Сообщение о научно популярных фильмах

Обновлено: 02.07.2024

Научно-популярное кино является наряду с учебным, научно-исследовательским и научно-производственным (технико-пропагандистским) одним из видов научного кино, рассказывает в общедоступной форме о развитии науки и техники и их влиянии на жизнь общества. С помощью специальных видов съемки (замедленной, ускоренной, в рентгеновских лучах, микросъемки) научно-популярное кино показывает в динамике скрытые, малоизвестные стороны жизни растений и животных, процессы, происходящие в микромире живых клеток и в неживой природе. Оно наглядно демонстрирует действие физических законов, принципы работы машин; используя мультипликационное (графическое и объемное) моделирование, дает возможность наглядно представить явления, которые нельзя непосредственно наблюдать в природе, а также научные абстракции. Научно-популярные фильмы содержат объяснение теоретических и прикладных проблем естественных и гуманитарных наук, дают широкую информацию о научно-техническом прогрессе, рассказывают о творческой деятельности ученых, об истории науки. Для многих фильмов характерно сочетание научного, публицистического и художественного методов осмысления действительности, и это сближает научно-популярное кино с художественно-игровым и документальным (см. Виды и жанры кино). Кроме того, к этому виду кино традиционно относят фильмы по искусству, спорту, кинопутешествия и др.

Во многих странах передовые деятели науки и культуры стали выступать за широкое использование кинематографа в целях просвещения.

С появлением звука, цвета, бесшумной камеры, съемки в рентгеновских лучах и различных приспособлений для съемок под водой, при высокой температуре, световодов и телеоптики все более расширяются возможности научно-популярного кино в познании природы. Благодаря современной технике, а также прежде всего таланту и изобретательности режиссеров и операторов зритель смог увидеть феерическое зрелище роста кристаллов, солнечные протуберанцы, кипение лавы в кратере вулкана, деление хромосом внутри живой клетки, нашу Землю и другие планеты, снятые с борта космических кораблей и автоматических станций, и многое другое.

Перечисленные фильмы, как и киноочерки о деятелях науки, заложили основы научно-публицистического направления в этом виде кино. И действительно, нельзя ограничивать задачи научно-популярного кино одной лишь популяризацией науки. Ведь даже если речь в фильме идет о сугубо теоретических вопросах, допустим, генетики или ядерной физики, они невольно приобретают публицистическое звучание, так как затрагивают интересы миллионов людей.

Широкое распространение получили во всем мире фильмы по искусству, истории культуры, этнографии, правда, лишь немногие из них включают научные аспекты осмысления темы.


Ключевые слова: научно-познавательный фильм, жанры.

Один из наиболее традиционных жанров — фильм-лекция. Лекция в данном случае определяет форму изложения подаваемого материала.

Еще один жанр научно-популярного телевидения — беседа. Беседа может происходить в телестудии или научной лаборатории как между двумя или тремя учеными, заинтересованными в решении какой-либо проблемы, так и в наиболее актуальной и востребованной форме — беседа между ученым (учеными) и журналистом.

К развлекательному жанру научно-популярной передачи можно отнести викторину — ответы на вопросы в форме игры. Однако создание такой передачи совсем не простое дело: она имеет сложную композиционную структуру, большую роль играет импровизация и игровые элементы, использование кинофрагментов, театральных и музыкальных номеров, а также иногда задания от зрителей.

Еще один жанр — фильм-наблюдение. Его использование чаще всего можно встретить в фильмах о животных, когда авторы пытаются запечатлеть поведенческие особенности в условиях естественной среды обитания. С появлением новой техники для съемки сегодня сделать это намного проще, чем раньше: размеры камеры намного уменьшились и маскировать их стало значительно проще, появилась возможность дистанционного управления.

К отдельному жанру научно-познавательного фильма/телепрограммы можно отнести фильм-эксперимент, если основное место экранного повествования занимает процесс постановки научный опыта, доказывающего ту или иную выдвигаемую гипотезу. Зритель вместе с автором проходит все этапы проводимого эксперимента: процесс подготовки, осуществления и завершения, в результате чего зритель делает для себя выводы, исходя из сказанного и увиденного на экране, которые в конце программы подтверждаются ученым. Сегодня эксперимент чаще используется как дополнительный элемент в сложносоставной программе, состоящей из различных жанров.

Мы рассмотрели основные жанры научно-популярных фильмов/телепрограмм.

Форма передачи зависит прежде всего от ее содержания и нацеленности на определенную аудиторию. Избираемый авторами жанр лишь помогает лучше донести до зрителей то, что они хотят сказать зрителю.

Сегодня очень редко можно встретить передачу, сделанную с использованием одного жанра, чаще передачи и фильмы представляют собой сложную структуру, где для демонстрации каждой основной мысли используется свой отдельный метод подачи материала. Таким образом такая конвергенция, слияние нескольких жанров воедино, помогают автору программы создать уникальный и оригинальный проект или даже создать новый жанр.

  1. Егоров В. В. Телевидение: теория и практика. М.: МНЭПУ, 1992. С. 158.
  2. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. Глава 8. Жанры телевизионной журналистики.

Основные термины (генерируются автоматически): жанр, фильм, зритель, автор, научно-познавательный фильм, отдельный жанр, отечественное телевидение, передача.

Программный директор Фестиваля актуального научного кино ФАНК рассказывает о научной документалистике и делится фильмами, которые стоит посмотреть.

Что документирует документальное научное кино? Подробности работы лаборатории, детали биографии учёного, процесс продвижения исследования? Какое место в научной документалистике занимает режиссёр фильма? Может ли он высказывать свой взгляд, или его задача — максимально объективная демонстрация предмета разговора?

Если вы хоть раз задавали себе эти вопросы, наш разговор с Ириной Белых, программным директором Фестиваля актуального научного кино ФАНК, поможет вам найти на них ответы.


В общем представлении научно-популярное кино — это скорее телевизионный формат, призванный объяснить широкой публике какое-либо научное явление или проблему.

Для фестиваля ФАНК мы отбираем документальные фильмы, которые создаются для большого экрана. Иногда они даже выпускаются в кинопрокат. Такие фильмы, в отличие от тех, что традиционно понимаются под научно-популярными, не отвечают на вопросы и не объясняют факты.

Они не претендуют на стопроцентную научную достоверность, их цель — расположить к размышлениям, к дискуссии, к формированию и выражению своей точки зрения.

Фильм, хоть художественный, хоть документальный — это всегда авторская интерпретация. Задача любого режиссёра — вовлечь зрителя, подтолкнуть его к реакции, заставить задуматься. Пресное повествование такого эффекта не принесёт.

Посмотрите обязательно, если ещё не успели

Режиссёр, рассказывая про учёных ЦЕРНа, сумел снять довольно длительный период исследований и поиска бозона Хиггса, при этом даже не пытаясь объяснить, что такое сам бозон. Он показал Питера Хиггса в тот момент, когда существование бозона было доказано, показал радость этого события, который настаёт при жизни далеко не каждого учёного. Важно отметить, что режиссёр — физик по первому образованию, и наверняка это стало гарантией глубокого погружения в тему и грамотной красивой авторской интерпретации.

Екатерина тоже имеет профильное образование помимо режиссёрского, она окончила мехмат МГУ с красным дипломом. Она собрала нескольких известных математиков со всего мира и попросила рассказать, чем они занимаются. Потрясающая операторская работа, великолепная музыка, эмоциональные рассказы учёных цепляют зрителя надолго, вызывают желание и после окончания фильма разобраться в тех темах, к которым он до просмотра никакого интереса не испытывал.

Крайне харизматичный режиссёр в живом времени ставит на себе эксперимент, несколько недель питаясь продуктами с высоким содержанием сахара, и рассказывает о своём самочувствии. Его обследуют врачи, которых режиссёр представляет как супергероев. В фильме есть всё лучшее от развлекательного формата, но при этом он остаётся совершенно научным.

Российская авторская документалистика

В России есть сейчас очень сильное движение документалистов, появляется множество интересных документальных картин. Взять, к примеру, выпускников школы Марины Разбежкиной — их знают во всём мире, это новая волна российской документалистики.

Это талантливейшее кино про странноватого учёного, который приехал в летний лагерь заниматься с детьми-подростками физикой, как он пытается что-то до них донести, как у него не получается, как он это воспринимает. Не про науку фильм, а про человека, который хочет что-то объяснить.

Научное кино можно сделать доступным через разные форматы. Мы стараемся сделать это так:

  • Мы делаем Дни научного кино — отдаём фильмы вузам, которые показывают их у себя для студентов и всех желающих; в прошлом году наша кинопрограмма побывала в вузах 63 городов.
  • Мы проводим фестиваль ФАНК, который предполагает показы программы в кинотеатрах, куда приходят люди самого разного возраста.

Хочется, чтобы фестиваль путешествовал по регионам, расширяя свою географию. В следующем году поедем в Ульяновск, Димитровград, Челябинск; в следующем — в Томск и Тобольск.

19 октября 2016, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

ФАНК объединяет вдохновлённых наукой и кино людей. Мы привозим самые интересные полнометражные документальные фильмы о науке со всего мира в разные города России.


Читайте ещё:

Удивительные параллели между диснеевским фильмом и советским мифом о светлом будущем.

Как изображают невесомость в кино 19

Как изображают невесомость в кино

Каждая передача содержала анимационные эпизоды, нарисованные с юмором. Особенно интересны заключительные фрагменты фильмов, где показана грядущая космическая экспансия, как её представляли ракетчики: запуск пилотируемого корабля на орбиту, строительство орбитальной станции, высадка на Луну, полёт к Марсу.

Докуфикшн: научно-популярные фильмы 10
Докуфикшн: научно-популярные фильмы 6

Докуфикшн: научно-популярные фильмы 13

Докуфикшн: научно-популярные фильмы 14

Докуфикшн: научно-популярные фильмы 12

Big Al

Появление в кадре человека меняет отношение к происходящему на экране и даёт лучшее представление о доисторических животных — можно сопоставить размеры и убедиться, что далеко не все динозавры были огромными и ужасными.

Найджел Марвен и умильный динозаврёнок.

Найджел Марвен — это Николай Дроздов мезозойской эры.

Докуфикшн: научно-популярные фильмы 8
Докуфикшн: научно-популярные фильмы 7
Докуфикшн: научно-популярные фильмы 4

dragon

Самый документальный в мире дракон.

От документалок к фантастике

primeval

Докуфикшн: научно-популярные фильмы 26
Докуфикшн: научно-популярные фильмы 24

Докуфикшн: научно-популярные фильмы 25
Докуфикшн: научно-популярные фильмы 23

Blue Moon

В июле 1994 года произошло потрясающее событие — фрагменты кометы Шумейкеров-Леви 9 на огромной скорости врезались в атмосферу Юпитера. Астрономы всего мира, затаив дыхание, наблюдали за чудовищными вспышками, сопровождавшими столкновение. Всем, кто следил за катастрофой, стало ясно, что столкновение кометы с Землёй привело бы к мгновенной и окончательной гибели нашей планеты. Мысль об этом пугала. Но ещё больше пугало то, что комета была открыта всего за год до падения на Юпитер. Значит, если бы она летела к Земле, человечество просто не успело бы подготовиться.

life after people

Докуфикшн в России

Читайте также: