Сообщение о первой азбуке 3 класс

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Беседа: Кто и когда создал нашу азбуку

Цель: дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности; познакомить со старославянским алфавитом; формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук; формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Оборудование: Азбука; камень; мелки восковые, листы бумаги; выставки книг.

Воспитатель (показывает детям Азбуку): - что это? (книга, Азбука, учебник)

- Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

- Все буквы вместе как называются (алфавит)

Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!

- зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии - написать письмо, узнать новое из книг и журналов)

-А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

- Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности.

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали силуэты животных и символы на скалах острым камнем.

- вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание. (В классе большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)

Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту.

Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага.

Послушайте историю появления азбуки.

Давным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы.

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия.

Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди.

Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать.

Рефлексия.

Давайте, ребята, и мы напишем послание в прошлое.

(раздаем бумагу и восковые мелки)

С появлением древнерусского алфавита, стали писаться книги. В основном это были церковные книги, поучения и научные труды.

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля.

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

- Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?

Не пером пишут — умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть.

Прошло много времени, прежде чем человек придумал печатный станок. Первым в России печатные книги издал Иван Фёдоров. Это было более 400 лет назад.

Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских.

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. А буквы мы учим теперь вот по такому букварю. (Показать букварь.)

(Дети читают стихи)

Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Не писать и не читать

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

Что научили нас читать!

- Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.

Грамотными люди были не всегда, к этому этапу развития они ушли тысячи лет. История возникновения азбуки берет начало из Греции, а славянской – из Болгарии. Греческий алфавит – один из самых точных и понятных, и на его основе была создана славянская азбука, известная нам по сегодняшний день. Создателями такой азбуке считают Кирилла и Мефодия, двух византийских монахов, живших в Х столетии в городе Солуни в семье знатного военачальника. Братья детства отличались талантом к учебе, особенно младший Кирилл. В юности обучался в Константинополе, изучал языки, работал в патриаршей библиотеке библиотекарем. Мефодий избрал военную карьеру, однако бросил службу и избрал монашеский образ жизни.

Толчком к созданию азбуки стал приезд послов моравов, которые привезли весть о христианстве, но у них не было азбуки, и тогда братья решили помочь послам, ведь без письменности невозможно просвещать людей о Царстве Божьем. Благодаря созданной славянской азбуке братья смогли перевести с греческого языка многие церковные труды. Такая азбука существовала целых 7 столетий. За это время много людей получили образование, читали и писали книги, просвещались и просвещали других. Это был триумф, ведь не у всех народностей была такая удобная азбука.

Сначала учиться писать начинали дети, а потом и взрослые. Писали на восковых досточках тонкими палочками. Письменная культура начала процветать. Появлялись рукописные книги, цена которых была высокой, но и для создания книги уходил не один год кропотливой работы. Оформление книг было шикарным: кожа, золото, серебро, жемчуга. Обладать такой книгой было суждено только богатым избранным людям.

Принятие христианства дало мощный толчок для развития культурной письменной деятельности (создание церковной литературы). Их деятельность принесла успех и вскоре новосозданная азбука распространилась на все славянские страны, В Х веке азбука проникла в Древнюю Русь. За свой вклад в науку письменности их приравняли к лику святых.
Кириллица в письменном виде была обнародована в XVI века, но историки полагают, что это не точные данные, и версия азбуки была создана раньше. При царе Иване Грозном был построен печатный двор под руководством Ивана Федорова.

Смысловое значение букв азбуки
Буквы кириллицы обладают и смысловым и цифровым значением. Сравнивая алфавиты разных народностей, ученые пришли к вводу, что греческий алфавит утерял (частично) акрофонию, ведь смысловые названия букв изменились. Он представляет собой творческий труд переработки двух известных миру алфавитов – иврита и греческого языка. Современные ученые считают его криптограммографической записью со скрытым смыслом, который еще не разгадан великими умами.

Азбука - самая удобная система письма
Начальный состав древнеславянской кириллицы миру не известен. До наших времен дошел уже отточенный классический вариант кириллицы и состоит от из 43 букв. Йотированные буквы были добавлены в состав азбуки немного позднее, но со временем они утратили свое значение.

Первая славянская азбука возникла предположительно в 863 году в эпоху зарождения первых славянских государств. Такая письменность сохранилась и в наши дни с некоторыми изменениями.

  • Создатели
  • Предпосылки создания славянской письменности
  • Моравская миссия Константина и Мефодия
  • Трудности становления славянской письменности
  • Кириллица и глаголица
  • Итоги

Создатели

Алфавит создали Кирилл и Мефодий (рис.1) - ученые-братья из ныне греческих Фессалоников на севере Византийской империи. В древнерусском языке Фессалоники называли Солунь.

Важно! Кирилл изначально носил имя Константин. Свое известное на сегодняшний день имя он получил уже в самом конце жизни при пострижении в монахи.

Отец ученых Кирилла и Мефодия был родом из знатной семьи. Мефодий занимал высокую государственную должность стратига, однако позже ушел в монахи. Константин с самого начала пошел по духовной стезе. Он овладел всеми античными искусствами, говорил на нескольких иностранных языках. Славянский - был для него родной.

Предпосылки создания славянской письменности

В IX-X вв. существовало большое славянское государство Великая Моравия (рис.2). Во время его расцвета в состав Моравии входили территории современной Чехии, Словакии, Венгрии, южной Польши, западной Украины и восточной Германии. Главным противником Моравии было Восточно-Франкское королевство. Существовала угроза раздела страны между франками и болгарами. Великоморавский князь Ростислав отправил послов к римскому папе Николаю I, чтобы уменьшить влияние своего главного врага на западе и избавиться от угрозы раздела государства. Князь просил дать ему учителей для обучения моравских священников вместо баварских, которых он выслал из страны. Однако папа Николай отказался выполнять его просьбу. Не получив поддержки со стороны Рима, Ростислав отправил посольство в Константинополь. Император Михаил не отказал в помощи, и в Моравию отправились ученые мужи Константин и Мефодий со своими учениками.

Моравская миссия Константина и Мефодия

  • Евангелие (рис.3) - повествование о рождении, жизни, смерти на кресте и воскресении Христа;
  • Апостол - книга, рассказывающая о деяниях и учениях святых апостолов;
  • Псалтырь - собрание церковных гимнов;
  • Октоих - богослужебная книга.

Важно! Деятельность солунских ученых вызвала недовольство римского папы. В те времена придерживались мнения, что церковные службы должны проводиться только на греческом, еврейском или латинском языке. Остальные языки не предназначались для церковной службы. Константина и Мефодия признали еретиками и вызвали к папе.

Трудности становления славянской письменности

В 868 году, когда братья прибыли в Рим, папой был Адриан II. Константин и Мефодий пытались получить поддержку в борьбе с немецкими епископами и даровали папе мощи святого Климента. Адриан II дал разрешение на проведение службы на родном славянском языке. В скором времени Константин занемог. Он принял монашеский сан и стал зваться Кириллом. Незадолго до своей смерти просил брата не возвращаться в монастырь, а продолжать совместно начатое дело. В Великой Моравии произошли перемены. Князь Ростислав умер в немецкой тюрьме, а его племянник Святополк не мог сопротивляться восточно-франкскому влиянию. Немецкие епископы всеми силами препятствовали ведению церковных служб на славянском языке.

Рис. 3. Зографское Евангелие на глаголице

Рис. 3. Зографское Евангелие на глаголице После возвращения в Моравию Мефодия сослали в монастырь Райхенау. Через три года папа Иоанн VIII принудил выпустить Мефодия из монастыря, но он же и запретил вести службу на “варварском славянском” языке. Когда умер Мефодий, многие славянские учителя были казнены или высланы из Моравии. Миссия ученых братьев при жизни успеха не имела, однако она оказала влияние на последующие исторические события в Европе.

Кириллица и глаголица

Вопрос о старшинстве происхождения глаголической и кириллической азбуки остается открытым по сей день. Существует предположение, что Константин создал глаголицу, а кириллица - это ее усовершенствованный вариант, созданный Константином позднее.

Больше всего приверженцев имеет теория, в которой Константин создал глаголицу. Кириллицу предположительно создал ученик Константина Климент Охридский.

Важно! Создание письменности требовало подробного изучения фонетического состава языка. Константин сумел выделить все значимые звуки славянского языка и дать каждому уникальное буквенное обозначение.

Перевод церковных книг и Евангелия требовал особого подхода к языку народа Моравии. Греческий язык имел несравненно больше религиозных терминов, чем язык славян, многие слова не имели аналогов в переводимом языке. Большая заслуга Константина и его соратников состоит в том, что он сумел создать древнеславянский язык - первый литературный язык славян. Этот язык опирается на диалекты южных народов. Древнеславянский известен также как старославянский. Его развитие не стояло на месте, и старославянский трансформировался в церковнославянский.

Важно! Церковнославянский язык остается языком богослужений во многих странах и сегодня: в Сербии, Украине, России, Украине, Польше, Черногории.

Рис. 4. Молитва “Отче наш” на глаголице

Глаголица

Глаголицей (рис.4) пользовались, прежде всего, южные и западные славяне. Отличается она от латинского и греческого алфавита особой замысловатостью, что стало предметом острой критики современников. Названия букв глаголицы совпадают с кириллическими, хоть и имеют разное начертание. Раннее (округлое) начертание глаголических букв напоминает грузинское церковное письмо хуцури, предположительно созданное на основе армянского алфавита. Константин знал некоторые восточные алфавиты, поэтому такое совпадение вполне объяснимо. Позднее (угловатое) начертание букв использовалось до недавнего времени в Хорватии.

Кириллица

Кириллица полностью заимствовала начертания букв греческого алфавита (24 буквы). К ним были добавлены 19 букв, которые обозначают чисто славянские звуки языка. Кси, пси, фита и ижица поставлены в конец алфавита (рис.5). Каждая буква кириллической азбуки получила свое название. Первая буква - “аз”, вторая - “буки”, третья - “веди”. Если прочитать названия букв как текст, то можно расшифровать следующее: “Аз буки веди, глагол добро есть - Я знаю буквы, слово есть добро”. Простой алфавит получил широкое распространение, в том числе и на Руси спустя некоторое время. Кириллица стала алфавитом древнерусского языка.

Важно! Кириллица используется в нескольких славянских и дружественных странах: в Украине, Беларуси, Сербии, Монголии, Казахстане и других. Малые народы России также используют славянский алфавит.

Итоги

По просьбе князя Ростислава Константин и Мефодий создали славянскую азбуку в 963 году. Письменность была необходима для укрепления церкви государственности Моравии. Кирилл и его ученики составили две азбуки: глаголицу и кириллицу. Большая часть исследователей склоняется к тому, что алфавит глаголицы был создан раньше.

Важно! Великая Моравия - первое государство, где начала использоваться славянская письменность. Попытки создания независимой моравской церкви создали предпосылки для укрепления культурного влияния славян в восточной Европе.

Юшкевич Галина Ильинична

435 лет тому назад первопечатником Иваном Федоровым была напечатана первая русская азбука. И это событие будут широко отмечать школы, вся наша общественность.

ВложениеРазмер
doklad_azbuka_ivana_fyodorova.rar 1.71 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  1. Как появилась на свет первая печатная азбука?
  2. Древняя буквослагательная система обучения грамоте в Азбуке Фёдорова.
  3. Второе издание букваря Ивана Федорова.
  4. Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову.
  1. Заключение.
  2. Литература.

435 лет тому назад первопечатником Иваном Федоровым была напечатана первая русская азбука. И это событие будут широко отмечать школы, вся наша общественность, ибо с первой азбуки Ивана Федорова началось образование русских людей. Множество азбук и букварей вышло с тех пор, но именно скромная Федоровская азбука является родоначальником всех последующих учебных книг первоначального обучения.

II. Основная часть

Как же появилась на свет первая печатная азбука?

Инициатором печатного дела в России был Иван 4 (Слайд № 2). Он очень любил печатные книги, собирал их. Не раз посылал за ними своих людей в другие страны, а главное, хорошо понимал, что печатная книга может способствовать возвышению Московского государства и единообразию в церковных книгах.

Когда же Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу, то новое и трудное дело поручили Ивану Фёдорову (Слайд №3) . В народе про Ивана Фёдорова тогда так и говорили: хитрец, то есть такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С.П. Дягилева.

Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой и грамматикой (Слайд №5). Составлена она из пяти восьмилистных тетрадей, что соответствует 80 страница. На каждой странице по 15 строк. Написана азбука на старославянском языке. Некоторые ее страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде фрагментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек.

Только после долгих и отупляющих упражнений, на что уходило иногда год или два, добирался учащийся до связного чтения (и письма). Иван Федоров был передовым человеком своего времени, однако все, что он мог сделать, готовя к печати свои Азбуки, - это последовательно изложить то, что было необходимым для традиционного обучения грамоте.

Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся. Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для чтения. Это не только молитвы, ног и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учителям и ученикам.

На последней странице даны 2 гравюры: герб г.Львова и издательский знак первопечатника. (Слайд №9) Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. Первые ростки гуманистической педагогики были для средневековой Руси безусловным новаторством. А скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась началом целой эпохи, которую изучает букваристика.

Второе издание букваря Ивана Федорова . (Слайд №10)

Уехав из Львова, Москвитин (так называл себя первопечатник – выходец из Москвы) основал типографию в родовом имении киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского. (Слайд №11) Азбуку так и называют – Острожская. Она известна по двум сохранившимся экземплярам – Королевской библиотеке Копенгагена и городской библиотеке г.Готы (Германия).

Книга богаче украшена. (Слайд №12) Помимо заставок и концовок здесь уже появились заголовки, выполненные вязью, а также Буквицы – первые буквы абзаца высотой в одну или нескольких строк, выполненные в виде орнамента. Повторяя построение первого издания, азбука кроме славянских текстов включает и греческие. В то же время нумерация параграфов и кириллические числа в конце страницы убраны.

Стоит в центре Москвы памятник Ивану Фёдорову, на зелёном московском холме, на высоком чёрном с голубоватыми искрами камне. (Слайд №13) Довелось вернуться Первопечатнику в Московию, книги его теперь знает вся Земля.

На протяжении четырёх с лишним веков миллионы детей и взрослых, овладевших искусством чтения русской книги, склонялись над страницами азбук и букварей. (Слайд № 14 ) Вот перед нами букварь и азбука, по которым учились ваши родители и старшие братья и сёстры. (Слайд №15 ) А вот современные азбуки, по которым обучаются в нашей школе. Есть азбуки и на электронных носителях. Азбука, по которой учимся мы, могла бы стать потом, когда станем взрослыми и обзаведёмся семьёй, заветной книжкой, семейной реликвией для наших детей, внуков и правнуков. Пока же азбука быстро приводится в жалкое состояние и выбрасывается. Поэтому крупнейшие библиотеки страны хранят экземпляры старых азбук и букварей наравне с другими ценнейшими книгами былых времён, а вся страна ныне отмечает 435 лет первой печатной азбуки как свой большой культурный праздник.

Читайте также: