Сообщение о новом эрмитаже

Обновлено: 19.05.2024

Когда достроили Большой Эрмитаж, стал ясно, что он уже не вмещает всю коллекцию произведений, которую начала собирать императрица Екатерина II. Новый Эрмитаж стал первым в России сооружением, специально построенным для музея. Проект здания подготовил немецкий архитектор Лео фон Кленце. Но позже архитекторы Василий Стасов и Николай Ефремов его немного изменили, чтобы вписать здание в уже сложившийся архитектурный ансамбль. Акцент в фасаде сделали на масштабном портике с пятиметровыми атлантами. Фигуры античных персонажей вырезал из сердобольского гранита скульптор Александр Теребенёв.

Когда достроили Большой Эрмитаж, стал ясно, что он уже не вмещает всю коллекцию произведений, которую начала собирать императрица Екатерина II. Новый Эрмитаж стал первым в России сооружением, специально построенным для музея. Проект здания подготовил немецкий архитектор Лео фон Кленце. Но позже архитекторы Василий Стасов и Николай Ефремов его немного изменили, чтобы вписать здание в уже сложившийся архитектурный ансамбль. Акцент в фасаде сделали на масштабном портике с пятиметровыми атлантами. Фигуры античных персонажей вырезал из сердобольского гранита скульптор Александр Теребенёв.

Когда достроили Большой Эрмитаж, стал ясно, что он уже не вмещает всю коллекцию произведений, которую начала собирать императрица Екатерина II. Новый Эрмитаж стал первым в России сооружением, специально построенным для музея. Проект здания подготовил немецкий архитектор Лео фон Кленце. Но позже архитекторы Василий Стасов и Николай Ефремов его немного изменили, чтобы вписать здание в уже сложившийся архитектурный ансамбль. Акцент в фасаде сделали на масштабном портике с пятиметровыми атлантами. Фигуры античных персонажей вырезал из сердобольского гранита скульптор Александр Теребенёв.

Первый этаж, выполненный в античном стиле, вместил в себя собрание древностей: скульптуры и скульптурные портреты Древней Греции и Рима, керамику и ювелирное искусство эллинизма, собрание античных ваз. Здесь же разместили коллекцию скульптур и библиотеку. На этом этаже выставлена и самая большая ваза в мире — Колыванская. Ее изготовили из цельного куска зелено-волнистой яшмы. Ваза получилась высотой почти три метра и весом 19 тонн. Установили ее в зале Нового Эрмитажа до того, как там возвели стены.

Основу для чаши — монолитный фрагмент — добыли в 1815 году на алтайской каменоломне. Тогда там обнаружили крупную скалу этой породы. Когда Александру I сообщили о такой находке, он повелел вырезать из камня эллипсовидную вазу.

Сначала ее обрабатывали около 100 человек, затем почти 600 — тащили из каменоломни в Колывань. Здесь камень обтесали, нанесли орнамент и отполировали. В начале 1843 года чашу повезли в Петербург. Сначала ее доставляли на особых санях, потом разобрали, погрузили на баржи и отправили по рекам.

Второй этаж Нового Эрмитажа занимают двусветные залы. Здесь размещены полотна итальянских художников XVI–XVII веков.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж – первое здание в России, созданное специально для размещения коллекций публичного художественного музея. Новый Эрмитаж расположен возле Зимнего дворца в центре Петербурга на набережной Невы.

Возникновение Нового Эрмитажа

С начала XVIII века национальное значение приобретает коллекционирование произведений мастеров искусства. Екатерина II, активно участвующая в предприятии, не жалела средств для пополнения своей коллекции.

Новый Эрмитаж – храм искусств

Картины голландских и фламандских мастеров, закупленные в Париже, стали основой коллекции Екатерины и предназначались для узкого круга приближенных к императрице лиц.

К 1842 году императорская коллекция пополнилась. По указу Николая I для размещения художественных ценностей, доступных публике, возвели новое отдельное здание – Новый Эрмитаж. Торжественное открытие здания на Дворцовой площади состоялось 5 февраля 1852 года.

Новый Эрмитаж открыли 5 февраля 1852 года

Изящность и гениальность храма искусств вызывает неизменный восторг экспертов. Кажется, будто здесь, среди огромных малахитовых ваз и картин величайших живописцев, греческих амфор и скульптур знаменитых мастеров застыло восхищённое время.

Автор проекта

По приглашению Николая I проект нового здания создал немецкий архитектор Лео фон Кленце. Император получил план на утверждение и изучил 800 чертежей, предоставленных зодчим, с изображением залов в мельчайших деталях.

Одобрив проект, Николай I создал Особую комиссию по возведению Музеума. Руководить строительством комиссия назначила петербургских архитекторов Василия Петровича Стасова и Николая Ефимовича Ефимова.

Новый Эрмитаж в 19 веке

Автор проекта приезжал в Россию шесть раз, вместе с русскими коллегами корректировал ход строительства. Работу по созданию Эрмитажа контролировал лично император, интересовался деталями и ободрял строителей.

Внешний вид здания

Здание Нового Эрмитажа построено в стиле эклектики. Строгий и монументальный облик фасада оживляет орнамент с античными, ренессансными и барочными декоративными элементами. Колонки балкона и фриз здания – из мраморизированного известняка.

Фасад украшен декоративными элементами

Скульптуры у главного входа

Главный вход в музей Кленце предложил оформить 10 фигурами атлантов, выполненных из красного гранита. Стасов порекомендовал сделать изваяния из серого сердобольского гранита.

Атлант – мифический великан, вступивший в битву с богами-олимпийцами. После поражения богов-титанов Зевс наказал Атланта: великан должен вечно держать на своих плечах свод небес.

Конкурс на создание монументального ансамбля выиграл скульптор Александр Иванович Теребенёв, в мастерской которого 150 учеников вытесывали изваяния, а над лицами каждого титана скульптор работал лично. Стоимость проекта составила 119 тысяч рублей, скульптор, сделав работу, оценил ее в 87 тысяч.

1 сентября 1848 года у главного входа Эрмитажа возвели фигуры атлантов. Установленные на гранитные постаменты, они обхватили руками балку, лежащую на капителях колонн.

Фигуры атлантов у главного входа

Тонкость работы и элегантный стиль оценил и фон Кленце, и Николай I. Автор помимо оплаты получил от императора персональную премию. Композиция выглядит так зрелищно, что скрывает явный казус:10 атлетов с невероятным напряжением держат сравнительно легкий балкон.

По сей день люди восхищаются фигурами атлантов. Поэт и исполнитель авторских песен Александр Городницкий вдохновенно писал:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерках приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

Фасад здания

Воплощая замысел фон Кленце, фасады Эрмитажа украсили статуями знаменитых мастеров разных эпох. 28 скульптур, имена которых указаны латинским алфавитом, увековечены на фасаде Нового Эрмитажа. В их числе – фигуры Леонардо да Винчи и Рафаэля, Рубенса и Рембрандта.

По сторонам от входа в Новый Эрмитаж – 6 металлических скульптур:

  • Рафаэль Морген – итальянский гравер.
  • Дедал – герой древнегреческих мифов.
  • Иоганн Винкельман – немецкий историк античного искусства.
  • Смилид – древнегреческий скульптор.
  • Онат – древнегреческий литейщик.
  • Марк Антонио Раймонди – итальянский гравёр.

Скульптуры в нишах

Залы и кабинеты Нового Эрмитажа

Считается, что на полный осмотр залов Государственного Эрмитажа понадобится 8 лет, из которых 3 года займет прогулка по Новому Эрмитажу. Подлинные статуи античных богов, блеск средневековых доспехов и переплетение фресок Рафаэля – удивительная неповторимость каждого из 60 залов и кабинетов Эрмитажа.

Первый этаж

Экспозиции первого этажа начинаются с парадного вестибюля, который украшает широкая лестница с 16 колоннами из красного гранита и фигурой богини Славы над входом.

Парадная лестница

Античное искусство

Первый этаж занимают произведения античного искусства. Древнейшие находки расположены в колоритном 12-колонном зале с мозаичными полами, настенными росписями и зелеными гранитными колоннами.

Несколько залов посвящены римским скульптурам. Сводчатый зал Юпитера облицован мрамором зелёного цвета. Огромная статуя Громовержца, восседающего на троне, вывезена из загородного дома императора Домициана.

Скульптуры Античных залов

Статуя Венеры Таврической, обнаруженная в Риме во время раскопок 1718 года, выкуплена и привезена в Санкт-Петербург Петром I.

20-колонный Греческий зал хранит копии работ Фидия, Мирона и Поликтета. В собрании древностей – скульптурные портреты, керамика и ювелирное искусство эллинизма, собрание подлинных античных ваз.

Два ряда серых гранитных колонн делят зал на три продольные галереи, на боковых стенах которых – картины на сюжеты античных мифов. Пол – мозаика из мелких квадратов белого и желтого, серого и черного, темно-красного мрамора.

Искусство древней Греции представлено по периодам, начиная с архаики. Здесь выставлены вазы и статуэтки, созданные на Кипре 4000 лет назад до н.э. У дверей – парная скульптура львов IV века до н.э. В Зале Афины – мозаика VI века до н. э., отдельный Зал ваз.

Зал большой вазы

В зале Нового Эрмитажа выставлена самая большая ваза в мире – Колывнская, изготовленная из цельного куска зелено-волнистой яшмы. Вазу высотой 3 метра и весом 19 тонн установили в зале Нового Эрмитажа до возведения стен.

Монолитный фрагмент для основы чаши добыли на алтайской каменоломне. 230 рабочих 8 дней вытаскивали камень зелено-волнистой яшмы длиной 5,6 метра. В 1828 году 100 мастеров начали первичную обработку камня.

Колывнская ваза

К этому времени нашли камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня-пирона, соединяющего постамент с ножкой чаши. В феврале 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154 до 180, в зависимости от рельефа местности) повез чашу в Барнаул, откуда двинулся на Урал, на пристань реки Чусовая.

Здесь чашу в разобранном виде погрузили на плоты и отправили по рекам Чусовой-Каме-Волге бурлаками в Неву. Через полгода чашу доставили в Санкт-Петербург и выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем.

Осенью 1849 года 770 рабочих поставили вазу на специально сооруженный фундамент на место. К вазе добавили украшения – венок из дубовых листьев.

Второй этаж

Второй этаж Нового Эрмитажа занимают двусветные залы, в которых размещены полотна итальянских художников XVI-XVII веков.

Лоджии и залы Рафаэля

С восточной стороны вдоль Зимней канавки – Лоджии Рафаэля, самый необычный зал, созданный Джакомо Кварнеги в1783-1792 годах. Лоджии Рафаэля – копия знаменитой галереи, сооруженной в Ватикане во дворце Папы Римского, создана по желанию Екатерины II.

Коридор высотой 8 метров и длиной 65 делится на 13 частей, перекрытых отдельным сводом. В своде каждой арки – 4 сюжетных изображения на библейские темы, которые скопированы с подлинных фресок Рафаэля. 52 библейских сюжета Рафаэля из Ветхого и Нового Заветов от Сотворения мира до Тайной Вечери называют библией на потолке.

На Зимнюю канавку выходят огромные окна, напротив – ложные зеркальные окна, так что зал полон света. Художники мастерской Христофора Унтерпергера провели в Ватикане 11 лет, копируя изображения.

Лоджии Рафаэля

На стене под зеркалами – 10 сцен на библейские сюжеты, выполненные в технике гризайли: композиции, в которых диковинные образы причудливо сочетаются с мотивами из земной реальности.

Рыцарский зал

Рыцарский зал – один из масштабных интерьеров Нового Эрмитажа. Здесь размещена коллекция оружия для турниров, а также парадного, охотничьего и холодного оружия.

У стены – 4 рыцаря на конях в рыцарских доспехах. Напротив в витрине – шлем в виде фантастического существа работы итальянского оружейника Филиппо Негроли, который выковал его из одного куска железа. Шлем принадлежал правителю Урбино герцогу Гвидобальдо.

Сокровищница второго этажа – триада больших световых залов с частично стеклянным потолком, названные Просветами.

Рыцарский зал

Большой итальянский Просвет – огромный парадный зал с верхним освещением с экспозицией итальянской живописи XVII-XVIII веков украшен цветной лепниной и работами русских камнерезов.

Испанский Просвет предназначен для экспонирования крупных полотен испанских художников XVII-XVIII веков, произведений Веласкеса, Сурбарана и Мурильо. Свод и фриз зала покрыт позолоченным лепным орнаментом, вазами и торшерами.

Зал Рембрандта

Работы Рембрандта Харменса ванн Рейна, художника золотого века Голландии экспонируются в отдельном зале. Художника называют мастером светотени: Рембранд выстраивал композиции, прописывая освещенные участки, комбинируя холодные и теплые оттенки.

Зал Рембрандта

В основе сюжета – библейская притча о сыне, который промотал свою часть наследства и с раскаянием вернулся в отчий дом. Картину выкупил из коллекции герцога Андре де Анзесена в 1776 году Дмитрий Голицын по поручению Екатерины II.

В Новом Эрмитаже также хранится коллекция скифского золота. Крупнейший и самый посещаемый музей мира с 3 миллионами экспонатов ежегодно посещают 5 миллионов человек.

Новый Эрмитаж

Стоимость: взрослый – 300 руб. Дети, пенсионеры, студенты – бесплатно.

Новый Эрмитаж - Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2

Адмиралтейская, Невский Проспект

Новый Эрмитаж – здание в центре Петербурга, ставшее первым строением на территории России, специально возведенным под размещение художественных экспозиций. В настоящее время в огромном доме размещается филиал Государственного Эрмитажа.

Новый Эрмитаж

Здание в стиле историзма построил в 1842-1851 гг. знаменитый немецкий архитектор Л. Кленце, специально приглашенный в Петербург Николаем II. Кленце помогали выдающиеся русские зодчие В. Стасов и Н. Ефимов.

Фасад Нового Эрмитажа отличается величием и монументальностью, каждая линия строго выверена, объемы сбалансированы. У входа Кленце расположил портик с огромными статуями атлантов, выполненными скульптором А. Теребеневым из редких пород гранита. Здание декорировано барельефами, лепниной, статуями.

Новый Эрмитаж

Внутренние интерьеры музея Кленце создавал, ориентируясь на характер коллекций, которые планировалось разместить в том или ином зале. Первый этаж, отданный под экспозиции древних статуй, архитектор оформил в духе античности. Залы второго этажа с огромными окнами в пол предназначались под Картинную галерею.

Новый Эрмитаж

В Новом Эрмитаже выставлены редчайшие коллекции искусства Древней Греции и Рима, уникальные живописные полотна, статуи и картины эпохи европейского ренессанса.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж – первый отечественный профессиональный музей с тематическими залами. Каждое художественное направление имеет собственное помещение. В музее можно увидеть произведения искусства итальянской, немецкой, голландской, русской школ живописи.


В 1740-х годах на этом участке по Миллионной улице находился дом начальника придворной конторы при императрице Елизавете Петровне Дмитрия Андреевича Шепелева. В 1760-х годах здесь разместили Пажеский корпус.

Создание нового здания для коллекции Эрмитажа обуславливалось непрерывным пополнением его коллекций. В первой трети XIX века были произведены раскопки в Керчи и Причерноморских степях, открывшие многочисленные памятники древности, многие из которых привозились в Петербург. После разгрома Польского восстания 1830-1831 годов по повелению Николая I многие коллекции живописи и скульптуры перевозились из Польши в Россию. Наконец, после пожара в Зимнем дворце 1837 года император принял решение о строительстве специализированного музейного здания. Естественно, что место для него было выбрано рядом с уже существовавшим музейным комплексом из Малого и Большого Эрмитажа, где к тому времени стоял дом Шепелева.

Автором проекта нового здания был выбран известнейший немецкий архитектор Лео фон Кленце, к тому времени уже имевший соответствующий опыт. В Мюнхене он построил здания музея античной скульптуры (Глиптотеки), Старой Пинакотеки (картинной галереи) и множество других зданий. В 1838 году Николай I побывал в Мюнхене и заказал фон Кленце проект Императорского музеума для Петербурга.

Приняв предложение Николая I Лео фон Кленце прибыл в Санкт-Петербург в мае 1839 года, пробыл здесь четыре месяца. С собой он привёз два черновых варианта планировки будущего музея. 17 июля он познакомил с ними архитектора В. П. Стасова. 23 июля император утвердил "Предложение об устройстве Музеума в Шепелевском доме и Эрмитажном здании с перестройкой оных".

Главный архитектор не жил в России, приезжал на стройку только при крайней необходимости. Сюда он приезжал семь раз. На месте работами руководили архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов. Лео фон Кленце и его помощником Гальбигом было создано более 800 чертежей, на которых были изображены залы в мельчайших деталях, вплоть до планов размещения экспозиции.

Здание Нового Эрмитажа строилось во время господства в петербургской архитектуре стиля "эклектика". Исходя из декларируемого этим стилем принципа "умного выбора", архитектор одел постройку в "неогреческий" фасад. Стиль "неогрек" больше всего подходил для нового типа здания, ведь величайшие произведения искусства были созданы мастерами Древней Греции. Какого либо современного прототипа для здания музея тогда просто не существовало.


Первоначально планировалось устроить главный фасад Нового Эрмитажа со стороны Зимнего дворца. Однако уже во время строительства появилось распоряжение об устройстве главного входа со стороны Миллионной улицы. Готовые оконные проёмы со стороны Зимнего дворца заложили кирпичом, проёмы оставили для размещения в них статуй. Тогда же был создан парадный портик. До 1930-х годов он был главным входом в Эрмитаж.

Главный вход в Новый Эрмитаж фон Кленце предложил оформить десятью фигурами атлантов, прототип которых стали фигуры, когда-то размещавшиеся на фасадах древнего храма Зевса в Акраганте (на Сицилии), построенном в V веке до н. э. Лео фон Кленце хотел выполнить атлантов из красного гранита. По его рисункам скульптор И. Гальбиг в Мюнхене даже успел выполнить малую модель, присланную в Петербург. Но В. П. Стасов предложил использовать для фигур серый сердобольский гранит, а скульптор Александр Иванович Теребенёв в 1846 году значительно переработал оригинальный замысел. Его вариант и был принят к исполнению. Главным помощником Теребенёва был каменотёс Г. А. Балушкин. Вытёсыванием каменных фигур занимались 150 человек. Окончательную отделку фигур производил сам скульптор, он лично занимался их лицами. К 1 сентября 1848 года атланты были готовы и установлены на свои места [3, с. 306]. Работа удовлетворила фон Кленце. Он отметил, что "красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и точность работы не оставляют желать ничего лучшего", а также, что эти атланты "в отношении подлинной художественной ценности красоты во многом превосходят как гранитные монолиты колоссов египетских фараонов. так и всё известное в том же роде" [Цит. по: 4, с. 106].

28 статуй на фасаде Нового Эрмитажа изображают мастеров искусств древнего мира. Латинским алфавитом указаны их имена. По сторонам от входа в Новый Эрмитаж установлены шесть металлических скульптур, по три с каждой стороны. Места для статуй выбирались исходя из расположения залов. Западная часть Нового эрмитажа была отдана под экспозицию античной скульпторы, восточная - под библиотеку и кабинет рисунков. Если стоять к зданию лицом, то справа налево у стены первого этажа будут: Рафаэль Морген (итальянский гравёр, скульптуру выполнил Н. А. Токарев), Дедал (герой древнегреческого мифа, автор - Н. А. Устинов), Иоганн Иоахим Винкельман (немецкий историк античного искусства, автор - Н. А. Устинов), Смилид (древнегреческий скульптор, авторы - В. И. Демут-Малиновский и А. И. Теребенёв), Онат (древнегреческий скульптор и литейщик, авторы - В. И. Демут-Малиновский и А. И. Теребенёв), Марк Антонио Раймонди (итальянский гравёр, автор - Н. А. Токарев). На консолях второго этажа разместили великих художников Нового времени: Дюрера, Рубенса, Тициана и других.


На фронтоне Нового Эрмитажа со стороны Зимней канавки помещен барельеф А. И. Теребенёва "Власть, покровительствующая искусству". Он изготовлен из покрытого медью цинка.

21 сентября 1850 года здание получило официальное название - Новый Эрмитаж. Торжественное открытие музея состоялось 5 февраля 1852 года. Новый Эрмитаж стал первым в России специализированным музейным зданием, построенным специально для хранения художественных коллекций. Большинство из его 60 залов и кабинетов дошли до наших дней без изменений.

Если фасад Нового Эрмитажа выполнен в неогреческом стиле, то интерьеры частично сохранили принципы классицизма. Например - Главная лестница и Кабинет гравюр. Другие же помещения были оформлены в "неогреке", в частности Двадцатиколонный зал, предназначенный для экспонирования древнегреческих ваз. Так было сделано не случайно, так как фон Кленце желал отразить в облике выставочных залов характер экспонатов. С немецким архитектором спорил Н. Е. Ефимов, предложивший сделать все перекрытия первого этажа сводчатыми - такое решение подсказывала сложившаяся к тому времени строительная практика. В. П. Стасов и А. П. Брюллов поддержали соотечественника: "Предлагая своды вместо балок, не было упущено из виду, что музеум в С.-Петербурге должен помещать редкости различных времён, а потому своды те предназначено образовать и украсить согласно времени предков, для коих залы сии предназначены" [Цит. по: 4, с. 107, 108].

Главная лестница Нового Эрмитажа украшена 16 колоннами из красного гранита рапакиви. Первый этаж по задумке Лео фон Кленце был отдан коллекции Древней и Новейшей скульптуры (сейчас в них находится только античная скульптура). Восточная анфилада отдавалась под экспозицию рисунков и рукописей. Большие залы второго этажа, предназначенные для экспозиции произведений живописи Нового времени, были оборудованы световыми фонарями, устройство которых в процессе строительства разработал архитектор П. Очаков. В этих залах разместили картины европейских мастеров испанской, итальянской и фламандской школ. С северной стороны от них устроены небольшие залы для малых картин. Паркетные полы залов второго этажа набраны из разных ценных пород дерева.

В зале "Большой вазы" находится знаменитая Колыванская ваза. Она является самой тяжёлой каменной вазой в мире. Её чаша монолитна. Размеры вазы таковы, что её было необходимо устанавливать до возведения стен Нового Эрмитажа.

В одном из залов Нового Эрмитажа находится статуя Венеры Таврической. Её обнаружили в Риме во время раскопок в 1718 году, Петром I она была выкуплена и привезена в Санкт-Петербург. Первоначально она стояла в Летнем саду, затем украшала дворец князя Потёмкина-Таврического. От имени князя Венера и стала также именоваться Таврической. С постройкой Нового Эрмитажа она переселилась в его залы.

Подъезд с атлантами в советское время стали называть Халтуринским, по фамилии террориста Степана Халтурина, устроившего взрыв в Зимнем дворце. Миллионная улица тогда также была Халтуринской. Но это название подъезда не прижилось. По рассказам старых экскурсоводов так чаще называли туалет в вестибюле Нового Эрмитажа.

29 декабря 1941 года в портик попал немецкий снаряд, на торсе одного из атлантов появилась "рваная рана". Однако атлант продолжил держать полуразрушенный портик.

Портик Нового Эрмитажа

Но́вый Эрмита́ж — первое в России здание, специально построенное для публичного художественного музея. Часть музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов.

Содержание

Предпосылки постройки

С начала XVIII века для европейских дворов национальное значение приобретает коллекционирование произведений выдающихся мастеров искусства. Екатерина Вторая приняла самое активное участие в этом предприятии и не жалела средств для пополнения свей коллекции. Начало ей положили картины голландских и фламандских мастеров, закупленных в Париже и различных городах Голландии.

Уже в 1764 году Екатерина инициирует строительство для своей коллекции Малого Эрмитажа. Но, ещё до окончания строительства эрмитажных галерей (1775), ей стало ясно, что это здание будет слишком мало для её постоянно увеличивающейся коллекции. Поэтому в 1771 году было решено приступить к постройке Большого Эрмитажа. Включая знаменитые Лоджии Рафаэля это здание возводилось в течение многих десятилетий и было закончено только при Александре Первом.

В 1835 году Шарлемань провёл инспекцию стройки и пришёл к заключению, что то, что было сделано, не подлежит санации. Только в 1836 году сформировалось убеждение, что необходимо начать стройку совершенно нового здания. В 1837 году пожар нанёс огромный ущерб стоявшему рядом Зимнему дворцу, и необходимость начала работ во всём дворцовом комплексе стала для всех очевидной.

Здание Кленце

Однако Кленце, познакомившийся с огромным городом, Невский проспект которого был в 5 раз длиннее мюнхенской Людвигштрассе, задумал создать нечто величественное. В течение четырёх месяцев своего пребывания он сделал наброски принципиально нового типа здания, предназначенного для экспонирования произведений искусства, названного Новым Эрмитажем. Им было спроектировано двухэтажное здание, имевшее в плане форму четырёхугольника, с двумя внутренними дворами и четырьмя парадными фасадами, не повторяющимися по оформлению. Северный фасад, выходящий на Неву, должен был иметь два входа, оформленных портикам, поддерживаемыми кариатидами, в которых предполагалось сделать два входа.

Выходящий на Зимнюю канавку восточный фасад должен был по идее Кленце быть остеклённым и повторять структуру станцев Рафаэля. Западный фасад должен был иметь первый фасад, напоминающий Глиптотеку, а верхний этаж — Пинакотеку в Мюнхене.



Хотя Николай I запретил уничтожение фельтеновского Старого Эрмитажа (именно так стали называть теперь здание Большого Эрмитажа), строительство началось в 1842 году, три года спустя после отъезда Кленце, под надзором В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова, возглавившего работы после смерти Стасова в 1848 году. Архитекторы встали перед сложной задачей создать рабочие чертежи здания по эскизным наброскам Кленце. Однако работу к 1851 году оказалось возможным завершить. Огромную роль в создании облика здания играют изготовленные А. И. Теребеневым в 1846 году по моделям Кленце атланты, воодушевившие его при осмотре развалин храма Зевса в Агригенте.

5 февраля 1852 состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа для публики.

Читайте также: