Сообщение о произведениях где говорится о реке волге

Обновлено: 06.07.2024

Река Волга – самая крупная река европейской части России и самая большая река Европы. Берет свое начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м, из родника в селе Волго-Верховье Тверской области и, протекая по всей территории Центральной России, впадает в Каспийское море.

Волга считается любимым символом России. В различных песнях и стихах она всегда славилась как "мать-река", "матушка-Волга". Из поколения в поколение передавались волжские легенды, были, сказания, предания. Эта фольклорная традиция привлекала к себе внимание многих поэтов прошлого века. Тема Волги в русской поэзии уже давно заняла особое место. В народном фольклоре, творчестве писателей, поэтов, художников широко отражена тема Волги матери, Волги кормилицы. Обобщив эти образы, можно сказать, что для русского человека Волга – это сама Жизнь.

Как бы ни менялась в дальнейшем Волга, она не перестанет быть для русского человека прекрасной, величественной, загадочной. А для литераторов - источником вдохновения.

Волга всегда вдохновляла деятелей культуры: произведения многих писателей посвящены быту ее жителей - например, П. И. Мельникова-Печерского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, драматурга А. Н. Островского, поэта Н. А. Некрасова (автора известных строк: "О, Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я!", знаменитого на весь мир Максима Горького, родившегося на Волге и правдиво описавшего жизнь ее простого народа.

Прославленным певцом великой реки стал и гениальный бас Федор Шаляпин, волжанин по происхождению, коронным номером которого была народная песня "Дубинушка", также посвященная тяжелой участи волжских бурлаков. Многих поэтов вдохновила Волга на стихи и песни, многих живописцев – на чудесные полотна. Волгу писали замечательные русские пейзажисты Ф. А. Васильев, И. И. Левитан, И. Е. Репин.

У каждого поэта тема Волги решается своеобразно, неповторимо. И, тем не менее, представляется возможным найти и нечто общее, родственное в восприятии и отражении великой реки.

Образ Волги в поэзии И. И. Дмитриева

Первооткрывателями волжской темы в поэзии, как известно, принято считать Н. М. Карамзина ("Волга", 1793) и И. И. Дмитриева ("К Волге", 1794).

Конец благополучну бегу!

Спускайте, други, паруса!

А ты, принесшая ко брегу,

О Волга! рек, озер краса,

Глава, царица, честь и слава,

Прости!. Но прежде удостой

Склонить свое вниманье к лире

Певца, незнаемого в мире,

Но воспоенного тобой!

Исполнены мои обеты;

Свершилось то, чего желал

Еще в младенческие леты,

Когда я руки простирал

К тебе из отческие кущи,

Взирая на суда, бегущи

На быстрых белых парусах!

Свершилось, и блажу судьбину:

Великолепну зрел картину!

И я был на твоих волнах!

Там кормчий, руку простирая,

Чрез лес дремучий на курган,

Вещал, сопутников сзывая:

Вещал и в думу погрузился;

Холодный пот по нем разлился,

И перст на воздухе дрожал.

Образ Волги в поэзии Н. М. Карамзина

Одним из первых Карамзин воспел Волгу ("Волга", 1793)/./p>

Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица, мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о Волга! величать,

Богиней песни вдохновенный,

Твоею славой удивленный?

Дерзну ль игрою струн моих,

Под шумом гордых волн твоих —

Их тонкой пеной орошаясь,

Прохладой в сердце освежаясь —

Хвалить красу твоих брегов,

Где грады, веси процветают,

Поля волнистые сияют

Под тению густых лесов,

В которых древле раздавался

Единый страшный рев зверей

И эхом ввек не повторялся

Любезный слуху глас людей,—

Брегов, где прежде обитали

Орды Златыя племена;

Где стрелы в воздухе свистали

И где неверных знамена

Нередко кровью обагрялись

Святых, но слабых християн;

Где враны трупами питались

Несчастных древних россиян;

Но где теперь одной державы

Народы в тишине живут

И все одну богиню чтут,

Богиню счастия и славы

Образ Волги в поэзии Н. М. Языкова

Иные смыслы приобретает Волга в эпоху романтизма в творчестве К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова и др. Их пейзажи, где Волга выступает символом России, можно условно назвать "патриотическими". Очень часто их стихи строятся на антитезе "родина - чужбина", что дает возможность ярче, эмоциональнее выразить любовь к родной стране и прекрасной реке. Тема Волги у них неразрывно связана с темой Родины.

Непревзойденный певец водной стихии, ее освежительного воздействия на человека, симбирянин Н. М. Языков особенно любил Волгу.

Молю святое провиденье:

Оставь мне тягостные дни,

Но дай железное терпенье,

Но сердце мне окамени.

Пусть, неизменен, жизни новой

Приду к таинственным вратам,

Как Волги вал белоголовый

Доходит целый к берегам

Ей он посвятил наибольшее из всех крупных русских лириков количество стихотворений. Кипучему дару Языкова дорог образ взволнованной, брызжущей, потрясенной стихии. Он может считаться основоположником той линии в развитии национального пейзажа, которая подчеркивает не скромную, смиренную прелесть русской природы, а ее гордый простор, яркость, пышность, величавость ("Моя родина", "Чужбина", "Родина").

Где твоя родина, певец молодой?"-

- Где берег уставлен рядами курганов;

Где бились славяне при песнях баянов;

Где Волга, как море, волнами шумит.

Там память героев, там край вдохновений,

Там все, что мне мило, чем сердце горит;

Туда горделивый певец полетит,

И струны пробудят минувшего гений!

Глава II. Образ Волги в поэзии 19-20 веков

Образ Волги в поэзии Н. А. Некрасова

В середине 19 века, благодаря поэтам революционно-демократического лагеря, входит в русскую поэзию мотив "трудовой" Волги, бурлачества. Здесь уже романтическая традиция уступает место реалистической. Тема "природа и труд", органичная для поэта, порой передается с кольцовской бодростью, чаще же приобретает трагическое звучание. Он противопоставляет "зрелище" цветущей природы "позору" невежества, нищеты, бесправия.

У них река ассоциируется прежде всего с малой родиной: родным селом, городом, родным домом. Они замечают, как сильно изменилась родная Волга, глядя на бегущие по ней пароходы, разрывается от боли сердце, кода смотрят они на вырубленные по берегам леса, на "плевки Горынычей стальных", на то, "как голубую телогрею Чернит без устали мазут. "

На берегах Волги прошло детство Некрасова Николая Алексеевича, сюда он постоянно приезжал и, будучи известным, признанным поэтом. Волге он посвятил свои лучшие строки. С детства знакомые ярославские, костромские, владимирские раздолья всегда были близки и милы сердцу Некрасова. Могучие просторы Волги, скромные деревеньки, разбросанные по её берегам, леса, поля, заливные луга постоянно влекли к себе поэта. Теперь Волга и Некрасов – понятия, вряд ли отделимые друг от друга в истории отечественной культуры.

Родовой дом Некрасовых стоял на самом конце Грешнева. Окна его выходили на столбовую дорогу – Ярославско-Костромской низовой тракт, который в народе называли Сибиркой. В усадьбе, по словам Некрасова, всего замечательнее был старый обширный сад, окружённый густыми липами.

О Волга!. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву. А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня:

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик –

И сердце дрогнуло во мне.

Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях. Написанные за это время "Последние песни" по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. В душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне "Баю-баю" смерть говорит ему: "не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей. Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой". Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.

Образ Волги в творчестве И. А. Гончарова

По-своему воспел Волгу И. А. Гончаров. Он видел в ней, в пейзажах, ее окружавших, прежде всего тягу к гармонии, к красоте. Для писателя Волга, жители ее берегов — это неотъемлемая часть России, ее вчерашний, сегодняшний и завтрашний день. Внесение реки Волги в композицию "Обрыва" во многом помогло изобразить неповторимость и индивидуальность действующих лиц.

Река Волга, ее образ, показан в "Обрыве" в летние месяцы, да и сам роман зародился на ее берегу, недаром Гончаров многократно подчеркивал это обстоятельство4.

"В 1849 г. я уехал на Волгу, в Симбирск, на родину — и там в течение четырех летних месяцев у меня родился и развился в обширную программу план нового романа, — именно "Обрыв".

Перечисляя в "Необыкновенной истории", какие эпизоды он излагал Тургеневу, Гончаров не забывает упомянуть и про "картины Волги". В 1870 г. , спрашивая свою корреспондентку: "А сказать ли, когда задуман этот роман?" — писатель отвечает: "В 1849, когда я сам был на Волге — и хотя я там родился, но тут как будто в первый раз увидел этот край и людей. Там задумана была и Вера, никогда не существовавшая — это мой тогдашний идеал. Марфиньки никакой я не знал никогда, а в Бабушке воплотились некоторые черты моей матери — как я замечаю теперь сам (когда вся она вылилась у меня) — еще другой старухи, которую знал студентом в Москве"6.

Река Волга у Гончарова больше, чем просто "предмет природы". Общаясь с нею, чаще опосредованно, чем лично, персонажи романа, подчас не замечая того, сами приоткрывают свой характер, мечты и настроения. Вне реки Волги роман вряд ли мог быть построен. Его действие невозможно, к примеру, "на берегах Невы"; или где-то вне России, как, скажем, роман И. С. Тургенева "Дым"; трудно представить поступки и судьбы героев "Обрыва" в другой российской провинции, где нет могучей Волги. Исторически сложившийся уклад жизни во многом предопределен местом действия. Так, в "Обрыве" "с одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой — широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор" (ч. I, гл. VII). Это и география романа, и указание автора на главный пейзаж его книги. А вот и топография "Обрыва": это краткое описание маленького родового имения, доставшегося Борису Райскому "от матери". "Оно все состояло из небольшой земли, лежащей вплоть у города, от которого отделялось полем и слободой близ Волги, из пятидесяти душ крестьян, да из двух домов — одного каменного, оставленного и запущенного, и другого деревянного домика, выстроенного его отцом" (ч. I, гл. II). Здесь-то и жила Бабушка с двумя, тоже двоюродными, внучками-сиротами.

В свое время отмечалось, что в "Обрыве" нет пейзажа тушинской "берлога", тушинского "Дымка". Причина тому, на наш взгляд, в местонахождении имения Ивана Ивановича с паровой лесопилкой. Физически оно далеко от Волги, а ей подчинена в романе вся композиция, вся структура. Не будем забывать, что индивидуальность гончаровского пейзажа — это волжский простор.

Знаменитая река обладает иной раз переносным, а то и судьбоносным значением и смыслом. Эта гончаровская иносказательность проступает в книге осторожно и ненавязчиво.

Образ Волги, ее присутствие ощущается буквально во всех эпизодах романа, образ реки пронизывает все клеточки произведения. Волга-матушка, как часть романной структуры, влияет на ход действия. Именно переезды Веры за Волгу-реку, в Заволжье, составляют важную событийную сторону произведения, раскрывают существенные черты непросто го характера героини, влияют на переживания то Райского, то Тушина.

Забегая вперед, отметим: Волга — доминанта русского пейзажа в книге Гончарова. С точки зрения частоты упоминаний и обстоятельного описания реки, примечательны первые части романа, где речь идет о свежих впечатлениях Райского после его приезда в Малиновку. "Райский бросил взгляд на Волгу, забыл все и замер неподвижно, воззрясь в ее задумчивое течение, глядя, как она раскидывается по лугам широкими разливами.

Образ Волги помогает автору ярче, убедительнее показать внутренние противоречия тогдашней России. Итак, волжский пейзаж в "Обрыве" составляет тот структурный элемент, который способствует и помогает читателю понять духовные искания гончаровских героев, этих людей середины XIX в. , их надежды, настроения, их духовные запросы, наконец, силу любви. Если мир русской природы в романах И. С. Тургенева тесно связан с Орловской и Курской губерниями, то огромная любовь к русской природе у И. А. Гончарова сосредоточена на Волге, ее просторах, ее берегах и, конечно же, на людях, там живущих

Образ Волги в поэзии Д. Н. Садовникова

Поволжье (в основном от сказочника А. К. Новопольцева), в сборнике помещены материалы о Степане Разине. Интерес к народным движениям в

Но дух людей, которым тесен

Казался мир в избытке сил,

Родной напев поволжских песен

В своем размахе сохранил.

И песня та, путиной долгой,

И величава, и стройна -

Несется вместе с синей Волгой

Кидая в душу семена.

Кто песню вольную заслышит,

Кто от души ее споет, -

Любое сердце расколышет,

Любые цепи разорвет!.

2. 4. Образ Волги в поэзии В. А. Гиляровского

Владимир Алексеевич Гиляровский

Волга-царица!. По ней пароходы

Пенят и режут могучие воды,

К верху и к низу стрелою летят,

Зычно свистки паровые гудят,

Громкое эхо от них раздается,

Песня ж бурлацкая там не поется,

Лямкой бурлаки уж груди не трут,

Вытеснил пар человеческий труд.

Волга оставила заметный след в жизни и творчестве В. А. Гиляровского, что он до конца дней своих любил великую русскую реку и не раз бывал в нашем крае.

Но, наверное, важно не только то, что Гиляровский бывал в нашем крае, работал и жил здесь, а главное, что его произведения, воспоминания могут послужить для краеведов удивительным источником, свидетельствующим о том, как жили, работали люди на заводе свинцовых белил, как и где, отдыхали. Гиляровский был одним из последних писателей, кто обратился в своем творчестве к жизни бурлаков.

Все-то мне грезится Волга широкая,

Грозно - спокойная, грозно-бурливая,

Грезится мне та сторонка далекая,

Где протекала моя юность счастливая.

Помнится мне. На утесе обрывистом

Дубы высокие, дубы старинные,

Стонут они, когда ветром порывистым

Гнутся, ломаются ветви их длинные.

Воет погодушка, роща колышется,

Стонут сильнее все дубы громадные,

Горе тяжелое в стоне том слышится,

Слышится грусть да тоска безотрадная

Образ Волги в поэзии А. В. Ширяевца

Любовь к Волге, к родному Поволжью проходит через все творчество Александра Ширяевца.

Есть ли что чудесней

С барок и плотов!.

Что мне дива Туркестана,

Я глядеть на Волгу стану

С караульного бугра.

Он - цветень! Мой он крестный!

Он в песни влил вина,

И, окунувши в весны,

Дал перстень певуна.

Он, знаю, с Волгой вместе

Наладил струны мне.

. Все к ней плыву - к невесте,

На песенной волне.

Цветет весенний перстень,

И я, как цветень, юн!

Над половодьем песен

Плыву я с песней струн.

Уплыву, как только вспенится

Волга - матушка река,

У бродяг душа не пленница,

Не дрожит у кошелька!

Люблю петь мне песни смелые,

Что поет по Волге голь,

Видеть волны - гребни белые.

Эх, зазноба, не неволь!

Ты неси быстрей, кормилица,

Наши барки и плоты!

Глядь, и ветер принасилится -

Будет меньше маяты!

Не меня пь краса румяная

Машет с берега рукой?

Да милей мне вопя пьяная,

Обручился я с рекой.

Образ Волги в поэзии А. Твардовского

Перед взором Твардовского поэта проплывает Волга- матушка, вобравшая в себя семь тысяч рек, Урал с его “главной кувалдой страны”, сибирская тайга, Байкал, Забайкалье, тысячеверстные просторы вплоть до Тихого океана. И невольно вырывается слово сыновнего признания:

Да, я причастен к этой гордой силе

И в этом мире - богатырь

С тобою, звездная Сибирь!

Волга – великая русская река. Вся наша страна в своём многообразии и величии, отражается в Волге. Волга навечно останется символом России, символом Родины. Удивительная красота Волги, её многообразие во всех проявлениях – от природных ландшафтов до исторических событий - не перестанет быть для русского человека прекрасным, величественным, загадочным. А для литераторов - источником вдохновения. Волга словно волшебная, она не только вдохновляет, она завораживает. Увидев удивительные пейзажи, душа разворачивается, и поэтические строчки сами собой приходят на ум. Ничего бы всего этого не было, если бы когда-то из маленького родничка не разлилась эта замечательная, обворожительная река – Матушка Волга. Остаться равнодушным к Волге просто не возможно, поэтому поэты пишут необыкновенные, захватывающие душу стихи. Прочитав их произведение, можно ярко себе вообразить описываемое место и действие, где всё происходило. Волга – это широта души, глубина сердца, искренность чувств и слов поэта. Так, наш недавний современник, поэт Н. Благов писал:

И когда тебя втянет в простор этот синий,

И когда ты с рекою бессмертной, родной,

- Волга! - Только скажешь:

Да умоешься вечно живою водой!

Как бы ни менялась в дальнейшем Волга, о ней не говорили бы так величественно, если бы она этого не заслуживала – а она этого ЗАСЛУЖИВАЕТ!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

О великой русской реке Волге писали много и пишут до сих пор. Чем же привлекает писателей и поэтов эта тема? Строчки известного поэта пушкинской плеяды, вынесенные в эпиграф, не единственное в русской литературе признание в любви великой реке. "Вода - зеркало красоты, вечно созидающейся в нашей неистощимой, неисчерпаемой Вселенной. И слава той стране, которая нашла для своего лика могучую реку. Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду величайших прекраснейших стран Россия, потому что у нее есть Волга", - пишет представитель другой литературной эпохи.

hello_html_m460df1e5.jpg

Тема Волги в русской поэзии уже давно заняла особое место. Связи Волги с русским народом, его историей и культурой отражены в творчестве многих писателей, для некоторых из них эта тема автобиографична. В XX веке тема водной стихи поднималась не однократно, например, у Навроцкого А.А.

Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с вершины до самого края;
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная.
На вершине его не растет ничего,
Только ветер свободный гуляет,
Да могучий орел свой притон там завел.

И на нем свои жертвы терзает.

Утес Стеньки Разина на Волге

hello_html_m7f393167.jpg

hello_html_2c52e0b0.jpg

Это стихотворение, ставшее, впоследствии, песней было написано Навроцким Александром Александрович (1839—1914) выходцем из дворян Московской губернии, генерал-лейтенантом, крупным чиновником военно-судебного ведомства.

hello_html_676f1e22.jpg

hello_html_208b0382.jpg

А. С. Пушкин, побывавший на Волге в 1833 году, "Песнями о Степане Разине" продолжает песенную традицию и в то же время акцентирует внимание на широко распространенном в фольклоре образе волжского атамана - легендарном Степане Разине. Ведь Разин и Волга представляют некое единство, их невозможно развести. Атаман Разин будет назван и сыном матушки-Волги, и ее женихом, а его грозный, удалой, широкий нрав сродни буйному характеру реки. В стихах о Разине Волга зачастую одушевляется, вступая в диалог с народным героем. Следует отметить также, что известные из народного творчества сюжеты о Разине и полоненной персиянке, о Разинских разгулах другие по-разному интерпретируются у А.С. Пушкина, А. В. Кольцова, И. З. Сурикова, Д. Н. Садовникова, А. В, Ширяевца, А, А, Навроцкого, Скитальца. Разинскую тему успешно продолжили поэты 20 века.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин часами слушал сказки и былины, которые рассказывала ему его няня Арина Родионовна.

Черный бархатный кафтан наразмашечку надет,

Черна шляпа пуховая на его русых кудрях

Как по Волге-реке, по широкой

Выплывала востроносая лодка.

К ней – Волге, обращается А.С. Пушкин, когда собирается совершить свое очередное преступление, вошедшее в знаменитую русскую песню

Не глядит Стенька на царевну,

А глядит на матушку на Волгу.

Как промолвит, грозен Стенька Разин:

«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!

С глупых лет меня ты воспоила,

В долгу ночь баюкала, качала,

В волновую погоду выносила,

За меня ли молодца не дремала,

Казаков моих добром наделила.

Матушка Волга для Стеньки и кормилица, и место жертвоприношения и сокрытия его греховных поступков.

Как вскочил тут грозен Стенька Разин,

Подхватил персидскую царевну,

В волны бросил красную девицу.

Волге-матушке ею поклонился.

Волга издревле привлекала писателей и поэтов своей красотой, мощью и непредсказуемостью. До сих пор есть на Волге места, где река сродни морю раскинула свои воды, стоишь и кажется тебе, что нет берега у этой великой реки. И не дай Бог встать на ее пути, когда поднимаются волны.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Образ Волги в произведениях современных саратовских писателей и краеведов: два взгляда на великую русскую реку


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любовь к России начинается с любви к тому месту, где ты родился, где прошло твоё детство. Любовь к малой родине начинается с чтения книг о родном крае: о народах, его населяющих, о традициях и обычаях. Трудно вырасти патриотом, не зная истории своего города, его особенностей, его культуры, поэтому так актуальна сегодня изучаемая тема.

Для россиянина Волга – это не просто великая русская река, символ России, она – источник бесконечного вдохновения для народного творчества и для творчества писателей, поэтов, историков, краеведов всех времён. Принимая во внимание данное утверждение, мы поставили проблемный вопрос: как образ Волги раскрывается в произведениях писателей и краеведов Саратовской области?

В настоящее время особенно остро осознаётся необходимость формировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к национальной и региональной культуре как составляющей части мировой культуры. Я считаю, что изучение родного Саратовского края будет способствовать развитию интереса школьников к народной культуре, воспитанию любви к литературе и искусству своего народа, толерантности и творческой активности.

Цель исследования: Выяснить, как образ Волги раскрывается в произведениях современных саратовских писателей и краеведов

- проанализировать произведения о Волге современных саратовских писателей и краеведов;

Опросив одноклассников и учеников старших классов (учащихся 8 и 11 классов) нашей школы, я убедилась в правильности выбора темы исследования (Приложение 1). К сожалению, большинство учащихся (более 90%), не зависимо от возраста, не знают современных саратовских писателей, поэтов, краеведов. Саратовский краеведческий музей 44% шестиклассников и 31% старшеклассников посещали лишь однократно, а 6% и 12% соответственно, не были ни разу, при этом хотят получать больше информации по истории города и его писателях, поэтах и краеведах (81% шестиклассников и 88 % старшеклассников)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I ГЛАВА. ОБРАЗ ВОЛГИ КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ

Волга для России – это

Гораздо больше, чем река.

Волга, являясь самой большой рекой в Европе и главной водной артерией в европейской части России, на протяжении многих веков продолжает оказывать огромное влияние на формирование менталитета народов, проживающих в ее бассейне. Волга – центр торговли, туризма и промышленности европейской части России. Это не просто река, не просто вода, не просто водный путь. Волга – путь исторический, где сходятся прошлое и настоящее русского народа и всех народов, населяющих волжские брега: удмуртов, арийцев, татар, мордвинов и калмыков, где сплетается воедино старое и новое, великое и вечное.

Волга – исключительное явление природы, связавшее воедино разные географические зоны. Это еще и уникальный экономический потенциал, включающий в себя заводы и фабрики, могучие гидроэлектростанции, старые и новые города, речной флот и агропромышленные объединения. Волга – это история, где были и княжеские междоусобицы, феодальная раздробленность, борьба с иноземными захватчиками. Волга – это, прежде всего, люди, живущие на ее берегах. С ней связано много имен полководцев, политиков, певцов, художников, писателей, поэтов.

И не только берега крутые,

И не только тучи-облака,

В Волге, словно в зеркале России,

Отразились судьбы и века.

Сегодня волжская вода впадает в цепочку водохранилищ, питает грандиозную экосистему, омывает набережные крупных российских городов.

Протяженность этой реки составляет 3700 км от Валдайской возвышенности в Тверской области до Каспийского моря , а ее бассейн, площадью в полтора миллиона квадратных километров, занимает 8% территории России.

Для жителей России Волга — это не просто одна из главных водных артерий страны. Река уже давно обрела человеческий облик. Она матушка, кормилица, защитница, красавица. Для писателей, поэтов, художников, композиторов, режиссёров и скульпторов эта великая русская река веками была музой, героиней историй, свидетельницей больших и маленьких событий.

Описание Волги мы видим в фольклорном материале, записанном многими исследователями, где река предстает перед нами в образе человека.

В XVIII веке начинает формироваться новый образ Волги. Постепенно из фольклора Волга переходит в художественную литературу. Наверное, одним из первых, кто с художественной точки зрения обозначил Волгу в новом свете, был Н.М. Карамзин. Волга для него – природный объект, тесно связанный с Россией, она отражает или, точнее, подчеркивает ее величие:

«Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица, мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о Волга! величать,

Активное развитие экономики в России в XIX в. превращает Волгу в одну из главных водных артерий страны. Тысячи судов бороздят волжские просторы. Необходимость передвигать суда против течения вызывает привлечение дешевой крестьянской силы. На сезонный труд в нижние города сходились крестьяне Костромской, Вятской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской губерний.

Жизнь на Волге коренным образом преображала характер человека.

Тяжелая, но независимая жизнь бурлака воспитывала в нем особый нрав. Свободолюбивый, вольный человек, часто смутьян, приобретший богатый житейский опыт выживания в нечеловеческих условиях, привыкший рисковать своей жизнью, – вот собирательный образ этого волжского героя, чей рабский труд был воспет в многочисленных песнях XIX в., пословицах, романах и повестях.

Говоря о Волге, нельзя не коснуться еще одной темы, к которой обращаются писатели и поэты, – темы любви. Мы видим, что Волга, как истинно русская женщина, несёт в себе любовь, преданность и верность.

Появление во второй половине XIX в. нового социального класса способствовало формированию еще одного отношения к Волге. Волга и ее береговая территория стали объектом пристального внимания для появившихся туристов, совершавших развлекательные и познавательные поездки по реке. К концу XIX в. в печати появляются обширные для своего времени путеводители по Волге, сформировав при этом новый образ хорошо знакомой для русского человека реки. И они популярны до настоящего времени.

Культурный ландшафт Волги претерпел серьезные изменения в советский период. С самого начала советской власти большевики устремились обуздывать реки, перекраивать русло по своему усмотрению. Тема Волги осталась одной из любимых тем советских писателей и поэтов. Теперь Волга в глазах советского народа – это река-труженица, но она все еще Волга-матушка.

Многочисленные плотины и водохранилища коренным образом изменили гидрологию реки, из полноводной реки Волга превращается в обмелевшую в среднем течении речку, теряющую все преимущества судоходной реки. Но по-прежнему Волга привлекает, манит, завораживает. И любой россиянин, и иностранный турист, и тем более человек, родившийся в Поволжье, должен познакомиться с историей, географией, археологией, природой этой великой реки. А что, как не произведения саратовских литераторов и краеведов, помогут это сделать.

Образ Волги в творчестве Н. Е. Палькина.

Н.Е. Палькин родился 3 апреля 1927 года в селе Большой Мелик, Балашовского района Саратовской области, детство и юность провел в Балашове. Стихи начал писать в начальной школе. Первое стихотворение "Переправа" было опубликовано в балашовской газете "Большевик".

В ноябре 1942 года начал работать в моторном цехе Балашовской авиационной ремонтной базы. В послевоенные годы Н.Е. Палькин связал свою судьбу с журналистикой. Работал в "Полярной правде" (Мурманск), редактировал многотиражку "Большой уголь" (Караганда), сотрудничал с "Балашовской правдой" и с саратовскими газетами "Молодой сталинец" и "Коммунист". С 1976 по 1983 годы работал главным редактором журнала "Волга".

Палькин Н.Е. – Заслуженный работник культуры РСФСР, награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом "Знак Почета", орденом Дружбы, медалями "За победу над Германией", "Маршал Жуков", отмечен серебряным знаком имени Петра Великого. Лауреат всероссийской литературной премии имени Тютчева и литературной премии Саратовской области имени Алексеева. Николай Егорович — автор многочисленных статей в периодических изданиях, сборниках и альманахах. На его стихи написано более ста песен. На сегодняшний день издано более трех десятков книг поэзии, прозы и публицистики. Его произведения о Волге можно разделить на две группы:

произведения, в которых создаётся образ Волги;

произведения, где Волга является художественным пространством.

¹ Путеводитель (или гид ) — печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Это важнейший источник информации о природных, экономических и культурно-бытовых особенностях страны является визитной карточкой народа, обеспечивающей связь между представителями разных стран в культурном пространстве.)

Образ Волги в творчестве краеведа Шараева В.Н.

Путеводитель рассказывает о наиболее значительных городах и населённых пунктах, расположенных на берегах великой русской реки, с которыми знакомятся путешествующие по Волге. В.Н.Шараевым собран обширнейший материал по истории, географии, археологии и природоведению этих мест. Существовавшие ранее подобные путеводители давно устарели, и автором была предпринята беспрецедентная попытка восполнить этот пробел. Альбом снабжен интересными фотоматериалами, сделанными как самим автором, так и его друзьями фотографами, повышающими познавательную ценность издания. Путеводитель адресован и непосредственно туристам-путешественникам, и всем любознательным читателям.

В ходе работы мы познакомились с двумя произведениями современных саратовских авторов о Волге, совершив два путешествия по одному маршруту. И, несмотря на то что это разные работы по жанру, по стилю изложения и по эмоциональности, они во многом похожи. Оба автора знакомят читателя с историей, географией, археологией, природой этой великой реки и делают акцент на ее величии и могуществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Брехов В.В., Кошкин В.А. Змеевы горы: Фотоальбом. – Саратов: ИП Кошкин В.А., 2018 – 192 с.

Гадеев, Т.И. Саратов исторический: достопримечательности, истории, легенды/Т.И. Гадеев.– Саратов: Саратов исторический, 2020. – 79 с.

Карамзин, Н.М. Полное собрание стихотворений/Н.М.Карамзин. –Москва. – Л.: Советский писатель, 1966. – 435 с.

Палькин, Н.Е. Избранное: Стихи и поэмы/Н.Е.Палькин. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1981. – 342 с.

Палькин, Н.Е. Собрание сочинений: в 2 т./Н.Е.Палькин. – Саратов: Детская книга, 2002. –512 с.

Портреты: Очерки о писателях Саратова/сост. Л.Сабурова. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986. – 229 с.

Приложение 1

1. Знаете ли Вы собирателей саратовского фольклора?

если Да, то назовите их фамилии _________________________________________________

2. Знаете ли Вы современных саратовских поэтов?

если Да, то назовите их фамилии и произведения _____________________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы современных саратовских писателей?

если Да, то назовите их фамилии и произведения _____________________________________________________________________________

4. Знаете ли Вы современных саратовских краеведов?

если Да, то назовите их фамилии и произведения _____________________________________________________________________________

5. Согласны ли Вы с тем, что изучение культуры, литературы и истории родного края поможет воспитать такие качества как любовь к Родине, гордость за свою страну, за край, где ты живёшь?

6. Как часто Вы посещаете Краеведческий музей?

а. был один раз на экскурсии с классом

б. каждый раз, когда новая выставка

в. не был ни разу

7. Вы совершали путешествие по Волге?

8. Хотите ли Вы получать больше информации об истории Саратова?

9. Хотите ли Вы познакомиться с произведениями саратовских поэтов, писателей, краеведов?

Река Волга – самая крупная река европейской части России и самая большая река Европы. Берет свое начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м, из родника в селе Волго-Верховье Тверской области и, протекая по всей территории Центральной России, впадает в Каспийское море.

Как бы ни менялась в дальнейшем Волга, она не перестанет быть для русского человека прекрасной, величественной, загадочной. А для литераторов — источником вдохновения.

У каждого поэта тема Волги решается своеобразно, неповторимо. И, тем не менее, представляется возможным найти и нечто общее, родственное в восприятии и отражении великой реки.

Образ Волги в поэзии Н. А. Некрасова

На берегах Волги прошло детство Некрасова Николая Алексеевича, сюда он постоянно приезжал и, будучи известным, признанным поэтом. Волге он посвятил свои лучшие строки. С детства знакомые ярославские, костромские, владимирские раздолья всегда были близки и милы сердцу Некрасова. Могучие просторы Волги, скромные деревеньки, разбросанные по её берегам, леса, поля, заливные луга постоянно влекли к себе поэта. Теперь Волга и Некрасов – понятия, вряд ли отделимые друг от друга в истории отечественной культуры.

Родовой дом Некрасовых стоял на самом конце Грешнева. Окна его выходили на столбовую дорогу – Ярославско-Костромской низовой тракт, который в народе называли Сибиркой. В усадьбе, по словам Некрасова, всего замечательнее был старый обширный сад, окружённый густыми липами.

О Волга!. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву. А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня:

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик –

И сердце дрогнуло во мне.

Образ Волги в творчестве И. А. Гончарова

Знаменитая река обладает иной раз переносным, а то и судьбоносным значением и смыслом. Эта гончаровская иносказательность проступает в книге осторожно и ненавязчиво.

Образ Волги, ее присутствие ощущается буквально во всех эпизодах романа, образ реки пронизывает все клеточки произведения. Волга-матушка, как часть романной структуры, влияет на ход действия. Именно переезды Веры за Волгу-реку, в Заволжье, составляют важную событийную сторону произведения, раскрывают существенные черты непросто го характера героини, влияют на переживания то Райского, то Тушина.

Забегая вперед, отметим: Волга — доминанта русского пейзажа в книге Гончарова. С точки зрения частоты упоминаний и обстоятельного описания реки, примечательны первые части романа, где речь идет о свежих впечатлениях Райского после его приезда в Малиновку. «Райский бросил взгляд на Волгу, забыл все и замер неподвижно, воззрясь в ее задумчивое течение, глядя, как она раскидывается по лугам широкими разливами.

  • Город Владимир
    Город Владимир, названный в честь князя, был основан в 1108 году и имел титул царей. Не смотря на то, что в 16 веке город получает провинциальный статус, со временем он добивается уровня с высокой культурой и образования.
  • Чехов Антон Павлович
    Если вдруг захотите прочитать гениальные сочинения Антона Павловича Чехова, то не ошибетесь в своем выборе. Ведь каждая его работа-это своего рода наша с вами жизнь. Писатель родился на берегу Азовского моря, в небольшом городке,
  • Творчество Кинга
    Мировую литературу в таких жанрах как фантастика, фэнтези, мистика и ужасы невозможно представить без творчества такого автора как Стивен Кинг, если говорить о развитии этих жанров на протяжении последних сорока лет.

Вариант 2

Волга находится в Европейской части России. Это самая длинная и многоводная река в Европе, относится к крупнейшим рекам нашей планеты. Её длина на сегодняшний день составляет 3530 км. Она берёт своё начало на Валдайской возвышенности в селе Волговерховье Тверской области и, протекая через 11 областей Российской Федерации, впадает в Каспийское море. У истока Волги построена небольшая часовня, которую часто посещают туристы, желающие воочию увидеть начало великой Волги. На своём протяжении во́ды реки дополняют более 500 притоков, не считая мелких и сезонных ручьёв. Вся длина Волги условно поделена на 3 части: верхняя, средняя и нижняя.

На берегах Волги расположилось множество городов, среди них 4 города-миллионера (насчитывающих более миллиона жителей). Построено множество пристаней (более 1400) и промышленных портов.

Волга являлась важной транспортной магистралью на Руси. По ней из арабского халифата привозили ткани, металлы. Славяне переправляли вниз по течению оружие, мёд, меха и др. На время татаро-монгольского ига торговые перевозки по реке ослабевают, но потом восстанавливаются с новой силой. После покорения Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханств в XVI веке весь бассейн Волги оказывается в руках России, и торговля достигает наибольшего размаха. На берегах возникают новые города, по реке переправляются крупные торговые караваны судов.

На сегодняшний день экономическая роль Волги подкрепляется расположенными на ней водохранилищами и гидроэлектростанциями. Фабрики, заводы используют воды реки для своих производств.

В народной культуре Волгу называют матушкой-Волгой, великой рекой. О ней сложено много песен и стихов, нарисовано много прекрасных картин. Как главная река в европейской части России – это один из символов России. На берегах Волги немало живописных мест для путешествий.

Читайте также: