Сообщение о политическом устройстве одной из европейских стран

Обновлено: 04.07.2024

Если в США главным действующим лицом в политике является президент, то в Европе (за исключением Франции)— глава правительства. Если в США президент сам подбирает глав министерств и формирует кабинет министров, то в западноевропейских странах этим занимаются парламенты. В этом, пожалуй, и состоит главное отличие президентских республик от парламентских, которые основываются на принципе верховенства представительской власти над исполнительной.

Рассмотрим прерогативы и функции парламентов в парламентских республиках:

— формирование правительства. Оно осуществляется партией или коалицией партий, победившей на выборах;

— поддержка деятельности правительства (исполнительной власти) в форме принятия законов, утверждения программ, голосования за доверие;

— формирование бюджета и контроль над его исполнением;

— контроль над исполнительной властью (за текущей деятельностью правительства);

— право деятельности парламентской оппозиции по критике правительственного курса (санитарные функции);

— право законодательной деятельности;

— право ратификации международных договоров;

— право внесения изменений и дополнений в конституцию страны.

В ФРГ, Швейцарии, Австрии и Бельгии это объясняется федеративным принципом построения государства, хотя роль второй палаты в этих странах различна.

В Бельгии и Швейцарии вторые палаты только представляют субъекты федераций (регионы, кантоны), но и на равных основаниях с первыми палатами формируют правительства и ведут законодательную деятельность.

В ФРГ и Австрии Бундесрат и Федеративный Совет только представляют субъекты федерации (земли) и имеют законодательные функции.

Мы рассмотрели структуру и функции парламентов западноевропейских стран, имеющих федеративное устройство. Таких стран всего четыре. Остальные 14 государств являются унитарными. Однако и в некоторых унитарных странах Европы существуют вторые палаты парламентов, имеющие функцию, если не представления интересов субъектов федерации, то хотя бы — интересов регионов. Среди таких стран — Испания, Италия, Ирландия, Нидерланды, Франция.

Только в одной стране — Великобритании — осталась палата парламента, формируемая из знати (палата лордов).

Во всех остальных странах члены парламентов избираются на прямых или непрямых выборах (например, в парламент земель) или делегируются субъектами федерации.

Своеобразна структура парламентов Норвегии и Исландии. Избиратели там выбирают делегатов в однопалатные парламенты. Но на первом заседании парламенты преобразуются в двухпалатные путем выделения четверти (Норвегия) и трети (Исландия) депутатов в отдельные палаты, равноправные с палатами большинства. В случае разногласия между палатами, они собираются вместе и действуют как одна. Смысл такого достаточно условного разделения — обеспечить принцип двойного контроля над принятием законов и важных политических решений.

Таким образом, вторые палаты парламентов создаются с целью либо представлять интересы субъектов федерации или исторических областей либо для осуществления двойного контроля законопроектов, либо сохраняются как реликт (Великобритания).

Более значимой является та палата, которая избирается всеобщим голосованием (обычно нижняя).

Исполнительная власть в парламентской республике (или монархии) считается как бы продолжением парламента и работает в тесном взаимодействии с ним, точнее с парламентским большинством. Премьер министр и правительств несут ответственность за разработку и осуществление политической программы, подготовку и исполнение бюджета, законодательные инициативы и оперативное руководство страной. Парламентское большинство обеспечивает поддержку политике правительства, уточняет и дорабатывает его программу и бюджет, принимает законы и постановления, придающие легитимность действиям исполнительной власти.

Функции оппозиции заключаются в критике правительства и парламентского большинства, выдвижении альтернативных программ и предложений. Иногда она договаривается с правительством об оказании поддержки и даже о создании нового парламентского большинства со своим участием.

Взаимоотношения парламента и правительства в парламентских демократиях строится на следующих принципах:

— право роспуска парламента правительством с согласия главы государства;

— право правительства выступать с законодательными инициативами;

— право совмещать депутатский мандат с министерской должностью (компатибилитет).

Несколько отличается от парламентской и президентской республики политическая система Франции. Она совмещает в себе черты как первой, так и второй.. По конституции 1958 года, провозгласившей так называемую пятую республику, политическая система Франции представляет собой президентско-парламентскую республику. С одной стороны здесь расширены полномочия президента, в том числе как арбитра публичных властей, как гаранта конституции и национальной независимости, соблюдения международных договоров Франции. Президент республики (а не парламент) назначает премьер-министра и других членов правительства, он является верховным главнокомандующим. Он может вернуть в парламент законы для их нового обсуждения. Президент может, минуя парламент, передать на референдум любой законопроект. Президент имеет право роспуска национального собрания (см. табл. 6).

Таблица 6. Взаимоотношения парламентов и правительств в парламентских демократиях[34]

Страны Совместимость депутатского мандата с правительственной должностью Право правительства на законодательную инициативу Возможность роспуска парламента правительством Возможность роспуска правительства парламентом
Великобритания + + + +
Германия + + - +
Италия + + + +
Франция - + - +
Бельгия + + + +
Нидерланды - + + +
Люксембург + + + +
Швеция + + - +
Норвегия + + - +
Дания + + + +
Финляндия + - - +
Исландия - - - +
Австрия + + + +
Швейцария - - - -
Испания + + + +
Португалия + + - +
Греция + + + +
Ирландия + + + +

Все это черты президентской республики. Но в то же время правительство, хоть и формируемое президентом, несет ответственность перед парламентом. Если национальное собрание не одобрит программу правительства, последнее должно будет уйти в отставку. Это черта парламентской республики. Такое совмещение черт предпринято для обеспечения большей политической стабильности , более оперативной работы как законодательной, так и исполнительной власти.

Вопросы для самоконтроля.

1. По каким признакам различаются политические системы?

2. Какие документы характеризуют политическую систему общества?

3. Какова структура и функции законодательной власти США?

4. Каковы взаимоотношения законодательной и исполнительной властей?

5. Каковы функции президента США?

6. Как осуществляется судебная власть в США?

7. Разъясните систему американского федерализма?

8. Какие режимы функционирования американской политической системы вы можете назвать?

9. В чем отличие президентской и парламентской системы правления?

10. Каковы функции парламентов?

11. Какова структура (состав) европейских парламентов?

12. Какую роль играют вторые палаты парламентов?

13. Каковы принципы взаимоотношений парламента и правительства

14. Как работает исполнительная власть в парламентской республике?

15. Перечислите страны Западной Европы, имеющие федеративное

Глава 8

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Принципы и структуры

Политическая система современной России находится в процессе своего становления. Начало этому этапу было положено 12 июня 1990 года, когда Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном Суверенитете России. Этим актом наша страна объявила себя суверенным государством в составе союза ССР. Суверенитет России, то есть верховная, ничем не ограниченная власть, очевидно, не был полным. Полным суверенитетом Российская Федерация стала обладать после распада СССР, то есть с декабря 1991 года.

Политическое устройство Российской Федерации закреплено в Конституции, принятой 12 декабря 1993 года, а также в таких законах как

— об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации;

— о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

— о выборах президента Российской Федерации;

— об общественных организациях;

— о печати и других средствах массовой информации;

— о политических партиях и др.

Конституция провозгласила Россию демократическим, социальным, светским, правовым, федеративным государством с республиканской формой правления.

Провозглашение России правовым государством означает подчинение всех без исключения граждан, какой бы пост они ни занимали, законам, которые не могут противоречить конституции, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие. Составной частью правовой системы России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России (ст. 15). Обязанностью государства объявлено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2).

Государственная власть в России разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Признается и местное самоуправление, не входящее в систему государственных органов власти. Принцип федерализма реализован в структуре политической системы России таким образом, что все власти, края и республики объявлены равными субъектами федерации. В составе Российской Федерации находятся:

— 21 республика (Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Якутия, Северная Осетия, Татарстан, Тува, Удмуртия, Хакасия, Чеченская и Чувашские республики);

— 6 краев (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский);

— 2 города федерального подчинения (Москва, Санкт-Петербург);

— 1 автономная область (Еврейская);

— 10 автономных округов (Ачинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий) .

Итого Российская Федерация имеет в своем составе 89 субъектов федерации.

Статусы республик определяют конституции республик; статусы других субъектов федерации — уставы. Но конституция Российской Федерации специально оговаривает свою юридическую силу, а также верховенство федеральных законов на всей территории России.

Кроме того, принцип федерализма требует разграничения функций федеральной власти и власти субъектов федерации.

В ведении федеральной власти в России находятся:

— принятие изменение конституции и федеральных законов;

— гражданство и защита прав национальных меньшинств;

— организация деятельности федеральных органов, управления федеральной собственностью;

— федеральная внутренняя политика, федеральный бюджет, налоги;

— внешняя политика, вопросы войны и мира, обороны и безопасности;

— государственная служба и награды.

В совместном ведении федеральной власти и власти субъектов федерации находятся:

— защита прав и свобод человека;

— пользование землей и недрами;

— общие вопросы воспитания, образования, культуры, науки, экологии, спорта;

— борьба со стихийными бедствиями и эпидемиями;

— подготовка кадров правоохранительных органов;

— установление общих принципов организации органов государственной и местной власти;

— координация международных связей субъектов федерации.

Вне функций федеральной власти и совместных функций субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Итак, принцип федерализма не только оговаривает верховенство федеральной власти и территориальную целостность России, нo и разграничивает функции власти по вертикали, как бы разделяет государственную власть на два этажа: верхний (федеральная власть) и нижний (власть субъектов федерации). Но в каждом демократическом государстве существует еще один этаж власти — местной власти или точнее местное самоуправление, так как оно не обладает всеми признаками власти, а именно не имеет системы организованного принуждения (насилия).

Местное самоуправление в России осуществляется в городских и сельских поселениях. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, имеют свой местный бюджет. Эти органы наделяются отдельными государственными функциями, но реализация этих функций тогда будет подконтрольна государству. Такова структура местной власти (и самоуправления) в Российской Федерации по вертикали. В Конституции России не случайно принцип федерализма стоит выше принципа разделения властей. Для такого многонационального общества как российское, живущего в разнообразных климатических, географических и социальных условиях, самое важное в политической сфере — сохранение единого государства и политической стабильности.

Этому и служит принцип федерализма, означающий верховенство центра, определенную самостоятельность субъектов федерации и функционирование местного самоуправления, учитывающего национальные, социальные и другие особенности населения.

Другим принципом, обеспечивающим политическую стабильность, управляемость и демократичность российского государства является принцип разделения властей. Мы уже отмечали, что этот принцип реализован в Конституции России в классическом варианте, то есть власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Однако в отличие от США порядок и значимость ветвей власти несколько изменена.

На первом месте как глава государства и глава исполнительной власти стоит президент.

Далее по значению в структуре власти идёт Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации.

Судебная власть осуществляется судебной системой.

Таким образом, по структуре власти государственное устройство России больше напоминает государственное устройство Франции (президент, парламент, правительство, судебная власть). Но по функционированию система власти России ближе к американской системе (правительство не ответственно перед парламентом). Рассмотрим структуру и функции всех ветвей власти России.

Если в США главным действующим лицом в политике является президент, то в Европе (за исключением Франции)— глава правительства. Если в США президент сам подбирает глав министерств и формирует кабинет министров, то в западноевропейских странах этим занимаются парламенты. В этом, пожалуй, и состоит главное отличие президентских республик от парламентских, которые основываются на принципе верховенства представительской власти над исполнительной.

Рассмотрим прерогативы и функции парламентов в парламентских республиках:

— формирование правительства. Оно осуществляется партией или коалицией партий, победившей на выборах;

— поддержка деятельности правительства (исполнительной власти) в форме принятия законов, утверждения программ, голосования за доверие;

— формирование бюджета и контроль над его исполнением;

— контроль над исполнительной властью (за текущей деятельностью правительства);

— право деятельности парламентской оппозиции по критике правительственного курса (санитарные функции);

— право законодательной деятельности;

— право ратификации международных договоров;

— право внесения изменений и дополнений в конституцию страны.

В ФРГ, Швейцарии, Австрии и Бельгии это объясняется федеративным принципом построения государства, хотя роль второй палаты в этих странах различна.

В Бельгии и Швейцарии вторые палаты только представляют субъекты федераций (регионы, кантоны), но и на равных основаниях с первыми палатами формируют правительства и ведут законодательную деятельность.

В ФРГ и Австрии Бундесрат и Федеративный Совет только представляют субъекты федерации (земли) и имеют законодательные функции.

Мы рассмотрели структуру и функции парламентов западноевропейских стран, имеющих федеративное устройство. Таких стран всего четыре. Остальные 14 государств являются унитарными. Однако и в некоторых унитарных странах Европы существуют вторые палаты парламентов, имеющие функцию, если не представления интересов субъектов федерации, то хотя бы — интересов регионов. Среди таких стран — Испания, Италия, Ирландия, Нидерланды, Франция.

Только в одной стране — Великобритании — осталась палата парламента, формируемая из знати (палата лордов).

Во всех остальных странах члены парламентов избираются на прямых или непрямых выборах (например, в парламент земель) или делегируются субъектами федерации.

Своеобразна структура парламентов Норвегии и Исландии. Избиратели там выбирают делегатов в однопалатные парламенты. Но на первом заседании парламенты преобразуются в двухпалатные путем выделения четверти (Норвегия) и трети (Исландия) депутатов в отдельные палаты, равноправные с палатами большинства. В случае разногласия между палатами, они собираются вместе и действуют как одна. Смысл такого достаточно условного разделения — обеспечить принцип двойного контроля над принятием законов и важных политических решений.

Таким образом, вторые палаты парламентов создаются с целью либо представлять интересы субъектов федерации или исторических областей либо для осуществления двойного контроля законопроектов, либо сохраняются как реликт (Великобритания).




Более значимой является та палата, которая избирается всеобщим голосованием (обычно нижняя).

Исполнительная власть в парламентской республике (или монархии) считается как бы продолжением парламента и работает в тесном взаимодействии с ним, точнее с парламентским большинством. Премьер министр и правительств несут ответственность за разработку и осуществление политической программы, подготовку и исполнение бюджета, законодательные инициативы и оперативное руководство страной. Парламентское большинство обеспечивает поддержку политике правительства, уточняет и дорабатывает его программу и бюджет, принимает законы и постановления, придающие легитимность действиям исполнительной власти.

Функции оппозиции заключаются в критике правительства и парламентского большинства, выдвижении альтернативных программ и предложений. Иногда она договаривается с правительством об оказании поддержки и даже о создании нового парламентского большинства со своим участием.

Взаимоотношения парламента и правительства в парламентских демократиях строится на следующих принципах:

— право роспуска парламента правительством с согласия главы государства;

— право правительства выступать с законодательными инициативами;

— право совмещать депутатский мандат с министерской должностью (компатибилитет).

Несколько отличается от парламентской и президентской республики политическая система Франции. Она совмещает в себе черты как первой, так и второй.. По конституции 1958 года, провозгласившей так называемую пятую республику, политическая система Франции представляет собой президентско-парламентскую республику. С одной стороны здесь расширены полномочия президента, в том числе как арбитра публичных властей, как гаранта конституции и национальной независимости, соблюдения международных договоров Франции. Президент республики (а не парламент) назначает премьер-министра и других членов правительства, он является верховным главнокомандующим. Он может вернуть в парламент законы для их нового обсуждения. Президент может, минуя парламент, передать на референдум любой законопроект. Президент имеет право роспуска национального собрания (см. табл. 6).

Таблица 6. Взаимоотношения парламентов и правительств в парламентских демократиях[34]

Страны Совместимость депутатского мандата с правительственной должностью Право правительства на законодательную инициативу Возможность роспуска парламента правительством Возможность роспуска правительства парламентом
Великобритания + + + +
Германия + + - +
Италия + + + +
Франция - + - +
Бельгия + + + +
Нидерланды - + + +
Люксембург + + + +
Швеция + + - +
Норвегия + + - +
Дания + + + +
Финляндия + - - +
Исландия - - - +
Австрия + + + +
Швейцария - - - -
Испания + + + +
Португалия + + - +
Греция + + + +
Ирландия + + + +

Все это черты президентской республики. Но в то же время правительство, хоть и формируемое президентом, несет ответственность перед парламентом. Если национальное собрание не одобрит программу правительства, последнее должно будет уйти в отставку. Это черта парламентской республики. Такое совмещение черт предпринято для обеспечения большей политической стабильности , более оперативной работы как законодательной, так и исполнительной власти.

Вопросы для самоконтроля.

1. По каким признакам различаются политические системы?

2. Какие документы характеризуют политическую систему общества?

3. Какова структура и функции законодательной власти США?

4. Каковы взаимоотношения законодательной и исполнительной властей?

5. Каковы функции президента США?

6. Как осуществляется судебная власть в США?

7. Разъясните систему американского федерализма?

8. Какие режимы функционирования американской политической системы вы можете назвать?

9. В чем отличие президентской и парламентской системы правления?

10. Каковы функции парламентов?

11. Какова структура (состав) европейских парламентов?

12. Какую роль играют вторые палаты парламентов?

13. Каковы принципы взаимоотношений парламента и правительства

14. Как работает исполнительная власть в парламентской республике?

15. Перечислите страны Западной Европы, имеющие федеративное

Если в США главным действующим лицом в политике является президент, то в Европе (за исключением Франции)— глава правительства. Если в США президент сам подбирает глав министерств и формирует кабинет министров, то в западноевропейских странах этим занимаются парламенты. В этом, пожалуй, и состоит главное отличие президентских республик от парламентских, которые основываются на принципе верховенства представительской власти над исполнительной.

Рассмотрим прерогативы и функции парламентов в парламентских республиках:

— формирование правительства. Оно осуществляется партией или коалицией партий, победившей на выборах;

— поддержка деятельности правительства (исполнительной власти) в форме принятия законов, утверждения программ, голосования за доверие;

— формирование бюджета и контроль над его исполнением;

— контроль над исполнительной властью (за текущей деятельностью правительства);

— право деятельности парламентской оппозиции по критике правительственного курса (санитарные функции);

— право законодательной деятельности;

— право ратификации международных договоров;

— право внесения изменений и дополнений в конституцию страны.

В ФРГ, Швейцарии, Австрии и Бельгии это объясняется федеративным принципом построения государства, хотя роль второй палаты в этих странах различна.

В Бельгии и Швейцарии вторые палаты только представляют субъекты федераций (регионы, кантоны), но и на равных основаниях с первыми палатами формируют правительства и ведут законодательную деятельность.

В ФРГ и Австрии Бундесрат и Федеративный Совет только представляют субъекты федерации (земли) и имеют законодательные функции.

Мы рассмотрели структуру и функции парламентов западноевропейских стран, имеющих федеративное устройство. Таких стран всего четыре. Остальные 14 государств являются унитарными. Однако и в некоторых унитарных странах Европы существуют вторые палаты парламентов, имеющие функцию, если не представления интересов субъектов федерации, то хотя бы — интересов регионов. Среди таких стран — Испания, Италия, Ирландия, Нидерланды, Франция.

Только в одной стране — Великобритании — осталась палата парламента, формируемая из знати (палата лордов).

Во всех остальных странах члены парламентов избираются на прямых или непрямых выборах (например, в парламент земель) или делегируются субъектами федерации.

Своеобразна структура парламентов Норвегии и Исландии. Избиратели там выбирают делегатов в однопалатные парламенты. Но на первом заседании парламенты преобразуются в двухпалатные путем выделения четверти (Норвегия) и трети (Исландия) депутатов в отдельные палаты, равноправные с палатами большинства. В случае разногласия между палатами, они собираются вместе и действуют как одна. Смысл такого достаточно условного разделения — обеспечить принцип двойного контроля над принятием законов и важных политических решений.

Таким образом, вторые палаты парламентов создаются с целью либо представлять интересы субъектов федерации или исторических областей либо для осуществления двойного контроля законопроектов, либо сохраняются как реликт (Великобритания).

Более значимой является та палата, которая избирается всеобщим голосованием (обычно нижняя).

Исполнительная власть в парламентской республике (или монархии) считается как бы продолжением парламента и работает в тесном взаимодействии с ним, точнее с парламентским большинством. Премьер министр и правительств несут ответственность за разработку и осуществление политической программы, подготовку и исполнение бюджета, законодательные инициативы и оперативное руководство страной. Парламентское большинство обеспечивает поддержку политике правительства, уточняет и дорабатывает его программу и бюджет, принимает законы и постановления, придающие легитимность действиям исполнительной власти.

Функции оппозиции заключаются в критике правительства и парламентского большинства, выдвижении альтернативных программ и предложений. Иногда она договаривается с правительством об оказании поддержки и даже о создании нового парламентского большинства со своим участием.

Взаимоотношения парламента и правительства в парламентских демократиях строится на следующих принципах:

— право роспуска парламента правительством с согласия главы государства;

— право правительства выступать с законодательными инициативами;

— право совмещать депутатский мандат с министерской должностью (компатибилитет).

Несколько отличается от парламентской и президентской республики политическая система Франции. Она совмещает в себе черты как первой, так и второй.. По конституции 1958 года, провозгласившей так называемую пятую республику, политическая система Франции представляет собой президентско-парламентскую республику. С одной стороны здесь расширены полномочия президента, в том числе как арбитра публичных властей, как гаранта конституции и национальной независимости, соблюдения международных договоров Франции. Президент республики (а не парламент) назначает премьер-министра и других членов правительства, он является верховным главнокомандующим. Он может вернуть в парламент законы для их нового обсуждения. Президент может, минуя парламент, передать на референдум любой законопроект. Президент имеет право роспуска национального собрания (см. табл. 6).

Таблица 6. Взаимоотношения парламентов и правительств в парламентских демократиях[34]

Страны Совместимость депутатского мандата с правительственной должностью Право правительства на законодательную инициативу Возможность роспуска парламента правительством Возможность роспуска правительства парламентом
Великобритания + + + +
Германия + + - +
Италия + + + +
Франция - + - +
Бельгия + + + +
Нидерланды - + + +
Люксембург + + + +
Швеция + + - +
Норвегия + + - +
Дания + + + +
Финляндия + - - +
Исландия - - - +
Австрия + + + +
Швейцария - - - -
Испания + + + +
Португалия + + - +
Греция + + + +
Ирландия + + + +

Все это черты президентской республики. Но в то же время правительство, хоть и формируемое президентом, несет ответственность перед парламентом. Если национальное собрание не одобрит программу правительства, последнее должно будет уйти в отставку. Это черта парламентской республики. Такое совмещение черт предпринято для обеспечения большей политической стабильности , более оперативной работы как законодательной, так и исполнительной власти.

Вопросы для самоконтроля.

1. По каким признакам различаются политические системы?

2. Какие документы характеризуют политическую систему общества?

3. Какова структура и функции законодательной власти США?

4. Каковы взаимоотношения законодательной и исполнительной властей?

5. Каковы функции президента США?

6. Как осуществляется судебная власть в США?

7. Разъясните систему американского федерализма?

8. Какие режимы функционирования американской политической системы вы можете назвать?

Страна с республиканской формой правления

География

Как известно из школьного курса истории, формы правления зарубежной Европы зарождались в результате военных и революционных событий, происходивших на протяжении XIX—XX столетий. Последним фактором, повлиявшим на установление политического строя разных стран, стала Вторая мировая война, завершившаяся в 1945 году. Европейские государства отличаются не только идеологическими взглядами, но и аппаратом власти.

Общая информация

В настоящее время в зарубежной Европе существуют 39 государств, которые отличаются размером территорий, численностью населения, местоположением, разнообразием государственного и политического устройства. Все страны достигли высокого уровня экономического развития.

Формы правления зарубежной европы

  • республики;
  • конституционные монархии;
  • абсолютные монархии.

Активные изменения в Европе начали происходить в первой трети XX столетия после начала Первой мировой войны, когда уничтожались монархии и формировались выборные органы власти.

Республиканское правление

К первой группе относятся страны с республиканской формой правления, которая подразумевает прямые выборы в государственные органы управления или депутатский орган власти (чаще всего парламент), занимающийся формированием правительства, осуществляющего исполнительные функции.

Главным признаком республики можно назвать регулярную смену руководителя. В списке территорий зарубежной Европы эта форма является преобладающей. В Европе к республикам относятся 27 государств из 39. В восточной и центральной части расположены:

Страны с республиканской формой правления

  • Албания;
  • Болгария;
  • Босния и Герцеговина;
  • Венгрия;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Македония;
  • Польша;
  • Румыния;
  • Словакия;
  • Словения;
  • Хорватия;
  • Чехия;
  • Эстония;
  • Югославия.

В западной части к республикам относятся Австрия, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино, Германия, Финляндия, Франция и Швейцария. Республика имеет несколько основных форм:

Формы правления стран

  1. Президентская. Руководство государством и правительством осуществляет президент. К этой группе можно отнести только Кипр.
  2. Смешанная. Все функции по руководству государством разделены между руководителями — президентом и правительством (Португалия, Румыния и Франция).

По форме правления большинство стран зарубежной Европы относятся к третьему типу — парламентской республике, когда руководство страной осуществляют парламент и правительство, возглавляемое премьер-министром. Президент выполняет представительские функции.

Существуют различия и по структуре парламента. В государствах с небольшой численностью населения избирается только одна палата. Депутаты назначаются в таких случаях прямым голосованием.

В крупных странах, имеющих значительные региональные различия, избираются две палаты. Депутаты нижней палаты выбираются путем прямого голосования. Представители верхней палаты могут избираться прямым и непрямым голосованием, федеральным советом, а также невыборным путем (назначением), представляя различные политические силы страны. В качестве примера можно указать палату лордов в Великобритании.

В настоящее время республиканская форма правления является преобладающей во всем мире. Из 193 стран, входящих в ООН, 151 государство имеет республиканское устройство.

Особенности монархии

В северной и южной части зарубежной Европы государства имеют сохранившуюся монархию. В начале XX столетия все европейские страны, кроме Франции, имели монархический тип правления. После окончания Второй мировой войны произошло упразднение единоличного управления в большинстве стран. В настоящее время их осталось только 12. Монархическое правление имеет разные виды:

По форме правления большинство стран зарубежной европы

  1. Абсолютная монархия. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти находятся у одного лица. Таких примеров сейчас нет.
  2. Конституционная (парламентская монархия). В конституции страны законодательным путем ограничена власть одного лица (монарха), а управление государством осуществляет выборный орган — парламент. К этому виду можно отнести 11 стран: Андорру, Бельгию, Великобританию, Данию, Испанию, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегию, Швецию. Переход к конституционной монархии происходил медленно через революции и войны. Испания — единственное государство, вернувшееся к монархическому правлению после республики.
  3. Теократическая монархия. Все виды власти находятся в руках духовной особы. Ватикан — единственное государство с такой формой.
  4. Дуалистическая монархия. Обязанности по управлению государством разделены между монаршей особой и избранным парламентским органом. В такой стране конституционно введены ограничения на действия монарха, хотя сохраняется право на роспуск парламента и запрет определенных законодательных актов. Есть исторические примеры существования подобного вида монархии в Европе — Германия с 1871 по 1918 год, Австро-Венгрия. В настоящее время происходит трансформация к дуалистической форме в королевстве Испания.

На политической карте современной Европы наиболее развитые страны находятся на севере и имеют монархический тип правления.

Государственное устройство

В любом государстве, будь то республика или монархия, существует свое государственно-территориальное устройство. Это законодательно установленная форма объединения отдельных регионов и земель страны. Можно представить такие типы устройства:

Форма правления стран

  • федерация — добровольное объединение законодательно самостоятельных территорий, подчиняющихся центральной власти в решении наиболее важных вопросов;
  • уния — целостное государство, в состав которого входят территориальные административные единицы (области, регионы, районы);
  • конфедерации — временные союзы независимых государств.

По своему административно-государственному делению республики и монархии могут быть унитарными и федеративными.

Наиболее развитые европейские страны

Великобритания находится на северо-западе европейской части. Название Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии появилось в 1800 году. Представляет собой парламентскую монархию. Состоит из Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса. Столица страны — город Лондон.

Великобритания территориально делится на области, Шотландия объединяет 32 региона, которые значительно отличаются численностью населения, но количество депутатов здесь одинаковое. Уэльс состоит из 22 унитарных территорий, через каждые четыре года проводящих выборы.

Страны с формой правления

Северная Ирландия объединяет 26 районов, не имеющих избирательных полномочий и осуществляющих контроль только за чистотой окружающей среды и домашними животными. Правящая династия Великобритании Виндзоры находится на престоле более 700 лет. В настоящее время она представляет Саксон-Кобург-Готскую династию, Глюксбургов, а также княжеский дом Гримальди.

Федеративная Республика Германия находится в центральной части Европы. По форме правления представляет парламентскую республику с однопалатным парламентом, по государственному устройству — федерацию, в состав которой входят 16 земель. Исполнительную власть возглавляет канцлер, президент имеет представительские функции.

Франция находится в западной части зарубежной Европы. Форма правления — парламентская республика. Главный законодательный орган — двухпалатный парламент, состоящий из Сената и Национального собрания. По административному устройству подразделяется на 18 регионов, состоящих из 101 департамента.

Италия со столицей в городе Риме находится на юге европейской части, представляет собой парламентскую унитарную республику с двухпалатным парламентом (сенатом и палатой депутатов). Возглавляет ее президент страны, а исполнительна власть подчиняется председателю Совета Министров Италии.

Как можно понять, формы правления в Европе различные. Но власти любой страны делают все возможное для процветания своего народа.

Революции, две мировые войны и менее значительные события оказали большое влияние на политический строй стран Зарубежной Европы. Современное положение таково, что в этом регионе есть государства с двумя формами правления – республика и монархия.

Формы правления Зарубежной Европы, характеристика стран и государственный строй

Государства Зарубежной Европы с республиканской формой правления

Из 39 суверенных государств этого региона мира 27 – республики. То есть из двух форм правления Зарубежной Европы эта является преобладающей. В Восточной Европе и большей части Центральной монархических государств нет вообще – все 14 государств, от Албании до Эстонии, являются унитарными республиками. Вне зависимости от территориального устройства законодательная власть в этих странах принадлежит выборному органу – парламенту. Исполнительная ветка представлена правительством, а главой государства является президент, это также выборная должность.

Формы правления Зарубежной Европы, характеристика стран и государственный строй

Рис. 1. Здание албанского парламента.

Остальные республиканские государства располагаются в Западной, Северной и Южной Европе, где также сосредоточены страны с монархической формой правления.

Государства Зарубежной Европы с монархической формой правления

Как уже отмечалось выше, таких государств в этом регионе всего 12, но среди них есть три, которые оказывают значительное влияние на политическую и экономическую ситуацию во всем мире. Это Великобритания, Швеция и Испания. Больше всего монархий – в Северной и Западной Европе. Кроме Бельгии все страны, где главой является монарх – унитарные государства. Среди монархов только три женщины – в Нидерландах, Дании и Великобритании.

Формы правления Зарубежной Европы, характеристика стран и государственный строй

Рис. 2. Королева Дании Маргрете Вторая.

Испанская монархия формально была реставрирована еще в 1947 году диктатором Франко. При этом он долго не назначал короля и сам правил страной до 1975 года, когда после его смерти и по его завещанию, составленному в 1969 году, на трон взошел король Хуан Карлос, представляющий династию испанских Бурбонов. Впоследствии он отрекся от трона в пользу своего сына.

В основном формы правления стран Зарубежной Европы с монархическим устройством – это конституционные монархии. Фактически, конституционная монархия – это такая форма правления, при которой король только представляет государство, а управляет им выборный парламент, как и в республиках.

Среди европейских стран есть одно особое государство – это Ватикан. Здесь не только церковная, но и светская власть принадлежит главе римско-католической церкви – папе.

Формы правления Зарубежной Европы, характеристика стран и государственный строй

Рис. 3. Правящий Папа Римский Франциск.

Еще одна необычная страна – это Андорра, которая фактически является республикой, но формально остается парламентским княжеством.

Составить общее представление о типах правления в Зарубежной Европе поможет наглядная таблица с полными списками европейских государств.

Читайте также: