Сообщение о мастерах оружейной палаты и их творениях

Обновлено: 07.07.2024

И вот лик одного из ангелов был открыт реставраторами. Сегодня реставраторы не продолжают свою работу, потому что сама по себе икона XVII в. прекрасна. Но мы видим эту разницу. Вот какой путь проделала русская иконопись за три столетия, почти четыре. Нижний лик относится к XIV в., это прекрасный лик ангела того удивительного века, когда начинается возрождение русской иконописи после страшного монгольского разрушения, когда снова возвращаются к византийским основам, когда присутствует вот этот тишайший исихастский образ. И рядом мы видим эти живоподобные лики XVII в. На одной иконе мы можем видеть всю эту эволюцию русской иконописи от XIV до XVII века.

Это не значит, что XVII век плох. XVII в. представляет совершенно новый образ иконы, новый образ святого, новое благочестие, новое понимание красоты, новое понимание духовности, новое понимание церкви, если хотите, новое понимание взаимоотношений церкви и государства. И все эти новшества, конечно, нужно было этому веку переварить. И поэтому так трудно вообще шли эти процессы. Они подвергались критике со всех сторон. Вот, например, тот же Тихон Филатьев изображает Иоанна Предтечу. Здесь уже нет крыльев, они уже не нужны. Иоанн Предтеча стоит в молитве перед Господом, а Господь уже не просто из сегмента смотрит, а из сегмента, окруженного облаками. Это уже небо не условное, а реальное. Вот среди облаков, которые расходятся на небе, выглядывает Господь и благословляет Иоанна Предтечу, который стоит перед ним в молитве.




Но еще более интересен здесь пейзаж. Потому что пейзаж здесь представляет собой просто реальное трехмерное пространство с уходящей вдаль речкой, деревьями по обоим берегам, зайчики прыгают, олени ходят. И великолепная, европейского же толка архитектура – дворец Ирода, и т.д. Что интересно иконописцу? Иконописцу интересен уже даже не сам лик. Даже тому же Симону Ушакову все-таки были лики очень интересны, это видно на его образах Спасителя. Здесь интересно все. Здесь интересно все до мельчайших деталей, вплоть до того, какой там грибочек или ягодка растет под очередным лопушком в этом замечательном пейзаже.

В этом веке ведь расцветает и книжное дело. Если в XVI в. оно началось и заглохло практически, то в XVII в. оно сильно расцветает. Патриаршая типография (потом она станет Синодальной). Первопечатные книги. Идет постоянная полемика о справке книг – с каких книг печатать, с греческих или с русских и т.д. Развивается житийная литература. Вообще литература развивается, если мы вспомним замечательного литератора XVII в. Симеона Полоцкого, который переложил Псалтирь стихами, все 150 псалмов. И эта рифмованная Псалтирь, правда, по ней тоже были споры и были яростные критики, но это яркое явление книжности XVII в.

Но вот эта икона интересна нам тем, что она написана на фоне регулярного сада. Т.е. уже в 70-х годах, т.е. во второй половине XVII в., появляется абсолютно европейская система садово-паркового искусства, и это мы видим вот на этой иконе. Здесь разбитый на газоны сад с вазонами, т.е. то, что потом мы больше знаем по культуре XVII в. На самом деле европейская культура парка появляется уже при Алексее Михайловиче. При Алексее Михайловиче появляется театр, при Алексее Михайловиче появляется портрет – уже не только парсуна, а портрет. В Оружейной палате работают не менее десяти реальных европейских мастеров, которые приехали из Голландии, Польши, Франции, Германии и т.д. Так что, конечно, икона XVII в. нам дает совершенно новое представление вообще о культуре XVII в.

И вот лик одного из ангелов был открыт реставраторами. Сегодня реставраторы не продолжают свою работу, потому что сама по себе икона XVII в. прекрасна. Но мы видим эту разницу. Вот какой путь проделала русская иконопись за три столетия, почти четыре. Нижний лик относится к XIV в., это прекрасный лик ангела того удивительного века, когда начинается возрождение русской иконописи после страшного монгольского разрушения, когда снова возвращаются к византийским основам, когда присутствует вот этот тишайший исихастский образ. И рядом мы видим эти живоподобные лики XVII в. На одной иконе мы можем видеть всю эту эволюцию русской иконописи от XIV до XVII века.

Это не значит, что XVII век плох. XVII в. представляет совершенно новый образ иконы, новый образ святого, новое благочестие, новое понимание красоты, новое понимание духовности, новое понимание церкви, если хотите, новое понимание взаимоотношений церкви и государства. И все эти новшества, конечно, нужно было этому веку переварить. И поэтому так трудно вообще шли эти процессы. Они подвергались критике со всех сторон. Вот, например, тот же Тихон Филатьев изображает Иоанна Предтечу. Здесь уже нет крыльев, они уже не нужны. Иоанн Предтеча стоит в молитве перед Господом, а Господь уже не просто из сегмента смотрит, а из сегмента, окруженного облаками. Это уже небо не условное, а реальное. Вот среди облаков, которые расходятся на небе, выглядывает Господь и благословляет Иоанна Предтечу, который стоит перед ним в молитве.

Но еще более интересен здесь пейзаж. Потому что пейзаж здесь представляет собой просто реальное трехмерное пространство с уходящей вдаль речкой, деревьями по обоим берегам, зайчики прыгают, олени ходят. И великолепная, европейского же толка архитектура – дворец Ирода, и т.д. Что интересно иконописцу? Иконописцу интересен уже даже не сам лик. Даже тому же Симону Ушакову все-таки были лики очень интересны, это видно на его образах Спасителя. Здесь интересно все. Здесь интересно все до мельчайших деталей, вплоть до того, какой там грибочек или ягодка растет под очередным лопушком в этом замечательном пейзаже.

В этом веке ведь расцветает и книжное дело. Если в XVI в. оно началось и заглохло практически, то в XVII в. оно сильно расцветает. Патриаршая типография (потом она станет Синодальной). Первопечатные книги. Идет постоянная полемика о справке книг – с каких книг печатать, с греческих или с русских и т.д. Развивается житийная литература. Вообще литература развивается, если мы вспомним замечательного литератора XVII в. Симеона Полоцкого, который переложил Псалтирь стихами, все 150 псалмов. И эта рифмованная Псалтирь, правда, по ней тоже были споры и были яростные критики, но это яркое явление книжности XVII в.

Но вот эта икона интересна нам тем, что она написана на фоне регулярного сада. Т.е. уже в 70-х годах, т.е. во второй половине XVII в., появляется абсолютно европейская система садово-паркового искусства, и это мы видим вот на этой иконе. Здесь разбитый на газоны сад с вазонами, т.е. то, что потом мы больше знаем по культуре XVII в. На самом деле европейская культура парка появляется уже при Алексее Михайловиче. При Алексее Михайловиче появляется театр, при Алексее Михайловиче появляется портрет – уже не только парсуна, а портрет. В Оружейной палате работают не менее десяти реальных европейских мастеров, которые приехали из Голландии, Польши, Франции, Германии и т.д. Так что, конечно, икона XVII в. нам дает совершенно новое представление вообще о культуре XVII в.

Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь ухода за растен.

Все браузеры интернета. .

Доброе субботнее утро всем! -А вы сегодня были счастливы? -Еще нет. -Тогда пото.

Лишь себе доверяю. и точка! .

Карусель Сыпятся снежные звезды Кружит зимы карусель Зацеловала шальная Нас озорница метел.

-Ссылки

-Рубрики

  • живопись (87)
  • зарубежные художники (41)
  • история и терминология (8)
  • русские художники (36)
  • каталог рубрик (10)
  • кулинария (244)
  • второе блюдо (56)
  • выпечка (86)
  • десерт (8)
  • заготовки (6)
  • кулинарные сайты (3)
  • кулинарные секреты (8)
  • мультиварка (4)
  • напитки (5)
  • первое блюдо (15)
  • полезные продукты (9)
  • соусы (3)
  • специи, приправы (2)
  • холодное блюдо (39)
  • литература (440)
  • аудиокниги (188)
  • зарубежная литература (11)
  • литературный каталог (105)
  • поэзия (99)
  • русская литература (19)
  • цитата (3)
  • электронная библиотека (9)
  • юмор (6)
  • миф или реальность (54)
  • cны и сноведения (4)
  • астрология (1)
  • гипотезы (10)
  • мистика (10)
  • мифы и легенды (16)
  • приметы (6)
  • тесты (1)
  • фантастика и фэнтази (2)
  • экзотерика (4)
  • музыка (73)
  • "Helloween" (26)
  • rock & metal (10)
  • классическая музыка (2)
  • музыкальные сайты (6)
  • популярная музыка (29)
  • наука и техника (141)
  • изобретения (6)
  • компьютер (51)
  • космос (16)
  • математика (2)
  • медицина (54)
  • философия (4)
  • энциклопедии и словари (3)
  • языкознание (6)
  • скульптура (8)
  • зарубежные скульпторы (7)
  • русские скульпторы (1)

-Метки

-Фотоальбом

ФАНТАСТИКА И ФЭНТАЗИ 14:48 11.12.2016 Фотографий: 73 КОСМОС 13:02 07.08.2016 Фотографий: 17 ГЕОРГ ЯКОБ ИОГАНН ВАН ОС 09:11 23.04.2016 Фотографий: 20

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Семнадцатый век являлся переломным в истории русского государства. Он завершил развитие Древней Руси и положил начало новой истории — истории Государства Российского. В течение этого столетия произошли события огромной исторической важности, определившие пути дальнейшего развития страны, характер ее политико-экономической и культурной жизни. К наиболее значительным из них можно по праву отнести разгром польско-литовской интервенции (1613) и завершение централизации государства, воссоединение Украины с Россией (1654), реформы русской православной церкви, приведшие ее к расколу, утверждение во главе русского государства Петра I и проведение им коренных преобразований во всех областях жизни, в основе которых лежала ориентация на Западную Европу.


ikon12-oldruss-ru (487x700, 322Kb)

"Распятие". 1671. Максимов Иван


ikon2-oldruss-ru (512x700, 563Kb)


ikon1-oldruss-ru (498x700, 360Kb)

Воскресение — Сошествие во ад 1693.
Билиндин Петр, Соломонов Николай, Короб Петр

В искусстве этого времени возрастают светские черты и реалистические тенденции, художники вводят в произведения арсенал современной европейской графики и живописи, появляются новые жанры – парсуна и пейзажи. Однако эти новшества вливаются в прежнюю иконописную традицию.

Русское иконописание XVII в. оказалось перед необходимостью преодоления последствий Смутного времени, проявившихся, в частности, в сближении с западной иконографической традицией. Попытки патриарха Никона (1652-1658 гг.) реформировать московское иконописание, приблизив последнее к греческому, не принесли желаемых результатов.

Как ни парадоксально, решительную поддержку новое направление нашло в лице Патриарха Никона, "неправославие" он усматривал исключительно в католических и лютеранских сюжетах и идеях, перенятых русскими иконописцами у западных мастеров. Но ценил "живописное письмо" мастеров оружейной палаты

Радикальные изменения в характере русского иконописания XVII в. связаны прежде всего с именем Симона Ушакова (1626-1686 гг.) и его последователей.

Ранние работы этого мастера традиционны: перелом происходит после пребывания под Смоленском, с написания иконы "Христос Великий Архиерей" (1656-1657 гг.).

Cоедининяет в своем творчестве старую художественную систему византийско-русской иконописи и отдельные приемы европейской живописи.

Применение светотеневой лепки лиц и соблюдение естественных пропорций строения человеческого тела, однако, приводит не к отказу от использования визатийского наследия, но лишь к его последовательной адаптации. Это относится прежде всего к образу Спаса Нерукотворного, повторяемому многократно на протяжении двух десятилетий, ориентируясь на византийскую, а не западную традицию, представленную в живописи XV-XVI вв.

Интерес к новым способам представления иллюзорного пространства, к реалистичному, в известной мере объемному воспроизведению человеческого тела (в т.ч. обнаженного), его движения, животных в большей степени отразился в его рисунках к гравюрам
Именно в гравюрах и рисунках Симон Ушаков в полной мере мог использовать то лучшее из западных образцов, что к этому времени было известно мастерам Оружейной палаты. Одним из таких источников вдохновения для русских художников служили тогда иллюстрации-гравюры Амстердамской Библии Пискатора, которые были переработаны в соответствии с отечественными традициями.

В 1667 г. Ушаков создал свою знаменитую гравюру "Семь смертных грехов". Он изобразил фигуру мужчины-грешника, который осёдлан диаволом и тащит на себе корзины с аллегорическими изображениями семи грехов. Удалось установить, что эта ушаковская гравюра представляет собой свободную творческую переработку иллюстрации из "Духовных упражнений" ("Exercitia Spirituala") св. Игнатия Лойолы — книги, известной Ушакову в её нидерландском издании. На гравюре Ушакова опущен пейзаж, всё изображение повёрнуто в другую сторону.

В клеймах детально разработан пейзаж, они выполнены в миниатюрной технике. Краски в иконе переливчатые с оттенком розового, оливково-зеленого, бледно-сиреневого в сочетании с позолотой.

Икона должна была являться как бы политическим манифестом, утверждающим силу и крепость Государства Российского, находящегося под покровом Владычицы и главнейших русских святых. Внизу иконы точно воспроизведена кремлевская стена со Спасской башней. За стеною высится Успенский собор - центральная святыня тогдашней Руси. Центр композиции в большом медальоне – Богоматерь Владимирская, покровительница Москвы. Из собора произросло громадное древо, средние ветви которого, оканчиваясь цветком, служат подножием для иконы Владимирской. Две боковые ветви древа несут на себе овальные клейма, заключающие изображения главнейших русских святых, покровителей государства. У корня древа - основатели Московского государства: Иван Калита и митрополит Петр. В медальонах, обрамляющих икону, имеются изображения всей царской семьи.

Ушаков создает весьма сложное композиционное произведение, выступая как самостоятельный автор не имевших в древности прецедентов иконографической схемы.

Интерес Ушакова к лику как определенному реалистическому человеческому лицу привел его и к портретной живописи.
Икона-портрет царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе, не сохр.) сочетающие традиционные приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы.

Самый известный из учеников - Георгий Зиновьев ("Алексий Митрополит", кон. XVIII в.). Продолжая традиции своего учителя, Зиновьев вводит в икону реальный пейзаж - наряду с традиционным иконным поземом изображен Московский Кремль.

Федор Зубов
Никола, 1676 г.
Утонченная характеристика образа, мягкая моделировка лица, формы, изящество рисунка, богатство золотого орнамента в одежде.

Тихон Филатьев
Иоанн Предтеча, 1689 г.

Светотеневая лепка, хорошо проработана мимика лица (страдальческое выражение). Интерес к пейзажу. Правдиво переданы купы деревьев, зайчики на лужайке, над деревьями – летящие гуси. У ног святого – перспективно переданный фасад нидерландского дома, но между фоном и фигурой нет связи.

Никита Павловец
Троица.
Икона имеет круглое обрамление. На иконе представлены ангелы и Сарра и Авраам. Обильная позолота, мягко моделированы формы, пейзаж (реалистично передано дерево). Круговая композиция. Задушевность, камерность.

Расцвет иконописной мастерской Оружейной палаты приходится на 1655-1680-е гг.

  • Иностранцы: Ганс Детерс (голландец ?), грек Апостол Юрьев, поляк Стефан Лопуцкий, голландец Даниил Вухтерс.

Примечания

  1. ↑ Е. С. Овчинникова. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. М., 1955. С. 15
  • Художники России XVII века
  • Оружейные палаты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Мастера Оружейной палаты" в других словарях:

Русский портрет — Борис Кустодиев. Портрет Ф. И. Шаляпина. 1921 Основная статья: История портрета … Википедия

Оружейная палата — Координаты: 55°44′58.25″ с. ш. 37°36′47.9″ в. д. / 55.749514° с. ш. 37.613306° в. д. … Википедия

ВОРОНЕЖСКАЯ И БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ — Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Воронеже. 1791–1792 (колокольня), 1833–1841 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Воронеже. 1791–1792 (колокольня), 1833–1841 гг. Фотография. Кон.… … Православная энциклопедия

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (Портаитисса, Вратарница) [греч. Πορταΐτισσα] (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы обретение, 13 окт. перенесение в Москву в 1648, в нек рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.), одна из самых чтимых святынь христ. Востока.… … Православная энциклопедия

ИКОНОПИСЬ — [иконопись], вид живописи, задачей к рого является создание священных образов икон. Несмотря на то что в восточнохрист. традиции греч. слово εἰκών (изображение, подобие, образ) является общим наименованием священных изображений (см. статьи… … Православная энциклопедия

ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве. Основан царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым в 1591 1592 гг. в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы Гирея, во славу чудес, совершившихся при этом… … Православная энциклопедия

ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ — (1261, Владимир на Клязьме (?) 5.03.1303, Москва), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг. в Соборе Московских святых), 4 й, младший, сын cв. кн. Александра Ярославича Невского. Небесным покровителем Д. А. был… … Православная энциклопедия

Читайте также: