Сообщение о ольге ивановне скороходовой

Обновлено: 20.05.2024

Ольга Ивановна Скороходова (1911—1982) — советский учёный-дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук. Работая в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, она являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей.

Скороходова родилась в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны. А мать была вынуждена батрачить у священника.

В возрасте 5 лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую…

Ольга Ивановна Скороходова (1911—1982) — советский учёный-дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук. Работая в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, она являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей.

Скороходова родилась в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны. А мать была вынуждена батрачить у священника.

В возрасте 5 лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла. В 1922 году после смерти матери её направляют в Школу слепых в Одессе. В 1925 году слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор И. А. Соколянский. Под его присмотром у девочки восстанавливается устная речь, она начинает вести записи по самонаблюдению.

В 1948 году Скороходова становится научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР. Здесь Ольга Ивановна проработает до конца своей жизни. Ольга Ивановна Скороходова — человек необычной судьбы.

Изображения автора

Библиография

Письма М.Горькому // Жизнь глухонемых. 1940. № 7.
Доклад на читательской конференции глухонемых Харькова 12 декабря 1940 г.: (Сокр. стеног.) // Жизнь глухонемых. 1941. N 1.
Как я воспринимаю окружающий мир. /Предисловие И. А. Соколянского. М., 1947.
Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. /Предисловие И. А. Соколянского. М.: Изд-во. АПН РСФСР, 1956.
Текст выступления на научной сессии АПН РСФСР 1-4 июля 1946 г. //Начальная школа. 1946. № 9.
Об изменениях в моих восприятиях и представлениях под влиянием жизненного опыта. -В сб.: Обучение и воспитание слепоглухонемых / Под ред. И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова. Известия АПН РСФСР. М., 1962, вып. 121(а)
Приспособление…

Письма М.Горькому // Жизнь глухонемых. 1940. № 7.
Доклад на читательской конференции глухонемых Харькова 12 декабря 1940 г.: (Сокр. стеног.) // Жизнь глухонемых. 1941. N 1.
Как я воспринимаю окружающий мир. /Предисловие И. А. Соколянского. М., 1947.
Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. /Предисловие И. А. Соколянского. М.: Изд-во. АПН РСФСР, 1956.
Текст выступления на научной сессии АПН РСФСР 1-4 июля 1946 г. //Начальная школа. 1946. № 9.
Об изменениях в моих восприятиях и представлениях под влиянием жизненного опыта. -В сб.: Обучение и воспитание слепоглухонемых / Под ред. И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова. Известия АПН РСФСР. М., 1962, вып. 121(а)
Приспособление слепоглухонемых к жизни. // Специальная школы, 1963, № 1.
Об особенностях ранних представлений у слепоглухонемых. // Тезисы докладов на II съезде Общества психологов СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР. Вып. 4. 1964.
О некоторых эстетических восприятиях слепоглухих. // Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов. 3-й симпозиум XVIII Международного психологического конгресса. М., 1966.
О некоторых эстетических восприятиях слепоглухих. // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. М., 1966.
К вопросу об эстетических восприятиях и представлениях у слепоглухих. // Дефектология, 1970. № 6.
О восприятиях и представлениях слепоглухими природы и произведений искусств. // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. М., 1970.
Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. /Предисловие А. И. Мещерякова. М., 1972.
Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. /Предисловие В. Н. Чулкова. М.: Педагогика, 1990.

Известно, что Ольга Ивановна родилась в селе Белозерка недалеко от Херсона. Она была единственной дочерью в небогатой крестьянской семье. Мать батрачила в семье священника, а отец был призван в армию в начале Второй Мировой войны, откуда в семью не вернулся.

Существует некоторая путаница с датами ее рождения, на которую, возможно, и не стоило бы обращать внимание, если бы речь шла не о возрасте, в каком ребенок потерял слух и зрение. Во всех работах и самой О.И. Скороходовой, и ее учителя И.А. Соколянского написано, что она родилась 24 июля 1914 года, в пять лет заболела менингитом, после чего потеряла полностью зрение и слух на левое ухо, слух с правой стороны снижался постепенно.

Как писала сама Ольга Ивановна, болезнь долго напоминала о себе частыми и сильными головными болями, нарушениями памяти, высокой утомляемостью, страхами. Мать Ольги Ивановны умерла весной 1922 г. от туберкулеза, отец жил в другом месте и не давал о себе знать, а все нормальные контакты с родственниками были очень осложнены из-за слепоглухоты девочки и возобновились значительно позднее. Сама Ольга Скороходова отличалась очень невысоким, даже маленьким ростом и грациозным телосложением, поэтому всегда выглядела моложе своих лет.

После ее смерти нашлись подлинники документов – выписки из церковной книги - и был уточнен год ее рождения. Стало известно, что родилась она в 1911 г., и, если заболела в 1919 году, то ей было 8 лет, когда она совсем потеряла зрение и начала постепенно терять слух. Примерно до 11–13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.

После смерти матери она некоторое время жила в семьях родственников, и, наконец, один из них отвез ее в Школу слепых г. Одессы. Это были голодные годы сразу после окончания гражданской войны, и школа помогла девочке выжить. Ее даже отправляли на лечение в санаторий, откуда она сбежала снова в школу, так как в санатории с ней совсем никто не общался. Заниматься со слепоглухой девочкой индивидуально в школе слепых никто не умел, а присутствовать в классе было бесполезно, так как она совсем не слышала, что говорит учитель. Как вспоминала потом Ольга Ивановна, школу слепых постоянно переводили из одного помещения в другое, не хватало технического персонала и слепые дети, все старались делать сами.

Вместе с окончательной потерей слуха появились и вестибулярные нарушения, Ольге стало трудно ходить, у нее часто кружилась голова. Окружающие же продолжали громко говорить ей на ухо, а она только ощущала их дыхание, не слыша никаких звуков. О девочке сообщили в Харьков профессору Ивану Афанасьевичу Соколянскому и в начале 1925 г. ее привезли в Школу-клинику слепоглухих, которую он только что организовал в этом городе при школе слепых. После того, как девочка освоилась с новой обстановкой и привыкла к хорошо организованной жизни в новой школе, И.А. Соколянский приступил к восстановлению устной речи Ольги, которая была нарушена после утраты слуха.

И.А. Соколянский, начав работу по обучению Ольги Скороходовой в харьковской школе, поставил перед собой задачу как можно раньше, хотя бы в самой примитивной форме получить самонаблюдения самих слепоглухих воспитанников, научить их рассказывать о себе и своих переживаниях. Для этого, не дожидаясь того, когда девочка полностью овладеет техникой письма, стали работать над ежедневным описанием событий ее повседневной жизни. Умение записывать и умение наблюдать развивалось у Ольги параллельно. Она систематически возвращалась к записям своих наблюдений и, оставляя нетронутым факт, изменяла литературную редакцию его описания по мере развития своей письменной речи. Многие факты всплывали из памяти и записывались вновь. Ни один факт не был ей рассказан со стороны. Все наблюдения она вела самостоятельно и только в записанном виде показывала педагогам, но только для ознакомления, а не для исправления. Ее рукопись при опубликовании никогда не подвергалась никаким редакционным правкам, ни при жизни Соколянского, ни после его смерти. Через 17 лет такой работы над дневниками появился материал для первой книги Ольги Скороходовой.

Вот как сама Ольга Ивановна писала об этом:

Как самая старшая воспитанница в школе слепоглухих, Ольга активно участвовала и даже руководила некоторыми играми и занятиями младших детей. Особой ее заботой была маленькая слепоглухая девочка Мария Сокол, которая поступила в школу в 1935 г.

По индивидуальной программе Ольга Ивановна закончила в Харькове курс средней школы и готовилась к поступлению в университет. В эти годы она начинает переписываться с известным русским писателем Максимом Горьким. Но всем радужным планам помешала свершиться Великая Отечественная война и оккупация всей Украины немцами до 1944 г. Все это время Ольга Ивановна прожила в Харькове в школе слепых и у своих учителей. Сразу после освобождения Харькова там ее нашли родители Марии Сокол, с просьбой продолжить обучение слепоглухой дочери, которая все военное время оставалась с родителями в селе. Мария несколько месяцев жила у Ольги Ивановны с целью обучения и им удалось начать восстановление забытого к этому времени чтения и письма по Брайлю. Но уже в 1944 году Ольга Ивановна переехала в Москву, где тогда уже работал ее учитель И.А. Соколянский (1889–1960) и стала продолжать учиться и работать при Институте Дефектологии.

Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Часто выступала с лекциями перед студентами многих вузов своей страны. Многие годы жила одна, в быту и работе ей постоянно помогали двое приходящих секретарей и время от времени сотрудники лаборатории, где она работала. Когда ее здоровье ухудшилось, к ней переехала ее племянница, Н.В. Скороходова, которая и ухаживала за ней до самой смерти, которая наступила в 1982 г.

Все написанное Ольгой Ивановной помогает нам понять удивительный внутренний мир человека, потерявшего зрение и слух, но сохранившего огромный интерес и радость жизни.

Думают иные – те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
– Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну!?

Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать люблю…

Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука – чувства трепетанье –
Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка,
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,
И мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше – чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.

Если вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.

Скороходова Ольга Ивановна – знаменитая писательница, волею судьбы оказавшаяся в сложной жизненной ситуации. Лишившаяся в детстве зрения и слуха, с помощью небезразличных благородных людей она сумела достойно реализовать себя, оставив потомкам в наследство огромное литературное наследие. Тексты ее работ содержат интереснейший материал об особенностях воображения и специфике восприятия окружающего мира слепоглухим человеком.

ольга ивановна скороходова стихи

Ольга Ивановна Скороходова, стихи которой помогают проникнуться внутренним миром человека, лишенного слуха и зрения, сумела сохранить искренний интерес и радость к жизни и убедительно донесла это молодому поколению в проникновенных литературных строках. Эти записи, актуальные и сегодня, будут востребованы и в будущем. Благодаря профессору И. А. Соколянскому, коллегам по работе и друзьям состоялась собственная биография Ольги Скороходовой: творческая и научная.

Скороходова Ольга Ивановна: биография

скороходова ольга ивановна

Именно в этом заведении Ольге удалось пережить голодные годы, но индивидуально заниматься с ничего не слышащей и не видящей девочкой никто не хотел. Ее присутствие в классе со слепыми детьми было бесполезным, так как учителя Ольга совершенно не слышала. К тому же школу часто переводили с одного места на другое, ощущалась нехватка технического персонала, по причине чего слепые дети были вынуждены обслуживать себя самостоятельно.

Под опекой И. А. Соколянского

Окончательная потеря слуха дополнилась нарушениями вестибулярного аппарата: Ольга Ивановна Скороходова стала испытывать трудности при ходьбе, у нее часто случались головокружения. О глухослепой девочке сообщили профессору Ивану Афанасьевичу Соколянскому, практиковавшему в Харькове и организовавшему Школу-клинику слепоглухих. Ольге, переведенной туда в 1925 году, дали время освоиться в новой обстановке, после чего профессор занялся восстановлением ее устной речи, нарушенной после потери слуха.

ольга ивановна скороходова стихи

Учреждение, в котором воспитывалась Ольга, было очень благоустроенным и насчитывало небольшое количество учеников: от 5 до 9 человек, к каждому из которых был индивидуальный подход, имелось свое персональное место для занятий с педагогом. Также учреждение было оснащено общей комнатой для физических упражнений, совместных игр и прочих развлекательных мероприятий. Сад был благоустроен дорожками, огороженными клумбами, газонами и площадками для спортивных игр. В летний период на его территории устанавливались качели, выносились для настольных игр столы, развешивались гамаки.

Понять, почувствовать, записать

Соколянский в работе со слепоглухими детьми был нацелен получать от них в любой, даже самой простой форме, самонаблюдения, а также учил их говорить о себе и собственных переживаниях.

ольга ивановна скороходова

Вместе с Ольгой, не дожидаясь, пока та в полной мере освоит технику письма, они начали ежедневно описывать происходящие события и регулярно возвращаться к прежним записям, переоформляя каждую до 20 раз. По мере изучения письменной и литературной речи Ольга Ивановна Скороходова редактировала описанные наблюдения, оставляя факты неизменными. Записи девочка вела самостоятельно, без какого-либо постороннего вмешательства и рассказов со стороны. Педагогам с целью ознакомления (не редактирования) показывала уже полностью готовый материал, которого за 17 лет кропотливой работы накопилось достаточно для публикации дебютной книги. К слову, при выходе в печать рукописи Ольги Скороходовой ни разу не подвергались редакционным исправлениям.

Получив среднее образование по индивидуальной программе, Скороходова Ольга Ивановна приняла решение поступать в педагогический университет. В это же время стала активно вести переписку с писателем Максимом Горьким. Радужные планы девушки, равно как и всех советских граждан, разрушила Великая Отечественная война, во время которой Скороходова Ольга Ивановна проживала в Харькове. В 1944 году перебралась в Москву, где устроилась работать при Институте дефектологии под руководством И. А. Соколянского.

Первые публикации

скороходова ольга ивановна биография

Ольга Скороходова: творческое наследие

Произведения Ольги Ивановны Скороходовой стали широко известными во всем мире, были переведены на несколько языков. Опыт жизни человека, не имевшего возможности видеть и слышать, становится примером для попавших в сложную ситуацию людей, а история развития являет собой неоценимый материал для науки и методическое пособие в области психиатрии, психологии и педагогики.

скороходова ольга ивановна

Скороходова Ольга Ивановна, являющаяся автором большого числа стихотворений и научно-популярных статей, до последних дней работала при столичном Институте дефектологии научным сотрудником. Не стало целеустремленной сильной личности, сумевшей прожить в кромешной темноте и тишине всю жизнь, в 1982 году.

Очерк о жизни Ольги Ивановны СКОРОХОДОВОЙ (1911—1982)

Прославлен тот боец, что верною рукою
Добьется, невредим, победного венца.
Но честь, двойная честь бесстрашному герою,
Кто ранен, весь в крови, но бьется до конца.

О. Скороходова. Соратникам

Казалось, только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Это была невысокая женщина в строгом черном костюме. А между тем именно из-за нее и пришли сюда профессора, педагоги, врачи.

Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова публично будет отстаивать свое право стать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом говорит Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы. Возражает, когда не соглашается. Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха.


В арсенале кинематографистов есть такой прием, когда на несколько мгновений вдруг исчезает изображение и выключается звук. Используется этот прием крайне редко, потому что зрителю становится не по себе. Но гораздо страшнее, если нечто подобное случается в жизни.

Прошло некоторое время, и у Ольги Скороходовой удалось восстановить речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение всем предметам школьного курса.

Любимым предметом Ольги была литература. Особенно ей нравился Горький. В 1932 году, когда отмечалось 40-летие литературной деятельности писателя, девушка, набравшись храбрости, послала Алексею Максимовичу поздравительное письмо. Долгожданный ответ пришел не скоро: немало корреспондентов было у юбиляра. Завязалась переписка. Письма Горького поддерживали Ольгу, помогали ей жить.

Молодая весна многозвучий полна,
Прилетела из дальнего края.
Зашумели леса, заблестела гроза,
Пробужденье природы встречая.

Когда Ольга рассказывала о скульптуре, то казалось, что оживают тончайшие линии изваяния, каждая бороздка, проведенная резцом мастера. Ее негромкий голос звучал мягко и мелодично, живо предавая оттенки чувств и мыслей. Трудно было поверить, что эта девушка, обладающая широкими познаниями, разносторонними интересами и огромной внутренней культурой, с восьми лет лишена зрения, слуха.
Испытаний, которые выпали на долю Ольги Скороходовой, хватило бы на нескольких человек. Вот только одно из них.

Оля много лет ничего не знала о судьбе своего отца — где он, что с ним? Но в 1933 году после долгой разлуки они встретились. Нет слов, чтобы передать волнение, охватившее Ольгу. Как отнесется к ней, такой, отец? Была еще одна причина для волнений: у отца уже другая семья, есть и другая дочь. Между Ольгой и отцом начинается переписка.

Вскоре Ольга стала получать письма и от жены отца, которая оказалась простой и добросердечной женщиной. Оля никому не хотела быть обузой, она старалась убедить, что не испытывает ни малейшего желания поселиться у них, уверяла, что она не абсолютный инвалид, что найдет свое место в жизни, а от них ждет только хорошего отношения к себе — их человеческой любви и дружбы.
Ольга Скороходова получила среднее образование. Ее литературные способности окрепли: она пишет заметки, статьи, очерки, стихи.

По совету профессора Соколянского Ольга вела записи того, как она воспринимает мир. (Как же пригодились ей эти записи впоследствии!) Она готовилась к поступлению в Литературный институт. Но. Восемь воспитанников было в школе Соколянского, когда началась Великая Отечественная война. Харьков оккупировали фашисты. Ворвавшиеся в школу гитлеровцы убили шестерых воспитанников. Лишь двое каким-то чудом спаслись. Одной из уцелевших была Ольга Скороходова. В 1943 году наши войска освободили Харьков. Через год Ольга была уже в Москве, где встретилась со своим учителем Иваном Афанасьевичем Соколянским и не расставалась с ним уже до самой его смерти.

Известно, что потеря зрения и слуха делает судьбу людей особенно тяжелой, потому что появляется ощущение личной катастрофы. Острейшее переживание несчастья способно породить желание уйти из жизни. Не избежала этого и Ольга Ивановна: когда ей было 18 лет, она хотела отравиться.

Ольга Скороходова помогала попавшим в беду людям не только своими научными трудами, но и практической деятельностью. Она, к примеру, во многом содействовала открытию в подмосковном Павловском Посаде школы-интерната для слепоглухонемых детей (1963). В 1974 году за большие заслуги в области специальной педагогики и многолетнюю плодотворную деятельность по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха и зрения Скороходова была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.

Я прошла сквозь мрак и бури,
Я пути искала к свету, —
К жизни творческой, богатой.
И нашла! Запомни это!

Читайте также: