Сообщение о мелодии 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Мы рассмотрим многообразие взаимодействий музыки с жизнью, природой, а также с литературой, изобразительным искусством, историей, театром и кино, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением, географией. Содержание уроков музыки в 5 классе раскрывается в двух учебных разделах. Учебник в формате pdf можно скачать или читать онлайн по ссылке: "Музыка. 5 класс"

На страничке Песни для 5 класса находится список песен, где каждая песня представляет собой комплект из фонограмм-видеороликов различного исполнения произведения и текста песни.

Музыка является удивительной сферой искусства: глубокая, живая, эмоциональная. С помощью звуков создаются великолепные мелодии и художественные образы, которые способны затронуть душу каждого человека. Существует огромное множество музыкальных направлений. В зависимости от ритма, громкости, темпа, способов исполнения музыка разделяется на духовную и светскую, монодию и полифонию, театральную и камерную и т.д.

Основное деление музыки происходит на основании средств исполнения. Она подразделяется на вокальную и инструментальную. В вокальной музыке предпочтение отдается голосу (или голосам) под музыкальное сопровождение или без такового. Особо распространено такое направление было в Средние века. А инструментальная музыка основана на игре инструментов без вокалиста. Может быть сольной, оркестровой или ансамблевой. Каждое направление представлено большим многообразием жанров, которые рассмотрим подробнее.

Жанр – это своеобразная модель исполнения музыки, которая имеет определенные условия, цели, форму и характер содержания.

К самым распространенным жанрам вокальной музыки относятся:

  • песня (самый распространенный жанр, представляющий собой сочетание текста и легкой запоминающейся мелодии),
  • романс (появился во второй половине ХIХ века, представляет собой сочетание голоса и инструментов (арфа, фортепиано), самое лиричное и душевное направление),
  • баллада (повествовательное музыкальное произведение, в основе которого лежит исторический сюжет),
  • ария (вокальный драматический монолог под аккомпанемент),
  • серенада (композиция для возлюбленной),
  • кантата (торжественное лироэпическое произведение на определенную тему),
  • опера (огромное музыкальное произведение, которое пронизывает драма, сочетает в себе вокал, живопись, музыку),

К той же категории относятся ансамбль, канон и хор, основанные на совместном исполнении несколькими участниками.

К основным жанрам инструментальной музыки относятся:

  • соната (распространена в форме соло или дуэта для камерной музыки),
  • симфония (большое мелодичное произведение для оркестра),
  • танцевальная музыка (современное направление для танцев),
  • марш (создан для праздничных шествий для упорядочения и синхронизации движения скопления людей),
  • вальс (музыкальное сопровождение для знаменитого полного оборота в танце в два такта стремя шагами),
  • фуга (композиционная техника, построенная вокруг короткой мелодии),
  • этюд (разновидность инструментальной пьесы небольшого размера).

В заключение стоит напомнить, что стили и жанры музыки - очень тесные понятия, которые необходимо различать. Жанр – это своеобразная схема музыкального произведения, а стиль – способ окрашивания и индивидуальности каждого творения.

Жанры вокальной и инструментальной музыки

Жанры вокальной и инструментальной музыки

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в семье рыбака Архангельской губернии. Детство и отрочество Ломоносова было нелегким, мать умерла, когда Михаилу исполнилось 4 года, с 10 лет рыбачил с отцом.

Футбол – это вид спорта, который предполагает в себе игру в мяч ногами, но, категорически нельзя руками. А целью игры является забить больше голов в ворота соперника, чем противник забьёт вам. Этот командный вид спорта считается самым популярным

Музыка, в которой ведущая роль принадлежит голосу, называется вокальной. Она может быть написана для одного, двух или множества исполнителей, причем как с сопровождением, так и без него. Жанры вокальной музыки, так же как и инструментальной, пройдя долгий путь развития, формировались под влиянием общественных функций искусства.

Жанры вокальной музыки:

Появилась еще в незапамятные времена. Она объединяет литературный текст с довольно простой запоминающейся мелодией. Этот самый древний и первичный жанр, в ходе своей эволюции, широко дифференцировался. Первые песни, созданные народом, передавали все многообразие сельской жизни (календарно-обрядовые, семейно-бытовые, хороводные и плясовые). С течением времени появляются более профессиональные авторские сочинения.

Этот жанр камерной вокальной музыки сформировался во второй половине девятнадцатого века. Романсом называется музыкальное произведение, написанное для голоса с сопровождением (арфа, фортепиано, гитара). При этом задача аккомпанемента заключается в более полном раскрытии содержания сочинения, передающего глубоко лиричные и тонкие переживания автора. К этому жанру обращались такие известные композиторы, как П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов и др.

Так называется музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Оно несет в себе повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало. Первые музыкальные баллады появились в Шотландии и Англии. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о различных исторических, сатирических или драматических событиях. Основоположником этого жанра в вокальном искусстве считается Ф. Шуберт.

Вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты.

  1. Вокализ (Вокализ из к\ф «Русалочка, Анна Руднеева)

Раньше вокализы сочинялись преподавателями пения для учебных целей, как этюды для голоса, и не имели художественного значения. Теперь это самостоятельные художественные произведения для голоса с сопровождением (например концерт для голоса с оркестром). Увлекаются сейчас вокализацией на несколько голосов.

  1. Ансамбль (It`s sand, Man - вокальный ансамбль Эва)

для двух исполнителей — дуэт,

для трех — трио, или терцет,

для четырех исполнителей — квартет,

для пяти исполнителей — квинтет,

для шести — секстет,

для семи — септет,

для восьми — октет, и т. д.

Поют еще и вместе по 20 — 30 человек и это уже называется хор.

  1. Хор (Jingle Bells в исполнении хора МВД)

Хор — это прежде всего певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку. Но хор — это и музыкальное произведение, написанное для хорового исполнения.

Хоры бывают разные прежде всего по составу исполнителей: однородные — отдельно детский, женский или мужской, и смешанные, когда одновременно или в разных сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и мужские голоса.

Хоры бывают одноголосные, когда все вместе поют одну мелодию, и многоголосные, когда у каждого голоса своя мелодия.

Хоры поют а capella, то есть без сопровождения, и с инструментальным сопровождением.

В хоре все голоса сливаются в единое могучее звучание, а потому хоровая музыка воплощает в себе переживания больших народных масс. Так, во всяком случае, хор используется в опере.

  1. Канон (В. А. Моцарт. Канон "Аллилуйя". Исполняет молодежный вокально-хоровой ансамбль "Ирис")

Это такое исполнение одной мелодии хором, когда каждый голос (а их два, три, четыре, а то и больше) начинает петь одну и ту же мелодию, с нарочитым опозданием, один за другим.

Рефлексия.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что интересного вы узнали на уроке?
  3. А что было не интересного на уроке сегодня?
  4. Какие жанры вокальной музыки вы знали? А какие жанры узнали?
  5. Какой жанр вокальной музыки вам показался наиболее интересным? Почему?

· выявить опорныё направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.

· развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.

· учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.

· Учить находить взаимосвязь искусства и жизни.

· Учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

Музыкальный материал:

ВложениеРазмер
chto_rodnit_muzyku_i_literaturu.doc 72.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке в 5 классе

Цель урока: Выявление многосторонних связей музыки и литературы

  • развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.
  • учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.
  • Учить находить взаимосвязь искусства и жизни.
  • Учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.
  1. Приветствие
  2. Проверка по журналу.
  3. Повторение:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас первый урок музыки в среднем звене.

Давайте с вами определимся, что мы будем делать в этом году и что нам нужно:

  • Тетрадь общая 48 листов (на все три класса) – в которую мы будем записывать тему урока, какие-то понятия, а так же название песен, которые будем учить.
  • За каждый правильный ответ я буду давать смайлики (показываю);
  • Учить песни наизусть и сдавать у доски на оценку.

4. Музыкальное приветствие:

Урок музыки у нас

Очень рада видеть Вас.

Здравствуйте учитель добрый

Вот пришли мы на урок

Все стараться будем, чтобы

Знания пошли нам в прок

5. Введение в новую тему урока:

На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.).

Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.

  • Как вы думаете, что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы? Все вокальные жанры

Чтобы ответить на эти вопросы нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов.

Для начала подумаем,

  • ЧТО вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание своих произведений? Где тот источник вдохновения, откуда черпают идеи, темы, образы люди искусства? Возможно, это окружающая природа, люди…

Совершенно верно. И природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое.

Молодцы. Мы с вами нашли первую связь , объединяющую музыку и литературу: это наша жизнь, она подсказывает композиторам, поэтам, писателям темы для их произведений.

- Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник - это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.

Идём дальше. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста.

  • Догадались, о каком понятии идёт речь? Дети вспоминают про интонацию .

Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации - ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные - мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.

Вот вы нашли вторую взаимосвязь музыки и литературы. Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.

По каким направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы:

  • А где ярко проявляется союз музыки и литературы? В каких известных вам музыкальных жанрах? называют песню , романс и другие музыкальные жанры.

Давайте с вами вспомним р.н.п. Во поле березка стояла.

А теперь уберем из песни слова.

  • Что получилось? Получилась мелодия. Песня нам уже не понятна, в ней нет слов, осталась одна музыка. И песней это уже не назвать.

И наоборот, убираем мелодию.

На экране слова песни.

  • Это что? - Это просто стихи, а стихи это литература, и уже нет песни. Так что ж получается.

Не было бы песни без стихов и мелодии, так же как и оперы, мюзиклов и т.д.

Конечно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств.

Третья взаимосвязь - поэзия

- Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом.

  • А в каком жанре вокальной музыке больше всего раскрывается чувства человека? Романс

Романс - это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.

Вы знаете, что чувства и переживания человека во время пения или речи связаны с дыханием.

  • Послушайте и определите, каким будет дыхание певца (спокойным или торопливым, глубоким или прерывистым).

Слушаем романс Глинки Жаворонок

  • Каким будет дыхание певца? (спокойным, глубоким).
  • Какой музыкальный инструмент аккомпанирует певцу? Пианино
  • А какой женский голос исполняет произведение? Сопрано
  • Как вы думаете, смогли бы мы определить чувства исполнителя, если бы не было музыки? Или стихов?

Возможно, могли бы, но не в полном объеме, вместе и стихи и музыка окунают нас в прекрасный мир чувств, переживаний, мы вместе с автором видим картину, чувствуем его настроение и переживания.

Легче слушать романс, когда слова перед глазами

Безусловно, понять содержание вокального произведения, где есть слова намного проще, чем инструментальные произведения. Поэтому, часто композиторы дают названия своим музыкальным сочинениям, поясняя тем самым содержание, программу произведения.

Мы выяснили ещё одну взаимосвязь - четвертую : это название , литературная программа музыкального произведения.

- Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

  • Что вы себе представите под эту инструментальную музыку?

Эдвард Григ взял за основу драму Ибсена и сочинил на нее музыку.

Литературную (словесную, нередко стихотворную) основу – программу имеют многие инструментальные произведения.

Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Подчас именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. В древних мифах, сказках, народных преданиях часто говорится о чудесной силе музыки, о народных музыкантах.

  • Вы знаете какие- нибудь легенды о силе музыки?

Вот, например, в древние времена врачи приходя к своим пациентам, приносили с собой колокольчик, и под звон этого инструмента спрашивали, как здоровье и больной отвечал, и волшебные звуки колокольчика лечили больного.

Молодцы. Вы отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой: это пятая связь - проникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальным искусством.

А еще и музыку, и литературу объединяет общность жанров: В литературе: песня, романс, запевка; В музыке: сказка, поэма, баллада.

А теперь давайте подведем итоги нашего урока:

  • О каких двух великих началах, двух стихиях искусства мы разговаривали на протяжении урока? - Литература и музыка.
  • Обращаясь к теме нашего урока, давайте скажем, так что же роднит музыку с литературой?
  • Общие темы из жизни
  • Интонация
  • Поэзия, становится основой многих вокальных произведений;
  • Название произведение и там и там
  • Образы - во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке.
  • А что же стало бы с музыкой, если бы не было литературы, поэзии? Не было бы песен, романсов, мы никогда бы не услышали чувства, настроение, переживание героев произведений

8. Разучивание песни.

9. Д.З: Найти литературное произведение о чудесной силе музыки, о народных музыкантах.

-способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств, интереса и уважения к мировой музыкальной культуре.

Тип урока: урок углубления в тему.

по источнику получения знаний: словесный ,наглядный, практический;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Наглядность: портреты Э. Карузо и М. Каллас, презентация.

ТСО: ноутбук, CD диски.

1.Организационный этап урока.

Дети входят в класс под. музыку.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Верите ли вы, что

-музыка взаимосвязана с такими видами искусства, как театр, литература, кинематограф, изобразительное искусство и другие? (Да.)

-сегодня народные песни исполняют в первичном варианте? (Нет.)

-народные песни исполняет только тот народ, который их сложил? (Нет).

-песня имеет куплетную форму? (Да).

-вариации - это вокальное произведение? (Нет)

-Н. Лысенко – выдающийся украинский композитор, дирижер, педагог? (Да).

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Изучение нового материала.

В одном из самых музыкальных городов мира, Вене, есть памятник: над неиссякающей струей воды стоит человек с волынкой в руках. Это памятник песне.


Давным-давно жил в Вене весельчак по имени Августин, который прославился на весь город своими песнями. Многие из этих песен Августин сочинял прямо на ходу…

Где Августин, там радость и веселье. Где радость и веселье - там Августин.

Но однажды в город пришла страшная беда. И имя этой беде -чума. Страшная болезнь косила людей так, что вымирали целые улицы и даже города. Приуныли жители Вены.

И только Августин по-прежнему появлялся то там, то здесь со своим немудреным инструментом, и повсюду задорно звучала его волынка, словно бросая вызов смерти. Он подбадривал сограждан, а они слушали его с благодарностью и удивлением: неужели он не страшится смертоносной чумы? Как-то раз усталый Августин, возвращаясь домой ночью, забрел на окраину города. Он долго блуждал в темноте, выбился из сил и мечтал только о том, чтобы где-то немного поспать. Он прямо засыпал на ходу. Нога за ногу проплелся он еще немного по каким-то колдобинам и вдруг споткнувшись, свалился в яму. Яма так яма. Чем не место для сна, да и ветер не дует. И проспал Августин в ней мирно и тихо до самого утра. А утром обнаружил, что попал он на кладбище и провел ночь в общей могиле для бедняков, сраженных ужасной болезнью.

Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в город. А по дороге он сочинил песню, в которой рассказывалось о том, что сегодня ночью он повстречался со смертью и победил ее. Он пел эту песню повсюду, и жители гибнущего города с восторгом и надеждой слушали его, веря, что песня может спасти человека от гибели.

А Августин с тех пор стал народным любимцем и героем.

Пели вельможи и рабы, воины и мирные граждане, ремесленники и священники, песня слышна высоко в горах и на море, звучит она среди вечных снегов и в космосе. Песня-радость, песня-символ, песня-призыв к труду и борьбе, размышлению и любви; песня - народная мудрость.

Сравним песню с другими вокальными жанрами: романсом, арией. В каждом из них соединяются два обязательных элемента: музыка и слово, но в каждом по-своему.

5. Ребус к слову романс.

Для разгадывания используйте первую букву слова на изображении

Р О М А Н С

-Учитель: Романс - одноголосное вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Термин романс возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском( романском) языке.

Ария-вид вокального произведения ,исполняемого солистом. В опере ария-главный вокальный номер, исполняемый одним из оперных героев. Вокальную музыку можно исполнять соло, дуэтом, ансамблем (от 2 до 11 исполнителей) и хором (от 12 и более исполнителей). Голоса различаются между собой по звуковому диапазону, а также окраской звука - тембром. Обратимся к словарю.

6. Работа с учебником.

Диапазон-расстояние между самым низким и самым высоким звуками, которые может исполнить голос или инструмент. Голоса певцов делятся на группы:

Женские голоса: сопрано (высокий) колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико - драматическое, драматическое;

-меццо-сопрано (средний) :лирическое, драматическое;

Мужские голоса: тенор (высокий) лирический, драматический;

-баритон (средний) лирический, драматический;

-бас (низкий) высокий (по-итальянски basso cantante -певучий), низкий (по-итальянски basso profundo - глубокий).

Вопросы: Что же такое диапазон? На какие группы делятся голоса певцов? (Ответы детей).

Речитатив-разновидность вокальной музыки, приближающаяся к речи.

-С каким стилем современной музыки можно сравнить речитатив?

Работа с опорным конспектом в парах.

8. Вокально-хоровая работа:

а) упражнения на дыхание, распевание;

9. Закрепление изученного.

Ответы учащихся по опорному конспекту.

Разные виды искусства: музыка, живопись, литература тесно взаимосвязаны. Искусство слова, при помощи которого писатель передает свои мысли и чувства, - (литература).

В самой человеческой речи есть музыкальный элемент……(интонация), что является основой выразительности музыкальной речи. С речевой интонации рождается……(мелодия).

Так возникает…..(вокальная музыка).

Когда стихи и мелодия объединяются в ….(песне), они начинают жить как новое произведение искусства, в котором музыка и литература обогащают и дополняют одна другую.

10. Итог урока.

Какая музыка звучала на уроке?

11.Анализ уровня активности учащихся, оценивание знаний.

12 Домашнее задание:

К какому тембру принадлежит ваш голос? Объясните, почему вы так считаете? Определите тембры голосов своих родственников и друзей.

Читайте также: