Сообщение о мастере ремесленнике

Обновлено: 05.07.2024

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
(Александр Пушкин)


Федор Блинов: ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР



В 1884-1887 годах Блинов строил на базе своей гусеничной платформы паровой трактор. Изобретателю впервые удалось разрешить задачу поворота гусеничного самохода. Его трактор имел две паровые машины, установленные на пятиметровой платформе. Каждая машина приводила во вращение ведущее колесо, которое, в свою очередь, с помощью четырех полукруглых выступов вращало металлическую гусеницу. Трактор поворачивался при неодинаковых скоростях перемещения гусениц, то есть так же, как на всех современных гусеничных машинах. Правда, теперь для этой цели используются не два двигателя, а механизмы поворота, называемые бортовыми фрикционами, но в основе по-прежнему лежит принцип, предложенный Блиновым.

Андрей Власенко: ЗЕРНОУБОРОЧНЫЙ КОМБАЙН

Эта машина является первым русским зерноуборочным комбайном, прообразом современных зерноуборочных комбайнов.

Владимир Зворыкин: ТЕЛЕВИЗОР


Владимир Зворыкин — автор, может быть, одного из главных изобретений XX века, преобразивших жизнь на земле, телевидения. Значится в Википедии как американский изобретатель русского происхождения. Он родился в древнем городе Муроме Владимирской области в 1889 году в многодетной семье купца первой гильдии, который торговал хлебом, владел пароходами и был председателем Муромского общественного банка. Вопреки расхожему представлению о том, что в таких семьях сыновья шли по торговой линии и тоже становились банкирами, пароходчиками, хлебозаводчиками, отпрыски купца Зворыкина избирали себе в том числе и научную стезю. Один из братьев будущего изобретателя телевизора Николай Зворыкин был талантливым математиком, учеником Столетова. Другой брат Константин Зворыкин был профессором Киевского политехнического института, специалистом по теории резания металлов и технологии машиностроения.


Владимир Зворыкин поступил в Петербургский технологический институт и вскоре увлекся проблемой электронной передачи изображения на расстояние, которая казалась почти фантастической в те времена, когда даже радио, появившееся сравнительно недавно, воспринималось как революционное изобретение. Тем не менее, Зворыкин этой проблемой заболел. Как выяснилось, на всю жизнь.

Александр Понятов: ВИДЕОМАГНИТОФОН



С. Апостолов-Бердичевский и Михаил Фрейденберг: АТС


Еще в процессе совместных разработок изобретатели пришли к выводу, что практический успех идеи АТС определяется её ёмкостью, которая должна составлять не менее 10 тысяч номеров. В этом направлении они (каждый в отдельности) и продолжили работать.



В 1896 году Бердичевский-Апостолов создал оригинальную систему АТС на 10 тысяч номеров.

Федор Пироцкий: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАМВАЙ


Пироцкий был сыном Аполлона, военного медика. Жизнь Федора Аполлоновича прошла при погонах, кипуче.


А в 1875-1876 годах провел опыты, пустив вагончик по железной дороге под Сестрорецком. К раме вагончика конки был подвешен электромотор и редуктор, передававший вращение колесам. Но власти отмахнулись и денег на совершенствование конструкции не дали.

Заинтересовался сразу, говорят, только Карл Сименс. Человек со связями, он уже имел выгодный контракт на создание русской телеграфной сети. И в случае с Пироцким сообразил, что дело стоит свеч. Расспрашивал изобретателя, изучал чертежи.

В 1881 году фирма братьев Сименсов приступила к изготовлению вагонов, подозрительно напоминавших конструкцию русского инженера. Их трамвайчики побежали — и Россия с 1892 года стала закупать их у Сименсов.

Иван Александровский: СТЕРЕОФОТОАППАРАТ



Иосиф Тимченко: КИНОАППАРАТ


Когда в Новороссийском (нынешнем Одесском) университете объявили о вакансии механика учебных мастерских, из четверых претендентов выбрали Тимченко.

Сергей Прокудин-Горский: ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ


ремесла

Из истории

До XVI века наиболее развитыми ремеслами белорусов были плотничество, ткачество, бондарное ремесло, мукомольный промысел и соломоплетение.
Пик развития белорусского ремесленного дела пришелся на XVI век. Ученые насчитывают более двухсот ремесленных профессий того времени. Развивалась специализация не только самих умельцев, но и целых белорусских городов. К примеру, Гродно славился производством строительных материалов, Минск – обработкой металлических изделий.
В середине XVI века белорусские ремесленники стали объединяться в цеха, которые только способствовали их творческому развитию. Уже в XVII веке насчитывалось более 100 белорусских ремесленных объединений. Однако в процессе индустриализации они, в соответствии с мировой тенденцией, начали вытесняться промышленным производством.
Сегодня ремесленное дело вновь актуально. Если еще пять лет назад в Беларуси насчитывалось всего несколько сотен современных ремесленников, то сегодня их количество возросло в десятки раз. Способствуют развитию ремесленного дела и росту числа ремесленников особое внимание к народному промыслу и создание благоприятных условий для его популяризации. В последние время белорусы активно интересуются народным творчеством, ежегодно устраиваются различные выставки-ярмарки, проводятся мастер-классы и создаются тематические кружки.

Виды народных промыслов и ремесел

В наше время внимание к ремесленному делу и его развитию со стороны общественности увеличилось. Это способствует передаче знаний и умений от одного поколения другому, а значит – обогащению белорусской национальной культуры в общем.
Сегодня ремесла и промыслы популярны как различные формы занятий. Для многих народное искусство превращается в увлекательное хобби, а трудолюбивые и целеустремленные мастера и ремесленники связывают с ним свою трудовую деятельность. Стоит отметить, что среди людей, профессионально занимающихся ремеслом, все чаще встречается молодежь, которая осознанно выбирает эту сферу деятельности. Причинами, которые подталкивают молодых людей выбрать этот вид деятельности, являются престижность профессии, возможность проявить свои творческие способности, а также достойная оплата труда.


Ремесленники - это определённый тип людей в средние века, которые обладали определённым мастерством и рукоделием для выполнения той или иной работы. Их труды очень ценились и поощрялись в обществе. К обозначению \"ремесленник\" относятся мастер и подмастерья. Мастер являлся человеком, уже владеющий определённым состоянием (цехом или мастерской), в которые он нанимал рабочих (подмастерьев), или тех кто нанимался к нему. Подмастерья же относились к небогатым людям или беднякам, не имеющих своего производственного помещения для собственного труда. Они нанимались к мастеру и в случае успешно приобретённых за несколько лет знаний в данном деле, в своём статусе тоже становились такими же. Для этого даже часто требовалось пройти испытание в виде успешного изготовления определённого проекта. Такие требования ужесточились к XIV-XV векам, когда подмастерьям приходилось производить первоначальный, взнос для вступления к своему начальнику. Иногда новичок, только что поступив в ученики своему мастеру, очень долго обучался опытному ремеслу желаемого дела. На постижения требуемого результата уходили годы и даже после долгих лет упорного труда, многие подмастерья продолжали завидовать своему творцу, профессионально создававшему различные изделия.
Особого поощрения заслуживали кузнецы, оружейники, каменщики, cтоляры и плотники. Их труд высоко ценился поскольку их работа упиралась первым делом на оружейный и оборонный промысел. Без них бы происходил абсолютный провал в работе других ремесленников, а также в строительстве, ремонте, архитектуре, обороне и войне.
Cамый высокооплачиваемый труд был у оружейников и кузнецов. Рыцарские доспехи и оружие постоянно ломались, требуя эффективного ремонта. К тому же для надёжного изготовления такой атрибутики уходило уйму времени на плавку, ковку, точное измерение и безошибочный расчёт изделий. Такая работа очень хорошо оплачивалась, поэтому данные \"металлисты\" были вполне обеспеченными людьми.
Нельзя было представить полноценную жизнь со здоровьем средневековых жителей без влияния аптекарей и лекарей. Хоть конечно медицина того времени не оставляла желать лучшего результата, но лечение, пусть даже народными методами иногда приносило пользу. Первые ремесленники высоко ценились и пользовались большим уважением у средневекового общества.
\n

Ремесленники - это определённый тип людей в средние века, которые обладали определённым мастерством и рукоделием для выполнения той или иной работы. Их труды очень ценились и поощрялись в обществе. К обозначению "ремесленник" относятся мастер и подмастерья. Мастер являлся человеком, уже владеющий определённым состоянием (цехом или мастерской), в которые он нанимал рабочих (подмастерьев), или тех кто нанимался к нему. Подмастерья же относились к небогатым людям или беднякам, не имеющих своего производственного помещения для собственного труда. Они нанимались к мастеру и в случае успешно приобретённых за несколько лет знаний в данном деле, в своём статусе тоже становились такими же. Для этого даже часто требовалось пройти испытание в виде успешного изготовления определённого проекта. Такие требования ужесточились к XIV-XV векам, когда подмастерьям приходилось производить первоначальный, взнос для вступления к своему начальнику. Иногда новичок, только что поступив в ученики своему мастеру, очень долго обучался опытному ремеслу желаемого дела. На постижения требуемого результата уходили годы и даже после долгих лет упорного труда, многие подмастерья продолжали завидовать своему творцу, профессионально создававшему различные изделия.
Особого поощрения заслуживали кузнецы, оружейники, каменщики, cтоляры и плотники. Их труд высоко ценился поскольку их работа упиралась первым делом на оружейный и оборонный промысел. Без них бы происходил абсолютный провал в работе других ремесленников, а также в строительстве, ремонте, архитектуре, обороне и войне.
Cамый высокооплачиваемый труд был у оружейников и кузнецов. Рыцарские доспехи и оружие постоянно ломались, требуя эффективного ремонта. К тому же для надёжного изготовления такой атрибутики уходило уйму времени на плавку, ковку, точное измерение и безошибочный расчёт изделий. Такая работа очень хорошо оплачивалась, поэтому данные "металлисты" были вполне обеспеченными людьми.
Нельзя было представить полноценную жизнь со здоровьем средневековых жителей без влияния аптекарей и лекарей. Хоть конечно медицина того времени не оставляла желать лучшего результата, но лечение, пусть даже народными методами иногда приносило пользу. Первые ремесленники высоко ценились и пользовались большим уважением у средневекового общества.



Мезенская, или палащельская роспись

Мезенская, или палащельская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования.

Росписывались ею нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, короба, прялки. Позднее центром мезенской росписи стала деревня Палащелье (отсюда и второе название).

Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и мыслями самих художников, потомков старых мезенских мастеров.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

Мастера

Имена и фамилии мастеров упоминаются крайне редко. Личность творца материальной культуры не интересовала собирателей и не известна широким массам. В задачи искусствоведов входило описание ремесел, мастера воспринимались как рядовые представители традиции. Специалистов, прежде всего, интересовали достижения в традиционных ремеслах, а не личность конкретного носителя материальной культуры, знакомство с которым предполагало обобщение результатов его деятельности за длительный период творчества.


Раскрытие роли мастера в традиционных ремеслах требует комплексного подхода. На основе имеющейся информации сделаем попытку показать его роль в организации работ, сохранении и развитии традиций и обучении ремеслу.



Анализируя традиции обучения ремеслу и формирования мастеров можно сделать вывод, что на каждом этапе своего становления, мастер имел определенный уровень знаний и опыта, в соответствии с которым брался за заказы и решал задачи разной сложности. Но на любом этапе Мастер был организатором работ артели и автором проекта.

В середине XX века в связи с развитием реставрационных работ появилась потребность в мастерах-плотниках традиционной школы, которых еще было не мало в послевоенный период. Архитектором А.В.Ополовниковым, который был автором проекта и руководителем реставрации ансамбля Кижского погоста, в 1948 г. на о.Кижи была создана первая бригада из местных мастеров-плотников. В нее вошли М.К.Мышев, Б.Ф.Елупов, Ф.К.Елизаров, Н.П.Федосов, Н.И.Мотов, К.П.Клинов. Все они родились в кижской округе, учились в артелях у стариков, о которых всегда рассказывали с большим уважением.


Возглавил артель М.К.Мышев (п.Соломенное), который пользовался авторитетом самого опытного специалиста и мудрого человека. Его правой рукой стал молодой и энергичный Б.Ф.Елупов (д.Ерснево). Опыт, умение и физическая сила помогали ему организовать и выполнять то, что уже не по силам было М.К.Мышеву. Мастер В.П.Клинов (д.Клиново) до самой смерти работал плотником-реставратором в музее, обучал и консультировал молодых реставраторов. Более молодые по возрасту братья А.И. и Н.И. Степановы (д.Посад, Волкостров) всю жизнь проработали на реставрации и перевозке памятников музея. Оба они не только плотничали, но и с детства шили лодки. Больше двадцати лет проработал реставратором на о.Кижи самый известный из оставшихся в живых плотников – Н.Ф.Вересов (д.Еглово). Его уважали даже старшие по возрасту плотники за ум, добросовестность, честность, мастерство и знания. Он также строил лодки и выполнял любые столярные работы.


С развитием в нашей стране реставрационной практики, кроме традиционного обучения в бригаде, плотники обучались на курсах и в училищах, а некоторые специалисты самостоятельно изучали и возрождали забытые традиции и технологии. Интересен опыт московского архитектора-реставратора А.В.Попова, который не только разрабатывает проект реставрации памятника и руководит работами, но и сам занимается плотницким делом. Изучая деревянное зодчество, он пришел к пониманию того, что технология XIX-ХХ вв. отличается от технологии обработки дерева XVIII и более ранних веков в первую очередь применяемым инструментом. А.В.Попов сам освоил кузнечное ремесло, по старым образцам сделал новый инструмент и воссоздал исчезнувшие способы рубки и тески. С 1985 года его артель выполняет реставрационные работы на удаленных памятниках Архангельской области – церквях в Верхней Уфтюге и Неноксе. Применяется метод полной перекатки, переборки и восстановления больших и сложных срубов. Работа ведется годами и начинается с выбора и заготовки в лесу деревьев. Бригада реставраторов, во главе которой стоит сам А.В.Попов, организована по принципу традиционной артели. Своих плотников А.В.Попов сам принимал и увольнял, учил и проверял, рассчитывал зарплату и управлял работой. Хотя некоторые подходы А.В.Попова (в частности по реставрации Преображенской церкви в Кижах) оспариваются специалистами, бесспорно то, что возрождены старая технология обработки дерева и плотницкая артель, способная работать на больших памятниках.


Мастера — плотники и реставраторы не только создавали среду обитания и средства передвижения, но и накапливали и сохраняли самые высокие традиции народного знания и умения, передавали свой опыт следующим поколениям. Все мастера вкладывали свою лепту в развитие ремесел, а мастера-творцы на основе знаний и природного чутья — создавали новые традиции. Работа мастеров является эталоном для остальной массы ремесленников. Они являлись носителями высокой культуры и морали, их дела оставались в памяти людей. С исчезновением мастеров исчезают лучшие произведения традиционной культуры народа, теряются старые знания, навыки и технологические приемы.

Читайте также: