Сообщение о поэме одиссея

Обновлено: 19.05.2024

Эпическая поэзия выросла из народной песенной традиции. Письменность появилась в Греции не позже второй половины VIII века, так что ранее не было возможности зафиксировать тексты поэм. В "Одиссее" 12 083 стиха. Насколько известно, текст ее был впервые упорядочен в середине VI века до н. э., а во II–III веках до н. э. александрийские филологи разделили текст на 24 книги, по числу букв в греческом алфавите. Античная "книга" — это 500–1000 строк, помещавшихся на папирусном свитке. Сегодня известно свыше 250 папирусов с фрагментами текста "Одиссеи", и в последних изданиях поэмы учитывается примерно 150 папирусных текстов. Поэмы изначально были рассчитаны на устное исполнение. Их декламировали певцы-рапсоды (от греч. rhapsodos — "сшиватели песен") перед незнакомой аудиторией или на народных празднествах.

Ученые доказали, что первая из гомеровских поэм — "Илиада" — создана около 800 года до н. э., а "Одиссея" написана веком или двумя позже. Это памятники эпохи перехода от общинно-родового к рабовладельческому строю, памятники самого раннего этапа развития древнегреческой литературы. Обе поэмы созданы в самой развитой из тогдашних греческих областей, в Ионии, то есть в греческих полисах вдоль побережья Малой Азии, и сюжетно связаны между собой.

"Илиада" повествует о коротком эпизоде в ходе Троянской войны (название поэмы происходит от греческого названия Трои — Илион). В народной памяти реальный поход ахейских вождей на богатый город, который они разрушили около 1200 года, трансформировался в великую девятилетнюю войну. Согласно мифу, причиной войны стало похищение троянским царевичем Парисом Елены Прекрасной, жены ахейского царя Менелая. В основе сюжета "Илиады" — великий "гнев Ахилла", ссора из-за военной добычи между двумя крупнейшими героями ахейцев, могучим Ахиллом и братом Менелая, главным военачальником ахейцев, Агамемноном. "Илиада" живописует кровавые битвы, доблестные поединки и воинское мужество.

В "Одиссее" рассказывается о возвращении домой после падения Трои одного из греческих царей — Одиссея, благодаря хитрости которого с деревянным конем греки в конце концов взяли Трою. Это возвращение растянулось на долгих десять лет, и повествование о них ведется не в хронологической последовательности, а, что характерно для эпоса, с многочисленными отступлениями и замедлениями действия. Собственно действие в "Одиссее" занимает всего 40 дней — это последние испытания Одиссея на пути к родному острову Итаке: рассказ о том, как его верная жена Пенелопа и сын Телемак противостоят бесчинствам наглых женихов, и о его мести женихам. Но в многочисленных эпизодах поэмы Одиссей пускается в воспоминания то о Трое, то о различных приключениях, выпавших на его долю за годы странствий, так что реальный охват времени в поэме — 20 лет. По сравнению с "Илиадой" в "Одиссее" больше описаний бытовой жизни, больше представлен приключенческий элемент в сюжете.

В гомеровском эпосе наряду с людьми действуют боги и другие мифологические существа. Одиссею покровительствует любимая дочь Зевса, светлоокая богиня мудрости Афина, а его гонителем выступает морской бог Посейдон. Одиссей общается с вестником богов Гермесом, попадает в плен к злой волшебнице Цирцее, которая превращает его спутников в свиней, проводит долгие семь лет на острове прекрасной нимфы Калипсо, сулящей ему бессмертие, если он останется с ней. Он спускается в царство мертвых, мрачный Аид, где общается с душами умерших — Ахилла, Агамемнона и прорицателя Тиресия, — то есть мифологический план постоянно вторгается в реальность. Одновременно с событиями, пришедшими из фольклорной волшебной сказки, в поэме есть эпизоды социально заостренные, в частности, Одиссей показан как рачительный хозяин, заботящийся о своей собственности. Эта разнородность поэмы объясняется тем, что гомеровский эпос впитал и отразил целое тысячелетие эпического познания мира. В поэме выделяется древнейшая основа, историческое "зерно" предания о Троянской войне, которая относится к так называемой микенской эпохе греческой истории; к последовавшему за падением микенской культуры "темному времени" относятся бытовые реалии поэмы; ко времени ионийской архаики — намечающиеся в ней социальные конфликты, — и все это представлено с точки зрения эпического синкретизма, то есть целостно, едино и вместе с тем разнородно, разнопланово. "Одиссея" запечатлела эволюцию эпического сознания от изначальной монолитности, цельности к расщеплению единства мира, к многослойности. Боги играют в этой поэме несравненно меньшую роль, чем в "Илиаде"; отношения между олимпийцами, которыми в первой поэме объяснялись отношения между людьми, в "Одиссее" отошли на второй план, а на первый вышли конфликты частной и общественной жизни.

"Одиссея" не только путешествие главного героя, но и странствие по разным уровням эпического сознания. Древнейший представлен страшной архаикой — это великаны-циклопы, дети богов (за ослепление одного из них, своего сына Полифема, и мстит Одиссею Посейдон); это хтонические (от греч. chtonos — земля) боги подземного мира Аид и Персефона; это фантастические загадочные чудовища Сцилла и Харибда; это людоеды-лестригоны; это сирены, губящие своим сладкозвучным пением неосторожных моряков. Из всех встреч с этими непостижимыми первобытными ужасами Одиссей выходит победителем благодаря присутствию духа и смекалке. Второй уровень эпического сознания отражает гармонию золотого века: пиры богов на Олимпе, безмятежную жизнь людей на счастливом острове феаков. Третий уровень — начавшееся разрушение гармонии, свидетельство чему наглость женихов Пенелопы, неверность отдельных рабов и рабынь Одиссея.

► Другие темы главы "Античная литература":

► О приключениях Одиссея и Троянской войне читайте также соответствующие главы книги "Мифы народов Европы и Америки"

О чем поэма?

В основе повествования лежит история о возвращении царя Итаки на родину, после победы в Троянской войне. Десять лет пробыл хитроумный правитель на войне и еще столько же он плыл домой. Из откровений многомудрого воина мы узнаем, что он в начале своего путешествия попал в руки циклопа Полифема, который пожирал путников. Для того чтобы выбраться из лап одноглазого злодея, Одиссей напоил того и проткнул ему глаз, чем вызвал гнев циклопа. Рассвирепевший великан воззвал к Посейдону и упросил его отомстить обидчику.

Царь Итаки повествует и о том, как попал на остров Кирки, которая превратила всех его друзей в свиней. Герою пришлось пробыть любовником Кирки ровно год. После этого он спускается в подземное Аид, чтобы поговорить с прорицателем Тиресием.

Одиссей плывет мимо Сирен, которые своим пением пытаются погубить мореплавателей. Также он проходит между Сциллой и Харибдой. Вскоре герой теряет корабль и выплывает на острове Калипсо, которой и был насильно пленён семь лет.

История создания

Язык произведения не похож ни на один диалект греческого языка. Часто встречаются флективные формы, которые никогда не употреблялись в живом античном языке.

Главные герои

  1. Главным героем поэмы является Одиссей — царь Итаки. Основными чертами его характера, как это ни странно, считаются не героизм и отвага, а ум, хитрость и находчивость. Единственным его стремлением становится желание вернуться домой к любимой жене и сыну, которых он не видел около 20 лет. На протяжении всего повествования герою покровительствует богиня мудрости — Афина.
    Одиссей предстает перед читателем в разных ролях: мореплаватель, разбойник, отважный воин, нищий странник и т. д. Однако, кем бы он ни был, он все же страстно жаждет вернуться домой, искренне страдает о павших друзьях.
  2. Пенелопа – верная жена Одиссея, сестра Елены Троянской. Она скромна и сдержанна, ее нравственный облик безупречен. Любит рукоделие и домашний уют. Отличается хитростью, так как умудряется обманывать женихов не один год. Исключительно порядочная женщина.
  3. Телемах – сын Одиссея. Храбрый и отважный боец, человек исключительной чести. Любит семью, чтит долг наследника престола.

Мифология об Одиссее

Исходя из мифов, мы узнаем, что герой был сыном царя Лаэрта и спутницы Артемиды Антиклеи. Также он был супругом Пенелопы и отцом Телемаха.

Родиной Одиссея является Итака — это острова в Ионическим океане. Там он родился и вырос, а в скором времени и заменил своего отца, став вместо него царем. В то время как герой плавал в море, пытаясь вернуться домой, женихи, сватавшиеся к его супруге, захватили город. Они постоянно разоряли его дворец и устраивали пиры.

Сын царя, не в силах вынести такого долгого отсутствия отца, побужденный Афиной, отправляется на его поиски.
Возвратившись на родину, хитроумный воин узнает, что происходило в городе во время его скитаний.

Главная идея

Хитрый и ловкий боец был слишком высокомерным, чем и прогневал Богов, а точнее Посейдона. В порыве самолюбования он воскликнул, что сам может выбирать свою судьбу. Этого Божества ему не простили. Таким образом, смысл произведения заключается в том, что нельзя предаваться гордыне и идти у нее на поводу. Как и упоминалось выше, правитель Итаки лишил зрения сына морского правителя, и был весьма самоуверен, полагая, что милость судьбы основана на его заслугах и мнимому превосходству. Его самомнение перешло все грани, за что Бог наслал на него проклятие и заставил плавать в море до тех пор, пока он не осознает свою вину.

Гомер в своей поэме показал, что человек, считавший себя вершителем своей судьбы и венцом творения, может от этого пострадать, причем довольно серьезно. Раздутое эго не престало иметь даже царю. Кроме того, силен религиозный мотив: поэт, как и все люди его времени, считал, что от субъекта в этом мире ничего не зависит, все предопределено заранее.

Тематика

  1. Гомер отразил в своем героическом послании множество тем. Главной темой произведения является авантюрное путешествие, полное приключений — возвращение царя Итаки с троянского сражения. Красочные рассказы Одиссея полностью погружают читателя в атмосферу книги.
  2. Истории о его прибытии на остров Калипсо, о том, как он проплывал между Сциллой и Харибдой, Сирены и другие рассказы владыки Итаки пропитаны темой любви. Герой искренне любит свою семью и не соглашается сменить ее на райский остров с богиней в роли любовницы.
  3. Также сила чувства выражена в образе Пенелопы. С помощью него автор раскрывает тему супружеской верности. Она хитрила изо всех сил, чтобы не доставаться другому. Женщина верила в его возвращение, даже когда не верил никто.
  4. Тема судьбы проявляется в каждом эпизоде произведения. Гомер показывает бунт личности против предназначения, против богов, склоняясь к мысли, что он бесполезен и преступен. Фатум предугадывает даже эти движения души, все они уже рассчитаны и выведены мойрами в виде нити жизни.
  5. Честь и бесчестье – тоже тема для размышления поэта. Телемах считает долгом найти отца и восстановить былое величие дома. Пенелопа думает, что нравственное падение – это измена мужу. Одиссей полагает, что бесчестно было бы сдаться и не пытаться возвратиться на родину.

Проблематика

  • Так как в поэме рассказывается о десятилетних странствиях главного героя, его бесчисленных подвигах, смелых поступках и, наконец, удачном возвращении домой, то на первом месте в произведении стоит сказочно — приключенческая проблематика: произвол богов, гордыня Одиссея, кризис власти в Итаке и т.д.
  • Прошло десять лет, после того как царь отплыл из Итаки в Трою, все участники сражения вернулись домой и лишь только один он все никак не приезжает. Он становится заложником морской пучины. Его проблема в том, что он теряет веру в свои силы и постигает отчаяние. Но как бы ни было оно глубоко, герой все равно идет к своей цели, и тернии на его пути лишь разжигают в нем азарт. Подвиги и приключения, которые описаны в поэме, занимают большую часть повествования и являются ее стержневой основой.
  • Проблема божественного вмешательства в судьбы людей тоже остро стоит в произведении. Они управляют людьми, как марионетками, лишая их уверенности в себе. Конфликты между собой обитатели Олимпа тоже решают посредством человека, поэтому иногда он оказывается заложником ситуации, виной которой вовсе не он.

Композиция и жанр

Композиция построена на старых приемах. Весьма типичный для того времени сюжет о том, как муж возвращается домой, никем не узнанный, и попадает на свадьбу своей жены. Также широко распространены истории о сыне, который поехал на поиски своего отца

Чем закончилось?

После десяти лет плавания Одиссея Боги смилостивились и решили отпустить его на сушу. Но царь Итаки, прежде чем вернуться домой, просит Богов превратить его в старика, дабы узнать, кто его ждал.

Герой встречает своего сына и устраивает с ним заговор против женихов Пенелопы. План хитроумного правителя срабатывает. Верная супруга узнает в старике своего мужа, сообщающего ей одну лишь им известную тайну. После чего Телемах с отцом жестоко расправляются с теми, кто имел смелость дерзнуть и устроить, в отсутствие царя, хаос в его дворце.

Одиссея Гомера - это эпическая поэма, написанная в 8 веке до н. э., которая описывает долгое путешествие домой греческого героя Одиссея. После окончания Троянской войны он отплывает обратно в Итаку, но на его пути встают всевозможные приключения и несчастья.

Одиссея - вневременная история не только из-за красиво описанных легенд, но и потому, что в ней описана внутренняя борьба героя, отчаянно пытающегося вернуться в свой родной город.

Подобно Илиаде, которая охватывает только 52 дня Троянской войны, Одиссея охватывает только 42 дня 10-летнего путешествия Одиссея. События, которые произошли ранее, рассказываются в некоторых воспоминаниях Одиссея.

Вот несколько самых известных приключений, с которыми столкнулись Одиссей и его люди:

Первые опасности поджидали Одиссея на острове Лотофагов. Лотофаги - народ питавшийся плодами лотоса, который дает забвение тем, кто их испробовал. Некоторым людям Одиссея они дали попробовать растение, которое заставило путешественников забыть о доме и вызвало желание остаться с Лотофагами. Одиссею пришлось притащить своих людей к кораблям и заковать их в цепи, чтобы они могли продолжить путь.

Циклопы .
Одиссей и его люди высадились на острове, населенном одноглазыми гигантами - циклопами. Люди Одиссея и он сам попали в плен к одному из циклопов по имени Полифем. Чтобы убежать из пещеры, в которой их держали, они цеплялись за овец, которых содержал циклоп, когда те выходили пастись.

Эол
Одиссей прибыл на остров Эола, бога ветров. Эол согласился помочь Одиссею вернуться домой. Он дал ему мешок из кожи быка, в котором была зашита энергия ветров, но предупредил, что мешок нельзя открывать. Затем Эол послал сильный ветер, чтобы доставить корабли Одиссея в Итаку. Когда путники почти добрались до города, они вскрыли мешок, полагая, что там сокровища, вопреки наказам Эола. Таким образом, они выпустил ветры из мешка, которые понесли их обратно на остров. Одиссей вновь просил Эола о помощи, но Эол прогнал путников.

Сцилла и Харибда
По пути домой путники встретили чудовище по имени Сцилла. У Сциллы было шесть голов и 12 щупалец. Своими шестью головами она схватила шестерых людей Одиссея, благодаря чему остальные спаслись.
Однако вскоре после этого корабль столкнулся с огромным водоворотом под названием Харибда. Водоворот этот управлялся незримой морской Богиней, которая в обозначенном месте трижды в день поглощает воду и столько же раз извергает. Путники чудом не попали в лапы морской Богини и сумели спастись.

Калипсо
Все люди Одиссея погибли во время приключений, а его корабли были уничтожены. В живых стался только Одиссей, он плавал в океане, цепляясь за бревно, оставшееся от разрушенных кораблей. Наконец он высадился на острове, управляемом нимфой Калипсо.
Калипсо влюбилась в Одиссея. Она хотела, чтобы он остался с ней навсегда и держала его в плену семь лет. Единственная причина, по которой Одиссей смог спастись - Богиня Афина. Ей стало жалко Одиссея, и она попросила Зевса освободить его.

Наконец дома
Через двадцать лет Одиссей вернулся домой. Сначала он замаскировался. В его доме было много мужчин, которые пытались убедить его жену Пенелопу в том, что Одиссей мертв и пытались взять царицу в жёны. Жена Одиссея отчаялась и устроила соревнование. Любой мужчина, который сможет согнуть лук Одиссея и пропустить стрелу через 12 колец – станет её мужем.
Одиссей, переодетый в нищего, был единственным, кто выполнил задание. Затем Одиссей открывает себя своей жене, а после убивает всех женихов и казнит предавших его слуг.

Поэма завершается страданиями душ умерших женихов в преисподней, а также встречей Одиссея с отцом Лаэртом.

Гомер не просто описывал историю возвращения домой, но и пытался донести в поэме свое видение мира. Приключения героя и его сражения против странных народов и чудовищ - способ показать всему миру ценность и необходимость цивилизации; способ показать, что жизнь в греческой Итаке намного лучше жизни чужеземных лотофагов и варварских циклопов. Одиссей встречает на своём пути множество опасных испытаний и непреодолимых искушений. Однако его желание вернуться домой в цивилизацию никогда не умрет, и его сила как физическая, так и духовная, помогает выдержать испытания. Другого конца быть не может - цивилизация, как всегда, восторжествует.

Поэма Гомера Одиссея

И ждет она его без малого 20 лет. Тем временем дом Пенелопы подвергся нашествию женихов. Еще бы, Пенелопа не только прекрасна с собой, но еще, ко всему прочему, царица Итаки. Женихи пируют, они становятся все более навязчивым день ото дня, а самое главное, что их никак не выгнать. Сын Одиссея Телемах еще слишком молод. Одно остается несчастной женщине, противиться натиску женихов при помощи хитрости. Дело в том, что каждый день она пытается ткать ковер только лишь для того, чтобы распускать его ночью. Пенелопа поставила условие: не выйду, сказала замуж, до тех пор, пока моя работа не будет закончена. И вот, работа без конца и края кипит каждый день, женихи ждут, впрочем особо не настаивая.

Приключения Одиссея

Таким образом, идет день за днем, а тем временем Одиссей пробирается домой. Много невзгод претерпел он. С самого начала стоило только греческому флоту уплыть из-под стен Илиона, налетела страшная буря и разметала греческие корабли. Одиссей со своими спутниками чудом спасся. Их ждали множество страшных и опасных приключений.

Первое из них встретило их на острове Лотофагов. Лотофаги — так назывались люди, которые вкусили когда-то плодов лотоса. Плоды эти заставляли забыть обо всем на свете. Самое главное о доме и о том, как туда добраться.

Следующие опасное приключение ожидало Одиссея и его спутников на острове Полифема. Для некоторых спутников Одиссея это приключение стало последним жизни, дело в том, что Полифем был страшным одноглазым циклопом, сыном бога Посейдона. Он жил вместе со своими братьями на острове, в общем, вел себя достаточно миролюбиво.Но уставшие и оголодавшие греки проникли в его пещеру, съели его запасы. Принято было тогда, в то время встречать гостей, кормить их, никто бы, впрочем, их не осудил. Но вернувшийся Полифем рассвирепел. Он мало того,что съел двоих спутников Одиссея, так еще, ко всему прочему, пообещал, что на утро съест и остальных. Однако, снова всех спасла смекалка Одиссея.

Одиссей на острове Эола

Следующие приключения, может быть не такие опасные, но совсем неприятные, ожидали его на острове Эола, где Бог ветров благосклонно подарил Одиссею мешок, наполненный ветрами, не попутными, и велел открыть этот мешок только тогда, когда Одиссей уже доплывет до Итаки. Однако, спутники Одиссея улучили момент, когда тот спал, подкрались к мешку и развязали веревки.

Дело в том, что они ожидали увидеть там золото, которое Одиссей прячет от них. Вырвался ветер северный, вырвался ветер восточный и понес корабль Одиссея вдаль, прочь от родимой Итаки. И добро бы, куда-нибудь в хорошие места унес ветер Одиссея с его спутниками, так ведь нет, к острову Лестригонов, страшных людоедов, которые принялись бросаться камнями в корабли Одиссея. Из 12 кораблей уцелел лишь один, собственно тот, на котором плыл Одиссей.

Одиссей в Царстве Мертвых

Следующий остров, куда попал герой, был остров Кирки — колдуньи, которая имела нехорошую привычку превращать всех, кто попадал к ней на остров в животных. Спутникам Одиссея пришлось примерить на себя свиную кожу. В свиней превратила их Кирка. Впрочем Одиссей сумел вырваться от нее, более того получить ценный совет. Дала она его, правда, не совсем добровольно.

О том,что следует обратиться к провидцу Тиресию. Именно он расскажет Одиссею о причине его неудач, именно он поможет вернуться домой. Есть, правда, одна загвоздка — Тиресий мертв. Для того, чтобы пообщаться с ним, Одиссею придётся спуститься в Царство Мертвых — это одно из самых страшных его приключений. И так Одиссей спускается в Царство Мертвых, разговаривает с Тиресием и узнает причину своих неудач.

Оказывается, мы-то с вами уже знаем, он разгневал Посейдона и вернется домой, хоть и не сразу, только в том случае, если по пути исхитриться не разгневать еще и Бога солнца Гелиоса. Одиссей сделал все, что мог, но увы, и тут злая судьба оказалась против него. Даже дорога на остров Гелиос пошла как-то не гладко.

Путь Одиссея к Богу солнца

Первоначально Одиссей встретился с сиренами, существами, которые своим обольстительным пением заманивали мореходов на камни, а потом пожирали их. Хитроумие и здесь пригодилось герою. Он велел залить уши своим спутникам воском, ну а себя привязал к мачте, чтобы с одной стороны и пения сирен услышать, а с другой стороны не бросится вслед за их зовом в воды моря.

Следующая встреча тоже весьма неприятная для Одиссея. Это была встреча со Сциллой и Харибдой, двумя страшными чудовищами. Сцилла — собачьяголовая с шестью собачьими головами, зубами в три ряда и Харибда — гигантское страшное существо с глоткой, которая способна была в один присест проглотить целый корабль. Решив, что из Сциллы и Харибды нужно выбирать кого-то одного, чтобы проскочить к нему поближе, Одиссей выбрал Сциллу и, как оказалось, не ошибся.

Шесть собачьих пастей схватили шестерых спутников Одиссея, но корабль уцелел. И вот, наконец, и он, остров Гелиоса. На острове паслись семь стад красных быков и семь стад белых баранов. Любимые животные Бога солнца. И надо же такому случиться, что греки попали туда несчастные, оголодавшие, мечтавшие только о том, чтобы что то съесть. Собственно, чем они и занялись.

Когда Одиссей спал, его спутники улучили момент и зарезали несколько быков, причем их даже не очень смутил тот факт, что шкуры быков и после смерти продолжали двигаться, а мясо мычало на вертелах. Тут бы и заподозрить неладное. Гелиос разгневался необыкновенно и воззвал к Зевсу. А Зевс, разгневавшись, в свою очередь, разметал флот греческий, и жалкие его остатки попадают впоследствии на остров Богини Калипсо, где Одиссей еще достаточно большое количество времени томится в плену.

Побег из плена и возвращение в Итаку

И только от Калипсо, наконец уже с трудом сбежав, Одиссей попадает к фиакам и к их царю Алкиною. Собственно, именно Алкиной ставит точку в этой длинной и трудной для Одиссея истории. Он помогает ему вернуться на Итаку. А в Итаке, тем временем, Пенелопа из последних сил оттягивает день свадьбы. Все настойчивее и настойчивее делаются женихи.

И тут в доме Одиссея появляется некий путник, которого Богиня Афина, которая благоволит к Одиссею. Вы, конечно, догадались, что это был Одиссей, которого Богиня Афина превратила в нищего для того, чтобы женихи не узнали его и не убили. Неузнанным, инкогнито, появляется Одиссей в родном доме. Мало кто узнает его. Старый пес, который в момент отплытия Одиссея был еще щенком, подполз к своему хозяину, лизнул ему руку и тут же умер от старости. Вот такой вот трогательный рассказ о собачьей верности. Помимо этого, узнает Одиссея еще и старая служанка. А женихи, не видя опасности, продолжают пировать и настаивать на том, чтобы Пенелопа выбрала кого-то из них.

И Пенелопа назначает испытание. Одиссей встречается со своим сыном Телемахом, который не сразу, но узнает его после того, как Афина ненадолго возвращает Одиссею его истинный облик. И Телемах рассказывает о том, что на завтра назначено испытание. Испытание придумала все та же Пенелопа.

Это очередная хитрость, очередная попытка оттянуть день свадьбы. Претендент на ее руку должен согнуть лук Одиссея, выстрелить из него и попасть в 12 колец. А пока женихи пируют. Уже принесли лук Одиссея, кто же из них сумеет согнуть его, кто же из них добьется руки Пенелопы? Как не пытаются женихи согнуть лук, как не пытаются выстрелить из него, ничего у них не получается.

И тут выходит нищий, мы то знаем, что это не нищий, а это Одиссей, который берет свой лук, натягивает его без труда и поражает цель, все двенадцать колец. И тут женихи понимают, что видимо перед ними не совсем нищий, а видимо это герой, только кто же он, этот герой. Одиссей не оставляет места для сомнения, он представляется.

Читайте также: