Сообщение о московских воротах

Обновлено: 16.05.2024

История создания Московских Триумфальных ворот

После победоносных войн с Персией и с Турцией, император Николай I распорядился установить Триумфальные ворота на въезде в Санкт-Петербург по московской дороге.

Проект этого величественного сооружения был разработан выдающимся русским архитектором, Василием Петровичем Стасовым, одним из основоположников русского ампира.

Торжественная закладка Московских Триумфальных ворот состоялось 14 сентября 1834 года на площади, с которой начиналась дорога на Москву. Для устройства фундамента из Смольного монастыря были привезены гранитные блоки, которые ранее планировалось использовать для возведения его колокольни.

Московские ворота являются самым крупным в мире архитектурным сооружением (высота ворот 24 метра, длина 36 метров), собранное из чугунных деталей. Перекрытие Триумфальных ворот поддерживают шесть пар мощных 15-метровых дорических колонн диаметром два метра каждая. Каждая колонна состояла из девяти чугунных блоков. В одной из колонн при сборке была установлена лестница, ведущая во внутреннюю часть перекрытия.

Колоннада Московских ворот в Петербурге

В.П.Стасов также подготовил и представил на рассмотрению императору проект скульптурного оформления Московских ворот, но его вариант оформления Триумфальных ворот не устроил Николая I, после чего эти работы были переданы скульптору Борису Ивановичу Орловскому.

Скульптурные изображения работы Б.И.Орловского - тридцать женских фигур, гениев Славы, держащих щиты с гербами российских губерний, вы сейчас можете видеть на фризе перекрытия ворот.

Перечень российских губерний, гербы которых были размещены на щитах:

  • на северном фризе изображены гербы Екатеринославской, Бессарабской, Новгородской, Полтавской губерний, Области Войска Донского, Рязанской, Московской, Витебской, Казанской и Гродненской губерний;
  • на южном фризе изображены гербы Тверской, Оренбургской, Курляндской губерний, Великого княжества Финляндского, Подольской, Костромской, Киевской, Полоцкой, Эстляндской, Херсонской и Смоленской губерний;
  • на восточной стороне (сторона Лиговского проспекта) гербы Самарской, Ярославской, Астраханской губерний;
  • на западной стороне (сторона павильона метро) гербы Лифляндской, Псковской, Владимирской губерний.

Скульптура доспехов военная арматура метро Московские ворота

Копия доспехов слева военная арматура метро Московские ворота

Копия доспехов справа военная арматура метро Московские ворота

Надпись из накладных бронзовых позолоченных букв на аттике ворот, обращенная в сторону въезда в город, была составлена собственноручно императором Николаем I:

Надпись на Московских Триумфальных воротах Петербург

Фриз Московских ворот со скульптурами

Отливка деталей ворот производилась на Александровском чугунолитейном заводе. Первая колонная была собрана и смонтирована 13 июля 1835 года, а в целом литейные и сборочные работы были завершены весной 1837 года. Общий вес элементов из чугуна составил пятьдесят одну тысячу пудов.

Московские ворота на Московских воротах Санкт-Петербурга

Торжественное открытие Московских триумфальных ворот состоялось 16 октября 1838 года. Так что осенью 2018 года мы отметили 180-летнюю годовщину этого величественного памятника архитектуры.

Одновременно с сооружением ворот были выполнены работы по строительству двух двухэтажных кирпичных кордегардий (зданий для размещения военного караула). К северу от ворот, с обеих сторон площади, было установлено ограждение в виде металлической решетки из копий.

Московские ворота в Санкт-Петербурге

В 1872 году под воротами торжественно прошли полки, принимавшие участие в боевых действиях по освобождению от Турции Болгарии, Сербии, Черногории, Аджарии и части Армении.

Во время Великой Отечественной войны, в период блокады Ленинграда, часть чугунных блоков ворот использовались при сооружении противотанковых заграждений на южных подступах к городу.

Восстановлена Московская триумфальная арка была только спустя четверть века, в период 1959-1961 гг.

Свой современный вид Московские Триумфальные ворота обрели после реставрации, проведенной в 2000-2001 годах, к 300-летию Санкт-Петербурга.

Московские ворота в Санкт-Петербурге

Московские ворота, вид в направлении Сенной площади


Московские ворота вечерним вечером в Петербурге

Вечерняя подсветка Московских Триумфальных ворот

Московская застава

В 1838 году, по указу императора Николая I, с въездной стороны Московских ворот была организована московская застава. С двух сторон колоннады Триумфальных ворот были построены два симметричных здания кордегардий (дома для караульных) и установлены караульные будки. После этого проезд по Царскосельской дороге (так в те годы назывался нынешний Московский проспект) стал возможен только между двумя колоннами в центре (как гласят исторические хроники, ширина между центральными колоннами как раз соответствовала ширине кареты).

Московские триумфальные ворота Московская застава

Как раз в месте расположения Московской заставы (на пересечении Царской перспективы с действующим в те времена Лиговским каналом) начинался Московский тракт, от которого ведет свою историю Московский проспект, ныне - главная магистраль района, правительственная трасса Санкт-Петербурга.

Перспектива в направлении Московских ворот в Санкт-Петербурге

Перспективный вид на Московские ворота, 2019 год

Постепенно весь район (к югу от Московских ворот) стали называть Московской заставой, который поначалу был малозаселенной окраиной, постепенно превратившейся в фабрично-заводской район.

Заставная пожарная часть у Московских ворот

Память о том, что здесь когда-то была городская застава, сохранились в названиях Заставской улицы и Заставной пожарной части, построенной в 1925 году у Московских ворот по проекту ленинградского архитектора Давида Петровича Бурышкина.

Здание Заставскй пожарной части на Московском проспекте в Санкт-Петербурге

Заставная пожарная часть (расположена по адресу: Московский пр., 116) - первое в нашем городе пожарное депо, рассчитанное не на конные повозки, а на пожарные автомобили. И в том же 1925 году Ленинградский гидромеханический завод выпустил первую серию пожарных машин.

Фасад здания Заставскй пожарной части в Санкт-Петербурге

Сквер у метро Московская с помятным памятником Московская застава

Памятный знак Московская застава у Московских ворот

По кругу памятный знак окружен тумбами с цепями.

Памятный знак Московская застава на Московском проспекте

Реставрация Московских Триумфальных ворот

Не так давно городскими властями было принято решение о необходимости выполнения более масштабных комплексных реставрационных работ Триумфальной арки. В перечне работ: проведение комплексных научных исследований, разработка проекта реставрации, проработка скульптурного декора и посвятительной надписи, укрепление основания и металлических конструкций, восстановление позолоты, а также деревянных и медных деталей.

12 января 1834 г. был утверждён проект, разработанный Василием Петровичем Стасовым, а 14 сентября 1834 г. состоялась торжественная закладка ворот.

Сооружение памятника длилось 4 года. На Литейном заводе отливали части колонн, каждая из которых состояла из девяти чугунных блоков. Там же изготовили медные капители. Все чугунные части ворот весили более 51 тысячи пудов, а медные - около 57 тысяч пудов. Для того времени это явилось небывалым достижением техники и архитектуры. Борис Орловский тем временем вылепил две модели декоративных арматур, а также модели фигур гениев - девушек, несущих гербы российских губерний.

Московские ворота стали самым крупным в мире архитектурным сооружением, выполненным из чугунных деталей. Высота ворот составляет 23 метра, длина - 36 метров. Высота колонн – 15 метров, диаметр колонн – более 2 метров.

На фризе изображены гении Славы, держащие в своих руках гербы российских губерний. Создание этого памятника (вместе с постройкой двух кардегардий) обошлось в 1 180 000 рублей.

12 чугунных дорических колонн поддерживают тяжёлое чугунное перекрытие – антаблемент, на котором располагаются 30 скульптурных фигур гениев, выбитых из листов меди по 7 различным моделям. Антаблемент, в свою очередь, завершается 8 декоративными группами с изображением воинских доспехов и трофеев, символизирующих военный триумф русской армии.

Облик массивных дорических колонн обманчив: они полые и выполнены из чугуна; хотя их пропорции соответствуют канону, выработанному для каменных колонн. Конечно, если бы Стасов пошёл по пути реалистического выявления свойств металла и сделал колонны тонкими, то он наверняка не смог бы создать столь выразительный и монументальный образ. Для Стасова главным было решение идейно-художественной задачи. Применение чугуна было рационально с точки зрения технологии строительства, а возникшее при этом противоречие между архитектурной формой и её инженерным содержанием Стасов решил в пользу традиционной формы, отвечающей канонам классицизма.

В создании памятника участвовали мастера и рабочие петербургских чугунолитейных заводов – Александровского, возникшего на Шлиссельбургском тракте, и старого казённого, находившегося на Петергофской дороге. Отливка деталей ворот, а затем их монтаж производились под рук. мастеров Александровского завода Г. Маликова и П. Забурдина.

Московские триумфальные ворота отличаются суровостью и величием, простотой и сдержанностью архитектурных форм.

Воздвигнутые на южной границе города, Московские ворота являлись не только триумфальным сооружением, но и заставой при въезде в город. По их сторонам были сооружены две кордегардии - каменные караульни, в которых размещалась стража.

Площадь к северу от ворот была огорожена с обеих сторон металлической решеткой из копий, идущей от ворот до кордегардий. В воротах были установлены два чугунных фонарных столба, ныне утраченных.

После Революции Московские ворота были приняты под охрану как памятник государственного значения. Во время обороны Петрограда от войск Н.Н. Юденича осенью 1919 г. у Московских ворот была сооружена баррикада.

В 1925 г. Управление городских железных дорог разработало проект прокладки трамвайных путей через центральный пролёт ворот. Этот проект был утверждён губернским инженером 14 сентября и Ленинградским отделением Главнауки (органом охраны памятников) 14 октября 1925 г.

В 1927 г. для освещения трамвайных путей в среднем кессоне ворот был сделан электрический плафон.

В 1935 г. была осуществлена капитальная реставрацию ворот. При этом целый ряд утраченных деталей верхних арматур был вычеканен заново из листовой меди. Реставрацию производили скульпторы Г. А. Симонсон и Р. К. Таурит под руководством И. В. Крестовского.

О каждой из построек В.П.Стасова можно было рассказать в нашей рубрике отдельно. Выбор пал на Московские ворота, и это неслучайно, поскольку в прошлом году отмечался юбилей этого выдающегося сооружения – ему исполнилось 180 лет.

Московские Триумфальные ворота были воздвигнуты в 1834-1838 годах в честь победоносного завершения кампаний против Персии, Турции и Польши.

12 января 1834 года был утвержден разработанный Стасовым проект, а 14 сентября 1834 года состоялась торжественная закладка ворот. В качестве материала для постройки был избран чугун, для скульптурных украшений и капителей колонн – медь. Открытие монумента состоялось 16 октября 1838 года.

Московские ворота стали самым крупным в мире архитектурным сооружением, выполненным из чугунных деталей. Высота ворот составляет 23 метра, длина - 36 метров. Высота колонн – 15 метров, диаметр колонн – более 2 метров.

История Московских ворот в Санкт-Петербурге — это рассказ о Московских Триумфальных воротах — триумфальной арке на пересечении Московского и Лиговского проспектов.

Сооружены в 1834—1838 годах по проекту архитектора В. П. Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны 1828—1829 годов.

Московские ворота — самое крупное в мире архитектурное сооружение, собранное из чугунных деталей. Высота ворот 23 метра, длина 36 метров. Высота колонн — 15 метров, диаметр колонн — более 2 метров.

Во время обороны Петрограда от войск Юденича, на Московских воротах устроили баррикаду.

Московские ворота, 1919г. Баррикада. Московские ворота, первая половина 1930-х годов.

В 1936 году Московские ворота были разобраны для планирующегося переноса центра города на юг с главной площадью у Дома Советов на Московской площади.

Разбор Московских ворот Демонтаж Московских ворот

Московскими воротами в рамках этого проекта собирались украсить планируемый парк. Любопытно, что впоследствии этот парк стал тем самым Московским Парком Победы

Фигуры гениев с гербами губерний, снятые с фасада Московских ворот. 1936 г. Здание Кордегардии у Московских ворот. 1936 г.

В 1959—1960 годах по инициативе директора КГИОП Николая Николаевича Белехова ворота были восстановлены на прежнем месте в варианте 1936 года (за исключением кордегардий).

Восстановление Московских ворот Восстановление Московских ворот Московские ворота после восстановления. 1961 год

В мае 1965 года площадь у Московских ворот была переименована в Московскую.

московские ворота спб старое фото

Московские ворота. 1967 год.

В октябре 1968 года было восстановлено историческое название — площадь вновь стала называться Московские Ворота.

В 2001-2002 гг. была проведена реставрация Московских триумфальных ворот.

московские ворота спб

Новый этап реставрации Московских ворот начался в 2019 году с обследования состояния ворот.

Читайте также: