Сообщение о певце народных песен 5 класс

Обновлено: 15.05.2024

Ученые утверждают, что первобытные люди, у которых была очень плохо развита речь, общались между собой жестами, а именно, чаще всего танцами. Когда одни из них возвращались с охоты, они рассказывали про свои приключения остальным, с помощью танцев и инсценировки охоты. Шаманы же, с помощью танцев обращались к духам и потусторонним силам. Со времен первобытных людей прошло очень много лет, но и по-прежнему у каждого народа есть свой народный танец, который появился еще у истоков образования самого народа.

Танцы считаются универсальным языком, потому что, в мире огромное множество разных культур и народов, которые разговаривают на своих языках. И для полноценного общения между двумя представителями разных народов требуется знать каждому из них два языка: свой и родной язык своего собеседника. Но для того, чтобы передать свои эмоции и чувства достаточно одних только жестов, а еще лучше, когда они сопровождаются характерной музыкой, что и является танцем. Народные танцы олицетворяют состояние души и характеристику нрава данного народа. Все народные танцы создавались сами по себе, в этом процессе не было никаких хореографов или четко определенного стиля или запретов. Все движения и сопровождающая музыка – все это шло от сердца.

Например, на Гавайях народным танцем считается танец Хула. Это серьёзный и сложный танец, так как если танцор сделает ошибку во время танца, считается, что таким образом он накликает на себя гнев богов.

В Германии – это полька. Этот танец – исключение из правил, так как его появлению способствовала только одна девушка, которая начала своеобразно пританцовывать под одну из народных песен. Это заметил ее учитель музыки, и с того времени польку знает практически каждый немец.

Танго, наверное, самый популярный танец во всем мире, потому что – это танец любви. И его родина страна Аргентина.

Еще один, не менее известный танец родом из Испании. Переполненный эмоциями и чувственностью. От лицезрения, которого, часто наворачиваются слезы. Конечно же, это фламенко.

В России существует несколько народных танцев, наиболее популярные из них: хоровод, пляска, кадриль. Хоровод представляет собой образ солнца, которому поклонялись славяне, с помощью этого танца. Пляска и кадриль очень похожи между собой, и состоят из резких и быстрых движений. Исполняются чаще всего парой мужчины и женщины.

Народный танец – неотъемлемая часть культуры и истории. У каждого народа, существует свой танец, который считается его визитной карточкой.

Доклад №2

Народная песня – это музыкальное произведение, которое было создано народом и передавалось следующим поколениям в устной форме. В большинстве случаев автор таких песен неизвестен, по этому считается, что это произведения коллективного творчества. Когда создавались эти песни, люди были не грамотные, не умели читать и писать, и в связи с этим они не записывались, а запоминались и рассказывались.

Может существовать огромное количество видоизмененных вариантов одной и той же народной песни. Это и отличает ее от авторской. В связи с тем, что песни передавались из поколения в поколение, и между собой в устной форме многие из них менялись народом: добавлялись или убирались слова, придумывались новые окончания.

Основная тема таких песен – бытовая. Народ описывал свою жизнь, те события, которые с ним происходили, работу, чувства, переживания. Эти песни помогали в тяжелом труде, мотивировали в бою, развлекали взрослых и детей, убаюкивали, напутствовали, исполнялись на свадьбах и похоронах, во время различных обрядов, проводов, праздников. Также воспевались необъятные просторы и красота природы нашей Родины, исторические моменты и события.

Мелодия в русской народной песне играет не главную роль. В большинстве случаев она очень проста, так как создавалась без помощи музыкальных инструментов одним голосом. Не редко встречается народная песня и без привычной рифмы. Но благодаря глубокому смыслу, заключенному в песнях, они очень эмоциональны и искренни.

Русская народная песня – это национальное достояние русского народа. В ней прослеживается самобытность и уникальность нашей культуры, менталитета, мировоззрения, традиций и обычаев. Она представляет огромную ценность для всех поколений, ведь в ней заключен дух всего русского народа.

4, 6, 8 класс, в русской литературе

Народные песни

Народные песни

Достаточно необычным и интересным зверем в природе считается красный волк. Своей внешностью это животное схоже не только с волком, но и с лисицей. У него яркая рыжая окраска, которая зимой становится еще краше. У волков этого вида интересная

Татары, как называют их сейчас, произошли от различных ханств, которые перестали существовать после 19 века. Сейчас татары проживают на территории России, Татарстана, Башкортостана и других местах, но на этих трёх территориях проживает больше всего

В очень далекие, древние времена люди исследовали территорию на которой жили. Но им не хотелось сидеть на одном месте и они отправлялись в неразведанные страны. Первые путешествия были связаны с освоениями новых земель.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

музыки в 5 классе

hello_html_m30fbc119.jpg

Абросимова О.П.

Учебный предмет: музыка

Тема урока: Русские народные песни

Тип урока - урок формирования новых знаний

Форма урока: урок-путешествие

Цель – закрепить знания о народных музыкальных традициях родного края, особенностях русских народных песен; формирование в учащихся эмоционально - осознанного восприятия музыки.

Образовательные:

- закрепление и обобщение знаний о русской народной песне.

-конкретизировать слуховые представления об особенностях народных песен

Развивающие:

-развитие ритмических, динамических слуховых особенностей

-развитие вокально-хоровых навыков.

- развитие культуры образной речи, умения следить за развитием музыкальной мысли.

Воспитательные:

- отработать навыки музыкального и художественного вкуса

- воспитывать у младших школьников интерес к традициям родного края

Планируемые результаты:

Формирование предметных УУД:

а) анализировать особенности русских народных песен

б) исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение);

б) соотносить выразительные и изобразительные интонации;

в) общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов;

г) воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, играх, действах);

д) эмоционально, эстетически откликаться на музыкальное искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Формирование личностных УУД:

а) ориентироваться в нравственном содержании музыкальных особенностей русской народной песни

б) знать основные моральные нормы;

в) развитие эстетических чувств, чувства прекрасного;

г) развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости

Метапредметные результаты:

Формирование познавательных УУД:

а) учиться на слух узнавать песни-хороводы, использовать специальную терминологию;

в) устанавливать причинно-следственные связи.

г)осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника: читать, осмысливать, использовать её;

д)сравнивать предметы, объекты : находить общее и различие

Формирование регулятивных УУД:

-подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, сравнивать их характер;

- работа с текстом песни;

- строить речевые высказывания о музыке в устной форме;

- формулировать собственное мнение и позицию.

- воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

Формирование коммуникативных УУД:

а) участие в коллективном пении;

б) учится грамотно строить речевые высказывания, их аргументировать .

в) воспринимать различные точки зрения;

г) строить монологическое высказывание;

д) владеть диалогической формой речи;

-метод зрительной наглядности: презентация, аудиозаписи;

-метод слуховой и зрительной наглядности;

-метод эмоциональной драматургии;

-метод взаимодействия с учителем;

-метод сравнения, размышления;

-словесные методы (беседа, разъяснение, объяснение)

Оборудование урока: учебники, листы самооценки (веселая нотка, грустная нотка), раздаточный материал, портрет композитора, музыкальная запись, мультемедийная презентация ; мультимедийный проектор, ноутбук, колонки, CDдиск (флэш - накопитель), музыкальные инструменты: бубен, тамбурин, ложки, металлофон, трещетки, маракасы.

Музыкальный материал:

Эпиграф:
«На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Этап I . Организационный момент.

Дети входят в класс под колокольный звон

1.1. Музыкальное приветствие

Учитель: Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

hello_html_29dac56e.jpg

Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня нас ожидает много нового и интересного. Мы отправимся в мир волшебной музыки.

1.2. Эмоциональный настрой

(Дети демонстрируют мажорные или минорные смайлики, в зависимости от их настроения)

Этап II . Постановка темы урока .

Учитель: Ребята, какие звуки встретили вас в классе?

Дети: Колокольный звон

Учитель: Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. И сегодня, если рано утром вы выйдете на улицу и прислушаетесь, то услышите песню колоколов, разносящихся над нашим городом. Это значит, что начался новый день. Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь? Попробуйте определить тему урока.

Учитель: У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Русской народной песне не нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение. Как называется прием исполнения песни без сопровождения инструмента?

Дети: а capella.

Учитель : Какую песню мы исполняли а capella?

Этап III . Работа над новым материалом

Учитель: Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. Вот она, русская красавица. Посмотрите, на ее ветвях нет листьев!

В процессе изучения с многообразия народной музыки, мы познакомились с жанрами русской песни. Чем больше жанров вы сейчас назовете, тем больше листиков появится на веточках березы.

Дети называют знакомые жанры русской народной песни, на березке появляются листики с их названиями.

Исторические . Сиротские. Урожайные

Солдатские . Свадебные . Частушки

Шуточные . Трудовые . Лирические

Песня русская в березах, в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова ее простые

Душу трогают до слез, столько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие, что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

Цель: развитие музыкального восприятия учащихся, их эмоционального мира, творческого мышления и способностей.

Слушание новогодних песен

Работа по итогам слушания музыки

а) обсуждение прослушанных произведений

б) работа в парах (подбор карточек с различными характеристиками

музыки – Приложение №1 ).

Этап IV . Музыкальная розминка

Этап V . Разучивание песни

а) музыкальная распевка

Цель: разогрев голосового апарата, подготовка к пению.

разучивание частушек (Приложение №2)

- беседа о характере музыки;

- демонстрация учителем песни;

- исполнения песни уч-ся.

Закрепление новых знаний и умений

а) Беседа с уч-ся

- Какой характер прослушанной нами музыки?

- Что хочется делать под эту музыку? (танцевать, петь)

- Какие музыкальные инструменты звучали? (народные)

- Какие у них интонации? (торжественные, праздничные, мелозвучные, лирические)

- О чем они возвещают? (о жизни народа)

Музыкальная викторина (Приложение №3)

Сегодня на уроке мы с вами ещё раз смогли прочувствовать всю красоту и мощь русской народной песни, вспомнили все жанры русского песенного творчества. Я надеюсь, что сегодняшний урок оставил в душе каждого из нас свой след, потому что мы прикоснулись к сокровищнице русской души, которая покорила нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Этап VII . Подведение итогов. Рефлексия

Русь и в песне-то могуча,

Широка и глубока,

И свободна, и гремуча,

И привольна, и звонка!

У. – на доске у меня нарисовано дерево. Если кому - то понравился урок, то прикрепите цветы, если нет, то прикрепите жёлтые листики.

- Дети, что Вам больше всего понравилось на уроке? А что было труднее всего?

русская народная песня

Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения русской песни

истоки русской народной песни

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки


Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

1 Певцы земли чувашской Гавриил Федорович Федоров ( )

2 Г.Ф.Федоров родился в деревне Томакасы Чебоксарского района. Чувашский народный певец, исполнитель преимущественно старинных песен. В с его голоса записано около 800 народных песен верховых чувашей, которые вошли в ряд сборников, в том числе в "Чувашские народные песни. 620 песен и мелодий, записанных от Гавриила Фёдорова" (Чебоксары, 1969), составленных Ю. А. Илюхиным. Также сочинял песни. Мелодии многих песен использовали в своих произведениях советские композиторы. Гаврил Федорович Федоров родился 17(29) марта 1878 года в крестьянской семье, в деревне Томакасы Алымкасинской волости (ныне Атлашевское сельское поселение Чебоксарского района).

4 С годами песенный репертуар певца расширялся, а к началу первой мировой войны он достиг до 200 названий. Только в 20-е годы песни Федорова впервые были зафиксированы на нотной бумаге, которыми заинтересовались не только чувашские композиторы, но и крупные музыканты и исследователи из Москвы, Ленинграда, Казани и других городов. Певец неоднократно выезжал в столицу республики, где выступал в публичных концертах, по радио, на массовых праздниках песен. А песен в репертуаре Г. Федорова становилось все больше и больше, фольклористы не успевали их записывать. Песни Г.Федорова первыми начали записывать известные чувашские композиторы Ф.П. Павлов, С.М. Максимов, В.П. Воробьев и Т.П. Парамонов. Свои 750 песен Г.Федоров хранил в памяти в известном, можно сказать, в образцовом порядке. Хранить в памяти такое большое количество песен ему помогала определенная, выработанная им самим система или классификация песен. В г.г. Степан Максимов вновь записал от Г.Ф.Федорова еще 470 мелодий, и число песен, напетых певцом, достигло 750. Пел он мягким, выразительным тенором, сохранившим свежесть и красоту до старческих лет. Притом его голос обладал большим диапазоном (более двух октав). В исполнении народных песен Г.Ф.Федоров был истинным творцом - в ряде случаев сознательно изменял мелодию, усиливая ее выразительность. В молодости он также пробовал играть на гармонике; достиг успехов в игре на скрипке, которую он смастерил сам. Г.Ф. Федоров был персональным пенсионером, певцом, пользовавшимся в Чувашии всеобщим вниманием и любовью. В 1957 году за заслуги в деле развития чувашской музыкальной культуры он был награжден Почетной грамотой РСФСР Президиума Верховного Совета РСФСР.

6 Память о певце Памятная доска в центре деревни Томакасы Чебоксарского района Чувашии отныне будет напоминать о том, что здесь жил знаменитый собиратель чувашских народных песен Гавриил Федоров. Не зная нотной грамоты, песни, собранные в разных районах Чувашии, он воспроизводил по памяти. В архивах Чувашского государственного института гуманитарных наук осталось около 750 напетых Федоровым народных песен, более половины из которых опубликованы, в том числе и в Москве.

Русские народные песни

Историческая справка

Сделав краткий экскурс в историю, легко понять, что истоки народного песенного творчества русского народа уходят своими корнями глубоко в недра истории многонационального государства российского. Зарождение светского, а значит и народного, пения непосредственно связано с церковными песнопениями периода теократии еще царской эпохи.

Былины

На фоне уважаемых властью и обществом религиозных гимнов и псалмов шуточные и лирические песни считались чем-то порочным, однако, постепенно бытовой фольклор прочно занял свою нишу в культурном наследии страны. Старорусские былины также легли в основу музыкального творчества славян. В некоторой форме данью памяти церковному созиданию тех лет и по сей день остаются вокальные произведения народного жанра, именуемые духовными стихами.

Впоследствии немалое значение для развития фольклорной музыки имели социально-политические перемены в стране. Так, народное песенное творчество заметно расширилось и укрепилось в периоды правления императора Петра Первого и его дочери императрицы Елизаветы.

Песни о Победе

В послевоенные годы на Руси с особой силой возрождалась любовь к национальному искусству, ведь это огромная часть русской культуры, укрепляющая народное самосознание, которая способна сплотить людей и в горе и в радости. В то время огромный вклад в становление отечественного музыкального фольклора внес Митрофан Пятницкий, который буквально по крупицам собрал сильнейший хор и ценнейшие текстовые и нотные материалы и их обработки, литературу для образования культового вокально — хорового коллектива в стране.

Жанровое разнообразие

Исторически фольклорное творчество имеет в своей основе два монументальных пласта — труд и праздник, ведь именно эти два занятия в сущности и составляли быт простого крестьянского народа, в жизни которого и зародилась русская песенная традиция как таковая.

Праздники у крестьян были календарными и семейными. Соответственно, творчество народа в части вокализации было связано с посевом и уборкой урожая, Рождеством Христовым, проводами зимы и встречей весны, свадьбами, похоронами и рождением детей.

Таким образом, бытовой музыкально-песенный фольклор включает такие разновидности песен:

Колядки

  • веснянки;
  • масленичные;
  • колядки;
  • щедровки;
  • пасхальные;
  • купальные;
  • пахотные;
  • жатвенные.

В докладе на тему русских народных песен нельзя обойти вниманием и жанровое деление бытовых образцов вокального творчества. В основе классификации лежали значимые события в жизни человека.

Колыбельные

Песни подразделялись на:

  • свадебные;
  • колыбельные;
  • плачи;
  • пестушки;
  • рекрутские.

Семейные песнопения были связаны с биологическими периодами жизни человека — рождением на свет, взрослением, замужеством. Обязательно такие события сопровождались специальными обрядами.

Так, молодая невеста раздавала ленты незамужним подругам, а тяжелобольным младенцам пели так называемые черные колыбельные, которые исцеляли ребенка от хвори.

Казачьи песни

В отдельную категорию в реферате стоит выделить казачьи и военные (солдатские) образцы народно-песенного фольклора. Сказочный и былинный эпос, рассказы о героях и богатырях также составляют самобытный пласт русского — народного творчества.

Трудовые песни классифицируются в зависимости от специфики рода деятельности их исполнителей и включают в себя бурлацкие, ямщицкие, рабочие, каторжные и другие вокальные произведения. Среди огромного числа образцов народного творчества существуют и специальные хороводные песни, в которых, благодаря простой, но слаженной хореографии и тому, что люди держатся за руки, сила русского духа проявляется в разы мощнее.

Знаменитые собиратели и исполнители

Огромный вклад в фольклорную составляющую отечественного культурного наследия внесли деятели искусства, которые собирали по всей необъятной стране тексты и напевы, ездили в музыкальные экспедиции по селам и деревням, ведь с течением времени мода меняется, а истинные образцы народной культуры порой можно восстановить только из уст деревенских бабушек.

На становление и развитие народно — певческого творчества на Руси повлияла в немалой степени как большая территория, так и богатый национальный состав государства.

В связи с этим каждая область России имеет свои индивидуальные фольклорные особенности, что красочно отражается в разнообразии русских народных хоровых коллективов страны:

Волжский народный хор

  • Волжский хор;
  • Северный хор;
  • Кубанский казачий хор;
  • Хор донских казаков имени Квасова;
  • Воронежский хор;
  • Сибирский хор.

Пелагея

Из классических мэтров народной песни стоит упомянуть такие незыблемые имена, как Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Надежда Плевицкая, Александра Стрельченко, Людмила Рюмина, Надежда Бабкина, Надежда Кадышева.

Ежедневно по всей стране во имя идеи сохранения песенного фольклорного наследия трудятся тысячи преподавателей музыкальных вузов и школ, прививая любовь к народной песне, рассказывая о ней молодому поколению, и тем самым продлеваю жизнь прекрасному народному творчеству.

Культурное значение

Переоценить ту мощь, которую несет в себе для народа культура родной страны невозможно. Русская песня — это и народное самосознание и генетическая память поколений, информация об истории людей, которая приобрела облик музыкального произведения.

Детский игровой фольклор

В сочинении на заданную тему стоит отметить, что помимо общекультурного национального значения, народное музыкальное творчество имеет важнейшее воспитательное значение для детей. Педагогами выделяется такая отдельная категория, как игровой фольклор. Многочисленные, передаваемые устно от поколения к поколению детские игры с элементами народной песни, являются воспитательным и развивающим всесторонне методом нестандартного обучения, которые способствуют формированию гармонично развитой личности человека.

Русский народный фольклор

Произведения для голоса на национальной основе отличаются прекрасным мелодизмом, трогающим душу слушателя и самого исполнителя, оставляют неповторимый след в душе любого человека, который так или иначе имел взаимодействие с родной песней.

Таким образом, национальное песенно-вокальное творчество представляет собой особую сферу отечественного искусства и являет собой богатейшую часть творческого и культурного наследия России.

Помимо эстетического удовольствия, от концертов образцовых хоровых коллективов и задушевного застольного семейного пения, этот жанр несет в себе силу и творческое достояние целых поколений, красоту менталитета, размах и ширину русской души.

Знакомство с русским песенным фольклором крайне важно для развития молодого поколения и сохранения традиций и самосознания страны на долгие годы.

Читайте также: