Сообщение о раннего возрождения петрарка

Обновлено: 07.07.2024

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, которая пришла на смену культуре средневековья и предшествовала культуре нового времени. Приблизительные хронологические границы эпохи – XIV – XVI столетие.

Эпоха Возрождения включает три фазы: раннее (XIV ст.), высокое (XV-XVI ст.) и позднее Возрождение (XVI – начало XVII ст.). Возникло оно в Италии, а позднее распространилось и на другие европейские страны – в XV – XVI столетиях идеи Ренессанса распространяются во Францию и Германию, а в Англии и Испании

Возрождение приходится на XVI – начало XVII ст. Выдающимися представителями этой эпохи и ее литературы были Франсуа Рабле, Мишель де Рафаэль, Пьер Ронсар во Франции, Мигель де Сервантес, Лук де Камоэнс в Испании, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка в Италии, Джефри Чосер, Томас Мор, Вильям Шекспир в Англии.

Отличительные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры и ее антропоцентризм (т. е. интерес в первую очередь к человеку и его деятельности).

Появляется любопытство к античной культуре, происходит будто ее “возрождение” – так и появился этот термин. Вместе с тем литература вместо

латыни начала использовать национальные языки, появился интерес к народному творчеству при одновременном интересе античными образцами.

Для художественных произведений этой эпохи были характерны ясность эстетичного мышления, простота и конкретность. В ренессансном мировоззрении сформировался культ человеческой личности, человеческое “Я” утверждалось как равное Богу. Из-за любопытства к человеческим потребностям художников эпохи Возрождения их называли гуманистами. Важной чертой творчества гуманистов было открытие мира и человека, стремление к познанию всего, что связано с человеком, поиски путей к счастью человека.

Гуманисты отстаивали право человека радоваться и быть счастливыми в этой, земной жизни. Центральной фигурой эпохи был художник, который добывал в борьбе свое право изменять, совершенствовать мир по эстетичным законам. Во второй половине XVI ст. на смену ренессансному искусству в Европе приходит маньеризм и раннее барокко.

Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaitre возрождаться), – одна из наиболее ярких эпох в развитии европейской культуры, которая охватывает почти три века с середины XIV ст. до первых десятилетий XVII ст. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия ума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманизм (от лат. humanus – человеческий) стал идейным основанием культуры Возрождения.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества.

Они подвергали критике метод схоластической науки, основанный на формальной логике (диалектике), отбрасывали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для цельного развития научной мысли. Зарождение ренессансной литературы во второй половине XIV ст. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи, достоинства личности, связывая их не с родовитостью, а с доблестными действиями человека, его волей и правом на наслаждение радостями земной жизни.

Явление таланта Петрарки огромное.

Оно не покрывается даже высочайшим признанием его собственных литературных заслуг. Личность, поэт, мыслитель, общественный деятель – в нем нераздельны. Вот уже свыше шестисот лет человечество уважает великого итальянца, прежде всего за то, что он, наверное, как никто другой, оказывал содействие становлению новой эпохи, которая называется Возрождением.

Франческо Петрарка был первым большим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел понять целостность новых течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, который стал программой грядущих европейских поколений. Петрарка – родоначальник новой современной поэзии. Его “Книга песен” надолго определила пути развития европейской лирики, став своеобразным неопровержимым образцом.

Сначала для современников и ближайших последователей у себя на родине Петрарка был большим реставратором классической древности, предвестником новых путей в искусстве и литературе. Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим последователям путь к познанию задач и сущности поэзии, познанию морального и гражданского призвания поэта. Во время чтения произведений Петрарки возникает автопортрет, где бросается в глаза черта – потребность в любви.

Это и желание любить, и потребность быть любимым. Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре, главной героине сонетов и других стихов, которые составляют “Книгу песен”. Важна в жизни Петрарки и любовь к домашним (матери, брату Герардо, племяннику Франческо), к многочисленным друзьям: Гвидо Сетте, Джакомо Колона, Джованни Боккаччо и ко многим другим. Вне дружбы, вне любви к ближнему и вообще к людям Петрарка не мыслил себе жизнь.

Еще одна черта, которую выделил в себе сам поэт и за которую временами (особенно на склоне лет) себя казнил, – это любовь к славе. Не в значении, однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом связано с творческим импульсом.

Оно-то большей частью и побуждало Петрарку заняться писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе, стала уменьшаться. В “Письме к потомкам” он с грустью пишет о своем венчании в Риме, а перед смертью даже был готов признать триумф Времени над Славой. К несомненным земным радостям принадлежит, согласно Петрарки, и вера в красоту человека и могущество его ума.

Но все это закрыло и множество побочных соблазнов, которых, по мнению Петрарки, человеку, из-за его слабостей, тяжело избежать. Отсюда и сомнения в абсолютной ценности земной радости. Петрарка был поразительно восприимчив ко всему, что его окружало. Его интересовало и прошлое, и настоящее, и будущее.

Поражает и широта его интересов.

Он писал о медицине и о качествах, необходимых полководцу, о проблемах воспитания и о распространении христианства, о астрологии и о падении военной дисциплины, о выборе жены и о том, как лучше устроить обед. Петрарка чудесно знал античных мыслителей, но сам в сфере чистой философии не создал ничего оригинального. Критический же его взгляд был цепкий и точный.

Много интересного написано им о практической морали. Сторонясь мирской суеты, Петрарка жил интересами времени, не был далек и от общественных страстей. Он был пламенным патриотом. Италию он любил до сумасшествия.

Ее беды и нужды были его собственными, личными. Этому есть множество подтверждений.

Одно из них – знаменитейшая канцона “Италия моя”. Заветным стремлением его было видеть Италию единой и могущественной. Петрарка был убежден, что только Рим может быть центром папства и империи.

Он оплакивал низменность Италии. Самое страшное для Петрарки – внутренние раздоры. Сколько усилий он приложил, чтобы остановить братоубийственную войну между Генуей и Венецией за торговое преимущество не Черном и Азовском морях! Литературу Петрарка понимал как художественное совершенство, как богатство духовное, как источник мудрости и внутреннего равновесия.

В оценках же временами ошибался.

Он думал, что его “Триумфы” по значимости настолько же превосходят “Канцоньере”, насколько “Божественная комедия” превосходит дантевскую же “Новую жизнь”. Еще он ошибался в оценке своих латинских произведений, которые количественно превосходили написанное им по-итальянски в пятнадцать раз! В сонете CLXVI Петрарка говорит, что не займись он “мелочами” (стихами на итальянском языке), “Флоренция нашла бы поэта, как Мантуя, как Арунка: и Верона”. Флоренция нашла поэта не меньшего, чем Вергилий и Катулл, и подарила его Италии и всему миру, но именно благодаря этим “мелочам”.

Конечно же, главным произведением Петрарки является его “Книга песен”, которая состоит из 317 сонетов, 29 канцон, а также баллад, секстин и мадригалов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад по истории
на тему:

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, которая пришла на смену культуре средневековья и предшествовала культуре нового времени. Приблизительные хронологические границы эпохи - XIV - XVI столетие.

Эпоха Возрождения включает три фазы: раннее (XIV ст.), высокое (XV-XVI ст.) и позднее Возрождение (XVI - начало XVII в.). Возникло оно в Италии, а позднее распространилось и на другие европейские страны - в XV - XVI столетиях идеи Ренессанса распространяются во Францию и Германию, а в Англии и Испании Возрождение приходится на XVI - начало XVII в. Выдающимися представителями этой эпохи и ее литературы были Франсуа Рабле, Мишель де Рафаэль, Пьер Ронсар во Франции, Мигель де Сервантес, Лук де Камоэнс в Испании, Джованни Боккаччо, Франческа Петрарка в Италии, Джефри Чосер, Томас Мор, Вильям Шекспир в Англии. Отличительные черты эпохи Возрождения - светский характер культуры и ее антропоцентризм (т.е. интерес в первую очередь к человеку и его деятельности).

Зарождение ренессансной литературы во второй половине XIV в. связано с именами Франческа Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи, достоинства личности, связывая их не с родовитостью, а с доблестными действиями человека, его волей и правом на наслаждение радостями земной жизни. Явление таланта Петрарки огромное.

Личность, поэт, мыслитель, общественный деятель - в нем нераздельны.

Поражает и широта его интересов. Он писал о медицине и о качествах, необходимых полководцу, о проблемах воспитания и о распространении христианства, о астрологии и о падении военной дисциплины, о выборе жены и о том, как лучше устроить обед. Петрарка чудесно знал античных мыслителей, но сам в сфере чистой философии не создал ничего оригинального. Критический же его взгляд был цепкий и точный. Много интересного написано им о практической морали. Сторонясь мирской суеты, Петрарка жил интересами времени, не был далек и от общественных страстей. Он был пламенным патриотом. Италию он любил до сумасшествия. Ее беды и нужды были его собственными, личными. Этому есть множество подтверждений.

Благословен и год, и день, и час,
И та пора, и время, и мгновенье,
И тот прекрасный край, и то селенье,
Где был я взят в полон двух милых глаз;
Благословенно тайное волненье,
Когда любви меня настигнул глас,
И та стрела, что в сердце мне впилась,
И этой раны жгучее томленье.
Благословен упорный голос мой,
Без устали зовущий имя донны,
И вздохи, и печали, и желанья;
Благословенны все мои писанья
Во славу ей, и мысль, что непреклонно
Мне говорит о ней – о ней одной!


Франческо Петрарка – знаменитый итальянский поэт, ставший основателем раннего гуманизма. Учителем Петрарки был Варлаам Калабрийский, литератор-монах. Петрарку называют культовым поэтом Средневековья, оказавшим большое влияние на итальянский Проторенессанс.

Детство и юность

Когда Франческо был маленьким, его отец никак не мог подобрать для своего семейства подходящее место жительства. Они часто переезжали из одного тосканского города в другой, и только когда сыну исполнилось девять лет, обосновались во французском Авиньоне. Через некоторое время мать будущего поэта избрала для себя новое место жительства – соседний городок Карпантра.

В Авиньоне Франческо посещал школу, где одним из предметов был латинский язык. Любознательный мальчик, которому нравились гуманитарные науки, уже тогда живо интересовался римской литературой. В 15 лет юноша, завершивший школьное образование, задумался о дальнейшем обучении. Отец советовал ему заняться юриспруденцией. Эта наука не привлекала Франческо, но противиться воле отца он не мог.

Франческо Петрарка

Юноша отправился учиться в Монпелье, затем стал студентом Болонского университета. Когда отец будущего поэта скончался, 22-летний молодой человек разом покончил с изучением права. Воля отца уже не довлела над ним, юноша стал свободным в выборе дальнейшего пути и занялся изучением творчества писателей-классиков. Несмотря на отличное знание юриспруденции, его отец не сумел заработать никакого состояния. В наследство своему сыну он оставил только одну поистине бесценную вещь – рукописные сочинения Вергилия.

Финансовое положение Петрарки было тяжелым, к тому же он всегда был большим приверженцем духовного просвещения. Оба этих обстоятельства стали вескими причинами для принятия выпускником университета священного сана. Франческо поселился в папском дворе Авиньона, где стал особенно близок с членами уважаемой в городе семьи Колонно. С одним из представителей авторитетной фамилии, Джакомо Колонно, итальянец познакомился еще в период студенчества.

Когда Франческо было 23 года, он впервые повстречался с Лаурой де Нов. Красота этой женщины оказала на Петрарку неизгладимое впечатление. Любовь к прекрасной Лауре вдохновила молодого человека на написание стихов, которые в течение многих веков считают непревзойденными шедеврами среди итальянских сонетов.

Поэтическое наследие Петрарки

Поэт стал популярным благодаря стихотворениям, написанным на итальянском языке. Большая часть этих произведений была посвящена даме его сердца – Лауре де Нов. Полное имя этой женщины так и осталось загадкой для современников и последующих поколений. Некоторые литературоведы вообще считают, что Лаура просто была одной из самых подходящих кандидатур на роль Музы итальянского поэта.

Франческо Петрарка

Петрарка дал своим современникам очень скупую информацию о возлюбленной. Он назвал ее имя – Лаура, написал, что впервые увидел красавицу 6 апреля 1327 года. Это случилось в церкви Санта-Кьяра. Ровно через 21 год после судьбоносной встречи женщина умерла. После ее кончины поэт не успокоился, воспевал свою любовь еще 10 лет.

Однако сам поэт относился к своим итальянским стихам несерьезно, считая их милыми безделушками, которые помогали ему восстанавливать душевное равновесие. Стихи он писал для себя, а они неожиданно для самого поэта помогли ему завоевать всю мировую общественность. Читателей всегда подкупала непосредственность, искренность канцонов, сонетов Петрарки. Эти произведения, сквозь которые проглядывает живая душа поэта-итальянца, оказали огромное влияние на его современников и последователей.

Франческо Петрарка

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX векаЖюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение или Возрождение XII века.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это — Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564) и Рафаэль Санти (1483 - 1520)




Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Франче́скоПетра́рка (итал.Francesco Petrarca, 1304—1374) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик ВарлаамаКалабрийского. Как свидетельствуют его собственные сочинения, 22-летний Петрарка впервые увидел Лауру 6 апреля (Великая пятница), 1327 года на пасхальной мессе в несохранившейся церкви Святой Клары в Авиньоне. Петрарка сообщает, что ровно через 21 год после их знакомства она скончалась, после чего он продолжал писать о ней. Главная информация о Лауре извлекается из его собственноручной пометки на миланском экземпляре рукописи Вергилия. Вплоть до 1356 г. Петрарка ежегодно будет отмечать годовщину знакомства написанием сонета. После смерти Лауры он воспевал её ещё 10 лет. Сборник посвящённых ей сонетов и канцон (обычно называемый „Canzoniere“, Песни) разбит издателями на 2 части:

Cонеты Петрарки оказали большое влияние на рост значения итальянского языка в качестве литературного. Также они популяризовали эту форму сонетов, которая получила название петраркистского сонета.

Подобно поэтам dolcestilnuovo, Петрарка идеализирует Лауру, делает её средоточием всяких совершенств, констатирует очищающее и облагораживающее действие её красоты на его психику. Но от этого Лаура не теряет своих реальных очертаний, не становится аллегорической фигурой, бесплотным символом истины и добродетели. Она остается реальной прекрасной женщиной, которой поэт любуется, как художник, находя всё новые краски для описания её красоты, фиксируя то своеобразное и неповторимое, что есть в данной её позе, данной ситуации.

Через несколько лет после смерти Лауры Петрарка написал I Trionfi — религиозную аллегорию, в которой её идеализировал.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX векаЖюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение или Возрождение XII века.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это — Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564) и Рафаэль Санти (1483 - 1520)

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Франче́скоПетра́рка (итал.Francesco Petrarca, 1304—1374) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик ВарлаамаКалабрийского. Как свидетельствуют его собственные сочинения, 22-летний Петрарка впервые увидел Лауру 6 апреля (Великая пятница), 1327 года на пасхальной мессе в несохранившейся церкви Святой Клары в Авиньоне. Петрарка сообщает, что ровно через 21 год после их знакомства она скончалась, после чего он продолжал писать о ней. Главная информация о Лауре извлекается из его собственноручной пометки на миланском экземпляре рукописи Вергилия. Вплоть до 1356 г. Петрарка ежегодно будет отмечать годовщину знакомства написанием сонета. После смерти Лауры он воспевал её ещё 10 лет. Сборник посвящённых ей сонетов и канцон (обычно называемый „Canzoniere“, Песни) разбит издателями на 2 части:

Cонеты Петрарки оказали большое влияние на рост значения итальянского языка в качестве литературного. Также они популяризовали эту форму сонетов, которая получила название петраркистского сонета.

Подобно поэтам dolcestilnuovo, Петрарка идеализирует Лауру, делает её средоточием всяких совершенств, констатирует очищающее и облагораживающее действие её красоты на его психику. Но от этого Лаура не теряет своих реальных очертаний, не становится аллегорической фигурой, бесплотным символом истины и добродетели. Она остается реальной прекрасной женщиной, которой поэт любуется, как художник, находя всё новые краски для описания её красоты, фиксируя то своеобразное и неповторимое, что есть в данной её позе, данной ситуации.

Через несколько лет после смерти Лауры Петрарка написал I Trionfi — религиозную аллегорию, в которой её идеализировал.

Читайте также: