Сообщение о моральном выборе человека

Обновлено: 07.07.2024

Свобода означает ответственность.
Вот почему большинство людей боится ее.

Особенностью человека как живого существа является то, что он обладает свободой. Создавая культуру и общество, человек творит их не только по законам природы, но и по человеческим законам. Преобразуя окружающий мир, человек изменяет его по законам свобод. Свобода – это способность человека определять свое будущее и будущее мира, учитывая законы природы и общества (при чем тут учитывая?) Ребенок не знает законов природы и общества, например в дошкольном возрасте, в начальных классах. Что у них нет и свободных поступков? Животные не свободны в своих действиях. Крокодил и волк не могут не убивать других животных. Стремление убивать заложено в них природой – иначе они не выживут. Иное дело человек. Многое в человеке тоже зависит от природы. Он, например, не может выбирать, дышать ему или не дышать. Другое дело поступки одних людей по отношению к другим. Они включают в себя свободу как существенную часть. Свобода во многом определяет возможности людей в обществе и помогает выбрать направление деятельности. Только свободный человек является моральным человеком.

Так что же такое свобода и моральный выбор человека, мы попробуем с вами определить эти понятия и разобраться в них.

Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.

В праве свобода связана не просто с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности - степени вменяемости или невменяемости поступка. Выработка этой меры ответственности за деяние вызвано требованием справедливости, справедливого воздаяния - меры наказания.

В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, каузальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура). В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.

Ситуаций морального выбора, в которых оказывается человек на протяжении свой жизни очень много. Вот наиболее известные из них.

Во-первых, это выбор между нравственным и безнравственным поведением. Моральный выбор есть результат стойкости его характера. Именно от человека зависит, станет ли он добрым или злым, пойдет ли он по пути добродетели или порока.

Во-вторых, это выбор между своими интересами и интересами других людей. С одной стороны, считается, что добродетельный человек должен следовать интересам других. Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам и желаниям. К сожалению, не все люди, которые нас окружают, являются всегда хорошими и добродетельными. Иногда их интересы противоречат нормам морали. Оставаться нравственным, добродетельным и заботиться о добродетельности других – все это в интересах самого человека. То же касается и общественного мнения, оценок со стороны других людей. В своем поведении человек не может не учитывать мнения других, но если он убежден в своей моральной правоте, то он делает моральный выбор с пользу отстаивания своей позиции.

В-третьих, это выбор между различными обязанностями, которые есть у каждого человека. Люди связаны друг с другом очень сложной сетью взаимных обязанностей и обещаний, некоторые из которых трудно исполнить, не нарушив другой выбор между различными обязанностями, которые есть у каждого человека. Как, например, сдержать обещание хранить доверенную тайну, если ее сокрытие может нанести вред другим людям? Поэтому очень важно, давать только такие обещания, которые точно можно выполнить без ущерба для других.

Острая ситуация морального выбора называется моральным конфликтом. Выбор в ситуации морального конфликта в наибольшей степени зависит от системы моральных ценностей самого человека, который осуществляет выбор. Стремление к одной нравственной ценности разрушает другую, возможно, не менее дорогую не менее дорогую. При разрешении морального конфликта очень важно сделать не просто правильный, но и добродетельный выбор, опираясь как на исторический опыт человечества в определении того, что есть добро и зло, так и на собственный моральный опыт. Тогда, есть больше шансов, что сделанный выбор принесет меньше вреда другим и себе.

Моральный выбор - проявление моральной свободы и ответственности.

Моральная свобода — ценность, к достижению которой человек стремится и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий. Нравственная свобода — не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека.

Нравственная свобода проявляется в умении:

1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков;

2) давать им нравственную оценку

3) предвидеть их последствия

4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями. Нравственная свобода – способность приобретения субъектом власти над своими поступками.

Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности и когда мольные требования сливаются с ее внутренними потребностями, ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоречиями между хочу, могу и надо.

Моральная ответственность – это способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки, ответственность выступает мерой нравственной свободы. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Принято различать моральную ответственность, которая объективно вытекает из характера совершаемых действий и поступков, и моральную ответственность как возможность и способность совершать действия и поступки . Моральные нормы всеобщи и универсальны, индивиды обладают равной автономной волей, поэтому и моральная ответственность должна быть индивидуальна и носить универсальный характер, должна быть связана со свободой как своим условием. Моральная ответственность находится на вершине пирамиды социально-нравственных ценностей и их предпосылкой. Моральная ответственность личности связана не только с ее обязанностями, внешним принуждением, но и с глубоким внутренним убеждением в правильности мотивов действий; она объективно-субъективна.

Виды ответственности определяются тем, перед кем или чем и за что человек несет ответственность. Это может быть:

· ответственность перед самим собой;

· ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми;

· ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся и забота о мире, вызванная тревогой о нем.

Выбор является вполне человеческим и свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности. Он ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом.

У каждого человека есть свобода выбора. Более того, вся его жизнь может быть представлена как цепь выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор начинается с самого детства и продолжается до последних минут человеческой жизни. Характер этого выбора определяется самим человеком, поэтому его действия могут расцениваться соответственно как добро и зло, и следовательно, рассматриваться под углом зрения его заслуги или вины — в первую очередь, перед самим собой. Поэтому вся наша жизнь и судьба есть результат нашего выбора — более или менее свободного.

Ситуация морального выбора создаётся только тогда, когда речь идёт о вариантах действия поступка. Эти варианты предоставляют человеку объективные обстоятельства. Объектом морального выбора может быть индивид; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; социальная группа; может быть и коллектив.

Для того чтобы выбор состоялся, необходимо соблюдать условия морального выбора:

Первая часть условий: диапазон объективных возможностей поступка, с другой стороны – субъективная возможность выбирать.

Если нет возможности сравнивать последствия тех или иных вариантов поведения, сознательно определить позицию и воплотить её в действие, то говорить о свободе выбора не приходится. Человек должен знать обо всех возможных вариантах. Однако диапазон возможностей выбора не безграничен, он может ограничиваться, например, физическими возможностями человека, уровнем полученного предшествующего образования и т.д.

Социальная обусловленность морального выбора выражается в возможности поступить так или иначе. В конечном счете, человек всегда выбирает между вещами, входящими в круг его жизни. Формальное множество вариантов выбора ограничивается социальными обстоятельствами, местом человека в системе общественных отношений. В качестве таких обстоятельств может служить неосведомлённость о вариантах выбора, уровень материальной обеспеченности, физическое здоровье, принадлежность к определённым социальным группам и т.д. По мере развития человечества диапазон выбора непрерывно расширялся, кроме того, современный уровень развития общества, возросший интеллектуальный уровень людей увеличил долю рациональных, логических выборов.

Социальная обусловленность обстоятельств, сложившихся в ситуации морального выбора, неразрывно связана с морально – мировоззренческой определённостью человека. Как бы ни были разнообразны варианты выбора, они всегда отражают ценностные ориентации человека. Моральный выбор не может осуществляться вне пределов добра и зла. Учёт нравственной допустимости выбора обуславливает выбор человека не меньше, чем осознание объективно невозможных вариантов выбора.

Возникает вопрос: не исключает ли внешняя обусловленность выбора – свободу выбора?

Этот вопрос всегда был камнем преткновения в развитии различных этических учений: либо поведение человека полностью обуславливается биологическими особенностями, либо личность абсолютно автономна по отношению к внешним обстоятельствам.

Обусловленность морального выбора только внешними обстоятельствами называется моральный фатализм – поступай так, а не иначе, ибо обстоятельства так сложились.

Если же считается, что выбор обусловлен только волей человека, эта точка зрения называется моральный волюнтаризм .

Познание нравственной необходимости – это не призыв следовать сложившимся обстоятельствам. Наличие объективной возможности выбора, поступить так или иначе (возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и возможность следовать нравственному идеалу – это способность выбирать .

Зачастую в нашем сознании понятия о которых мы говорили ранее разделены: свобода относится нами к области прав личности, и без нее невозможно счастье, а ответственность воспринимается как одна из нелегких и малоприятных обязанностей. Нередко люди смешивают стремление к независимости с желанием избежать ответственности, а совершенный поступок оправдывают, объявляя его своим личным делом, которое никого не касается.

Моральная ответственность — не придаток к должности или служебному положению. Каким бы ответственным ни было дело, порученное человеку, оно не способно автоматически наделить его чувством ответственности, ибо это особое качество личности, у одних людей развитое, у других находящееся в зачаточном состоянии.

Нельзя быть нравственным по приказу или принуждению. Нравственный выбор – это всегда личный выбор.

Животные действуют по программе, заложенной в них природой. У них нет выбора, они ничего не знают о добре и зле, о моральной ответственности. Поэтому их действия не могут быть нравственными или безнравственными. А у человека этот выбор есть, и поэтому он свободен.

Но если мы делаем нравственный выбор сами, свободно, то и ответственность за этот выбор лежит только на нас. Свобода без ответственности – это произвол, распущенность.

Как научить человека быть ответственным? Может быть, стоит больше времени уделять изучению нравственных норм, вводить уроки морали, как это делают в школах некоторых государств Азии? Но знание моральных норм вовсе не гарантирует того, что человек всегда будет их выполнять.

То есть, единственной гарантией моральности человека является лишь он сам, его желание и умение поступать морально. Только сам человек знает, чем на самом деле руководствовался, когда совершал тот или иной поступок. Правда, иногда нам хочется скрыть это знание от самих себя, потому что наши мотивы противоречили нашим нравственным принципам. Нужно быть достаточно смелым, для того чтобы разобраться в себе. Вполне вероятно, что за многое нас будет мучать совесть. Но это единственная возможность стать свободным и ответственным.

Этот пост для тех, кто интересуется философскими проблемами, в данном случае, более конкретно - этическими. Все мы, люди, время от времени оказываемся в ситуации, когда надо сделать выбор между разными поступками, притом каждый из них в моральном смысле спорный. Это как витязь на распутье - налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - еще какая-то гадость, да и прямо пойдешь - не лучше.

Когда стоит выбор между безусловно плохим и безусловно хорошим, проблемы нет. Каждый выберет то, что считает хорошим. Сомнения возникают тогда, когда ситуация не такая определенная.

В философском смысле проблема морального выбора связана с вопросом о свободе воли. Насколько человек свободен в своих поступках? Есть ли вообще моральный выбор, или нам только кажется, что он есть, и мы зря мучаемся?

Фаталистические концепции говорят, что все в мире подчиняется закону необходимости, поэтому, каковы бы ни были наши душевные метания, мы принимаем именно то решение, которое и должны были, следуя, так сказать, фатуму. В таком случае достойным поступком человека становится отказ от выбора, когда он дает событиям идти своим чередом, а сам сохраняет максимальное спокойствие.

Подобной точки зрения придерживались, например, стоики. В древнеиндийской философии, которая использует термин "недеяние" тоже выражена похожая мысль: любой наш поступок, даже совершенный с самыми благородными целями, может привести к злу. Ведь мы не знаем будущего. Поэтому лучший способ не допустить такого - вообще ничего не делать, сосредоточившись исключительно на своем духовном совершенстве.

Хм, а недеяние не приведет ко злу, хотелось бы спросить? Ведь недеяние - это тоже выбор. Стоять в стороне или вмешаться? Что лучше?

Моральный выбор теснейшим образом связан с понятием ответственности. Это всегда ситуация самоопределения, когда человек утверждает свою личностную позицию и устанавливает внутри себя иерархию ценностей. Делая выбор, каждый раз мы перестраиваем или укрепляем ранее построенное здание своих ценностей, так как показываем, какие из них для нас более значимы, а какие менее.

Аристотель четко связывал моральный выбор с разумом и утверждал, что тут не место чувствам. Человек должен трезво оценить последствия своего поступка чисто логически, не поддаваясь эмоциям. И. Кант же связывал моральный выбор, наоборот, с чувством долга. У меня тут есть пара статей о категорическом императиве, можно почитать. По Канту, наш выбор обусловлен высшей целью, заложенной в нас априори. А Ж.-П. Сартр рассматривал моральный выбор как проявление свободы личности.

Человек не рождается с готовым законом нравственности внутри, он сам лепит себя в процессе жизни, и также обретает свободу выбора. Моральный выбор, согласно экзистенциалистам, зависит исключительно от самого человека, только он сам ответственен за него. Никто не виноват - ты виноват.

Мне ближе экзистенциальная интерпретация морального выбора. Он, несомненно, есть, и зависит только от самой личности, которая его делает. И человек несет за свой выбор полную и безусловную ответственность. Тяжело? Да. Не хочется? Да. Но, если ты человек - то это так.

И нечего кивать на волю богов, на приказ начальника, на обстоятельства. Все это жалкий лепет оправдания. Моральный выбор есть всегда, и его делаешь только ты сам.

Большинство народов мира сейчас имеют неко­торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром­ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото­рые вызывают порицание у многих народов (по­роки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.

Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об­щие понятия, которые позволяют оценивать дей­ствия и поступки людей. Добро — главная цен­ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.

У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственно­сти за выбранный путь.

Существует множество определений морали - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; система норм, санкций, оценок, предпи­саний, образцов поведения; потребности и уста­новки индивида, его поступки в соответствии с существующими в данной группе представлени­ями о добре и зле. Очень близкими понятию мо­рали являются нравственность, совесть, этика.

В обществе обычно не бывает специальных орга­низаций, ведающих моралью. Мораль должна поддерживаться общественным мнением, кото­рое создает духовную атмосферу. Нравственный идеал всегда зависит от конкретного общества и исторического периода (при наличии общих ос­нов). Идеал — это образ должного в существую­щем, обозначение того состояния, к которому должно стремиться человечество и человек.

Особенность морали состоит в том, что она ос­нована на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полно­го согласия человека с действительностью и са­мим собой). Отсюда исходят: доброта, великоду­шие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки — ненависть, зависть, гор­дыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.

Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.

Нравственный выбор - что определяет нравственный выбор человека?

Человек в течение жизни ежедневно сталкивается с ситуациями, когда нужно делать выбор, который оказывает непосредственное влияние на жизнь в будущем. Часто он основывается на том, что приходиться сравнивать хорошее и плохое, и становиться на одну из сторон.

Что такое нравственный выбор?

О человеке многое говорят его поступки и особенно ситуации, когда необходимо встать на сторону добра или зла, и это называется нравственным выбором. В пример можно привести противостояние верности и предательства, помощи или равнодушия и так далее. С раннего детства родители рассказывают своим детям, что хорошо, а что плохо. Нравственный выбор человека зависит от его характера, конкретной ситуации, воспитания и других важных аспектов.

В чем важность нравственного выбора?

Каждый человек в праве самостоятельно решать, как следует поступить в той или иной ситуации, основываясь на понятиях добра и зла. По таким ситуациям можно судить о его морально-этических установках. Стоит понять, зачем нужен нравственный выбор и какое он имеет влияние, так делая шаги в выбранном направлении, человек формирует свою личность и мнение окружающих людей о нем. Нравственный выбор может влиять на развитие народов, ведь часто президенты делают выбор исходя из собственной морали.

В чем проявляется нравственный выбор человека?

Совесть является основой нравственности, когда есть отчетливое понимание, что является допустимым и недопустимым в жизни. Еще один важный момент, на котором стоит остановиться – что определяет нравственный выбор человека, так вот от него зависит будущее, поскольку каждое решение имеет последствия. Люди, выбравшие путь зла, будут идти вниз, а те, кто решил жить в добре, наоборот, двигаются вверх.

Многие ошибочно полагают, что нравственный выбор подразумевает под собой некий набор ограничений, которые посягают на свободу человека и не дают ему проявлять свою индивидуальность. На самом деле он только задает направление, куда человеку лучше двигаться, чтобы духовно расти и развиваться, как личность. Исторически доказано, что в периоды духовного расцвета было максимально развита цивилизация, культура и мораль.

в чем важность нравственного выбора

От чего зависит нравственный выбор человека?

К сожалению, но в современном мире нравственность находится в упадке, а все из-за того, что у людей отсутствует адекватное понимание добре и зле. Формирование личности должно начинаться с раннего детства. Нравственный выбор в жизни человека зависит от воспитания, уровня познания, мировоззрения, сознания, образования и так далее. Влияние оказывает и среда, в которой растет и живет человек, например, положение семьи и взаимодействие с обществом. В ситуациях, когда приходится делать выбор в пользу добра или зла, проявляется суть людей, то есть их совестливая первооснова.

Что зависит от нравственного выбора?

Моральные нормы и нравственный выбор

Психологи говорят о том, что мораль является важным ориентиром в жизни, чтобы определить верное нравственное направление. Становясь на сторону добра, человек стремится к целостности личности и достижению гармонии в отношениях с окружающими людьми и внутри себя. Зло, наоборот, разлагает внутренний мир. Нравственный выбор современного человека сталкивается с разными испытаниями и искушениями, и все чаще можно услышать девиз – выживает сильнейший.

в чем проявляется нравственный выбор человека

Нравственный выбор в экстремальной ситуации

Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, то он может принять такое решение, на которое он бы в обычной жизни никогда не решился. Если же поведение никак не будет отличаться от привычных условий, то считается, что это показатель нравственности. В любой ситуации необходимо поступать по совести, зная, что за все решения придется отвечать. Есть основные признаки нравственного выбора, в которых можно выделить пять компонентов:

  1. Мотив. Перед тем как принять решение нужно понимать, зачем это делается.
  2. Цель. Не менее важно учитывать намерения, то есть чего хочется получить в итоге.
  3. Средства достижения цели. Нравственность поступка подразумевает правильное соотношение цели и средств ее достижении. В современной жизни большинство людей живут по принципу – цель оправдывает средства, но чаще это неправильный путь.
  4. Выбор. Чтобы понять нравственную сторону вопроса, важно учитывать обстоятельства, в которых приходилось действовать, то есть добровольно или по принуждению.
  5. Результат. Важно проанализировать итог, чтобы сделать соответствующие выводы о правильности выбора.

Книги про нравственный выбор

Есть много литературных произведений, которые в качестве основной темы выбирают нравственность.

Синестезия - это абсолютно новый взгляд на мир, а не просто явление или особенность восприятия. Все больше людей открывают в себе этот необычной феномен, который стремительно распространяется по всему земному шару и передается на уровне генов.

Дихотомия является одним из самых известных и широко употребляемых методов анализа и разделения понятий на мелкие элементы. Она используется математике, биологии, философии, психологии. Как же это работает?

Рефлексия является обращением внимания субъекта на себя, свой внутренний мир. Среди основных видов – ситуативная, ретроспективная и проспективная. Благодаря специальным упражнениям, можно развить навыки эмпатии и стать раскрепощеннее.

Честолюбие – один из грехов в православной религии. Такую черту приписывают всем тем людям, которые стремятся достичь успехов в разных сферах. Когда же амбиции направлены на улучшение в профессиональной деятельности, это может заслуживать уважение окружающих.

Читайте также: