Сообщение о профориентации плюсы и минусы

Обновлено: 05.07.2024

Все родители мечтают, чтобы их дети получили от жизни только самое лучшее: достойное образование, личное счастье и, конечно, добились успехов на профессиональном поприще. Но немногие могут с уверенностью сказать, когда нужно начать обсуждать с ребёнком выбор будущей профессии, и нужно ли вообще.

Лечить или учить – вот в чём вопрос!

По словам министра, данная программа уже была запущена в ряде регионов страны и дала ощутимый эффект. В программе принимают участие эксперты – представители 300 компаний. Ученики имеют возможность увидеть весь процесс того или иного производства и попробовать применить свои навыки на практике.

Ранняя профориентация позволяет детям сделать единственно правильный выбор

и найти своё место в жизни.

Помимо данного проекта, уже давно существуют всевозможные школы раннего развития , кружки, тренеры, дополнительное образование… Кажется, что наши дети всё раньше и раньше должны сделать выбор — чем же заняться, когда станешь взрослым?

Но случается так, что раннее развитие и профориентация только сбивают ребенка с пути. Как найти золотую середину? Давайте вместе рассмотрим плюсы и минусы ранней профориентации и попробуем понять, как правильнее поступить.

· Ребенок с раннего возраста знает, в каком направлении двигаться, поэтому не тратит лишние силы и энергию на изучение того, что ему не пригодится в будущем

· Имея большой запас времени перед поступлением в среднее или высшее профессиональное учебное заведение, ученик может спокойно и планомерно готовиться по выбранным дисциплинам, углублённо их изучая

· Школьник избавляется от стресса, который испытывают многие выпускники 9-11 классов, до сих пор не определившиеся, кем они хотят стать

· Ребёнок гораздо выгоднее и увереннее смотрится на фоне ровесников, которые выбрали такую же профессию только в последние полгода обучения в школе

· Родители не давят на ребёнка со своими предпочтениями и пожеланиями, будущая профессия выбирается в соответствии с его способностями и наклонностями

· Страдает разностороннее развитие ребёнка, так как он большую часть времени проводит за подготовкой по основному выбранному направлению и мало интересуется другими вопросами

· Ребёнок 5-6 класса имеет за плечами небольшой опыт, не знает, какие профессии актуальны на сегодняшний день, какие профессии будут наиболее востребованными на рынке труда в ближайшие 10-20 лет

· Определившись с профессией в 11-12 лет, ребёнок может резко поменять свое решение к 17-18 годам, так как произойдут перемены в его развитии и мировоззрении, общество будет давить и диктовать свои условия, навязывая тот или иной выбор

И это только малый список возможных плюсов и минусов. А что думаете Вы? В каком возрасте начал определяться с будущей профессией Ваш ребёнок? Пишите в комментариях. Давайте делиться друг с другом советами и полезными рекомендациями!

Если Вам понравился наш материал: ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.


Рано или поздно каждому человеку приходится принимать одно из важных решений: определиться с будущей профессией.

Практика показывает, что почти каждый испытывает затруднения в выборе карьерного пути.

Профориентация помогает: подросткам, студентам и даже взрослым. Сегодня посмотрим, зачем нужна профориентация школьникам, расскажем про плюсы и минусы ранней профориентации, а также поделимся тестами, которые помогут вам определиться с будущей профессией.

Профессиональная ориентация или профориентация - это ряд мер, цель которых выявить у человека склонности и таланты к определенным видам профессиональной деятельности, а также комплекс действий, которые направлены на помощь в выборе профессии.

Цель профориентации школьников: выяснить направленность личности в какой‑либо профессиональной деятельности. Практика утверждает, что каждый человек талантлив и подросток, готовящийся пройти профориентацию, должен понимать, что перемены неизбежны, подумать, какая область ему ближе и где его таланты могут пригодиться.

На первый взгляд кажется, что профориентация имеет лишь положительные стороны, однако это не так. Нужно знать, когда необходимо начать обсуждать с ребенком выбор будущей профессии, и надо ли вообще. Ниже рассмотрим плюсы и минусы профориентации.

Плюсы профориентации:

  • с раннего возраста ребенок знает, куда двигаться, и направляет свои силы в основном на то, что ему действительно пригодится в будущем;
  • определившись с будущим как можно раньше, у ребенка будет больше времени на подготовку перед поступлением в средние специальные или высшие учебные заведения. Он может спокойно и планомерно готовиться по необходимым дисциплинам;
  • школьник избавляется от стресса, который обычно испытывают ученики в 9-11 классах, когда необходимо определиться, кем они хотят стать;
  • ребенок, который определился с будущим, смотрится увереннее на фоне ровесников, которые выбрали профессию в последний день;
  • родители не давят на ребенка своими пожеланиями и предпочтениями, будущая профессия выбирается, учитывая таланты и возможности ребенка.

Минусы профориентации:

Если вы все‑таки решили положиться на профориентационные тесты, то предлагаем рассмотреть несколько вариантов.

Тест составил Пряжников Николай, профессор факультета психологии МГУ и доктор педагогических наук. В тесте всего 34 вопроса. На каждый из них нужно ответить, выставив определенное количество баллов. После данные проанализирует педагог и объяснит вам результат.

Плюсы: быстрый результат; доскональная проработка пожеланий школьников; широкий выбор профессии.

Минусы: мало актуальных и востребованных профессий; есть довольно странные ответы; тест не учитывает таланты и личные характеристики, лишь пожелание и настроение тестируемого.

Методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Ответьте на 20 вопросов и сведите результаты каждой части в специальной матрице. В точке их пересечения находится ваша будущая профессия.

Плюсы: интересно проходить тест; быстрый результат.

Минусы: расплывчатый и неточный результат; учитываются только пожелания тестируемого; нет актуальных профессий.

Тест на профориентацию Дж. Холланда (Голланда)

Тест состоит из 43 пар профессий. Вам нужно выбрать понравившуюся специальность из пары. После получения результатов можно определить тип личности, а на основе этого результата уже подобрать будущие занятия.

Плюсы: интересный результат, много информации; более точный выбор по сравнению с предыдущими тестами; до сих пор применяют в Европе на собеседовании в высших учебных заведениях и во время приема на работу.

Минусы: нет современных профессий; редко применяется для профориентации в России.

Если вам показалось, что одних тестов недостаточно, то здесь мы уже рассказывали, как выбрать профессию.

Фото: Pexels

Профессиональная ориентация дает возможность ответить на один из важных жизненных вопросов — в каком карьерном направлении развиваться. Чаще всего им задаются старшеклассники, и хотя выбор профессий на современном рынке труда широчайший, куда идти учиться после школы, подростки часто не представляют.

По данным международного проекта по оценке образовательных достижений учащихся PISA, более полумиллиона молодых людей в возрасте 15 лет из 79 стран выражают интерес к ограниченному количеству профессий. Треть из них хотят работать всего по десяти традиционным специальностям, среди которых врач, учитель, инженер, ученый, менеджер.

В каком возрасте стоит определиться с профессией

Чаще всего выбор профессии происходит в спешке, в 10 или 11 классе. Выпускники попадают под жесткий пресс: общество и родители требуют от ребенка как можно скорее определиться с будущим, выбрать вуз, начать готовиться к экзаменам. Отсюда и скорый выбор, который может стать ошибочным.

Фото:Pixabay

Однако в мае 2021 года в России был принят закон, по которому в университетах и колледжах теперь можно получить сразу несколько квалификаций. Студенты сначала учатся два года, получают общие знания по предмету, и только потом должны выбрать узкое направление и начать углубленно его изучать. Причем во время обучения будущий специалист сможет набрать себе дополнительные предметы, собрать собственный конструктор из знаний и навыков. Предполагается, что так вузы смогут предлагать рынку труда актуальных специалистов, в которых он действительно нуждается.

Тесты на профориентацию

Самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлении двигаться — это онлайн-тесты. Их много, они доступны, пройти исследования можно прямо из дома в любой момент. Тесты определяют темперамент, особенности мышления, склонности и профессиональные интересы. Правда, такие домашние опросники не вполне надежны, а в случаях с детьми и вовсе врут. У ребенка часто меняются вкусы и интересы, что не может не отразиться на его ответах.

  • Тест на профориентацию Холланда. Он популярен во всем мире. Из 43 пар профессий вы последовательно выбираете понравившуюся или хотя бы менее раздражающую. В результате получаете один из шести типов личности, под который можете подобрать специальность. Подходит для школьников, выпускников и взрослых. Основной недостаток — тест не учитывает современные профессии.
  • Дифференциально-диагностический опросник психолога Евгения Климова. Один из самых известных и распространенных профориентационных тестов в России и странах СНГ. Испытуемому предлагается 20 альтернативных высказываний. Каждое ближе к какой-то определенной профессии. После окончательного выбора выявляется профессиональная ориентация человека.
  • Карта интересов Голомштока. Простая, быстрая и достаточно авторитетная методика используется при работе со школьниками и взрослыми. Она состоит из 174 вопросов и 29 направлений профессиональной деятельности, которые карта ранжирует по степени выраженности.

Даже если тест поможет с выбором профессии, он не даст никакого понимания, как и где этому научиться. На все дальнейшие вопросы — об актуальности выбранной работы, ее интересности, ценности, зарплаты, о выборе учебного заведения — предстоит искать ответы самому человеку.

Фото:David Ramos / Getty Images

Как помочь ребенку выбрать профессию

Профориентация для взрослых

А что делать, если, отучившись в техникуме или вузе и начав работать по специальности, человек понял, что совершил ошибку? В каком возрасте не поздно переучиться?

Профориентологи считают, что в любом. Известный советский и российский профориентолог Евгений Климов считал, что человек обязательно должен иметь хобби. В какой-то момент оно может стать делом жизни. В 40 с лишним лет уйти с работы, которая приносит доход, непросто, даже если она нелюбимая. Найти себя, переучиться, отыскать новое место тоже тяжело. Хобби или деятельность, которой можно заниматься на досуге, может обеспечить плавный переход.

Фото:De_MAN / Shutterstock

Профориентация по-новому

В России о профориентации как о научном направлении заговорили в 1970-х годах. В индустриальном обществе и экономике она была необходима. Исследователи пытались придумать, как на определенные рабочие места найти подходящих людей. Тогда и родилась идея: узнаем сильные и слабые стороны человека, выясняем, что он знает и умеет, что у него хорошо получается — и предлагаем ему приемлемые специальности. И долгое время это работало. Однако с тех пор прошло почти полвека. Уже нет той страны, изменился рынок труда и экономика. Профориентация не могла остаться прежней. Карьеру больше не выбирают, а конструируют.

Екатерина Павленко, младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ:

Профессии будущего

Фото:РБК Тренды

Сегодня на зарубежном рынке труда профессии, связанные с информационными технологиями и разработкой, еще более желанны, чем в России. В рейтинге социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn (на территории РФ сайт заблокирован Роскомнадзором с 4 августа 2016 года), среди 15 наиболее перспективных профессий 2020 года 12 позиций занимают эти направления. Список возглавляет специалист по искусственному интеллекту, дальше почти без отрыва идут инженер-робототехник, аналитик данных, full-stack разработчик, инженер-программист, специалист по компьютерным приложениям, дата-инженер, специалист по кибербезопасности, back-end разработчик, специалист по облачным технологиям, JavaScript-разработчик.

Фото:Unsplash

Однако это не значит, что так будет всегда. Компьютерные системы становятся все сложнее. Возможно, что такого количества разработчиков просто не понадобится, когда все нужное уже будет придумано.

Кирилл Кузнецов:

Никто не знает наверняка, каким будет мир через 15 лет. Мы можем угадать или нет с нашими предположениями. Однако дать ребенку не рыбу, но удочку и самому следить за трендами — вполне в нашей власти.

Старшая школа призвана обеспечить предметную и социальную адаптацию старшеклассников, потому одним из приоритетных направлений модернизации общего образования стала организация профильного обучения на старшей ступени. Но всех ли устраивает подобная модернизация школьного образования?


В России в настоящее время мы наблюдаем грустную статистику: 70% выпускников не работают по профессии. В связи с этим, Министерство образования и науки России планирует введение в школах дополнительного урока по профориентации в школах.

И одним из важных шагов к профессиональному самоопределению, по мнению экспертов, должно стать введение профильных классов – к примеру, технических, гуманитарных, естественнонаучных и т.д.

За раннее введение профильных классов выступают не более 30% родителей, причем они чаще всего сами готовы определить за детей, куда им следует идти и чему учиться – сами же ребята, по мнению психологов, в возрасте 10–14 лет такой выбор самостоятельно сделать еще не готовы. Еще один важный вопрос, который редко задают себе школьники и их родители, но активно обсуждают педагоги: не будет ли обучение в профильных классах идти за счет других предметов?

В ходе диспутов эксперты выявили следующие плюсы и минусы профильного образования:

  1. Если ученик определился с выбором будущей профессии, то он может углубленно изучать те предметы, которые ему пригодятся в будущем.
  2. Большинство учащихся, которые осознанно выбрали предметы для изучения на профильном уровне, приходят настроенными на хороший конечный результат. У учащихся есть возможность реализовать свои потребности. А высокая мотивация помогает в работе учителю.
  3. Увеличение количества часов по предмету идет на расширение содержания преподаваемого предмета, на углубление теоретической и практической части, на отработку умений и навыков учащегося. Появляется возможность вести элективные курсы по предметам.
  1. Профильное обучение не ориентирует детей на выбор профессии, так как в профильных классах идет углубленное изучение определенных предметов. Скорее всего, речь идет о подготовке к сдаче ЕГЭ.
  2. В каждой школе своя программа изучения того или иного предмета. Очень часто программы не совпадают с той программой, по которой составлены вопросы ЕГЭ. И профильный класс неминуемо в чем-то проигрывает – либо в результатах по ЕГЭ, либо в эрудиции по предмету.
  3. Невозможно открыть профильные классы с учетом выбора всех учащихся. Профили открывают по желанию большинства. Меньшинство вынуждено идти в тот класс, который открыли, и учить те предметы, которые им не нужны и не нравятся. Таким ученикам предлагают переводиться в другие школы. Зачастую эта школа находится дальше от дома, поэтому много времени, сил и денег уходит на дорогу. Или как вариант учащиеся могут уйти в СУЗы. Пожалуй, это самый большой минус профильного обучения.

Таким образом, специалисты советуют не торопиться с ранней профориентацией и дать возможность школьнику определиться со своими предпочтениями, выявить способности. Важно понять, что хочет ребенок и познакомить его со всеми видами деятельности, чтобы свой путь он выбрал сам, независимо от мнения родителей, общества и преподавателей.

Читайте также: