Сообщение о развитии образования науки искусства

Обновлено: 02.07.2024

Данная статья является продолжением цикла статей о внутренней политике Петра I. Предыдущую статью о военных реформах Петра I можно найти и прочитать здесь . Преобразования Петра I в сфере культуры носили не менее масштабный и даже революционный характер, чем другие реформы первого императора России. Во многом именно культурные реформы Петра I спровоцировали многочисленные восстания, недовольства и подозрения: люди были еще не готовы так резко расстаться с многими вековыми традициями.

Образование и наука

В период правления Петра I образ жизни дворян значительно приблизился к западным стандартам.

Была создана светская система образования, учеба приравнивалась к государственной службе и становилась обязательной для дворян. В 1714 году был издан указ, согласно которому запрещалось жениться дворянам, не получившим хотя бы начального образования (не окончившим циферной школы ).

В образовании акцент сместился с гуманитарных на точные науки. Эти изменения были связаны как с развитием промышленности, так и с потребностью государства в новых офицерских кадрах. Открывались специальные технические школы в Москве и Санкт-Петербурге. Детей дворян отправляли учиться заграницу.

Была значительно изменена письменность. С 1703 года введены арабские цифры, в 1708 -1710 учрежден новый гражданский шрифт.

Первые музеи появились в России также при Петре I. Во время великого посольства в Европу Петру I понравилась идея коллекционирования редкостей и необычных вещей. Так в 1709 г. начинается создание Модель-камеры, ставшей впоследствии основой для военно-морского музея. В 1714 основана, а в 1719 открыта Кунсткамера.

Активно развивалась и сфера светского образования. В 1714 была открыта первая публичная библиотека и ботанический сад в Санкт-Петербурге. В 1724 был издан указ об учреждении Академии наук.

В России были свои выдающиеся ученые, например, Андрей Константинович Нартов, который в 1712 г. изобрел токарный станок.

Публицистика

Главным публицистом и идеологом времен Петра I являлся Феофан Прокопович. Его произведения:

Архитектура

Главным архитектором на службе у Петра I был Доменико Трезини . Среди его творений:

Сайт о Всемирной Истории в деталях. Исторический портал, посвященный Мировой Истории, начиная с появления человеческого общества и заканчивая текущими событиями в Мире. Мы освещаем ход развития Великих событий от эпохи Палеолита до Новейших времен. Редакция сайта является исследовательской группой.

Образование. Развитие науки и искусства

Насколько различен был быт отдельных слоёв общества, настолько различны были и их интересы, уровень образования и нравы.

Резкое социальное неравенство определяло и характер образования в эллинистических городах. Постановка его часто зависела от щедрот местных богачей или царей, желавших прослыть покровителями эллинской цивилизации.

Некоторые города издавали особые законы о школах, которыми следовало руководствоваться при организации школьного дела. Граждане проявляли к нему живой интерес, обсуждая на народных собраниях вопросы школьной жизни и выбирая там же учителей.

В зависимости от средств, которые были в распоряжении города, школьные помещения устраивались с большими или меньшими удобствами.

Школы были связаны с жизнью города: учащиеся и преподаватели участвовали в играх и состязаниях, выступали с хоровыми песнопениями во время торжественных процессий в праздничные дни.

За пределами эллинизированных полисов духовной жизнью широких кругов населения руководили жрецы местных религий, которые стремились к сохранению вековых идеологических и культурных традиций (например, иероглифической письменности, клинописи) в узкой среде посвящённых; народные массы, находясь под влиянием жречества, были далеки от всякой образованности.

Создание эллинистических монархий существенно изменило условия развития науки и искусства. Значительная часть учёных, философов, писателей, поэтов, художников, скульпторов жила теперь при дворах эллинистических правителей на их содержании или пользуясь их милостями.

В Александрии при поддержке правительства Птолемеев, желавших придать ещё больше блеска своей столице, были основаны библиотека и Мусейон.

Начало библиотеке было положено ещё Птолемеем I, но окончательно она была организована при его преемнике.

Главное книгохранилище помещалось в царском квартале и состояло приблизительно из полумиллиона рукописей. Кроме того, в храме Сараписа, в юго-западной части города, находилась библиотека, куда был открыт доступ более широкому кругу читателей.

Во главе библиотеки стоял назначенный царём выдающийся учёный (например, Каллимах, Эратосфен и др.), который одновременно являлся и воспитателем царских детей. Крупные библиотеки были также в Пергаме и в Антиохии на Оронте.

В Александрию съезжались учёные из разных городов греческого мира. Здесь работали Эвклид, Эратосфен и многие другие.

Идеи и научные достижения, рождавшиеся в Александрии, проникали в другие страны эллинистического мира; позднее александрийская культура оказала глубокое влияние на римскую, а через её посредство — па новую европейскую цивилизацию.

Развитие эллинистической культуры было глубоко противоречивым, как и та общественная среда, в которой это развитие происходило. Наряду с расширением научного кругозора в области идеологии наблюдаются и реакционные тенденции.

Упадок общественной жизни, связанный с кризисом городских республик и возникновением новых монархий полувосточного типа, не мог не сказаться на общественной мысли.

В философии, истории, литературе и искусстве возникают идеи и теории, уводящие от злободневных политических вопросов, от противоречий окружающего мира.

Образование

Уровень грамотности в народе заметно вырос. Система образования приобрела следующую форму:

  1. Начальное образование. Сюда входили, которые строились при церквях, земствах, а также государственные школы. Хорошее начальное образование давали школы при земствах. У детей, обучавшихся там, уровень грамотности был выше, чем у детей, обучавшихся в других школах.
  2. Среднее образование. Сюда входили училища, как епархиальные так и обычные, гимназии, которые имели дополнительное подразделение в виде женских гимназий. Между этими учреждениями имелись различия в предметах, на которые делался упор. В училищах преимущественно изучали естественно-технические науки. В гимназиях наоборот, тщательнее преподавались иностранные языки и гуманитарные науки.
  3. Высшее образование. Для поступления в университет требовался документ об окончании гимназии или училища. Без этого свидетельства поступить было невозможно. Высших учебных заведений в стране становилось все больше, также появлялись специальные институты, например, Горный и Лесной. В конце XIX века появились университеты стали появляться во многих городах России. Затем стали появляться частные высшие учебные заведения.

Грамотность распространялась не только среди детей и молодёжи. В 60-х года стали популярны воскресные школы для взрослых. В них бесплатно обучали грамотности и основам технических знаний. Позже возникли рабочие курсы. А затем стали появляться народные учебные заведения, так называемые народные дома. Чтобы попасть туда, достаточно было желания. На статус и положение никто не смотрел.

Издательство

Наблюдалось развитие книгопечатания и издательского дела в целом. К концу столетия число изданий, выходивших с определенной периодичностью, возросло в 3 раза.

Вместе с издательством книг росло и количество публичных библиотек. Они возникали при учебных заведениях и музеях, например, при Политехническом или Историческом. Музеи со своей стороны тоже принимали участие в развитии культуры страны. Среди них следует выделить:

  • собрание русской живописи Третьяковых, которое впоследствии стало основой для Третьяковской галереи;
  • Московский музей изящных искусств;
  • Петербургский Императорский Русский музей.

Деятельность этих музеев приобщала к культуре широкие слои граждан.

Наука

В XIX-XX веках наблюдалось стремительное развитие науки, причем во всех ее областях. Были совершены многие знаменитые открытия. Также это время стало периодом, в котором начавшееся разделение наук на фундаментальные и прикладные, только усилилось.

Естественные науки

Самые известные открытия, совершенные в то время:

  1. Менделеев открыл фундаментальный закон природы о химических элементах.
  2. Теория строения органических соединений Бутлерова.
  3. Органический катализ Зелинского.
  4. Множественные химические открытия Каблукова

Математика

Самыми знаменитыми исследованиями в области математики того времени являются исследования, на которых построены теория чисел и теория вероятностей. Хотя исследования проводились и во многих других разделах, данные теории стали большим прорывом в математике. Они проводились Чебышевым, Ляпуновым и Ковалевской, которая являлась первой в мире женщиной-профессором.

Физика и механика

Важнейшие открытия в области физики и механики:

  1. Знаменитая свеча Яблочкова.
  2. Лампа накаливания Лодыгина.
  3. Исследования явлений фотоэлектрики Столетова.
  4. Исследования в области гидроаэродинамики Жуковского.
  5. Первый самолёт был создан Можайским.

География

Продолжались исследования регионов Земли, о которых было мало известно:

  • Монголии;
  • Тибета;
  • Индонезийских островов;
  • Эфиопии;
  • Филиппинских островов;
  • Туркестана;
  • Тянь-Шаня.

На рубеже XIX-XX веков еще продолжались географические открытия. И русские ученые-географы принесли в них немалый вклад. Самые знаменитые достижения в области географии:

  • 2 плавания вокруг света совершил С. О. Макаров. Так же океанограф сделал описание Северного, Чёрного и Мраморного морей. Он же предложил исследовать Северный морской путь при помощи ледоколов.
  • Были отправлены экспедиции Толля и Колчака для изучения Арктики. Впоследствии эти экспедиции продолжились под командованием Г. Л. Седова.

В 1912-1914 годах прошла экспедиция к Северному полюсу, в которой проходили исследования побережья и островов Северного Ледовитого океана. Для этих исследований использовалась геодезическая съемка.

Гуманитарные науки

На развитие этой области оказывала влияние политическая ситуация в стране. Особенно сильное развитие получила история.

Самые знаменитые труды того времени:

Социальные конфликты и изменения в обществе задавали направление для развития. История Российского государства рассматривалось с разных сторон. Политик П. Н. Милюков описал историю государства с либеральной позиции, а историк Покровский с марксистской. Экономическое развитие страны тоже отражалось в некоторых работах.

Также в данный период были полностью перевернутый представления о материальном мире благодаря новым совершенным открытиям: рентгеновские лучи, радиоактивность, делимость атома.

Другие знаменитые достижения

В данный период получили Нобелевские премии знаменитые учёные Павлов и Мечников. Вернадский составил энциклопедические труды, способствовавшие развитию геохимии, радиологии и биохимии.

Литература

Многие писатели-прозаики в своих произведениях придерживались традиции критического реализма. Среди них особенно выделились Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов. В их произведениях поднимались важные для русского общества вопросы: о гуманизм, гражданственности и народности. В творчестве Толстого были выражены нравственные проблемы. Максим Горький в своих произведениях обозначал острые социально-политические вопросы.

В искусстве и литературе проявлялись принципы модернизма:

  1. Среди поэтов-футуристов прославились В.В. Маяковский, Саша Чёрный в Д.Д. Бурлюк, В.В, Хлебников.
  2. Самыми знаменитыми поэтами-акмеистами являлись Ахматова, Кузьмин, Мандельштам, Н.С. Гумилёв.
  3. Символистами являлись Блок, Брюсов, Бальмонт, Мережковский.

Театр

Развитие деятельности театра в стране проходило следующим образом:

  • В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Московский Художественный театр. На его сцене блистали знаменитые актеры Москвин, О.Л. Книппер-Чехов, В.И. Качалов.
  • В 1904 году был открыт театр в Петербурге имени Комиссаржевской. В театре ставились постановки, отражающие стремление демократической интеллигенции.
  • Благодаря деятельности некоторых театров стали развиваться музыкальные спектакли. К театрам, развивавшим данное направление, относится Московский Большой театр, частная опера, основанная Мамонтовым и Зиминым и Петербургский Мариинский театр.

Также произошло зарождение метафорического театра.

Кино

Первые кинофирмы появились в 1907-1908 годах. К 1913 году их насчитывалось уже около 30.

Самым знаменитым режиссером того времени являлся Я. А. Протазанов. Популярными звездами немого кино были Вера Холодная и Мозжухин.

Музыка

  • Мусоргский;
  • Римский-Корсаков;
  • Балакирев;
  • Бородин;
  • Кюи.

Произведения создавались в стиле оперы, балета, симфонии. Но поиски новых музыкальных стилей не прекращались.

В 1859 году было создано Русское музыкальное общество. Благодаря этому обществу большую популярность приобрела национальная музыка.

Множество консерваторий не только в столице, но и в других городах стали центрами музыкальной культуры. В 60-х годах в Петербурге была открыта бесплатная музыкальная школа. Её преподаватели Балакирев и Ломакин, которые и открыли эту школу способствовали приобщению общества к музыке.

В начале XX века наблюдалось усиление интереса к проблемам философии и этики. Этот интерес отразился в творчестве Скрябина, Рахманинова, Стравинского.

Живопись и скульптура

В конце XIX века в искусстве особенно выделялось несколько направлений:

  1. Исторический жанр, в котором присутствовали национальные сюжеты и народный эпос. Наиболее популярные живописцы исторического жанра – В.М. Васнецов и В.И. Суриков.
  2. Батальная живопись. Этот жанр использовал в своем творчестве Верещагин.
  3. Н.А. Ярошенко был мастером однофигурных жанровых композиций.

К концу столетия начались поиски новых направлений. Результатом этого поиска стали пейзажи, которые изображали на своих картинах И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи.

Часть живописцев выделялась среди остальных:

Эти художники объединяли в своем творчестве прошлое и будущее. Они сочетали традиции русского искусства с возникающими новыми направлениями.

  • К.А. Сомов;
  • Л.С. Бакст;
  • Е.Е. Лансере;
  • Н.К. Рерих;
  • А.Н. Бенуа;
  • Н.Э. Грабарь.

Самые знаменитые работы скульпторов:

На скульптуру конца XIX – начала XX века большое влияние оказывал импрессионизм. Стали использоваться новые пластические формы, контраст света и тени.

Архитектура

В конце XIX века здания сооружались в стиле архитектурной эклектики. Это означало, что в одном проекте могли использоваться разные элементы стилей прошлого. Например, во дворце великого князя Владимира Александровича, построенном по проекту Рязанова, который находится в Петербурге, сочетались элементы русского и британского стиля, а также барокко.

В начале XX века для архитектуры характерны три новых направления:

  1. Неорусский стиль. В нём использовалось древнерусское зодчество, смешанное с современным стилем (Казанский вокзал по проекту А.В, Щусева).
  2. Стиль модерн (Ярославский вокзал по проекту Ф.И. Шехтеля).
  3. Стиль неоклассицизм, в котором также смешивались принципы архитектурной классики и нового стиля (Киевский вокзал по проекту И.И. Рерберга).

Смешивание старых стилей в новыми приобрело широкое распространение в архитектуре.

Достижения в конце XIX – начале XX века сыграли важную роль в развитии мирового общества. Российские путешественники совершили множество открытий. Искусство и литература повлияли на мировую культуру. В целом, культурные достижения России получили мировое признание.

После распада Советского Союза деятели культуры получили полную свободу. Государство больше не диктовало свои условия. Единая политика в сфере культуры канула в Лету. Но был и минус – в начале 90-х гг. правительство существенно урезало финансирование науки, искусства, литературы, системы образования.

Культурная сфера постепенно начала перестраиваться на рыночные условия работы. Произошла ее коммерциализация. Для современной культуры характерно возрождение интереса к религии. Большое влияние на нее оказывал Запад. С распространением интернета нужно было подстраиваться под новые условия.

В новом тысячелетии государство вновь обратило внимание на науку, образование, культурные учреждения. Эти сферы получили большую финансовую поддержку. Активно развивались международные культурные связи. Проводились концерты, выставки, фестивали и другие мероприятия.

Сфера образования

В России расширился перечень образовательных учреждений. Появились лицеи и гимназии.

Гимназии в России

Если раньше работали лишь государственные учебные заведения, то в 90-х гг. открылись частные школы, колледжи, институты. Также функционировали религиозные учебные учреждения.

В России активно обновлялись программы, учебники, пособия. Особое внимание уделялось общественным наукам.

Были введены государственные образовательные стандарты.

Постепенно была проведена компьютеризация средних и высших учебных заведений.

Важным нововведением стал единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Научные открытия

В конце 90-х гг. научные отрасли получили больше государственных ассигнований. Началось обновление материально-технической базы исследований.

Нобелевский лауреат

В новом тысячелетии российское научное сообщество пополнилось Нобелевскими лауреатами. В 2001 году Ж. Алферов был удостоен премии за исследования в области коммуникационных и информационных технологий, используемых в оптоволоконной связи, сверхбыстрых компьютерах. В 2003 году благодаря исследованиям в области квантовой физики отметились В. Гинзбург и А. Абрикосов. В 2010 году А. Гейм и К. Новоселов получили премии за опыты с двумерным материалом – графеном.

Ученые из РФ участвовали в различных международных проектах. NASA использовали российские приборы для картирования воды на Луне и Марсе. Ученые работали над созданием Большого адронного коллайдера, проводили на нем эксперименты.

Современная литература

Получив свободу в самовыражении, писатели начали создавать новые жанры и направления. В реалистических традициях продолжали творить Ч. Айтматов, В. Белов, Ю. Поляков, В. Распутин.

Писательница Улицкая

Архитектура и скульптура

Параллельно создавалась современная городская среда. В Молочном переулке работал Ю. Григорян. В Малом Левшинском переулке жилые дома строили М. Лабазов и М. Савин. Архитектор А. Скокан спроектировал здание Московской межбанковской валютной биржи.

Многие здания были скопированы из западных образцов. Появилось огромное количество небоскребов, футуристических проектов, типа Москва-Сити.

Москва сити

В скульптуре преобладал новый традиционализм. Мастера применяли апробированные стилистические приемы, учитывая современное техническое обеспечение. Стоит выделить монументальные скульптурные композиции З. Церетели. Работы В. Клыкова, А. Комова, А. Рукавишникова. В направлении нового искусства работал М. Шемякин. Скульптор экспериментировал как с формами, так и с материалом.

Современная российская живопись

Художник И. Глазунов был приверженцем русской самобытности. Это отчетливо прослеживается в его портретах, исторических композициях. Глазунова поддерживал А. Шилов, создавший портретную галерею современников.

Параллельно развивались новые формы творчества:

  • Инсталяции – способы художественной организации пространства.
  • Хэппенинги – контакт со зрителем, его вовлечение в реализацию художественного замысла.
  • Перфомансы – формы воздействия художника на аудиторию.

Д. Пригов и И. Кабаков работали над образами пустоты, мирового хаоса. Им удалось их воспроизвести в выставочном зале при помощи бумаги, газет, мебели, других предметов.

Выставка Пригова

Постепенно формировалось технотронное искусство. Ему присущи превращения технических достижений в объекты изображения. Моделями выступали компьютеры, калькуляторы, микросхемы. Дополнительно развивалось видеоискусство, анимация, компьютерная графика.

Музыка в России

Авангардные течения перекочевали в музыку (Э. Денисов, А. Шнитке, Г. Канчели, С. Губайдулина).

Во второй половине 90-х гг. у слушателей проснулся интерес к классике. Виолончель представлял Н. Гутман, скрипку – В. Третьяков, Г. Кремер, альт – Ю. Башмет. На фортепьяно играли А. Любимов, М. Плетнев, Е. Кисин, Д. Мацуев.

Лучшими дирижерами РФ стали Ю. Темирканов, Е. Светланов, Г. Рождественский, В. Спиваков, В. Федосеев.

Русский театр

Режиссеры развивались в двух направлениях:

  • Сценический минимализм. Акцент делался на актерской игре, сценической речи, нюансах текста. Любые декорации на сцене отсутствовали.
  • Внедрение технических средств. Проводились эксперименты с проектированием пространства, созданием сценического дизайна.

Театр Табакерка

Параллельно развивались авангардные течения. Яркие представители такого творчества: К. Богомолов, К. Серебренников, Ю. Бутусов, Р. Виктюк.

Современное кино

Штрафбат Досталя

Читайте также: