Сообщение о проявлении патриотизма в повседневной жизни человека

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План – конспект

воспитательного мероприятия

Форма: беседа-размышление.

Цель: определить роль патриотизма в жизни современного общества.

выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;

раскрыть моральную сущность чести и достоинства человека;

способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

развивать у воспитанников познавательный интерес, критическое мышление, способность к определению собственной жизненной позиции.

Использование современных образовательных технологий:

Этапы воспитательного мероприятия,

на которых применяются образовательные технологии

Элементы информационно-коммуникационных технологий

Элементы личностно-ориентированных технологий

На всех этапах. (подготовительный этап, организационно-мотивационный, основной и заключительный этапы)

Элементы технологии сотрудничества

Элементы технологии проблемной деятельности

Основной и заключительный этапы. Рефлексия.

Оборудование:

План классного часа:

Мобилизующее начало. Вступительное слово.

Патриотизм истинный и ложный.

Рефлексивный анализ. Заключительное анкетирование.

Ход мероприятия:

Мобилизующее начало. Вступительное слово.

Организационный момент.

“ Что значит быть патриотом?

Любить – да, но не только любить землю свою,

но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.

Василий Розанов

Классный руководитель : Добрый день! Сегодня мы с Вами поговорим о том, что такое патриотизм в наши дни. И вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Основная часть.

Классный руководитель : Предлагаю Вам стать участниками социологического исследования. Недавно был проведен Интернет-опрос жителей России по проблемам патриотического воспитания.

Я попрошу Вас ответить на те же вопросы, и сравнить полученные данные.

1. Анкетирование.

1. Патриотизм – это….

2. Кто такой патриот?

3. Нужны ли сегодня России патриоты?

4. Кто должен заниматься патриотическим воспитанием?

Ответы воспитанников, дискуссия по теме.

Классный руководитель : В ходе интернет-опроса было выявлено, что патриотическое воспитание гражданами понимается как:

• воспитание любви и уважения к Родине, к месту, где родился, гордость за свою страну – 52%;

• воспитание детей и молодежи – 28%;

• служба в армии, защита Отечества – 12%;

• труд и служение на благо Отечества, забота о людях своей страны – 8%.

Вы правы: быть настоящим гражданином и патриотом своей страны – это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края.

Классный руководитель : Очень много у нашего народа мудрых мыслей! К ним относятся пословицы и поговорки – это наше наследие, они как жемчужина украшают и оживляют нашу речь. Отношение человека к Родине выражено в пословицах.

Слайд 3. На слайде пословицы, которые нужно восстановить.

Человек без Родины.. (что соловей без песни).

Родина - мать, … (умей за нее постоять).

Для Родины своей… (жизни не жалей).

Жить -… (Родине служить).

Родной свой край… (люби и знай, делами прославляй).

Какие пословицы о Родине Вы ещё знаете?

Ответы воспитанников.

Молодцы! Знание своего родного языка, традиций – это тоже проявление патриотизма.

3. Беседа-размышление.

1. Что означает для каждого из Вас слово Родина?

Ответы воспитанников.

Ответы воспитанников.

Считаете ли Вы, что у Вас есть долг перед Родиной?

Ответы воспитанников.

А Вы готовы выполнить свой гражданский долг?

Ответы воспитанников.

(Конечно, армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…)

Что мы можем сделать, чтобы жители нашей страны чаще испытывали гордость за нее? Ответы воспитанников.

Классный руководитель : Я думаю, что любить свою страну надо такой, какая она есть, с достижениями и поражениями. Мы должны гордиться знаменитыми учеными, писателями, художниками. Мы первые, кто открыл дорогу в космос, достиг больших успехов в разных областях науки и техники…

История нашей Родины рассказывает нам об отважных героях, которые не жалели сил своих для блага Отчизны, мы все помним Александра Невского и Дмитрия Донского, предводителей народного ополчения Минина и Пожарского, фельдмаршала М.И. Кутузова и маршала Жукова. Но сколько было других патриотов России - безвестных героев и мучеников. Именно благодаря им наша Родина всегда была и остается великой и могучей державой.

Примеров бескорыстного служения Родине российская история знает немало. В 2020году мы будем отмечать 75-летие со дня Великой Победы над фашизмом. ВОв продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой тяжелой и жестокой в истории нашей страны.

Мы с Вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, ее процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают. Патриотизм – это бескорыстное служение Отечеству.

Следовательно, патриотизм – это:

- социальное чувство (любовь к Отечеству),

- это патриотическая идеология,

- это социокультурная ценность (одна из системообразующих ценностей общегосударственного уровня),

- это критерий и одновременно итог гражданской идентификации,

- это морально-нравственные установки (патриотическое мировоззрение),

- это вектор практического поведения, который определяется готовностью личности к практическим патриотическим действиям.

От чувства патриотизма зависит:

- отношение человека к себе и обществу, своей стране,

- вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и множество других областей социальной жизни человека,

- к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии.

Более того, на личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Следовательно, понятие патриотизма многогранно. Не случайно в качестве одного из эпиграфов к разговору о патриотизме приведены слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.

Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!

4.Патриотизм истинный и ложный.

Классный руководитель: Существует патриотизм истинный, а есть ложный, когда за патриотическими лозунгами скрываются аморальные поступки и даже преступления. Никакими высокими словами о величии нации нельзя оправдать бесчеловечность. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые, прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.

- Что такое экстремизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки?

(Ответы воспитанников выслушиваются, и фиксируются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить организацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.

Таким образом, экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам. Экстремистские акты можно определить более точно, опираясь на два основных критерия:

а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;

б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.

Первейшая цель экстремистских актов – не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.

Под политическим экстремизмом следует понимать политическую активность, которая выражается в стремлении политически активных индивидов, общественных воплотить в жизнь свои политические идеалы всеми доступными средствами, включая формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы. Экстремизм проникает во все области общественной жизни:

Экономический экстремизм. Он направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства и др.

Националистический (национальный) экстремизм. Находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями.

Экстремизм в области культуры. Он ориентирован на изоляционизм, отвержение опыта, достижения других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников.

Экологический экстремизм. Выступает против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств – единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

Вывод: патриотизм – это любовь к стране, а экстремизм – это ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.

Великая нация велика своей историей, культурой, достижениями во всех сферах общественной жизни, а не стремлением к унижению других народов.

На основе опыта предков можно сказать, что настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое духовную и нравственную сущность, крепкое здоровье.

Так же он должен быть хорошо воспитан, образован и просвещен. Он ищет, имеет или строит настоящую семью, почитает своих предков. Все это заложено в нашей генетической памяти, показано традициях предков.

Сегодня нашей стране патриотизм необходим для того, чтобы сохранить свое национальное достоинство и занять весомое положение в сообществе цивилизованных государств мира. Он должен быть державным, исторически преемственным, просвещенным и духовно наполненным.

Рефлексивный анализ.

- О чем заставил Вас задуматься сегодняшний наш разговор?

- Какие чувства испытывали при обсуждении проблем?

- Изменился ли у Вас первоначальный взгляд на проблему патриотизма в нашей стране?

Заключительное анкетирование:

- гордится Родиной, переживает за нее;

- готов встать на защиту Родины;

- предан Родине и отстаивает ее интересы;

- уважает людей всех национальностей;

- сострадает своему народу;

- защищает интересы только своего народа.

- место, где я родился и живу (город, село);

- родная семья, родной дом;

3. Черты характера, свойственные человеку-патриоту (выбрать из перечисленных только 3 утверждения) :

4. Факторы, снижающие патриотические чувства (выбрать из перечисленных только 3 утверждения) :

- чувство неуверенности в завтрашнем дне;

- неудовлетворительное материальное положение;

- снижение чувства коллективизма, усиление индивидуалистических тенденций в обществе;

- рост преступности в стране;

- невозможность реализовать свой личный потенциал.

Подведение итогов.

Благодарю за участие, за Вашу активность. Мне было приятно с Вами сотрудничать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей стране за последние десятилетия прошли серьезные изменения, такие же изменения наблюдаются и в гражданах России. Это проявляется в отношении к своей стране, истории, современным событиям, которые сейчас происходят на Украине.

Патриотическое воспитание сегодня – задача актуальная как для общества в целом, так и для школы в частности. Происходящие в этой сфере процессы свидетельствуют как об определенных достижениях в данной области, так и об известной шаблонности, отсутствие новых идей и концепций в подходах к решению этой крайне актуальной проблемы.

Вопросы патриотического воспитания столь же многогранны, сколь сложны и остры, а следовательно, ответственны для тех руководителей, педагогов и воспитателей, которые признаны их осмыслить и разрешить.

В настоящее время в школах при острой необходимости в патриотическом воспитании существует педагогическая основа (исследования, методики), которая иногда не совсем соответствует современности. Если школа ограничивается лишь поверхностным затрагиванием патриотического воспитания путем проведения нескольких классных часов на данную тематику, это уже не отвечает требованиям современных реалий. Существует и обратная ситуация, при которой патриотическому сознанию отводится слишком большая роль, это может приводит к подготовке почвы для ксенофобии и национализма. Новой системы патриотического образования и воспитания, в полной мере соответствующей всем требованиям модернизации образования не создано, применение существующих методов не систематизировано, что зачастую приводит к многочисленным трудностям, встречающимся на пути педагогов.

Актуальность темы данного семинара обусловлена, во-первых необходимостью постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы со школьниками, направленной на формирование патриотических чувств. Эта необходимость возникает в связи с тем, что изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами школьники (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов школьников и т.п.), а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания.

В третьих, патриотическое воспитание детей в школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности, как индивидуальности.

Таким образом, можно сказать:

именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения. Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в патриотическую деятельность.

Особое внимание уделяется формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Через систему мероприятий педагоги воздействуют на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Все мероприятия направлены на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного школьника, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. Отметим основные этапы реализации патриотического воспитания в школе, которые обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.

•В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.

• В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России.

Так что же такое патриотизм 21 века?

Патриотизм — это не просто любовь к Родине. Это — готовность преодолевать со страной любые испытания (защищать её от врагов, поднимать из руин, отстаивать честь и права государства на мировой арене), уважение к своим истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам страны (приносить пользу, брать на себя ответственность, работать на благо Родины (двора, города, страны) для себя, близких, соседей, россиян…). Патриотизм подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту.

Сегодня на открытых мероприятиях наши педагоги покажут, как в нашей школе проводится работа по формированию патриотизма на традициях прошлого и современного опыта. В нашей школе сложилась определенная система воспитания юных патриотов.

И вот уже несколько лет коллектив нашей школы реализуя данную программу воспитывает,используя различные виды деятельности и формы патриотов 21 века.

Еще одна форма работы – краеведение.

Что такое краеведение — это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Конечно же знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.

В школе краеведческой работой занимаются давно. Интерес к ней проявляют и ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы, и родители.

Проходит она в разной форме: это работа с текстами, современными и архивными, по заранее выбранным темам истории малой родины, составление проектов с их последующей защитой. Учащиеся с удовольствием изучают жизнь, повседневный быт и нравы наших земляков далекого, и не очень далекого, прошлого, открывают для себя тайну известных с детства названий улиц и переулков, узнают о героизме защитников родины и начинают понимать, что мало знать историю наших предков, нужно еще ценить и перенимать их опыт. У детей появляется чувство единения с родным поселком, с его историей и культурой, а значит и чувство патриотизма.

Учащимися педагогами и родителями собран огромный материал о нашей школе. Образованию в г.п.Большие Дворы уже 115 лет. Весь материал начиная с первой школы до наших дней, уникальный фотоматериал, некоторые фотографии в единственном экземпляре есть только у нас. Также хранится и передается новым поколениям. Весь архив пополняется. Часть материала использовалась для создания стендов об истории школы на 2 этаже.

В вестибюле около Уголка боевой славы находится книга памяти. Которую мы собирали по архивам вместе с советом депутатов г.п. Большие Дворы. В книгу собраны все жители поселка, погибшие в годы ВОВ.

Формирование патриотизма невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.

Основными формами приобщения детей к культурному наследию являются:

- знакомство с малыми формами устного народного творчества;

- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

- посещение краеведческих музеев;

- чтение и драматизация народных сказок;

- проведение календарных народных праздников;

- знакомство с народными промыслами.

В МОУ СОШ №11 сложилась хорошая традиция организации исторических экскурсий как по территории Москвы и Московской области, так и по территории России. Ребята знакомятся с историческим прошлом городов России, культурой, традициями. Ежегодно учащиеся нашей школы посещают:

-Нижний Новгород и многие другие.

В 2011 г. в развитии образовательной системы России стартовал новый этап – ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Так что же такое патриотизм?

Патриотизм - всегда обостренное чувство любви к своему Отечеству, ощущение себя частицей своего народа, готовность к любым испытаниям, жертвам и подвигам во имя своей Родины. Для того чтобы стать патриотом, человек сначала должен обрести Родину в своем понимании, сознании и сердце. Такое чувство никто не может предписать, навязать или подарить по наследству. Оно рождается и пестуется порой всю жизнь. А порой человек может прожить жизнь и "не найти своей родины", не стать ее патриотом. Истинный патриотизм, а значит и готовность к героическому поступку, подвигу выражаются в понимании чувства долга перед своим Отечеством. Это в первую очередь пробуждение любви и великого уважения к родителям и предкам, моральным и нравственным традициям народа, ответственность перед будущими поколениями.

Было бы наивно думать, что стоит только захотеть и можно воспитать Героя. Так не бывает. Это настолько сложнейший вопрос, когда требуется совокупность громадного количества факторов, способствующих появлению человека, обладающего качествами Героя.

Как можно говорить о патриотизме, когда нынешняя молодежь даже не знает своей истории, когда нет уважения к старшим. Что даже не то что учителей в школе не слушают, но и на родителей своих плюют.

Любовь к Родине начинается с самого рождения, и сопровождает нас всю жизнь. При рождении любовь к матушке России, выражается в любви к маме. В её глазах мы первый раз видим, что-то родное, нашу Родину. После добавляется уже в школе любовь и уважение к учителю, который обучая, вкладывает в нас душу. Дальше она проявляется в глазах наших дедушек и бабушек, которые жертвовали собой ради нашей светлой и спокойной жизни. Дальше родину мы видим в глазах любимого нами человека. А далее в наших детях. Когда смотришь маленькому ребёнку прямо глаза в глаза, в эти ещё ни чем не осквернённые глазки, то сразу понимаешь ради кого и чего надо жить.

Любовь к Родине тесно переплетается с любовью к природе России. К нашим Русским берёзкам, колосьям, к земле, на которой мы трудимся, и родным окрестностям.

Русский народ из покон веков гордился своей историей. Во многих войнах Россия побеждала благодаря силе духа Русского народа, благодаря сплочённости русских людей и их любви к Родине.

Именно это чувство позволяло не убегать с поля сражения, идти на смерть, выживать в голодные годы, превозмогая сложнейшие жизненные трудности, и с оружием в руках идти на врага.

К сожалению, в последнее время эти чувства стали слабеть. Теряются идеалы и цели. Существование многих людей становится бессмысленным. Поколение наших родителей ещё имеет какие-либо осознанные и продуктивные ориентиры, а наша молодёжь в большинстве своём этих ценностей перенять не смогла, а в большей степени не захотела.

У нового поколения свои взгляды на жизнь. И молодёжь расставила приоритеты с точностью наоборот. Сейчас на первом месте стоят модные вещи, машины, деньги, в общем, материальные блага. Для многих стало важнее пойти и расслабиться путём распития алкоголесодержащих напитков, нежели провести вечер с семьёй. Учёба отодвигается на второй план, а все возможные развлечения на первый. Люди стали забывать историю, уже не помнят национальных героев, а вместе с этим и совсем забывают ценности.

Проблема в том, что сознания молодёжи не хватает, что бы осознать нынешнее критическое положение, и предпринять какие либо действия, во их исправление.

Вопрос о патриотизме сейчас стоит очень в сложном положении. Картинка красивого, верующего и искренне любящего свою страну народа есть, а в действительности? …..А в действительности сейчас в молодежной среде есть определенная часть юношей и девушек, которые включили патриотизм в систему своих ценностных ориентаций. К сожалению, эта часть не так значительна, как хотелось бы. Но лед тронулся. И это самое главное.

Задача нашего поколения– сохранить наш человеческий потенциал, победить безнравственность, бездуховность, вытеснить насаждаемые извне и чуждые нам ценности и взгляды.

Победа России - это непросто чудо, это выражение непреклонной воли и безграничной решительности всех народов России, поднявшихся в 1812 году на Отечественную войну в защиту национальной независимости своей родины.

Для самой России последствия Отечественной войны были огромны. Не морозы и не пространства России победили Наполеона: его победила сопротивление русского народа. Патриотизм русского народа, мужество солдат армии и искусство полководцем, твердая решимость императора Александра 1 - вот основные причины победы России в Отечественной войне 1812 года. Отрицать роль стихийных факторов нельзя, но они играли второстепенную роль.

Русский народ отстоял свое право на независимое национальное существование и сделал это с такой неукротимой волей к победе, с таким истинным презирающим всякую шумиху героизмом, с таким подъемом духа, как никакой другой народ в тогдашнем мире.

Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела.

Патриотизм нужно воспитывать с малых лет, воспитывать дух служения, единения, верности, честности, дисциплины. Только такие люди чести и породят сильную, законную, национальную власть. Наше дело — дело Русского государства. Для этого надо жить интересами Родины, самопожертвованным служением ей, интересами целого, бороться за общее благо, а не за личное, все чувства и мысли подчинить патриотическому и государственному служению Родине.

Что такое патриотизм простыми словами и кто такой патриот

На самом деле патриотизм встречается в разных формах, и можно смело утверждать, что в той или степени он свойственен каждому из нас. Но что же на самом деле это за чувство? Что значит быть патриотом?

Что такое патриотизм и кто такой патриот: признаки и качества

Отношение к Родине, любовь к своему народу, желание чтить родные традиции, гордость за нацию и победы своей страны – все эти понятия приравнивают к качествам, свойственным патриоту.

Согласно Толковому словарю Ушакова, патриот – это человек, преданный своему народу, любящий свое Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.

Если обратиться к Большому толковому словарю под редакцией Кузнецова, можно увидеть и другое определение. Патриот – это человек, которые привержен, верен чему-либо. В качестве примеров приводятся: патриот своего завода, патриот корабля, патриот своего дела. То есть патриот – это не только про любовь к Родине.

Патриотизм простыми словами – это любовь к своей Родине, языку, обычаям и культуре. Каждый человек испытывает гордость, чувствуя свою принадлежность к тому или иному гражданству.

Согласно Большому толковому словарю под редакцией Кузнецова, патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

Также в словаре даётся второе определение патриотизму – преданность, приверженность чему-либо.

В чем же проявляется высокое чувство? Патриотизму характерны следующие признаки:

  • любовь к своей стране, нации и народу;
  • гордость за родную культуру, язык, достижения и победы;
  • ностальгия по Родине в случае разлуки;
  • переживание за настоящее и будущее страны;
  • готовность жертвовать собственными интересами ради Родины и общей идеи;
  • желание чтить культуру и традиции своего народа;
  • стремление исполнять гражданский долг.

Героем можешь ты не быть, но патриотом быть обязан… Стихи Некрасова немного изменили, но суть осталась практически той же. Любить свою страну и чтить добрые традиции – задача каждого из нас. Ведь только в этом случае возможно воспитать достойное поколение и создать благоприятную для развития атмосферу в стране. Личные качества характерные для настоящего патриота:

  • чувство долга перед Отчизной;
  • активная гражданская позиция;
  • уважение к родному языку и народу;
  • способность к самопожертвованию ради других людей;
  • бескорыстие;
  • преданность и инициативность.

Виды патриотизма

Сегодня выделяют несколько видов патриотизма. Подробное и точное описание каждого типа есть в лекции, разработанной специально для сотрудников органов МВД. Ведь кто, как не эти люди, должны быть настоящими патриотами и иметь четкое представление об этом великом чувстве. Ученые выделяют следующие виды патриотизма.

Ложный патриотизм

В современном мире часто можно встретить такую форму чувства как ложный патриотизм.

Ложный патриотизм проявляется в безразличном отношении к судьбе своей страны, агрессивных поступках в адрес людей другой национальности и даже немотивированном национализме.

Такие люди много и громко говорят о любви к своей родине, оправдывая подобным чувством свою немотивированную агрессию в адрес людей другой национальности или вероисповедания.

Психологи связывают появление лжепатриотизма с ослаблением воспитания детей в школах, международными проблемами в области терроризма и большому притоку иммигрантов.

Квасной и истинный патриотизм

Помимо основных форм патриотизма перечисленных выше, существует еще несколько не всем известных категорий. Речь пойдет о квасном и истинном проявлении.

Представлять истинный патриотизм не стоит. Наверно, каждый из нас писал в школе сочинение или реферат на тему, что это за великое чувство. Истинному патриотизму свойственны любовь к Родине, своему народу.

Квасной патриотизм – это форма чувства, когда человек восхваляет исключительно свою страну и народ. Он преклоняется перед бытом, традициями и обычаями своего государства, при этом не воспринимая ничего чужого. О других народах квасной патриот отзывается негативно, порицает их традиции и быт.

При квасном патриотизме чувства проявляются в виде отстаивания превосходства чего-то родного, несмотря на очевидные недостатки. Чаще всего квасной патриот теряет здравый смысл, умиляясь дорогим сердцу вещам. Сегодня этот термин используют в качестве юмористического выражения, направленного в адрес подобных людей.

Конструктивный и слепой патриотизм

Задачи гражданского, критического или конструктивного патриотизма – создание позитивных отношений на межнациональном уровне и согласие между этносами. Следование этим целям в мировом масштабе позволяет избежать главного – войны между странами. К сожалению, это удается не всегда и часто мы становимся свидетелями кровопролитных выяснений отношений между державами. Все это не о конструктивном патриотизме, который в свою очередь не исключает возможности критично относиться к определенным феноменам своей страны.

Есть еще одна форма проявления, которая подробно описана в научном исследовании – это некритический или слепой патриотизм. Этот вид отличает два характерных признака:

  • некритическое отношение к проблемам и развитию собственной страны;
  • агрессивное противостояние врагам Родины, которые не всегда таковыми являются.

Слепой патриотизм приводит лишь к усугублению межнационального напряжения, ведь концентрируясь на негативных эмоциях не происходит главного – развития собственной страны. Он становится причиной следующих негативных последствий:

  • установление авторитарного режима;
  • неприязнь к беженцам и мигрантам;
  • развитие национализма;
  • ориентация на социальное превосходство над другими нациями.

Зачем нужен патриотизм: какие функции он выполняет

Значение патриотизма в жизни современного общества существенно. Несмотря на попытки критиков поставить под сомнение роль этого чувства, многим из нас все же оно знакомо. Так зачем же нужен патриотизм? Постараемся ответить на сложный вопрос простыми словами, и определим, какие функции он выполняет в нашей жизни:

  • Мировоззренческая — патриотизм формирует систему взглядов человека на мир и свое место в нем. Правильное воспитание и благоприятные социальные условия позволяют нам вырастить положительно настроенное поколение, которое ценит свою страну и гордится ей.
  • Методологическая — использование уже сформированной системы духовных и практических знаний в области патриотизма и их преобразование в реальной действительности.
  • Познавательная — потребность человека узнавать историю своего народа, интересоваться прошлым, анализировать ошибки предшествующего поколения.
  • Рeгулятивная — эта функция выражается в добровольном исполнении людьми и социальными группами своих патриотических качеств.
  • Ценностная — отвечает за формирование у личности таких качеств, как заинтересованность судьбой Родины и общего отношения к тому или иному поступку. Так, например, все по-разному оценивают роль Сталина — кто-то его ценит, кто-то просто ненавидит. В любом случае, равнодушных нет.

Реализация всех вышеперечисленных функций позволяет патриотизму выполнять свою социальную миссию и объединять людей. Патриотически настроенное общество мыслит в одном направлении, беспокоится проблемами страны и прикладывает максимум усилий для их решения.

Примеры патриотизма из современной жизни

Патриотизм бывает разный. Сегодня врачи ежедневно доказывают свою любовь к Родине, спасая пациентов от смертельно опасного вируса. Пандемия, вызванная Covid19, в очередной раз показала, что в медицинской сфере большое число настоящих патриотов, готовых в любой момент защищать свою нацию от злейшего врага, пусть и невидимого.

Приведем в пример интересную историю. Хрупкая, но в то же время сильная духом женщина Наталья Шевченко работала круглосуточно для того, чтобы помочь больным коронавирусной инфекцией. Главный врач Курильской центральной районной больницы видела все — даже то, как погибают коллеги от коварного вируса. Наталья работала по 24 часа в сутки, осматривая пациентов, назначая лечение и контролирая больных. А дома ее, как и многих из нас, ждала семья. Врач всегда находится на передовой, независимо от дня недели.

Наталья Шевченко — далеко не единственный пример настоящего патриотизма. Тысячи врачей ежедневно доказывают своим примером, что чувство долга перед Отечеством иногда ценнее собственной жизни.

Примеры патриотизма в годы Великой Отечественной войны

Еще одно доказательство существования настоящего чувства — это поведение людей в тяжелые времена. Война меняет мировоззрение многих людей, отнимая самое ценное и в то же время даря надежду. Миллионы патриотических историй о героях известны человечеству. Люди, находясь перед лицом смерти, не боятся рисковать и даже отдавать собственную жизнь ради спасения Родины.

Зоя Космодемьянская — первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза. Ей не нужна была слава, и она прекрасно понимала, что погибнет. Но все равно не сказала ни слова о том, кто дал ей боевое задание поджечь дома с немцами. Молодую девушку пытали, избивали, а затем — казнили через повешение. А она все равно не проронила ни слова о своей разведывательно-диверсионной школе и ее местонахождении. Перед лицом смерти Зоя пронесла легендарную речь, призывая сельских жителей до последнего вздоха бороться с немцами и предрекая нацистам поражение.

Примеры патриотизма из литературы

Тема патриотизма чаще всего затрагивается в сочинениях школьников на ЕГЭ. И это вполне объяснимо — героев много, как и мыслей по этому поводу. В литературных произведениях часто встречаются различные формы патриотизма — гражданский, ложный, квасной, государственный.

Формирование патриотизма в современной России

Задача каждой российской семьи — воспитать достойное поколение и передать детям истинные ценности. В формировании правильного мышления активно помогает государство. Начиная со школьной скамьи, девочкам и мальчикам рассказывают истории о настоящих героях, которые рискуют жизнью ради своей страны и других людей. Безусловно, патриотизм начинается с семьи. Именно то, что вложили родители в детей, даст результаты в будущем.

Основные аспекты формирования патриотизма у школьников:

  • проведение тематических уроков;
  • дискуссии на тему патриотизма;
  • посещение музеев;
  • празднование Дня Победы;
  • организованные семинары;
  • экскурсии к памятным местам;
  • просмотр патриотических фильмов;
  • открытые уроки.

В России патриотическому воспитанию отводится важная роль — открываются новые центры, проводятся различные социальные мероприятия, пропагандируется здоровый образ жизни. Цель подобных действий — снизить напряженные отношения, сформировать здоровые отношения среди взрослого поколения и воспитать толерантность. Сегодня региональные власти совместно со спонсорами часто проводят массовые забеги, яркие национальные праздники, ярмарки и выставки. Все это объединяет людей и формирует патриотический настрой. Несложно представить, какую гордость за свою страну испытывали футбольные болельщики, когда Санкт-Петербург принял Чемпионат Европы по любимому в России виду спорта.

Патриотическое воспитание в США

Америка умеет воспитывать настоящих патриотов. Привить чувство любви к Родине у них равно получить знания в школе. Кстати, результаты работы очевидны — американцы, как никто другой, гордятся своей страной и считают себя настоящими патриотами.

Начиная со школьной скамьи, ученики прикладывают руку к сердцу и произносят Клятву верности флагу США. Детям рассказывают о символах страны, государственных принципах, об основателях. Каждая памятная дата, которых в Америке немало — повод для проведения тематического урока в школе. Отдельно стоит отметить организации скаутов, где в игровой форме у детей развивают такие качества, как уважение, чувство долга и прививают любовь к своей стране.

За что Лев Толстой критиковал патриотизм

Не все великие люди положительно отзывались о патриотических чувствах. Вот, что говорил по этому поводу любимый многими Лев Толстой:

Будучи моралистом, Лев Толстой считает, что с помощью патриотизма господствующие классы пытаются сохранить превосходство, удержать власть и отвлечь внимание народа от более важных проблем. Возможно, в его мнении есть доля истины, особенно если учесть время, в которое жил великий писатель.

Космополитизм и патриотизм

Между этими понятиями есть много общего, хотя и различия все-таки имеются. Патриотизм — это больше про любовь к Родине, народу, традициям. Космополитизм — более емкое понятие.

Патриотизм и национализм

Патриотизмом называют духовно-нравственное чувство, которые выражается в любви к своей стране и уважении к государственным интересам. Это интерес к истории Родины и искреннее желание продолжить дело своих дедов и отцов.

Если же говорить о национализме, то это не чувство, а политическая идеология. Ее задача состоит в защите интересов нации, ее культуры, традиций и обычаев. Яркий пример национализма — фашистская Германия во главе с Гитлером.

Ксенофобия и патриотизм

В понимании масс, ксенофобия — это воплощение патриотизма и самый быстрый способ осознать себя патриотом. Это понятие имеет две стороны медали: с одной — вроде бы все хорошо и человек действительно испытывает духовное чувство, с другой — он автоматически приписывает незнакомцев в чужаки и склоняется к дискриминации. Ксенофобия — это неприятие.

Приведем пример: отношение жителей глубинки к москвичам. Чаще всего люди, проживающие в малых населенных пунктах, открыто ненавидят представителей столицы. Они считают, что москвичи — наглые, циничные, избалованные жизнью люди.

Патриотизм и гражданственность

Эти понятия очень схожи по своему значению, хотя небольшое отличие все же есть. Речь идет о человеческих качествах, которые отражают отношение к Отчизне, нации, культуре, традициям. Патриотизм — это искренняя и беззаветная любовь к Родине. Гражданственность в свою очередь — это активная позиция и постоянное взаимодействие с государством.

В заключение хотелось бы отметить, что патриотизм — это не только любовь к Родине. Духовно-нравственное качество имеет много форм и интерпретаций. К слову, государство заботится о том, чтобы будущее поколение знакомилось с патриотизмом еще в раннем детстве, реализуя специальные программы в школах и создавая соответствующее настроение среди взрослого населения.

Что-то не понравилось в этой статье, есть что добавить или вы нашли ошибку? Обязательно напишите об этом. Ни один комментарий не останется без внимания!

Читайте также: