Сообщение о песне полька

Обновлено: 05.07.2024


Польку, поистине, можно назвать интернациональным танцем. Эту жизнерадостную и озорную пляску танцуют по всей Европе. И каждая народность, овладев азами чешского танца, внесла в него свои национальные черты и колорит

История возникновения

Полька – это веселый, зажигательный танец, появившийся в чешской провинции Богемия в середине 19 века. Бодрую, радостную пляску по достоинству оценили, и, вскоре, ни одно празднество не проходило без полюбившегося танца. Полька – неотъемлемая часть любого торжества: народного, светского, официального.

Темпераментный танец оценили и композиторы-классики: Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус-сын и другие. Полька быстро вошла в моду в Чехии, затем во Франции, а затем и по всей Европе. В Россию в 1845 году из Парижа танец привез знаменитый балетмейстер петербургской императорской труппы Николай Осипович Гольц. Сначала танец появился на сцене, а затем и в салонах аристократов. Вскоре ни один великосветский прием не обходился без польки. Томные дамы из высшего света наконец-то смогли проявить свой темперамент в веселом и озорном танце.

Сейчас полька распространена по всей территории Европы. В каждом уголке она вобрала в себя национальные особенности разных народностей, и каждый, кто танцует этот танец, по праву, считает его своим.

Что такое полька?

Полька – это парный танец. Музыкальный размер 2/4, темп – быстрый. Для того, чтобы танцевать польку, достаточно выучить несколько основных движений, но быстрый темп требует виртуозного их исполнения. Основной шаг польки носит одноименное название, он состоит из полушагов, соединенных приставкой и выполненных в кружении пары по кругу по линии танца или против линии танца. Чтобы придать танцевальным па большей эффектности, дама может совершить поворот под рукою кавалера. Галоп по кругу, притопы, ковырялочки и другие па приукрасят танец. Полька – это и концертный и социальный танец. Балетмейстеры ставят польку для демонстрации на сцене. А на вечеринках, корпоративах и балах полька танцуется с любым партнером под подходящую музыку.

полька

Виды

Полька покорила всю Европу. Практически в каждой стране существует свой вариант этого танца. Польку считают народным танцем в России, Белоруссии, Украине, Чехии, Польше, Германии, скандинавских странах, республиках бывшей Югославии и многих других. Зажигательный танец проник и в страны Северной Европы, на Британские острова, и даже в США и страны Латинской Америки. Каждая нация внесла в танец свои особенности: эстонская йоксу-полька танцуется медленно, важно, молдавская – темпераментно, белорусская – грациозно, украинская и русская – весело. Войдя в репертуар бальных танцев, полька пополнилась бальными разновидностями: появились полька- галоп, полька-мазурка, полька-котильон.

Этот легкий, веселый танец прошел проверку временем, и еще долго будет нас радовать своею красотою, изяществом и жизнерадостностью.

Особенности танца

Польку можно танцевать с любым уровнем подготовки. Это один из самых первых танцев, которые дети изучают еще в детском саду. Начинающий танцор может ограничиться одним-двумя движениями, а настоящий виртуоз может продемонстрировать все грани своего мастерства. Так как основное движение польки – кружение пары по кругу, танцоры должны обладать хорошим вестибулярным аппаратом и выносливостью.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m26625356.jpg
hello_html_m7f9c33c8.jpg

hello_html_m43f4435b.jpg

История возникновения


hello_html_eae9715.jpg

Популярность польки

Полька имела большой и продолжительный успех и сильного повлияла на формирование бального репертуара. Танец прочно вошел в танцевальное творчество многих (в основном, славянских) народов. Сегодня существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, польская и даже бразильская. В каждой стране танец имеет свои особенности: темпераментная молдавская, сдержанная латышская, красивая белорусская. Но во всех них остается неизменное сочетание подвижности и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского.


hello_html_45107685.jpg
hello_html_10a9e933.jpg

Движения польки

Самым характерным для польки движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Кроме того, в танце часто используется па галопа, исполняемое в стремительном продвижении по линии танца.

Состоит шаг с подскоком из таких элементов:

1. Поднимитесь слегка на полупальцы на две четверти счета такта танца.

Во время выполнения этого движения корпус танцора должен оставаться идеально ровным и не поддаваться инерционным повторам движений партнерши.

hello_html_m55c85802.jpg

Популярность танца не подвергается сомнению, а основные движения польки используются во многих бальных и народных танцах. Также полька часто включается в репертуары детских бальных и хореографических коллективов.

Полька

Программное содержание. Познакомить детей с танцем полька.

П е д а г о г. Вы уже знакомы с разной танцевальной музыкой. Сегодня вы услышите две польки - П. Чайковского и С. Майкапара. Послушайте сначала польку П. Чайковского. Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Весёлая, лёгкая, отрывистая.

А полька С. Майкапара какая по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Тоже весёлая, задорная.

П е д а г о г. Да, но эта полька более плавная, в ней есть и отрывистые звуки, короткие плавные интонации, и более длинные музыкальные фразы - взлёты и спуски мелодии (исполняет фрагмент, 1-10-й такты). Мелодия звучит то плавно, то отрывисто (играет 1-2-й такты).

Обе польки очень близки по характеру, они изящные, лёгкие, весёлые. Пожалуй, пьеса С. Майкапара начинается с большим блеском, ярко, с озорством (исполняет фрагмент), а полька П. Чайковского в начале звучит легко, грациозно, воздушно, остро (исполняет фрагмент). Местами и в польке С. Майкапара звучность затихает (играет 10-20-й такты), но потом вновь в ней появляется задор, блеск, озорство. (Играет 20-23-й такты.)

Эти повторяющиеся высокие отрывистые звуки похожи на шутливое взвизгивание скрипок в оркестре. (Играет фрагмент повторно.)

Давайте движениями рук передадим характер этих пьес. В польке П. Чайковского движения будут лёгкими и более отрывистыми, а в польке С. Майкапара более плавными. (Играет обе пьесы.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки.

Педагог исполняет польку П. Чайковского, дети высказываются о характере музыки.

П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно, в середине пьесы музыка звучит тяжело, низко, громко (играет фрагмент средней части), а в начале и в конце - легко, отрывисто, высоко. (Играет фрагмент.)

Полька начинается изящно, легко. Можно представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. (Исполняет фрагмент.) А в средней части, быть может, её подхватил в танце какой-нибудь неуклюжий партнёр - большой, смешной и неповоротливый. (Исполняет фрагмент.) Потом мелодия поднимается из низкого регистра всё выше и выше - снова танцует девочка. (Исполняет фрагмент и всю пьесу целиком.)

В польке С. Майкапара тоже две части. Они похожи между собой и разделяются задорной, озорной мелодией на повторяющихся звуках, похожей на игру скрипочек. В середине пьесы эта мелодия звучит звонко, празднично (играет 20-23-й такты), а в самом конце - тихо, поддразнивая, очень высоко (играет последние четыре такта).

Вторая часть пьесы лёгкая, воздушная, полётная, нежная, в ней много коротких, летящих мелодий (играет фрагмент второй части, затем всю пьесу).

Презентация



Спустя три месяца после оккупации Польши Гитлером, Союз воспользовался удачным, как тогда казалось, моментом, и вторгся в Финляндию. Нужно было захватить новые земли, чтобы использовать их в качестве буфера между СССР и набирающей силу нацистской Германией. Последующие месяцы финны упорно сражались на морозе, яростно отражая все атаки Красной Армии. Советские войска несли огромные потери, но потом им удалось наконец сломить финскую оборону. В ходе кровопролитных сражений между Советами и финнами разразилась очень необычная музыкальная дуэль, которая решила исход войны.

Полька?

Вильо Вили Вестеринен в 1932 году. Танцоры польки в середине 19 века.

Непопулярный автор и популярный танец

Танец с тактом два-четыре сам по себе является стремительным и новаторским. Он распространился по всей Европе со скоростью лесного пожара и даже достиг Штатов. Там он стал самым популярным бальным танцем и сохранял пальму первенства в этом вопросе вплоть до конца 19 века. Полька имела успех и в академической сфере. Такие великие композиторы как Штраус, Шостакович и Стравинский, включали польки в свой репертуар. Автор, который написал польку, сумевшую победить в войне, был гораздо менее знаменит и не так популярен. Им являлся финн Вильо Вили Вестеринен.

Карта Финляндии.

Такой была историческая действительность в которой жил Вестеринен. Талантливый пианист, виолончелист и аккордеонист, он начал записываться в 1929 году. Успех ему сопутствовал вплоть до его смерти в 1961 году, вследствие его дурных пристрастий. Он чрезмерно увлекался алкоголем и любил курить табак. При жизни гениальный музыкант стал автором нескольких популярных среди финнов мелодий. Одной из них и была та самая Säkkijärven polkka. Песня имела успех и её постоянно крутили по радио в 1939 году, когда разразилась Вторая мировая война.

Зимняя война

Всего через три месяца после начала самой кровавой войны в 20 веке, Финляндию тоже сотрясло военное бедствие. Давний территориальный спор с Российской империей вылился в столкновение с Советским Союзом. Причина была в близости Ленинграда к границам государства. По соседству же находилась набирающая мощь Германия. Финны тоже частенько нарушали границы страны Советов. Они стремились заселить русские приграничные районы народами своей национальности и культуры. Амбициозные мечты о Великой Финляндии будоражили финское общество. Советы отвечали тем, что поддерживали в соседней державе Коммунистическую партию. Финские коммунисты постоянно поднимали восстания и в итоге добились того, что компартия была объявлена вне закона в 1931 году. В общем и целом отношения этих двух стран не отличались сердечностью.

Советское наступление 22 декабря 1939 года.

Весной 1938 года Сталин попытался заключить с Финляндией мирное соглашение, которое гарантировало бы безопасность границ Советского Союза. Но финское правительство наотрез отказалось идти на какие-либо уступки в этом вопросе. Некоторое время спустя после неудачных переговоров погибли в стычке с финнами несколько советских пограничников. СССР использовали это как повод для начала войны получившей название Зимняя.

Финляндия в то время являлась слишком молодым государством. У них не была развита дорожная инфраструктура. Продвигаться по пересечённой местности, состоящей из лесов, озёр и болот было невероятно сложно. Использовать технику было практически невозможно. Для того чтобы это компенсировать Сталин решил использовать неоспоримое численное превосходство Красной Армии. Молниеносная советская атака помогла захватить Карелию и отбросить финнов к линии Маннергейма. Боевые действия было вести очень сложно. Превосходство было на стороне финнов, которые весьма успешно вели партизанскую войну. Советы несли огромные потери, но Финляндия тоже находилась на грани, солдаты их были измотаны. Произошёл перелом в превосходстве сил. Красная Армия отодвинула линию фронта дальше, вглубь страны.

Красная Армия отодвинула финскую к линии Маннергейма.

Война к северу от Ладожского озера: Советы останавливаются перед финской оборонительной линией.

Развёртывание немецко-финских войск в начале продолжения войны.

Самый главный вопрос

Самое любопытное во всех описанных исторических событиях то, как крохотная страна могла так долго противостоять могущественной военной машине Советов. Дело здесь было не только в превосходстве на знакомой местности. Всё решил случай и смекалка.

Красная Армия для защиты отступления заминировала всю местность. Мины эти были не совсем обычные. Они были радиоуправляемые. Активация происходила вследствие испускания некого аккорда из трёх музыкальных нот на специально настроенной частоте. После этого следовал взрыв. Непонятная система приводила в замешательство и страх финских солдат. Те сначала решили, что система работает через часовой механизм. Ведь мины взрывались без какой-либо видимой логики. Однажды финны обнаружили подобное устройство на мосту. Техники его тщательно изучили и постигли наконец секрет чудесного оружия.

Ситуация в последний день войны.

Всесильная музыка побеждает могущественную армию

Тот самый грузовик REO Speedwagon скоторого позже велась трансляция.

Спустя 72 часа музыкального сражения, Советский Союз начал вещание сразу на двух частотах. Финны в ответ усилили передатчики грузовика и дуэль в эфире продолжалась ещё месяц. После этого в минах полностью разрядились батареи. Победа в самом необычном бою всей Второй мировой была на стороне Финляндии. Их стратегия оказалась настолько эффективной, что из тысячи мин взорвались только 12.

После окончания войны полька Саккиярви (Säkkijärven polkka) стала одним из самых ценных национальных символов страны. Она приобрела статус некого рода почётного национального гимна. Ведь мелодия помогла победить врагов и сохранить независимость. С годами полька становилась лишь популярнее. В свой репертуар её вводил целый ряд знаменитых музыкантов.

Читайте также: