Сообщение о реформах проведенных эссеном и сперанским в казахстане 100 150 слов

Обновлено: 02.07.2024

По времени реформы совпали с отменой крепостного права и буржуазными реформами в России. Распространение капиталистических отношений на окраины также берет начало с этого времени. Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е гг. XIX в. была образована комиссия, которую возглавил И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю степь на две области — Западную и Восточную. Предложения комиссии были вручены Оренбургскому генерал-губернатору А.П.Безаку. В 1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором назначен Н.Л.Крыжановский.

Военная и гражданская власть сосредоточивалась в руках генерал-губернатора Каждое генерал- губернаторство делилось на области.

  • Уральская и Тургайская области относились к Оренбургскому.
  • Акмолинская и Семипалатинская — к Западно-Сибирскому,
  • Семиреченская и Сырдарьинская — к Туркестанскому генерал-губернаторствам.

Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 г. была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау в 1870 г. отошел под управление Кавказского военного округа, а позже в Закаспийскую область. Сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одну из узловых задач реформ. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право ведения дипломатических переговоров с Китаем и Ираном . Стоявший во главе области военный губернатор одновременно являлся наказным атаманом казачьих войск. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные правления, которые имели 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный .

Контроль над его деятельностью осуществлял вице-губернатор. Он являлся председателем правления, имел при себе советников. Согласно реформам области делились на уезды. Один из двух помощников уездного начальника, назначаемый генерал-губернатором, был из представителей местной правящей верхушки. Уездным начальникам подчинялись полиция, воинские части, учреждения уезда . Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости — на административные аулы, состоявшие из 100-200 кибиток.

Отбираемые из знати волостные и аульные утверждались вышестоящим колониальным руководством. Султаны-чингизиды обеспечивались государством пожизненной пенсией и освобождались от налогов. В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов, они избирались и утверждались областными военными губернаторами. Им, как и аульным и волостным старшинам, вручали бронзовый знак и печать. Согласно реформам 1867-1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии. уездные суды. Хотя в Сырдарьинской области сохранился суд казиев, роль военно-уездных судов в решении споров была весомей. В каждой волости избирались от 4-х до 8 ми биев. Утверждаемые военными губернаторами суды биев и казиев были низшим звеном колониальной судебной системы. Реформы 1867-1868 гг. создали предпосылки для освоения богатств края. Усилилось социальное расслоение, формировалось жатачество — уход обедневших казахов на заработки в прилинейные поселки и города, на первые промышленные предприятия. (последствия реформы подвергались критике Абая Кунанбайулы, Ыбрая Алтынсарыулы).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Устав о сибирских Киргизах.

Начало зависимости Казахстана от царской России относится еще 30-м годам XVIII века, но окончательно подчинить себе Казахстан смог только во второй половине XIX века.

Поскольку к началу XIX века Казахстан подчинялся России только номинально, да и то не целиком, ибо часть его входила в сферу влияния Коканда и Китая, первое, с чего начал царизм, была ликвидация остатков политической независимости казахов. С этой целью был предпринят ряд мероприятий, в основном шедших по трем линиям: 1) По линии военного закрепления, что выразилось в форсированном строительстве укрепленных военных линий и отдельных укреплений, с одновременным насыщением их гарнизонами и созданием вблизи их постоянных казачьих поселений. 2) По линии политического закрепления, что выразилось в проведении реформы административного управления, в первую очередь образовании округов и окружных приказов, и затем введении дистаночной системы, в результате чего резко ограничивались политические права казахов. 3) По линии экономического закрепления, что выразилось в массовом захвате казахских земель, введение налогового обложения и различных монополий (вроде монополий на рыболовство, порубку леса и т.д.).

Совокупность всех этих мероприятий и составили содержание колонизаторской политики царизма в Казахстане.

В состав округа входили от 15-20 волостей. Каждый округ имел строго ограниченную территорию. Жители одного округа не имели право переходить на территории других округов без специального разрешения местного начальника. Всякий самовольный переход жестоко карался.

По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные из них изымались из ведения бийского суда (измена родине, убийство, разбой, барымта, захват русских пленных, антиправительственные выступления - разбирали царские суды).

Также Устав включал в себя "часть медицинскую", в которой предписывалось в каждом округе определить по два лекаря, неподвижные больницы (стационарные). "Установление духовные и по части народного просвещения" касались образования.

Принятие "Устава о сибирских киргизах" означало ликвидацию ханской власти в Среднем жузе и фактическое его включение в состав Российской Империи.

Процесс ликвидации государственной независимости в ходе российской колонизации края проявился в целенаправленном реформировании системы управления в Казахстане. Уже в 80-е годы XVIII века губернатором Оренбургской губерний О. Игельстромом были предприняты попытки ликвидировать ханскую власть в Младшем жузе, известные как "реформы Игельстрома". Но в XIX веке эта политика стала более последовательной и вылилась в конкретные результаты.

С 1822 году оренбургским генерал-губернатором был разработан проект Устава для Младшего жуза и утвержден Азиатским комитетом в 1824 году. По этому Уставу была отменена ханская власть в Младшем жузе.

По Уставу Младший жуз был разделен на три части - Западную, Среднюю и Восточную, во главе которых стояли султаны-правители. Султаны - правители, поставленные во главе частей, по сути, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии куда вошли председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления. Султаны-правители были обязаны следить за сохранением порядка в степи, следить за действиями местных чиновников из числа казахов, сбором налогов и вести судебные дела.

В Младшем жузе новая крупная административная реформа была проведена в 1831 году, когда была введена дистанционная система управления. Все кочевья, прилегающие к Пограничной Линии, от Гурьева до Звериноголовской крепости были разбиты на 32 участка - дистанции. Во главе дистанции стояли начальники из старшин и султанов, назначенные правительством. Они подчинялись султанам-правителям и управляли казахскими общинами через старшин, назначаемых из среды казахской знати. Эта реформа в пограничных районах уничтожила последние остатки независимости казахов.

Территориальное деление на дистанции проводилось без учета родовых кочевий, что приводило к большим осложнениям. Казахи, кочевавшие со своим родом, часто ускользали из поля зрения дистанционных начальников и переходили на территорию соседней дистанции. Поэтому, в дальнейшим решено было отказаться от деления по территориальному признаку, а прикреплять к дистанции роды, кочевавшие на ее территории. Какая цель преследовалась? Введение дистанционной системы преследовала цель не только лишить казахов политической независимости, но и установить постоянный военно-политический контроль.

Дистанционные начальники обязаны были докладывать султанам-правителям и Оренбургской Пограничной комиссии о всякого рода недовольствие, которое могло возникнуть среди казахов. Кроме того, они должны были воспитывать в духе верноподданничества государю. Словом, дистанционные начальники исполняли роль надсмотрщиков и агентов русского правительства в степи.

Одновременно с ликвидацией политической самостоятельности казахов младшего и среднего жузов происходил планомерный захват лучших земель и заселений их русскими казаками. Например, по подсчетам военного топографа Какулина, только в 1839 году русским казакам были отданы земли по Иртышу от Усть-Каменогорска до Омска, площадью в 15000 кв. км. Еще один пример, земли, расположенные к западу от новой линии (между крепостями Оркской и Троицкой), более 10000 кв. км. изымались из пользования казахов. Казахские аулы подлежали выселению из этого района.

Дальнейшие земельные захваты и колонизация Казахстана лишили казахов лучших земель и пастбищ.

Таким образом, земельные захваты, основание приказов, постройка военных линий, крепостей, форпостов и т.д. затронули жизненные интересы казахских масс, которые не могли добровольно расстаться со своими кочевьями и лишиться былой независимости. В результате народ восстал против колониальной политики царизма.

Итак, в первой половине XIX века происходили большие изменения в политическом строе Казахстана. По уставам 1822 и 1824-го годов ханская власть в Казахстане была ликвидирована и введена система территориального управления. Все это, т.е. ликвидация ханской власти и введение нового порядка управления были произведены в интересах царизма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Тема урока: Царские реформы 1822-1824 гг. Исследовательский вопрос: Почему в.

Тема урока: Царские реформы 1822-1824 гг. Исследовательский вопрос: Почему в 20-ые годы XX века в Казахстане были проведены административные реформы? Цели обучения: 7.3.1.4 – объяснять административно-территориальные изменения в результате реформ царской власти; 7.1.2.1 – определять изменения в традиционном казахском обществе на основе сравнений с предыдущими периодами

Критерии оценивания: - Выявляют не менее 3-х целей царской колониальной полит.

Критерии оценивания: - Выявляют не менее 3-х целей царской колониальной политики в связи с проведением административных реформ; - Определяют изменения в административно-территориальном делении Среднего и Младшего жуза после реформ; - Проводят сравнительный анализ административно-территориального устройства казахов до колонизации Россий и после.

 Казахстан до XIX в. Младший Жуз Средний Жуз Старший Жуз

Казахстан до XIX в. Младший Жуз Средний Жуз Старший Жуз

? Административное деление Казахского ханства

? Административное деление Казахского ханства

Административное деление Казахского ханства ХАНСТВО АРЫС РОД АТА АЙМАК ЖУЗ АУ.

Административное деление Казахского ханства ХАНСТВО АРЫС РОД АТА АЙМАК ЖУЗ АУЛ УЛУС



1731 г.


 Территория вошла в состав Российской империи

Территория вошла в состав Российской империи

Политическое положение в Среднем жузе Недовольство казахов жестокостью Уали х.

Политическое положение в Среднем жузе Недовольство казахов жестокостью Уали хана. 1819 г.- смерть Уали хана. Царская администрация новых ханов в Среднем жузе больше не назначала.

Необходимость реформ

Цели реформ Ликвидация ханской власти в Казахстане Ликвидация традиционной ка.

Цели реформ Ликвидация ханской власти в Казахстане Ликвидация традиционной казахской политической системы Изменение административного, территориального, судебного управления Казахстаном


Трёхступенчатая система управления Округ Волость Аул

Трёхступенчатая система управления Округ Волость Аул

СРЕДНИЙ ЖУЗ Область Сибирских киргизов

СРЕДНИЙ ЖУЗ Область Сибирских киргизов

Казахстан до XIX в. Младший Жуз Средний Жуз Старший Жуз Область сибирских ки.

Казахстан до XIX в. Младший Жуз Средний Жуз Старший Жуз Область сибирских киргизов

Казахстан до XIX в. Младший Жуз Средний Жуз Старший Жуз Область сибирских ки.

Казахстан до XIX в. Младший Жуз Средний Жуз Старший Жуз Область сибирских киргизов Западно-сибирское генерал губернаторство Г. Омск


 1824 г. АУЛ Оренбургская пограничная комиссия

1824 г. АУЛ Оренбургская пограничная комиссия

Трёхступенчатая система управления Часть Дистанция Аул

Трёхступенчатая система управления Часть Дистанция Аул

Основной функцией султанов-правителей было содержание подчиненного народа «в.

Казахстан до XIX в. Младший Жуз Средний Жуз Старший Жуз Область оренбургских.

Казахстан до XIX в. Младший Жуз Средний Жуз Старший Жуз Область оренбургских киргизов

Младший Жуз Средний Жуз Старший Жуз Область оренбургских киргизов Оренбургск.

Младший Жуз Средний Жуз Старший Жуз Область оренбургских киргизов Оренбургское генерал губернаторство Г. Оренбург

Уставы 1822, 1824 гг. Младший Жуз Средний Жуз Старший Жуз Область оренбургск.

Уставы 1822, 1824 гг. Младший Жуз Средний Жуз Старший Жуз Область оренбургских киргизов Область сибирских киргизов

Уставы 1822, 1824 гг. Младший Жуз Средний Жуз Старший Жуз Область оренбургск.

Уставы 1822, 1824 гг. Младший Жуз Средний Жуз Старший Жуз Область оренбургских киргизов Область сибирских киргизов Оренбургское генерал губернаторство Западно-сибирское генерал губернаторство

Как известно, после смерти хана Аблая в 1781 г., ханом Среднего жуза был провозглашен его старший сын Уали. Царское правительство в стремлении ослабить его власть поддержало сепаратистские выступления многих султанов. В 1815 г. царской администрации удалось спровоцировать выборы второго хана, Букея, потомка Барака. После смерти Букей хана в 1817 году и Уали-хана в 1819 году новые ханы в Среднем жузе не были утверждены.

По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные из них изымались из ведения бийского суда. Но даже при решении менее важных дел решения суда биев могли быть обжалованы в окружных приказах.

Казахские ханы Младшего Жуза еще во второй половине XVIII века стали назначаться царскими властями, их деятельность была поставлена под контроль царских чиновников, народное собрание было фактически ликвидировано . Назначенные царским правительством ханы не обладали достаточным авторитетом, неоднократно провоцировали народные восстания, подрывавшие производственные силы края и способствовали падению престижа ханской власти. После убийства хана Джанторе (1805- 1809) правительство признало его преемником Ширгазы, сына Айчуака, самого бездарного из потомков Абулхаира. Народное же собрание Младшего жуза избирает очень деятельного султана Арынгазы. Последний за несколько лет правления добился определенной централизации власти в жузе. Но. царское правительство, заинтересованное в ослаблении и ликвидации ханской власти, в 1821 году задержало султана Арынгазы в Петербурге и сослало в Калугу. Это решение было продиктовано стремлением избавиться от влиятельного хана, чтобы потом отменить ханскую власть в Младшем жузе.

При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера. Ставки их находились в казачьих станицах и укреплениях. Как султаны-правители, так и их помощники ставились из среды сословия султанов.

С 1831 года начинается организация участков- дистанций, внутри дистанции создаются более мелкие единицы, управления старшинства. Всего к середине XIX было открыто 54 дистанции (в Западной части - 8, в Средней -20, в Восточной -28). Дистанционная система не распространялась на южную часть Жуза, то есть на Приаралье, Каракуму, Сырдарью, Мангышлак, в общем, на всю территорию южнее Ново- Александровского укрепления.

Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались оренбургским генерал- губернатором по рекомендации пограничйой комиссии. Здесь не было выборной системы. Введение "Устава" подорвало авторитет народного судопроизводства, установлена возможность огосударствления его. Устав подорвал основы традиционной власти, но тем самым перестало существовать уважение кочевников во всякой ее форме.

В связи с принятием Устава по Северной границе Казахстана форсировалось строительство утепленных линий.Отдельные аванпосты появлялись и в глубине степи. Одновременно, сни насыщались военными гарнизонами, для чего иногда и крестьян-переселенцев насильно обращали в казаков.

Читайте также: