Сообщение о памятнике салават юлаев созданный с д тавасиевым

Обновлено: 05.07.2024

Всех прибывающих в столицу Башкортостана Уфу на поезде или на теплоходе встречает поднятой рукой Салават Юлаев, осадивший коня на высоком утесе над рекой. Кто же он – этот гордый всадник?

Салават Юлаев - башкирский национальный герой, один из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор. Он руководил многими ключевыми событиями этой войны, принимал участие в более чем двадцати сражениях. Он пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Также он воспевал доблесть и смелость своего народа, призывал к борьбе за справедливость.

Сегодня Салават Юлаев является национальным героем и символом республики. В честь него названы улицы, районы, населенные пункты, корабли и т. д. Во множестве городов есть памятники Салавату Юлаеву. Его фигура нашла отражение в литературе, музыке (многочисленные оперы и другие академические произведения), а также кинематографе.

Визитной карточкой Уфы, национальным достоянием является монумент, созданный скульптором из Северной Осетии Сосланбеком Дафаевичем Тавасиевым, воспитанником Петербургской академии художеств.

Данный памятник – самая большая конная статуя в Европе. При весе в 40 тонн отлитая из бронзированного чугуна, композиция выглядит на редкость динамичной за счет смещения центра тяжести и опоры всего на три точки (одну ногу конь поджал, будто зависнув над обрывом). За спиной Салавата – огромная площадь, и кажется, что конь проскакал ее всю и еще фырчит, закусив удила.

Памятник Салавату, признанный крупным достижением отечественной монументальной скульптуры, стал яркой достопримечательностью Уфы. И не случайно, изображение памятника национальному герою стало центральным элементом в гербе Республики Башкортостан.

Сосланбек Дафаевич заинтересовался этим образом, стал изучать архивные материалы и народный фольклор, его захватила идея увековечить память национального героя. Как это – во всей республике нет полноценного памятника Салавату!

С самого начала у него в голове возник образ именно всадника на коне. Он решил увековечить в камне момент, когда Салават принял решение примкнуть к Пугачёву и поддержать народное восстание.

Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена к 1963 году. Она была обсуждена крупнейшими специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. После чего Тавасиев привез её в Уфу, где она была установлена в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета, чтобы каждый желающий мог прийти, оценить и внести свои предложения по улучшению. Известно, что именно после высказанных замечаний одной из жительниц Уфы скульптор поработал над тем, чтобы сделать образ Салавата более мужественным.

Органично вошел в общую композицию памятника и гранитный постамент, выполненный архитектором М.Г. Гайнутдиновым. Своими выступами и гранями он символизирует горные хребты Урала. Этот постамент помог художнику естественно вписать свое произведение в рельеф обрывистого берега реки Белой в общий архитектурный облик Уфы. Памятник парит над окружающим пространством – купами деревьев, холмами, зеленью лугов и перелесков, далеко расстилающимися по речным берегам. Он буквально захватывает своей жизненной правдой, мужественной и строгой красотой.

Насчёт места установки долго шли споры. Предлагались то район горсовета, то кольцо на Центральном рынке. А автор хотел на круче, чтобы видно было издалека – с пароходов, с поездов.

После принятия решения об установке памятника Салавату Юлаева, дома начали сносить, а людей расселять неподалеку от Телецентра.

За эту работу Сосланбек Тавасиев получил звание Народного художника БАССР. А также награжден золотой медалью Академии художеств, позже – Госпремией СССР.

Сегодня памятник Салавату Юлаеву является одним из 7 чудес Башкортостана. Вот уже более 50 лет это самое популярное культурное место в городе. Площадь возле памятника украшена клумбами с цветами, декоративными кустарниками и фонтанами. Памятник огорожен красивой металлической изгородью, а холм под постаментом летом ярко зеленеет газонной травой. Рядом с памятником находится мемориальная плита, содержащая основные сведения о нем.

В тёмное время суток памятник освещается снизу, также подсвечиваются фонтаны, а сама площадь - фонарями. Вид со скалы на реку Белую очень красив. Созерцание панорамы реки, идущих по ней катеров, лесистых берегов и мостов через Белую наполняет душу гордостью за величие своей страны и её неповторимую красоту.

В истории каждого народа есть особые, знаковые личности, которые наиболее полно отражают его национальный дух. Некоторым из них суждено превратиться в подлинные символы своей нации. Таким воплощением характера башкирского народа стал Салават Юлаев. Он - национальный герой, воин-полководец, вождь восставших башкир и один из крупнейших предводителей Крестьянской войны 1773-1775 годов. Пламенный поэт, чьи произведения, как сказал Мустай Карим, "не только боевая призывная публицистика, но и его лирика о красоте родного края, о ночной неге, о любви служили той же главной идее - говорили о том, ради чего и во имя чего идти в бой"

Сосланбек Тавасиев очень верно оценил значение Салавата для Башкортостана и в то же время создал произведение достойное того, чтобы им восхищались и другие нации. Памятник прославляет нашу республику, силу и мужество ее народа, в символ которого он превратился.

1. Киньябулатова К. Баллада о Салавате / / Голос сердца: стихи, баллады, поэмы. пер. с башкир. - Уфа: Китап, 1999. - С.7—9.

3. Юрий ЕРГИН - Летящий над Агиделью. Памятник Салавату Юлаеву в Уфе (1941-1967) // Ватандаш. № 6. - С. 171-206.

История создания памятника Салавату Юлаеву

Памятник Салавату Юлаеву это самая крупная конная статуя в России. Памятник Салавату стал визитной карточкой Уфы, национальным достоянием. Его автором является народный скульптор Северной Осетии иБашкортостана Сосланбек Тавасиев. Памятник уникален тем, что при весе в 40 тонн, у него всего три опорные точки. Высота памятника достигает 9,8 метров. Через три года (после открытие памятника) Сосланбеку Дафаевичу была присуждена Государственная премия СССР. Считается, что памятник Салавату Юлаеву стал самым лучшим творением скульптора Тавасиева, который работал над ним на протяжении 30 долгих лет.

sh10417022 Салавату Юлаеву памятник БАШКИРИЯ

Салавату Юлаеву, сподвижнику Емельяна Пугачева, памятник, установлен рядом с Черкалихиным оврагом над крутым обрывом и склоном уфимских холмов к р. Белой. Автор скульпторы Сосланбек Тавасиев, уроженец Северной Осетии, вспоминал, что с момента возникновения первого замысла и до окончания работы над памятником прошло почти тридцать лет. Первые рассказы о Салавате Тавасиев услышал еще в военные годы в башкирском селе Стерлибашево, куда приехал вместе с эвакуированными из Москвы. Тавасиев рассказывал, что старался прочесть доступную ему литературу о Салавате, народные сказания, некоторые архивные материалы.

Модель памятника в натуральную величину из гипса Тавасиев закончил к 1963 году. Салават был изображен невысоким юношей двадцати с небольшим лет, в соответствии с историческими данными. Модель обсуждалась московскими специалистами, ее официально приняла коллегия Министерства культуры СССР.

На страницах уфимской печати развернулась настоящая дискуссия. Предлагались еще несколько вариантов установки – на центральной площади Демского района, напротив горсовета (там, где сейчас стоит памятник Ленину), наконец, в центре Советской площади, лицом в сторону улицы Пушкина. Так, известный московский скульптор Е.В. Вучетич считал, что если памятник поставить на месте, предложенном автором, то всадник с конем должен быть в несколько раз больше, иначе издалека он будет казаться слишком мелким. К тому же, говорили другие, конь повернется к городу хвостом – не самой парадной своей частью. Тавасиев стоял на своем, ибо в любом другом случае нарушилась бы внутренняя динамика композиции – Салават осаживает коня. В конце концов доводы автора перевесили все остальные и в марте 1967 года 20-метровый монумент был торжественно открыт.

На этой неделе в Уфе открылась выставка скульптора Сосланбека Тавасиева, который создал памятник Салавату Юлаеву. О великом художнике, работе над главным символом Башкирии и о том, почему на неё ушло 25 лет — в материале журналиста Mkset Антона Селиверстова.

Сам Тавасиев родился в Северной Осетии, в горном поселении Фаснал. В его семье стремились дать детям хорошее образование, и Сосланбек исправно посещал школу, уже тогда проявляя склонность к изобразительному творчеству, а позже отправился во Владикавказскую гимназию. Оттуда его призвали в армию. Спустя три года, когда ему было 23, началась Гражданская война.

Воевал Тавасиев на стороне большевиков. Он проявил себя бесстрашным командиром, а в перерывах между боями вырезал фигуры из дерева. После войны, вернувшись на родину, он занимался созданием надгробных памятников, и это стало для него началом карьеры скульптора. После художественной выставки во Владикавказе Тавасиева направили в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. В 1927 году он с отличием окончил обучение и через год перебрался в Москву, где много работал и участвовал в выставках. Его работы уже тогда отличались яркой образностью, динамичностью и ясными композиционными решениями.

В 1934 году Тавасиев и его коллега Игорь Грабарь, прогуливаясь вдоль подмосковной реки Воря, задумались о создании посёлка художников. Так появилось Ново-Абрамцево, участки на которых получили люди исключительно творческих профессий, а дачи служили им мастерскими. В 1939 году Сосланбек Тавасиев стал членом Союза художников СССР.

Когда началась Великая Отечественная война, Тавасиева с семьёй эвакуировали в Башкирию. Там он возглавил Уфимское отделение Союза художников и задумался о создании памятника Салавату Юлаеву.

Искусствовед Валентина Сорокина в биографии Тавасиева упоминала его рабочие заметки, из которых следует, что изначально ансамбль задумывался так: скульптура расположена на кургане, к которому ведут тропинки и внутри которого обустроены помещения с проходами, скамейками и памятным камнем Салавата. Предполагалось, что зритель мог бы полюбоваться скульптурой, после войти внутрь кургана, чтобы ознакомиться с памятным камнем в подсветке, а на выходе его бы встречал вид на реку.

Тавасиев кропотливо выбирал подходящее место и нашёл его на правом берегу реки Белая. На реализацию его замысла ушло 25 лет.

— У Тавасиева было много значимых работ, но, учитывая популярность памятнику Салавата Юлаева и потраченное на него время, можно говорить, что это было делом его жизни, — замечает Светлана Волкова.

Против выбранного Тавасиевым места выступил башкирский комитет КПСС, который считал, что памятник надо ставить возле Горсовета или на Советской площади, но художник настаивал: или здесь, или нигде. В итоге его поддержала министр культуры Клара Тахватуллина.

Над макетом скульптуры Тавасиев работал в Подмосковье, куда вернулся после войны — точнее, в заброшенной церкви села Ахтырка, которая до того, как стать мастерской, с 1937 года после ареста настоятелей использовалась как овощехранилище. Он проделал огромную работу по анатомированию лошади и создал каркас, позволяющий вносить поправки без нарушения общей композиции. Люди выстраивались в очередь, чтобы посмотреть на творение мастера. В своём дневнике Тавасиев с удовольствием отметил, что даже писатель Мустай Карим, увидев макет, согласился всё-таки: Салавату самое место именно над Белой.

В 1974 году Сосланбек Тавасиев скончался. Его работы хранятся в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея. Та церковь, в которой он работал над макетом памятника Салавата, вернулась РПЦ. Сам памятник в ноябре 2020 года собрались реставрировать. Как пояснили Mkset в Башкультнаследии, планируется в частности отчистить скульптуру от коррозии и вернуть ей первоначальный цвет, также, возможно, понадобится временный демонтаж.

Посвящённая Сосланбеку Тавасиеву выставка в Уфе продлится до 20 декабря. Она проходит в Национальном музее республики Башкортостан.

Читайте также: