Сообщение о нагайбакская церковь

Обновлено: 07.07.2024

Историк и географ XVIII в. П.И. Рычков в своей “Топографии Оренбургской губернии” приводит две легенды о происхождении названия этого места. “…Название происходит от жившего на сем месте башкирца, кой назывался Нагайбак, и юрт его назывался по нем деревней Нагайбаковой”. По другой легенде “…Сказывают, что тут бывал город, и живали в нем якобы нагайцы" на что, между прочим, указывает и название протекающей здесь речки Кала-Елга (городовая речка). Старая Нагайбакская крепость, построенная в 1736 году, в середине XIX в. была упразднена, превратившись в село. После того, как ее покинули казаки, в Нагайбаке стали селиться русские крестьяне, но какая-то часть нагайбаков, осталась, и их потомки наряду с бакалинскими кряшенами живут в Бакалинском районе Башкирии до сих пор. Нагайбаки - это тюркоязычные христиане (или кряшены-казаки), прибыли сюда из центральных районов Казанского ханства из Заказанья (нынешние Арский и Балтасинские районы РТ). По мнению одних исследователей нагайбаки не были изначально мусульманами и приняли христианство еще в булгарский период; по мнению других, что они - ногайцы-кыпчаки в 14 в. мигрировали в Среднее Поволжье из Приазовья, частично затем смешались с кряшенами и затем уже переселились на берега рек Ик и Сюнь.

В 1873 г. по данным из “Справочной книги Уфимской губернии” в селе Нагайбаке была церковь “…Святой Троицы… деревянная, с приделом святого Михаила Архангела; построена в 1745 г." В 1897 г. по сведениям историка Уфимской епархии И.Е.Златоверховникова, автора книги “Уфимская епархия” в селе Нагайбак Белебеевского уезда уже были “Две деревянные церкви – зимняя и летняя; первая, во имя Архистратига Михаила, построена в 1772 г., а вторая во имя Живоначальной Троицы, построена в 1745 г." По рассказам жителей села Нагайбаково, Троицкая церковь – летняя, построенная в 1745 г. была большей по размерам, ее купол пробило пугачевское ядро. Место пролома было заделано котельным железом и оставлено как своеобразный памятник. После Революции нагайбакские церкви и их духовенство разделили трагическую судьбу большинства православных храмов России. В 1934 г. священником в Нагайбаке был Иаков Романов. В Уфимском историческом архиве сохранилось дело о закрытии церкви в селе в 1937 г. Троицкая церковь с ноября 1936 уже не была действующей, не было при ней и священника. В небольшой Михаило-Архангельской церкви службы еще совершались. 1970-е годы в местной печати писали о необходимости сохранения и реставрации Троицкой церкви - памятника архитектуры и истории. Уфимский архитектор Г.Д. Вагин разработал эскиз церкви, какой, по его мнению, она была первоначальном виде. В статье, опубликованной в тогдашней молодежной газете “Ленинец”, он писал о церкви, что “…высота ее колокольни была около 25 метров. Большой колокол весил 40 пудов. Церковь была бревенчатой, снаружи обшита толстыми досками, с промазкой швов очень прочной замазкой. Внутри стены оштукатурены и были расписаны, но роспись, к сожалению, не сохранилась. Сохранность дерева до сих пор хорошая”. К началу 1990-х годов состояние здание стало уже аварийным, стены начали рушиться. У небогатой сельской администрации денег на реставрацию церкви не было.. В Нагайбаково приезжал благочинный, разрешил разобрать церковь с условием, что на этом месте построят молельный дом. Нагайбакскую Троицкую церковь разобрали в августе 1994 г., простояла она 249 лет. На этом месте жители села поставили памятный крест. Молельного дома в Нагайбаково пока нет.

FMc4DdcMLW8

Ниже фотографии Троицкой Церкви:

3keCP49fPxM

Троицкая церковь села Нагайбаково

На этом фото видно отверстие, пробитое пугачевцами.


То самое котельное железо. В настоящее время хранится в местном музее.


Эскиз церкви 1970-х годов архитектора Г.Д. Вагина, какая, по его мнению, она была первоначальном виде.

DkWB6s8dGNI

Пугачева пещера села Нагайбаково, привлекает внимание как ученых-археологов, так и черных копателей. Объектом поиска стала казна самого известного в российской истории - Емельяна Пугачева. Свой золотой запас предводитель крестьянского бунта зарыл в 350 километрах к северо-западу от Уфы, в пещере села Нагайбаково. Некогда его жители составляли костяк пугачевского войска, но впоследствии были разбиты карательными войсками. Бунтари были казнены, а их предводитель Емельян Пугачев бежал, так и не успев вывезти несметные богатства. Первые упоминания о Пугачеве в Нагайбакове относятся к 1773 году. Тогда самозванец въехал в село на тройке белых лошадей и провозгласил указ: "Божию милостью, мы - Петр Третий, не требуем рекрутских наборов, денежных податей и оброку. и освобождаем крестьян от мздоимцев-судей и от злодеев-дворян". Крестьяне и казаки мигом перешли на сторону повстанцев и составили костяк пугачевского войска. Слухи о разбойниках поползли по всей России. Кончилось все тем, что по указу императрицы Екатерины II большая часть войска Пугачева была уничтожена, а сам он с горсткой повстанцев спрятался в пещере, а затем потайным ходом на некоторое время ушел от преследования. Клад же так и остался в пещере за кованой дверью. С тех пор эта пещера получила название Емелькиной. Местные историки не исключают, что сокровища так и хранятся в Емелькиной пещере. Ведь ни расшитая тысячами бриллиантов, рубинов и сапфиров лошадиная попона, ни огромный бриллиант, которые, по слухам, были в казне атамана, до сих пор так и не найдены. В середине XX века слухи о несметных сокровищах дошли до Москвы. Кладом заинтересовался сам Хрущев. И вот в Нагайбаково приехала бригада московских кладоискателей со всем необходимым для поиска золота. Но пещера была уже полуразрушенной, и пробираться к ней пришлось ползком по узкому туннелю. В конце этого тяжелого пути, где, по рассказам, должна была находиться кованая дверь, за которой хранятся сокровища, ничего этого не оказалось. Или двери никогда и не было, или она оказалась полностью заваленной.


UcQru76r5Gk

Еще одна достопримечательность села Нагайбаково так же связана с именем Емельяна Пугачева - это то так называемый Пугачевский мост. По преданию мост, расположенный недалеко от села, был построен войском Пугачева, как проход для пушек. Землю для моста, как гласят легенды, повстанцы носили своими головными уборами. Так ли было это на самом деле теперь, увы, же не узнать. Как бы то ни было, но это сейчас свято хранимый уголок села. Сейчас Пугачевский мост - излюбленное место туристов. Здесь можно не только прикоснуться к историческому памятнику, но и набрать чистейшей водицы, а также отдохнуть в беседке.


Фотографии из Интернета.



2013 © Ruslan Luckmanov.

Любое некоммерческое использование опубликованных фотоматериалов возможно только при указании авторства и(или) ссылки на исходный источник. Любое коммерческое использование возможно только с письменного согласия автора.


После Пугачевского восстания Нагайбакская крепость постепенно начала терять свое влияние как стратегического, военного, религиозного и административного центра. Новокрещенская контора была закрыта, и масштаб крещений среди инородцев существенно уменьшился. С 1782 г. Нагайбакская и Бакалинская станицы перестали быть отдельными административными единицами и были включены в состав Белебеевского уезда Уфимской провинции. Продолжение колонизационной политики Российской империи в начале XIX в. повлекло за собой необходимость строительства новых казачьих укрепленных поселений по направлению от г. Орска до ст. Березовской, находящейся по Уйской линии. Переселенцами были казаки из крепостей и станиц Оренбургской губернии, в том числе из Нагайбакской и Бакалинской станиц с прилегающими к ним деревнями.

В 1842 г. нагайбакские казаки в количестве 1781 человека со своими семьями были переселены в три района Оренбургской губернии и образовали три разные группы, каждую из которых ожидала собственная судьба. Большинство новокрещен-казаков были отправлены на Новую линию в числе 1250 душ мужского пола, в Верхнеуральском уезде они основали центральную группу и компактно расселились в пяти поселках – Касселе, Остроленском, Фершампенуазе, Париже и Требии. Южную группу в составе нескольких десятков семей нагайбаков направили в пос. Нежинка, Гирьял и Алабайтал Оренбургского уезда, пос. Подгорный и ст. Ильинская Орского уезда . Эти населенные пункты находились на приграничной дороге от Оренбурга к Орску, поэтому переселение нагайбаков было связано с необходимостью военного усиления стратегического пространства. Северная группа казаков-нагайбаков в количестве 500 душ была переселена в Троицкий уезд в ст. Верхнеувельская (Варламово), пос. Ключевский-2 (Лягушино), Попово, Болотово и Краснокаменка. Эти села и деревни к тому времени были заселены русскими крестьянами, которые не желали переходить в казачье сословие, поэтому в те земли привлекали казачество из других уездов Оренбургской губернии (рис. 1).

НАГАЙБАКИ-БАКАЛЫ: СТРАНИЦЫ ЭТНОИСТОРИИ, изображение №1

Глава I. История заселения

Глава II. Нагайбаки и православные миссионеры

НАГАЙБАКИ-БАКАЛЫ: СТРАНИЦЫ ЭТНОИСТОРИИ, изображение №2

НАГАЙБАКИ-БАКАЛЫ: СТРАНИЦЫ ЭТНОИСТОРИИ, изображение №3

Глава III. Самоназвание и самосознание

НАГАЙБАКИ-БАКАЛЫ: СТРАНИЦЫ ЭТНОИСТОРИИ, изображение №4

Глава IV. Заключение

В течение 1842-1843 гг. нагайбакские казаки со своими семьями были переселены в три района Оренбургской губернии и образовали три разные группы – северную, центральную и южную, каждую из которых ожидала собственная судьба. Северная группа казаков-нагайбаков в количестве 500 душ была переселена в Троицкий уезд в ст. Верхнеувельская (Варламово), пос. Ключевский (Лягушино), Попово, Болотово и Краснокаменка. Переселившись, нагайбаки представляли собой отдельную группу, которая впоследствии была подвержена влиянию со стороны русских. Северная группа, не испытавшая на себе значительного влияния христианских и мусульманских миссионеров, в настоящее время считается формально православной: среди населения заметно индифферентное отношение к религии и обрядам.

3. Атнагулов, И. Р. 2015: Идентичности нагайбаков: генезис, структура, динамика. Магнитогорск.

4. Белоруссова, С. Ю. 2015: Траектория этничности нагайбаков. Вестник Челябинского государственного университета 24 (379), 17–24.

5. Белоруссова С. Ю. 2016а: Нагайбаки на перекрестке православных и мусульманских миссий. Религиоведение 3, 43–53.

6. Белоруссова, С. Ю. 2016б: Этнофотографическое путешествие Михаила Круковского по Южному Уралу. Уральский исторический вестник 2 (15), 98–104.

7. ГАОО. Ф. 6. Оп. 15. Д. 1085.

8. ГАОО. Ф. 6. Оп. 11. Д. 748.

9. ГАОО. Ф. 173. Оп. 3. Д. 5262.

10. ГАОО. Ф. 173. Оп. 4, Д. 6619.

11. ГАОО. Ф. 173. Оп. 10. Д. 73.

12. ГАОО. Ф. 173. Оп. 10. Д. 104.

13. ГАПК. Ф. 36. Оп. 1. Д. 93.

14. Головнев, А. В. 2010: Крупный план в антропологии. Уральский исторический вестник 4 (29), 14–20.

15. Головнев, А. В. 2011: Этничность и идентичность на Урале. Уральский исторический вестник 2 (31), 40–49.

16. Головнев А. В. 2012: Этничность: устойчивость и изменчивость. Этнографическое обозрение 2, 3–12.

17. Елькович, Я. Р. (ред.), 1933: Бишкильский район. Уральская советская энциклопедия. Свердловск-Москва, 399.

18. Кобзов, В. С. 1992: Новая линия. Вестник Челябинского университета 1 (3), 12–26.

19. Кортунов, А. И. 2013: Особенности заселения новых районов Оренбургского казачьего войска и результаты мероприятий по увеличению контингента оренбургского казачества в 40-х гг. XIX в. Вестник Башкирского университета 18, 1, 264–267.

20. Круковский, М. А. 1909: Южный Урал. Путевые очерки. М.

21. Лепёхин, И. И. 1802: Продолжение Дневных записок путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1770 году. Часть 2. СПб.

22. Отчет о деятельности Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1908 год, 1909: ОЕВ 48, 402–410.

23. Полное собрание законов Российской империи, 1844: Собр. 2. Т. XVIII. Отд. 1. 16811. СПб.

24. ПМА 2014, Челябинская обл., Чебаркульский район, с. Попово.

25. ПМА 2015, Челябинская обл., Чебаркульский район, с. Попово, Ключевка-2, Болотово, Краснокаменка.

26. РГАДА. Ф. 613. Оп. 1. Д. 47. Л. 3–4 об.

27. Стариков Ф. М. 1891: Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о домашнем быте оренбургских казаков, рисунков со знамен и карты. Оренбург.

28. Тимофеев В. Т. 1890: Миссионерское путешествие по инородческим приходам Оренбургской епархии. ОЕВ. 6. 201–204.

29. Чернавский Н. М. 1900: Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем 1. Оренбург.

ГАОО – Государственный архив Оренбургского области

ГАПК – Государственный архив Пермского края

ОЕВ – Оренбургские епархиальные ведомости

ПМА – Полевые материалы автора

РГАДА – Российский государственный архив древних актов

Автор: Белоруссова С.Ю., кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения Российской Академии Наук


Деревянная церковь. Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Престолы: Троицы Живоначальной
Год постройки: не позже 1745.
Год утраты: 1994 (разобрана из-за аварийного состояния)
Адрес: Россия, Республика Башкортостан, Бакалинский район, с. Нагайбаково
Координаты: 55.159243, 53.262739 (приблизительно)

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Статью добавил(а): Василий Артамонов, 4 июня 2016

В 1873 г. по данным из “Справочной книги Уфимской губернии” в селе Нагайбаке была церковь “…Святой Троицы… деревянная, с приделом святого Михаила Архангела; построена в 1745 г." В 1897 г. по сведениям историка Уфимской епархии И.Е. Златоверховникова, автора книги “Уфимская епархия”, в селе Нагайбак Белебеевского уезда уже были “Две деревянные церкви – зимняя и летняя; первая, во имя Архистратига Михаила, построена в 1772 г., а вторая во имя Живоначальной Троицы, построена в 1745 г." По рассказам жителей села Нагайбаково, Троицкая церковь – летняя, построенная в 1745 г. была большей по размерам, ее купол пробило пугачевское ядро. Место пролома было заделано котельным железом и оставлено как своеобразный памятник. После Революции нагайбакские церкви и их духовенство разделили трагическую судьбу большинства православных храмов России. В 1934 г. священником в Нагайбаке был Иаков Романов.

В Уфимском историческом архиве сохранилось дело о закрытии церкви в селе в 1937 г. Троицкая церковь с ноября 1936 г. уже не была действующей, не было при ней и священника. В небольшой Михаило-Архангельской церкви службы еще совершались. В 1970-х гг. в местной печати писали о необходимости сохранения и реставрации Троицкой церкви - памятника архитектуры и истории. Уфимский архитектор Г.Д. Вагин разработал эскиз церкви, какой, по его мнению, она была первоначальном виде. В статье, опубликованной в тогдашней молодежной газете “Ленинец”, он писал о церкви, что “…высота ее колокольни была около 25 метров. Большой колокол весил 40 пудов. Церковь была бревенчатой, снаружи обшита толстыми досками, с промазкой швов очень прочной замазкой. Внутри стены оштукатурены и были расписаны, но роспись, к сожалению, не сохранилась. Сохранность дерева до сих пор хорошая”.

К началу 1990-х гг. состояние здания стало уже аварийным, стены начали рушиться. У небогатой сельской администрации денег на реставрацию церкви не было. В Нагайбаково приезжал благочинный, разрешил разобрать церковь с условием, что на этом месте построят молельный дом. Нагайбакскую Троицкую церковь разобрали в августе 1994 г., простояла она 249 лет. На этом месте жители села поставили памятный крест. Молельного дома в Нагайбаково пока нет.



Я.С. Свице
к вопросу о происхождении нагайбакских казаков.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ И ДУХОВЕНСТВО НАГАЙБАКСКОЙ КРЕПОСТИ В XVIII - начале XIX вв.

Н а протяжении XVIII столетия на террито рии вошедшей затем в состав Уфимской губернии было построено 27 православных церквей (1; с. 60), две из них в Нагайбакской крепости, основанной в 1736 г. на реке Ик - левом притоке Камы. До строительства острога в этих местах обитали нагайбаки - субэтнос кряшен или близкий к ним этнос. Вопрос о происхождении кряшен (русские называют их крещёными татарами) до сих пор остается мало изученным. По мнению некоторых исследователей, часть кряшен (так называемые старокрещёные) никогда не были мусульманами и приняли христианство возможно еще в булгарский период. В район левобережья нижнего течения Камы они переселились из центральных районов Казанского ханства во второй половине XVII в. после возведения системы оборонительных укреплений - Закамской засечной линии (1652 -1656 гг.). Так же малоизученным остается происхождение нагайбаков которые в отличие от кряшен-земледельцев скорее всего вели кочевой образ жизни. По одной из версий нагайбаки - это ногайцы-кыпчаки христиане в XIV в. мигрировавшие в Среднее Поволжье из Приазовья, частично затем смешавшиеся с кряшенами, и затем уже переселившиеся на берега рек Ика и Сюни (2).

По данным П.И. Рычкова нагайбаки не примкнули к башкирскому восстанию вспыхнувшему в Уфимском крае в 1736 г. “…За то, что они к бунтовщикам башкирцам не приставали, и, служа противу их верно, претерпели от них многие разорения, ясак с них снят, и все те земли, на коих они, платя башкирцам оброки жительствовали, отданы в собственное их владение; а затем велено им служить казачью службу, которую они по Оренбургу и служат ”(3; с. 270). В этот период по всей территории Южного Урала экспедицией Оренбургской комиссии И.К. Кирилова началось массовое строительства сети оборонительных сооружений. В 1736 г. воинским формированием, состоявшим из 900 солдат ландмилицкого пехотного полка, была заложена крепость первоначально называвшаяся Икской, затем Нагайбацкой (Нагайбакской). Поверстанные в казачью службу нагайбаки, составили основу ее гарнизона. На казаков крепости под командованием секунд-майора Новикова было возложено “разъезд и охранение” участка между Новой Закамской линией и Шешминской крепостью, они должны были “чинить разъезд до Мензелинска и далее” (4; с. 139).

Нагайбакское казачество в середине XVIII в. пополнялось представителями других этнических групп, и стало весьма своеобразным, представляя “самую разнообразную смесь одежд и лиц, племен, наречий и состояний”. По словам историка Уфимской епархии XIX в. К.П.Херувимова: “…обыкновенно выходцев (беглецов) из киргизского плена крестили в Уфе или в Оренбурге, и поселяли на жительство в Ногайбацкой крепости или в приписанных к ней поселках”. В состав нагайбаков вошли: крещеные калмыки, афганцы, арабы, аравитяне, армяне, бадакшанцы, бухарцы, каракалпаки, кубанцы, персияне, талыжцы, турки, узбеки и хивинцы (5; с. 408.). В окрестных селениях жили новокрещёные (крестившиеся в начале XVIII в.) ясачные татары и тептяри, которые переводились в ведомство Нагайбацкой крепости по мере обращения их в христианство. Кроме того, частью нагайбацких казаков стали принявшие христианство башкиры. В 1737 г. при строительстве Нагайбацкой крепости под командованием секунд-майора Новикова находилось 785 человек: 1 священник, 1 вахмистр, 1 есаул, 2 писаря, 6 оренбургских казаков, 509 крещеных казаков, 264 “новозаписных” башкир и татар (4; с. 558). Через девять лет, в 1745 г., во вновь образованном военном поселении по указанию первого оренбургского губернатора И.И. Неплюева была выстроена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы (6; с. 157).

П.И. Рычков так описывал Нагайбацкую крепость в 1750-х годах: “Укрепление сего места состоит в том, что все жило обнесено оплотом, а к одной стороне сделан рубленый замок, где канцелярия, воеводский дом, цейхгауз, соляные и провиантские магазины. Жительства ныне в нем 120 дворов. Во всем Нагайбацком округе имеется ныне десять деревень и одно село с церковью. В оных и с Нагайбацкою крепостию служилых казаков числится 1359 человек, которые получают жалованье, провиант и фураж тогда токмо, когда от своих жилищ далее 100 верст командированы бывают. А иначе, будучи достаточно удовлетворены пахотною землею и всякими угодьями, должны служить без жалования”.

Население Нагайбака быстро увеличивалось. В 1773 г. в крепости насчитывалось уже до двух тысяч жителей. Для сравнения в Уфе в 1782 г. было 2389 жителей (4; с. 226). Службу в крепости несла гарнизонная команда и отряд казаков. Построенная в 1745 г. Троицкая церковь была холодной. В 1772 г. в Нагайбакском остроге был сооружён еще один хам - во имя Архистратига Михаила который был отапливаемым (тёплым) и службы в нём совершалась только и зимой (6; с. 157).

Внешний вид и быт Нагайбакской крепости мы можем себе представить благодаря произведениям А.С.Пушкина “Капитанская дочка” и “История Пугачёва”. По словам поэта посетившего Оренбургскую губернию осенью 1833 г. “…крепости в том краю выстроенные, были не что иное, как деревни, окруженные плетнем или деревянным забором. Несколько старых солдат и тамошних казаков, под защитою двух или трех пушек, были в них безопасны от стрел и копий диких племен, рассеянным по степям оренбургской губернии и около ее границ" (7: с. 23). Петр Гринев в “Капитанской дочке”, подъезжая к Белогорской крепости, увидел ее похожей скорее на укрепленное село: “Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором… “Где же крепость?” – спросил я с удивлением. “Да вот она, “- отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви” (7: с. 439).

В 1773-74 гг. Нагайбакская крепость и её население оказалось в водовороте событий Пугачёвского бунта. В конце ноября 1773 г. среди казаков гарнизона вспыхнули волнения, вызванные появлением в окрестных деревнях русско-башкирских пугачевских отрядов. Офицеры, оставив свои посты и подчиненных, бежали с семьями, с группой солдат и унтер-офицеров в Мензелинск. Вскоре казаки и оставшиеся здесь солдаты примкнули к восстанию. В середине декабря Е.И.Пугачев произвел одного из своих соратников, перса-новокрещена В.И.Торнова, в атаманы Нагайбацкой крепости. Вскоре Торнов обрел власть над территорией простирающейся до Казанского уезда. В январе 1774 г. подошедшая к крепости команда полковника Ю.Б.Бибикова после короткого боя выбила повстанцев. Торнов со своим отрядом отошел в окрестные селения и, набирая новых бойцов, готовился отвоевать оставленную им крепость. Ю.Б.Бибиков, решив, что повстанцы окончательно разбиты, вскоре отбыл в Бугульму, в Нагайбаке с небольшим гарнизоном остался премьер-майор Афанасий Перский, до этого успешно руководивший обороной Елабуги. Выждав некоторое время Торнов, с подошедшими из-под Уфы отрядом И.И.Ульянова атаковал крепость и овладел ею, сломив недолгое сопротивление гарнизона. В ходе ожесточенного боя повстанцы потеряли около 200 человек, гарнизонная команда – 56. Крепость была предана огню, многие жители перебиты. Во время обстрела ядро попало в купол Троицкой церкви. 70 пленных гусар гарнизона под конвоем были отправлены в с. Чесноковку. Комендант - премьер-майор Перский подвергся мучительной казни: с него живого содрали кожу (8; с. 94). Тела убитых пугачевцы сложили в братскую могилу, которая еще в 1900 г. находилась в огороде приходского священника. На могиле этой сооружен был столб с крестом наподобие часовни. В крепости пугачевцы продержались чуть больше двух недель, продвигавшийся от Казани корпус генерала А.Л.Ларионова в марте 1774 г. штурмом овладел ею. Оборонявшиеся повстанческие отряды отступили к Бакалинской крепости и к Уфе (9; с. 31).

Во время пугачёвщины две деревянные нагайбакские церкви уцелели. В 1774 г. во время обстрела в купол Троицкого храма попало ядро, но о каких либо других разрушениях или разграблении данных нет. Духовенство, вместе с мирным населением, было свидетелем кровавых событий. Нет достоверных данных о бытовой, повседневной жизни прихода в этот период. Всё нам известное рисуется в связи и на фоне исторических событий, происходивших в крепости: многочисленные и разноплеменные прихожане, большинство из которых, видимо, с трудом говорили по-русски; военный уклад жизни; бурные события пугачевского бунта. В Центральном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦИА РБ) хранится небольшое количество метрических книг XVIII века, среди них Нагайбацкой крепости начиная с 1781 г. Ниже приведены сведения о причте Троцкой церкви в конце XVIII в. - начале XIX в.

В XIX столетии Нагайбак постепенно теряет свое оборонительное значение, и в 1842 г. бывшие в крепости казаки переводятся на новые укрепленные линии в Верхнеуральский уезд Оренбургской губернии. Там они поселились в станицах – Касселе, Остроленской, Фершампенуазе, Париже, Требии, Краснокаменской, Астафьевской, Кундравинской, Верхнеувельской и др. Некоторые станицы были названы в честь побед в войне 1812 г., в которой участвовали нагайбакские казаки.

В 1909 г. в Москве была издана книга М.А.Круковского “Южный Урал. Путевые очерки”. Автор, путешествуя по Уралу, был и в станице Ключевской, населенной нагайбаками. Вот как их описывал Круковский: “…Нагайбак среднего роста, сухощав, фигура несколько неуклюжа; густые жесткие волосы черны, как смоль, щели глаз узкие, а лицо округлено настолько, что монгольская скуластость сильно скрывается… Наряд нагайбака ничем не отличается от обыкновенного костюма русского казака; но зато женщины до сих пор сохранили свои старинные наряды и сберегли свои узоры и краски”. Наряд нагайбачки состоял из своеобразного кокошника прикрытого сверху платком, платья-рубахи и передника. На груди женщины носили “громаднейшие украшения – монисты в роде ожерелья” из старинных монет, пришитых к подкладке-нагруднику. Монеты были русские, арабские, персидские и даже китайские. В станице была деревянная церковь, священник ее был из нагайбаков (13).



Нагайбачки Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (из Интернета).

DSC03011

Иллюстрация из книги "Россия. Полное географическое описание нашего отечества", под редакцией В.П. Семенова-Тянь-Шанского. 1914 год.

Ныне нагайбаки (около 11 200 человек), постановлением правительства от 24 марта 2000 г. получившие статус коренного малочисленного народа Российской Федерации, живут в Челябинской области.

Старая Нагайбакская крепость в середине XIX в. была упразднена, превратившись в село Нагайбаково Белебеевского уезда. Отверстие в куполе Троицкой церкви, пробитое пугачёвским ядром было заделано котельным железом и оставлено как своеобразный памятник. Есть данные (уфимского краеведа В. Скачилова), что церковь за ранение, даже получала от правительства пенсию. После Революции нагайбакские церкви разделили трагическую судьбу большинства православных храмов России, в 1937 г. они были закрыты. Троицкую церковь перестроили под клуб, колокольню разобрали, по решению районного исполкома был сохранён купол, пробитый ядром и надпись на нем “Сия церковь ранена Пугачевым” - “как имеющая историческое значение”(14). В 1960-х гг. снесена церковь во имя Архангела Михаила, которая была меньшей по размерам, без колокольни с одним куполом, находившуюся примерно в 50 метрах к северу от Троицкой. В 1970-е годы в местной печати писали о необходимости сохранения и реставрации Троицкой церкви - памятника архитектуры и истории, речь даже шла об открытии музея. Уфимский архитектор Г.Д. Вагин в статье, опубликованной в тогдашней молодежной газете “Ленинец”, писал о церкви, что “…высота ее колокольни была около 25 метров. Большой колокол весил 40 пудов. Церковь была бревенчатой, снаружи обшита толстыми досками, с промазкой швов очень прочной замазкой. Внутри стены оштукатурены и были расписаны, но роспись, к сожалению, не сохранилась. Сохранность дерева до сих пор хорошая” (15). Архитектор сделал несколько снимков храма, произвёл обмеры и разработал эскиз его первоначального вида. Насколько можно судить, архитектура церкви была связана с традициями XVIII в. Основной объём нагайбакской Троицкой церкви представлял собой восьмерик на четверике. Квадратный в плане сруб (10×10 м) был перекрыт восьмигранным куполом, который завершала восьмилотковая купольная кровля. Алтарная абсида выполнена в форме пятигранника. Трапезная соединяла храм с двухъярусной колокольней (восьмерик на четверике), увенчанной шатровой кровлей.


Троицкая церковь села Нагайбаково Бакалинского района. Фото 1970-х годов.

К началу 1990-х годов пустующее здание Троицкой церкви находилось уже в аварийном состоянии. Сельская администрация, обращалась к властям, собственных же средств на реставрацию у неё не было. Трагично, что единственная в Уфимском крае, деревянная церковь XVIII в., простоявшая почти 250 лет, уцелевшая не только во время пугачёвских событий, но и в годы советской власти, была разобрана уже в постперестроечное время (в августе в 1994 г.). Жителями села Нагайбакова на месте Троицкого храма был поставлен памятный крест.

Список использованной литературы

1. Памятная книжка Уфимской губернии на 1873 год. Ч. II . Уфа, 1873.
2. Народы России. Энциклопедия. М., 1994 ; Макаров Г.М. Нагайбаки // www . kryashen . ru (Сетевой этнокультурный проект кряшенского народа); Журавский А. Кряшены // www . sedmitza . ru .
3. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Уфа,1999.
4. Буканова Р.Г. Города-крепости юго-востока России в XVIII веке. История становления городов на территории Башкирии. Уфа: Китап, 1997.
5. Херувимов К.П. К столетию епископальной кафедры и консисториального управления в Уфе. Дополнение к истории образования христианских поселений в Уфимском крае в XVIII в.// Уфимские епархиальные ведомости. Уфа. 1900.
6. Златоверховников И.Е. Уфимская епархия. Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк. Уфа, 1899.
7. Пушкин А.С. Собрание сочинений. Т. 5. С-Пб., 1994.
8. Таймасов С.У. Восстание 1773-1774 гг. в Башкортостане. Уфа, 2000.
9. Латыпова В.В., Васильева О.В., и др. Географические наименования Башкирии в работах А.С.Пушкина. А.С.Пушкин и Башкортостан. Уфа, 1999.
10. ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп.1. Д. 354.
11. Чернавский Н.М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Вып. 2. Оренбург: Типография Оренбургской духовной консистории, 1901-1902.
12. ЦИА РБ. Ф. И-351. Оп.1. Д. 1603.
13. Круковский М.А. Южный Урал. Путевые очерки. М. Издание К.И.Тихомирова.1909.
14. ЦИА РБ, ф. И-394, оп. 2. Д. 2941.
15. Вагин Г.Д. Памятник Нагайбакской старины // Ленинец. 24 марта 1977.

Читайте также: