Сообщение о работе библиотеки

Обновлено: 30.06.2024

Рассказ молодого библиотекаря о личном опыте, минусах и плюсах профессии и о том, что необходимо поменять в библиотечной среде.

По материалам недавней статьи решил написать свою историю о том, как и зачем я — молодой человек, сегодня работаю библиотекарем.

По образованию я учитель истории и обществознания. Ещё во время учёбы в университете успел поработать в школе. После получения диплома появился порыв оставить Петрозаводск и перебраться в глухую карельскую деревню, где учебных заведений почти не осталось, а нехватка учителей ощущается острее всего. Почти решился, как неожиданно мне предложили попробовать устроиться в Национальную библиотеку Карелии, что, собственно, я и сделал.

Библиотека, хоть и крупнейшая в субъекте, представлялась мне понятным и незамысловатым местом. На тот момент я наивно полагал, что уж с выдачей книг как-нибудь справлюсь. Иллюзии разрушились в первый же день. Меня встретило большое современное учреждение: свыше 100 сотрудников, распределённых на отделы со своей спецификой работы, больше 1,5 миллиона книжных изданий по всевозможным отраслям знаний, огромное книгохранение, информационные ресурсы, бесконечные проекты и мероприятия, о существовании которых я не догадывался.

Я оказался в самом крупном структурном подразделении – отделе библиотечного обслуживания. Библиотеки сегодня вовлечены в круговорот перемен, который многим даётся крайне сложно. В 2015 году, когда я пришёл работать в эту сферу, то лично стал свидетелем этих изменений. Во-первых, у нас на тот момент шла реконструкция здания, в рамках которой библиотека расширилась, появились новое пространство и материальная база, провели повсеместный ремонт.

Правда, после завершения работ возникли проблемы как в старом здании, так и в новом. Подрядчик не устранил недостатки в рамках гарантийных обязательств, так как компания находится в стадии банкротства. Классика, конечно, но в этот раз речь идёт не о стройке, а о личном опыте.

В самом начале у меня поинтересовались: чем увлекаюсь и как я могу это связать с мероприятиями в стенах библиотеки. Любовь к книгам и кинематографу пришлась как раз кстати. Через несколько недель у меня родился проект, где я решил обсуждать и анализировать художественные произведения и их экранизации. Это всё переросло в цикл дискуссий на тему отечественного и зарубежного кино, но прямо или косвенно связанный с литературой.

На этом моя работа не ограничивалась. Я изучал книжный фонд библиотеки, анализировал мероприятия и проекты, проходящие внутри и за пределами учреждения, узнавал об опыте зарубежных и отечественных коллег, привыкал работать на разных кафедрах, так как библиотекарь сегодня должен быть универсальным специалистом и куратором.

С самого начала не всё оказалось таким радужным. Первая проблема, с которой я столкнулся, это мизерная зарплата, которая составила чуть меньше 12 тысяч рублей. Сейчас с этим вопросом дела худо-бедно обстоят иначе, средняя зарплата в регионе, если мы говорим о культуре и официальных данных, составляет примерно 30 тысяч рублей. Руководство молодых сотрудников старается поддерживать, так как изменения невозможны без новых людей и подходов.

Что касается старших коллег, то в процессе взаимодействия внутри коллектива, помимо недопонимания, часто возникает взаимовыгодный обмен опытом. Обычно это происходит с теми, кто в этом заинтересован, а таких людей большинство.

С другой стороны, такие учреждения как школы, библиотеки и музеи довольно сложно идут на нововведения. Я понимаю, что легко пойти на поводу ностальгии, когда не было интернета, а в библиотеки ходили огромными толпами, но ведь всё поменялось невероятным образом. И вместо того, чтобы признать эти изменения и встроить в них библиотечную работу, некоторым удобнее окутать себя пеленой безразличия, нежелания и явного негодования в отношении чего-то нового.

На сегодняшний момент коллектив библиотеки заметно изменился. Десять лет назад молодёжь можно было по пальцам сосчитать, теперь же треть кадров — это люди до 35 лет. С момента моего трудоустройства в библиотеке успело поработать много молодых сотрудников. Многие из них не стали задерживаться в библиотечной сфере. Есть разные причины почему так происходит: некоторых не смогла заинтересовать специфика профессии или банально не справлялись с поставленными задачами, у других библиотека была просто временным местом работы.

Когда я сам просто пользовался библиотекой, некоторые вещи меня довольно сильно раздражали. Оставались элементы обслуживания читателей ещё с советских времён. После реконструкции появилось то, что я сам так давно ждал. Например, можно самостоятельно взять книги без обращения к сотрудникам библиотек: если брал их на дом, то в любое время суток можешь самостоятельно вернуть через станцию книговозврата.

Если свободного времени не хватает, то есть возможность через сеть заказать нужную литературу, а затем с помощью читательского билета забрать её в полке бронирования, которая похожа на ячейки для хранения ценных вещей. Никаких карточных каталогов, всё в цифровом варианте.

Почему же я всё-таки работаю в библиотеке? Честно признаюсь, что те идеи, которые мною предлагаются, за редким исключением, не встречают сопротивления со стороны начальства. Сотрудники разных возрастов готовы помогать и поддержать твои замыслы, многие коллеги раскрываются просто с нереально крутой стороны, сохраняя священный огонь молодости даже после 30 лет работы в библиотечной сфере.

И всё чаще встречаешь ситуации, когда здоровый консерватизм соседствует с нововведениями, ведь не стоит забывать, что традиционная библиотечная работа до сих пор остается востребованной.

Да я и сам вижу, что многое поменялось, но, на мой взгляд, не хватает качественных, даже фундаментальных изменений. За год у нас проходят тысячи мероприятий, где книга зачастую выступает обычным дополнением.

Библиотека – это то пространство, где ты можешь комфортно проводить время, посещать выставки, мастер-классы, квизы, лектории, встречи с писателями, режиссерами, концерты и крупные акции, но чтобы это стало повсеместным явлением не только для сотрудников, но и для пользователей библиотеки, необходимо осознание важности перемен на всех уровнях.

Часто работе мешает самоцензура, и это касается не только библиотек. В атмосфере перманентного страха и боязни сделать что-то не так скрывается тупик для изменений. Есть ещё проблема, что в библиотеки иногда приводят людей организовано, будь то простое ознакомление или какое-нибудь мероприятие. С этим я тоже столкнулся, ведь такой подход не формирует позитивного представления о библиотеке, куда приходишь только потому, что сам этого хочешь.

Часто информация о наших проектах не доходит до целевой аудитории. По этой причине некоторые крутые проекты не получилось воплотить в жизнь. К проблеме можно добавить и недостаточную вовлечённость подростков в библиотечное пространство. Как раз сейчас мы работаем над решением этой задачи.

Пошёл четвёртый год, как я работаю в библиотеке. За это время произошла куча разноплановых событий. Сегодня библиотека постепенно становится площадкой, которая может стать главным культурным, информационным и социально значимым местом города. Может, но еще не стала.

Вероятно, в маленькой библиотеке я бы не стал задерживаться. Всё-таки там, где я работаю, уже есть отличное пространство, необходимая техника и перспектива дальнейшего развития. Я стараюсь посещать другие регионы, принимаю участие в фестивалях, общаюсь с коллегами. В связи с этим можно смело сделать вывод, что остаётся ещё очень много мест, где время словно остановилось, а про 21 век даже не слышали. Это к вопросу недостаточного финансирования сферы, а также кадровой составляющей.

Действие пьесы разворачивается в 1937 году в избе-читальне, где помимо деревенских представлений о Пушкине добавили контекст страшного и трагического периода советской истории. Я и сам принимал участие в этом проекте, только в другой постановке. Мне досталась роль чёрта, трикстера с намерением заполучить душу главного героя, в определённые моменты перевоплощающегося в участкового.

В один день может пройти творческо-просветительская программа для детей, где я могу рассказывать о космосе и вселенной, видеть искреннее удивление, живую заинтересованность, а на следующий день со взрослыми обсуждать, как творчество Чехова можно использовать в качестве лекарства от скуки.

Если есть желание, можете послушать аудио-версию , где за моим голосом скрывается известная всем личность. Записал пару лет назад ради эксперимента.

Вы начинающий художник или фотограф? В таком случае можно договориться, и вам бесплатно предоставят одно из выставочных пространств библиотеки. Хотите просто поработать над своим проектом? Пожалуйста, никто не против, а про наши мероприятия можно вообще отдельную статью писать. И мне хочется верить, что возможностей как-то себя проявить именно в стенах библиотеки будет только больше.

Я не соглашусь. В идеале современный библиотекарь – это не только специалист своей области, но и учитель, психолог, автор, администратор и режиссёр. В нас крепко сидит небольшое заблуждение, особенно касательно университетов и школ. Система образования просто буксует на месте, процессы, что происходят в школе вызывают лишь недоумение, ведь именно там качественные изменения проходят сложнее всего, а программа и методика учебных дисциплин стоит на повторе десятки лет.

При таком положении дел библиотека имеет все шансы стать местом интересного и подлинного досуга для детей и подростков, которого им так не хватает, особенно в маленьких городах.

Учитель – это очень массовая профессия, где затаилось столько архаики, что непонятно как это изменить. Наличие молодежи дело не исправит, да и многие идут в педагогику по остаточному принципу, просто никуда больше не поступил.

Бывают моменты, когда апатия накрывает меня. Но, в конце концов, большинство вещей зависит от нас самих и нашего желания. Мне импонирует просветительская миссия в абсолютно разных форматах и проявлениях. Для меня библиотека стала тем местом, где можно пробовать реализовать себя. Несмотря на сложности, вроде остатков старых подходов к работе и периодическому скепсису окружающих.

Я хочу быть в центре изменений, которые хоть проходят сложно и неоднородно, но всё-таки проходят. Потому что во времена застоя лучшее место для молодых там, где протекают метаморфозы.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

  • Приоритетными направлениями деятельности в отчетном году стали:

2.Контрольные показатели

Таблица№1

Динамика контрольных показателей библиотек

Показатели по библиотекам района (города)

Динамика показателей в процентах по отношению

При значительном росте / снижении показателей обязательно указать в тексте ПРИЧИНЫ

В т.ч. дети до 14 лет

В т.ч. дети до 14 лет

В т.ч. дети до 14 лет

Муниципальный библиотеки

Посещения физические (кол-во)

сумма граф 8 и 12 раздела 4 6-нк

Обращения к библиотекамудаленных пользователей(обращения к сайту) (кол-во)

гр. 11 раздела 4 6-нк

Документовыдача (экз.)гр. 3 по строке 18 раздела 5 6-нк

Библиотеки в КДУ

3160

1686

2147

946

-33

-44

Посещения физические (кол-во)

Сумма граф 8 и 12 раздела 4 6-нк

79402

44064

35921

19905

-55

-55

Обращения к библиотекамудаленных пользователей (кол-во)гр. 11 раздела 4 6-нк

3366

198

5594

108

+66

-46

Документовыдача (экз.)гр. 3 по строке 18 раздела 5 6-нк

128402

69953

66306

31216

-49

-56

40,6

41,5

30,9

33

25,1

26,1

16,7

21

ИТОГО по МО (муниципальные библиотеки +КДУ)

3160

1686

2147

946

-33

-44

Посещения физические (кол-во)

Сумма граф 8 и 12 раздела 4 6-нк

79402

44064

35921

19905

-55

-55

Обращения к библиотекам удаленных пользователей (кол-во)гр. 11 раздела 4 6-нк

3366

198

5594

108

+66

-46

Документовыдача (экз.)гр. 3 по строке 18 раздела 5 6-нк

128402

69953

66306

31216

-49

-56

40,6

41,5

30,9

33

25,1

26,1

16,7

21

3.Организация библиотечного обслуживания населения


Таблица № 2

Население муниципального образования (МО)

Молодёжь от 15 до 30 лет

9147

1839

1522

2741

770

% от общего количества населения

20,1

16,6

30

8,4

3.4.1. В структуре библиотеки – специализированный отдел для обслуживания пользователей до 14 лет, который располагается в отдельном помещении площадью 113 кв. м. Абонемент, читальный зал и игровой зал с мягкой мебелью, телевизором, настольными играми.

В 2020 г для данной категории работали кружки:

3.5.В структуре библиотеки - Рождественский библиотечный отдел им. Ф.Ф. Павленкова. Руководитель – Красовитова Татьяна Владимировна. Рождественская библиотека была открыта на средства Павленкова Ф.Ф. в октябре 1909 года, в 2019 году библиотека отметила свое 110-летие.


Таблица 3в

Библиотеки им. Ф.Ф. Павленкова (муниципальные и в КДУ)

Наименование учреждения

Профиль

Год создания

ФИО руководителя

Телефон,
e-mail

Фонд (экз.)

(кол-во названий)

1

историческая

1909

Гл. библиотекарь Красовитова Татьяна Владимировна

89082486696

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

5100

8

5.Научно-исследовательская деятельность

5.1. Социологические исследования. Участие в локальных, российских исследованиях.

В 2020 г. были проведены два исследования:

Таблица 5 а

Изучение спроса периодических изданий

С 5.12 по 21.12. 2020

Ответственные и участники (ФИО, организации)

Работники абонемента (Красовитова Т.В., Пермякова О.В., СолодникорваЛ.И.)

Место проведения (напр., сельск. б-ки, школы, предприятия и т.д. Свердл. р-на)

Изучение читательского спроса на периодические издания

Изучаемая аудитория / предмет (пол, возраст, профессия, название документов, год издания и т.д.)

Методы сбора данных (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент)

Количество опрошенных / просмотренных документов

Периодические издания пользуются спросом (документовыдача составляет 18,9%). Большинство читателей берет периодику в библиотеке (68,8%). Основная масса пользователей удовлетворена тем подбором журналов, который есть в библиотеке (66,2%)

Необходимо чаще делать выставки периодики (в т.ч. тематические)

Формы представления результатов (аналитич. отчет, статистич. таблица, отчет и др.)

Внедрение результатов исследований (выступление, статья, выставка и т.д.)

Чтение детей 5-8 классов

С 08.12 по 16.12. 2020

Ответственные и участники (ФИО, организации)

Пермякова О.В., Бочкор Н.И.

Место проведения (напр., сельск. б-ки, школы, предприятия и т.д. Свердл. р-на)

абонемент детского отдела б-ки

Читательские интересы школьников 5-8 классов

Изучаемая аудитория / предмет (пол, возраст, профессия, название документов, год издания и т.д.)

Методы сбора данных (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент)

Анализ формуляров, наблюдение

Количество опрошенных / просмотренных документов

– Репертуар чтения разнообразен

– По необходимости читают произведения школьной программы

– У большинства уже есть свой круг интересов

– Почти не обращаются к поэзии, читают ее только в рамках школьной программы

– Чтение уступает другим видам досуга, а именно Интернету, что следует из индивидуальных бесед с пользователями

Формы представления результатов (аналитич. отчет, статистич. таблица, отчет и др.)

Внедрение результатов исследований (выступление, статья, выставка и т.д.)

Перевести на план чтения в 2021 г. 3 чел;

Поставить на индивидуальное информирование 2 чел.

  1. Обслуживание пользователей (содержательный аспект)


Таблица № 6

Состав пользователей библиотек МО

% от общего числа польз.

Библиотеки в КДУ

Руководители и специалисты, служащие

256

197

9,2

196

186

8,7

91

91

4,2

513

485

22,6

154

41

1,9

37

21

0,9

37

25

1,2

Учащиеся общеобразоват. школ

1368

839

39,1

443

183

8,5

29

47

2,2

36

32

1,5

По уровню образования:

272

257

11,9

547

525

24,5

447

288

13,4

93

55

2,6

Формы работы с пользователями

Выполнено в 2020 г.

Форумы, марафоны, праздники книги и т.п.

Встречи с писателями, поэтами, издателями, деятелями культуры

Соц. кинозал: просмотры+обсуждения

Игровые формы (лото, викторины и др.)

Премьеры, презентации книг, статей

Чтения (краеведческие, литературные)

Читательские конференции, обсуждения

Часы – общения, духовности творчества, открытого разговора, практических советов, литературно-музыкальные и поэтические

Открытые уроки чтения

Уроки нравственности, патриотизма, толерантности, экологии

Экскурсии, в т.ч. по городу/селу, заочные путешествия, виртуальные

Тематические обзоры/количество представленных книг

Театры при библиотеке, театральные кружки

Творческие выставки, акции

Виртуальные формы работы (конкурсы, викторины, презентации, видеоролики)

Итого:

* через косую черту указать количество выданных изданий

6.2. Продвижение книги и чтения

6.2.1. Реализация национальной программы поддержки и развития чтения.

Цель: организация содержательного досуга детей в период летних каникул, поддержка и развитие интереса к чтению, как увлекательного и творческого процесса.

Задачи:

  • привлечение детей к систематическому чтению,
  • популяризация художественной и научно-познавательной литературы для детей,
  • создание комфортной среды для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала детей,
  • формирование позитивного образа библиотеки, как центра детского чтения и детской книги,
  • привлечение в библиотеку потенциальных читателей.


В этом году основные мероприятия данной программы проводились в онлайн режиме

Вторая часть заключалась в участии тематических дней: День сюрпризов, День обнимашек (фотовыставка), День дружбы (игра), День Чебурашки (музыкально-игровая программа с аниматором), День светофора (викторина), День любимых книг и др.

В программе приняли участие 108 человек, 13 из них стали победителями, получив дипломы и памятные подарки)

Творческие конкурсы для детей

6.2.2. Организация развивающего чтения:

- дошкольник и библиотека

Всегда стараемся сделать мероприятия более яркими, наглядными, используя презентации, игровые элементы.

В этом году проведено:

К сожалению, из-за ограничений не удалось выполнить все в полном объеме.

- ребёнок младшего школьного возраста как читатель библиотеки (индивидуальная, массовая работа, краткий анализ по направлениям);

Дети младшего школьного возраста наиболее посещаемая категория пользователей.

Индивидуальная работа заключается в выявлении читательских интересов и потребностей при записи в библиотеку, проведение бесед при регистрации, рекомендательные беседы при выдаче книг, информирование о новых поступлениях литературы с учетом интересов юных читателей.

В отчетном году в библиотеке для младших школьников работали кружки:

В мероприятиях, которые проведены в онлайн-режиме (викторины, игровые программы) приняли участие не только дети, но и их родители.

В этом году состоялось 26 мероприятий офлайн , 10 онлайн:

6.3. Культурно-просветительская деятельность.

- сохранение исторической памяти;

У нас поистине уникальная страна, которая наряду с современной культурой бережно хранит традиции своего народа, глубоко уходящие корнями в далекое прошлое. Мы продолжаем отмечать христианские и языческие праздники, верим в многочисленные народные приметы и предания.

Сюрпризом для всех стало гадание со скорлупой грецкого ореха - каждый узнал, что ждет его в этом году. Вот так сегодня, весело и с пользой, мы перекинули мостик между прошлым и настоящим для 27 чел. из детского сада.


- патриотическое воспитание ;

Наиболее результативно прошли:

- экологическое просвещение;

Таблица 6 б

Экологическое просвещение

№ п/п

Показатель*

Центр экологической информации

Муниципальные библиотеки района, всего

Библиотеки в КДУ

1 Пользователи ЭИ, (обращавшиеся к этому разделу)

2 Информационные ресурсы по экологии (состояние на 1.01.2021 год)

книги / брошюры / электрон. изд. (экз.)

93/3/11

периодические издания (кол-во названий)

поступления документов за 201_, всего

из них книг (экз.)

из них периодических изданий (кол-во назв.)

тематические папки (кол-во)

полнотекстовые, библиогр.,фактогр., тематич. БД (название, количество записей)

3

Документовыдача, всего

54

4 СБО (справки), всего

4.1

По целям обращения

4.2

Отказы (назвать темы)

5 Библиографическое информирование

5.1

Количество абонентов (инд./ групп.)

5.2

Формы массового информирования (общее кол-во)

списки новых поступлений

выставки (просмотры) / общее количество

5.3

Массовые мероприятия, всего/кол-во участников

9/131

6 Информационная поддержка СМИ

публикации в прессе

Интернет, соц сети

5

* Если установить показатель невозможно, лучше не указывать его

- содействие нравственному, духовному и эстетическому развитию личности;

- популяризация здорового образа жизни: продвижение значимости спорта и физической культуры, профилактика СЗЗ.

К сожалению ограничительные мероприятия в связи с короновирусной ситуацией наложили свой отпечаток на проведение мероприятий в рамках акции. Поэтому большинство запланированных мероприятий был проведено онлайн.

Только одно мероприятие прошло офлайн - 8 декабря для учащихся 7-8 классов Рождественской школы был проведен час общения, посвященный декаде борьбы со СПИДом. Подростки узнали, что такое ВИЧ, СПИД, как передается вирус. Была приведена статистика заболеваемости по Пермскому краю. Все участники мероприятия получили красную ленточку - символ солидарности с жертвами этой страшной болезни. На мероприятии присутствовали 20 чел.:
9 подростков и их классный руководитель.

Выставка адресована широкому кругу читателей. Общая книговыдача за неделю составила – 6 экз.

По итогам акции библиотека заняла 2 место.

6.5. Краеведческая деятельность.

Когда не существовало интернета, а компьютер был доступен далеко не всем, поиск информации для учёбы и работы был не таким элементарным занятием, коим он представляется сейчас. Ещё в начале девяностых годов, не говоря уже о более ранних периодах, чтобы написать эссе, диплом или составить реферат, нужно было идти в библиотеку. Книги стоили чрезвычайно дорого, а некоторые можно было достать только при оформленной специальной подписке.

Библиотека

Что хранится на книжных полках

Для того чтобы написать рассказ про библиотеку или сочинение, необходимо понимать, что это такое. Это специальное учреждение, где хранятся книги и периодические издания — газеты и журналы. Книги в библиотеке выдают по специальному читательскому билету, который выписывается на каждого посетителя. В билете указаны имя, фамилия и список изданий, которые читатель взял домой и вернул (или еще нет).

Библиотека в университете

Библиотеки создают в школах — в отдельных классах, колледжах и университетах. Конечно, есть и отдельные корпуса, в которых чаще всего берут читать художественную литературу. В школьной библиотеке чаще всего ищут литературу для написания рефератов и сочинений, в колледже и университете — для написания диплома, курсовой работы или доклада, отчего литература в них более узкоспециализированная.

В читательских залах чаще всего поддерживаются определённые температура и влажность воздуха, чтобы бумажные страницы не плесневели, не выцветали и не портились. Интерьеры очень похожи — огромные стеллажи с книгами, расставленными по каталогу — в алфавитном порядке — чтобы было легче найти и выбрать необходимый том в читальном зале.

В современных библиотеках есть компьютерные классы, чтобы те, у кого дома компьютера нет, могли получить доступ в интернет.

Краткая история

Александрийская библиотека

В России библиотеки появились только в семнадцатом веке. Сначала появились специальные учреждения — приказы, при которых были организованы книгохранилища, чтобы чиновники могли качественно исполнять свои обязанности.

Первая же государственная научная библиотека была создана по указу Петра Первого одновременно с Кунсткамерой. Впоследствии это книгохранилище было передано Российской академии наук.

Правила поведения

Для того чтобы пользоваться библиотечными книгами, необходимо соблюдать несложную инструкцию:

Посещать библиотеку

Зачем сейчас нужны библиотеки

Если сейчас все знания мира можно получить, нажав всего на одну кнопку, зачем же ходить в пыльные, часто тёмные помещения, соблюдать странные для нашего времени правила и терпеть неудобства? На этот вопрос очень легко найти ответ. Интернет никогда не сможет заменить книгу. Напечатанный на странице текст всегда воспринимается лучше, нежели на экране, хотя бы потому, что не напрягает глаза так же сильно, как монитор или экран.

Настоящие книголюбы говорят, что включить воображение можно, только листая бумажные страницы. Помимо этого, шелест страничек всегда создаёт неповторимую атмосферу уюта. И если говорить об атмосфере — как здорово прийти в зал, походить мимо полок и стеллажей — ведь посещение библиотеки может стать настоящим событием, особенно сейчас, когда в борьбе за внимание людей управляющие начали:

Встреча в библиотеке

  • организовывать экскурсии;
  • проводить беседы с библиотекарями;
  • устраивать встречи с поэтами и писателями;
  • проводить презентации новинок.

В детских библиотеках открылись кружки для малышей — детей учат понимать прочитанное, по описанию лепить любимых героев из пластилина или иногда даже иллюстрировать любимые сказки.

Все о профессии библиотекарь

Всестороннее развитие человека неразрывно связано с книгами, именно поэтому на протяжении многих столетий в обществе ценится труд библиотекаря. К этим специалистам применяются строгие стандарты и жесткие требования. К сожалению, с развитием интернет-технологий возможности реализации в этом направлении резко сократились.


Описание

Профессия библиотекаря считается одной из самых старейших в мире. Ее прообраз возник задолго до нашей эры у шумеров — именно у них появились первые глиняные плитки, на которых специальными клиньями можно было выдавливать знаки. Это была первая письменность, а такие таблички стали первыми в истории библиотечными фондами. С изобретением папируса стала цениться работа хранителя таких свитков. У людей появилось больше возможностей для накопления, хранения и систематизации информации. Особенно высоко развитой была письменность на территории Древнего Египта (известно, что у Рамзеса II было порядка 20 тыс. папирусов).

Сперва коллекции были частными, поэтому функции их хранителей возлагались на рабов. Ситуация изменилась в VI веке до н. э. в Древней Греции, когда афинский тиран Писистрат создал самую первую публичную библиотеку. С этого момента позиция хранителя письменностей стала глубоко уважаемой и почитаемой в народе. В прошлые времена функции библиотекаря были гораздо шире, нежели в наши дни, не ограничивались лишь хранением изданий. Так, в Александрийской библиотеке эти люди выполняли обязанности экскурсоводов, а также смотрителей.

Кроме того, они проводили научные изыскания, описывали работы древних авторов, а также отвечали за реставрацию книг и их защиту от порчи.


В средневековую эру профессия получила свое стремительное развитие. В то время роль церкви в жизни государства была велика, поэтому библиотечные фонды находились в основном при монастырях, а их учет вменялся в обязанность монахам. Священнослужители делали акцент на религиозных трудах — именно их собирали, систематизировали и переписывали вручную послушники. Во времена Возрождения появились сразу две большие библиотеки — Ватиканская и им. Лоренцо Медичи. Они получили известность благодаря уникальному собранию старинных рукописей. Там должность библиотекаря перешла в категорию светских специальностей.

На Руси библиотечное дело сформировалось намного позднее, чем в странах Старого Света. Хотя известно, что еще в 1037 году Ярослав Мудрый собрал писчиков для перевода и переписи старинных византийских книг — именно тогда и началось становление этой профессии у славянских народностей. Сами же библиотеки в России открылись гораздо позже, сразу же став универсальными, так как в них хранилась не только церковная, но также научная, художественная и документальная литература. Вплоть до начала ХХ столетия попасть в книгохранилище могли только представители дворянских семей.

После революции в каждом городе, посёлке и селе появились свои библиотеки. При них были открыты учебные классы, поэтому должность библиотекаря стала ведущей наряду с педагогом.


Сегодня библиотекарь представляет собой специалиста, отвечающего за учет и хранение книг, а также их выдачу читателям. Библиотекарь должен хорошо разбираться в том фонде, которым он заведует, иметь познания в смежных направлениях книгоиздательства. К сожалению, в наши дни эта профессия не считается особенно престижной. С развитием интернета и совершенствованием компьютерных технологий работа сотрудника библиотеки становится всё менее и менее востребованной. После появления свободного доступа к периодическим изданиям и электронным изданиям читальные залы практически опустели. Библиотеки сохранились преимущественно научные, архивные, а также те, которые относятся к учебным заведениям. Скорее всего, профессия библиотекаря медленно уходит в прошлое, в лучшем случае не будет такой массовой, как ранее.

Чтобы вернуть утраченный интерес к чтению бумажных книг, Правительство РФ разрабатывает проект по изменению концепции библиотечных систем. Сегодня работа библиотеки заключается в культурно-просветительной деятельности, которая должна привлекать людей самых разных профессий и слоев обществ. Именно поэтому во многих библиотеках проводятся семинары, выставки, встречи с известными людьми и тематические вечера. В летнее время на открытых площадках проводятся литературные чтения и дискуссионные клубы. Библиотеки ведут активную работу со школами и детскими садами. Таким образом, помимо хранения, учета и выдачи книг, современный библиотекарь выполняет еще множество функций — готовит и проводит мероприятия, консультирует посетителей и даже ведет аккаунты библиотеки в соцсетях.


Плюсы и минусы профессии

Конечно, специальность библиотекаря имеет свои достоинства и недостатки, как и любая другая профессия.

Так, к плюсам относят:

  • спокойная, размеренная обстановка;
  • право на свободный доступ к любимым книгам;
  • возможность постоянно расширять кругозор;
  • возможность параллельно с основной работой заниматься научными исследованиями, написанием статей и аналитических материалов;
  • налаживание контактов с интересными и полезными людьми.

Недостатки тоже довольно весомые:

  • низкий уровень оплаты труда;
  • малое количество вакансий;
  • скудное финансирование библиотечного фонда, что особенно актуально для библиотек небольших городов и посёлков (необновляемость фонда ведёт к сокращению числа пользователей);
  • рутинный труд;
  • неизбежный контакт с пылью на рабочем месте.


Должностная инструкция

Как гласит тарифно-квалификационный справочник, функциональные обязанности библиотекаря связаны с постоянным поиском книг, их сортировкой, работой с рубрикаторами и базами данных, в том числе электронными.

Спектр основных обязанностей библиотекаря включает самые разные виды активности. Перечислим основные.

Кроме того, любой библиотекарь занимается учебно-методической работой, отвечает за комплектование библиотечного фонда и составляет заявки на новые издания.


Основные требования

Согласно профстандарту, на должность библиотекаря могут претендовать соискатели, отвечающие следующим требованиям:

  • наличие высшего или средне-специального образования — оно может быть профильным, педагогическим или филологическим;
  • широкий кругозор;
  • хорошие познания в литературе;
  • навыки работы с компьютерными программами Word, Excel и PowerPoint.

Хороший библиотекарь должен:

  • знать все правила и методы обслуживания читателей;
  • уметь выполнять подборку литературы по запросу читателей;
  • знать и использовать в работе нормы классификации, используемые для расстановки журналов, газет и книг;
  • уметь самостоятельно разрабатывать библиографическую продукцию;
  • заниматься редактированием картотеки учреждения;
  • уметь планировать, организовывать и проводить мероприятия с целью привлечения посетителей в библиотеку и пропаганды чтения в целом.

Работа библиотекаря монотонная и рутинная, требующая усидчивости, аккуратности и педантичности, поэтому подходит не каждому человеку. Библиотечное дело ориентировано в основном на выдержанных, уравновешенных людей. В этой профессии принципиальна эрудиция, широкий кругозор и развитый интеллект. Специалист библиотеки должен быстро ориентироваться в литературе по самым разным направлениям. А чтобы удерживать в уме огромные объемы данных, ему необходима хорошая память, аналитические навыки и систематичность.


Обучение


Место работы

Гораздо проще устроиться библиотекарем в учебные заведения различного уровня: общеобразовательные школы, колледжи, ВУЗы или другие учебные заведения с собственным книгохранилищем. В этих местах библиотечные кадры нужны постоянно.

При этом не имеет никакого значения — государственная библиотека это или школьная, так как должностные обязанности и профстандарт будут одинаковыми.


Зарплата и карьера

К сожалению, одними идеями сыт не будешь — по критерию заработка эта профессия была и остается одной из самых бесперспективных. Работники библиотеки обычно получает от 7 до 10 тыс. рублей, а при прохождении курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки они могут претендовать на позицию методиста или заведующего библиотекой. В этом случае оклад может достигать 15 тыс. рублей. Чуть лучше дело обстоит в Москве и Санкт-Петербурге. В столичных городах главный специалист государственной или научной библиотеки может претендовать на оклад в 20-25 тыс. рублей. В школьных и университетских библиотеках уровень оплаты труда соответствует среднему по стране. На сегодня библиотекарь — крайне важная, но малооплачиваемая профессия. Именно поэтому она не особенно востребована среди абитуриентов и молодых специалистов, закончивших ВУЗы.

Согласно статистике, более 60% россиян считают это направление профессиональной самореализации бесперспективным, поэтому желающих работать в библиотеках нашей страны с каждым годом становится все меньше.

Читайте также: