Сообщение о маме некрасова

Обновлено: 04.07.2024

Работа представляет собой реферат исследовательского плана, где изучаются идейно-художественные связи творчества двух поэтов: Н.А.Некрасова и А.С.Гаврилова, поэта-земляка, чья поэзия стала неотъемлемой частью региональной литературы.

ВложениеРазмер
obraz_materi_v_proizvedeniyah_n.doc 106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия им. А. Л. Кекина

г.Ростова Ярославской области,

10 класс, 16 лет

Образ матери в произведениях

Н.А.Некрасова и А.С.Гаврилова

Львова Марина Альфредовна,

учитель русского языка и литературы,

Если стихотворения Некрасова печатались еще со времен их написания, то многие произведения ростовского поэта увидели свет совсем недавно благодаря трудам его друга, писателя Б.Сударушкина, который является автором первого послежизненного издания стихотворений А.Гаврилова, издания, объединившего в себе все прижизненные стихи поэта и стихи, взятые из гавриловского, чудом сохранившегося архива. Лишь в последнее десятилетие в местных и областных изданиях стали печататься статьи о Гаврилове, из недр частных семейных архивов появляться для широкой читательской публики материалы, проливающие свет на те или иные события жизни художника. Но на страницах научных сборников и периодических изданий исследовательские работы о Гаврилове публиковаться еще не начали. И актуальность нашей работы определяется, во-первых, возросшим интересом к культурному прошлому Ростова и судьбе ростовцев (в связи с приближающимся юбилеем города и А.Гаврилова), во-вторых, необходимостью изучения разных сторон творчества нашего талантливого земляка.

Ну что ты смотришь, вновь вздыхая?

Я выбрал путь – не повернешь.

Не навсегда, поверь, родная,

Перечеркнул дороги дождь!

Дождь на земле залижет раны,

И снег на них падет, скользя.…

А на кресте оконной рамы

Твои распятые глаза.

Итак, объект нашего исследования – стихотворения Н.А.Некрасова и А.С.Гаврилова, посвященные матерям. Предмет изучения – особенности создания образа матери в творчестве двух поэтов и его интерпретация ими.

Мы предпринимаем попытку анализа образа матери в творчестве А.Гаврилова как бы сквозь призму некрасовского его восприятия и некрасовского отношения к самому главному для любого человека существу. Образ матери один из наиболее почитаемых в мировой литературе. Его воплощению отдали дань и русские прозаики и поэты. Но к середине XIX века он встречался в русской литературе не слишком часто, и до Н. А. Некрасова практически никто не писал о матери с такой теплотой и любовью. Обычно образ матери упоминался вскользь или возникал где-то на заднем плане, и его присутствие ограничивалось кругом семейных обязанностей. Исключением можно считать лишь казачью колыбельную М. Ю. Лермонтова. В ней мать открывает для сына мир, в котором видит его воином и героем. Говорит поэт в этой песне и об извечном уделе матери томиться тоской, ждать и молиться за сына. Но все же заметим, что тему матери никто из поэтов XIX века не освещал в своем творчестве широко : у А.С.Пушкина не сложились отношения с родителями, его воспитывала няня ; у М.Ю.Лермонтова мама умерла, когда ему было три года, и его воспитывала бабушка.

Главная цель нашей работы – исследовать процесс духовного сопряжения творчества двух поэтов, Н.А.Некрасова и А.С.Гаврилова, в их понимании роли матери в жизни человека и ее судьбы, что поможет, на наш взгляд, по-новому осмыслить многие важные аспекты творческого наследия ростовского поэта и в какой-то степени определить место исследуемого автора в национальной культуре.

Выбор главной цели реферата определил его конкретные задачи :

• выявить и проанализировать наиболее значимые произведения Некрасова и Гаврилова о матери, определить их идейно-художественные истоки;

Характер поставленных задач определяет новизну работы. Наша работа построена на определении тех творческих основ, которые позволили поэту Ростова создать удивительные по глубине и легкие по степени восприятия произведения о матери. Мы пытаемся исследовать религиозно-философские искания поэта, систему духовных ориентиров А.Гаврилова.

Достоверность исследования обеспечена тем, что выводы, к которым мы приходим, получены в результате непосредственной аналитической работы над художественными текстами исследуемого автора.

Научно-практическая значимость работы. Ее материалы позволяют расширить представление о творчестве А.С.Гаврилова, могут учитываться последующими исследователями его творческого наследия, а также способствуют дальнейшему изучению закономерностей историко-литературного процесса XIX-ХХ веков.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы .

Мать в жизни Н.А.Некрасова и А.С.Гаврилова

Мы уже говорили, что более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Н.А. Некрасова. До нас дошло не много свидетельств о взаимоотношениях с матерью самого поэта. Николай Алексеевич происходил из дворянской, некогда богатой семьи. Родился в Винницком уезде, Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова. Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Елена Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, мало образованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Елена Андреевна в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали на долю крепостной. Поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. Он сочувствовал ее страдальческой доле, ее тяжелой жизни с суровым мужем и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью. Любовью к ней озарено всё его поэтическое творчество.

В целом ряде стихотворений, особенно в "Последних песнях", в поэме "Мать" и в "Рыцаре на час", Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Безусловно, Некрасова связывало с матерью чувство глубокой привязанности и любви.

Не робеть перед правдой-царицею

Научила ты музу мою.

С неземным выраженьем в очах,

С тихой грустью на бледных устах

Пред грозой величаво — безгласная.

Но при всей своей внешней слабости мать в изображении Некрасова наделена необычайной стойкостью и внутренней силой. Она не только грудью защищает от произвола своих детей, но и подает им пример человечности, в своей нелегкой доле находя душевное тепло и слова утешения для всех страждущих:

Но лишний раз не сжало чувство страха

Его души — ты то дала рабам, —

Но лишний раз из трепета и праха

Он поднял взор бодрее к небесам.

А когда над ней самой разразилась гроза, она, не дрогнув, приняла удар, с мужеством и смирением, беспокоясь лишь о будущем своих детей:

Ты, не дрогнув, удар приняла,

За врагов, умирая, молилася,

На детей милость Бога звала.

- Боря, Саша у тебя?

- Нет. А что случилось?

Несмотря на крайне скудное освещение в библиографии о Гаврилове этой стороны его творчества, очевидно, что важнейшие для поэта мотивы памяти, родных мест (малой родины), сыновнего долга и сыновней благодарности соединены именно в образе матери, и это соединение является отдельной темой в его творчестве.

В отличие от Некрасова, Гаврилов нигде не описывает обстоятельств своего детства, не дает портрета матери. В отдельных стихотворениях возникает образ матери, которая не поспевает за сыном-шалуном:

Если и сорвется он нечаянно,

Волноваться маме нет причин:

Пацанов стихийная отчаянность

Вырастает в мужество мужчин!

Таким образом, и в жизни Н.А.Некрасова, и в жизни А.С.Гаврилова мать занимала особое место, ей посвящались самые проникновенные строки. Матери стали духовными руководительницами своих детей.

Образ матери в творчестве Н.А.Некрасова и А.С.Гаврилова

Таким образом, и Некрасов, и Гаврилов дают поэтическое воплощение образа матери, одновременно наполняя его сложным философским содержанием и упрощая художественные формы.

Подытоживая все вышеизложенное, можно, прежде всего, выделить тему матери как особое литературное явление, изначально свойственное русской поэзии, прошедшее в своем развитии все этапы истории литературы и занимающее значительное место в древней, классической и современной поэзии. Исследование подтвердило высокую степень устойчивости проявлений темы и образа матери на большом временном отрезке, а также чрезвычайную устойчивость сущностных черт образа матери в разные периоды и у разных авторов, в том числе у Н.А.Некрасова и А.С.Гаврилова. Более того, в русской литературе особенно очевидно наследование некрасовской линии развития темы матери.

Таким образом, мать сыграла большую роль в духовном становлении и в случае с Некрасовым, и в случае с Гавриловым. В результате анализа мы выделяем следующие черты, присущие русскому поэтическому образу матери в творчестве Некрасова и Гаврилова:



Имя Николая Алексеевича Некрасова известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Сам же поэт не раз говорил, что мир никогда бы не узрел его творчество, если бы не один человек – обожаемая мать Елена Андреевна. Она отдала всю себя детям, вложив в них лучшее, наставив на правильный жизненный путь. Кем же была эта женщина? Что за судьба выпала ей? Эта печальная история достойна отдельного рассказа.

Жизнь матери гения


Елена Андреевна Закревская родилась в 1908 году в не бедной семье. Она была единственной дочерью чиновника, получила хорошее образование, ее ждало радужное будущее, но судьба сложилась иначе. В 17 лет девушка отчаянно влюбилась в офицера, стоявшего со своим полком близ города. Родители Елены были против этого союза, но влюбленные тайно обвенчались.

С тех пор жизнь девушки изменилась к худшему. Романтические чувства угасли очень быстро. Муж ее предстал в своем истинном облике – самовлюбленным деспотом, жестоким, склонным к пьянству и разврату.


Участь бедной женщины свелась к рождению детей и полному подчинению деспотичному мужу. В их доме часто собирались дворяне, проходили пирушки с руганью, драками, гулянки с "банными девками" - и все на глазах у детей.

Цели урока: обобщить знания учащихся по лирике Н.А.Некрасова. Раскрыть тему матери в поэзии как основополагающую в лирике. Сопоставить женские образы героинь на фоне крепостничества с образом матери. Проследить общность характеров любимых женщин Некрасова.

Тип урока: урок-обобщение.

Школа: НОУ “СОШ “Эрудит” г. Москвы.

2. Постановка целей урока.

3. Формулировка проблемных вопросов.

Как повлияли на творчество поэта духовная связь и привязанность к матери у Некрасова?

Почему все женские образы поэзии Некрасова объединены общей тематикой?

Что нового через данную тему вы увидели в творчестве поэта?

4. Вступительное слово учителя. Слайд №1. Портрет Н.А.Некрасова.

Особенность Некрасова как лирического поэта – его гражданственность, народность и многообразие чувств. Эти чувства были сформированы его матерью Еленой Андреевной. Воспитываясь в доме строгого отца, Некрасов сумел взять от матери мысль о жизни во имя “идеалов добра и красоты”. Мать поэта была удивительно мягкой и доброй женщиной, была полной противоположностью своему мужу, отцу Некрасова. Всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась воспитанием детей, много читала им, играла им на фортепьяно и пела. По воспоминаниям поэта, она была “певицей с удивительным голосом”. Естественна была привязанность сына к матери. Вот почему первые свои строки он читает матери и посвящает ей сокровенные мечты.

Елена Андреевна мечтала, чтобы ее сын получил хорошее образование. Об этом времени позднее Н.Г.Чернышевский писал: “Мать хотела, чтобы он был образованным человеком, и говорила ему, что он должен поступить в университет, потому что образованность приобретается в университете, а не в специальных школах”[2], куда намеревался отдать его отец, мечтавший о военной карьере сына. Конечно, черты настойчивости, сформированные отцом, не пропали даром. Так, ослушавшись отца, без средств к существованию, так и не поступив в Дворянский полк, Некрасов смог выжить в Петербурге.

До конца своих дней Некрасов с особенной добротой вспоминает о матери. О ней он пишет в стихотворениях “Родина”, “Рыцарь на час”, “Затворница”, “Баюшки-баю”, в поэмах “Несчастные” и “Мать”.

Творчество Некрасова не могло быть не замечено выдающимся критиком современности В.Г.Белинским. Если первые наброски поэта были встречены с опаской литературным обществом (его сборник “Мечты и звуки”), даже В.А.Жуковский не советовал печатать этот сборник, но тем не менее критик Белинский, хоть и отнес сборник к посредственному, в дальнейшем писал о том, что в произведениях молодого поэта “есть душа, и чувство”. Но далее отмечал: “Нужна еще творческая фантазия, способность вне себя осуществлять внутренний мир своих ощущений и идей и выводить во вне внутренние видения духа. Но если этой способности в вас нет, то сколько вы ни пишете и как красиво ни издавайте своих стихотворений, вы не дождетесь от читателей ни восторга, ни сочувствия…”[1] Далее этот эпизод из жизни поэта будет отражен в его автобиографическом романе “Жизнь и похождения Тихона Тростникова”. Белинский смог угадать в Некрасове высокоодаренного человека. По словам И.И.Панаева, Белинский полюбил Некрасова “за резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытывал так рано, добиваясь куска насущного хлеба…”[2 ] Слайд №2. Журнал “Современник”

5. Обзор и анализ стихотворений о матери.

Свое стихотворение, в котором присутствует образ матери.“Родина” (1844) Некрасов показывает именно Белинскому. Критик приходит в восторг и воодушевляет поэта на дальнейшую деятельность.Естественно, что стихотворение было запрещено цензурой, потому что обличало крепостничество.

- Найдите строки, отражающие безвыходное положение матери Некрасова в семье.

(“Я знаю отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил…о! знаю, знаю я.
Навекиотдана угрюмому невежде –
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…”)

Поэт вспоминал мать с глубокой благодарность и с искренней сыновьей любовью. В стихотворении “Рыцарь на час” (1862) он страдает от того, что, уехав из дома шестнадцатилетним мальчиком, он так и не увидел матери. Она слишком рано умерла. Недалеко от Ярославля, в селе Абрамцево, стоит церковь Петра и Павла, прихожанами которой являлась семья Некрасова. А рядом, за церковной оградой, находится могила матери поэта – Елены Андреевны Некрасовой. Слайд №3. Могила матери поэта

У той плиты, где ты лежишь, родная,
Припомнил я, волнуясь и мечтая,
Что мы ещё увидеться с тобой,
И опоздал.

Стихотворение было опубликовано в журнале “Современник” в 1862 году. Лучшие люди России были потрясены стихами, многие просто плакали, читая эти проникновенные строки. Образ матери в стихотворении вышел далеко за рамки автобиографического сюжета, стал символом безмерного страдания многих женщин.

- Чтение стихотворения учащимися “Рыцарь на час”.

- Назовите кульминационные строки тоски поэта по матери?

(“Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других”)

- Что придает выразительность данному стихотворению? (повторы: “не сожмется грудь”, “не видна ее бедность нагая”)

- В чем сила эмоциональной насыщенности стихотворения? (в использовании глаголов – инфинитивов: “сосчитаться”, “предаться”, “совладать”, “рыдать”, а также использование побудительных предложений)

Тема матери и родины идут неразрывной связью у Некрасова. В стихотворении “Баюшки-баю”, через плач колыбельной песни слышится судьба страдающих людей:

Усни, страдалец терпеливый,
Свободной, гордой и счастливой
Увидишь родину свою,
Баю – баю – баю – баю!

6. Материнские образы в любимых женщинах Н.А.Некрасова.

Материнская тема прослеживается у Некрасова наряду с другими женскими образами – это, прежде всего образы его спутниц жизни. Так, своей гражданской жене и соратнику по литературному творчеству, Авдотье Панаевой он посвящает много стихотворений. Уже при расставании он осознает, что всю свою жизнь с Панаевой он связывал с образом своей матери, того человека, чье добро нельзя забыть. Он не отрицает, что впервые приобрел дом, семью и верного друга в лице Панаевой. Обращаясь к жене в стихотворении “Все, чем мы в жизни дорожили…”, поэт восклицает: Слайд №4. А.Панаева

Все, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас, -
Мы на один алтарь сложили –
И этот пламень не угас!

Много добра и преданности получил Некрасов от своей второй жены Фёклы Анисимовны Викторовой, или Зиночки (так ласково называл её Некрасов). Материнской заботой окружила Зина поэта в последние годы жизни. В ней, как в матери, Некрасов нашел близкого по духу человека, их волновали одни и те же вопросы, объединяли общие стремления и надежды. Слайд №5. Зина

Слова любви и заботы о близком человеке звучат в стихотворении “Зине”:

Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет…

7. Русская женщина – мать и защитница в лирике Некрасова.

Наряду с тем, что Некрасов всегда проявлял нежность к своей матери, он в своих стихотворениях сохраняет эту нежность к своим лирическим героиням. Русская женщина у Некрасова прекрасна и талантлива, как его собственная мать. Она не лишена ума, самоотверженности и вдохновения. Вот почему так прекрасны образы женщин Некрасова:

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка!

Так пишет поэт в поэме “Мороз, Красный нос”.

Тяготы и лишения проходит некрасовская женщина:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом обвенчаться,
Вторая – быть матерью сына – раба,
А третья – до гроба рабу покоряться.

- Это ли не строки о матери самого поэта? Это ли не размышления о несправедливости судьбы?

И тут же мы читаем в стихотворении “Тройка”, что нет прекрасней на свете, чем русская женщина во всей её красе:

На тебя заглядеться не диво
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих черных как ночь!

- Давайте вспомним стихотворения, в которых русская женщина выступает как защитница.

Это же, конечно, поэма “Русские женщины”, где темы матери, жены, защитницы слились воедино. Не прошло мимо Некрасова событие декабря. Подвиг жен декабристов поэт сумел воплотить в стихах. Женщины отправлялись за своими мужьями в далекую Сибирь. Сила и характер мужественной женщины встает на первый план некрасовской поэмы. Он верит в будущее, он верит в то, что сила русской женщины в доброте, в стремлении защитить своего ближнего, как когда-то защищала его мать. Слайд №6. Поэма “Русские женщины”

Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего,
Пускай же будет и моя
Не радостней его!

8. Вывод по уроку.

Таким образом, подводя итоги урока можно сказать, что тема матери у Некрасова бесконечно простирается в стихотворениях. Можно внимательно изучать отдельные строки или целые отрывки из поэм, но мысль автора не утеряешь.

Через всю жизнь пронес Некрасов любовь и благодарность к своей матери, и с поразительной нежностью сумел воспеть её в стихах. Образ матери для Некрасова всегда был воплощением начала жизни, олицетворением беспредельного добра и высшей справедливости.

- Какие выводы делаете вы?

Образ матери у Некрасова – это символ добра на земле, воплощение начала жизни, высшая справедливость на свете.

Судьбу и личность каждого человека нельзя понять до конца вне судьбы его рода, его предков. С начала XVIII века дворянский род Некрасовых оказался неразрывно связан с селением (деревней, позднее сельцом) Грешнево в Ярославском уезде, которое стояло на дороге, издавна связывающей по левому берегу Волги города Кострому и Ярославль. В начале XVIII века Грешнево входило в состав поместья стольника Бориса Ивановича Неронова, прапрадеда поэта13*.

В 1736 г. дочь Б. И. Неронова, Прасковья Борисовна, вышла замуж за рейтара конной гвардии Алексея Яковлевича Некрасова. В приданое за женой А. Я. Некрасов получил ярославское поместье – сельцо Васильково с деревнями Кощевкой, Гогулино и полдеревни Грешнево14. Таким образом, первым владельцем Грешнева из рода Некрасовых был прадед поэта А. Я. Некрасов. После его кончины (он умер около 1760 г.) владельцами ярославского именья стали П. Б. Некрасова (умерла после 1780 г.) и её единственный сын Сергей Алексеевич, дед поэта. У живших в Москве отставного штык-юнкера артиллерии С. А. Некрасова и его жены Марии Степановны (урожденной Грановской) было шесть сыновей и три дочери, в том числе и Алексей, будущий отец поэта15. Сергей Алексеевич, бывший страстным картежником, после ряда крупных проигрышей влез в большие долги, для уплаты которых пришлось закладывать именья. В самом начале XIX века он был вынужден продать дом в Москве и переехать с семьей в Грешнево16. С тех пор и вплоть до отмены крепостного права Некрасовы обычно жили в Грешневе.

С. А. Некрасов скончался 3 января 1807 г.17 Первым из Некрасовых дед поэта был похоронен на приходском кладбище у стен Петропавловской церкви* села Абакумцева, находящегося в трех верстах от Грешнева. Могила С. А. Некрасова сохранялась в Абакумцеве вплоть до начала XX в. Позднее на кладбище у стен этого храма завершили свой жизненный путь дети и внуки Сергея Алексеевича.

Родители поэта

Да, прямых свидетельств об участии А. С. Некрасова в сражениях Отечественной войны 1812 года у нас нет, однако, согласимся, трудно предположить, чтобы, находясь в рядах воюющей армии, офицер не принимал участия в боевых действиях. Неизвестно нам, и где для А. С. Некрасова закончилась война.

В 1820 году у молодых супругов родился первенец – сын Андрей, в самом начале 1821 г. – дочь Елизавета. В конце 1821 года на свет появился их третий ребенок – сын Николай. Долгое время ошибочно считалось, что Н. А. Некрасов родился 22 ноября (4 декабря по н. ст.) 1821 г. в местечке Юзвин Винницкого уезда. Лишь в 1949 году А. В. Попов документально доказал, что поэт родился 28 ноября (10 декабря по новому стилю) в местечке Немиров* Винницкого уезда Подольской губернии31.

Крещение будущего поэта почему-то произошло почти через три года после рождения – 7 октября 1824 г. в церкви с. Сениок Подольской губернии32. При крещении ребенок получил имя в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, издавна особенно почитаемого на Руси.

По-видимому, в летние месяцы 1826 года семья Некрасовых покинула Подольскую губернию и отправилась – скорее всего, через Киев и Москву – на Верхнюю Волгу.

13. Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых в XVII – первой трети XIX вв. // Карабиха: Историко-литературный сборник. Ярославль, 1993, с. 226 (далее – Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых в XVII – первой трети XIX вв.).

14. Там же, с. 226-227.

15. Некрасов Н. К. По их следам, по их дорогам. Ярославль, 1975, с. 247 (далее – Некрасов Н. К. По их следам, по их дорогам).

16. Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова. М.-Л., 1947, т. 1, с. 14 (далее – Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова).

17. Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых, с. 229.

18. Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль – Рыбинск, 2000, т. II, с. 245.

19. Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова. Новгород, 1998, с. 179 (далее – Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова).

20. Там же, с. 172.

25. Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова, с. 169.

26. Ашукин Н. С. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова. М.-Л., 1935, с. 20 (далее – Ашукин Н. С. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова).

27. Евгеньев-Максимов В. Е. Из прошлого. Записки некрасоведа // Некрасовский сборник. Л., 1980, вып. VIII, с. 223.

28. Цит. по: Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова, с. 11.

30. Там же, с. 176.

31. Попов А. Когда и где родился Некрасов? К пересмотру традиции // Литературное наследство. М., 1949, т. 49-50, с. 605-610.

32. Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова, с. 175.

33. Евгеньев-Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова, т. 1, с. 28.

34. Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых в XVIII – первой трети XIX вв., с. 249-251.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения

средней общеообразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов

С.Тербуны в с.Березовка

1.Введение стр 3

2.Основная часть. стр 4-10

2.1 Мать в жизни поэта

2.2. Неповторимый образ некрасовской “величавой славянки” в стихотворениях и поэмах:

В полном разгаре страда деревенская

Орина, мать солдатская

Мороз, Красный нос

Кому на Руси жить хорошо

3.Заключение стр 11

4.Литература стр 12

Целями работы являются следующие:

-исследовать понимание роли женщины- матери в жизни каждого человека в отдельности и страны в целом в творчестве Н.А.Некрасова

- расширить представление о творчестве Н.А.Некрасова, показать его значение

- способствовать развитию мотивации к чтению и возникновению интереса к изучению произведений отечественной классики на примере творчества Н.А.Некрасова.

.- сравнить изображение женщины крестьянки в произведениях Н.А.Некрасова и художника А.Г.Веницианова

Исходя из вышеперечисленных целей, была сформулирована задачи исследовательской работы:

-проанализировать наиболее значимые произведения Н.А.Некрасова по данному вопросу,;

-определить их идейно- художественные истоки;

- добиваться, чтобы мысли и чувства великого русского поэта стали бы частью внутренней жизни ребят, оказали бы влияние на их мировосприятие, формировали их нравственное и эстетическое сознание.

Исследование понимания роли женщины- матери в жизни каждого человека в отдельности и страны в целом в произведениях Н.А.Некрасова

Выводы, к которым мы придем, получены в результате аналитической работы над художественными текстами автора

Показать, что образ матери является центральным в поэтическом мире Некрасова и возвышается от частного – посвящений собственной матери – до всеобщего и высшего в русской поэзии аспекта материнства – образа Родины

Работа носит творческий характер. Ее теоретическая основа опирается на следующие литературные источники:

-Воспоминания. Критические статьи

-Стихотворения и поэмы Н.А.Некрасова

Орина, мать солдатская

Мороз, Красный нос

В полном разгаре страда деревенская

Кому на Руси жить хорошо

В работе использован метод изучающего чтения и анализа художественных произведений, характеристики героев.

2.Основная часть

Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

Какая же она, русская женщина, женщина- мать, героиня многих стихотворений поэта?

Жизненный путь ее труден. "Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать" - говорит поэт.

Эта линия заботливого отношения матери к ребенку повторится и в других произведениях поэта.

Чувство волнения и тревоги , вызванное драматической историей одной крестьянской семьи , сменяется размышлением поэта об участи всего народа.

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть…

Именно отсюда возникает возможный лишь в художественном произведении образ матери целого народа

«Доля ты русская, долюшка женская !

Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

«Пройдет- словно солнцем осветит!

Посмотрит- рублем подарит!

Притягательность такой женщины обусловлена ее внутренним миром, свойственной ей слиянием мысли и дела. Во внешнем облике такой женщины воплотились народные представления о настоящей красавце, крепко сложенной, румяной, живой, ловкой, трудолюбивой:

Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.

В ней ясно и крепко сознанье,

Что все их спасенье в труде,

И труд ей несет воздаянье

Семейство не бьется в нужде.

Течение времени не снизило обаяния и значимости образов Некрасова.

Терпеливость – вот основное качество женщины- матери. Она способна перенести многое на своём жизненном пути. Но своим детям, как и любая женщина, русская крестьянка желает лучшей участи. Поэтому крестьянка–мать у Некрасова чаще всего страдалица, она мучается от осознания того, что её дети также будут глубоко несчастны:

Читайте также: