Сообщение о нарте сослане

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация. Статья раскрывает компаративные связи нартовского эпоса осетин с мифами народов мира, показывает генетические и ареальные связи солнечного героя нартовского эпоса Сослана с солярной мифологией народов Кавказа, России, мира.

Солнечный герой нартовского эпоса осетин и мировой фольклор

Аннотация.Статья раскрывает компаративные связи нартовского эпоса осетин с мифами народов мира, показывает генетические и ареальные связи солнечного героя нартовского эпоса Сослана с солярной мифологией народов Кавказа, России, Мира.Ключевые слова:нартовский эпос осетин, мировой фольклор, солярные мифы, ноосфера

У многих народов мира существуют так называемые солярные мифы (лат. solaris –солнечный) в которых происходит мифологизация Солнца и его воздействия на земную жизнь[4, с. 461]. Слово нарты как полагает известный лингвист В.И. Абаев переводится как дети солнца. Но есть один нартовский герой в ком лучше всего проявляется его солнечная природа, этот герой Сослан. Солнечный герой нартовского эпосаосетинСослан тесными и загадочными нитями связан с фольклором и мифами многих народов мира. Например Л.А. Чибиров нашёл несколько аналогов нарту Сослану в индоевропейском мифологическом пространстве в лице солнечного Аполлона, легендарных героев Гавейна, Бальдра и Кухулина, Геракла и Рамы[10].

У народов Северного Кавказа в мифах посвященных рождению солнечного героя Сосланау осетин, Сосруко у адыгов, Сосуруко и Сосурук у карачаевобалкарцев, Сарыквы у абхазов, Сеска Солсы и Пхармата у вайнаховприводится общий для всех народов сюжет. Он заключается в том, что жизнь ребенка зарождается в камне посредством воздействия солнечного луча (огня). Анализ сюжетов нартовского эпоса у разных народов на данную тему показывает, что здесь мы встречаемся с символическим изображением мужского начало в виде камня и женского в виде огня. Ниже в таблице 1 приводятся некоторые общие мотивы, объединяющие жизненные циклы солнечных героевнартиады.Таблица 1Солнечный герой в нартовском эпосе народов Северного Кавказа

КарачаевоБалкарскийАбхазскийВайнахскийОписаниеСосланСосрукоСосуруко/ СосурукСасрыкваСеска Солса/ ПхарматИмя солнечного героя эпоса АцырухсАдиюхАкбилекКайдух

—Жена,излучающая яркий свет ладоньюБедухаБадах——

—Первая жена Сослана и СосрукоТотразТотреш—Татраш

—Соперник Балсагово колесоЖаншерхЖелезное колесо—

—Мифическое существо, убившее нартатaк оно и есть солнце предстaвляет собой громaдный шaр огня, вокруг которого врaщaется нaшa плaнетa.

И вал морской вскипал от колебаний,И норд сверкал и двигались смерчи,И родились на ниве состязанийФанатики, герои, палачи.

И жизни лик подернулся гримасой;Метался компас буйствовал народ,А над землей и над людскою массойСвершало Солнцесвой законный ход.

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Мацута. Дальше не ходи!

Материал понравился:

42° 58.8409 ′N , 43° 46.5592 ′E
42.98068N, 43.77599E
42°58′50.45″N, 43°46′33.55″E

Дорога в горную Дигорию, в западные районы Республики Северная Осетия — Алания лежит через ущелье реки Урух, в котором находится потрясающей по своей красоте каньон Ахсинта. Осетинское название реки — Ираф, от сюда и название Ирафский район Северной Осетии.
Дигория. От Ахсинты до Мацуты
Скалы каньона выглядят как слоёный пирог. Миллиарды лет назад здесь был мировой океан и его органические отложения слой за слоем сформировали подобные ландшафты.


Природа здесь просто завораживает. Скалы каменными островами украшают склоны гор. На них, цепляясь корнями, стоят величественные сосны.Террасы склонов, словно невидимым зодчим оборудованы под веранды и балконы для их изумрудных крон. За каньоном Ахсинта начинается Мацутинская котловина, склоны которой покрыты зеленью альпийских лугов.


В долине расположены селения: Лезгор, Донифарс, Кумбулта, на другом берегу Уруха — Задалеск, Ханаз, Нар. Высоко среди скал, сохранились оборонительные каменные башни, в задачу воинов-защитников входило не пропустить врагов дальше, вглубь Дигории.



Кроме боевых башен в оборонительную систему входили и жилые башни каждого осетинского рода, так что каждый дом этих селений был для противника крепостью. Схема оповещения шла через сторожевые башни, расположенные на господствующих над долиной Уруха высоких холмах.
При появлении противника на этих башнях зажигалась сырая солома, которая чадила на всю округу. Этот сигнал тревоги передавался от башни к башне и оповещённые о надвигавшейся опасности горцы, несмотря на некоторую родовую разобщённость, спешили на общий сборный пункт, в селение Мацута, находившийся в центре второго оборонительного полукольца, в 5 км от выхода из Скалистого хребта и 11 км от каньона Ахсинта, первой линии обороны.


Дороги в горах Осетии всегда имели и имеют важное значение, поэтому селение Мацута занимает важное стратегическое положение, т.к. находится на развилке дорог: влево, на юго-восток уходит Уаллагкомское ущелье, по дну которого несёт свои бурные воды река Айгамугидон — правый приток Уруха; вправо, по реке Урух, на юго-запад дорога идёт по Дигорскому ущелью.
На развилке дороги стоит чёткий указатель с перечнем общих туристических и природных мест!




Сегодня Мацута — это небольшое село, по обе стороны дороги стоят деревенские дома, магазин, клуб и автобусная остановка.



Ещё в начале прошлого века в Мацуте сохранялись каменные высокие менгиры, происхождение которых неизвестно. Они стояли овалом, размером около 50 метров. Местное население считало эти 12 менгиров древним нартовским ныхасом, то есть площадью где собиралось народное вече.



Сейчас от менгиров осталось несколько стел, которые сиротливо стоят среди коммуникаций.

Из памятников старины в Мацуте сохранился полуразрушенный каменный склеп, в котором, по преданию, похоронен легендарный нарт Сослан.



Склеп легендарного нарта Сослана стоит он на развилке дорог перед невысоким холмом. В 1880 году профессор В. Миллер, знаменитый историк и исследователь Кавказа, нашёл в этом склепе скелет человека-гиганта, "действительно замечательных размеров", что является материальным подтверждением того, что нарт Сослан – не просто легендарный герой Нартского Эпоса, а реальный человек, живший в этих местах.


Вот, что пишут о Сослане, вкратце, в осетинской литературе:
Сослан – герой осетинского нартского эпоса, представитель младшего поколения нартов, сын безымянного пастуха, закаленный Кудалагоном в волчьем молоке, воспитанник небесного Сафа. Он вошёл в нартский эпос как культурный герой – боги наделяют его, а через него и всех нартов, зернами хлебных злаков, сохой и водяными мельницами.
Более всего этот герой известен как победитель всех нартовских состязаний и боев с врагами, но в борьбе с более сильным врагом он охотно прибегает к приёмам хитрости и коварства, тогда как со слабыми и побеждёнными он жесток и безжалостен.
Сослан был красив и ловок, любил устраивать соревнования и молодецкие игрища, ему не было равных среди самых сильных и смелых мужчин. Он любил танцевать, не зря его изображают в порыве нартовского танца на краю общего праздничного котла.
Сослан был женат на одной из дочерей солнца – красавице Ацырухс
.

Как говорят в народе, Сослан уроженец местного селения Нар, но любил спускаться в Мацуту, на нартский ныхас — площадку, обложенную крупными камнями-стелами, где в древности проходили общественные собрания.


Осталось множество легенд о народном герое-защитнике, прославленном нарте Сослане, который, даже после смерти, помогал своему народу по первому зову.
Стоило только врагу приблизиться к Дигорскому ущелью, как местные жители бежали к склепу нарта Сослана и громко кричали: "Сослан, фадис!" — "Сослан, тревога!", на что Сослан в тот же миг выскакивал из склепа с одним единственным вопросом, с какой стороны враг.
Народ указывал направление и враг был разбит.
Однажды его обманула женщина, которая из простого любопытства подняла тревогу, чтобы увидеть легендарного нарта Сослана.
Выскочивший из склепа Сослан, увидел, что над ним посмеялись, развернулся и молча ушёл обратно в склеп. С тех пор легендарный богатырь больше не откликался на зов людей
.

В Осетии нарта Сослана почитают как народного героя, прародителя осетин, и устанавливают ему памятники, например фонтан на центральной улице Владикавказа украшен его фигурой.


За склепом Сослана установлен мемориал осетинам-воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. На монументе скульптура Матери провожающей Сына на бой с врагами.



У подножья памятника на чёрных плитах золотом написаны фамилии не вернувшихся с войны и скульптура скорбящей женщины с маленьким ребёнком.



Отсюда река Урух уходит направо в Большую Дигорию, а мы направляемся по левой дороге, вдоль реки Айгамуга в Восточную Дигорию. Об этом — в другом посте.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

Взгляд кинем мы в небес обитель,
Не просто так, не наугад.
СафА* - дзуар и покровитель
надчажной цепи, очагА.
Решил устроить пир однажды
И небожителей позвал.
Все для него здесь были важны,
Призыв достоин всех похвал.

Здесь УАстырджи**, что покровитель
Мужчин, всех воинов – бойцов.
И путников, в беде спаситель,
Бог – благородный, без торгов.
Вторым был зван Бог – громовержец,
Звать УАцилла*** сквозь жерло тьмы.
Враждует с нартами, привержец
Грозы он, грома и войны.
АсфАти**** - Божик одноглазый,
Средь прочих был здесь в том числе.
Все птицы, звери без приказа
Ему подвластны на земле.
А также ФАлвар***** – Бог проказник,
Весь мелкий скот давно его,
Он любит пиршества и праздник,
Так сяк он был, как божество.
И Бог-кузнец, Бог вечной дружбы,
Достойный Бог КурдалагОн******.
Всё снаряженье и оружье
Дал, несомненно, нартам он.
А рядом, люди, Бог с азартом
Пришёл ГалАгон******* - Бог ветров.
Не зря в честь режут в праздник нарты
Строптивых вредных петухов.
Ну, а последним без боязни
Сам Донбеттыр******** пришёл на сход.
Ведь праздник без него не праздник,
Он - грозный повелитель вод.

Там в небесах в чертогах диво.
Льёт разговор среди богов.
И чёрное, как ночка пиво
Пьют только с турьих все рогов.

А кто такой с большим азартом
Им разливает на ура.
Сослан – батыр младой из нартов
Им справно служит у стола.

С ним выпив рог большой тот турий,
Доволен божество Афсати.

Сослан к нему в душе с азартом:
«Тебя мы помним, Боже, тщись.
Ведь ты могуч, и роду нартов,
Дай дар, Бог вод, не поскупись!

Подвёл итог наш мудрый Сафа,
Благодарив всех за дары…
И по домам развёл их с маху,
Тем пир, что был, на год закрыв.

Сослан (Сосруко) - богатырь, герой нартского эпоса.


Содержание

Становление эпоса

Исследователи [кто?] полагают, что эпос начал создаваться в VIII—VII веках до нашей эры, а в XIII—XIV веках разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.

Из-за отсутствия письменных источников невозможно восстановить полную картину того, как происходило развитие и формирование эпоса. Лишь отрывочные данные, содержащиеся в трудах Геродота и Марцеллина, а также в хрониках Армении и Грузии, позволяют судить об историко-культурной среде, в которой зарождались сказания о нартах.

Вопрос о происхождении нартовского эпоса сложен. Языковед-иранист В. И. Абаев и французский историк-филолог Жорж Дюмезиль утверждают, что народом-создателем эпоса являются осетины.

Согласно нартоведу Ахмету Мальсагову, имена большей части нартов имеют выраженное иранское происхождение [источник не указан 1259 дней] .

Сказания разных народов

Многочисленные сказы о нартах группируются вокруг имён основных персонажей эпоса, образуя, тем самым, своеобразные циклы. В каждой национальной версии эпоса те или иные циклы занимают сравнительно большее или меньшее место.

Также есть различия в именах героев эпоса.

осет. адыг. вайнах. абхаз. кабард. карач.-балк.
Сослан/Созрыко Сосруко Сеска Сосла/Соска Сосла Сасрыкуа/Сасрыква Сосруко Сослан/Сосурук
Сата́на/Шатана Сатаней Гуа́ша Села Сата/Сели Сата Сатаней-Гуашьа/Сатаней Сатаней Сатанай
Батрадз Батараз Патарз/Патриж Цвицв Батраз Батыраc
Сырдон/Ширдон, сын Гатага - Боткий Шертга/Шертщко Батакуа - Шырдан
Ацамаз Ашамез/Ачемез Ачамаз/Ачамза Щамаз Ашамез Ачемез
Урызмаг Уазырмес Урузман/Орзми - Уазырмес Ерюзмек
Хамыц Химиш/Хымыш Хамчи Хмышь Химиш Хымыч
Саууай/Шаууай Шуай Кинда Шоа/Киндий Шоа - Шауей Карашауай

Также в каждой версии сказаний есть свои, уникальные герои. Например, у адыгов — Адиюх, Ахумида, Бадыноко; у осетин — Ахсар, Ахсартаг, Уархаг. В абхазских сказаниях есть Цвицв, Нарджхеу.

Также есть различие между образами нартов.

У осетин

В осетинской версии нарты делятся на три фамилии: Ахсартагката, Бората и Алагата. Первые — воины. Их род небогат, но обладает силой и отвагой. Второй род, Бората, постоянно враждует с Ахсартагката. Они богаты, но именно они послужили причиной гибели нартов. Род Алагата редко упоминается в эпосе; Алагата — хранители всех ритуальных предметов, необходимых для обрядов. Ни один праздник, посвящённый духам и богам, не обходится без них.

Согласно теории трёх функций Жоржа Дюмезиля, это деление на три рода-касты отражает социальный строй древнего индоевропейского общества, отчего и представлено только у осетин — единственного индоевропейского народа в регионе.

У вайнахов

В основном нарты изображаются могучими воинами. Они — позитивные персонажи, несущие добро [источник не указан 1036 дней] . Но в чечено-ингушской версии, сохранившейся фрагментарно, есть отличие от других.

У адыгских народов

У кабардинцев

Кабардинский эпос схож с эпосом других народов-носителей эпоса. Самым крупным собирателем кабардинских сказаний был Кази Атажукин, человек, составивший в 1864 году кабардинский алфавит. Он первый в кабардинской истории выпустил книгу с некоторыми сказаниями о нартах.

У адыгейцев

В адыгской версии более обширное место цикл сказов о младшем нарте Сосруко, символе солнца и света; в абхазском — о Сатаней, матери нартов.

У карачаево-балкарцев

Нарты, согласно карачаево-балкарским сказаниям, это бесстрашный народ воинов-богатырей, потомки бога кузнечного дела Золотого Дебета. Они созданы верховным богом Великим Тейри с определенной целью — установить на земле порядок, истребить эмегенов и драконов, очистить мир от всего, что мешает людям. Поэтому главное занятие нартов — война. Конечно, они воюют не только с чудовищами, но и с другими народами, случается, сталкиваются и между собой. Прирожденные воины, они не могут долго засиживаться дома, начинают скучать, и стоит кому-либо кинуть клич, как все снаряжаются в поход или в набег.

Нарты делятся в карачаево-балкарском эпосе на 4 рода — по именам родоначальников: Аликовы (Аликлары), Схуртуковы (Усхуртуклары), Бораевы (Боралары) и Индиевы (Индилары). Каждый род имеет своих героев-богатырей. К роду Аликовых принадлежат, например, старший сын Золотого Дебета — Алауган и его сын Карашауай, к Схуртуковым — предводитель нартов Ерюзмек и его сыновья Сосурук, Сибилчи, Бюрче, к Бораевым — Бора-батыр и, возможно, Созар, к Индиевым — семь братьев, имена которых не названы.

Все нарты едины в своей борьбе с внешними врагами — иноплеменниками и чудовищами. Но существует у них и вражда между родами. За власть и влияние в стране нартов борются два рода — Аликовы и Схуртуковы, и их вражда прекращается только после женитьбы Карашауая на дочери Ерюзмека Агунде.

Нарты у других народов Кавказа

Нарты также упоминаются у народов Дагестана и у некоторых грузинских этнических групп, таких как рачинцы, сваны, хевсуры. Встречаются нарты у них только в сказках. Это безымянные богатыри-великаны, обладающие огромной силой. У народов Дагестана в сказках обычно не один, но семь нартов. Они живут в лесах, в башнях, упирающихся верхушкой в небо. Огорожены их жилища железным забором.

Герои эпоса

Одним из главных героев нартовских сказаний является Сослан/Сосруко/Сеска Сосла/Сасрыква. У всех народов это нарт, рождённый из камня. В осетинских сказаниях у Сослана проходит аналогия с Ахиллом из греческих мифов. У последнего была уязвима лишь пятка, всё остальное тело было неуязвимым. У осетинского Сослана уязвимы были колени. И тот, и другой погибли вследствие удара по слабому месту. Похожий сюжет встречается у многих индоевропейских народов.

С детства этот герой проявлял смелость, силу и самостоятельность. В абхазской версии он был младшим братом из ста, но превосходил братьев и силой, и находчивостью.

Также важен цикл о Сатане/Сатаней-Гуаше/Сели Сата. В абхазской и адыгской версиях это романтическая женщина, символ красоты, ума и неувядающей молодости. В осетинской версии она как бы приземлена. У осетин она — жена родоначальника нартов, хозяйка, неистощимая на хитрости женщина.

В кабардинском эпосе существует герой — Бадыноко. Ещё в детстве предвиделось его героическое будущее. Пели ему в колыбельной песне:

Ты обезглавишь сотни чудовищ, Сотни сокровищ нартам раздашь. …Спи моё счастье, храбрый мой львёнок, Славен и звонок будет твой путь. Будешь ты светом рода людского, Здравицы словно скажут тебе.

Бадыноко — единственный герой эпоса, не любящий пиры и пляски. Он говорит:

Никогда я не стремился К угощениям богатым, К песнопениям весёлым. …доспехи боевые Я надел для дел высоких: Мой удел — защита правды.

Разное

Примечания

Литература

  • Абаев В. А. Нартовский эпос. Орджоникидзе, 1945.
  • Акаба Л.A. Мифология абхазов. Сухуми, 1976.
  • Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингушей, М., 1972.
  • Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990.
  • Мальсагов А. О. Нарт-орстхойский эпос вайнахов. Грозный, 1970.
  • Салакая Ш. Х. Абхазский нартский эпос. Тбилиси, 1976.
  • Сказания о нартах — эпос народов Кавказа. Сборник. М., 1969.
  • Шортанов А. Нартский эпос адыгов. (Адыгский героический эпос). М., 1974.

Ссылки

  • Осетины
  • Осетия
  • Осетинская мифология
  • Эпос
  • Мифология Кавказа
  • Фольклор
  • Нартский эпос
  • Абхазская мифология
  • Абазинская мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Нартский эпос" в других словарях:

Нартский эпос — (Нартовский) эпос кавказских народов: кабардинцев, черкесов, адыгейцев, осетин. Известен также абхазам, балкарцам, карачаевцам, ингушам, чеченцам. Отзвуки эпоса находят у сванов, горных грузинских племён и у дагестанских народов. Термин… … Большая советская энциклопедия

НАРТСКИЙ ЭПОС — НАРТСКИЙ (НАРТОВСКИЙ) эпос древний монументальный эпос кавказских народов (в стихотворной и прозаической форме) о подвигах героев, составлявших своего рода богатырское сообщество; записываться начал в 19 в … Большой Энциклопедический словарь

Нартский (Нартовский) эпос — Нартский (Нартовский) эпос, эпос кавказских народов: кабардинцев, черкесов, адыгейцев, осетин. Известен также абхазам, балкарцам, карачаевцам, ингушам, чеченцам. Отзвуки эпоса находят у сванов, горных грузинских племён и у дагестанских народов.… … Большая советская энциклопедия

Эпос — (греч. éżpos слово, повествование, рассказ) 1) Род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как Сказка, Предание, разновидности героического эпоса, Эпопея, эпическая Поэма, Повесть, Рассказ, Новелла … Большая советская энциклопедия

ЭПОС — (греч. épos — слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического Э. (ниже 2 е значение Э.), эпопея, эпическая поэма, повесть … Литературный энциклопедический словарь

НАРТСКИЙ (НАРТОВСКИЙ) ЭПОС — НАРТСКИЙ (НАРТОВСКИЙ) ЭПОС, героический эпос кавказских народов — осетин, абхазов, адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Известен также балкарцам, чеченцам, ингушам, карачаевцам и др. Бытует в прозаической и стихотворной форме.Нарты — племя … Литературный энциклопедический словарь

Нартский (Нартовский) эпос — НАРТСКИЙ (НАРТОВСКИЙ) ЭПОС, древний монументальный героический эпос кавказских народов – осетин, абхазов, адыгейцев, кабардинцев, черкесов; известен также балкарцам, чеченцам, ингушам, карачаевцам и др. Бытует в прозаической и стихотворной форме … Иллюстрированный энциклопедический словарь

НАРТСКИЙ — (НАРТОВСКИЙ) ЭПОС, древний монументальный героический эпос кавказских народов осетин, абхазов, адыгейцев, кабардинцев, черкесов; известен также балкарцам, чеченцам, ингушам, карачаевцам и др. Бытует в прозаической и стихотворной форме. Повествует … Современная энциклопедия

Читайте также: