Сообщение о пьесе гном мусоргского 5 6 предложений

Обновлено: 30.06.2024

В первой части для 1 темы пьесы характерна изломанность интонаций, чередование порывистого движения с длительными остановками, скачки и возгласы - всё это напоминает гримасу, искажающую человеческое лицо. Мелодия угловатая и хроматизированная, а ритмические перебои рисуют ужимки и гримасы, т. е. неуклюжий, безобразный облик гнома.

Стремительный поток восьмых, звучащих в 1 такте в темпе Sempre vivo на ff, тут же обрывается долгой остановкой на соль-бемоль (в течение 2-х тактов). Далее мгновенная цезура (восьмая пауза) и звучит точное повторение мелодической линии только на p и в темпе meno vivo - это словно насмешка или ухмылка.

Средняя часть пьесы более трагическая. Она выражает чувства гнома, даёт его характеристику.

Здесь начинается реприза. Тема начинается с тихого рокота на Es, словно накапливаются внутренние силы для душевного прорыва. Звучит устремлённая, хроматизированная секстоль шестнадцатых к звуку ля как крик, но после длительной паузы звучит мелодический ход обратно к ми-бемоль. Возвращается синкопированный ритм 2-ой темы 1-ой части. Но эта тема звучит более трагично и гневно. Последняя фраза налетает как ураган и уносит за собой печали и горести гнома.

Анализ жанра

Характерные черты музыки паваны -

двудольный метр на 4/4 или 4/2;

двухчастная форма или трехчастная типа АВС

преимущественно аккордовое изложение, в которое иногда добавляются пассажи;

музыкальное сопровождение исполняется гобоями и тромбонами при поддержке барабана, подчёркивающего ритм танца;

ритм аккомпанирующего барабана обычно 1/2-1/4-1/4 или подобный, такая же структура обычно повторяется в мелодии.

Для всей паваны характерна текучесть и плавность движения, что достигается введением более мелких, чем четверть, длительностей в условиях размера 4/2 и медленного темпа. Таким образом скрадывается статичность медленного серьезного танца, ему придается внутреннее движение.

Неизменная квадратность связана с повторностью танцевальных фигур: На протяжении всего танца используется только одно па — шаг паваны, который может быть простым или двойным и делаться вперёд, назад или в сторону. Простой шаг паваны — это скользящий шаг с переносом веса на шагающую ногу (свободная нога приставляется или заносится перед шагающей с поворотом корпуса). Двойной шаг паваны: шагающая нога скользит вперёд, тяжесть переносится на неё; свободная нога подтягивается; шагающая нога снова скользит вперёд, вес переносится на неё; свободная нога заносится перед ней с поворотом корпуса. Комбинацию составляют два одинарных и один двойной шаг. Композиция состоит из шагов паваны вперёд-назад, обходов партнёрами друг друга и поклонов. В паване, в отличие от бранлей, где только темп объединял танцующих, фигуры соответствуют музыкальным фразам.

Фактурно-варьированное второе проведение рефрена (более насыщенное по звучанию благодаря удвоениям, расширению диапазона) приближается к более строгому воспроизведению характерной для паваны размеренности и равномерности пульсации – в сопровождении подчеркиваются сильные и относительно сильные доли.

Второй эпизод более разнообразен по движениям, изменчив по ритму, хроматизирован. Чувствуется влияние джаза (прихотливая ритмика (обилие синкоп), параллелизмы, цепи диссонирующих гармоний.

Третье проведение рефрена схоже с предыдущим, однако здесь введены более мелкие длительности, ускоряющие движение.

Таким образом, сохраняя наиболее существенные черты паваны, как жанра, Равель по-своему преломляет их, как бы взглянув на старую Европу глазами XX века.

В трудной жизни Мусоргского редким островком чистой радости и полного упоения творчеством стал июнь 1874 года.

Гартман был человеком живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство фантазии и воображения, изобретательность во всяких выдумках и розыгрышах делали художника незаменимым в дружеской компании. С Мусоргским Гартмана связывали теплая дружба и взаимное уважение. Поэтому страшная весть о скоропостижной смерти друга в 1873 году потрясла Модеста Петровича.

Устроители на выставке собрали картины, акварели, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, рисунков с натуры, а также художественные изделия - например, каменные часы в русском стиле в виде избушки на курьих ножках, щипцы для раскалывания орехов. Здесь представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом в годы его путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные из русской национальной поэзии и жизни. Из них 10 произведений Мусоргский переложил на язык музыки, которые составили преоригинальную сюиту - чередование картинных зарисовок.

Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.

Он очень вольно подошёл к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки.

По словам Семёна Исааковича Шлифштейна сюита оригинальна.

Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщённый характер.

В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных песен, а рояль временами удачно передаёт звучание хора. Это воплощение русского народного духа.

Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человека. Но иногда всё-таки прорываются интонации жалобы, стона, это заставляет нас посочувствовать гному, этому обездоленному существу, его затаённому горю.

Мусоргский как волшебник оживляет фигурку, отталкиваясь от гротескности к экспрессивности персонажа. Для воплощения фантастического портрета в музыке композитор выбирает музыкальные краски с удивительной точностью. Кажется, что гном затаился и осторожно перебегает с места на место. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки заплетаются. Он то чего -то боится, то начинает охать, стонать, жаловаться, то опять бежит без оглядки.

«Ещё от Глинки в русской школе идёт традиция воплощения фантастики и сказочности через жизненно-равные звучания цело-тонной гаммы, умещённого септаккорда. Использует их и Мусоргский. Однако при всех устрашающих чертах гном у Мусоргского остается игрушкой: застывшая, неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончаниях фаз придают музыке оттенок игрушечности, скерцозности, отодвигают трагическое в сферу сказочности(1.16.)

Но вот гном насторожился, как бы почувствовал опасность.

Жили-были где-то гномы

Эти гномы были крошки,

Жили все в лесах.

Ростом хоть не больше кошки,

А внушали страх.

Вот с таким таинственным, загадочным существом мы с вами сегодня познакомимся. А расскажет нам о крошечном сказочном человечке музыка великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Ребята, а что вы знаете о гномах, как вы их себе представляете? В каких сказках живут гномы? (Ответы детей)

Послушайте эту пьесу и подумайте какое у гнома настроение, какой он по характеру, что вы представляете под эту музыку?

В финале - трагический вопль души, взрыв отчаяния, кажется, что гном плачет.

Последняя фраза налетает на нас как ураган и уносит печаль и горести гнома.

Отзвучала музыка, и мы вместе с гномом словно прошли весь его путь по лесным кочкам, через колоды и валежник - туда, где сияет солнце и очень хочется верить, что этому маленькому несчастному гномику улыбается счастье.

Давайте послушаем это произведение ещё раз.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мусоргского - М.: Музыка, 1987г. 47с.

Мусоргский. Картинки с выставки - Гном

В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника-архитектора В. А. Гартмана.

В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе.

Не спеша переходили они от одного экспоната к другому. Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника. Конечно, разговор шел об их общем, так рано умершем друге.

— Какой это был талантливый человек! — восклицал Стасов. — Потеря его для нашего искусства громадна. Умереть, не дожив даже до полных тридцати девяти лет, в пору самого большого развития таланта! Что за жестокая судьба! Такой богатой фантазии, как у Виктора Александровича, я не встречал ни у одного из наших архитекторов.

Виктор Гартман. Морской отдел Русского павильона на Всемирной выставке в Вене (1873 г.)

Вспомните хотя бы Всероссийскую выставку 1870 года — ведь недаром же за оформление ее павильонов он получил звание академика. А его деревянный театр в Москве, — жаль, Вы не видели его!

— Но зато, — откликнулся Мусоргский, — здесь есть его замечательные карандашные и акварельные зарисовки, которые он делал с натуры в Италии и во Франции. Сколько тут интереснейших жанровых типов, все как живые, вот-вот заговорят.

— Все очень натурально и живо. А пейзажи? До чего хороши! Вот хотя бы эти два средневековых замка. Посмотрите, так и веет поэзией старины, — эта туманная дымка, этот лунный полусвет.

— Да, — согласился Мусоргский, — так и кажется, что сейчас появится трубадур, чтобы под окном замка спеть нежную серенаду даме своего сердца.

— Вот видите, Гартман ведет вас к музыкальным ассоциациям. Очень жаль, что не все его проекты были выполнены, сколько интересных замыслов осталось в чертежах, макетах. Вот хотя бы этот: Городские ворота в Киеве, ведь их так и не построили, а собирались возводить еще в 1866 году!

Гартман проектировал их как главный въезд в нашу древнюю столицу и задумал, конечно, в русском стиле. Его талант ярче всего раскрывался тогда, когда предстояли задачи народные, художественно-национальные. Вот и здесь, посмотрите: макет часов в виде избушки на курьих ножках из русской сказки!

Остановившись у этого макета, Стасов рассказал Мусоргскому о своей первой встрече с В. А. Гартманом на праздничном маскараде, когда изобретательный художник вызвал всеобщее восхищение мастерски сделанным костюмом Бабы-Яги и своим артистическим воплощением в этот сказочный образ.

— А почему бы вам. Модест Петрович, — сказал вдруг Стасов, — не написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку.

Почти каждая картина, эскиз, макет вызывает музыкальные замыслы. Да, безусловно, надо написать музыку на темы выставки Гартмана…

Жозеф Морис Равель (1875-1937), французский композитор-импрессионист, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века

Мы видим, что музыка, как и другие виды искусства, отражает всю многогранность жизни, может быть средством осуждения социального угнетения и несправедливости, выражать передовые идеи своего времени. Мусоргский нашел в картинах художника не только темы для музыкальных картин, — он нашел в них определенное социальное содержание и подчеркнул его своей музыкой.

Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году — с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии — профессор Киевской консерватории.

Его оркестровка безупречна с технической точки зрения, и, кроме того, в ней очевиден такт Равеля, его стремление наиболее полно сохранить и передать композиторский замысел Мусоргского. Первое исполнение оркестровой версии состоялось в Париже 19 октября 1922 года. Мастерство Равеля-оркестровщика сделало эту вещь одним из самых известных произведений Мусоргского - по крайней мере, в Европе.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мусоргский. Прогулка (в исп. симфонического оркестра), mp3;
Мусоргский. Гном (в исп. симфонического оркестра), mp3;
Мусоргский. Прогулка, Гном (в фортепианном исполнении), mp3;
3. Сопроводительная статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Вот с таким таинственным, загадочным существом мы с вами сегодня познакомимся. А расскажет нам о крошечном сказочном человечке музыка великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Ребята, а что вы знаете о гномах, как вы их себе представляете? В каких сказках живут гномы? (Ответы детей)

Послушайте эту пьесу и подумайте какое у гнома настроение, какой он по характеру, что вы представляете под эту музыку?

(Ответы детей)

  • Пьеса М.П.Мусоргского очень живописна. Слушая её, мы ясно представляем себе, как маленький человечек переваливаясь, пробежал немножко и остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках. Потом он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится за это на себя. Оборвалась музыка. Упал, наверное.
  • Ребята, а если бы вы были художниками, то прослушав эту музыку какими бы красками изобразили этого гнома?

(Ответы детей)

  • Ребята, а образ гнома одинаков на протяжении всего произведения или меняется?

(Ответы детей)

В финале - трагический вопль души, взрыв отчаяния, кажется, что гном плачет.

Последняя фраза налетает на нас как ураган и уносит печаль и горести гнома.

Отзвучала музыка, и мы вместе с гномом словно прошли весь его путь по лесным кочкам, через колоды и валежник - туда, где сияет солнце и очень хочется верить, что этому маленькому несчастному гномику улыбается счастье.

Давайте послушаем это произведение ещё раз.

  • А сейчас, чтобы лучше подружиться с гномом давайте споём о нём песенку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мусоргского - М.: Музыка, 1987г. 47с.

С одной стороны это объективное начало, скрепляющее столь разные по характеру, манере изложения и темам пьесы, с другой — отражение этих пьес (как смена настроения зрителя, гуляющего по выставке).

хранитель сокровищ Гном (образ из Картинок с выставки Мусоргского)

Линия баса образует самостоятельный мелодический голос контрастно-полифонического характера. Начальный мотив окрашивается разными гармониями в процессе развития пьесы.

Читайте также: