Сообщение о новодвинской крепости

Обновлено: 04.07.2024

В 20 километрах от архангельского Города, на острове Бревенник у устья Северной Двины, в поселке со странным названием Конвейер находится Новодвинская крепость, построенная по указу Петра Первого в 1701 году. Ведь в Архангельске государь строил флот для войны со Швецией, и город нуждался в надежной защите.
До недавнего времени Новодвинская крепость была изъята из культурного процесса, так как в ней помещалась зона. Ныне в крепости организован музей, сооружения постепенно восстанавливаются, ежедневно приезжают экскурсии. И все же дорога до Конвеера - это что-то на грани экстрима.

К северу от Соломбалы находится крупный поселок Маймакса. Из центра несколько автобусных рейсов ходят в разные его части, и первая остановка на пути в Новодвинскую крепость - за Гидролизным заводом.

Полузаброшенный завод специализируется на производстве технического спирта из опилок. Ведь в Архангельске действует 29 лесопильных заводов, нумерация которых возрастает вниз по течению Двины. Рядом с Гидролизным находятся 22-й и 23-й лесопильные заводы на разных берегах Маймаксы - одной из двинских проток.

Пристань. Вид от 22-го лесозавода (на Маймаксе) на 23-й (на Бревеннике):

Сам 22-й лесозавод - видны лишь бревна да опилки:

Ниже по течению - 26-й лесозавод, с которого на 24-й лесозавод на Бревеннике, как сказали местные, ходит моторная лодка по заполнению. Говорят, от него добираться удобнее - но я не проверял. От 22-го к 23-му ходит катер:

В среднем он ходит каждые полтора часа - час, в пути 5 минут.

У пристани 23-го лесозавода:

А сойдя с катера на Бревеннике, попадаешь в очередной потусторонний мир с сюрреалистическими пейзажами: земля покрыта толстым слоем опилок, в канавах течет зеленая от тины и ряски вода, и по этой странной земле проложены деревянные мостовые:

Но Гидролизный завод, а значит и Маймакса - совсем рядом:

Поселок 24-го лесозавода - в отличие от полугородского 23-го, это совершеннейшее село:

Протока разделяет остров Бревенник и остров Линский Прилук. Формально, крепость находится уже не на Бревеннике, а на Линском Прилуке, но фактически разница между двумя острова невелика. Всё равно дорога только одна, а через протоку построен типичный для Русского Севера деревянный мост:

Автомобили его проходят нормально, а вот с автобуса пассажиров высаживают, и машина и люди пересекают мост по отдельности. Собственно на автобусе я и ехал обратно.

В посёлке Конвейер:

Долгое время Конвейер был посёлком при зоне. Собственно, именно колония и дала ему название: в 1920-е годы здесь были две ВТК для малолетних, и по задумке в духе социалистического романтизма посёлок должен был стать конвейером по перековке деклассированных элементов в трудящуюся молодежь (по крайней мере так гласит легенда). Позднее зону объединили, и она стала "взрослой": в крепости помещалась промышленная часть, в самом посёлке - жилая. Ныне зона выведена отсюда и заброшена:

Можно даже залезть на вышку, хотя это и опасно - конструкции дышат на ладан, и сломать себе шею / разбить фотоаппарат можно запросто.

В самом Конвейере много "лиц на поселении" (хотя много и доброжелательных старушек). Я бы тут вечером ходить не рискнул, да и днём тоже. От крепости я не отходил дальше, чем на сотню метров.

Сгнивший трактор на краю насыпи, ведущей к крепостным воротам через бывший ров:

А насыпь ведет прямиком к Летним (т.е. южным) воротам:

Вот - план крепости:

Фактически от крепости остались лишь куртины (стены) и ворота. А между тем, это уникальный памятник: "старшая сестра" Петропавловской крепости в Петербурге, первая в России крепость Нового времени, построенная по голландскому проекту. Здесь же в 1702 году был одержана первая победа над шведами, пытавшимися с моря прорваться к Архангельску и уничтожить верфи. И если бы не эта крепость - кто знает, как сложилась бы история России?

Южная сторона крепости, обращенная к поселку. За Летними воротами - дом офицеров, одно из двух уцелевших зданий внутри крепости. У стенда группа экскурсантов:

Куртины - то есть каменно-земляные укрепления, расчитанные на бой с использованием артиллерии:

Юго-западный бастион у берега Двины:

Двинские ворота (они же на вводном кадре) - исторически были главными. Ныне участок около них - самый отреставрированный:

За воротами - дом Коменданта:

Общий вид Двинских ворот:

По крыше проложен настил - собственно, с куртин крепость осматривать интереснее всего, я по ним в основном и ходил:

Перед воротами - небольшая пристань. Здесь меня остановил комендант, немного со мной поговорил, расспросил, кто я, куда и откуда, немного рассказал о себе (что он служил в ФСБ, что много работал на Юге и т.д.) и отпустил с миром. Что это было - гостеприимство или скрытый допрос, я не знаю. Но в итоге он убедился, что я не террорист, а я не поимел ни малейших проблем. Вот так и надо фотографов проверять!

А внутри крепости - разруха. Раньше это была производственная часть зоны, в основном швейные мастерские (шили одежду для зеков и ментов).

Вид от дома офицеров:

И со стороны Двины:

В бараках и цехах полный разгром. А в деревянном сооружении - какой-то механизм:

Грустно - когда-то здесь было множество построек конца 17 - начала 18 века: казармы, арсеналы, пороховые погреба и даже гарнизонная церковь.

Путь по куртинам:

Северо-западный угол северо-западного бастиона:

Отсюда недалеко до каменистого двинского береега:

Здесь я отдыхал, слушал плеск волн, и глядел на дальний горизонт, где заканчивается Северная Двина и начинается Белое море:

Я привез сюда белый камушек, который подобрал на берегу Черного моря в Новороссийске и кинул в эти волны. Не знаю, зачем - просто понравилась идея: кинуть камень из Черного моря в Белое.

Летние ворота

Уже 25 июня 1701 г. шведская эскадра адмирала Э. Шеболанда предприняла попытку уничтожить Архангельскую крепость. В этот день у ее стен развернулись события, навсегда вошедшие в российскую историю. В ходе артиллерийской дуэли между авангардом шведской флотилии, состоявшим из трех боевых кораблей, и береговыми русскими батареями, устроенными неподалеку от строительной площадки, неприятель понес сокрушительное поражение и был вынужден отказаться от нападения на Архангельск. В качестве военных трофеев, которые стали первыми в Северной войне, русским достались два корабля противника с полным вооружением и оснасткой, а также большое количество боеприпасов.

Северная война (1700—1721) — война между Россией и Швецией за господство на Балтийским море. На разных этапах в войне принимали участие: на стороне России — Англия, Голландия, Пруссия, Речь Посполита; на стороне Швеции — Османская империя и Гольштейн. Война закончилась поражением Швеции и подписанием Ништадтского мирного договора.

После того как русские войска взяли Шлиссельбург, а затем и Ниеншанц, расположенный в устье Невы, внимание Петра I было обращено на западные границы государства. Но строительство Новодвинской крепости при этом не остановилось, хотя и несколько замедлилось. Почти пять лет ушло на ее возведение, и еще десятилетие потребовалось на различного рода переделки. В окончательном варианте крепость представляла квадратную в плане каменно-земляную цитадель, которую составляли 4 угловых бастиона и соединяющие их стены-куртины. Наружные стены куртин были облицованы плитами, предохранявшими их от осыпания. Протяженность всех крепостных куртин и бастионов составляла более 1,5 км. Внутрь крепости можно было попасть через двое главных ворот — Западные (Двинские), которые выходили на берег Северной Двины, и Летние (Полуденные), обращенные в сторону Архангельска. С юго-западной стороны крепость защищала Западная Двина, с других сторон — рвы с водой. Кроме того, вокруг цитадели были расположены так называемые внешние оборонительные сооружения, предназначавшиеся для размещения части крепостного гарнизона и артиллерии, а также служившие в качестве искусственных препятствий для неприятеля на случай штурма.

Офицерский дом на территории крепости

Ширина главной крепостной ограды в верхней части составляла около 15 м. Здесь, на так называемом крепостном ходу, были установлены батареи крепостной артиллерии, а в случае приступа могли быть развернуты и стрелковые позиции для солдат гарнизона. От неприятельских выстрелов крепостной ход защищался земляным бруствером, толщина которого равнялась почти 6, а высота 2 м. На вооружении новодвинского гарнизона находилось 180 пушек. Практически для каждого орудия в толще бруствера была предусмотрена отдельная амбразура в виде расширяющегося наружу лотка, что обеспечивало возможность вести секторный огонь. Новодвинская крепость долгие годы надежно прикрывала морской путь к Архангельску, хотя за все это время установленным на крепостных валах орудиям так и не пришлось сделать по неприятелю ни единого выстрела. В последний раз свою оборонительную функцию крепость выполнила в период Крымской войны, когда над Архангельском вновь нависла реальная угроза нападения со стороны англо-французской эскадры.

Крымская, или Восточная, война (1853—1856) — война между Российской империей и коалицией в составе Англии, Франции и Турции. Вначале война начиналась между Россией и Турцией, но после поражения последней на Кавказе в нее вступили Англия и Франция. В декабре 1853 г. они ввели свой флот на Черное море, а в марте 1854 г. официально объявили войну России. Боевые действия разворачивались на Кавказе, на Балтийском, Черном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму

Крепость как боевая единица Российской империи была упразднена только в 1864 г. После этого ее оборонительные сооружения передали в распоряжение местных церковных властей. В XX в. находящиеся на территории крепости сооружения использовались вначале как детская колония, а затем здесь разместилась исправительно-трудовая колония для взрослых преступников. В наше время сохранились лишь некоторые фрагменты стен крепости и белокаменные ворота.

Продолжаю свои путешествия по интересным местам в окрестностях Архангельска. Сегодня – это Новодвинская крепость . Она расположена в 20 км на север от центра Архангельска. Это крупнейшее фортификационное сооружение в дельте Северной Двины эпохи Петра I и первое каменное бастионное сооружение в России. Строительство крепости началось по личному указу российского императора в 1701 году в связи с подготовкой к Северной войне и ожидаемым нападением шведов. Выбор места расположения крепости был очень удобным. Мореходный рукав здесь соединял город Архангельск с морем. В этом месте фарватер близко подходил к берегу, и корабли неминуемо попадали в зону огня крепостной артиллерии. Руководить строительством крепости Петр I назначил прусского инженера Георга Эрнста Резе. Стройка велась быстрыми темпами. И уже летом 1701 года береговой артиллерией, у стен только начавшегося строительства, был разгромлен авангард шведской эскадры (разведчик), следовавшей в Архангельск. Завершением строительства этого фортификационного комплекса считается 1721 год. С XVIII по XIX века крепость была значительно модернизирована с привлечением российских инженеров, и стала непреодолимой преградой для нападения иностранных судов. В 1854 году в ходе Крымской войны англо-французская эскадра так и не решилась подойти к крепости, ограничив свои военные действия в акватории Белого моря. Новодвинская крепость в плане представляла собой квадрат, по углам которого были расположены бастионы (Флажный, Морской, Могильный и Рогаточный), располагающиеся на расстоянии 120 м друг от друга.

Стены крепости имели высоту 6,4 м от фундамента, толщину в основании -3,2 м, а в верхней части – 2,1 м. Через каждые 5 м стены были усилены контрфорсами, защищающими их от артиллерийского огня. С внутренней стороны к стенам был насыпан земляной вал шириной в основании 20 м, а по верху стен был устроен земляной бруствер высотой 2 м. Стены были выложены из белого известняка с заполнением бутовым камнем. Для усиления прочности крепостных стен в двух уровнях были уложены металлические связи, а часть камней скреплялась металлическими скобами. Доступ в крепость осуществлялся через трое ворот: Двинские, Летние и Равелинные. Покинуть крепость незаметно можно было через 10 подземных ходов. Снаружи крепость окружал ров шириной 30 м, заполненный водой, который создавал дополнительную защиту крепости.

Островная цитадель под Архангельском, сыгравшая значительную роль в Северной войне Петра Великого, относится к труднодоступным достопримечательностям российского Севера. Добраться до остатков первых каменных бастионов в России нелегко, дорога потребует нескольких пересадок. В кратком обзоре мы расскажем любителям отечественной истории, на каком острове находится Новодвинская крепость, когда лучше ехать в Архангельск для осмотра достопримечательности.


История Новодвинской крепости

Проектирование и строительство Новодвинской цитадели прямо связано с ходом Северной войны между Россией и Швецией. Потерпев поражение под Нарвой, Петр I отдал приказы укреплять Псков, Новгород, Архангельск. Приказ, по которому была построена Новодвинская крепость в Архангельске, был отдан в начале 1701 года, архитектором был назначен немец Егор Резен (Георг-Эрнест Резе).
Большинство информационных материалов пишут, что построена Новодвинская крепость на острове Бревенник, но это не совсем точно. Остров Бревенник отделен от соседних земель многочисленными протоками дельты Северной Двины. Такая протока отделяет его и от соседнего острова Линский Прилук. На северо-западной оконечности этого острова Егор Резен и выбрал место для строительства цитадели. Для военных действий место укрепления было выгодно из таких соображений:

  • в запутанную дельту Северной Двины вражеские корабли не могли войти без опытного лоцмана;
  • фарватер Северной Двины простреливался пушками того времени до середины;
  • цитадель открывалась кораблям внезапно, могла первой открыть огонь.

Военная история Новодвинской крепости включает только один реальный бой с противниками. Архангельские поморы Дмитрий Попов и Иван Рябов, захваченные в плен шведами, посадили на мель перед еще не законченной Новодвинской крепостью авангард шведского флота — фрегат и яхту. После десятичасового артиллерийского боя шведы покинули суда, шведская эскадра ушла от Архангельска. В память об этой победе возле Двинских ворот выставлен старинный якорь.


После революции укрепление служило сначала детским исправительным лагерем, позже — колонией НКВД.

Архитектура Новодвинской крепости

В проекте Новодвинской крепости Егор Резен воплотил все достижения фортификации того времени. В состав укрепления входили:

  • Флажный, Могильный, Морской, Рогаточный бастионы;
  • комендантский корпус;
  • пороховой погреб;
  • Северный равелин;
  • здание Офицерского корпуса;
  • крепостные стены, защищенные земляными валами.

Из крепостных сооружений не подлежат восстановлению только деревянные казармы гарнизона и деревянная церковь, чертежи которых не сохранились.

Новодвинская крепость в 2021 году

С 2007 года сохранность и реставрация исторического памятника курируется Архангельским краеведческим музеем. Поэтому официальный сайт Новодвинской крепости ведется этим музеем. За тринадцать лет деятельности по защите и реставрации Новодвинской крепости сотрудники музея успели провести противоаварийные работы (расчистить аварийные кладки), начать реставрацию конструкций крыш.

В сентябре 2020 года власти области заявили о расширении реставрационных работ, но средства для них пока выделяются ограниченно. На последних фото Новодвинской крепости видны результаты реставрационных работ:

  • раскрыты бойницы;
  • восстановлены разрушенные кирпичные кладки;
  • оштукатурены и окрашены фасады;
  • снят наносной грунт с крепостных валов;
  • начата реставрация внутренних сводов Комендантского корпуса.



Несмотря на немалые объемы работ, проведенных краеведческим музеем, до полного восстановления исторического памятника еще далеко. Сотрудники музея регулярно выезжают на остров, контролируют работу реставраторов. Весь проект курирует археолог А. Беличенко.

ВАЖНО! В музее открыт зал с экспозицией, посвященной Новодвинской крепости, где выставлены макеты бастионов, старинных кораблей, коллекция пушек того времени. Но организованных экскурсий по острову, береговому укреплению музей не проводит.

Когда можно посетить Новодвинскую крепость

Остатки стен и равелинов Новодвинской крепости открыты для бесплатного посещения. До поселка Конвейер проложено шоссе, далее к укреплению ведет дорога из бетонных плит, построенная ранее для снабжения исправительной колонии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Вряд ли есть смысл переправляться на острова с машиной, чтобы проехать 18 километров (до Новодвинской крепости и обратно). Кроме цитадели, на острове есть только один исторический памятник, Морские ворота, на их осмотр у вас уйдет не более 30 минут. Ехать с машиной на остров Линский Прилук нужно, если вы в конце лета решили остановиться на побережье в палатках, половить рыбу в Северной Двине.


Как добраться до крепости самостоятельно


После осмотра укрепления нужно успеть на последний рейс автобуса № 18, который уходит от поселка Конвейер в 15:00.

Автомобилистам нужно ехать в Архангельск по автотрассе М-8. Заехав в город в районе Нового поселка, проехать до переправы можно по улице Гагарина, Маймаксанскому шоссе. От причала лесозавода 22 на острова каждые 2 часа уходит грузопассажирский паром, на котором можно перевезти машину. После переправы нужно ехать все время по главной дороге через поселки лесозаводов 19, 24, Бочага. В поселке Конвейер вы окажетесь на Т-образном перекрестке, на котором нужно повернуть направо, на бетонную дорогу.

Читайте также: