Сообщение на тему развитие воли у детей

Обновлено: 18.05.2024

В свете нового педа­го­ги­че­ского мыш­ле­ния при­зна­ется при­о­ри­тет­ность гар­мо­нич­ного вос­пи­та­ния чело­века перед раз­лич­ными видами его обу­че­ния. Важно выявить пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ские основы гар­мо­нич­ного вос­пи­та­ния детей, под­рост­ков и юно­шей в про­цессе осу­ществ­ле­ния ими тру­до­вой, игро­вой, учеб­ной, спор­тив­ной и др. видов дея­тель­но­сти, изу­чить содер­жа­ние, стро­е­ние, вза­и­мо­связь и раз­ви­тие этих видов дея­тель­но­сти, опре­де­лить пути и сред­ства целе­на­прав­лен­ного фор­ми­ро­ва­ния субъ­екта созна­тель­ной дея­тель­но­сти и твор­че­ской лич­но­сти школьников.

Вос­пи­та­ние должно при­об­щить лич­ность к языку чело­ве­че­ской куль­туры, должно помочь осо­знать дей­стви­тель­ность как вза­и­мо­дей­ствие людей, как про­цесс их дея­тель­но­сти, как сово­куп­ность ее резуль­та­тов. Оно должно при­учить ребенка видеть в фокусе сво­его выбора и своих поступ­ков отно­ше­ние к дру­гим людям и под­во­дить лич­ность к осо­зна­нию своей уни­каль­но­сти — спе­ци­фич­но­сти суще­ства, обла­да­ю­щего своей волей и ответ­ствен­но­стью. Пове­де­ние такой лич­но­сти сопро­вож­да­ется само­ана­ли­зом, само­оцен­кой, рефлек­сией. Вся­кое отно­ше­ние к чело­веку при­об­ре­тает дру­гую ипо­стась — отно­ше­ние к самому себе. Вос­пи­та­ние гото­вит чело­века к субъ­ект­ной дея­тель­но­сти, выра­ба­ты­вает ее пси­хо­ло­ги­че­ские предпосылки.

На пороге школы у ребенка воз­ни­кает новый уро­вень само­со­зна­ния и воле­вой регу­ля­ции пове­де­ния. Он харак­те­ри­зу­ется оформ­ле­нием его внут­рен­ней пози­ции — новое отно­ше­ние к себе, к своим обя­зан­но­стям. В его жизнь вхо­дит систе­ма­ти­че­ский труд. Этот труд тре­бует уси­лий, направ­лен на дости­же­ние резуль­тата. Оце­ни­ва­ется теперь резуль­тат дей­ствий, а не наме­ре­ния. У детей скла­ды­ва­ется спо­соб­ность оце­ни­вать себя, неудачи, лич­ност­ные каче­ства в уче­нии, в труде. Эти дости­же­ния сле­дует рас­смат­ри­вать как шаг на пути к обес­пе­че­нию нор­маль­ного обу­че­ния в школе в будущем.

В прак­тике школь­ной жизни часто при­хо­дится стал­ки­ваться с отри­ца­тель­ными эмо­ци­о­наль­ными реак­ци­ями детей на оценки, на труд­но­сти в учеб­ной работе. Эти реак­ции явля­ются пока­за­те­лем небла­го­по­лу­чия в вос­пи­та­нии ребенка, нес­фор­ми­ро­ван­но­стью у него тру­до­лю­бия. В вос­пи­та­нии ребенка мы посто­янно тре­буем, оце­ни­ваем, не научив спо­со­бам выпол­не­ния тре­бо­ва­ний. А ведь часто при­чи­ной неуспеш­но­сти школь­ни­ков явля­ются нераз­ви­тые воле­вые каче­ства: само­сто­я­тель­ность, невос­пи­тан­ное чув­ство ответ­ствен­но­сти, неуме­ние дово­дить дело до конца, то есть него­тов­ность млад­шего школь­ника к труду. По иссле­до­ва­нию А. А. Реаан, без­от­вет­ствен­ность (84%) среди соци­ально незре­лых под­рост­ков, нега­тив­ное отно­ше­ние к труду — одно из цен­траль­ных обра­зо­ва­ний кри­ми­наль­ной лич­но­сти. Именно эти дети попа­дают в группу риска. Они не заин­те­ре­со­ваны в уче­нии и в труде, у них отсут­ствуют необ­хо­ди­мые навыки пре­одо­ле­ния трудностей.

Полу­чен­ные выводы поз­во­ляют гово­рить о том, что уже у ребенка дошколь­ного воз­раста необ­хо­димо созда­вать усло­вия для фор­ми­ро­ва­ния тру­до­лю­бия, что послу­жит важ­ней­шей пред­по­сыл­кой успеш­ного обу­че­ния в дальнейшем.

Опи­ра­ясь на оте­че­ствен­ные тра­ди­ции вос­пи­та­ния, сле­дует отме­тить, что важ­ным усло­вием раз­ви­тия воли, а вме­сте с тем и пре­одо­ле­ния пас­сив­но­сти, фор­ми­ро­ва­ния готов­но­сти к труду счи­та­ется также фор­ми­ро­ва­ние послушания.

Послу­ша­ния про­яв­ля­ются в пове­де­нии (выпол­не­ние нрав­ствен­ных норм, пра­вил) и в дея­тель­но­сти (выпол­не­ние пору­че­ний). Меха­низм послу­ша­ния — раз­ви­тие воле­вого уси­лия. Сле­дует отме­тить, что этот меха­низм не имеет ничего общего с без­услов­ным пови­но­ве­нием, когда ребенку не остав­ляют воз­мож­но­сти соб­ствен­ного убеж­де­ния в правоте дела.

Бытует мне­ние, что послуш­ный ребе­нок — это подав­лен­ный ребе­нок, что из него вырас­тет пас­сив­ный, зави­си­мый чело­век у кото­рого отсут­ствует воля.

Так ли это? Издавна, еще в древ­не­рус­ских сбор­ни­ках: Пчелы, Про­логи, Зла­то­усты, Изма­рагды и Домо­строй настой­чиво про­во­ди­лось, что любовь и доб­рые дела есть осно­ва­ние чело­ве­че­ской жизни. Послу­ша­ние в рус­ской хри­сти­ан­ской тра­ди­ции рас­смат­ри­ва­ется как доб­ро­воль­ное выпол­не­ние обя­зан­но­стей по отно­ше­нию к дру­гим людям и к себе. Это и быто­вые, и учеб­ные, и тру­до­вые послу­ша­ния. Их назна­че­ние — огра­ни­че­ние от само­воль­ства, ограж­де­ние от соблаз­нов и от матери всех поро­ков — празд­но­сти. Его назна­че­ние: огра­ни­че­ние само­воль­ства (что-хочу-дела­нье), ограж­де­ние от празд­ного времяпрепровождения.

Но реко­мен­ду­ется пра­виль­ное и осто­рож­ное при­ме­не­ние послу­ша­ния. Важно не лишить ребенка само­сто­я­тель­но­сти, но вме­сте с тем учить ребенка с кем-либо советоваться.

1. Архи­епи­скоп Евсе­вий (Орлин­ский). Энцик­ло­пе­дия вос­пи­та­ния малень­кого хри­сти­а­нина. М., 2003.

2. Осниц­кий А. К. Само­ре­гу­ля­ция дея­тель­но­сти школь­ника и фор­ми­ро­ва­ние актив­ной лич­но­сти. М.: Зна­ние, 1986.

3. Побе­до­нос­цев К. П. Вос­пи­та­ние харак­тера в школе. СПб., 1996.

4. Хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние детей. По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего пат­ри­ар­хата Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия вто­рого, 1993.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомившись с презентацией,у вас наглядно сложится презставление в том, что же такое воля, и как она развивается у детей.

Развитие воли у детей в дошкольном возрасте

Понятие о воле Воля - это способность человека сознательно управлять поведением, мобилизовать все силы для достижения поставленной цели.

Воля - это способность человека сознательно управлять поведением, мобилизовать все силы для достижения поставленной цели.

Онлайн-курсов вокруг множество, а вот закончивших их — гораздо меньше. Мы знаем, что учиться можно всю жизнь, да вот беда, если перед нами не маячит экзамен, мы перестаём куда-то двигаться. Уехать работать под пальмы сегодня просто, а вот соблюдать дедлайны, нежась в шезлонге у моря, гораздо сложнее. Сила воли становится основным качеством успешного человека. Педагог и психолог Ирина Беляева рассказывает, можно ли её измерить и — самое главное — как воспитать её в ребёнке.

Что такое сила воли и откуда она берётся


Роберт Сапольски, нейробиолог из Стэнфорда, считает, что сила воли — биологический инстинкт, призванный защитить нас от нас самих и наших сиюминутных желаний. А раз это врождённое качество, то где-то в нашем мозгу должны быть структуры, которые управляют им. И они есть. За такие вещи, как способность удерживать цель, корректировать движение к ней, контролировать своё поведение, подавлять инстинктивные порывы, отвечает префронтальная кора головного мозга. Её исполнительная функция — сознательный контроль мыслей, чувств и эмоций.

То, что в нас зашит механизм, который склоняет нас выбирать более сложные задачи и защищает от самих себя и сиюминутных желаний, — хорошая новость. Но ещё радостнее знать, что мы можем влиять на работу этого механизма, делать себя сильнее и в итоге — счастливее.

Время, когда мы обсуждали, предопределяет ли размер мозга нашу гениальность, позади. Мы можем выращивать свой мозг, выполняя определённые упражнения

Префронтальную кору можно укрепить как бицепс или мышцы пресса, и, хотя результаты не будут заметны невооружённым глазом (к счастью, у нас есть МРТ), наша жизнь может измениться кардинально.

Почему нельзя закалять волю с рождения

Воодушевлённые новым знанием родители могут броситься закалять характер ребёнка буквально с рождения, но существуют законы природы, которые мы не можем обойти. В дошкольном возрасте нейронные связи в префронтальной коре только формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к самоконтролю. Им нужна помощь взрослого.

Мы можем уже в раннем детстве обеспечить ребёнку максимально благоприятные условия для развития мозга. Внимательное отношение, регулируемый стресс, отклик на его желания, уважение к чувствам и настроению, предсказуемое окружение — всё то, о чём нам рассказывает теория привязанности, вкупе со здоровым образом жизни обеспечивают идеальные условия для развития мозга, а значит, и силы воли.


Получается парадокс. Хотите вырастить героя со стальной волей? Носите его на руках, будьте рядом, позволяйте плакать и утешайте в раннем детстве. Следующим шагом будет изучение и приручение чувств. В возрасте 3-6 лет мы вместе с детьми погружаемся в океан эмоций и пытаемся научиться в нём жить, плыть и даже управлять течениями. И лишь после этого этапа стоит серьёзно заниматься прокачкой воли.

Сила воли — это мышца, которую можно нарастить

Важно помнить два основных правила тренировок: чтобы достичь успеха, заниматься нужно регулярно. Будут взлёты и падения, но в целом именно регулярность даёт устойчивый рост. При этом чрезмерные нагрузки показывают противоположный результат. Усталое тело сложно заставить заниматься спортом, и любой спортсмен будет заботиться о своём здоровье и режиме. То же самое с мозгом. Усталая психика не может напрягаться.

Если вы хотите закалять волю, следите за тем, чтобы избегать стрессов, высыпаться и быть в хорошей физической форме

Если у ребёнка хронический стресс из-за напряжения в школе или неурядиц в семье, сначала важно восстановить гармонию, а потом думать обо всём остальном. Вы же не будете обливать ледяной водой и отправлять бегать по снегу человека с бронхитом?

Если мы уверены в своей хорошей психической форме, можно переходить на следующий этап: наращивать нейронные связи, использовать новые ментальные установки, прибегать к лайфхакам, помогающим управлять собой, и уверенно идти к цели.

1. Расскажите ребёнку, что такое сила воли и для чего она нужна

Выберите цель — предложите несколько или спросите у него, чему он хочет научиться. Определите срок достижения цели и то, как вы будете измерять успех. Простой чек-лист на неделю или месяц творит чудеса. Расскажите, что иногда будет сложно и предложите варианты, как бороться с трудностями, поддерживайте и любите. Поймите, что всё желаемое, всё, чему он хочет научиться, уже есть в вашем ребёнке. Осталось только пробудить и раскрыть эти умения и навыки. В нас всегда скрыто больше, чем видно снаружи и даже чем мы думаем сами. Помогите внутренней силе выйти наружу, и ваши дети поймут: в этом мире для них нет ничего невозможного.

2. Научите ребёнка мыслительным упражнениям

Здорово, если выдох будет примерно в два раза длиннее вдоха, — это снижает вариабельность сердечного ритма и приводит нас в состояние покоя и сосредоточенности. Но можно и просто дышать в том ритме, который комфортен. Важно постоянно ловить ускользающий луч внимания и направлять на дыхание. Это простое упражнение не только поможет растить кору мозга, но и сослужит вам и детям хорошую службу в стрессовых ситуациях.


3. Объясните ему, что ошибки — это нормально

4. Заставьте ребёнка поверить в успех и в себя

Ошибки помогают лишь тем, кто в себе уверен. И это как раз задача родителей: выстроить обратную связь с детьми так, чтобы они любили свои ошибки, легко принимали вызов, знали, что могут всё. Вопрос лишь во времени и усилиях. Психологи называют это самоэффективностью — уверенность в своей способности изменить ситуацию к лучшему и достичь цели. Если ты веришь, что у тебя есть навыки и задатки для достижения желаемого и продвижение к успеху зависит от тебя, а не от окружающих условий, то ты скорее склонен делать то, что неприятно и тяжело.


В подобных упражнениях помогут различные чек-листы, моральная поддержка, напоминания и фиксация промежуточных результатов. Сила воли — мышца. Прокачав её в сфере, которая доставляет удовольствие и радость (будь то футбол или пение по нотам), вы сможете использовать этот потенциал при подготовке к ЕГЭ.

5. Правильно поддерживайте ребёнка

В любых тренировках бывают взлёты и падения, и сила воли не исключение. Это — нормально, это — жизнь. Но как мы реагируем на неудачу? Вчера казалось, что дочь так искренне приняла решение делать уроки до проверки мессенджеров, а сегодня она снова сидит в телефоне уже второй час, хотя учебники даже не доставала. Ну, конечно, она хотела только на минуточку заглянуть и вдруг оп — пролетело два часа. Хочется рассказать ей всё, что по этому поводу думаешь, обвинить в безволии, нарушении договора, пригрозить страшным будущим дворника. Но именно это делать не надо.

Что можно сделать? Для начала выйти и подышать, а когда успокоитесь, вернуться и мягко напомнить, что дочь вроде бы собиралась поступать иначе. Да, сорвалась — бывает, но это нестрашно, важно просто начать сначала. Ну и, может быть, выключать звуковые уведомления на телефоне.

6. Напоминайте о цели, когда хвалите

В той же книге Макгонигал описывает эксперимент, в ходе которого проверяли, как изменение фокуса внимания влияет на наше поведение. Исследователи общались с женщинами, которые хотели похудеть. После недельной работы над собой в спортзале одних хвалили, подчёркивая их заслуги и тяжёлый труд, вторым же напоминали о цели. Им говорили, что результат — стройная фигура — для них, очевидно, важен, раз они готовы так много тренироваться. После этого разговора женщинам предлагали выбрать булочку или фрукт.


7. Вводите новые привычки постепенно

Очень часто мы принимаем неверные решения из-за того, что обещаем себе начать новую жизнь только с января или понедельника. Сегодня можно позависать в YouTube, просматривая любимых стримеров, а к экзамену начать готовиться завтра.

Попробуйте договориться учиться меньше — полчаса, двадцать минут, но ежедневно. Предложите ребёнку заниматься зарядкой по утрам всю неделю ровно столько, сколько он сделает в понедельник. Пусть это будет десять приседаний и два отжимания, но ежедневно. Секрет искусства маленьких шагов не в том, чтобы совершать глобальные подвиги, а в том, чтобы уметь вводить новые полезные привычки в повседневную жизнь.

8. Не забывайте напоминать про успех в итоге

Если отчётливо представлять себя за фортепьяно в Карнеги-холле, возможно, ежедневные упражнения будут не столь утомительны. Вообще при определении цели помогает увидеть и подробно описать, что мы получим в результате. Заветный пьедестал, способность легко говорить на новом языке и поездка в любимую страну, поступление в школу мечты, главная роль в пьесе?

Чем чётче мы увидим свершившееся, тем легче нам будет поверить, что это возможно. Наша самоэффективность возрастёт. Помогает и предвкушение награды: все знают о силе и опасности дофамина (Гормон, который вырабатывается в больших количествах во время положительного опыта — к примеру, секса или приёма вкусной пищи. — Прим. ред.), но он вполне может стать нашим другом, если, выполняя необходимые рутинные задачи, мы предвкушаем приз. У каждого это может быть что-то своё — компьютерные игры, мультики, футбол с друзьями, болтовня с подругой.

9. Подавайте пример и начните с себя

Спортивные занятия считаются универсальным и самым эффективным способом тренировки воли, так как в них легко ставятся цели, определяются шаги к их достижению и измеряется результат. Но и тут важно не переусердствовать.

Вдохновляют нас на подвиги не только соседи и папа, но и супергерои (подробнее об этом рассказывает Джейн Макгонигал в книге SupperBetter) или кумиры, с которыми мы никогда не встречались, но хотим быть на них похожи. Важно, чтобы образ героя в нашей голове имел очень ясные очертания. Определившись с примером для подражания, хорошо бы понять, какое именно его качество вы хотели бы развить в себе. Скорее всего, оно уже есть в вас, но просто пока спит. Мысли о любимом персонаже и том, как он поступит в той или иной ситуации, могут серьёзно поддержать в момент сомнений.

В научной психологии понятие воли является одним из самых сложных. Проблема воли часто отрицается; вместо этого она обсуждается в контексте потребностей, мотивов, желаний и целей. В то же время все специалисты признают особую важность волевых процессов в организации обучения и развития ребенка.

Чаще всего психологи понимают волю как свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Воля включает в себя действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных трудностей.

Черты волевого характера традиционно включают следующие: Настойчивость, смелость, энергия, упорство, решительность, независимость, терпение и целеустремленность. Слабость воли человека характеризуется: Упрямство, лень, беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость.

Очень трудно развивать волевые качества напрямую. Существует мало специальных программ для развития волевых качеств у детей. Но все специалисты, работающие с детьми, в той или иной степени, прямо или косвенно, стимулируют развитие их волевых качеств. И, конечно, каждый профессионал сразу замечает их безволие, потому что слабость сферы регуляции тормозит и дезинтегрирует любую деятельность по обучению, воспитанию и развитию ребенка. Воспитание воли — это педагогически контролируемый процесс. Мы имеем в виду не специальные упражнения, а тренировку волевых усилий в течение жизни.

Воспитание волевых качеств у детей - Условия воспитания воли

Условия воспитания воли

Приемы воспитания воли разнообразны, но все они включают соблюдение следующих условий :

Рассказы о людях, литературных героях, проявивших мужество и героизм, дают хорошие результаты в воспитании воли у детей. Комментарии, обсуждение, создание рисунков по теме рассказа обязательны. На психологическом уровне активизируются процессы отражения, осознания необходимых и полезных волевых качеств.

Большое значение для формирования воли имеет предъявление ребенку соответствующих возрасту требований с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля создает привычку бросать начатое, не завершив его.

Приёмы воспитания воли

Преодоление трудностей и препятствий делается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, тем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы ребенок научился формулировать собственные цели, принимая во внимание потребности других (не нарушая чужих границ). Если цель далека, необходимо помочь ребенку наметить шаги по ее достижению, увидеть другие перспективы, помочь решить определенные проблемы, которые приведут к созданию условий для достижения конечной цели. Во время занятий важно обсудить причину и важность того, что делается, почему это необходимо для конкретного ребенка. На психологическом уровне в таких случаях происходит развитие волевой мотивации и способности к целеполаганию.

Принятое решение должно быть выполнено. В этом случае формируется психологический стереотип волевого поведения. Если решение принято, но исполнение неоднократно откладывается, воля человека дезорганизована. Систематическое неисполнение принятых решений размагничивает волю.

Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, развития воли к спорту.

В процессе обучения необходимо развивать способности ребенка формировать программу, предвидеть результаты ее реализации, определять цели и способы их реализации, постоянный самоконтроль, самооценку, оперативную коррекцию. Для этого взрослый (воспитатель, родитель) предлагает ребенку подробно рассказать, что он будет делать (до того, как он начнет это делать).

Принципы развития произвольности детей на занятиях

Следующий алгоритм является оптимальным для разработки добровольной схемы:

Важность развития волевых качеств в дошкольном периоде

Развитие волевых качеств оказывает непосредственное влияние на успешность в учебной и трудовой деятельности. Отсутствие волевых качеств или недостаточное их развитие не позволяют ребенку адекватно воспринимать указания, просьбы взрослых людей, достигать поставленных целей и преодолевать трудности.

Сенситивным периодом для развития волевых качеств является дошкольный период. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к воздействию и взаимодействию со взрослыми. Развитие и формирование волевых качеств является неотъемлемой частью общего развития личности. Развивать волю необходимо систематически и последовательно, используя методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям. Недостатки развития воли проявляются в капризах, непослушании, упрямстве, эгоизме, негативизме по отношению к окружающим, особенно часто к родителям.

В дошкольном возрасте существенным фактором, содействующим воспитанию волевых качеств, является точное соблюдение режима дня ребенка, что приучает к ответственности, организованности и порядку, дисциплинирует. Режимные моменты следует соблюдать не только в детском саду, но и дома. Родители должны поощрять самостоятельность детей, активность, следить за соблюдением режима дня, воспитывать ответственность, дисциплинированность у детей. Ежедневное планирование своего дня и вечернее подведение итогов позволяет осознать свою значимость для других, ощутить временные рамки.

Развитие воли происходит во всех видах доступной по возрасту деятельности: игре, общении, продуктивной деятельности. В этой деятельности важно пояснить смысл, определить цель и задачи, что повлечет за собой развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности, дисциплинированности. В старшем дошкольном возрасте помимо игры можно применять ряд других методов и приемов: беседа, экскурсия, продуктивная деятельность, наблюдение, тренировки.

Дошкольный возраст отличается специфической деятельностью – игрой, в которой происходит процесс воспитания и обучения. Умелое использование игровой деятельности позволяет эффективно развивать различные стороны личности дошкольника. В разных видах игр проявляются и развиваются различные качества, в том числе и волевые, каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Наиболее эффективные виды игр, на наш взгляд: предметные, коллективные, сюжетно-ролевые, дидактические и творческие [25].

Педагог в учебно-воспитательном процессе должен грамотно подбирать игры с соответствующим содержанием, не все игры содействуют развитию волевых качеств, нравственному развитию. Игра должна соответствовать определенным критериям: увлекательность содержания, содержание игры должно отражать реальные общественные взаимоотношения, явления жизни, цели игры должны быть значимы и доступны детям, игры должны затрагивать нравственные чувства ребенка. В ходе игровой деятельности воспитатель должен играть направляющую роль, передавать свой взгляд на мир, нравственный опыт, приобщать к общественной жизни и взаимоотношениям в социальной сфере.

Формирование волевых качеств дошкольников в процессе игровой деятельность – процесс сложный, многогранный и длительный. В нем должны быть задействованы и учителя, и психологи, и родители учащихся. Для эффективности данного процесса необходимо создавать специальные педагогические условия, использовать разнообразные педагогические методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям дошкольника. Развитые волевые качества позволят детям успешно учиться в школе, выполнять порученную работу, адаптироваться в социальной среде.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: