Сообщение о прекращении деятельности временной администрации публикуется банком россии в

Обновлено: 05.07.2024

Прекращение деятельности кредитной организации возможно несколькими способами: путем реорганизации, путем ликвидации.

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Каждая из указанных форм имеет свои особенности, но общим для всех форм реорганизации является следующее.

1. При всех формах реорганизации кредитных организаций, в результате которых создается новая кредитная организация (новые кредитные организации), Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций.

3. Кредитные организации принимают решение о реорганизации кредитной организации и в течение 1 месяца со дня принятия такого решения представляют в территориальное учреждение Банка России документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации, если иное не установлено нормативными актами Банка России.

4. За государственную регистрацию кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей. За рассмотрение вопроса о выдаче созданной в результате реорганизации кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций взимается лицензионный сбор в размере 0,01% от размера объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе (за исключением случаев слияния и преобразования).

5. Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение 6 месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

7. Реорганизация считается состоявшейся после внесения соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

1) не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в течение 7 дней и более с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корсчетах кредитной организации;

2) допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на 30%;

3) нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.

При получении требования Банка России об осуществлении реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение 5 дней с момента получения обратиться в органы управления кредитной организации (совет директоров, собрание учредителей) с ходатайством подобной о реорганизации. Данные органы управления кредитной организации обязаны не позднее чем через 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации должны известить Банк России о принятом решении.




Вместе с тем дальнейшая процедура реорганизации не отличается от определенной в федеральных законах и нормативных актах Банка России. Представляется, что в этом состоит упущение законодателя: с помощью федерального закона можно было бы упростить эту процедуру как меру по предупреждению банкротства банка.

Ликвидация кредитной организации означает ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация кредитной организации может быть добровольной (по инициативе ее учредителей) и принудительной[11] (по инициативе Банка России).

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.

Если после принятия такого решения учредителями кредитной организации Банк России на основании ст. 20 Закона о банках принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей или решения назначенной ими ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в принудительном порядке.

Особенности принудительной ликвидации кредитной организации по инициативе Банка России установлены ст. 23.1 Закона о банках и заключаются в следующем.

1. Основанием для принудительной ликвидации кредитной организации является отзыв у нее лицензии на осуществление банковских операций.

2. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России выполняет следующие действия:

3. Арбитражный суд:

- рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в срок, не превышающий одного месяца со дня его подачи;

- принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Указанное решение вступает в законную силу со дня его принятия. Обжалование данного решения не приостанавливает его исполнение;

- направляет указанное решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

4. Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу указанного решения арбитражного суда и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации:

- обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов;

- осуществляет реализацию имущества кредитной организации в установленном порядке в случае, если имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов;

- составляет отчет о результатах ликвидации кредитной организации, который вместе с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов и утверждается арбитражным судом в установленном порядке;

- обязан представить определение арбитражного суда об утверждении отчета ликвидатора кредитной организации о результатах ликвидации и завершении ликвидации кредитной организации в Банк России с приложением документов, предусмотренных нормативными актами Банка России для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией в 10-дневный срок со дня вынесения такого определения.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация – прекратившей деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Литература

1. Гражданский кодекс РФ

15. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. – М.: Юристъ, 2003. – 480 с.

16. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2000

17. Дубов И.А. Правовой статус кредитной организации // Законодательство, 1998 №2

18. Ершова И. Создание коммерческой организации // Закон. 2001 № 8.

19. Семилютина Н.Г. Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг // Законодательство и экономика. № 1 (237), 2004

20. Тотьев К. Принудительная реорганизация и ликвидация // Закон. 2001, № 8

21. Шамраев А.В. Требования к руководителю кредитной организации. // Закон, 2004, № 1

22. Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 629 с.

[1] См.: Н.Г. Семилютина. Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг. // Законодательство и экономика. № 1 (237), 2004. - с.38

[2] И.А. Дубов. Правовой статус кредитной организации. // Законодательство 1998 №2

[3] И.А. Дубов. Правовой статус кредитной организации // Законодательство, 1998, №2

[4] Эриашвили Н.Д. Банковское право – М., 2003. – с. 50-51

[5] Вестник ВАС РФ, 1996, № 9

[6] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. – М., 2003. – с.99 – 101; Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2000. – с. 19, 21.

[7] И. Ершова. Создание коммерческой организации. // Закон. 2001 № 8. – с.62

[8] См.: А.В. Шамраев. Требования к руководителю кредитной организации. // Закон, 2004, № 1. – с. 51 - 53

[10] Вестник Банка России, 2003, № 39

[11] См.: К. Тотьев. Принудительная реорганизация и ликвидация. // Закон, 2001, № 8. – с. 75

Прекращение деятельности кредитной организации возможно несколькими способами: путем реорганизации, путем ликвидации.

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Каждая из указанных форм имеет свои особенности, но общим для всех форм реорганизации является следующее.

1. При всех формах реорганизации кредитных организаций, в результате которых создается новая кредитная организация (новые кредитные организации), Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций.

3. Кредитные организации принимают решение о реорганизации кредитной организации и в течение 1 месяца со дня принятия такого решения представляют в территориальное учреждение Банка России документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации, если иное не установлено нормативными актами Банка России.

4. За государственную регистрацию кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей. За рассмотрение вопроса о выдаче созданной в результате реорганизации кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций взимается лицензионный сбор в размере 0,01% от размера объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе (за исключением случаев слияния и преобразования).

5. Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение 6 месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

7. Реорганизация считается состоявшейся после внесения соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

1) не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в течение 7 дней и более с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корсчетах кредитной организации;

2) допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на 30%;

3) нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.

При получении требования Банка России об осуществлении реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение 5 дней с момента получения обратиться в органы управления кредитной организации (совет директоров, собрание учредителей) с ходатайством подобной о реорганизации. Данные органы управления кредитной организации обязаны не позднее чем через 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации должны известить Банк России о принятом решении.

Вместе с тем дальнейшая процедура реорганизации не отличается от определенной в федеральных законах и нормативных актах Банка России. Представляется, что в этом состоит упущение законодателя: с помощью федерального закона можно было бы упростить эту процедуру как меру по предупреждению банкротства банка.

Ликвидация кредитной организации означает ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация кредитной организации может быть добровольной (по инициативе ее учредителей) и принудительной[11] (по инициативе Банка России).

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.

Если после принятия такого решения учредителями кредитной организации Банк России на основании ст. 20 Закона о банках принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей или решения назначенной ими ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в принудительном порядке.

Особенности принудительной ликвидации кредитной организации по инициативе Банка России установлены ст. 23.1 Закона о банках и заключаются в следующем.

1. Основанием для принудительной ликвидации кредитной организации является отзыв у нее лицензии на осуществление банковских операций.

2. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России выполняет следующие действия:

3. Арбитражный суд:

- рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в срок, не превышающий одного месяца со дня его подачи;

- принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Указанное решение вступает в законную силу со дня его принятия. Обжалование данного решения не приостанавливает его исполнение;

- направляет указанное решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

4. Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу указанного решения арбитражного суда и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации:

- обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов;

- осуществляет реализацию имущества кредитной организации в установленном порядке в случае, если имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов;

- составляет отчет о результатах ликвидации кредитной организации, который вместе с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов и утверждается арбитражным судом в установленном порядке;

- обязан представить определение арбитражного суда об утверждении отчета ликвидатора кредитной организации о результатах ликвидации и завершении ликвидации кредитной организации в Банк России с приложением документов, предусмотренных нормативными актами Банка России для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией в 10-дневный срок со дня вынесения такого определения.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация – прекратившей деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Литература

1. Гражданский кодекс РФ

15. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. – М.: Юристъ, 2003. – 480 с.

16. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2000

17. Дубов И.А. Правовой статус кредитной организации // Законодательство, 1998 №2

18. Ершова И. Создание коммерческой организации // Закон. 2001 № 8.

19. Семилютина Н.Г. Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг // Законодательство и экономика. № 1 (237), 2004

20. Тотьев К. Принудительная реорганизация и ликвидация // Закон. 2001, № 8

21. Шамраев А.В. Требования к руководителю кредитной организации. // Закон, 2004, № 1

22. Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 629 с.

[1] См.: Н.Г. Семилютина. Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг. // Законодательство и экономика. № 1 (237), 2004. - с.38

[2] И.А. Дубов. Правовой статус кредитной организации. // Законодательство 1998 №2

[3] И.А. Дубов. Правовой статус кредитной организации // Законодательство, 1998, №2

[4] Эриашвили Н.Д. Банковское право – М., 2003. – с. 50-51

[5] Вестник ВАС РФ, 1996, № 9

[6] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. – М., 2003. – с.99 – 101; Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2000. – с. 19, 21.

[7] И. Ершова. Создание коммерческой организации. // Закон. 2001 № 8. – с.62

[8] См.: А.В. Шамраев. Требования к руководителю кредитной организации. // Закон, 2004, № 1. – с. 51 - 53

[10] Вестник Банка России, 2003, № 39

[11] См.: К. Тотьев. Принудительная реорганизация и ликвидация. // Закон, 2001, № 8. – с. 75

Временная администрация по управлению кредитной организацией является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и нормативными актами Банка России.
--------------------------------
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Как верно отмечается в экспертной литературе, "основной теоретической и практической правовой проблемой временной администрации является двойственность ее правовой природы. С одной стороны, временная администрация является органом управления кредитной организации. С другой стороны, данный орган управления кредитной организации не зависит от воли и волеизъявления учредителей (участников) кредитной организации, он назначается в силу властных полномочий Банка России" .
--------------------------------
Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э. Организации финансового рынка и финансово-правовые механизмы урегулирования их несостоятельности: Монография. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2016. 304 с. // СПС "КонсультантПлюс".

Необходимо сразу отметить, что Временная администрация по управлению кредитной организацией является многофункциональным способом управления и надзора за деятельностью банка. Она может вводиться в кредитную организацию в качестве:
1) меры воздействия за нарушение банковского законодательства;
2) самостоятельной меры по предупреждению банкротства банка в случаях, когда кредитная организация:
- не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7 дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
- допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
- нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;
- не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
- в соответствии с Законом о банках имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
3) руководящего и контролирующего органа при утверждении Банком России плана участия Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - АСВ) в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;
4) руководящего и контролирующего органа при утверждении Банком России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;
5) руководящего и контролирующего органа сразу после отзыва лицензии у кредитной организации до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации.
В качестве отдельной меры по предупреждению банкротства банка назначение временной администрации по управлению кредитной организацией в силу специфики предупреждения банкротства банков применяется в настоящее время далеко не в каждом случае. Однако введение временной администрации в рамках применения мер по предупреждению банкротства банков с участием АСВ осуществляется практически всегда. В этом случае она формируется из представителей АСВ. Представляется, что в связи с предоставлением Банку России аналогичных полномочий по участию в предупреждении банкротства банков временная администрация также будет вводиться в банк почти в 100% случаев. Согласно п. 1 ст. 189.34 Закона о банкротстве функции временной администрации, вводимой при предупреждении банкротства с участием Банка России, могут быть возложены на Управляющую компанию Фонда консолидации банковского сектора.
В этом случае согласно п. 2.6 - 2.7 Положения N 597-П в состав временной администрации по согласованию с ООО "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора" или АСВ могут включаться их работники. По ходатайству Департамента финансового оздоровления Банка России приказ Банка России о назначении временной администрации может быть изменен в части ограничения или приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации, возложения обязанностей руководителя временной администрации (заместителя руководителя) на члена временной администрации, а также в части изменения состава, срока действия и полномочий временной администрации.
Что касается назначения временной администрации после отзыва лицензии у кредитной организации, то это часть обязательной процедуры ликвидации банка, в том числе в результате его банкротства. Такая временная администрация в основном состоит из представителей Банка России. Как правило, в нее также по согласованию включаются представители АСВ. Могут быть также включены и иные лица, не являющиеся служащими Банка России и АСВ. Принципиально, что руководитель такой временной администрации - это всегда служащий Банка России. Руководитель временной администрации является служащим Банка России. При этом заместитель руководителя временной администрации является служащим Банка России или АСВ. Члены временной администрации вообще могут не являться служащими Банка России или АСВ (п. 2.6 Положения N 279-П).
Акт Банка России о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией включается Банком России в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного акта и публикуется Банком России в своем официальном издании, "Вестнике Банка России", в течение 10 дней со дня его принятия.
Таким образом, после отзыва лицензии у банка в него сразу приказом Банка России назначается временная администрация Банка России, которая фактически начинает выполнять функции руководства банка до того момента, как эти полномочия не перейдут конкурсному управляющему или ликвидатору, которым в абсолютном большинстве случаев является АСВ. Поэтому законодатель также определяет те права, которые имеются у банка в этот период и которые в основном выполняются представителями временной администрации как специального органа управления.
Информация о назначении временной администрации в любом случае согласно ст. 189.26 Закона о банкротстве в течение 10 дней публикуется в официальном издании Банка России, в "Вестнике Банка России", что, как верно отмечается, сразу информирует всех иных лиц о смене управления в банке и, безусловно, негативным образом влияет на деловую репутацию кредитной организации .
--------------------------------
Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э. Организации финансового рынка и финансово-правовые механизмы урегулирования их несостоятельности: Монография. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2016. 304 с. // СПС "КонсультантПлюс".

В период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть:
- ограничены (при назначении временной администрации в качестве меры по предупреждению банкротства);
- приостановлены (во всех остальных случаях, в том числе по ходатайству временной администрации при ее назначении в качестве меры по предупреждению банкротства).
В случае приостановления полномочий исполнительных органов банка руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией осуществляет деятельность от имени кредитной организации без доверенности.
В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация по управлению кредитной организацией осуществляет следующие основные функции:
1) реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;
2) проводит обследование кредитной организации;
3) принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;
4) устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;
5) принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;
6) обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации.
При осуществлении указанных функций временная администрация по управлению кредитной организацией, в частности:
1) получает от руководителя кредитной организации, других ее работников и иных лиц необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;
2) предъявляет от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды;
3) вправе отстранить членов исполнительных органов кредитной организации от работы;
4) вправе собирать собрание учредителей (участников) кредитной организации в порядке, установленном федеральными законами;
5) вправе обращаться от имени кредитной организации в арбитражный суд с требованием о привлечении к ответственности лиц, контролирующих кредитную организацию, если их виновными действиями (бездействием) кредитной организации были причинены убытки;
6) обращается от имени кредитной организации в суд или арбитражный суд с требованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией или иными лицами за счет кредитной организации, недействительными по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 61.1 - 61.9 с учетом особенностей, установленных ст. 189.40 Закона о банкротстве.
Как отмечается в литературе, "выполнение функций временной администрации при приостановлении условно можно классифицировать на управленческие и направленные на сохранение имущества и восстановление финансового состояния кредитной организации. К числу управленческих относится, например, назначение представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, получение от руководителя, других работников, а также иных лиц необходимой информации и документов, касающихся деятельности кредитной организации. Ко второй группе функций относится, например, предъявление от имени кредитной организации исков в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды, обращение от имени кредитной организации в суд или арбитражный суд с требованием о признании сделок недействительными" .
--------------------------------
Сергеева Э.В. Временная администрация как мера по предупреждению банкротства кредитных организаций // Юрист. 2011. N 12. С. 33 - 37 // СПС "КонсультантПлюс".

В заключение необходимо остановиться на вопросах защиты прав и интересов самой кредитной организации, если назначение временной администрации было осуществлено с нарушениями. Как верно отмечается в экспертной литературе, "факт вмешательства Банка России в банковскую, оперативную и хозяйственную деятельность кредитной организации содержит риски причинения ущерба интересам самой организации, ее вкладчиков, кредиторов и учредителей (участников). При отсутствии в федеральном законодательстве строго определенных критериев для квалификации ситуации как "реально угрожающей" Банк России приобретает по отношению к кредитной организации неограниченные полномочия" .
--------------------------------
Кавелина Н.Ю. Возмещение убытков, причиненных кредитной организации необоснованным назначением временной администрации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 7. С. 9 - 16 // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно ст. 189.37 Закона о банкротстве кредитная организация вправе обжаловать решение Банка России о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией в арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами. При этом само по себе обжалование, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливает деятельность временной администрации по управлению кредитной организацией. Данная норма нашла подтверждение и в судебной практике. Согласно п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", как и в случае с обжалованием решения об отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций не приостанавливается действие соответствующего решения Банка России, так и обжалование решения Банка России о назначении временной администрации, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают деятельности временной администрации. Деятельность временной администрации не может быть приостановлена до вынесения судебного акта по существу спора .
--------------------------------
Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.

Кроме того, учредители (участники) кредитной организации, владеющие в совокупности не менее чем 1% уставного капитала кредитной организации, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к Банку России о возмещении кредитной организации реального ущерба, если он нанесен в результате необоснованного назначения временной администрации по управлению кредитной организацией. Однако ради справедливости нужно отметить, что судебная практика по таким спорам немногочисленна .
--------------------------------
Кавелина Н.Ю. Возмещение убытков, причиненных кредитной организации необоснованным назначением временной администрации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 7. С. 9 - 16 // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, временная администрация Банка России является уникальным многофункциональным органом управления кредитной организаций, обладающей также надзорными функциями. В последние годы роль временной администрации, особенно в рамках предупреждения крупных банков, все возрастает. При этом законодательство в этой части, ориентируясь на обширные надзорные полномочия Банка России, во многом закрытый характер принятия надзорных решений, в достаточной мере не позволяет обеспечить защиту прав кредитной организации в случае необоснованного назначения временной администрации и иных нарушений в рамках реализации данного средства банковского регулирования и надзора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э. Организации финансового рынка и финансово-правовые механизмы урегулирования их несостоятельности: Монография. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2016. 304 с. // СПС "КонсультантПлюс".
2. Кавелина Н.Ю. Возмещение убытков, причиненных кредитной организации необоснованным назначением временной администрации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 7. С. 9 - 16 // СПС "КонсультантПлюс".
3. Сергеева Э.В. Временная администрация как мера по предупреждению банкротства кредитных организаций // Юрист. 2011. N 12. С. 33 - 37 // СПС "КонсультантПлюс".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора;

по другим основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России.

Информация об изменениях:Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ в пункт 2 статьи 31 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в будущей редакции

2. В случае признания кредитной организации банкротом или принятия решения о принудительной ликвидации временная администрация не позднее чем через три дня после дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора обязана передать ему печати и штампы кредитной организации, а в срок, не превышающий 10 дней, - бухгалтерскую и иную документацию, включая реестр требований кредиторов кредитной организации, материальные и иные ценности кредитной организации, принятые от исполнительных органов кредитной организации в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Порядок прекращения деятельности временной администрации устанавливается нормативными актами Банка России.

3. Прекращение деятельности временной администрации при устранении причин, послуживших основанием для ее назначения, влечет восстановление полномочий исполнительных органов кредитной организации.

Полномочия руководителей кредитной организации, отстраненных на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, восстанавливаются после прекращения деятельности временной администрации, если руководители кредитной организации не освобождены от них в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Информация об изменениях:Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ пункт 4 статьи 31 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в будущей редакции

ГАРАНТ:См. комментарии к статье 31 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ глава III настоящего Федерального закона дополнена статьей 31.1, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона


1. Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России.

2. Временная администрация действует в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными актами Банка России.

3. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть либо ограничены, либо приостановлены в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

1. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

1) кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;

4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

5) в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

2. Акт Банка России о назначении временной администрации публикуется Банком России в "Вестнике Банка России" в течение 15 дней с момента его принятия.

1. Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев.

2. Банк России вправе продлить срок действия временной администрации после отзыва лицензии на осуществление банковских операций на срок более шести месяцев до момента формирования органов, осуществляющих реорганизацию или ликвидацию кредитной организации, либо до момента назначения арбитражного управляющего.

Общий срок действия временной администрации не может превышать 18 месяцев.

1. Временная администрация возглавляется руководителем временной администрации, имеющим аттестат руководителя временной администрации.

2. Руководитель временной администрации формирует состав временной администрации и несет ответственность за ее деятельность.

3. Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации осуществляет деятельность от имени кредитной организации без доверенности.

1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем временной администрации своих обязанностей он несет ответственность в соответствии с федеральными законами.

2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем временной администрации своих обязанностей Банк России имеет право:

отстранить его от исполнения обязанностей руководителя временной администрации;

запретить ему исполнение обязанностей руководителя временной администрации на срок до одного года;

аннулировать выданный ему аттестат руководителя временной администрации.

3. Решения Банка России, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут быть обжалованы лицом, являющимся руководителем временной администрации, в арбитражный суд.

4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем временной администрации своих обязанностей, которое повлекло убытки для кредитной организации, может являться основанием для отзыва лицензии арбитражного управляющего.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем временной администрации своих обязанностей Банк России вправе обратиться в государственный орган Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению с ходатайством об отзыве у него лицензии арбитражного управляющего.

1. В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:

участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию;

контролирует распоряжение имуществом кредитной организации в пределах, установленных настоящей статьей;

иные функции в соответствии с федеральными законами.

2. При осуществлении указанных в пункте 1 настоящей статьи функций временная администрация:

получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;

дает согласие на совершение органами управления кредитной организации сделок, указанных в пункте 3 настоящей статьи;

обращается в Банк России с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления кредитной организации, если они противодействуют осуществлению функций временной администрации либо если это необходимо для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации.

3. Органы управления кредитной организации вправе только с согласия временной администрации совершать сделки:

связанные с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;

связанные с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 1 процента балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;

с заинтересованными лицами в отношении кредитной организации, определяемыми в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:

реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;

разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;

принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;

устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;

принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;

обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;

иные функции в соответствии с федеральными законами.

2. При осуществлении указанных в пункте 1 настоящей статьи функций временная администрация:

получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;

предъявляет от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды;

назначает представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, а также в органы управления ее дочерних организаций;

согласовывает решения совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников), за исключением решений о совершении сделок, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;

вправе отстранить членов исполнительных органов кредитной организации от работы (освободить от занимаемой должности) и приостановить выплату им заработной платы.

3. Временная администрация вправе только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников) в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и учредительными документами кредитной организации, совершать сделки, связанные:

с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;

с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления.

4. Совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации или общее собрание ее учредителей (участников) в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и учредительными документами кредитной организации, вправе расширить полномочия временной администрации по распоряжению имуществом кредитной организации.

1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации:

исполнительные органы кредитной организации не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами кредитной организации;

решения иных органов управления кредитной организации вступают в силу после их согласования с временной администрацией.

2. Исполнительные органы кредитной организации в случае приостановления их полномочий на период деятельности временной администрации не позднее дня, следующего за днем назначения временной администрации, обязаны передать ей печати и штампы кредитной организации, а в сроки, согласованные с временной администрацией, - бухгалтерскую и иную документацию, материальные и иные ценности кредитной организации.

3. Противодействие со стороны членов органов управления и других работников кредитной организации осуществлению функций временной администрации влечет наступление ответственности, установленной в порядке, предусмотренном федеральными законами.

1. Кредитная организация вправе обжаловать решение Банка России о назначении временной администрации в арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами.

Обжалование решения Банка России о назначении временной администрации не приостанавливает деятельности временной администрации.

2. Если виновными действиями временной администрации причинен вред кредитной организации, то учредители (участники) кредитной организации, владеющие в совокупности не менее чем 1 процентом уставного капитала кредитной организации, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к руководителю временной администрации о возмещении кредитной организации реального ущерба.

3. Учредители (участники) кредитной организации, владеющие в совокупности не менее чем 1 процентом уставного капитала кредитной организации, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к Банку России о возмещении кредитной организации реального ущерба, если он нанесен в результате необоснованного назначения временной администрации.

1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации и при наличии основания, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации (далее - мораторий) на срок не более трех месяцев. Действие указанного моратория распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли до момента назначения временной администрации.

2. В течение срока действия моратория:

не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты;

не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основе решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента назначения временной администрации;

запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) кредитной организации о выделе ему доли (вклада) в уставном капитале кредитной организации в связи с его выходом из состава ее учредителей (участников).

На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в размере, установленном на момент введения моратория, без учета начисленных процентов, а также примененных неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций начисляются проценты по ставке рефинансирования Банка России.

3. Действие моратория не распространяется:

на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации.

Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации с момента назначения временной администрации вправе отказаться от исполнения договора кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации сделка, совершенная кредитной организацией, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Расходы временной администрации, включая расходы на оплату труда членов временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации.

Смета расходов временной администрации утверждается Банком России.

Временная администрация отчитывается перед Банком России в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

1. Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:

в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;

при передаче дел арбитражному управляющему;

по другим основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России.

2. Порядок прекращения деятельности временной администрации устанавливается нормативными актами Банка России.

3. Прекращение деятельности временной администрации при устранении причин, послуживших основанием для ее назначения, влечет восстановление полномочий исполнительных органов кредитной организации.

Полномочия руководителей кредитной организации, отстраненных на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, восстанавливаются после прекращения деятельности временной администрации, если руководители кредитной организации не освобождены от них в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Читайте также: