Сообщение на тему развитие воли у детей
Обновлено: 18.05.2024
В свете нового педагогического мышления признается приоритетность гармоничного воспитания человека перед различными видами его обучения. Важно выявить психолого-педагогические основы гармоничного воспитания детей, подростков и юношей в процессе осуществления ими трудовой, игровой, учебной, спортивной и др. видов деятельности, изучить содержание, строение, взаимосвязь и развитие этих видов деятельности, определить пути и средства целенаправленного формирования субъекта сознательной деятельности и творческой личности школьников.
Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, должно помочь осознать действительность как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям и подводить личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего своей волей и ответственностью. Поведение такой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку приобретает другую ипостась — отношение к самому себе. Воспитание готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки.
На пороге школы у ребенка возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением его внутренней позиции — новое отношение к себе, к своим обязанностям. В его жизнь входит систематический труд. Этот труд требует усилий, направлен на достижение результата. Оценивается теперь результат действий, а не намерения. У детей складывается способность оценивать себя, неудачи, личностные качества в учении, в труде. Эти достижения следует рассматривать как шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем.
В практике школьной жизни часто приходится сталкиваться с отрицательными эмоциональными реакциями детей на оценки, на трудности в учебной работе. Эти реакции являются показателем неблагополучия в воспитании ребенка, несформированностью у него трудолюбия. В воспитании ребенка мы постоянно требуем, оцениваем, не научив способам выполнения требований. А ведь часто причиной неуспешности школьников являются неразвитые волевые качества: самостоятельность, невоспитанное чувство ответственности, неумение доводить дело до конца, то есть неготовность младшего школьника к труду. По исследованию А. А. Реаан, безответственность (84%) среди социально незрелых подростков, негативное отношение к труду — одно из центральных образований криминальной личности. Именно эти дети попадают в группу риска. Они не заинтересованы в учении и в труде, у них отсутствуют необходимые навыки преодоления трудностей.
Полученные выводы позволяют говорить о том, что уже у ребенка дошкольного возраста необходимо создавать условия для формирования трудолюбия, что послужит важнейшей предпосылкой успешного обучения в дальнейшем.
Опираясь на отечественные традиции воспитания, следует отметить, что важным условием развития воли, а вместе с тем и преодоления пассивности, формирования готовности к труду считается также формирование послушания.
Послушания проявляются в поведении (выполнение нравственных норм, правил) и в деятельности (выполнение поручений). Механизм послушания — развитие волевого усилия. Следует отметить, что этот механизм не имеет ничего общего с безусловным повиновением, когда ребенку не оставляют возможности собственного убеждения в правоте дела.
Бытует мнение, что послушный ребенок — это подавленный ребенок, что из него вырастет пассивный, зависимый человек у которого отсутствует воля.
Так ли это? Издавна, еще в древнерусских сборниках: Пчелы, Прологи, Златоусты, Измарагды и Домострой настойчиво проводилось, что любовь и добрые дела есть основание человеческой жизни. Послушание в русской христианской традиции рассматривается как добровольное выполнение обязанностей по отношению к другим людям и к себе. Это и бытовые, и учебные, и трудовые послушания. Их назначение — ограничение от самовольства, ограждение от соблазнов и от матери всех пороков — праздности. Его назначение: ограничение самовольства (что-хочу-деланье), ограждение от праздного времяпрепровождения.
Но рекомендуется правильное и осторожное применение послушания. Важно не лишить ребенка самостоятельности, но вместе с тем учить ребенка с кем-либо советоваться.
1. Архиепископ Евсевий (Орлинский). Энциклопедия воспитания маленького христианина. М., 2003.
2. Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986.
3. Победоносцев К. П. Воспитание характера в школе. СПб., 1996.
4. Христианское воспитание детей. По благословению Святейшего патриархата Московского и всея Руси Алексия второго, 1993.
Познакомившись с презентацией,у вас наглядно сложится презставление в том, что же такое воля, и как она развивается у детей.
Развитие воли у детей в дошкольном возрасте
Воля - это способность человека сознательно управлять поведением, мобилизовать все силы для достижения поставленной цели.
Онлайн-курсов вокруг множество, а вот закончивших их — гораздо меньше. Мы знаем, что учиться можно всю жизнь, да вот беда, если перед нами не маячит экзамен, мы перестаём куда-то двигаться. Уехать работать под пальмы сегодня просто, а вот соблюдать дедлайны, нежась в шезлонге у моря, гораздо сложнее. Сила воли становится основным качеством успешного человека. Педагог и психолог Ирина Беляева рассказывает, можно ли её измерить и — самое главное — как воспитать её в ребёнке.
Что такое сила воли и откуда она берётся
Роберт Сапольски, нейробиолог из Стэнфорда, считает, что сила воли — биологический инстинкт, призванный защитить нас от нас самих и наших сиюминутных желаний. А раз это врождённое качество, то где-то в нашем мозгу должны быть структуры, которые управляют им. И они есть. За такие вещи, как способность удерживать цель, корректировать движение к ней, контролировать своё поведение, подавлять инстинктивные порывы, отвечает префронтальная кора головного мозга. Её исполнительная функция — сознательный контроль мыслей, чувств и эмоций.
То, что в нас зашит механизм, который склоняет нас выбирать более сложные задачи и защищает от самих себя и сиюминутных желаний, — хорошая новость. Но ещё радостнее знать, что мы можем влиять на работу этого механизма, делать себя сильнее и в итоге — счастливее.
Время, когда мы обсуждали, предопределяет ли размер мозга нашу гениальность, позади. Мы можем выращивать свой мозг, выполняя определённые упражнения
Префронтальную кору можно укрепить как бицепс или мышцы пресса, и, хотя результаты не будут заметны невооружённым глазом (к счастью, у нас есть МРТ), наша жизнь может измениться кардинально.
Почему нельзя закалять волю с рождения
Воодушевлённые новым знанием родители могут броситься закалять характер ребёнка буквально с рождения, но существуют законы природы, которые мы не можем обойти. В дошкольном возрасте нейронные связи в префронтальной коре только формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к самоконтролю. Им нужна помощь взрослого.
Мы можем уже в раннем детстве обеспечить ребёнку максимально благоприятные условия для развития мозга. Внимательное отношение, регулируемый стресс, отклик на его желания, уважение к чувствам и настроению, предсказуемое окружение — всё то, о чём нам рассказывает теория привязанности, вкупе со здоровым образом жизни обеспечивают идеальные условия для развития мозга, а значит, и силы воли.
Получается парадокс. Хотите вырастить героя со стальной волей? Носите его на руках, будьте рядом, позволяйте плакать и утешайте в раннем детстве. Следующим шагом будет изучение и приручение чувств. В возрасте 3-6 лет мы вместе с детьми погружаемся в океан эмоций и пытаемся научиться в нём жить, плыть и даже управлять течениями. И лишь после этого этапа стоит серьёзно заниматься прокачкой воли.
Сила воли — это мышца, которую можно нарастить
Важно помнить два основных правила тренировок: чтобы достичь успеха, заниматься нужно регулярно. Будут взлёты и падения, но в целом именно регулярность даёт устойчивый рост. При этом чрезмерные нагрузки показывают противоположный результат. Усталое тело сложно заставить заниматься спортом, и любой спортсмен будет заботиться о своём здоровье и режиме. То же самое с мозгом. Усталая психика не может напрягаться.
Если вы хотите закалять волю, следите за тем, чтобы избегать стрессов, высыпаться и быть в хорошей физической форме
Если у ребёнка хронический стресс из-за напряжения в школе или неурядиц в семье, сначала важно восстановить гармонию, а потом думать обо всём остальном. Вы же не будете обливать ледяной водой и отправлять бегать по снегу человека с бронхитом?
Если мы уверены в своей хорошей психической форме, можно переходить на следующий этап: наращивать нейронные связи, использовать новые ментальные установки, прибегать к лайфхакам, помогающим управлять собой, и уверенно идти к цели.
1. Расскажите ребёнку, что такое сила воли и для чего она нужна
Выберите цель — предложите несколько или спросите у него, чему он хочет научиться. Определите срок достижения цели и то, как вы будете измерять успех. Простой чек-лист на неделю или месяц творит чудеса. Расскажите, что иногда будет сложно и предложите варианты, как бороться с трудностями, поддерживайте и любите. Поймите, что всё желаемое, всё, чему он хочет научиться, уже есть в вашем ребёнке. Осталось только пробудить и раскрыть эти умения и навыки. В нас всегда скрыто больше, чем видно снаружи и даже чем мы думаем сами. Помогите внутренней силе выйти наружу, и ваши дети поймут: в этом мире для них нет ничего невозможного.
2. Научите ребёнка мыслительным упражнениям
Здорово, если выдох будет примерно в два раза длиннее вдоха, — это снижает вариабельность сердечного ритма и приводит нас в состояние покоя и сосредоточенности. Но можно и просто дышать в том ритме, который комфортен. Важно постоянно ловить ускользающий луч внимания и направлять на дыхание. Это простое упражнение не только поможет растить кору мозга, но и сослужит вам и детям хорошую службу в стрессовых ситуациях.
3. Объясните ему, что ошибки — это нормально
4. Заставьте ребёнка поверить в успех и в себя
Ошибки помогают лишь тем, кто в себе уверен. И это как раз задача родителей: выстроить обратную связь с детьми так, чтобы они любили свои ошибки, легко принимали вызов, знали, что могут всё. Вопрос лишь во времени и усилиях. Психологи называют это самоэффективностью — уверенность в своей способности изменить ситуацию к лучшему и достичь цели. Если ты веришь, что у тебя есть навыки и задатки для достижения желаемого и продвижение к успеху зависит от тебя, а не от окружающих условий, то ты скорее склонен делать то, что неприятно и тяжело.
В подобных упражнениях помогут различные чек-листы, моральная поддержка, напоминания и фиксация промежуточных результатов. Сила воли — мышца. Прокачав её в сфере, которая доставляет удовольствие и радость (будь то футбол или пение по нотам), вы сможете использовать этот потенциал при подготовке к ЕГЭ.
5. Правильно поддерживайте ребёнка
В любых тренировках бывают взлёты и падения, и сила воли не исключение. Это — нормально, это — жизнь. Но как мы реагируем на неудачу? Вчера казалось, что дочь так искренне приняла решение делать уроки до проверки мессенджеров, а сегодня она снова сидит в телефоне уже второй час, хотя учебники даже не доставала. Ну, конечно, она хотела только на минуточку заглянуть и вдруг оп — пролетело два часа. Хочется рассказать ей всё, что по этому поводу думаешь, обвинить в безволии, нарушении договора, пригрозить страшным будущим дворника. Но именно это делать не надо.
Что можно сделать? Для начала выйти и подышать, а когда успокоитесь, вернуться и мягко напомнить, что дочь вроде бы собиралась поступать иначе. Да, сорвалась — бывает, но это нестрашно, важно просто начать сначала. Ну и, может быть, выключать звуковые уведомления на телефоне.
6. Напоминайте о цели, когда хвалите
В той же книге Макгонигал описывает эксперимент, в ходе которого проверяли, как изменение фокуса внимания влияет на наше поведение. Исследователи общались с женщинами, которые хотели похудеть. После недельной работы над собой в спортзале одних хвалили, подчёркивая их заслуги и тяжёлый труд, вторым же напоминали о цели. Им говорили, что результат — стройная фигура — для них, очевидно, важен, раз они готовы так много тренироваться. После этого разговора женщинам предлагали выбрать булочку или фрукт.
7. Вводите новые привычки постепенно
Очень часто мы принимаем неверные решения из-за того, что обещаем себе начать новую жизнь только с января или понедельника. Сегодня можно позависать в YouTube, просматривая любимых стримеров, а к экзамену начать готовиться завтра.
Попробуйте договориться учиться меньше — полчаса, двадцать минут, но ежедневно. Предложите ребёнку заниматься зарядкой по утрам всю неделю ровно столько, сколько он сделает в понедельник. Пусть это будет десять приседаний и два отжимания, но ежедневно. Секрет искусства маленьких шагов не в том, чтобы совершать глобальные подвиги, а в том, чтобы уметь вводить новые полезные привычки в повседневную жизнь.
8. Не забывайте напоминать про успех в итоге
Если отчётливо представлять себя за фортепьяно в Карнеги-холле, возможно, ежедневные упражнения будут не столь утомительны. Вообще при определении цели помогает увидеть и подробно описать, что мы получим в результате. Заветный пьедестал, способность легко говорить на новом языке и поездка в любимую страну, поступление в школу мечты, главная роль в пьесе?
Чем чётче мы увидим свершившееся, тем легче нам будет поверить, что это возможно. Наша самоэффективность возрастёт. Помогает и предвкушение награды: все знают о силе и опасности дофамина (Гормон, который вырабатывается в больших количествах во время положительного опыта — к примеру, секса или приёма вкусной пищи. — Прим. ред.), но он вполне может стать нашим другом, если, выполняя необходимые рутинные задачи, мы предвкушаем приз. У каждого это может быть что-то своё — компьютерные игры, мультики, футбол с друзьями, болтовня с подругой.
9. Подавайте пример и начните с себя
Спортивные занятия считаются универсальным и самым эффективным способом тренировки воли, так как в них легко ставятся цели, определяются шаги к их достижению и измеряется результат. Но и тут важно не переусердствовать.
Вдохновляют нас на подвиги не только соседи и папа, но и супергерои (подробнее об этом рассказывает Джейн Макгонигал в книге SupperBetter) или кумиры, с которыми мы никогда не встречались, но хотим быть на них похожи. Важно, чтобы образ героя в нашей голове имел очень ясные очертания. Определившись с примером для подражания, хорошо бы понять, какое именно его качество вы хотели бы развить в себе. Скорее всего, оно уже есть в вас, но просто пока спит. Мысли о любимом персонаже и том, как он поступит в той или иной ситуации, могут серьёзно поддержать в момент сомнений.
В научной психологии понятие воли является одним из самых сложных. Проблема воли часто отрицается; вместо этого она обсуждается в контексте потребностей, мотивов, желаний и целей. В то же время все специалисты признают особую важность волевых процессов в организации обучения и развития ребенка.
Чаще всего психологи понимают волю как свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
Воля включает в себя действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных трудностей.
Черты волевого характера традиционно включают следующие: Настойчивость, смелость, энергия, упорство, решительность, независимость, терпение и целеустремленность. Слабость воли человека характеризуется: Упрямство, лень, беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость.
Очень трудно развивать волевые качества напрямую. Существует мало специальных программ для развития волевых качеств у детей. Но все специалисты, работающие с детьми, в той или иной степени, прямо или косвенно, стимулируют развитие их волевых качеств. И, конечно, каждый профессионал сразу замечает их безволие, потому что слабость сферы регуляции тормозит и дезинтегрирует любую деятельность по обучению, воспитанию и развитию ребенка. Воспитание воли — это педагогически контролируемый процесс. Мы имеем в виду не специальные упражнения, а тренировку волевых усилий в течение жизни.
Условия воспитания воли
Приемы воспитания воли разнообразны, но все они включают соблюдение следующих условий :
Рассказы о людях, литературных героях, проявивших мужество и героизм, дают хорошие результаты в воспитании воли у детей. Комментарии, обсуждение, создание рисунков по теме рассказа обязательны. На психологическом уровне активизируются процессы отражения, осознания необходимых и полезных волевых качеств.
Большое значение для формирования воли имеет предъявление ребенку соответствующих возрасту требований с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля создает привычку бросать начатое, не завершив его.
Приёмы воспитания воли
Преодоление трудностей и препятствий делается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, тем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы ребенок научился формулировать собственные цели, принимая во внимание потребности других (не нарушая чужих границ). Если цель далека, необходимо помочь ребенку наметить шаги по ее достижению, увидеть другие перспективы, помочь решить определенные проблемы, которые приведут к созданию условий для достижения конечной цели. Во время занятий важно обсудить причину и важность того, что делается, почему это необходимо для конкретного ребенка. На психологическом уровне в таких случаях происходит развитие волевой мотивации и способности к целеполаганию.
Принятое решение должно быть выполнено. В этом случае формируется психологический стереотип волевого поведения. Если решение принято, но исполнение неоднократно откладывается, воля человека дезорганизована. Систематическое неисполнение принятых решений размагничивает волю.
Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, развития воли к спорту.
В процессе обучения необходимо развивать способности ребенка формировать программу, предвидеть результаты ее реализации, определять цели и способы их реализации, постоянный самоконтроль, самооценку, оперативную коррекцию. Для этого взрослый (воспитатель, родитель) предлагает ребенку подробно рассказать, что он будет делать (до того, как он начнет это делать).
Принципы развития произвольности детей на занятиях
Следующий алгоритм является оптимальным для разработки добровольной схемы:
Важность развития волевых качеств в дошкольном периоде
Развитие волевых качеств оказывает непосредственное влияние на успешность в учебной и трудовой деятельности. Отсутствие волевых качеств или недостаточное их развитие не позволяют ребенку адекватно воспринимать указания, просьбы взрослых людей, достигать поставленных целей и преодолевать трудности.
Сенситивным периодом для развития волевых качеств является дошкольный период. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к воздействию и взаимодействию со взрослыми. Развитие и формирование волевых качеств является неотъемлемой частью общего развития личности. Развивать волю необходимо систематически и последовательно, используя методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям. Недостатки развития воли проявляются в капризах, непослушании, упрямстве, эгоизме, негативизме по отношению к окружающим, особенно часто к родителям.
В дошкольном возрасте существенным фактором, содействующим воспитанию волевых качеств, является точное соблюдение режима дня ребенка, что приучает к ответственности, организованности и порядку, дисциплинирует. Режимные моменты следует соблюдать не только в детском саду, но и дома. Родители должны поощрять самостоятельность детей, активность, следить за соблюдением режима дня, воспитывать ответственность, дисциплинированность у детей. Ежедневное планирование своего дня и вечернее подведение итогов позволяет осознать свою значимость для других, ощутить временные рамки.
Развитие воли происходит во всех видах доступной по возрасту деятельности: игре, общении, продуктивной деятельности. В этой деятельности важно пояснить смысл, определить цель и задачи, что повлечет за собой развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности, дисциплинированности. В старшем дошкольном возрасте помимо игры можно применять ряд других методов и приемов: беседа, экскурсия, продуктивная деятельность, наблюдение, тренировки.
Дошкольный возраст отличается специфической деятельностью – игрой, в которой происходит процесс воспитания и обучения. Умелое использование игровой деятельности позволяет эффективно развивать различные стороны личности дошкольника. В разных видах игр проявляются и развиваются различные качества, в том числе и волевые, каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Наиболее эффективные виды игр, на наш взгляд: предметные, коллективные, сюжетно-ролевые, дидактические и творческие [25].
Педагог в учебно-воспитательном процессе должен грамотно подбирать игры с соответствующим содержанием, не все игры содействуют развитию волевых качеств, нравственному развитию. Игра должна соответствовать определенным критериям: увлекательность содержания, содержание игры должно отражать реальные общественные взаимоотношения, явления жизни, цели игры должны быть значимы и доступны детям, игры должны затрагивать нравственные чувства ребенка. В ходе игровой деятельности воспитатель должен играть направляющую роль, передавать свой взгляд на мир, нравственный опыт, приобщать к общественной жизни и взаимоотношениям в социальной сфере.
Формирование волевых качеств дошкольников в процессе игровой деятельность – процесс сложный, многогранный и длительный. В нем должны быть задействованы и учителя, и психологи, и родители учащихся. Для эффективности данного процесса необходимо создавать специальные педагогические условия, использовать разнообразные педагогические методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям дошкольника. Развитые волевые качества позволят детям успешно учиться в школе, выполнять порученную работу, адаптироваться в социальной среде.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Читайте также: