Сообщение о первой морской победе римлян

Обновлено: 05.07.2024

Соперничество греков, карфагенян, римлян. После окончания войны с Пирром, который был врагом и римлян, и карфагенян, Рим и Карфаген, недавние союзники, вскоре вступили в смертельную борьбу друг с другом. Она продолжалась более 120 лет и закончилась гибелью Карфагена. Первая война римлян и карфагенян разразилась из-за Сицилии. Она с давних пор была поделена на сферы влияния между греками и финикийцами: восточное его побережье принадлежало грекам, западное – карфагенянам; местные племена были оттеснены иноземными пришельцами в глубину острова. Неоднократные попытки греков отобрать у карфагенян их часть острова неизменно заканчивались провалом: те удерживали в своих руках мощные морские крепости и, опираясь на них, переходили в контрнаступление. Исключения не составила и война карфагенян с Пирром: царь сумел завоевать почти всю карфагенскую половину Сицилии, но затем и он потерпел неудачу и был вынужден покинуть остров, чтобы в последний раз скрестить при Беневенте оружие с римлянами.

Совершая вылазки из своих крепостей и не рискуя вступать в крупные сухопутные сражения, они перенесли центр тяжести войны на море. Карфагенский флот держал в покорности прибрежные города Сицилии, высаживал десанты на побережье Италии и перехватывал шедшие в италийские порты торговые корабли. Рим смог оценить справедливость слов карфагенских послов, которые перед войной, советуя не доводить дело до разрыва, предупреждали, что без их разрешения римляне не смогут даже руки вымыть в море.

Морская мощь Карфагена. Римскому правительству стало ясно, что необходимо строить крупный флот, иначе борьба Рима и Карфагена так и будет напоминать поединок слона с китом, каждый из которых силен в своей стихии. Неверно представлять дело так, будто прежде римляне были совершенно незнакомы с морским делом. Они вели активную морскую торговлю, имели и какое-то количество военных кораблей.

Однако при необходимости римляне предпочитали обходиться эскадрами своих "морских союзников", греческих городов юга Италии; и бороться с карфагенянами, подлинными владыками морей, в их родной стихии, были не в состоянии. Небольшие (не крупнее триеры) корабли римлян и их союзников не шли ни в какое сравнение с мощным флотом Карфагена, моряки которого накопили за несколько веков огромный опыт ведения боевых действий и превосходно владели как стратегией, так и тактикой морской войны. Поэтому неудивительно, что для строительства пригодного для войны флота им пришлось воспользоваться трофейной карфагенской пентерой, которая очень кстати для римлян села на мель и была захвачена ими.

Римляне строят флот. Римляне энергично взялись за создание флота, который мог бы соперничать с карфагенским, и решили эту необычайно трудную задачу всего за год. Пока (по необходимости из сырого, невыдержанного дерева) строились корабли, по всей Италии и в Риме набирались экипажи для них.

Так как опытных гребцов почти не было, на суше пришлось проводить тренировки для того, чтобы не терять время после спуска судов на воду. Делалось это так: в землю на определенном расстоянии друг от друга вкапывались скамьи для гребцов, по обе стороны от которых укреплялись уключины с веслами. Будущие гребцы садились на скамьи, брались за весла и учились по команде одновременно работать ими. Таким образом, когда весной 260 г. до н.э. на воду было спущено 100 квинкверем и 20 трирем, они были в состоянии выйти в море. Морскими офицерами и матросами на них стали главным образом греки из союзных городов, но большинство гребцов (а всего их требовалось 30 тысяч человек) набрали из италийских крестьян и римской городской бедноты, прошедших обучение на суше.

Абордажный мостик римлян. Молодой римский флот, разумеется, ни по численности, ни по скоростным качествам и маневренности не мог сравниться с карфагенским, который насчитывал не менее 500 боевых кораблей. Однако кому-то из римлян пришла в голову счастливая мысль сделать так, чтобы превратить морской бой в подобие сухопутного. Был изобретен абордажный мостик, который солдатское остроумие прозвало "вороном". В походном положении он прикреплялся верхним концом к небольшой дополнительной мачте, а при абордаже опускался на канатах так, что крючья, которыми был снабжен верхний конец мостика, намертво впивались в палубу или борт вражеского корабля. Вслед за тем по "ворону" на чужой корабль перебегали легионеры и начиналась рукопашная схватка, в которой римская пехота не знала себе равных…

Первая римская эскадра в плену. Первый выход римлян в море оказался, однако, неудачным. Один из консулов 260 г. до н.э., Гней Корнелий Сципион, отправился в Мессану с эскадрой в 17 кораблей, которые были снаряжены первыми. По пути он решил захватить бывший в руках карфагенян остров Липару, находящийся рядом с Сицилией. Римская эскадра вошла в гавань Липары и стала на якорь. Однако вовремя подоспевшие карфагенские корабли перекрыли вход в гавань, так что римлянам вместе с консулом оставалось только сдаться, что они и сделали. Затем карфагеняне отправили захваченные корабли и всех пленных вместе с консулом в Карфаген.

Римский флот идет против карфагенян. Но главные силы римского флота по окончании всех приготовлений отправились по тому же маршруту, который оказался роковым для его авангарда. По пути на юг вдоль берега Италии римские корабли встретились с более слабой карфагенской эскадрой и без труда разгромили ее, что подняло моральный дух римских моряков. Затем флот благополучно прибыл в гавань Мессаны, где командование над ним принял второй консул Гай Дуилий. Вскоре римляне вновь вышли в море.

Когда карфагенские сигнальные посты в Панорме (современный Палермо) заметили в море римские корабли, они дали знать карфагенскому адмиралу, некоему Ганнибалу, и навстречу римлянам вышли 130 карфагенских пентер. Первое серьезное испытание, которое пришлось выдержать новому римскому флоту, состоялось около мыса Милы у северного побережья Сицилии.

Битва. Карфагенский флот, не говоря уже о его качественном превосходстве, численно превосходил римский. Поэтому карфагеняне, видя в тихоходных и неповоротливых кораблях противника легкую добычу, устремились на них врассыпную, считая слишком большой честью выстраивать боевую линию ради такого врага. Когда карфагеняне приблизились к римским кораблям, они с недоумением увидели на них никогда ранее не виданные приспособления – поднятые "вороны". Долго удивляться не было времени – начался бой.

И здесь карфагенянам пришлось пережить настоящее потрясение: римляне смело пошли на абордаж, не давая противнику возможности маневрировать; как только корабли сталкивались бортами, "вороны" с грохотом падали, сцепляя оба судна между собой. Таившиеся до того в укрытии на палубе легионеры (до 120 человек на каждом судне) перебегали на карфагенский корабль и в скоротечной схватке овладевали им – у карфагенян из 300 человек экипажа пентеры было не более 30 морских пехотинцев. "Часть карфагенян была истреблена, другие в ужасе сдавались неприятелю сами, ибо морская битва обратилась в подобие сухопутной".

Карфагеняне пытались не допустить абордажа, заходя с борта или с кормы вражеских кораблей, однако напрасно, т.к. "орудия поворачивались во все стороны и направлялись на них отовсюду, так что приближающиеся корабли непременно сцеплялись с римскими, пока наконец карфагеняне, устрашенные необычайным способом битвы, не бежали, потеряв пятьдесят кораблей" (Полибий).

Значение сражения. Таким образом римляне совершили настоящий переворот в ведении морской войны и благодаря этому отобрали у карфагенян господство на море. Хотя война тянулась еще 20 лет, в сущности, победа Рима после сражения при Милах была только вопросом времени.

Почести победителям. В честь первой морской победы римлян в центре Рима была воздвигнута мраморная колонна, украшенная таранами захваченных карфагенских кораблей. В надписи на колонне сообщается о количестве захваченных и потопленных судов, о сданном в римскую казну трофейном золоте и серебре. Гай Дуилий был удостоен по постановлению сената неслыханной почести: его должны были в общественных местах сопровождать два флейтиста и факелоносец, чтобы все видели: идет человек, сокрушивший господство карфагенян на море.

Римляне становятся полными хозяевами Средиземноморья. За первой войной против карфагенцев последовала вторая, и только через 100 лет после битвы при Милах в 146 г. до н.э. пал и был уничтожен Карфаген. В том же году римляне подавили восстание против них в Греции и стерли с лица земли древний Коринф. Эти события означали, что Рим окончательно стал хозяином Средиземноморья, и горе было тому, кто посмел бы противиться его воле.

Разумеется, с ростом могущества Рима и его торговых связей, сами римляне тоже стали активно плавать по прилегающим морям. Позаимствовав у греков конструкцию трирем, Рим поделил западное Средиземноморье с Карфагеном – по договорам 348 и 279 годов до н. э., Тирренское море оставалось за Римом, а все морские просторы западнее острова Сардиния принадлежали Карфагену. Но мир между этими двумя сверхдержавами того времени продлился недолго. Гамилькар Барка, легендарный карфагенский полководец, завоевал почти всю Сицилию, а затем высадился в Южной Италии и разорил там греческие города Гераклею и Метапонт. Вскоре началась Первая пуническая война.

Война оказалась тяжелой. Это в сухопутных битвах римские легионы не знали себе равных. Но у Карфагена был огромный флот, он мог перебрасывать подкрепления на Сицилию и даже в Италию, Рим же не мог противостоять Карфагену на море. В 311 году до н. э. случился шторм, который уничтожил почти все римские корабли. В течение двадцати лет у Рима было всего две эскадры по десять трирем каждая, этого хватало только на патрулирование побережья, да и то не всего. Для охраны морских коммуникаций, Рим вынужден был договариваться со своими союзниками, южноиталийскими греками. А теперь пришла пора воевать с очень сильным флотом Карфагена. Как быть? Разумеется, снова обратиться к тем же союзникам, имеющим верфи и опытных моряков.

В руки римлян попала карфагенская пентера, лучший из боевых кораблей того времени. По её образцу, на верфях тех же южноиталийских греков, всего за два месяца строится огромный флот из ста двадцати кораблей. Римляне набирают матросов, проходят обучение, в том числе и тактике морского боя, у имеющих древние морские традиции этрусков. Первая стычка нового флота с карфагенским, предсказуемо закончилась неудачей – опыта еще не было. Но через три месяца консул Гай Дуилий, при меньшем числе кораблей, чем у противника, выигрывает морское сражение при Милах.

Карфагенского адмирала Ганнибала Гиско подвела самоуверенность. Привыкший к таранному морскому бою, он пренебрежительно отнёсся к безграмотным, как ему казалось, манёврам римского флота. Римляне почему-то плыли сомкнутым строем и казались лёгкой добычей для носовых таранов быстрых карфагенских пентер. Но у римлян было в запасе новое оружие. Чисто римское изобретение для морского боя, так называемый “ворон”, абордажный трап на поворотном основании. Это позволяло римскому кораблю, с какой стороны бы к нему ни подплывал противник, забросить на вражескую палубу трап и закрепить его там. После этого по трапу высаживался римский десант, и морская битва превращалась в хорошо знакомую римлянам сухопутную. Навязав флоту Карфагена абордажный бой, римляне полностью разбили его и захватали флагман – квинкирему самого Ганнибала Гиско.

В честь этой победы, в Риме была воздвигнута мраморная колонна Ростра, украшенная тридцать одним форштевнем с захваченных карфагенских кораблей. Гай Дуилий был удостоен триумфа и особых почестей, как первый победоносный флотоводец Рима.

Падение Агригента привело к тому, что еще несколько материковых го­родов Сицилии перешло на сторону римлян. Зато приморские центры, бо­ясь карфагенского флота, крепко держались, а неприятельские суда начали нападать на побережье Италии. Римскому правительству стало ясно, что без флота дальше воевать невозможно. Тогда с величайшей энергией было приступлено к постройке крупных боевых судов. С необычайной быстротой построили 100 пятипалубных и 20 трехпалубных кораблей. Для них требо­валось не меньше 30 тыс. искусных гребцов. Часть их доставили морские союзники, но большую часть пришлось набрать из совершенно необучен­ных италийских крестьян и городской бедноты. Для ускорения дела одно­временно с постройкой судов гребцов обучали гребле на суше, посадив их на скамьи в том самом порядке, как они должны были сидеть на кораблях.

В 260 г. после нескольких мелких столкновений римский флот под ко­мандой консула Гая Дуилия встретился с карфагенским около мыса Милы (Mylae) на северном берегу Сицилии, к западу от Мессаны. Карфагеняне были разбиты и бежали, потеряв 50 судов.

Известие о мильской победе[147] вызвало взрыв восторга в Риме. Дуилию была воздвигнута на форуме колонна, украшенная носами захваченных кораблей и торжественной надписью.

Непосредственным результатом победы 260 г. была экспедиция рим­ского флота под начальством консула 259 г. Л. Корнелия Сципиона в Сар­динию и Корсику. Город Алерия на Корсике был захвачен, а около Сарди­нии преемник Сципиона в следующем году разбил карфагенскую эскадру.

В Сицилии после временных неудач римляне сконцентрировали круп­ные силы и оттеснили противника в западную часть острова.

26 июня 1770 – Победа русского флота при Чесме

26 июня 1770 – Победа русского флота при Чесме Не менее выдающимися оказались военно-морские успехи России. В 1770 г. русский флот под общим командованием графа А. Г. Орлова не только с успехом совершил рискованную экспедицию из Балтики в Средиземное море, но сумел загнать и

Начало русского флота и первая победа Петра 1689–1697 годы

Начало русского флота и первая победа Петра 1689–1697 годы Петр осматривал однажды в селе Измайловском старые вещи, оставшиеся в доме прапрадеда его, Никиты Ивановича Романова. Вдруг замечает он между ними какую-то брошенную без употребления лодку, вовсе не похожую на те,

Начало русского флота и первая победа Петра от 1689 до 1697 года

Начало русского флота и первая победа Петра от 1689 до 1697 года Из описания детских игр Петра и его Потешных полков вы уже знаете о его сухопутном войске. Хотите ли вы узнать теперь, как образовались морские силы нашего царя-героя? Можно сказать, что каждая игрушка показывала

Глава VIII Белое море и Тихий океан. Неудача англо-французского флота у Петропавловска-на-Камчатке

Глава VIII Белое море и Тихий океан. Неудача англо-французского флота у Петропавловска-на-Камчатке 1 Почти одновременно с вестью об Инкермане в России, во Франции и Англии стала распространяться неожиданная для всего света новость, которая сначала принята была даже с

Начало русского флота и первая победа Петра 1689-1697 годы

Начало русского флота и первая победа Петра 1689-1697 годы Из описания детских игр Петра и его потешных вы уже видели начало сухопутного войска его. Хотите ли знать теперь, как образовались морские силы нашего царя-героя? Можно сказать, что каждая игрушка показывала его

Первая крепость русского флота

Первая крепость русского флота Слава города не зависит от его размеров. На нашей планете есть такие маленькие города, которые отмечены не на всех географических картах, но названия их известны всему миру. Таков и Кронштадт, выросший на клочке суши в восточной части

Победа русского флота у Афонской горы

Победа русского флота у Афонской горы Неожиданно и коварно покинутый английским союзником Сенявин немедленно созвал на совещание командиров кораблей.Решено было овладеть островом Тенедос и, не предпринимая рискованной атаки проливов и столицы, "содержать

Действия Белого флота на Азовском море

Действия Белого флота на Азовском море Формирования на Азовском море входили в состав Черноморского флота, подчинявшегося командованию ВСЮР, а затем Русской армии; в Таганроге находилось управление портами Азовского моря. Первыми боевую деятельность по поддержке

Конец флота в Красном море

Глава первая Крах империи и флота

Глава первая Крах империи и флота Ты долго ль будешь за туманом Скрываться, Русская звезда… Все неминуемей беда — Взгляни, чей флаг там гибнет в море, Проснись — теперь иль никогда. Ф. И. Тютчев Февральская революция, грянувшая в нашем Отечестве в 1917 году, не только

Постройка флота и первая победа на море

Постройка флота и первая победа на море Падение Агригента привело к тому, что еще несколько материковых го­родов Сицилии перешло на сторону римлян. Зато приморские центры, бо­ясь карфагенского флота, крепко держались, а неприятельские суда начали нападать на побережье

ГЛАВА XIV. Первая постройка мундирной одежды за счет казны

ГЛАВА XIV. Первая постройка мундирной одежды за счет казны Перемена формы. — Смотр полка полковником Золотаревым. — Недостатки в одежде. — Пожалование Государем 25000 рублей на постройку обмундирования.Турецкая война 1828 года обратила милостивое внимание Государя на

Глава 5 ПОБЕДА НА МОРЕ

Глава 5 ПОБЕДА НА МОРЕ Прошло две недели с начала осады. Почти все это время Константинополь и его окрестности продувал пронзительный северный ветер. Из-за этого три генуэзских корабля, перевозящие оружие и боеприпасы, посланные и оплаченные папой римским, задержались в

В 260 г до нашей эры римляни смогли начать постройку собственных кораблей, используя в качестве образца пентеру карфагенян. Буквально за короткий промежуток у них уже было собрано ядро из 120 кораблей, но, вдохновившись примером Карфагена, Рим продолжил наращивать флот.

Но одно дело было просто построить корабли, а второе - это иметь опыт морских битв. Первое сражение было плачевным для римлян - больше 15 кораблей были не просто утоплены, а перешли в руки противника. После этого римляне начали использовать свои сильные стороны - у них была всегда сильная пехота и в рукопашном бою у римлян было мноо преимуществ. Поэтому римляне начали применять тактику переброса пехоты, брали корабли соперника на абордаж. Практическое использование новинки в виде крюка-ворона показало свою эффективность.

Эта битва была неравной - у римлян было уже 2 сотни кораблей, а Карфаген выставил флотилию из 130 суден. Гаю Дуилию удалось затопить 10% вражеских суден, ещё 20% стали трофеем римлян. В столице воздвигли в память о победе колонну с рострами из носовой части вражеских пентер.

После этой битвы Римский флот стал доминировать на Средиземноморье

Начав свою первую войну с Карфагеном, римляне не имели боевых кораблей. Но очень скоро они поняли, что без военного флота им победы не видать. Тогда судостроители Италии начали свою работу. На берегах установили скамьи с веслами. На них посадили будущих гребцов, но мало кто умел грести. Будущие гребцы с утра до ночи учились поднимать и опускать весла одновременно. И через год флот был опущен на воду. На носах кораблей установили перекидные мостики с крючьями на концах. Карфагенский флот двинулся на встречу врагу. Когда же суда сблизились, римляне зацепили перекидные мостики (вороны) за бор вражеских кораблей. Римская пехота ринулась вперед и одержала победу.


Читайте также: