в ее воду Иордана. Считалось, что обладатель такой одежды будет успешным во всех начинаниях. Посмотреть карту где находится река Иордан можно здесь
Согласно Ветхому Завету, Иисус Навин (преемник Моисея) перевёл евреев через реку, когда воды Иордана расступились перед ними. Священники вошли в реку, неся Ковчег завета. Вода отступила. Евреи перешли реку по высохшему дну.
Одна из величайших исторических и природных достопримечательностей Израиля и Иордании это река Иордан.
На западном берегу водоема находится Израиль а на восточном берегу Хашимитское Королевство Иордания.
Левый берег водного потока это Израиль, а правый берег Иордания.
Длина источника 252 км. Исток начинается от подножия горы Хермон на севере Израиля, протекает через озеро Кинерет , затем устье впадает в Мертвое море.
Паломнические группы христиан приезжают окунаться в священном месте, в районе долины реки Иордан, недалеко от того места, где священные воды источника впадают в Мертвом море или вблизи озера Кинерет.
Еще одно название озера - Геннисаретское озеро произошло от названия долины "Гиносар" расположенной на северо - западе от Озера Кинерет.)
Читайте также: