Сообщение репортаж как жанр публицистики

Обновлено: 20.05.2024

Презентация на тему: " РЕПОРТАЖ КАК жанр публицистики. ЦЕЛИ занятия: знакомство с особенностями репортажа как газетного жанра; подготовка к самостоятельному написанию репортажа;" — Транскрипт:

1 РЕПОРТАЖ КАК жанр публицистики

2 ЦЕЛИ занятия: знакомство с особенностями репортажа как газетного жанра; подготовка к самостоятельному написанию репортажа; воспитание уважения к профессии репортёра и к людям этой профессии; развитие умения слушать друг друга

5 КАЧЕСТВА РЕПОРТЁРА РЕПОРТЁР ДОЛЖЕН: владеть правильной литературной речью; уметь общаться с людьми; знать вопрос, который он освещает; правдиво и точно изображать события; быть сильным, выносливым, мужественным, так как может сталкиваться с разными трудностями.

8 Репортаж – это хроника события, подробное и красочное описание происходящего глазами автора – очевидца. Главные требования к этому жанру динамичность наглядность

9 ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ РЕПОРТАЖ ОТ ЗАМЕТКИ? ЗАМЕТКА лишь сообщает о событии как о совершившемся факте. РЕПОРТАЖ изображает событие как процесс.

11 ВИДЫ РЕПОРТАЖА Текстовой Фоторепортаж Газетный Радиорепортаж Телерепортаж

12 КРИТЕРИИ ВЫБОРА события для репортажа Актуальность Общественная значимость Тематические виды репортажа: Научный Спортивный Социальный

14 КОМПОЗИЦИЯ РЕПОРТАЖА ЗАЧИН – начало репортажа ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ - рассказ о событии КОНЦОВКА – оценка события, вывод автора

15 СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ репортажа Стиль репортажа – эмоциональный, энергичный. Активное использование средств и приёмов образного отображения действительности: ярких эпитетов, сравнений, метафор и т.д. При необходимости использование сатирических средств. Использование односоставных предложений, безглагольных конструкций, глаголов в форме настоящего (настоящее репортажа) и прошедшего времени, кратких причастий, вопросительных предложений, обращений, вводных слов и предложений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни.

Быть журналистом- значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать - это з.

Быть журналистом- значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать - это значит особым образом жить. М. Кольцов. Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости. В. Гиляровский.

 Какие стили речи вам известны? книжный разговорный

Какие стили речи вам известны? книжный разговорный

 Охарактеризуйте речевую ситуацию публицистического стиля Речевая ситуация

Охарактеризуйте речевую ситуацию публицистического стиля Речевая ситуация

Каково назначение публицистического стиля? Назначение публицистического стиля.

Репортаж

Репортёр не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергн.

Репортёр не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Дл.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей. 1. Вступление: краткая зарисовка.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей. 1. Вступление: краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом. 2.Основная часть: информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю. 3. Концовка: впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера собы.

Виды репортажа Событийный. Поводом для создания данного вида репортажа служит.

2. Постановочный. Журналист становится главным участником, а не пассивным наб.

2. Постановочный. Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий – пример полевого медиа-эксперимента (метод коммуникативного исследования).

3. Тематически познавательный. События и процессы в таком виде репортажа не т.

3. Тематически познавательный. События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

4. Актуальный. Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуаль.

4. Актуальный. Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж – пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

5. Проблемный. Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветит.

5. Проблемный. Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

 Как написать проблемный репортаж?

Как написать проблемный репортаж?

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь, следует разобраться со.

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь, следует разобраться со всеми составляющими ситуации: место, время, участники, хронология событий. Ответить на вопросы: Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу? Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж – пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопрос.

Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

 Как написать тематически познавательный репортаж?

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный; расследова.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс. Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе. Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж – пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж? Актуальность – значительность чего-то в тек.

Главное – оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить с.

Главное – оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности. Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось?, где?, когда?, с кем?, почему? и каковы будут возможные последствия? Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно.

Общие рекомендации при создании репортажей Чем актуальнее, ярче и динамичнее.

Общие рекомендации при создании репортажей Чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников. Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

План. Пример: Вступление. (В Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именн.

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить с особенностями репортажа как жанра публицистики, с правилами его построения.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: индивидуальная, фронтальная, групповая

I. Организационный момент – лингвистическая разминка.

- Предположите, о чём пойдёт сегодня на уроке разговор. Какова его цель? (Научиться писать репортаж.)

- Итак, сегодня мы с вами дадим определение данному жанру публицистики, рассмотрим его композицию и попробуем создать свой репортаж.

II. Актуализация незнаний

Репортаж – это глаза и уши читателя. (Солганик Григорий Яковлевич)

- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?

- Какая задача стоит перед автором репортажа?

прил. репортажный, ая, ое (к 1 знач.) (Толковый словарь Ожегова)

- А кто такой репортер?

Репортёр – РЕПОРТЁР, а, м. Корреспондент, пишущий репортажи.ж. репортёрша, и (разг.). прил. репортёрский, ая, ое. (Толковый словарь Ожегова)

- Подберите синонимы к этому слову. (Корреспондент, комментатор, журналист)

- Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы каких-нибудь спортивных комментаторов?

Дмитрий Губерниев – это один из самых известных спортивных комментаторов в современной истории России. Его голос сопровождает все крупнейшие соревнования, а потому журналист остается настоящим символом российского спорта.

Также одним из выдающихся спортивных комментаторов был Николай Озеров. Это замечательный драматический актер, чемпион Советского Союза по теннису, спортивный комментатор.

III. Групповая работа.

Задание №1. Перечислите качества характера, которыми должен обладать репортер.

- Быть отважным, горячо любить свое дело, целеустремленным. Репортеры часто сталкиваются с различными трудностями, поэтому они должны быть смелыми, выносливыми, мужественными. Репортер должен владеть правильной литературной речью. Журналист должен знать тот вопрос, который он освещает.

- Вы правы, ребята. Действительно, репортер должен обладать многими чертами характера: он должен быть образованным, интеллигентным, умным, знающим современные проблемы, что сегодня актуально, терпеливым, храбрым, честным.

t1592208087aa.jpg

Задание № 2. Прочитав газетный материал (вырезка из газеты), выберите характерные особенности репортажа.

1. Автор прямо не раскрывает своего отношения к событию.

2. Изложение от автора (репортера), а не от постороннего лица

3. Ярко выраженное отношение автора к происходящему.

4. Передача всего хода события, а не одного его момента.

t1592208087ab.jpg

Вывод: итак, мы с вами выяснили, что обязательных правил построения репортажа нет, каждый автор пишет по-своему, но вот личность автора всегда присутствует в данном жанре.

Задание № 3. Составьте у себя в тетради памятку в виде постера для пишущих репортаж.

1. Изложение ведется от 1-го лица

3. Документализм, объективная точность.

4. Эскизность речи.

5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.

6. Полная и достаточно достоверная информация.

Репортаж ведет репортер.

В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события.

- Центральная часть – рассказ о событии.

- Краткий вывод, оценка события (концовка).

t1592208087ac.jpg

IV .Работа с текстом М.А. Булгакова и его анализ.

Найти доказательства, что это репортаж. Чтение с остановками.

1 остановка

- О каком авторе идет речь? Опишите внешний вид усадьбы А.П.Чехова.

Благодаря этой дощечке, когда звонишь, кажется, что он дома и сейчас выйдет. Но выходит средних лет дама, очень вежливая и приветливая. Это- Марья Павловна Чехова, его сестра. Дом стал музеем, и его можно осматривать…

Вот здесь сидел Лев Николаевич Толстой, когда приезжал к Антону Павловичу в гости. Но кроме него сидели многие: Бунин и Вересаев, Куприн, Шаляпин, и Художественного театра актёры приезжали к нему репетировать.

2 остановка

- Опишите столовую А.Чехова.

В кабинете у Чехова много фотографий. Они прикрыты кисеей. Тут Станиславский и Шаляпин, Комиссаржевская и др.

3 остановка

- Опишите кабинет А.Чехова.

При выходе из ниши письменный стол. На нем в скупом немецком порядке карандаши и перья, докторский молоток и почтовые пакеты, которые Чехов не успел уже вскрыть. Они пришли в мае 1904 года, и в мае он уехал за границу умирать.

Вопросы и задания:

Озаглавьте текст.

Каково настроение автора? Что можно сказать об общем впечатлении Булгакова от посещения музея?

Определите жанровую принадлежность текста, для чего укажите его основные приметы.

V. Творческая работа.

VI . Рефлексия.

Ваше отношение к уроку. Свой ответ вы можете начать со следующих слов:

- показалось наиболее интересным….

Сегодня мы с вами познакомились с одним из самых популярных жанров публицистики – репортажем. Мы узнали о принципах его написания, и, может быть, кто-то из вас после сегодняшнего урока захочет выбрать для себя профессию репортера – одну из самых трудных и в то же время нужных современному обществу.

VII . Подведение итогов урока, создание синквейна.

- О чем шла речь на уроке?

-Был ли текст, произнесённый мною в начале урока, репортажем? Докажите. Виды репортажа: телерепортаж, радиорепортаж, фоторепортаж, газетный (текстовый) репортаж.

Знакомит, развивает, учит.

Мне нравятся живые репортажи.

VIII . Домашнее задание : в парах записать репортаж на любую тему (можно подготовить аудио- и видеофайлы)

20. Очерк как жанр публицистики

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней. Рассмотрим основные черты наиболее распространенного на сегодняшний день типа очерковой публикации.

Проблемный очерк. Предметом отображения в очерках такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть сходен с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной такого сходства выступает прежде всего доминирование в ходе отображения проблемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения. Это, естественно, предопределяет многие черты выступления, независимо от того, к какому жанру мы бы ни пытались его отнести.

Путевой очерк. Путевой очерк, как и некоторые другие журналистские жанры (например, заметка, отчет, корреспонденция, обозрение), относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Очевидно, это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому являлась хорошо освоенной, что и помогло ей быстро закрепиться на страницах периодической печати, как только та возникла.

Читайте также: