Сообщение о патриотизме и гражданственности

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Основные понятия и задачи направления.

Патриотизм – эмоционально-нравственное отношение личности, выражающееся в ценностных представлениях человека о Родине, отражающееся в его отношении к Отечеству, реализующееся в конкретной деятельности.

Гражданственность – это нравственное качество личности, основанное на любви к Родине, осознании своих прав и обязанностей по отношению к обществу, сопричастности к общественным и политическим делам своей нации, социально значимой деятельности во всех областях жизни общества.

Гражданственность как качество личности в отличие от некоторых иных качеств включает теоретический компонент – знания о различных сферах социальной жизни: устройстве, законах и нормах, правах и обязанностях человека. Так же, как и иные качества, гражданственность имеет деятельностный компонент , обеспечивающий человеку возможность использовать свои права и выполнить обязанности. Качество гражданственности имеет и когнитивный, мотивационно-ценностный компонент : психологическое ощущение себя полноправным и свободным членом общества, стремление к сопричастности к общественным делам, умение сочетать личные и общественные интересы и т.п.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из востребованных направлений воспитательной работы во всех образовательных организациях. Это обусловлено базовыми ценностями и воспитательным идеалом нашей страны. В настоящее время происходит переосмысление ценностей гражданско-патриотического воспитания, соответственно начинает формироваться смысловое пространство понятий "российский патриотизм" и "гражданственность", включающие традиции прошлого, реальную ситуацию и перспективы развития социума. В связи с этим происходит пересмотр философско-патриотического наследия по проблеме гражданско-патриотического воспитания и разработка его современных теоретических основ.

Гражданское воспитание – вид целенаправленной практической деятельности по формированию гражданских качеств личности, принимающей права и обязанности общества, членом которого она является, участвующей в социальном, экономическом и государственном управлении, готовой к созидательному преобразованию действительности.

Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая, специально организованная деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический и правовой выбор адекватный культурно-историческим ценностям социума при сочетании личных и общественных интересов.

Основные задачи по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у школьников.

1. Формировать первоначальные представления о символах государства – Государственном флаге, гербе, гимне Российской Федерации, о флаге и гербе субъекта РФ, в котором проживают школьники.

2. Развивать представления детей о важнейших законах нашей страны, правах и обязанностях гражданина России, о государственном устройстве.

3. Стимулировать стремление соблюдать порядок и проявление негативного отношения к нарушителям порядка в классе, школе, на улице (на доступном возрасту уровне).

4. Воспитывать ответственность за свои слова и поступки.

5. Расширять представление о национальных праздниках и героях, важнейших событиях истории России.

6. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

7. Развивать интерес и уважение к народам, живущим в России.

8. Формировать уважительное отношение к русскому языку как государственному.

Общие положения

Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений.

Основными целями образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Задачей образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;

формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания:

Ученик-человек и гражданин . Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Ученик и его нравственность. Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Ученик и его интеллектуальные возможности. Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

Ученик и его здоровье . Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
Ученик и его карьера. Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.

Ученик и его семья. Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

Общение и досуг. Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов: сформировать у обучающихся:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

ценностное отношение к своему здоровью;

ценностное отношение к природе;

мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.

о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

об эстетических ценностях отечественной культуры;

о необходимости сознательно заниматься учебным трудом;

о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

о необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни

смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;

социальной и межкультурной коммуникации;

готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,

уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;

понимания того, что семья – это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

Беседы на этические темы.

Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

Мы помогаем воспитанникам школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки.

Экскурсии.
Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально ценностный опыт детей.

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы.

При организации внеурочной деятельности обучающиеся используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.

Патриотизм — это в обществознании важнейшее мировоззренческое понятие, которое характеризует отношение человека к родной земле, его преданную позицию, стремление к процветанию родного государства и заботу о его благополучии. Гражданственность — это в обществознании полноправное членство в политическом объединении, нацеленность на формирование активной позиции с целью развития родины. Гражданственность, патриотизм, ценность, гуманизм, свобода — обобщающее понятие – уважение к Отечеству. Эти принципы ложатся в основу мировоззрения граждан, которые положительно относятся к своей стране, стараются принести пользу, готовы защищать ее от внешнего агрессора.

Тем не менее понятие патриотизма и гражданственности нельзя назвать идентичными. Для патриотизма не имеет значения политическая система, принцип управления государством – патриоты остаются верны своей идее в любом обществе. Гражданственностью называют более осознанное проявление отношения к родине. Оно может проявляться только в демократическом государстве. Мораль, гуманизм, патриотизм, гражданственность совместно формируют гражданскую позицию человека.

Понятие космополитизма – полная противоположность патриотизма. Оно характеризует людей, уверенных в том, что все жители планеты братья, поэтому нельзя любить только какую-то часть людей – соотечественников, или определенную территорию земли – родину. Для них родина – это планета земля. Гражданственность является антонимом аполитичности. Аполитичность предполагает отсутствие приверженности к какой-либо партии, стране. Гражданственность и патриотизм, сходства и различия которых многие не замечают, являются важнейшими аспектами при построении мировоззренческого восприятия граждан.

Что такое гражданственность, чем патриотизм отличается от гражданственности

Гражданство и гражданственность – это также разные понятия, которые базируются на одном принципе – принадлежности человека к родине.

Гражданство указывает на то, что человек проживает в определенной стране, выполняет все свои обязанности в соответствии с законодательством этого государства, получает в ответ возможность реализовать свои права.

Гражданином называют человека, который в полной мере использует свои права и выполняет обязанности, предписанные государством.

Гражданственность — это (кратко) возможность индивида пользоваться своими правами, соблюдая правила и требования законодательства страны. Она указывает, насколько житель осознает себя гражданином, готов ли он поддерживать народ, способствовать развитию всей страны. Высшее проявление – патриотизм. Гражданственность — это:

  1. Принятие собственных обязанностей, как прав, а прав — как обязанностей.
  2. Трансформация добровольной лояльности и свободы.
  3. Уважение, доверие к согражданам, правительству.
  4. Истинность принадлежности к правовой системе.
  5. Совмещение самостоятельной дисциплины с внутренней свободой.
  6. Собственное достоинство.

Если говорить о том, что является высшим проявлением гражданственности, следует отметить два основных пункта. Во-первых, это патриотизм и любовь к родине. Во-вторых, ответственность за все, что происходит в государстве, перед следующим поколением.

Патриот – человек, который любит свое отечество, он предан родной земле, согражданам, не отказывает в помощи своему государству. Предмет и теория патриотизма основывается на шести постулатах:

  1. Родная страна – единственная, ей нужно быть верным.
  2. Следует заботиться об исторической судьбе родины, быть готовым пожертвовать собой ради спасения родной земли.
  3. Социальные, традиционные, культурные достижения отечества являются поводом для гордости.
  4. Страдания, переживания родного народа вызывают чувство сострадания.
  5. Социальные пороки в обществе оцениваются, как недостаток, негативный социальный аспект.
  6. Историческое прошлое, наследие государства являются объектом уважения и гордости.

Важно четко различать понятия национализма и патриотизма. Они совершенно разные. Национализмом называют идеологические, политические взгляды, которые считают нацию и ее интересы важнее любого политического, социального, экономического интереса. Для национализма характерна агрессивная позиция относительно других наций, национальная замкнутость. На почве национализма часто разгораются скандалы, переходящие в драки, а иногда в войны.

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность

Обнаружить связь между понятием “гражданственность” и “патриотизм” довольно просто. Первое понятие означает, что человек принадлежит к конкретной стране. Оно обладает юридической силой, закрепляется официально в удостоверении личности индивида. Патриотизм относится к разновидностям духовной принадлежности. Родина – основа обоих понятий. Одно более рационализированное, другое – духовное. Патриотические принципы и взгляды не закрепляются в юридической форме, не отображаются в документации. Патриотизм может быть различных форм:

  1. Городская форма – привязанность к населенному пункту, в котором проживает человек.
  2. Квасная форма – избыток любви к государству, для таких людей характерна организация митингов, пикетов, готовность поехать в любую точку страны, лишь бы продолжать борьбу с несправедливостью.
  3. Государственная – предполагает наличие истинной любви к стране в целом.
  4. Ультра-патриотическая – такую форму патриотизма называют гипертрофированной, она переходит к крайностям.
  5. Этническая – привязанность не столько к стране, сколько к традиционным, историческим, этническим корням.
  6. Имперская – чувство любви к правлению, гордость за власть.
  7. Полисная – любовь к небольшому государству, имеющему свои традиции и законы.

Патриотизм и гражданственность

Патриотизм и гражданственность, как нравственные ценности

Патриотизмом называют совокупность нравственных убеждений, основанных на гордости и любви к своей родине, историческим корням, ценностным и традиционным убеждениям. Патриот хочет быть частью своей страны, разговаривать на родном языке. Он защищает отчизну на войне, в спорах и дебатах. Характерными нравственными ценностями патриота и гражданина являются:

Любовь граждан к отечеству и гордость за историю своей страны схожи с чувством долга перед ней. Понятия патриотизм и гражданственность в обществознании тесно связаны, ведь невозможно быть патриотом и не переживать за свою отчизну. Роль воспитания этих качеств у подрастающего поколения усиливается многократно.

Патриотизм определение

Любовь и преданность Родине

Позитивные преобразования разных сфер жизни общества требуют обновления духовных начал, познания исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и мужества народа. Российская земля богата историческими событиями, традициями, великими воинами, преданно служившими стране.

Основные понятия и классификация

В нынешнее время чувство долга, любви к государству служит основой для развития гражданского общества Российской Федерации. Понятие патриотизм в переводе с греческого означает чувство любви и преданности своей стране, народу, вера в его духовные возможности, готовность служить на благо народа. Благополучие страны зависит от каждого человека. Факторы влияния на патриотизм:

Патриотизм и гражданственность в обществознании

  • Самосознание, сочувствие.
  • Ценность исторических событий и боевых подвигов.
  • Гражданская ответственность.
  • Организованность.
  • Готовность к труду и обороне.
  • Верность Родине, забота о ее интересах.

Прививая это чувство молодому поколению, можно затронуть памятные страницы истории, края, рода и семьи. С домашнего семейного альбома, с рассказов родителей и старшего поколения вырабатывается интерес к историческому прошлому. Восприимчивы к патриотическим идеям подростки 8−18 лет. В юном возрасте у человека формируется инстинкт защиты стаи, но еще нет семьи или детей, ответственность за которых заставляет родителей быть осторожными и эгоистичными. Патриотизм является сокровенным чувством, находящимся глубоко в душе каждого. На свое отношение к Отечеству и людям указывают дела и поступки гражданства.

Портрет патриота:

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность

  • Моральная, нравственная и физическая сила.
  • Правильное воспитание, образование, просвещение.
  • Хранение семейных ценностей.
  • Заинтересованность в политической ситуации.
  • Участие в общественных мероприятиях.

Чувство любви и уважения к отчизне проявляется в разных формах: любви к государству, правительству, народу, местному образу жизни, культуре, этническим традициям. Выдающиеся люди России в прошлом считали примером патриотизма образование духовной жизни человека, его желание свободы и процветания Родины.

Испокон веков духовным началом было самосознание русского человека, формировавшееся под влиянием православной церкви. Для христиан свойственны соборность, преобладание морального начала над материальным, общего над личным. Земля считается не территорией, а категорией нравственной, соединяющей прошлое и будущее народа. Нравственное чувство не мотивируется политическим убеждением, хотя может обусловливать еѐ содержание.

Этапы формирования в обществе

Главный моральный принцип или социальное чувство предполагает гордость достижениями и культурой Родины, сохранение ее характера. Понятие трактовалось различно и понималось неоднозначно. На протяжении истории человечества проблема отношения к Родине, Отечеству являлась объектом постоянного внимания общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал указанной идеи отражался в письменных и устных источниках народов мира.

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность

Традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное развитие связано с деятельностью религиозных объединений. До революции в системе образования внимание уделялось воспитанию патриотических и гражданских направлений. Во время общественного подъема и реформ 19 века создаются идеи гражданского воспитания молодежи.

Гражданственность это

Нормативно-правовые основы патриотического развития определяются в государственных документах РФ — Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства, федеральных программах.

Основу для славы и величия страны делают не политики, а люди культуры и науки. Воспитание патриотических качеств зависит от социализации народа — от усвоения каждым гражданином ценностей, указаний, норм и примеров поведения, характерных для общества. У детей, молодежи с юношеского возраста должны формироваться социально важные качества личности, взгляды и принципы.

Социальная ответственность человека

Нравственная позиция, проявляющаяся в чувстве долга и ответственности перед коллективом, к которому он принадлежит, способна отстаивать и защищать от посягательств права и интересы. Важно прививать с детского возраста должное отношение к государству и населяющим его народам.

Определение и признаки

Понятие гражданственность имеет широкое значение. Это позиция человека, предусматривающая высокий уровень ответственности за семью, страну, социальную группу, готовность защищать их в случае возникновения потребности в этом. Определение зафиксировано в Конституции страны, где указываются свободы и права, гарантированные народу. Гражданин четко осознает себя как часть социума, имеет право пользоваться всеми правами и обязанностями, предусмотренными законодательством.

Гражданственность что такое

В жизни находится много проявлений гражданственности — в обществе, людях. Когда граждане пытаются преодолеть дискриминацию по признаку нации, вероисповедания, расовой принадлежности. Понятие прослеживается в семейном воспитании, если родители личным примером показывают ребенку любовь к семье, традициям, уважение к незнакомым людям и остальным членам общества.

Составляющие гражданственности:

  • Осознание себя гражданином страны.
  • Чувство собственного достоинства.
  • Формирование соответствующего поведения.
  • Внутренняя свобода.
  • Национальное самосознание.
  • Готовность личности способствовать процветанию общества.
  • Высокая правовая культура граждан.
  • Уважительное и доверительное отношение к остальным участникам общества и власти.

Что такое гражданственность

Значимым проявлением является осознание себя патриотом, любовь к родине. Гражданственность выступает главным качеством социально ответственного человека. Основные преимущества:

  • Чувство собственного достоинства.
  • Гордость и уважение за страну, народ, культуру.
  • Готовность и решительность для защиты интересов общества.

Примером является Конституция и законодательная база. В нормативно-правовых актах указываются важнейшие права человека, которыми он пользуется, а также возложенные на него обязанности. Прохождение срочной службы в армии считается проявлением гражданской позиции. Отправляясь на службу, человек идет защищать рубежи своей отчизны от вероятных угроз. В работах классиков художественной литературы отчетливо проявляется пример такого отношения. В романах, стихотворениях, поэмах и рассказах выражается любовь к стране, народу, уважение к обычаям и культуре.

Воспитание качеств с детства

Большое значение имеет самообразование. Люди, уделяющие этому должное внимание, проще понимают явления, происходящие в стране и обществе. Невозможно воспитать гражданственность в себе без знания основ права. Добродушное, толерантное отношение к окружающим является важной частью этого понятия. При осознанном поведении, доброте, уважении у человека формируется правильная гражданская позиция.

Старательное изучение истории своей страны, региона проживания является основой будущего. Без этих познаний гражданин не может быть достойным членом общественных отношений. Уважение людей, нормативно-правовой базы государства, моральных норм и стремление к самосовершенствованию — это залог формирования здоровой гражданской позиции. Важные пункты воспитания:

Гражданственность в обществознании

  • Образование.
  • Изучение исторических фактов, событий.
  • Самостоятельная работа над собой.
  • Уважение к законодательной базе России.
  • Межличностные отношения.

Гражданственность невозможна без познаний в области права, истории, культуры. Чем выше образованность, тем ярче человек осознает свою значимость в обществе. Патриотизм является частью этой позиции. Изучая историю малой Родины или государства в целом, человек воспитывает в себе любовь, уважение и гордость к Отчизне. Воспитанное отношение, уважение к людям значимо в современном обществе. Человек гордится своими корнями, культурным наследием, историческими фактами. Тяжелые и голодные военные годы унесли жизни огромного количества соотечественников. Подвиг героев никогда не будет забыт.

Патриотизм в обществознании

Гражданственность придает силы и уверенность в избираемых целях, которые можно обобщать в методах и достижениях. Благодаря этому качеству человек сохраняет свое достоинство в различных жизненных ситуациях. Российская Федерация завоевала авторитет во многих европейских странах. Поэтому актуально формирование у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма и чувства социального долга.

Гражданин обладает правами и несет обязанности. Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин уважает и осознает долг перед ней. Гражданственность является качеством нравственно-политической жизни, важной частью которого выступает патриотизм. Интегрируются человеческие духовные ценности. В стране не царит тоталитаризм, ему на смену пришел демократический режим. Патриотизм и гражданственность — два разных, но связанных между собой понятия, проявляются как социальные характеристики личности и общностей, указывают на качество общественного развития.

Сбор мусора

Гражданственность – это качество личности, связанное с патриотизмом и позволяющее индивиду осознавать себя частью общества, чувствовать ответственность за будущее этого общества, своего народа и страны в целом. Гражданственность подразумевает уважение к государству, государственным символам, конституции и законам. В зависимости от контекста, это понятие может обозначать эмоциональное состояние, свойство личности или нравственную позицию индивида.

У гражданственности есть 2 обязательных элемента:

  • Высокая степень независимости индивидуальных суждений (то есть, развитое критическое мышление и отсутствие склонности к конформному поведению).
  • Сильная социальная солидарность, стремление участвовать в жизни общества и влиять на будущее своей страны.

Индивид, которому свойственно конформное поведение, тоже может демонстрировать сильную социальную солидарность и активность. Но поскольку она полностью основывается на конформизме, говорить о гражданственности в данном случае неуместно. Гражданственность – это качество политически зрелой личности, способной самостоятельно анализировать события и подвергать критическому осмыслению любые навязываемые мнения, в том числе экспертные.

С понятием гражданственности тесно связаны такие понятия как активная гражданская позиция и гражданское общество.

Активная гражданская позиция – это осознанное участие индивида в жизни общества, направленное на реализацию общественных ценностей. Человек с активной гражданской позицией воспринимает социальную активность как важную часть своей самореализации.

Гражданское общество – это совокупность не связанных с властью граждан, способных дискутировать на равных с государством и влиять на политические решения. Его наличие считается обязательным для формирования правового государства. Также его называют посредником между гражданами и государственной властью.

Примеры проявления гражданственности

Гражданственность проявляется в стремлении сделать общество более справедливым и прогрессивным, обеспечив всем гражданам страны равные права и благоприятные условия для жизни и самореализации. В качестве основных можно назвать такие проявления гражданственности как:

  • уважительное отношение к правам и свободам всех сограждан, независимо от их национальности, пола, возраста, образования и прочих индивидуальных особенностей;
  • осознание ответственности за свои поступки;
  • понимание своих прав и свобод;
  • осознание своих моральных и юридических обязательств перед обществом и страной;
  • критическое осмысление социальной действительности и основанное на нём отношение к процессам, происходящим в стране;
  • способность дискутировать с государственной властью;
  • осознание принадлежности к народу, стране, обществу и культуре.

Уровни гражданственности

В зависимости от того, насколько сформирована гражданственность у индивида, можно говорить об одном из трёх её уровней:

  • Низкий. На данном уровне у человека возникают отдельные проявления гражданственности, но в целом он остаётся равнодушным к осуществлению своих прав и обязанностей, отстраняясь от активного участия в жизни общества.
  • Средний. На этом уровне у человека уже присутствует гражданская позиция, он демонстрирует готовность осуществлять свои права и обязанности, однако всё ещё не стремится к активному влиянию на будущее страны и общества.
  • Высокий. Это максимальный уровень, на котором у человека уже сформирована активная гражданская позиция, он обладает развитым критическим мышлением и полностью готов к осуществлению своих прав и обязанностей.

Отличия гражданственности от патриотизма

Гражданственность и патриотизм тесно связаны между собой. И всё же это два разных понятия, поэтому полезно знать, чем они отличаются. Патриотизм – это качество личности, характеризующее осознание связи со своим народом, генетическими корнями, родным краем и культурной средой. Патриот гордится культурой и историей своего народа, и его основные ценности лежат именно в исторической и культурной плоскости.

Гражданственность – это качество личности, характеризующее её связь с обществом, осознание собственной важности для этого общества, стремление реализовывать свои права и свободы гражданина. Данное качество подразумевает стремление делать общество лучше, чтобы каждый человек имел больше возможностей для реализации своих прав и свобод.

И патриотизм, и гражданственность подразумевают любовь к своей стране и народу. Но патриотизм опирается на историю, духовные и культурные ценности. Можно сказать, что он больше обращён в прошлое. Гражданственность же направлена в будущее, и её основные ценности – это права и свободы людей, равные возможности самореализации для всех членов общества. Таким образом, это разные понятия, но не противоположные, а взаимодополняющие.

Функции гражданственности

У гражданственности есть две основных функции:

  • Мобилизующая. Данная функция подразумевает, что гражданственность заставляет человека активно интересоваться тем, что происходит в его стране, и участвовать в развитии гражданского общества.
  • Направляющая. Эта функция обеспечивает постановку отчетливых целей и последовательное движение в сторону их достижения как на уровне отдельного индивида, так и на уровне всего гражданского общества.

Гражданственность позволяет политически зрелому человеку критически анализировать события и самостоятельно формировать своё субъективное мнение о происходящем. Это даёт ему такие преимущества как:

  • способность считать свои ценности личными, разделяя при этом ценности сограждан;
  • уверенность в правильности своих принципов;
  • уверенность в том, что общество развивается в нужном направлении, а также способность влиять на это направление;
  • возможность и способность отстаивать человеческое достоинство;
  • ощущение причастности к судьбе общества и страны.

Как формируется гражданственность?

В отличие от патриотизма, формирование гражданственности требует наличия у гражданина некоторых базовых знаний. В частности, он должен знать основы права. Также он должен понимать, почему так важна толерантность и почему недопустимо презрение или пренебрежение по отношению к другим людям. Это обязательные условия, без которых гражданственность сформироваться не может.

Также гражданственность связана с осознанием себя частью общества и гражданином своей страны. Для её формирования необходимо уважительное отношение к моральным нормам, выработанным в обществе, и законам, установленным государством. Человек должен понимать, что уважительное отношение к ценностям, принципам, моральным нормам, а также к конституции и законам является важной составляющей его работы над собой.

Заключение

Гражданственность – это качество, в чём-то похожее на патриотизм, а в чём-то дополняющее его. Если патриотизм основывается на любви к своей культуре и истории, то гражданственность – это любовь к обществу и людям. И для любой современной страны важно, чтобы её гражданам были присущи оба эти качества, ведь только в таком случае можно рассчитывать, что они смогут построить процветающую страну с высокоразвитым обществом.

Читайте также: