Сообщение о произведениях живописи и музыки созданных по произведениям м ю лермонтова

Обновлено: 05.07.2024

Это литературный жанр который относится к категории календарной литературы ЕГо еще называют святочным рассказом

Никите пять лет, у него нет братьев и сестер (“В избе и на всем дворе оставался хозяином одинНикита, пяти лет отроду” [2; с. 110].

Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера (“Рано утром мать уходила в поле со двора на работу” [2; с. 110]). Отец ушел на войну и “не вернулся оттуда” [2; с. 110] ? по всей видимости, погиб. По крайней мере, А. Платонов неоднократно подчеркивает тщетность ожидания матери, что отец вернется: “его [отца. – Н.В.] все не было и нет” [2; с. 110].

Дедушка и бабушка Никиты уже умерли. Дедушка любил внука, и мальчик представляет, что дедушка теперь – это солнце (“Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него” [2; с. 111]). Умершую бабушку мальчик отождествляет со старой баней во дворе.

Когда мать уходит на работу, Никита остается за хозяина. Мать поручает ему следить за домом и двором: “Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, ? говорила мать. – Ты умный теперь… ” [2; с. 110]. Но Никите тяжело принять на себя роль хозяина, и он просит мать прийти поскорей. Ответ матери очень показателен: “…Ты не бойся, ты живи смирно один” [2; с. 110]. Учащимся можно предложить найти синоним глагола “жить” в этой фразе и проанализировать разницу в значении. Очевидно, что фразы “побудь один” (“посиди один дома”, “подожди меня”) и “живи смирно один” соотносятся как временное и неизменное состояния. Мать как бы говорит сыну: “Ты уже вырос. Ты теперь за хозяина. Привыкай к тому, что ты один”. В ходе анализа рассказа целесообразно предложить учащимся вести “платоновский словарик”, в который они запишут это и подобные выражения с расшифровкой их значения.

У врат обители святой
Стоял просящий подаянье
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Кусок лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто – то камень положил
В его протянутую руку….

А как прекрасен романс А.С.Даргомыжского "Отчего"! Как легко он поётся у замечательного композитора – вокалиста! Помнится, нам легко было его исполнять и слушать музыку в родном педучилище. Стихи вдохновили и М.А.Балакирева (1857), Н.А.Римского – Корсакова (1897) и других композиторов.

Мне грустно,потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно. потому что весело тебе.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Более 80 композиторов создали свои мелодии на это прекрасное объяснение:
в 1848г -А.Ф.Львов, в 1850 - А.Л.Гурилёв, в 1869 - Пётр П. Булахов, 1871 - Елизавета Шашина и другие.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.

Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?

И грустный ответ:

«Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть. "

В 1845г. Александр Даргомыжский пишет романс "И скучно и грустно". И здесь стихи Лермонтова пронзительно- грустные:

И скучно и грустно, и некому руку
подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья. что пользы напрасно и
вечно желать.
А годы проходят - все лучшие
годы!

И в 1854г. Пётр П.Булахов создаёт свой знаменитый романс "Выхожу один я на дорогу", о котором в Пензенской обл. будут говорить, что это написал сам Лермонтов и пел его перед дуэлью. Вдохновили стихи К.П.Вильбоа (1857), Елизавету Шашину(1861) и других. Жизнь поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова в музыке не менее прекрасна, как и его стихи, такие музыкальные!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Глава 1. Иллюстрации художников XIX века ………………………………. 6

Глава 2. Иллюстрации художников XX века………………………………….9

Актуальность моей работы обусловлена тем, что текущий год ознаменован годом Лермонтова. В 2014 году отмечается двухвековой юбилей этого уникального, стоящего особняком в русской культуре, человека. Сегодня мы поговорим о том, как его творчество отражалось в живописи русских художников.

Объектом работы является творчество М.Ю.Лермонтова.

Цель исследования: выявить, какие художники использовали творчество Лермонтова в своих работах.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения. Общее количество страниц – 16.

На защиту реферата выносятся следующие положения:

1. Великое наследие Лермонтова стало объектом творческого внимания мастеров изобразительного искусства уже с середины XIX века. Значительный след в книжной иллюстрации XIX века оставили работы М.А. Зичи, И.Е. Репина, Л.О. Пастернака, И.И. Шишкина и других. При жизни М.Ю.Лермонтова его произведения не иллюстрировались.

Глава 1. Творчество М.Ю.Лермонтова в иллюстрациях

художников XIX века.

Сознательное отношение к искусству начинается с вопроса: а кто это сделал? Литературные произведения каждый художник воспринимает по-своему. Отсюда и появляется личный почерк художника.

Художник не сомневается в своём праве иллюстрировать любого автора, если только литературный текст даёт толчок для работы воображения и может послужить поводом к созданию зрительных образов. Все как будто согласны с тем, что иллюстрации обогащают книгу и помогают читателю в постижении идей автора. А если художник неправильно понял задумку автора? Вы только подумайте, в какое заблуждение входит читатель, когда видит иное представление о герое или событие, которое так его тронуло! Никакое самое яркое словесное описание литературного героя не может представить читателю с такой конкретной определённостью его облик, с какой это делает иллюстрация. Таким образом, иногда рисунок может стать барьером между читателем и авторским замыслом.

В музее-заповеднике "Тарханы" хранится большая коллекция изобразительных материалов — около двух тысяч единиц произведений живописи и графики. Часть этой коллекции составляют иллюстрации русских и советских художников к произведениям М.Ю. Лермонтова.
Великое наследие Лермонтова стало объектом творческого внимания мастеров изобразительного искусства уже с середины XIX века. Значительный след в книжной иллюстрации XIX века оставили работы М.А. Зичи, И.Е. Репина, Л.О. Пастернака, И.И. Шишкина и других. До сих пор остаются непревзойденными по остроте психологической характеристики действующих лиц и глубокому драматизму образов иллюстрации М.А. Врубеля.

Глава 2. Творчество М.Ю.Лермонтова в иллюстрациях

художников XX века.

XX век дал ряд ярких имен иллюстраторов М.Ю. Лермонтова.

При упоминании фамилии Лермонтова мало у кого сразу в голове всплывают его картины. Это вызвано тем, что Михаил Юрьевич ассоциируется в первую очередь с поэзией, так как эта грань больше всего известна.

Помимо того, что Лермонтов был художником слова, он был еще и поэтом холста. Это означает, что он мог мастерски передать состояние лирического героя не только на листе, но и в картинах. Его образы выглядят живыми, передают эмоции и переживания. Познакомимся с Михаилом Юрьевичем, как с художником, и отобразим связь двух его ипостасей – живописца и поэта. А также рассмотрим, как отображен сам Лермонтов в музыке и живописи других.

Лермонтов как художник

Во многих воспоминаниях друзей семьи Лермонтова маленький Миша описан постоянно что-то рисующим. Даже на детском портрете неизвестного художника он изображен с мелом в руке.

Достоверно не установлено, обучался ли Лермонтов рисованию в детстве, но известно, что уже во время пребывания в Московском университетском благородном пансионе он берет уроки у знаменитого художника А. Солоницкого. Тогда М. Ю. Лермонтов и пришел к мнению, на котором настаивал его учитель, что все должно быть натурально и максимально приближено к действительности. Такой и была впоследствии не только живопись и графика Лермонтова, но и поэзия.

После окончания пансиона будущий классик не бросает занятия рисованием. В Петербурге он продолжает учиться под руководством Петра Заболоцкого.

Не только окружающие, но и учителя отмечали, что живопись Лермонтова заслуживает внимания. Если бы он не писал стихи, то прославился бы как художник, и вполне возможно, что жизнь сложилась бы совершенно по-другому.

живопись лермонтова

Объем художественного наследия

Живопись Лермонтова дошла до нас в сравнительно малом количестве. Но и этого вполне достаточно, чтобы составить общее мнение об этом амплуа поэта. Среди наследия – картины маслом, акварелью, отдельные рисунки, зарисовки и даже карикатуры.

Можно догадаться, что это далеко не все работы, которые были у Лермонтова. Хотя бы потому, что этого недостаточно, дабы достичь такого мастерства, которое было у Михаила Юрьевича. Многие из его работ были розданы или потеряны.

Литература же о Лермонтове-художнике ограничивается несколькими поверхностными записями-заметками. Общее представление о его персоне в живописи дают Б. Мосолова и Н. Врангель. Но эти очерки не имеют ничего общего с научным, профессиональным анализом, который провел бы параллель с поэтическими произведениями.

Стоит отметить альбомы с зарисовками и рукописи произведений, где находим графику Лермонтова. Картины является либо комментарием к записи, либо же сама запись служит для пояснения изображения, порождая тем самым неразрывную связь двух видов искусств, так называемый синкретизм.

живопись в творчестве лермонтова

Учитывая нестандартный подход к творчеству, представляется довольно странным, что художественную деятельность Лермонтова забывают. Вполне возможно, что сделано это преднамеренно. Михаил Юрьевич никогда не питал особой любви к самодурам, и если в поэзии это можно было завуалировать, то острые шаржи и карикатуры бросали тень на авторитет тогдашней знати и дворянства.

Картины Лермонтова

Живопись Лермонтова обладает чрезвычайной натуралистичностью. На это есть несколько причин. Во-первых, Лермонтов принадлежал к эпохе, в которой уже произошел отход от монументальности изображения, но модернизм, призывающий к трансформации, еще не набрал обороты.

Во-вторых, к реальности в изображении Лермонтова приучил еще первый учитель А. Солоницкий, так как только в точном отображении находил достоверность. То есть нельзя изобразить пейзаж таким, каким его видит автор в сравнении. Необходимо подать его таким, каков он есть, а каждый для себя уже сам подберет чувства и ассоциации.

В-третьих, современники Лермонтова утверждают, что у него была потрясающая, едва ли не фотографическая память, что давало возможность изображать мелочи, без натуры, имея одни только наброски и зарисовки.

Но при всем стремлении к точному отображению это не помешало Лермонтову выработать свой стиль в живописи.

Акварели Лермонтова

Так как первый учитель Лермонтова был акварелистом, то не удивительно, что к рисунку акварелью пристрастился и сам писатель.

Его акварельные рисунки, как и выполненные маслом, являются графическим отображением происходящего в его произведениях. Так, пребывая на Северном Кавказе, он написал не одно стихотворение под впечатлением пейзажей и жизни кавказских народов. Но сложно установить, если не смотреть на дату, что было написано первым, стихотворение или картина. Так же сложно однозначно сказать, какое из этих произведений искусства более удачно получилось.

произведения лермонтова в живописи

Живопись Лермонтова отличается чистотой нанесения красок, без примесей. Чрезвычайно точные линии и искусное владение формой делает изображение реалистичным и точным. Хотя знатоки замечают множество ошибок, они нивелируются за счет живости и эмоциональной насыщенности картин.

Кавказ в живописи Лермонтова

Легендарное стихотворение, которое принесло известность и популярность поэту, посвящено трагической смерти Пушкина. Оно сыграло роковую роль. С одной стороны, он вынужден был покинуть родной дом и отбыть наказание на Кавказе. С другой же, живопись в творчестве Лермонтова обрела новое, вдохновенное направление.

В произведениях появился новый мотив – Северный Кавказ и его напевы. Под напевами стоит подразумевать темы и обычаи туземцев.

Помимо стихотворений, о периоде пребывания поэта там рассказывает живопись Лермонтова. Кавказ впервые предстает в качестве романтического края. Скалы больше не внушают страх – они поражают величием, природа щедро делится своими красотами. Лермонтов был первым, кто открыл в Кавказе его романтичность.

живопись м ю лермонтова

Картины маслом

лермонтов в музыке и живописи

Рисунки на автографах

Интересными являются также рисунки поэта на рукописях, возле дарственных надписей, в альбомах разных семей. Это не представляет живопись Лермонтова в таком свете, в котором представлена она в крупных полотнах. Она не только сделана на скорую руку, но и выполнена в одном цвете. Такой рисунок передает отношение Лермонтова к тому, что или кого он рисовал. То есть он передавал именно те черты, которые больше всего запоминались, бросались в глаза.

Таких рисунков множество, поскольку создавались они в ходе работы над очередным поэтическим произведением.

Самые ранние графические наброски, которые нам известны на сегодняшний день – это зарисовки на Псалтыре. На самом деле это скорее забавный факт, а не произведение искусства. На них нет ни отточенности пера, ни особенной тематики.

Утраченные рисунки

Утраченными навсегда оказались детские рисунки Лермонтова. Об их существовании мы узнаем только из биографических записей и писем современников.

Есть также сведения и о рисунках восковыми мелками. Он не просто рисовал, а делал объемные картины из расплавленного воска. Упоминание о них встречается в нескольких письмах, но поиски картин успехом не увенчались.

живопись и графика лермонтова

Мнимые рисунки Лермонтова

Стихотворения в живописи Лермонтова или живопись в стихотворениях?

живопись лермонтова кавказ

Произведения Лермонтова в живописи носят иллюстративный и пояснительный характер. Больше всего это касается портретов и пейзажей. Желая передать характер, настроение и черты лирического героя, автор как бы настаивает на своей версии восприятия персонажа.

Читайте также: