Сообщение о оружейном ремесле

Обновлено: 02.07.2024

История производства оружия и доспехов на Руси уходит корнями в глубокую древность. Оружие сопровождало людей на войне и охоте, им воевали, обменивались, дарили, награждали. Его даже передавали по наследству, к примеру, московский великий князь Иван Иванович в 1356 году завещал сыну Дмитрию шишак с каменьями и саблю, декорированную золотом и жемчугом.

У русских оружейников сложилась прочная традиция соотношения формы и материала; веками выкристаллизовывалось понимание выразительных возможностей различных материалов - дерева, стали, золота, серебра, кости - поэтому мастерами создавались своеобразные художественные ансамбли, где каждый материал приобретал свое звучание. Важная особенность декора оружия, которая является и большой сложностью, - ограниченность и неизменность плоскостей, отводимых для украшения; при этом декор, как в архитектуре, должен не маскировать, а выявлять конструкцию. Для украшения оружия на Руси использовались самые разнообразные художественные техники: ковка, литье, рельефная чеканка, басма, таушировка золотом и серебром, гравировка и резьба по металлу, инкрустация костью, чернь, многоцветная эмаль. При декоре оружия всегда соблюдалась мера - это было боевое оружие, а не `парадное`.

Для разных частей предметов применялись разные способы декора (при этом принимался во внимание характер поверхности, ее размеры, местоположение на предмете и т.д.). Плоскости клинков - гладкие блестящие поверхности - украшали золотой и серебряной насечкой, тонкой гравировкой, тиснением, прорезным орнаментом; ножны и казенную часть ствола у ружей - невысокой чеканкой и обронной работой; ружейные замки и рукояти холодного оружия делали в виде животных (ружья), голов птиц (шпаги), птиц и зверей (охотничье оружие).

Русское художественное оружие

Один из самых ранних примеров декорированного оружия - топорик Андрея Боголюбского, датируемый XII веком. Он сделан из стали, а по ней набито листовое серебро с орнаментом, выполненном в техниках черни и таушировки золотом. На одной стороне его изображено древо жизни, на другой - дракон. Таушировка (от немецкого Taushieren или итальянского tausia - украшение, расцветка) - декоративная техника обработки металла, инкрустация по металлу, род насечки: украшение оружия (мечи, щиты, доспехи), главным образом золотом, серебром, медью по стали. Техника таушировки известна двух видов: 1) более древний и дорогой способ: рисунок вырезается на предмете и инкрустируется золотом или серебром. 2) более простой и дешевый способ: рисунок набивается золотой или серебряной проволокой по слегка процарапанной поверхности.

Русское художественное оружие

Пример художественного оружия XV века - рогатина великого князя Бориса Тверского (1427-1461). Восьмигранная тулея рогатины обложена серебром и покрыта по канфаренному фону таушированными изображениями сцен придворной жизни, в т.ч. - сценами охоты. Боковые ребра и верхняя часть лекорированы лентой орнамента из завитков; наверху - надпись вязью.

Русское художественное оружие

В XVI веке с Востока в Россию поступают разнообразные изделия, в том числе и оружие. Булатная сталь в сочетании с тонким орнаментом и арабскими письменами вызывает интерес - появляются русские изделия с элементами восточного декора. Другой источник - Западная Европа, откуда приходят ренессансные орнаменты, например, акант. Парадный топорик XVI века декорирован резным орнаментом.

Русское художественное оружие

В XVI-XVII веке самым крупным центром производства русского художественного оружия была Оружейная палата в Москве, в которой в это время работают лучшие оружейники из всех городов России, а также приезжие мастера - немцы, поляки, персы. Это было сложное дворцовое многофункциональное ведомство, руководившее производством парадного оружия для царских охот, ведавшее оформлением посольских встреч и других церемоний, а также организацией производства оружия для русского войска. В начале XVIII века, с переносом столицы в Петербург кремлевские мастерские резко сократили производственную деятельность - лучшие мастера были переведены в новую столицу и в Тулу.

Русское художественное оружие

Мастера владели различными специальностями, в Оружейной палате были ствольники, которые украшали железные стволы обронным травным орнаментом с позолотой; замочники, которые декорировали курки резьбой в виде фантастических животных; ложевщики, инкрустировавшие ложи слоновой костью и перламутром; станочники, сабельники, седельники, наводчики. Некоторые мастера владели несколькими искусствами.

Русское художественное оружие

Около пятидесяти лет работал в Оружейной палате мастер Никита Воинов, делал шлемы, латы, ружья, пистолеты, ножи, украшенные золотой насечкой, резьбой, инкрустацией. Он прибыл в Москву в 1613 году из Мурома. Он учился у восточных мастеров в Константинополе, по возвращении занял должность мастера в Москве. В 1621 году делал шлем для царя Михаила Федоровича, декорированный коронами и золотыми `травами` и арабскими надписями, а также жемчугом и драгоценными камнями, вставленными в золотые гнезда, расписанные цветной эмалью. В 1663 году Никита Воинов делал орнаментированные нагрудные и спинные пластины для царя Алексея Михайловича. Умер мастер в 1664 году, его ученик Григорий Вяткин был ствольщиком.

Русское художественное оружие

Сохранилось кремневое ружье мастера XVII века Осипа; граненый ствол его украшен у казенной части обронным орнаментом, наведенным золотом, и двуглавым орлом. Курок сделан в виде фантастического зверя. Ложа инкрустирована перламутром, замок декорирован резьбой. На замки дорогих ружей обычно шла привозная шведская сталь. На замочной доске - клеймо `Ocuus`. Другой известный по изделию мастер XVII века - Елисей. Сохранилось его ружье со стволами, декорированными резным рельефным орнаментом. Замки с курками сделаны в виде птичьих голов, рукоять обита золотой чеканной пластиной с травами.

Русское художественное оружие

Хотя политическая обстановка начала XVIII века активно способствовала развитию оружейного дела - шла война со Швецией - производство художественного оружия в России петровского времени находилось в состоянии упадка. Производившееся оружие имело чисто прикладное значение и не `отягощалось` художественными изысками - это было оружие военное. Что касается производства охотничьего оружия, то оно тоже было сведено до минимума, поскольку Петр I считал охоту не более чем праздной забавой. Оружейная палата, фигурировавшая в предшествующее столетие как центр производства оружия, закрылась, мастера были переведены в Тулу и в строящийся Петербург. Изредка художественное оружие изготовлялось по частным заказам, на что заводы жаловались Петру, что, озабоченные изготовлением оружия военного, они должны отвлекаться на какие-то праздные заказы.

Во второй четверти XVIII века, с приходом к власти Елизаветы Петровны, стало активно развиваться производство охотничьего оружия - императрица была страстной охотницей. Также создается художественное оружие для дипломатических подарков. Так, в 1755, 1758 и 1764 годах турецким посланникам дарили ружья, пистолеты, кортики с золотым и серебряным декором, сделанные в Туле, которая в XVIII веке становится центром производства художественного оружия. Тульские заводы прославились сварочным булатом, из которого делали стволы охотничьих ружей. Сварочный булат, представляющий собой сварку железа и стальных полос в разных сочетаниях, был запатентован англичанином Уильямом Допейном в 1789 году, а в Туле сохранились образцы продукции из сварочного булата, датированные 1754 годом и даже раньше; там его называли `красное железо`.

Русское художественное оружие

Орнаментация на оружии XVIII века подчинялась стилю эпохи: в первой половине XVIII века это - барокко; оружие сплошь покрывалось пышным растительным орнаментом с крупными листами, завитками и маскаронами, в растительный орнамент включались также отдельные изображения животных и целые охотничьи сцены, а также гербы и портреты Петра I. Сплошным декором покрывались стволы, замки, казенная часть. Начиная с середины XVIII века, в орнамент вплетаются мотивы рококо: раковины, изящные и тонкие завитки, и т.д. В последней четверти XVIII века орнамент приобретает черты классицизма: ясность и симметрию; существеннейшую роль в декоре начинает играть пустая гладь металла - на стволах только изредка размещаются изящные орнаментальные пояски; декор же сосредотачивается на казенной части и у дула.

Русское художественное оружие

Тульское оружие XVIII века часто декорировали травленым орнаментом с позолотой и серебряной наводкой или насечкой по канфаренному с чернью фону. Ствол карабина с надписью `Тула 1745`, сделанный из сварочной стали `красного железа` с серебром, сплошь покрыт травленым лиственным орнаментом с медной наводкой. Среди орнамента размещены клейма с военными атрибутами и вензель Елизаветы Петровны под короной. Усиление травленого узора накладными орнаментальными мотивами - характерный прием тульских мастеров. Те предметы или их части, где было невозможно использовать чеканку изнутри, а именно: ружейные и пистолетные стволы, рукояти кинжалов и др., декорировали в технике обронной работы. Техника заключается в том, что фон выбивается снаружи, при этом орнамент рельефно выступает; фон потом канфарится и золотится.

Русское художественное оружие

Для второй половины XVIII века характерен высокий почти рельефный орнамент из мелких цветков, таушированным золотом или серебром. Обычные мотивы - ветки, розы, венки с лентами в овалах и др. Примером может служить ружье с надписями `Иван Пушкин` и `Аружейник`, созданное во второй половине XVIII века. Замок декорирован цветами, стволы уже гладкие - влияние классицизма. Другой пример - рукоять охотничьего ножа, декорированная веткой роз в овале, расположенном на фоне декора из стальных шариков. Декор в виде цветка выполнен в технике таушировки золотом. Изделие датируется 1770-80-ми гг.

Уникальное искусство златоустовской гравюры на стали зародилось в начале XIX века, прежде всего как искусство украшения холодного оружия. Златоустовских мастеров нельзя считать прародителями этого художественного направления: хороший клинок ценился на уровне предметов искусства еще во времена древневосточных цивилизаций.

Русское художественное оружие

Естественно, клинки украшались резьбой, насечкой, которые позволяли нанести довольно сложный декоративный узор. Орнаментами украшались плоскости клинков мастерами-оружейниками Западной Европы, применявшими для их нанесения химические процессы. К тому времени (1815 год), когда в Златоусте образована оружейная фабрика, которая по замыслу создателей должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота, в мире сложилась традиция украшать стальные клинки. Игнорировать этот фактор уже было нельзя. Для работы на Златоустовский оружейной фабрике правительство пригласило немецких мастеров-оружейников, большей частью из Золингена, которые привезли на Урал свои приёмы художественного убранства холодного оружия. Как говорят, зёрна легли в благодатную почву, уральцы оказались талантливыми учениками и нашли способы гениального обогащения нового для них искусства. Спустя недолгое время стало возможно говорить о возникновении `златоустовского` стиля златоустовской школы украшенного оружия, отличной от школы, утвердившейся в Европе.

Русское художественное оружие

Основоположником златоустовской школы украшенного холодного оружия по праву считается И. Н. Бушуев. После отъезда Шафов из Златоуста в 1823 году Бушуев назначается ведущим художником Оружейной фабрики. На небольшой по размеру поверхности клинка он располагал многофигурные композиции, которые по художественной значимости не уступали батальным полотнам живописцев того времени. На бушуевских клинках буквально `оживали` военные баталии периода Отечественной войны 1812 года, он воспевал в своих произведениях героизм русского солдата, патриотизм и гордость за Отечество. В убранство клинка мастер ввёл античный декор, прибегал к аллегориям, изображая греческих богов или мифологических героев, воплощая в этих образах свои идеалы. Одним из любимых античных мотивов И. Н. Бушуева стал крылатый конь Пегас как символ творческого горения.

Русское художественное оружие

Вершиной творчества И. Н. Бушуева и златоустовских мастеров-оружейников первой половины XIX века стало так называемое `Древнее вооружение` комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника российского престола цесаревича Александра. Работа над этими доспехами велась в течение четырёх лет с 1830-го по 1834 год по эскизам Бушуева, он же вместе с И. П. Бояршиновым, скульптором Л. К. Лукиным, резчиком М. Я. Пелявиным, полировщиками Г. Гра и Д. Н. Ронжиным, кузнецом Д. Вольферцом и другими мастерами доводил изделия до желаемого совершенства. При украшении доспехов использовались все технические приёмы гравюры на металле, применявшиеся тогда на Оружейной фабрике травление, синение, чернь, позолота. Впервые были использованы просечка (сквозные узоры) и огранка. В 1834 году делегацией Златоустовской оружейной фабрики доспехи были вручены четырнадцатилетнему наследнику престола; долгое время они хранились в Эрмитаже, а в 1928 году были переданы Златоустовскому краеведческому музею, в экспозиции которого сегодня и находятся.

Русское художественное оружие

В 1830 1840-х годах выпуск украшенного оружия на Златоустовской оружейной фабрике заметно снизился. В целях сохранения штата цеха украшенного оружия, который в эти годы не раз находился на грани закрытия или временного расформирования, Оружейная фабрика по инициативе П. П. Аносова приступает к выпуску украшенных бытовых предметов: подносов, ларцев, подсвечников, столовых приборов.

На работах мастеров златоустовской гравюры второй половины XIX века в значительной степени сказался расцвет русского реалистического искусства, пришедшийся на это время. В орнаментальное украшение клинков художники вводят реалистичные изображения отечественных цветов, плодов и трав. Возрождаются сюжетные изображения на клинках. Особенно искусно, с большой фантазией, украшаются клинки и ножны охотничьих ножей и кинжалов. Основной техникой в эти годы стала насечка золотом и серебром по синему `таушированному` (т. е. насеченному в нескольких направлениях) фону. Широко применяется просечная техника, т. н. ажурные клинки. Среди художников-гравёров этого периода выделяются В. Н. Костромин, С. К. Недорезков, Я. Д. Варламов.



Император Максимилиан I в доспешной мастерской.
На столе хорошо видны инструменты. На втором плане кузнечный горн и наковальня. На стене висят готовые доспехи различных типов. Любопытно, что доспех ренцойг и рентарч предназначаются для левши, о чем свидетельствует крюк на кирасе с левой стороны.
Гравюра Г. Букмаера. 1514 г.




Император Максимилиан I, посещающий орудийную мастерскую.
Мастер с напильником обрабатывает мушку готового орудия. На земле разбросаны гаковницы и ядра, на переднем плане небольшая мортира. Справа виден орудийный ствол, на котором еще отсутствуют цапфы, но имеется скоба, с помощью которой он крепится в вертлюге.
Гравюра Г. Букмаера. 1514 г.




Осада города.
На переднем плане резервы, готовые прийти на помощь штурмующим; слева отряд наемной пехоты с павезами и разнообразным холодным древковым оружием; далее колонна ландскнехтов, вооруженных пиками, и отряд тяжелой кавалерии. На втором плане видны ландскнехты, атакующие стену с помощью лестниц, и типичная позиция осадной артиллерии, подкрепленная легкими пушками, поставленными на колесные лафеты.
Гравюра А. Дюрера. 1515 г.

Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитии от начала средних веков до конца XVIII в.) Leipzig, 1890. — С.-Пб.: АО "Санкт-Петербург оркестр" . Вендален Бехайм, ответственный редактор С.В. Еременко . 1995 .

Древняя Русь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. Поначалу у

№ слайда 2

Древняя Русь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый выделывал для себя шкуры, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Затем ремесленники стали заниматься только определенным промыслом, готовили продукты своего труда для всей общины. И уже в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок. Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости.

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-

№ слайда 3

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Вплоть до 19 века все разновидности холодного оружия изготовлялись только путем ручной ковки. Позже ковку заменило литье. Нельзя было обойтись без ковки и при изготовлении кольчуг, кирас, шлемов, щитов и других защитных доспехов.

Меч – основное наступательное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской

№ слайда 4

Кольчуга. Самый древний предмет защиты у славянских воинов. Весила кольчуга окол

№ слайда 5

Кольчуга. Самый древний предмет защиты у славянских воинов. Весила кольчуга около 10 килограмм и состояла из плотно прилегающих друг к другу металлических колец. Изготовление кольчуги — очень сложный, тонкий и долгий процесс

Никто не сомневается в том, насколько доблестными и смелыми были воины Руси. А р

№ слайда 6

Никто не сомневается в том, насколько доблестными и смелыми были воины Руси. А ремесленники гордились своим умением и владели секретами ковки и отлива металлических изделий.

Партнерам и гостям сайта

Заявите о себе

-ОРУЖЕЙНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

История оружейного производства в Туле

Тула — старейший центр и еще с XVI века специализируется на выпуске оружия. С созданием в Туле военного гарнизона, располагавшегося в тульском кремле, у кузнецов-ремесленников появился большой спрос на военные изделия. Также одновременно с этим оружейники были помимо прочего родоначальниками многих местных промыслов — каретного, пряничного, резьбы по дереву, кузнечного дела и т. п. По царскому указу в 1595 году некоторые кузнецы были поселены в специальной казённой слободе за рекой Упой. Работники этой слободы были казёнными людьми и в связи с этим в последствии всех работников и жителей города начали называть — казюками. В XVIII веке оружейное производство Тулы перешло в руки местных кузнецов-оружейников и, прежде всего, к предприимчивому оружейнику Никите Демидову, родоначальнику известных в XVIII веке промышленников. Позже, по приказу Петра I, в Туле строится первая ружейная мануфактура — казённый оружейный завод, послуживший основанием всего оружейного дела в России. Вся жизнь города из старого центра перенеслась на правый берег Упы, где размещалось основное оружейное производство — Кузнецкая и Оружейная слобода. Здесь у реки, напротив кремля, на месте старого городища в 1712 году был построен казённый Оружейный завод, где сконцентрировалось разбросанное кустарное производство кузнецов-оружейников. И уже через 5 лет после пуска завода начался бурный расцвет искусства оружейников Тулы. Туляки, украшая ружья, ножи и их миниатюрные копии, осваивали сложнейшие технические приёмы обработки и оформления металлических частей, а также деревянных лож и рукоятей: оброн, насечка, всечка, наводка, инкрустация, гравировка, литьё, воронение, резьба, чеканка.

Кузнечное дело стало одним из первых ремёсел, появившихся в Древней Руси. Для сбора урожая нужен был серп, для посева – плуг, рукодельницы нуждались в иглах для шитья и вышивки, а кони – в подковах.

За всем этим народ шёл к кузнецам, которые были истинными профессионалами своего дела. Что открывает история кузнечного дела? Почему в старину кузнецов не только уважали, но и побаивались?

Мастерство для народа

Один только процесс получения железа являлся долгим и очень трудоёмким. Сначала в болотах добывали руду, что занимало большую часть осени и зимы, затем просушивали и обжигали, а уже в металлоплавильнях она превращалась в железо.

Но это была только половина дела. Главная задача ложилась на плечи кузнецов. Кусок металла должен был превратиться в изящный острый серп или крепкий меч, причём изготовление каждого изделия требовало особых навыков и мастерства.

Тайны древних украшений

Прекрасная половина человечества в услугах кузнецов нуждалась не меньше, чем воины. Всякая русская красавица хотела получить изысканное украшение, как, например, шейные гривны, тонкие кольца, серьги или перстни.

До нашего времени сохранились деревянные и каменные формы, на которые был нанесён рисунок будущего украшения. Кузнец выливал в форму расплавленный металл, после чего тот становился деталью гардероба древнерусских модниц. Чаще всего на украшениях изображались растения, птицы, мифические создания (грифоны, драконы).

Отдельно хочу отметить две разновидности украшений, которые считались верхом мастерства кузнецов-ювелиров. Это – зернь и скань. Первое искусство представляло собой изготовление мелких серебряных зёрнышек (каждое из них соответствовало размеру зерну мака). Зернь украшала традиционные русские украшения, среди которых большой популярностью пользовались лунницы, выполненные в форме полумесяца.

Подопечные великого бога

Кузнец или колдун?

Мастерство кузнецов впечатляло и даже вызывало некие суеверные страхи у людей. Сохранились некоторые поверья, согласно которым кузнец мог быть успешным лишь тогда, когда задабривал злых духов. Выходит, он сам поддерживал нечистую силу. Археологи часто отмечают, что мастерские кузнецов находятся вдали от поселения.

Почему же? Как мне кажется, это было стремлением к соблюдению безопасности. Ведь подумайте: стоит только одной искре упасть на деревянную стену здания, как вся мастерская будет объята пламенем, а от неё огонь перекинется и на другие постройки.

Кузня часто располагалась вдали от поселения

Кузница часто располагалась вдали от поселения

Кузнечные комплексы

Нередко кузнецы объединялись, создавая целые комплексы по производству всевозможных изделий. Пример этому археологи увидели при раскопках в Старой Ладоге. В VIII веке там существовало несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на изготовлении своего рода изделий.

Например, в одной из них были найдены клещи разных размеров, что использовались при обработке железа, изготовлении подков и оружия. Рядом располагалась небольшая мастерская, где даже наковальня кажется крошечной в сравнении с обыкновенной. Здесь изготавливали ювелирные украшения, с которыми нужно было обращаться деликатно и осторожно. Готовые изделия также были найдены. Они представляли собой несколько клинков для мечей, заклёпки и традиционное кольцо, украшенное изображением птицы.

Одно время среди историков бытовало мнение о том, что в XII-XIII веках кузнечное дело на Руси пришло в упадок, что спровоцировано было раздробленностью земель и постоянными междоусобицами. Хочу развеять это заблуждение – его опровергли археологи, доказав, что в Киеве, Чернигове, Владимире и ряде других крупных городов, в небольших поселениях и деревнях кузнечное мастерство лишь продолжало развиваться, став вечным искусством. Сегодня дело древних кузнецов преобразилось под влиянием новых технологий, однако оно по-прежнему живёт и процветает.

Владели ли кузнецы тайными знаниями? Я думаю, да, поскольку сама их работа требовала особенных навыков и умений, что могли прийти лишь со знанием дела. Занимались ли они колдовством? Конечно, нет, но сам их труд напоминал человеку о могуществе стихий, которые порой подвластны даже смертному. В этом и заключалась та самая кузнечная магия.

Читайте также: