Сообщение о растениях удмуртии 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тип урока: комбинированный, урок – виртуальное путешествие.

Цель: формирование знаний об охране растительного мира В Удмуртской республике.

Задачи:

  • расширение знаний о способах сохранений растений в республике
  • углубление знаний о Красной книге Удмуртской республики
  • воспитание бережного отношения к природе Удмуртии
  • развитие познавательного интереса на основе полученных знаний, умения сравнивать, обобщать, делать выводы

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедиа проектор,
  • Слайд-шоу “Охрана растений в Удмуртии” (Презентация)
  • Листы бумаги, фломастеры

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка выполнения домашнего задания

Показ кадров “фильма” о продолжительности жизни растений.

- Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может. (Слайд 1). Что это? (Растение.) (Слайд 2).

Ребята, давайте подумаем, важны ли растения в нашей жизни? Может быть, без них было бы лучше? Почему?

(Слайд 3). Растения

  • используются в пищу людьми и животными;
  • помогают бороться с болезнями;
  • используются как промышленное сырьё;
  • очищают воздух.
  • Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли. Кедр, сосна, лиственница – лучшие борцы с микробами в воздухе.
  • Украшают нашу жизнь.

(Слайд 4). В энциклопедии “История медицины” есть такие слова: “Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать: мы живём в мире лекарств”.

Растения – лекарства. Лекарственные растения помогают бороться с болезнями. Люди используют такие растения в натуральном виде или изготавливают из них лекарственные препараты. В Удмуртии растёт много видов лечебных растений. Вот некоторые из них.

(Слайд 5). Мята перечная, подорожник, мать-и-мачеха, облепиха,

(Слайд 6). Донник лекарственный, лопух большой, ландыш майский, одуванчик лекарственный, шиповник ржаво-красный, бессмертник песчаный.

- При каких заболеваниях вы и ваша семья используете лекарственные растения? Какие?

Рассказы детей о растениях из “Зелёной аптеки”.

(Слайд 7). “Растение – земли украшение”. Как вы понимаете смысл этой поговорки?

Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами.

ИГРА “Отгадай цветы”.

- Цветы радуют нас своей красотой и ароматом. (Слайд 7). Буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН), РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН).

Эти цветы на территории нашей республики можно увидеть, и в садах, на городских клумбах.

Если бы растения умели говорить, мы бы услышали крик и мольбу о помощи? Гибнут растения, некоторые из них просто исчезают

  • Почему так происходит?
  • Кто в этом виноват?
  • Как помочь растениям?

На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке. (Слайд 8). Каковы причины губительно действующие на растения? (Высказывания)

Давайте сделаем вывод: (слайд 9)

  • Хозяйственная деятельность человека
  • Бесконтрольное употребление растений человеком в пищу, в медицине
  • Бескультурье человека, невыполнение правил посещения лесов, водоемов, зон отдыха

Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч растений. А в нашей республике более 230 видов на грани исчезновения

  • Как помочь растениям сохраниться?
  • какие меры принимаются в нашей стране, республике, чтобы сберечь исчезающие растения и животных? (Слайд 10).

Заповедники, заказники, национальные парки. (Слайд11).

  • В нашей республике есть национальный парк “Нечкинский” и заказники (Слайд 12)
  • Кильмезский ботанический заказник
  • Заказник “Валамазский”
  • Кокманский ботанический заказник
  • Андреевский сосновый бор (слайд13)

Красная книга Удмуртской республики (слайд 14).

“Охранять природу – значит охранять Родину”. Эти слова должен помнить каждый человек. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда!”

И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Удмуртской республики есть информация о растениях нуждающихся в срочной помощи, защите.

(Показ книги)

Познакомьтесь с некоторыми растениями из Красной книги нашей республики. (Слайды 15, 16, 17,18, 19, 20)

Венерин башмачок, прострел желтеющий, ирис ложноаировый, прострел раскрытый, кувшинка четырехгранная, колокольчик рапунцевидный, береза карликовая, кокушник длиннорогий, алтайская ветреница.

Создание классной “Красной книги” (работа выполняется в группах)

Ребята, давайте создадим “Красную книгу” нашего класса

  • нарисуйте редкое растение
  • определите меры охраны этого растения

Выставка листов “Красной книги”

Много леса — не губи, мало леса береги. Что значат эти плакаты. (Слайд 21)

Игра “Хорошо или плохо” (слайд22)

Подумайте, что правильно, а что нет в действиях людей

- Как мы можем помочь сохранить растения. (Слайд 23).

Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас

Италмас – цветок Удмуртии. Сотни лет он украшает своим солнечным сиянием богатые растительностью пойменные луга, расположенные вдоль малых и больших рек этого волшебного края.

Описание

Цветок италмас, или купальница европейская (латинское название tróllius europaéus), – это травянистое многолетнее растение, высота которого не превышает 1 метра. Относится к семейству Лютиковые. Чаще всего одно растение имеет не более пяти цветков, которые источают тончайший медовый аромат и никогда полностью не раскрываются. Их диаметр составляет от трех сантиметров и более. На фото цветок италмас хорошо виден, и можно рассмотреть, что его лепестки шарообразной формы имеют красивый золотистый окрас.

Цветок италмас фото

Как известно, это растение радует своей красотой с мая и до середины июня. Из года в год эти изящные цветы страдают из-за несоизмеримых сборов. Всего на планете насчитывается более 30 видов купальниц, однако в Удмуртии встречается лишь один из них. Он занесен в Красную книгу не только в этой республике, но и в некоторых других регионах России, а также ближнего зарубежья.

Италмас как символ Удмуртии

Италмас цветок Удмуртии

Смелая Италмас бросилась в огонь и сумела потушить его, однако сама превратилась в солнечно-золотистый цветок. С этого времени для удмуртов он стал символизировать надежду и радость, любовь и печаль, разлуку и верность.

Легендарный цветок италмас присутствует и в названии республиканского Государственного ансамбля, художественным руководителем которого является Анатолий Мамонтов. Благодарная публика всегда с нетерпением ожидает новых концертных программ этого прославленного коллектива.

Интересные факты

Цветок италмас

Цветок италмас в Западной Европе считают горным растением, а в Восточной – лесных полян, речных долин и лугов.

Купальницу в народе называют по-разному: сибирская роза, купавка, колотушка, купава, огоньки, кучерская травка, бубенчики, авдотки, троллиус, жарки, купавница.

Цветок италмас является чрезвычайно сильным и жизнеспособным, так как он практически не подвержен никаким болезням.

В Европе купальницей начали украшать сады еще в конце XVI века. Большинство существующих ныне декоративных форм и видов этих цветов были известны еще более столетия назад. Начиная с XIX века, они присутствовали почти во всех садах Европы.

План проекта:

  1. Вступление.
  2. Растения.
  3. Животные.
  4. Красная книга.
  5. Охрана природы.
  6. Вывод.
  7. Пример готового фоторассказа-презентации.

Доклад к проекту

Мой родной край — республика Удмуртия. Она расположена на востоке европейской части России, в Предуралье. Нашими ближайшими соседями оказываются Кировская область, Пермский край, республики Татарстан и Башкортостан.

Рельеф региона представляет собой всхолмлённую равнину, переходящую к северо-востоку в Верхнекамскую возвышенность. Самая высокая точка края поднимается на 332 метра над уровнем моря.

В нашей области протекает более 7 тысяч рек и ручьёв различной длины. Самыми крупными из них оказываются Кама и Вятка. Озёр в регионе мало, большая их часть имеет старичное происхождение. Зато в крае есть несколько крупных искусственных прудов, например, Ижевский, площадью 24 квадратных километра.

Климат региона умеренно континентальный. Удмуртия находится в природной зоне тайги и смешанных лесов. Этим объясняется видовое разнообразие нашей флоры и фауны.

Растительность

Флора региона очень многообразна. Насчитывается свыше 1700 видов сосудистых растений. При этом леса занимают почти половину территории края.

В лесах преобладают ель, сосна, осина, пихта, берёза. Южнее встречаются дубы, липа, вяз, клён. Подлесок образован кустарниками и низкорастущими деревьями. Это рябина, черёмуха, жимолость, бузина. Травяной покров в наших лесах развит слабо, но зато там много ягод и грибов.

В лесах растут кислица, брусника, черника, земляника, шиповник. Также обычными оказываются папоротники, хвощи, различные мхи и лишайники.

Луга, напротив, богаты именно травами. Там много лютиков, васильков, незабудок, купальниц, ромашки. Встречаются пижма, зверобой, душица, череда, паслён.

Животный мир

Фауна республики очень богата. Одних только млекопитающих у нас насчитывают 63 вида. В наших лесах можно встретить лося, косулю, кабана, некоторых других копытных. Хищники представлены бурым медведем, волком, рысью, лисицей. Есть енотовидные собаки, куницы, ласки.

Много у нас зайцев, белок, ежей, различных мелких грызунов: полёвок, мышей, сонь, бурундуков. У водоёмов нетрудно встретить бобра или ондатру.

Птиц в регионе более 250 видов. В лесах стучат дятлы, кукуют кукушки, разносятся трели соловьёв. Там обитает щегол, глухарь, тетерев, сова, филин. У водоёмов предпочитают держаться утки, журавли, цапли, кулики. Хищные птицы представлены беркутами и коршунами.

В реках и прудах региона много рыбы. Это щука, сом, лещ, язь, сом, сазан, карась.

Обитает у нас и 11 тысяч видов беспозвоночных, среди которых треть относится к насекомым.

Красная книга региона

Многие животные и растения области нуждаются в защите и охране человеком, ведь численность их популяций, ареалы их распространения неуклонно сокращаются. Для защиты редких растений и животных в области создана Красная книга.

Из млекопитающих на страницах книги оказались европейская норка, росомаха, выхухоль и колонок.

Среди птиц редкими оказались чернозобая гагара, клинтух, сапсан, пустельга, филин, большая выпь, зимородок, удод.

Среди растений статус редких получили ятрышник, венерин башмачок, марьин корень, шалфей степной, карликовая берёза, эстрагон, росянка и многие другие виды.

Мероприятия по охране природы

Главными экологическими проблемами региона оказываются: выбросы промышленных предприятий и бытовые стоки, вырубка лесов, браконьерство. Эти проблемы решаются в Министерстве природы Удмуртии.

Вывод:

Животный и растительный мир моего края отличается большим разнообразием. Но если не заботиться о природе, не защищать её, то это разнообразие может быстро исчезнуть. Поэтому долг каждого ответственного человека всеми силами бороться за сохранность растений и животных, природы в целом. Сохраним природу вместе!

Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.

Шкуру тонкую сдирают. (Липа) (Слайд 9. На экран проецируется фото липы).
7. Её всегда найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель) (Слайд 10. На экран проецируется фото ели).
8. Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина) (Слайд 11. На экран проецируется фото рябины).

5.Физкультминутка
Но сначала проведем физкультминутку:
По родному краю
Дружно мы шагаем. (Марш на месте)
Справа от нас – зеленый луг. (Поворот)
Слева находится лес. (Поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (Махи руками.)
Солнце над березами светит нам. (Повороты головы.)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)


14. Домашнее задание (1 мин)
А есть ли в нашей местности растения и животные, которые нуждаются в охране? Так давайте вместе с вами создадим свою Красную книгу. Первую страницу я заполнила сама, а вот что будет внутри нашей Красной книги – зависит от вас.
Посмотрите, в конвертах для вас сюрприз – ваше домашнее задание:
1. С помощью родителей узнать, какие растения и животные нашего края внесены в Красную книгу Удмуртии.
2. Оформить страницу Красной книги растений и животных окрестностей села Балаки.

Итог (1 мин)
Подведем итоги нашего заочного путешествия в мир живого и зеленого:
1) Что нового о мире животных и растений вы узнали в ходе игры?
2) Что особенно запомнилось?
3) Как вы считаете, нужно ли в школе говорить о природе нашего края? Почему?
Подсчитаем общее количество баллов у каждой команды. Оцените свои достижения:
- Вы набрали 15-18 баллов. Если бы все были такими, как вы, то не страдали бы наши растения и животные от неумелого вмешательства. Вы не только много знаете о природе, но и умеете её охранять. Но главное – не останавливайтесь, стремитесь узнавать природу своего края глубже.
- Вы набрали 12 -15 баллов. Вы, безусловно, много знаете о природе и хотели бы ей помочь, но ваши знания неполные, и вы, сами того не желая, можете причинить ей вред. Больше читайте, говорите со знающими людьми об этом. И вы с вашей огромной энергией сможете принести природе пользу.
- Вы набрали 1 – 12 баллов. Вы, наверное, любите природу - это хорошо. Но вы так мало о ней знаете. Вам нужно изучать жизнь растений, повадки животных.
В черном ящике есть приз для команды – победительницы (орешки от белочки.) Есть и утешительный приз для побежденных (ягоды черемухи).
- Молодцы! (Слайд 44. На экран проецируется слово "молодцы") Спасибо всем за работу. До свидания!

Читайте также: