Культура вологодского края в 19 веке сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Культура - это национальная традиция, национальное своеобразие.

Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся.

Русская культура - это не только мост между прошлым и будущим, это и канал от памяти к нравственности. Поэтому культура русского народа пронизана мыслью и благородством.

Культура как совокупность традиций, обрядов, образа жизни способствует сохранению национальной самобытности и воспроизводит творческий потенциал общества.

Вологда – это самобытный образ русской жизни, запечатленный на века каменотесами, плотниками, сказителями, резчиками, кружевницами, песенницами, самыми разными мастерами народных художеств.

18 век отличался большим своеобразием в культуре – как в масштабах России, так и на Вологодчине. Вологда — один из древнейших городов России, благословленная святыми и основателями монастырей, украшенная разных стилей храмами, деревянной архитектуры застройками и зелеными древонасаждениями.

В соответствие с целью задачи работы: 1. Дать обзор культуры России 18 века, 2. Дать общую характеристику культуры Вологодского края 18 века, 3. Рассказать о памятниках архитектуры (храмы, городское строительство), 4. Рассказать о фресках и стенописи, 5. Рассмотреть декоративно-прикладное искусство: великоустюгскую чернь и резьбу по бересте.

Наша работа включает в себя введение, два пункта основной части, заключение, библиографический список, приложение.

1. Обзор культуры России 18 века

Преобразования начала 18 века, сделавшие Россию великой европейской державой, обусловили характер культуры этого времени.

Её основными качествами являются практицизм, светская направленность.

Борьба общественных сил вокруг реформ Петра Первого отразилась прежде всего в литературе, где стали развиваться публицистические жанры[1].

В изобразительном искусство главным жанром становится портрет. в это время работали Иван Никитин, Андрей Матвеев.

Для архитектуры первой четверти 18 века характерно сочетание барокко с элементами традиционной русской архитектуры. Наиболее ярко особенности архитектуры этого периода проявились в облике Петербурга.

Середина 18 века отмечена событием, повлиявшим на развитие всей последующей русской культуры: в 1755 году в Москве был открыт первый русский университет.

Главным содержанием русского процесса было развитие русского классицизма. Его идейной основой стало представление о сильной самодержавной власти, которая нуждалась в утверждении её основополагающих принципов. Прежде всего они отразились в архитектуре (например, Зимний дворец в Петербурге, автор В. Растрелли).

Пафосом утверждения самодержавия проникнута и скульптура, где главным жанром становится парадная группа.

Идее необходимости гражданского служения каждого человека проходит через всю литературу 18 века (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Критика крепостничества звучала не только в публицистике, но и в сатире и в одах (Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин).

В области науки основное внимание уделялось изучению России, составлению карт её территорий, изучению природных богатств. Создаются первые сочинения по истории России (В.Н. Татищев).

Огромное значение имело учреждение в Петербурге Российской Академии Наук.

Развитие культуры способствовало сплочению русского народа в единую нацию, для которой характерна не только общность территории, но и осознание своей равноправности с другими народами.

2. Обзор культуры Вологодского края в 18 веке

2.1 Общая характеристика

Значение Вологды с конца XVII в. заметно уменьшается[2]. С построением Петербурга она оказывается в стороне от торговых путей и превращается в заштатный провинциальный город, в котором самыми яркими событиями были пожары (1762, 1769, 1773, 1774 гг.). Частые пожары способствовали появлению здесь каменных зданий, могущих противостоять огню. Естественно, что в камне возводили наиболее важные постройки, и прежде всего церкви. Так, в период с 1691 по 1782 г. в Вологде было выстроено сорок каменных храмов. Наряду с ними все также много строилось деревянных домиков с изукрашенными резьбой крыльцами, наличниками окон и причелинами. Эти, как их тогда называли, обывательские дома возводили столь близко друг к другу, так беспорядочно, что в городе практически не было ни одной прямой улицы.

Архитектурную панораму Вологды определяли церкви, возвышавшиеся над массой деревянной застройки и придававшие ей своеобразный облик. В 1777 г. город еще сохранял значение крупного административного и торгового пункта на Севере. В нем насчитывалось до полутора тысяч домов (из них около тридцати каменных), сорок пять каменных и восемь деревянных церквей и два монастыря. Вологодские купцы торговали не только по всей России, но и поддерживали активные связи с Голландией, Англией, Данией и немецкими городами. В 1780 г. было образовано Вологодское наместничество (губерния), в состав которого входила и нынешняя Архангельская область. В это же время был разработан генеральный план застройки Вологды, возведены каменные дома для губернских учреждений, а город получил герб; основу его составлял картуш, увенчанный короной, на красном поле которого помещалось изображение руки, выходящей из облака, с державой и мечом.

Раздел: Краеведение и этнография
Количество знаков с пробелами: 53411
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

О Вологодском крае в начале XIX века рассказывает музей-заповедник

В это же время жили и творили почти забытые поэты и краеведы Павел Межаков, Николай Остолопов, епископ Евгений Болховитинов, а также известный русский поэт Константин Батюшков.

Особый след в истории края оставили события Отечественной войны 1812 года.

Интересные факты из жизни Вологодского края начала XIX века раскрыла в видеоэкскурсии научный сотрудник экскурсионно-просветительного отдела Вологодского музея-заповедника Наталья Иванюк.

25 февраля 2022

3-638

Вологодская область — один из крупнейших регионов Европейской части России, располагается на путях в 450 километрах от Москвы, переплетая в себе крупнейшие автомобильные, железнодорожные и речные пути России.

Многим городам и населённым пунктам Вологодчины, таким, как Вологда, Великий Устюг (знаменитая родина русского Дедушки Мороза), Белозерск, Тотьма, Устюжна и др. присвоен статус исторических, так как они представляют собой музеи под открытым небом.

Тотьма летняя фото

Тотьма фото

С точки зрения исторических и культурных объектов в Вологодской области есть множество интересных объектов, здесь сохранены старинные русские дворянские усадьбы, памятники культовой исторической архитектуры, в том числе Ферапонтов монастырь, ансамбли Кирилло-Белозерского, Спасо-Прилуцкого и прочих старинных монастырей.

Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря фото

Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря

Спасо-Прилуцкий монастырь фото

229661-b

Спасо-Прилуцкий монастырь на Вологодчине

Ферапонтов монастырь, особо знаменитый своим фресковым ансамблем(1502 г.) работы древнерусского художника Дионисия, включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ферапонтов монастырь фото

43345f366259159f21b9fa1cfcedac07

ferapontovo_05

ferapontov_monasty-r-_zimoj

Ферапонтов монастырь: Фрески фото

Ферапонтов монастырь: Фрески

Вологодчина Ферапонтов монастырь: Фрески фото и описание

Ферапонтов монастырь: Фрески

Вологодская область сохранила ряд памятников деревянного зодчества, хотя число единиц старинной деревянной архитектуры по разным причинам неуклонно снижается. Интересна для туристов и княжеская гридница в Белозерске.

няжеская гридница в Белозерске фото

Княжеская гридница в Белозерске

красивая Княжеская гридница в Белозерске на вологодчине фото

Вологодчина — земля русского фольклора

Вологодский край является частью Русского Севера, сохранившая образцы этнического наследия исконно русского народа в виде песен, сказаний, летописей и былин.

В XIX—XX веках именно на Вологодчине отыскались лучшие образцы местного фольклора, светской и религиозной литературы. Традиции крестьянского уклада и народные промыслы и сейчас продолжаются в культуре и быту с сельского населения Вологодской области.

Природа Вологодчины

Интересна Вологодская область и памятниками природы. Например, напротив деревни Порог, находящейся в 70 километрах от Великого Устюга расположился известнейший геологический разлом с названием Опоки и святой ручей. Разлом Опоки представляет собой 60 метровые высокие берега на излучине речки Сухоны.

Разлом Опоки геологический фото вологодчина великий устюг

1472904826_reka-suhona

Река Сухона на Вологодчине

Здешняя природа чиста и щедра: здесь множество озер и рек, а леса изобилуют грибами и разнообразными ягодами.

национальный парк

красивый национальный парк

на Вологодчине национальный парк

Национальный парк

The Rybinskoye (from the word for fish) Sea is actually a reservoir - one of the largest in Europe/n Darvinsky ZapovednikDarvinsky Zapovednik; Landscapes; Water; Rybinskoye Sea; reservoir

Дарвинский государственный заповедник. The Rybinskoye (from the word for fish) Sea is actually a reservoir — one of the largest in Europe/n
Darvinsky ZapovednikDarvinsky Zapovednik; Landscapes; Water; Rybinskoye Sea; reservoir

Дарвинский государственный заповедник фото

Дарвинский государственный заповедник

Народные промыслы и ремесла Вологодчины

Самобытный край радует гостей и исконно вологодскими народными промыслами — тончайшее вологодское кружево, знаменитая Северная чернь, красивейшая Великоустюгская финифть, Мороз по жести, искусная Шемогодская резьба по бересте.

Трудно переоценить значение Вологодской земли в истории русского народа. Её огромный духовный потенциал и сегодня рождает уникальные образцы декоративно-прикладного искусства. Этот край является родиной удивительного промысла — вологодского кружева. Здесь зародились истоки уникального ремесла, вобравшего в себя культуру и традиции вологодской земли. Люди, неравнодушные к прекрасному, создавали уникальные изделия. Развивали и совершенствовали дело всей своей жизни. Благодаря их таланту, особому видению форм, уникальной художественной интерпретации опыта русских рукодельниц, накопленного столетиями, в котором кропотливо собраны сложнейшие технические приёмы, появилось вологодское кружево, славящееся своей красотой и искусным исполнением во всём мире.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 1

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 2

Влияние политических изменений и событий, произошедших в то время, позволило промыслу окрепнуть и разрастись. Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. В то время это было настолько востребовано, что плели кружево не только женщины, но и мужчины. Ремесло стало значимой экономической поддержкой населения. В каждом творении мастеров хранилось тепло любящих творческих рук, в котором воплощались смелые художественные замыслы, традиционные представления обретали новые формы витиеватых кружев.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 3

Промысел настолько окреп, что стал приносить населению не только духовный, но и материальный рост. Обучение этому мастерству переросло из надомного в централизованное. Так в России стали организовывать школы кружевниц.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 4

Наиболее ярким примером являлась Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. В неё приезжали обучаться будущие мастерицы со всех уголков России.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 5

За свою историю организация условий труда мастериц, занимающихся этим промыслом, не раз менялась. Становились другими названия предприятий, в которых трудились вологодские кружевницы. Однако, всё это не изменило сам промысел, который развивался и процветал с течением времени.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 6

Многие художницы-кружевницы, занимавшиеся в советский период вологодским кружевом, получили дореволюционное образование. Опираясь на неразрывные многовековые русские национальные традиции, они вносили неоценимый вклад в развитие техники и художественного замысла вологодских кружев. В их творчестве нашли отражение образы северной природы, тонких ажурных узоров, перенесённых с морозного окна на тончайшие кружева. Не последнюю роль в создании изделий сыграли мотивы северного деревянного зодчества.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 7

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 8

В Вологодском музее кружева представлена история развития этого промысла с зарождения до наших дней. Тонкие, изысканные работы удивляют и восхищают своей красотой, высоким качеством исполнения и разнообразием художественных замыслов. Работы династий мастеров, без чьих имён невозможно представить становление и развитие вологодского кружева, трепетно хранятся в коллекции музея. Они создавали и создают сложнейшие по технике творческие образцы — украшения музейных коллекций.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 9

В мир кружева, утонченности, изысканности и своеобразной красоты погружает зрителя постоянно действующая выставка музея Вологодского кружева, которая создана неравнодушными работниками музея. Столько нежных женских сердец нашли отражение в представленных работах. Выставка потрясает своей красотой и долговечностью изделий. Некоторое кружево хранится уже более ста лет. Богатство русской души, воплощенной в кружеве, делает эту выставку уникальной еще и потому, что позволяет проследить развитие художественного сознания мастериц с самого момента зарождения и расцвета кружевоплетения до наших дней.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 10

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 11

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 12

За историю своего существования вологодские кружевницы неоднократно сотрудничали с известными модельерами и дизайнерами нашей страны.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 13

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 14

Несмотря на непростую историю промысла, взлёты и падения, экономические сложности и хозяйственные проблемы промысел существует по сегодняшний день и не утратил своей актуальности и значимости для культуры нашей страны. Искусные мастерицы создали уникальный живой художественный язык вологодского кружева, узнаваемый и почитаемый во всём мире. Образы и сюжеты декоративно-прикладных изделий дополнялись новыми идеями, при воплощении которых был задействован огромный арсенал художественных средств. Всё это делает вологодское кружево уникальным феноменом русского искусства, золотым фондом национальной культуры.

Читайте также: