Сообщение о половецких бабах

Обновлено: 05.07.2024

Во дворе областного краеведческого музея под открытым небом стоят четыре загадочные каменные статуи – в рост человека и даже выше. Они сделаны из серого песчаника и сильно выветрены, а черты лица большинства из них уже не различимы, так как были искусственно стесаны.

Это половецкие каменные изваяния XII – XIII веков, или, как называют их историки, половецкие бабы. В древние времена такие каменные идолы стояли на высоких курганах, привлекая внимание путников. Их почитали, им поклонялись, возле них совершали жертвоприношения.

О том, как каменные истуканы оказались в краеведческом музее и почему от одного из них жители Боброва поспешили избавиться, расскажем в нашем материале.

В середине XI века к границам Руси с юго-востока устремились кочевые племена. Продвигаясь к реке Северский Донец (наиболее крупный приток Дона на востоке Украины), половцы совершали набеги на русские города и села. Разграбив их, орды кочевников забирали в плен женщин, детей, ремесленников и землевладельцев. Борьба русских князей с половцами растянулась на несколько столетий.

О быте, культуре и обычаях половцев археологам известно совсем немного – из-за кочевого образа жизни они почти не оставили после себя стационарных поселений.

Поскольку нет поселенческого материала, который бы свидетельствовал о быте и культуре половцев, мы не знаем, как была устроена их хозяйственная жизнь.


По этой же причине сложно очертить точную географию занятых кочевниками территорий. По словам Анатолия Винникова, в средних течениях Дона и низовьях реки Воронеж укрепились так называемые дикие половцы. Так или иначе, но в XII–XIII веках в границы Половецкой земли входила большая часть территории Воронежского края. Об этом говорит и воронежский археолог, доцент ВГУ Михаил Цыбин.

Исследовав могильники половцев, археологи пришли к выводу, что они хоронили умерших в небольших ямах глубиной 0,5–0,7 м. При раскопках в них находят ножи, ножницы, кресала (стальные пластинки для высекания огня из кремня), бронзовые зеркала, серьги в форме знака вопроса. Рядом с усопшим половцы хоронили верного друга покойного – убитую лошадь либо ее чучело.

Половецких курганов, насыпанных самими половцами, известно мало – как правило, они были малоприметными, небольшими по диаметру и высоте.


На высоких насыпях половцы устраивали площадки для языческих святилищ. Там кочевники устанавливали антропоморфные каменные изваяния в человеческий рост – за ними и закрепилось название половецкие бабы.

Анатолий Винников добавляет: изваяния устанавливали на самых заметных точках степи, чтобы их было видно издалека. В древности они могли стоять как группами, так и в одиночку.



По тому, на каких территориях каменных баб больше, археологи и определяют места обитания половцев – их кочевий, зимних и летних стойбищ.

Благодаря половецким бабам мы можем понять границы половецких кочевий. Наибольшее распространение такие бабы получили на территории современной Украины, в Донецкой и Луганской областях. У нас, в Воронежской области, таких изваяний было зафиксировано немного.


кандидат исторических наук, начальник отдела по развитию Воронежского областного краеведческого музея

Сейчас, глядя на древних истуканов, мы видим, что их фигуры непропорциональны – ноги слишком укорочены. Светлана Плетнева объясняет такое несовершенство тем, что статуи ставили на постаменты.

Однако в изображении других деталей некоторые половецкие скульпторы достигали высокого мастерства. Так, изображая лицо, они стремились не только достичь портретного сходства, но и отразить характер покойного предка.

Когда скульптура была готова, ее поверхность тщательно шлифовалась, чтобы камень не так сильно выветривался на открытом воздухе. Затем фигуру раскрашивали красками.

Наряду с каменными статуями половцы устанавливали на курганах и деревянных идолов. По всей видимости, их могли себе позволить бедняки. Статуэтки предков делали и из войлока – такого домашнего идола помещали в юрте.


Бабы – вовсе не абстрактные изваяния. Этих истуканов устанавливали в честь конкретных умерших половцев, захороненных в подземной части кургана. Памятника на кургане удостаивались не все, а только богатые и знатные. Так, мужские изваяния кочевники ставили в честь представителей половецкой военной аристократии, глав богатых семей и родов, а женские посвящали женам военной знати.

На курганных насыпях кочевники устраивали языческие святилища, где совершали жертвоприношения. Здесь проливалась кровь не только животных, но и людей. Светлана Плетнева отмечала, что у подножия одного из идолов археологи обнаружили скелет убитой девочки – вероятно, пленной. Это говорит о том, что у половцев, возможно, существовал обычай окроплять статуи предков кровью.

В XVII – XVIII веках освоение земель, распашка целины привели к тому, что каменные половецкие памятники начали выкорчевывать и уничтожать. В XIX веке, с постепенным исчезновением каменных идолов на основной территории их распространения – в междуречье Днепра и Дона, – ученые забили тревогу. Именно тогда пришло понимание, что процесс потери памятников нужно остановить. С этой целью в 1840 году на территории Воронежской губернии был проведен учет половецких баб. В результате было зафиксировано наличие четырех изваяний: по одному в Богучарском и Павловском уездах и два в Новохоперском.

Подробнее половецкие изваяния были описаны во время второй переписи, проводимой Воронежской учёной архивной комиссией в 1901 году. Всего в Воронежском крае было обнаружено восемь половецких баб. Половина из них оказалась в имениях местных помещиков – коллекционировать половецких баб в то время было модно. Статуи помещики покупали в соседних губерниях – Харькове и нынешнем Днепропетровске.

Кстати, самая многочисленная коллекция половецких баб оказалась у дворянина Александра Обольянинова, жившего в слободе Нижние Лубянки Бирюченского уезда Красногвардейского района (ныне – Белгородская область). Пять каменных статуй украшали аллею его сада.


Половецкую бабу из коллекции Обольянинова сейчас можно увидеть во дворе краеведческого музея. Истукан стоит поодаль от остальных изваяний и сохранился лучше всех. Это женская статуя, одетая в шляпу. Интересно, что горожане видят эту бабу не в полный рост – ее невидимая часть скрыта под землей. Высота статуи – полтора метра. Роман Берестнев пояснил, что бабу решили частично вкопать в землю после того, как в 1990-е годы ее пытались выкрасть. Чтобы изваяние не украли, поначалу его пришлось даже прятать в здании музея.

В руках каменная женщина держит сосуд. Если присмотреться к скульптуре поближе, нетрудно заметить, что одета баба в половецкий костюм – халат или кафтан. На шее бабы – каменное ожерелье из крупных ромбических подвесок, на груди – треугольная подвеска, на голове– шляпа с широкими полями.

Надо сказать, что кочевники одевались стильно. В их костюмах угадывалось влияние различных культур.

В отличие от оседлых народов, в одежде кочевников не было статичности. Вследствие постоянных перемещений, интенсивной торговли, они следовали модным тенденциям, которые существовали и на Востоке, и на Западе.

кандидат исторических наук, начальник отдела по развитию Воронежского областного краеведческого музея

В позднее время вандалы отбили истукану руки, уничтожили черты лица, детали одежды и головного убора. Судя по многочисленным пулевым отверстиям, по статуе стреляли.

Роман Берестнев рассказал, что в районах Воронежской области местное население к половецким бабам до сих пор относится с долей мистики и суеверия. Например, люди верят, что изваяние может повлиять на погоду.

Я был на раскопках в Новохоперском районе. На высоком кургане курганной группы Ивановка увидели каменную бабу. Но, когда мы подошли к ней ближе, оказалось, что это простой бетонный столб, на котором стоит круглый камень. Местные жители рассказали, что на одном из этих курганов до революции стояло каменное изваяние, но якобы после революции один местный житель утащилего с собой и заложил в фундамент дома. Вскоре в построенном доме стали происходить странности. Местные утверждают, что вся семья, жившая в доме, погибла. И потомки того самого жителя решили разобрать дом и вернуть бабу на место.


кандидат исторических наук, начальник отдела по развитию Воронежского областного краеведческого музея

Когда археологи приехали на раскопки в следующем году, они обнаружили, что ложная баба повалена. Как оказалось, когда долго нет дождя, местный фермер совершает странный ритуал – валяет столб по земле: он верит, что после этого начинают идти дожди.

В поисках. XI век.

История полна загадок, над которыми и усердно ломают головы историки. Нужно признать, подавляющему большинству ученых это удается, в смысле "сломать голову", в результате чего рождаются перекрученные, перевернутые, искореженные взгляды на прошлое, которое невольно, после ознакомления с исследовательскими работами, иначе как "темным" не назовешь. Однако верно ли это, было ли оно темным всегда? Цикл статей "В поисках. XI век", на основе имеющихся задокументированных сведений и фактов, предлагает взглянуть на прошлое совершенно с иной стороны. Напомним, мы рассматриваем удивительный XI век.

Недавно я "случайно" наткнулся на древние памятники архитектуры - степных "половецких" каменных баб, датируемых одиннадцатым веком нашей эры, и значит, ниже говорим о них.

каменные половецкие бабы

каменные половецкие бабы

каменные бабы

КАМЕННЫЕ (ПОЛОВЕЦКИЕ) БАБЫ

Для начала, привычно из "Википедии":

Ка́менные ба́бы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда (до 70% среди половецких изваяний) женщин установленные в южнорусских степях , а также родственные им каменные изображения в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы .

Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другими. Найдены в больших количествах в степной полосе России, Южной Сибири, в Азербайджане, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии .

Не буду вдаваться в подробности истории зарождения каменных истуканов, скажу лишь, в большинстве официальных источников "каменные бабы" именно постройки XI-XIII веков, разбросанные по южным степям Украины, ныне называются " половецкими ", в честь кочевого тюркоязычного народа, якобы в начале одиннадцатого века передвинувшегося из Заволжья в причерноморские степи. Почему якобы? Потому что когда перебираешь информацию, сталкиваешься с массой противоречивых утверждений, в итоге становится непонятно, где правда, а где вымысел. И был ли вообще такой народ, как половцы? Поэтому говорить однозначно, что именно половцы являлись родителями этих таинственных, причудливых и почти одинаковых древних идолов, видимо, не стоит.

Каменные "половецкие" бабы (а, к слову говоря, существуют еще скифские , более ранние, 6-3 века до н. э. ) официально датируются второй половиной XI - началом XIII века . Если присмотреться к банеру предыдущей статьи о Трёх Уделах Богородицы, можно заметить, что кучное месторасположение данных памятников архитектуры находится внутри своеобразного треугольника: Иверия - Афон - Киев и, как мне кажется, появление их, или скорее активное возрождение на том историческом отрезке времени далеко не случайно.

половецкие каменные бабы

половецкие каменные бабы

каменные бабы в Луганске

"Человек камен", "девка камена", "каменные бабы", "балбалы", "мамаи", " болваны", "тмутараканский болван", " маяки". О молчаливых каменных истуканах в интернете пишут разное, среди историков кипят споры, - то они являлись частью поминальных-погребальных святилищ, надмогильными камнями, то - обозначением конечных точек маршрутов караулов, то - изображениями побежденных или убитых врагов, то - ориентирами на пути, то - статуями, обращёнными лицами на восток и держащими в руке чашу, то - оберегами, то - степными стражами, то - объектами культа, обладающими магической силой, то - символами непобедимости и бессмертия воинов, то - местами языческих святилищ и другое. Круче всех о предназначении изваяний, как обычно, высказывается всезнайка Википедия, приводя мнение известных археологов Л. Р. Кызласова и Г. А. Федоров-Давыдова:

. с чашей изображали умершего предка для его участия в культовом пиру.

И сознание реально тупит, представляя какую-то дикую загробную катавасию. Отбрасывая идиотские идеи, можно поразмышлять чисто с точки зрения здравого рассудка об отношении к ним на протяжении последующих десяти веков. Известно, что каждое новое поколение жителей южных степей разрушало истуканов своих предшественников, исключением почему-то являются "половецкие" степные бабы! После киммерийцев, скифов и половцев хозяевами степи стали казаки, однако ни в одном историческом источнике мы не встретим негативного отношения русских воинов и казаков к каменным бабам. Очевидно, что запорожцы постоянно бывали за пределами Сечи, в Диком Поле, ходили на промысел, заготовку и разведку, строили сторожевые башни, но баб не разрушали. Закономерный вопрос - почему? Возможно, каменные бабы не являлись для казаков чужеземной традицией и идолами врагов.

Историк Г. Федоров Давыдов пишет:

Доподлинно неизвестно, каждая новая волна жителей Степи разрушала истуканов своих предшественников. Но наличие дополовецьких каменных баб красноречиво свидетельствует, что нет. В связи с этим, переходим к казакам - именно они стали хозяевами Степи после киммерийцев, скифов и половцев, впитав культурный слой своих предшественников. В одном историческом источнике нет свидетельств о негативном отношении русских воинов, а вслед за ними и запорожских казаков к каменных баб. Немецкий посол в Запорожье Лассота писал, что видел каменные статуи в татарских владениях. Очевидно, что почти каждый запорожец бывал за пределами Сечи в Диком Поле, ходил на промысел и заготовку, в разведку, строил сторожевые башни на тех курганах, но баб НЕ разрушал. Закономерный вопрос - почему? Очевидно, Каменные Бабы в степи для казаков ни были чужеземной традиции, идолами врагов. , Возможно, также объяснение лежит в нескольких плоскостях:

Доподлинно неизвестно, каждая новая волна жителей Степи разрушала истуканов своих предшественников. Но наличие дополовецьких каменных баб красноречиво свидетельствует, что нет. В связи с этим, переходим к казакам - именно они стали хозяевами Степи после киммерийцев, скифов и половцев, впитав культурный слой своих предшественников. В одном историческом источнике нет свидетельств о негативном отношении русских воинов, а вслед за ними и запорожских казаков к каменных баб. Немецкий посол в Запорожье Лассота писал, что видел каменные статуи в татарских владениях. Очевидно, что почти каждый запорожец бывал за пределами Сечи в Диком Поле, ходил на промысел и заготовку, в разведку, строил сторожевые башни на тех курганах, но баб НЕ разрушал. Закономерный вопрос - почему? Очевидно, Каменные Бабы в степи для казаков ни были чужеземной традиции, идолами врагов.

половецкий каменный воин

Посмею предположить следом, что большинство исторических выводов сегодня сформируется под влиянием субуго патриотических мотивов, желающих придать больше значимости тому или иному этносу. Нередко можно услышать в подобном духе гордое: "Это - наше!", запирающее сознание человека в клетку невежественных ограниченных представлений и ошибочных предрассудков. И лишь истинно свободный может разглядеть в отсутствие клетки совершенно иную картину, где скифско-половецкие каменные бабы далеко не уникальны в своем роде, потому что подобного рода изваяния встречаются практически на всех уголках земного шара.

Давайте посмотрим (на карте не указаны Россия, Крым, Казахстан, Монголия, Алтай, Тува, Венгрия, Азейбарджан, Германия и т.д. - за неимением места):

руки на животе

Более полный фоторяд артефактов собран нами ранее тут .

Как видим, существовало некое знание, объединяющее народы, культуры и эпохи.

А учитывая факт, что почти обязательным атрибутом каждой "половецкой" статуи является "чаша со священным напитком в руках", прижатая к животу, человек, знакомый с Исконными Знаниями, легко может заметить чисто духовный след практиков , вполне возможно, это ничто иное как описание медитации "Кувшин" в адаптированном под то время варианте, которое было высечено в камне с единственным благим намерением - сохранить память о практике, помогающей избавиться от негативных мыслей.

Может такое быть?

половецкая баба, кувшин в руках

каменные половецкие бабы и медитация кувшин

Если сравнение выглядит неубедительным, найдется аргумент и посерьезней, приведенная ниже статуя стоит в Российской Государственной Библиотеке в Москве. На её спине мы видим четко выраженный равносторонний косой крест с кругом в центре - символ знаний о четырех Сущностях человека и Душе.

половецкая баба в Москве

каменная половецкая баба в Москве

каменная половецкая баба в Москве, косой крест

Пояснение из книги "АллатРа" (стр. 379):

Или может, знак на спине "половецкого" истукана появился случайно? По этому случаю вспоминаются Тур Хейердал и его раскопки на острове Пасхи, когда он раскопал статую одного из моаи, оказалось, во-первых, у исполина существует закопанное в землю туловище как продолжение, а во-вторых, на спине у моаи также были интересные знаки. Едва эти фотографии увидел научный свет, сильные мира сего наложили на остров Пасхи "большущий замок", запретив вообще какие-либо археологические изыскания.

половецкие каменные бабы

каменная баба

каменная баба

половецкая каменная баба в Киеве

каменная баба

Наконец, даже если это не увековеченный аналог практики "Кувшин", да и крест на спине появился случайно, после годичных кропотливых поисков, я не могу не утверждать, что активное появление каменных статуй во второй половине XI века в причерноморском регионе - звенья одной великой цепи, следы волны глобального возрождения человеческой цивилизации , прокатившейся по всей планете ровно тысячу лет назад. Именно это подтверждают восемь предшествующих публикаций:

  • 1 часть: "Кетцалькоатль, Кукулькан, Пернатый Змей. "
  • 2 часть: "Северная Америка. Индейские племена, Кахокия и Форт-Эйншент"
  • 3 часть: "Цивилизации Сикан и Инков"
  • 4 часть: "Остров Пасхи и Полинезия (Океания)"
  • 5 часть: "Юго-Восточная Азия (Индонезия, Малайзия)"
  • 6 часть: "Индокитай (Кхмерская империя, Паган, Китай)"
  • 7 часть: "Индия, Япония",
  • 8 часть: "Три Удела Богородицы: Иверия - Афон - Киев"

Напоследок, хочется снова поблагодарить "вечный" строительный материал камень, несмотря на все перипетии с войнами и революциями, скифских и половецких баб на Украине осталось немало. Сегодня на них можно посмотреть на Каменных могилах (Запорожская область), на Кременец-горе в городе Изюм, в Днепропетровском и Киевском историческом музее, на острове Хортица в Запорожье, на территории заповедника Аскания-Нова в Херсонской области, в парке каменных скульптур в Луганске, в городе Лисичанске, а также в другим местах, (список можете дополнить в комментариях) .


Каменные бабы — антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин. Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другие. Найдены в больших количествах в степной полосе России, южной Сибири, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии. Связаны с культом предков.

Содержание

Исторические источники о каменных статуях


Упоминание о каменных бабах оставил поэт XII века Низами, который рассказывал о пожертвованиях половцев каменным идолам. [1] Посол Папы Римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году половецкой степью, наблюдал, как половцы насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращённые лицами на восток и держащие в руке чашу. [2]

Начиная с XVIII века интерес к изучению каменных баб возрос. О статуях писали академики П. Паллас, И. Лепёхин, В. Зуев, А. Гатцук и многие другие. В 1851 году чиновник департамента Министерства внутренних дел России Пискарёв составил первую карту местонахождений каменных статуй.

Общая характеристика каменных статуй


Каменные истуканы, которые рассматривались людьми как идолы-обереги, появились на территории Кипчакской степи (территория от Иртыша до Дуная) в IV—II тысячелетии до н. э. Антропоморфные стелы обнаруживались археологами при исследовании катакомбных погребений. Большие камни устанавливались на курганах.

Каменные статуи делятся на несколько групп:

  • Антропоморфные стелы эпохи бронзы.
  • Скифские статуи.
  • Половецкие каменные бабы.

Антропоморфные стелы эпохи меди и бронзы

Каменные статуи высекали в основном потомки индо-иранцев, которые происходили из южной Азии и жили в степях на территориях нынешней России и Украины в период раннего металла (энеолит и бронза 4-2 тыс. до н. э.). Ими созданы так называемые нижнемихайловская, кеми-обинская, ямная и катакомбная археологические культуры.

В степи между Дунаем и Доном выявлено более чем 330 стелоподобных монументальных скульптур. Значительное их количество найдено в Северном Причерноморье и Крыму. Массовость и разнообразие ранних каменных статуй вызвало в 1960-х годах необходимость их классификации. Появились объяснения иконографического и семантического смысла статуй.

В зависимости от формы и приемов обработки стелы делятся на две группы:

  • стелы-плиты без антроподобности;
  • антропоморфные стелы.

Первый тип — стелы-плиты без контуров головы, хотя их поверхность обработана. По своей форме они лишь условно приближаются к антропоморфности. Второй тип, антропоморфные стелы выполненные из плит, или столбоподобных глыб песчаника или кварцита с обязательным изображением головы.

Скифские статуи

Следующую по хронологии группу статуй составляют истуканы, оставленные скифами — ираноязычными племенами, которые появились в российско-украинских степях в середине 1 тыс. до н. э.

На стелоподобных корпусах скифских статуй по обыкновению изображены три-четыре предмета: рог, сагайдак, кинжал или меч. Рог помещён в правую руку на уровне груди, сагайдак — на левой стороне, кинжал или меч — в левой руке на уровне пояса. Подобные атрибуты встречаются и у тюркских каменных статуй, найденных в Сибири. Они держат в правой руке чашу, а в левой кинжал. Отсутствие бороды и, напротив, изображение усов также подчёркивает сходство скифских статуй с тюркскими.

Половецкие каменные бабы




Половецкие каменные бабы, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы, являются памятниками сакрального искусства половцев (кипчаков) ІХ-XIII века. Обычай возводить идолов зародился в VI—VII веке в Монголии и на Алтае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями. Святилища были квадратные или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нем предков. В центре святилища, ставили одну и больше мужских или женских статуй с лицами, обращёнными на восток. Изредка попадались святилища со скоплением статуй — в каждом не меньше 12-15.





В XII веке половцы были покорены монголами. Значительная часть памятников половецкой культуры погибла от рук мусульман, которые боролись с язычеством. Однако язычество так и не было полностью искоренено. В дальнейшем оно адаптировалось к православию. На протяжении последующих столетий, в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почёт половецким идолам, которые наделялись силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины. Всего до наших дней дошло свыше двух тысяч каменных баб.


Типы половецких каменных статуй

Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.

В конце ХІІ века происходит заметное упрощение и примитивизация статуй. Перестали декорировать спины и изображать детали причесок и нарядов, убрали детализацию костюмов и с лицевой стороны. Нередко даже лица статуй оставляли гладкими без необходимого, казалось бы, рисунка лица. Вполне вероятно, что статуи раскрашивали. Очень редко, но можно увидеть в особенно глубоких вырезах орнамента следы чёрной или красной красок. На хорошо отшлифованной поверхности можно было нарисовать сложный и красивый рисунок, дать большую выразительность. [8]


Заведующий отделом археологии и палеонтологии Александр Петрович Лопатин показывает коллекцию половецких баб Армавирского краеведческого музея. Практически все они были найдены на территории Новокубанского района в окрестностях Горькой Балки, Камышевахи, Веселого и ст. Прочноокопской.

Таинственные фигуры есть не только на далеком острове Пасхи. Загадки можно найти и в нашей кубанской степи, совсем рядом от дома. Ведь в древности здесь жило множество самых разных народов, которые оставили в память о себе немало таинственных изваяний.

Прикубанская пленница

Еще весной прошлого года мы сообщали о детективной истории, которая произошла с половецкой бабой, найденной в окрестностях хутора Веселого Новокубанского района.

— В 2008 году учитель истории школы № 8 в п. Прикубанском Александр Гордеев сообщили, что фермерами в х. Веселом обнаружена половецкая баба, — вспоминает заведующий отделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея Александр Петрович Лопатин. —

Поскольку он историк и хорошо в этом разбирается, то, поверив ему, мы сразу взяли машину и выехали на место.

К этому времени половецкую бабу уже перевезли в школу п. Прикубанского. Сохранились фотографии, где изображено, как изваяние лежит во дворе учебного заведения. Но оно не было целым. Голова у бабы была уже отколота.

По всей видимости, ее отбили еще монголы. Они это практиковали. Большинство половецких и даже скифских изваяний находят поврежденными или разбитыми. Дело в том, что монголы, особенно при хане Тохтамыше, который насаждал ислам, прямо счесывали лица статуй, отбивали головы, либо вообще их разбивали.

Мы помыли это изваяние, почистили, сфотографировали. Но я приехал на шестерке. А погрузить такую тяжелую фигуру (ее шестеро студентов не могли поднять) на шестерку, значит убить машину.

Поэтому голову половецкой бабы мы занесли в школьный музей. Тело изваяния хотели тоже положить в здании. Но зауч школы нас успокоила, сказав, что в учебном заведении есть сторож, и беспокоиться не надо.


На следующий день я приехал за изваянием на уазике. Голова лежит в музее, а тела нет. Только видны следы от ручной тележки…

Но чтобы погрузить эту фигуру на тележку, нужно 4-5 здоровых мужиков. Это явно кто-то сделал ночью и явно свой. Потому что втихаря похитить такое изваяние было невозможно.

Я вызвал милицию. Составили протокол. Но расследование не привело к результату. Потом следователь прокуратуры закрыл уголовное дело в связи с тем, что у изваяния нет хозяина.

А в прошлом году вдруг приходит известие, что тело той половецкой бабы нашлось. Неизвестные люди попросили его забрать.

Я вижу в этом исчезновении памятника истории преступление. Люди украли изваяние, пытались его куда-то пристроить. Видимо считали, что оно представляет большую ценность. Но это ценность для истории, культуры, а не для продажи.

Человек прятал скульптуру в течение 11 лет, пока не понял, что она никому не нужна. Считаю, что все-таки надо дознаться, кто это сделал, и вынести этому человеку общественное порицание.

Кстати почти в том же месте, где было найдено первое изваяние у хутора Веселого, фермеры в 2015 году при проведении сельхозработ нашли вторую половецкую бабу.

Я выезжал на то место, осматривал его. Оно интересное. Стоит провести там археологические раскопки. Но для этого нужно финансирование.

А баба-то с усами

Нет-нет не пугайтесь! С нашими бабами, найденными у х. Веселого, все в полном порядке. Усы у них не замечены. Зато пышный бюст, модная шляпка и украшения – все на месте.

Заведующий кафедрой всеобщей отечественной истории Армавирского государственного университета Игорь Иванович Басов и заведующий отделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея Александр Петрович Лопатин объяснили нам, что половецкие изваяния – памятники сакрального искусства. Это древние капища, святилища, места поклонения предкам.

Так как половцы были кочевыми племенами, постоянно передвигались с места на место, у них не было постоянных мест захоронения умерших.

Археологам не часто попадаются половецкие могилы. Как правило, этот древний народ подзахоранивал своих умерших в уже существовавшие тогда курганы. Могилы эти располагались не глубоко. А так как многие курганы со временем были распаханы, то и захоронений этих не осталось.

Но половцы, также как и другие народы, чтили своих предков. Поэтому они устанавливали каменные изваяния своих предков для совершения поминальных обрядов. Своеобразные кладбища, только без могил. В местах установки таких баб захоронений найдено не было. А вот кости животных, принесенных в жертву, встречаются.

Передвигаясь с места на место, половцы не забирали изваяния с собой. На следующем кочевье они делали новое капище.

Как правило, изваяния ставили на какой-то возвышенности: курганах, водоразделах, естественных вершинах в местах кочевий.

В какой-то степени эти святилища могли быть географическими привязками, как пограничные обозначения, границы кочевий. У половцев могли быть перемещения кочевий от одной группы каменных баб к другой.

По одной из версий, эти святилища предназначались не только для исправления культа предков. Со временем эти обряды трансформировались в своеобразный культ героев, защитников племени, рода. Есть мнение, что половецкие бабы даже изображали погибших врагов. У тюрок был такой обычай. Они считали, что убитый враг в загробном мире служит победителю. И статуи убитых врагов помещали в святилище, чтобы они помогали ныне живущим.

Скопления каменных баб были разбросаны по огромной территории от Иртыша до Дуная. Эти степи назывались кипчакскими, по одному из названий половцев.

Больше всего половецких каменных изваяний найдено на территории Украины, Ростовской области, Кубани и Ставрополья. В музеях различных стран находится более двух тысяч половецких баб.

Творенья степных Микеланджело 10 века

Мы сидим в уютном зале Армавирского краеведческого музея. В центре экспозиции стоят и лежат древние каменные истуканы. Какие-то сохранились полностью. От некоторых остались лишь туловище или голова. Голова героини нашего повествования также находится здесь. Но не все из них являются половецкими бабами.

— Самые древние из этих изваяний скифские, — рассказывают заведующий отделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея Александр Петрович Лопатин и заведующий кафедрой всеобщей отечественной истории Армавирского государственного университета Игорь Иванович Басов. – Вот это было найдено семь лет назад у станицы Попутной. Скифы изображали исключительно мужчин. И черты лица у них были европеоидные.

Скифские изваяния – это 6-4 века еще до нашей эры. Они на полторы тысячи лет старше половецких баб.

А половецкие изваяния – это 9-13 века нашей эры, или грубо говоря, 10-й век.

Каменные бабы представляют очень ценную находку в плане изучения этого народа. Они стали появляться примерно с 9 века. Расцвет изготовления этих каменных изваяний приходится на 12 век. На это время приходятся наиболее богато орнаментированные изображения. В 13 веке уже происходит упрощение скульптур.

Если мы берем классические половецкие бабы 12 века, мы по ним можем получить много исторической информации, начиная от облика этих людей.

Они изображают как мужчин, так и женщин. Хорошо видна их одежда, украшения, вооружение. Лица этих изваяний прописаны довольно реалистично и носят ярко выраженные монголоидные черты: круглые широкие лица, маленький рот, пухлые губы, раскосые глаза.

Статуя, найденная в х. Веселом, не такая яркая по изображению. Скорее всего, она была сделана в период упадка половцев.

Как отличить мужские и женские изображения половецких баб? Обязательным атрибутом мужского изображения были длинные усы. На многих статуях изображены косы одна или две. И это был именно мужской признак.

Часто мужские фигуры имеют ярко выраженный военизированный характер. По ним мы можем изучать не только их происхождение, но и одежду, вооружение. Очень четко, красиво прописывали портупею, куда подвешивали вооружение: меч, кинжал и т.д. Изображали защитные бляшки.

У женских статуй кос нет, у них мы видим головные уборы разной формы. Женские изображения имеют ярко выраженные детородные органы. Это обязательно открытая грудь. На одной статуе, найденной в Луганской области, даже вырезан младенец. Это тоже связано с культом предков, культом матери.

На скульптурах изображены украшения: серьги, ожерелье вокруг шеи, монетки на головном уборе, браслеты на руках.

Каждая половецкая баба обязательно что-то держит в руках. Считается, что это сосуд или кубок.

Где рождались половецкие бабы?

Конечно же были места, где эти изваяния изготавливались. Супруги историки Александр Петрович и Татьяна Евгеньевна Лопатины обследовали правобережье Кубани, осмотрели возвышенности, где есть выходы серого песчаника, из которого как раз и делались половецкие бабы в нашей местности.

Они пришли к выводу, что нашли древние половецкие мастерские, где были видны места разработки каменных плит, находились явно отбитые куски песчаника.

Раньше было много, но можно найти и сейчас

Как отметили наши собеседники, каменные бабы для нашей местности не редкость. Их раньше часто находили, можно найти и сейчас.

Казаки, переселившиеся на Кубань, с этими изваяниями особо не церемонились. Их использовали при строительстве домов в качестве части фундамента или стен. Местные помещики ставили их у себя в саду в качестве украшения.

Если через какое-то время будут перестраиваться старые станичные дома, то в них можно запросто обнаружить половецких баб.

А.П. Лопатин до сих пор с улыбкой вспоминает, как были обнаружены некоторые половецкие изваяния в станице Прочноокопской:

Другая половецкая баба из Прочноокопской была частью стены дома. Ее тоже случайно обнаружили исследователи.

Чаще всего в окрестностях Армавира половецких баб находят в окрестностях Горькой Балки и Камышевахи. Возможно это связно с тем, что эти места удалены от больших населенных пунктов и дорог, что позволило сохраниться древностям.

А.П. Лопатин также считает, что эти места находятся на возвышенности. А каменные фигуры старались установить на возвышенном месте, чтобы к изваянию восходить наверх.

Если люди обнаружат древние изваяния и вообще предметы старины, необходимо обратиться в местный музей, сотрудники которого знают что дальше с ними делать.

Для исследователей важна любая историческая находка. Ведь это сохранение нашей памяти.

Одним из последних каменных изваяний, пополнивших коллекцию Армавирского краеведческого музея, является атропоморфная фигура, найденная недавно у ст. Бесскорбной. Из камня было вытесано подобие человека, где видно изображение головы. А.П. Лопатин считает, что фигура была сделана достаточно давно, примерно во 2 тысячелетии до нашей эры.

Где можно увидеть половецкиx баб ?

Сейчас в мире насчитывается порядка двух тысяч половецких баб. Они находятся в разных музеях. Больше всего половецких изваяний находится на Украине.

А на Кубани самая большая коллекция каменных баб собрана в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д.Фелицына. Кстати, именно здесь находятся половецкие изваяния, которые когда-то располагались в историческом музее станицы Прочноокопской.

Большую коллекцию каменных баб – порядка 20 фигур, можно увидеть в краеведческом музее г. Армавира. Значительную часть из них собрал в окрестностях Горькой балки, Камышевахи и ст. Прочноокопской армавирский исследователь древностей Николай Иванович Навротский.

Эти находки были сделаны в 60-е, 70-е годы. У Н.И. Навротского был свой археологический кружок. Его участники постоянно обследовали окрестности Армавира, делали находки и передавали их в музей. Жители Новокубанского района также передали в армавирский музей немало половецких изваяний, найденных во время сельхозработ.

В Новокубанском краеведческом музее есть одна настоящая половецкая баба, изображающая мужчину воина, найденная в окрестностях хутора Камышеваха. Здесь же расположены копии из папье-маше двух половецких изваяний, которые ранее находились в музее ст. Прочнокопской.

Читайте также: