Сообщение о малых народах иркутской области

Обновлено: 16.05.2024

Этническая карта трёх байкальских регионов довольно проста. Везде преобладают русские, второе место по численности занимают буряты, численность других народов минимальна. Так что сегодня у нас день бурята.

Ошибкой было бы считать, что буряты живут только в Бурятии. Бурятия - это центр этнического ареала, но и в соседних регионах есть большие автохтонные группы бурят, настолько значительные, что до конца нулевых годов даже существовали два национальных субъекта РФ - Усть-Ордынский автономный округ внутри Иркутской области и Агинский автономный округ внутри Читинской. О том, как далеко заходили буряты, может свидетельстовать хотя бы название города Братск, восходящее не к каким-то братьям, а к бурятам, которых русские семнадцатого-восемнадцатого веков называли братами, братскими татарами, братскими калмыками или братскими мужиками.

Буряты - потомки самых северных монгольских племён, которые, хоть и жили на отшибе, в средневековье были вполне вовлечены в центральноазиатскую политическую жизнь, что отличает бурят от более северных народов. Если древний период истории юкагиров или эвенов исследуется по археологическим и фольклорным данным, то предки бурят упоминаются и в письменных источниках. Более того, и сама бурятская культура не была бесписьменной, что отличает бурят от большинства сибирских народов. Правда, так называемые "бурятские летописи" создавались уже в XVIII-XIX веках, но возникали они при этом не под русским влиянием.

Консолидации и формированию этнического самосознания бурят способствовали не зависевшие от них политические события. В петровское время Монголию фактически поделили между собой Россия и маньчжурская империя Цин. Между байкальскими и халхасскими монголами впервые появилась какая-то осязаемая граница, перемещения стали менее интенсивными, и северные роды постепенно слились в этническую общность с единым самосознанием. Характерно, что вплоть до середины XX века русские не слишком чётко отделяли бурят от монголов (даже автономная республика до пятидесятых годов называлась Бурят-Монгольской).

Буряты делятся на западные и восточные группы, между которыми есть некоторые различия. Западные буряты говорят на западнобурятских диалектах, традиционно для них были характерны полуоседлый тип жизни и более широкое распространение шаманизма, чем буддизма. Восточные буряты - в большей степени кочевники и в большей степени буддисты. Говорят они на восточнобурятских диалектах (извините за предсказуемость, не смог подать этот факт в более интригующей упаковке).


В Бурятии буряты составляют около трети населения, в Забайкальском крае и Иркутской области - примерно 7% и 3% населения, причём и там, и там их по 70-80 тыс. Кроме того, буряты и баргуты (либо один и тот же народ, либо два очень близких) живут ещё на севере Монголии и северо-западе Китая. Поскольку зарубежных нанайцев и эвенков я на карте отмечал, отмечу и бурят.

Специфика рельефа и климата Забайкалья такова, что там вполне могут встретиться друг с другом верблюд и северный олень. Верблюдов держат буряты, а оленей - эвенки, которые и здесь сохраняют традиционный для них тип хозяйствования. Впрочем, забайкальские эвенки-мурчены занимаются и коневодством, а некоторые даже и верблюдоводством!. Само слово "мурчен" образовано от слова "мур" ("конь"), а слово "орочен", служащее самоназванием многих эвенкийских групп, происходит от слова "ороч" ("олень"). Эвенки населяют крайний север Иркутской области, а также северо-восток Забайкалья, как в Бурятии, так и в Забайкальском крае. Есть они даже и к юго-западу от Байкала. В байкальской зоне, как и в других областях своего распространения, эвенки почти не живут большими группами. Много где можно встретить эвенков, на мало где можно встретить много эвенков.

Народ Языковая семья Численность (2010) Район проживания
Буряты Монгольская 461 389 (Россия), 70-164 тыс. (Китай), ок. 50 тыс. (Монголия) Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край, северные аймаки Монголии, округ Хулун-Буир в Китае
Русские-семейские Индоевропейская (русский) 26 (по переписи), не менее 7 тыс. (оценка по числу старообрядцев в семейских сёлах) Юг Бурятии, юго-запад Забайкальского края
Сойоты Монгольская, тюркская 3589 Восточные Саяны
Тофалары Тюркская 762 Нижнеудинский район Иркутской области
Хамниганы Монгольская, тунгусо-манчьжурская 2-3 тыс. Юг Бурятии и Забайкальского края, сопредельные районы Монголии и Китая
Эвенки Тунгусо-маньчжурская 39 534 (Китай), 38 396 (Россия), около 1 тыс. (Монголия) Дисперсное расселение на огромной территории от Енисея до Охотского моря, в т. ч. в Прибайкалье и Забайкалье – ок. 5,5 тыс.

Сойоты - небольшой народ, который живёт в восточной части Саян, на крайнем западе Бурятии. Необычная история сойотов отчасти сближает их с чуванцами или долганами. Сойоты - остатки саянских самодийцев (!), которые сначала были ассимилированы тюрками (очевидно, близкими к современным тувинцам), а потом смешались с бурятами. Большинство сойотов бурятоязычны, но предпринимаются и попытки сохранить сойотско-цаатанский язык, тюркский по происхождению. В советское время сойотов записывали бурятами.

Тофалары, как и сойоты, живут в Восточных Саянах, но севернее, уже в пределах Иркутской области. В этногенезе тофаларов, вероятно, участвовали древнейшие племенные группы самодийского и кетского происхождения, смешавшиеся с тюркоязычными предками современных тувинцев. Название "тофалары", строго говоря, не очень корректное, поскольку содержит сразу два множественных числа, тюркское и русское. По той же логике татар можно называть татарларами. Более правильное название "тофы", однако, менее распространено в русской литературе. Исторически этот народ занимался охотой и полукочевым оленеводством, что сближает тофаларов с сойотами и эвенками.

Хамниганы - потомки родов как бурятского, так и эвенкийского происхождения. Кто с кем и в каком порядке смешался, установить довольно трудно. Про хамниганов с берегов Онона Википедия пишет как про конгломерат монгольских и эвенкийских родов, про хамниганов из села Армак - как про бурятизированных эвенков. Среди них распространено тунгусо-монгольское двуязычие - существует как монгольский хамниганский диалект, так и эвенкийский. Хамниганы разводят лошадей. Хамниганом был, например, знаменитый снайпер Семён Номоконов, которого часто считают эвенком (в чём, кажется, нет грубой ошибки, учитывая полуэвенкийское происхождение хамниганов и сложность дифференциации собственно эвенкийских и хамниганских родов).

Что касается смешанных групп с русским компонентом, то таких заповедников русского старожильчества, как Русское Устье, в окрестностях Байкала, конечно, нет. На этих территориях постоянно шли и идут до сих пор процессы смешения живущего чересполосно русского, бурятского, эвенкийского населения, но смешанных общностей с выраженным этническим самосознанием не возникает. Бытует слово "гуран" для обозначения прибайкальского или забайкальского метиса. Гураном можно назвать, например, знаменитого драматурга Вампилова, бурята по отцу и русского по матери. Однако нет никаких специфически гуранских районов или поселений. Более того, "гуран" может использоваться просто как территориальное прозвище, синонимичное слову "забайкалец". Возможно, если бы байкальские регионы были менее тесно связаны с Западной Сибирью и Россией вообще, гуранский смешанный этнос мог бы развиваться по тому же сценарию, что и камчадальский.

Из русских старожилов байкальского региона можно выделить семейских. Семейские - потомки старообрядцев, централизованно высланных в Восточную Сибирь в XVIII веке. Эта группа долго сохраняла обособленность. Во-первых, потому что к моменту переселения она уже по сути была сформирована - переселяли крупные семьи (отсюда и название) из одних их тех же мест. Во-вторых, в силу приверженности староверию. Семейские не были одинокими служилыми людьми или промысловиками, и у них не было необходимости искать жён среди местных народов. Тесным контактам с забайкальскими русскими мешали религиозные разногласия. Семейские занимались тем же, чем занимались в европейской части империи, - земледелием и скотоводством, а позднее освоили ещё и ремесло золотоискателей. В XX веке идентичность этой группы пострадала и вследствие антирелигиозных кампаний, и вследствие коллективизации. Зажиточные, патриархальные и глубоко религиозные староверы идеально соответствовали образу противников советской власти на селе. Во время переписи 2010 года 26 человек обозначили себя именно как семейских, но, вероятно, людей, ассоциирующих себя с этой группой, но не воспринимающих её как этническую, гораздо больше.

А в качестве музыкальной (и не только музыкальной!) иллюстрации сегодня будет флешмоб "Глобальный ёхор". Если заинтересуетесь бурятскими массовыми танцами, в ютьюбе можно найти несколько глобальных ёхоров разных лет, исполненных в разных районах.

Фото: Пресс-служба правительства Иркутской области.

Иркутская область вместе со всей страной 4 ноября отметит День народного единства. Наш регион населяют многие народы и этнические группы, которые сохранили свою самобытность до сегодняшних дней. Иркутская область отличается многонациональным составом жителей. Здесь насчитывается более 150 различных национальностей. Особенностью региона является то, что здесь живут представители двух коренных малочисленных народов РФ: эвенки и тофалары. Причем тофалары компактно проживают только на территории Иркутской области - в Тофаларии (Нижнеудинский район).

В большинстве своем коренные малочисленные народы занимаются традиционными видами деятельности: оленеводством, охотничьим промыслом, рыболовством, сбором дикоросов.

Для сохранения традиционного уклада жизни в местах проживания коренных малочисленных народов закреплен специальный режим природопользования. Также в Иркутской области проводятся национальные праздники, направленные на популяризацию традиционных ценностей национальных культур и развитие родных языков.

Фото: Пресс-служба правительства Иркутской области.

Возрастная категория сайта 18 +

История формирования населения Иркутской области начинается с древне- и новокаменных веков. Доказательством являются археологические находки орудий труда, предметов быта, украшений, а также наличие городищ, наскальных рисунков со сценами охоты. Эти находки были обнаружены в городе Иркутске у бывшего военного госпиталя, в Мальте, Бурети, Красном Яру. Они позволили установить особенности жизни и быта людей древнекаменного века, их занятие охотой на мамонта, носорога, северного оленя, бродивших по лесам и степям Приангарья, Приленья.

В новокаменный век (IV-III тысячелетия до н. э.) на берегах Ангары, Лены проживало уже больше племен, оставивших многочисленные памятники в виде могильников, наскальных рисунков. Основным занятием их была охота не на мамонтов, а на лосей, оленей, медведей, кабанов и рыболовство. Эти племена заметно усовершенствовали орудия производства, был изобретен лук, наконечники стрел, топор из нефрита.

В медно-бронзовый век (IV-I тысячелетия до н. э.) растет численность племен, появляются изделия из меди и бронзы, ножи, рыболовные крючки, иглы, шилья.

В VI-Х вв. н. э. на берегах Байкала, в долине Ангары, в верховьях Лены. Тункинской долине проживали курыканы - наиболее многочисленный и сильный народ из древнего тюркского племени. Они оставили многочисленные наскальные рисунки на берегах Лены у деревни Шишкине, на горе Манхай на реке Куде, в бухте Итырхей на Байкале, на реке Унге. Основными занятиями курыкан было скотоводство, особенно коневодство, и охота. Вели они кочевой образ жизни. Рослые и сильные лошади были представлены в качестве дара китайскому двору, как утверждает китайская летопись.

Курыканы занимались земледелием (о чем свидетельствует найденный чугунный сошник, следы пашни, обнаруженные при аэрофотосъемке, орошением сенокосных угодий. Следы ороси тельных канав курыкан сейчас можно встретить в бассейне реки Куды в районе сел Ахин, Базой, Харазаргай, Усть-Орда, Капсал.

По мнению А. П. Окладникова, с XI в. монгольские кочевые племена переселились в Прибайкалье, на просторы Приангарья и Приленья. Эти монголоязычные племена ассимилировали курыкан и стали предками нынешних бурят, о чем свидетельствует наличие в бурятском языке множества тюркских слов и географических названий.

Часть курыкан, теснимая монголами, переселилась на север области, и из этих групп сложились впоследствии якутская и эвенкийская народности.

К приходу русских на территории Иркутской области проживали буряты, эвенки и тофалары.

Буряты составляли большую часть населения. Они делились на родовые и племенные группы, не всегда ладившие между собой. Многочисленными из бурят были булагаты, занимавшие левобережную часть Ангары от Байкала до Балаганска, а эхириты — в бассейне рек Куды, Верхней Лены, хоринцы занимали район Большой и Малой Бугульдейки и остров Ольхон. Большая часть хоринских бурят жила в Забайкалье.

Буряты вели полукочевой образ жизни, занимались разведением крупного рогатого скота, овец и коз, лошадей. Табуны лошадей круглый год паслись по приангарским, кудинским, ольхонским степям и перелескам.

Подсобным занятием бурят была охота на коз, медведей и пушных зверей. От курыкан буряты переняли высокое мастерство кузнечного дела и систему орошения сенокосных угодий.

Эвенки занимали северные районы области и Восточной Сибири, численность эвенкийского населения была небольшая. Они занимали долины рек, разводили оленей, охотились на крупных зверей и пушных зверьков (соболь, белка и др.). Они вели кочевой образ жизни, жили родами.

В горных районах Восточного Саяна обитала небольшая по численности, но древняя народность — тофалары (тофы, основным занятием которых до сих пор является оленеводство, охота, рыболовство.

XVII в. стал новым этапом не только в освоении и заселении территорий области, он характеризуется заметным ростом численности населения. За землепроходцами в Восточную Сибирь шли промышленники, купцы, предприниматели, крестьяне для освоения приострожных земель. Местные воеводы и приказчики отправляли вербовщиков в Енисейский острог для призыва людей на освоение илимских, ангарских и ленских земель.

Не все переселенцы по приказу могли воспользоваться этим благом. Однако поток переселенцев не уменьшался. Шли в Сибирь из центральных и северных районов Европейской России на свой страх и риск.

Численность населения Иркутской губернии значительно выросла за счет ссыльных и политзаключенных.

Московский сухопутный тракт и Транссибирская железная дорога, дошедшие до Иркутской губернии, усилили ее экономические связи с центральными районами России. В связи с этим заметно увеличился приток населения, росли села, деревни.

Территориальная общность людей, осевших в сибирских краях, историческое прошлое и некоторые психологические факторы определили формирование сибирского характера людей: выносливость, доброжелательность, национальную непредубежденность и преданность Родине.

В советский период продолжался значительный приток населения в Иркутскую область на великие стройки, пре­имущественно молодежи, со всех концов бывшего Советского Союза. Значительная часть молодежи осталась в области на постоянное жительство (Ангарск, Братск, Усть-Илимск, Саянск и др.).

Формирование населения Иркутской области длилось в течение многих веков. Численность населения увеличивалась за счет естественного прироста и миграции из других районов, в особенности из районов Европейской России. Так сформировался в области народ многонациональный, сборный, зато, как писал Твардовский, отборный, проявивший себя в труде и в битве с фашистской Германией во время Великой Отечественной войны.

Численность населения Иркутской области, по данным Всероссийской переписи населения 2002 г., составляла 2581,7 тыс. чел., включая Усть-Оррдынский автономный округ (135,3 тыс. чел.). Это составляло 1,9% населения Российской Федерации и около 30% населения Восточно-Сибирского экономического района. По численности населения область превосходит Республику Бурятия и Читинскую область, уступая Красноярскому краю (3,1 млн. чел.). В Сибирском Федеральном округе Иркутская область по численности населения занимает 5-ое место, по Российской Федерации — 14-е.

По текущему учету Иркутского областного статистического управления, численность населения области в 2004 г. со­ставляла 2560, 9 тыс. чел., по состоянию на 01.01.2005 г. — 2545,3 тыс. чел., на 01.01.2006 г. — 2526,7 тыс. чел., на 01.01.2007 г. — 2513,8 тыс. чел.

Численность населения области, как и других административных единиц, зависит от ряда факторов. В первую очередь — от показателей рождаемости и смертности, т. е. от естественного прироста — превышения рождаемости над смертностью. Это зависит от социально-экономических условий: материальной обеспеченности, жилищных условий, культуры, образования, занятости женщин на производстве, индустриализации, урбанизации. Во-вторых, от механического движения населения — въезда и выезда.

Увеличение численности населения области составляло : в 1959-1970 гг. на 17%, в 1970-1979 г. г. — 10%, в 1979-1989 гг. — 10,4%.

Рост численности населения области был связан, во-первых, с повышенным естественным приростом, т. е. превышением рождаемости над смертностью. Во-вторых, с притоком населения в связи с проводимой индустриализацией, когда понадобилось большое количество рабочей силы на великие стройки и работу заводов, предприятий.

Данные Всероссийской переписи населения 2010 г. показывают резкое снижение численности населения Иркутской области за последние 15 лет. Сравнивая результаты мы видим сокращение численности населения области на 243,2 тыс. человек, или на 8,6%.

Размещение населения. Размещение населения по территории Иркутской области не равномерное. Оно зависит от природных условий, их разнообразия, специфики, истории освоения и развития производительных сил.

Средняя плотность населения области состовляет 3,5 человека на один квадратный километр. Это в два с лишним раза ниже, чем Российской Федерации (8 чел/км2, например, в Новосибирской области — 13 чел/ км2, в Кемеровской — 29 чел/ км2.

Наиболее заселенной и освоенной территорией является южная, юго-западная часть области, примыкающая к Восточно-Сибирской железной дороге. Московскому тракту. Обжита притрактовая часть территории Иркутск-Качуг, занятая степными просторами Кудинских, Усть-Ордынских, Ользоновских, Баяндаевских, Хоготовских степей и лесостепей. Заселены Приангарские степи, долины рек, впадающих в Ангару. Увеличивается количество населения по железнодорожным веткам Тайшет-Лена, обживается западный участок Байкало-Амурской магистрали.

Слабо заселены северные районы области, где на 1 км2 не приходится и одного человека. Это Катангский, Казачинско-Ленский районы, часть Киренского, Усть-Кутского районов. В перспективе эти районы будут обживаться по мере освоения месторождений полезных ископаемых, которыми они богаты.

Национальный состав. Всероссийская перепись населения 2010 г. дала уточненные данные не только о численности и размещении населения, но и о национальном составе населения области. По ее результатам, в области проживали представители 140 разных национальностей.

На севере области живут малочисленные народы : эвенки (1431 чел., якуты (922 чел.). Тофалары (тофы) (723 чел.) проживают в Нижнеудинском районе Восточного Саяна.

Городское и сельское население. Иркутская губерния 1913 г. была сельскохозяйственной административной единицей Восточной Сибири. В городах тогда проживало 70 тыс. человек, или 10, 2% всего населения, а в сельской местности 617 тыс. человек, или 89,8%.

По Всероссийской переписи населения 2010 г. в Иркутской области в городах проживало 2047 тыс. человек, или 79,3%, в сельской местности, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, 534,1 тыс. человек, или 20,7%. По высокому удельному весу городского населения Иркутская область занимает первое место в Восточной Сибири, второе место в Сибири после Кемеровской области и двенадцатое по России. Высокий процент городского населения свойственен высокоразвитым индустриальным административным единицам России, какой стала Иркутская область на востоке страны.

Объясняется это быстрым развитием промышленности в области и миграцией населения из сельской местности в города. Приток населения в промышленные центры сопровождался ростом городов и рабочих поселков. Если до 1913 г. на территории Иркутской губернии было 7 городов, то сейчас их количество возросло до 22, поселков городского типа 55, сельских населенных пунктов 1503.

Общее количество населенных пунктов в области 1503, объединенных в 33 административных района. 55 поселковых совета и 365 сельских администраций, в том числе в Усть-Ордынском бурятском автономном округе 6 районов, 77 сельских администраций и 322 населенных пункта.

Половой состав. В половом составе населения области существует диспропорция. Численность женского пола превышает численность мужского. Как по области в целом, так и городскому и сельскому населению.

По переписи 1989 г. на каждую 1000 мужчин приходилось 1065 женщин. В переписи 2010года этот показатель вырос и составлял уже 1135 женщин на 1000 мужчин. В

г. Иркутске - составил 1205 женщин на 1000 мужчин, однако статистика показывает, что превосходство мужского пола над женским сохраняется до возраста в 41 г., но в дальнейшем утрачивает это преимущество за счет более высокой смертности, несчастных случаев, гибели в военных действиях. В возрасте старше трудоспособного женщин становится значительно больше, чем мужчин,

Средняя продолжительность жизни населения области с 1990 г., по данным статистики, снизилась на 5,8 лет и составила 61,5 лет, что ниже российского на 3,3 года. Мужчины в области живут 55 лет, женщины – 69,3 лет. В России соответственно — 58 лет и 72 года.

Трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы области составляют люди трудоспособного возраста от 16 лет до 55 (женщины) и до 60 (мужчины, а также подростки, пенсионеры, занятые в производстве. Наиболее работоспособными являются люди в возрасте от 25 до 50 лет. Трудовые ресурсы находятся в прямой зависимости от численности населения и его структуры. Важное значение в структуре населения имеют: возраст, пол, профессионализм, образование. Эти показатели определяют состав и спрос на использование трудовых ресурсов в хозяйстве области.

Население области и его естественный прирост не удовлетворяют потребности производства в рабочей силе. Поэтому Иркутская область, как и вся Восточная Сибирь, всегда ощущала недостаток в рабочей силе. Миграция населения в область во все времена была высокой. Трудоспособное население, прибывшее в область, находило работу в развивающейся промышленности.

Количество населения в Иркутской области с начала вступления ее в рыночные отношения сократилось в период с 1992 г. по 2006 г. на 280,9 тыс. человек.

Причина столь быстрого сокращения численности населения области состоит в том, что упал естественный прирост и увеличился выезд людей за пределы области.

Трудовые ресурсы с 1992 г. по 1998 г. практически не пополнялись. С 2000 г. они стали заметно расти в связи с развитием производства.

Занятость трудовых ресурсов по отраслям области, как и в целом по области по годам изменялась незначительно. Наибольшее количество трудовых ресурсов занято в промышленности. На втором месте - торговля, общественное питание, снабжение, заготовки, на третьем — транспорт.

В производственной сфере трудовые ресурсы в промышленности занимают 24,6%, в торговле и общественном питании — 16,7%, транспорте и связи — 9,3%, в сельском хозяйстве — 8,1%, строительстве — 6,1%. Меньше всего в лесном хозяйстве — 0,7%.

Из данных показателей следует: по области численность безработных увеличилась в три с лишним раза, по УОБАО — почти в 10 раз. Связано это с сокращением рабочих мест на предприятиях и закрытием некоторых из них. В сельской местности — с роспуском совхозов, расчленением колхозов и ликвидацией части из них.

У малочисленных народов области, эвенков, среднедушевой доход низок— 65-70% от потребностей, плохие жилищные условия, высокая степень заболеваемости. Все это требует большого внимания и заботы. Не в лучших условиях находятся тофы, проживающие в тайге Восточного Саяна.

Трудовое население Иркутской области нуждается в улучшении материального состояния, заботы и внимания, без чего нельзя ждать заметного повышения естественного прироста.

Буряты, или буряад — самый северный монгольский народ, коренной народ Сибири, ближайшими родственниками которых, согласно последним генетическим исследованиям, являются корейцы. Буряты отличаются своими древнейшими традициями, вероисповеданием и культурой.

История

Народ образовался и освоился в районе озера Байкал, где сегодня расположена этническая Бурятия. Ранее территория носила название Баргуджин-Токум. Предки этого народа курыканы и байырку начали осваивать земли по обе стороны Байкала, начиная с 6 века. Первые заняли Предбайкалье, вторые заселили земли к востоку от Байкала. Постепенно, начиная с 10 века эти этнические общности начали взаимодействовать более тесно друг с другом и к периоду создания Монгольской империи образовали единую этническую группу под названием баргуты. В конце 13 века по причине междоусобных войн баргутам пришлось покинуть свои земли и уйти в Западную Монголию, в 15 веке они перешли в Южную Монголию и стали частью юншиэбуского тумена монголов. На свою родину баргу-буряты вернулись только в 14 веке, после того, как часть восточных монголов двинулась на запад к землям ойратов. Позже на них стали нападать халхи и ойраты, в результате часть баргу-бурят оказалась под влиянием халхаских ханов, часть вошла в состав ойратов. В этот период началось завоевание бурятских земель Русским государством.


Буряты подразделяются на этнические группы:

Все они населяли территории этнической Бурятии в 17 веке. В конце 17 и начале 18 века из других регионов Внутренней Азии к ним переселилась этническая группа сонголы.

Со второй половины 17 по начало 20 века существовали этнотерриториальные группы бурят, которые также подразделялись в зависимости от места проживания.

баргуты (буряты) Цинской империи:

  • старые баргуты или чипчин
  • новые баргуты

забайкальские буряты, проживающие в Забайкальской области:

  • хоринские
  • баргузинские
  • агинские
  • селенгинские

иркутские буряты, проживающие в Иркутской области:

Где живут

Сегодня буряты населяют земли, где исконно проживали их предки: Республику Бурятия, Забайкальский край России, Иркутскую область и округ Хулун-Буир, расположенный в автономном районе Внутренней Монголии Китайской Народной Республики. В странах, где проживают буряты, они считаются отдельной самостоятельной национальностью или одной из этнических групп монголов. На территории Монголии буряты и баргуты поделены на разные этнические группы.

Численность

Общая численность населения бурят составляет около 690 000 человек. Из них примерно 164 000 проживают на территории КНР, 48 000 — в Монголии и около 461 389 — в Российской Федерации.

Название


Религия

На вероисповедании бурятов отразилось влияние монгольских племен и период Российской государственности. Изначально, как и многие монгольские племена, буряты исповедовали шаманизм. Этот комплекс верований еще называют пантеизм и тенгрианство, а монголы в свою очередь называли его хара шашын, что переводится черная вера.

В конце 16 века в Бурятии стал распространяться буддизм, а с 18 века стало активно развиваться христианство. Сегодня на территории проживания бурят существуют все эти три религии.


Буряты всегда особенно относились к природе, что отразилось и на их древнейшей вере — шаманизме. Они почитали небо, считали его верховным божеством и называли Вечное Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Природу и ее силы — воду, огонь, воздух и солнце они считали одушевленными. Ритуалы проводили на открытом воздухе у определенных объектов. Считалось, что так можно достичь единства между человеком и силами воздуха, воды и огня. Ритуальны праздники в шаманизме называются тайлаганы, их проводили недалеко от озера Байкал, в местах, которые особо почитались. Буряты воздействовали на духов через жертвоприношение и соблюдение особых традиций и правил.

Шаманы были особой кастой, в них сочеталось сразу несколько характеристик: сказители, целители и манипулирующие сознанием психологи. Стать шаманом мог только человек с шаманскими корнями. Их обряды очень впечатляли, иногда посмотреть на них собиралось большое количество людей, до нескольких тысяч. Когда в Бурятии начали распространяться христианство и буддизм, шаманизм стал притесняться. Но эта древняя вера глубоко залегла в основу мироощущения бурятского народа и не может быть полностью уничтожена. По сей день сохранились многие традиции шаманизма, а духовные памятники и сакральные места являются важной частью культурного наследия бурят.


Буряты, проживающие на восточном берегу, начали исповедовать буддизм под влиянием живущих по соседству монголов. В 17 веке в Бурятии появилась одна из форм буддизма — ламаизм. Буряты привнесли в ламаизм атрибуты древней веры шаманизма: одухотворение природы и природных сил, почитание духов-хранителей. Постепенно в Бурятию пришла культура Монголии и Тибета. На территорию Забайкалья были привезены представители этой веры, которые назывались ламы, открылись буддийские монастыри, школы, развивалось прикладное искусство и выпускались книги. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, который признал ламаизм одной из официальных религий на территории Российской империи. Был официально утвержден штат из 150 лам, которых освободили от уплаты налогов. Дацаны стали в Бурятии центром развития тибетской медицины, философии и литературы. После революции 1917 года все это прекратило свое существование, дацаны разрушили и закрыли, лам репрессировали. Возрождение буддизма снова началось только в конце 1990-х годов, и сегодня Бурятия является центром буддизма в России.

В 1721 году в Бурятии была создана Иркутская епархия, с которой началось развитие христианства в республике. У западных бурят стали распространены такие праздники, как Пасха, Ильин день, Рождество. Христианству в Бурятии сильно препятствовала приверженность населения к шаманизму и буддизму. Российские власти решили повлиять на мировоззрение бурят посредством православия, началось строительство монастырей, власти использовали и такой метод, как избавление от налогов при условии принятия православной веры. Браки между русскими и бурятами начали поощряться, и уже в начале 20 века из всего населения бурят 10% были метисами. Все усилия властей не прошли даром и в конце 20 века было уже 85 000 православных бурят, но с началом революции 1917 года христианская миссия была ликвидирована. Деятели церквей, особенно самые активные, были сосланы в лагеря или расстреляны. После Второй мировой войны некоторые православные храмы были возрождены, но официально православная церковь была признана в Бурятии только в 1994 году.

В результате эпохи глобализации в 2002 году бурятский язык был занесен в Красную книгу как вымирающий. В отличие от других монгольских языков, бурятский имеет ряд фонетических особенностей и делится на группы:

  • западнобурятская
  • восточнобурятская
  • старобаргутский
  • новобаргутский

и диалектные группы:

  • аларо-туникская, распространена к западу от озера Байкал и делится на несколько диалектов: унгинский, аларский, закаменский и тункино-окинский;
  • нижнеудинская, этот диалект распространен на западных территориях проживания бурят;
  • хоринская, распространена к востоку от озера Байкал, говорит на ней большинство бурят, проживающих в Монголии, и группа бурят в Китае. Делится на диалекты: североселенгинский, агинский, тугнуйский и хоринский;
  • селегинская, распространена на юге Бурятии и делится на диалекты: сартульский, хамниганский и сонгольский;
  • эхирит-булагатская группа преобладает в Усть-Ордынском округе и территориях Прибайкалья. Диалекты: баргузинский, боханский, эхит-булагатский, байкало-кударинский и ольхонский.

Буряты пользовались старомонгольской письменностью до середины 1930-х годов. В 1905 году ламой Агваном Доржиевым была разработана письменность под названием вагиндра. Стоит отметить, что буряты являются единственным коренным народом Сибири, который владеет литературными памятниками и основал собственные исторические письменные источники. Они получили название бурятские летописи и были написаны в основном в 19 веке. Буддийские наставники и священнослужители после себя оставили богатое духовное наследие, свои труды, переводы по буддийской философии, тантрическим практикам, истории и тибетской медицине. Во многих дацанах Бурятии были типографии, в которых ксилографическим способом печатались книги.


Жилище

Традиционным жилищем бурят является юрта, которую многие монгольские народы называют гэр. У этого народа были переносные юрты, сделанные из войлока, и юрты из дерева, которые строились на одном месте.

Дверь в юрту всегда устанавливалась на южной стороне. Внутри помещение делилось на две половины: правая была мужской, левая женской. По правую сторону юрты, принадлежавшей мужчине, на стене висели лук, стрелы, сабля, ружье, сбруя и седло. На левой стороне были расположены кухонные принадлежности. Посередине жилища расположен очаг, вдоль стен стояли лавки. По левую сторону стояли сундуки и стол для гостей. На против входа была полка с онгонами и бухранами — буддийскими скульптурами. Перед жилищем буряты устанавливали коновязь (сэргэ), которая была выполнена в виде столба с орнаментом.

Переносные юрты обладают небольшим весом, их легко собирать и разбирать, благодаря конструкции. Это было очень важно для кочевых бурят, которые переходили с места на место в поисках пастбищ. В зимний период в очаге разводили огонь для отопления жилья, летом его использовали в качестве холодильника. Решетчатый остов переносной юрты покрывали войлоком, пропитанным для дезинфекции смесью соли, табака или кислого молока. Сидели буряты вокруг очага на стеганом войлоке.

В 19 веке богатые буряты начали строить избы, которые заимствовали у русских переселенцев. Но в таких избах сохранялось все убранство элементов национального жилища бурят.


В кухне бурят всегда важное место занимали продукты животного и животно-растительного происхождения. Заготавливали впрок кислое молоко (курунга) особой закваски и сушеную спрессованную творожистую массу. Пили буряты зеленый чай с молоком, в который добавляли соль, сало или масло, готовили алкогольный напиток из перегонки курунги.

В бурятской кухне значительное место занимает рыба, травы, специи и ягоды земляника и черемуха. Очень популярное блюдо национальной кухни — копченый байкальский омуль. Символом бурятской кухни является бууза, которое русские называют позы.


Одежда

У каждого бурятского рода есть своя национальная одежда, которая отличается большим разнообразием, особенно у женщин. У забайкальских бурят национальная одежда дэгэл — вид кафтана, пошитого из выделанной овчины. Наверху на груди опушенная вырезка треугольной формы. Опушены и рукава, суженные у кисти. Мех для опушения использовали разный, иногда очень ценный. В талии кафтан стягивали ременным кушаком. На него подвешивали нож и принадлежности для курения: кисет с табаком, огниво и ганзу — маленькую трубку из меди с коротким чубуком. В нагрудной части дэгэла вшивались 3 полосы разного цвета: внизу желто-красная, в середине черная и наверху разнообразные: зеленые, белые, синие. Первоначальным вариантом были желто-красные, черные и белые вышивки.

В непогоду сверху дэгэла надевали сабу, это вид шинели с большим воротником из меха. В холода, особенно если буряты шли в дорогу, они надевали широкий халат даха, который шили шерстью наружу из выделанных шкур.

Летом дэгэл иногда заменяли кафтаном из сукна такого же кроя. Часто в Забайкалье летом носили халаты, которые шились у бедных бурят из бумажной материи, у богатых из шелка.


Штаны буряты носили длинные и узкие, пошитые из грубой кожи, рубашку шили из синей ткани. Зимой в качестве обуви носили унты из кожи ног жеребят, весной и осенью надевали сапоги с заостренным вверх носком, которые называются гуталы. Летом носили вязаную из конских волос обувь, с кожаными подошвами.

В качестве головных уборов женщины и мужчины носили шапки круглой формы с небольшими полями и красной кисточкой наверху. Цвет и детали убора имеют свой смысл и символику. Остроконечный верх шапки является символом благополучия и процветания, серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки символизирует солнце, которое освещает всю Вселенную своими лучами. Кисти обозначают лучи солнца. Развевающийся на верхушке шапки залаа означает непобедимый дух и счастливую судьбу, узелок сомпи символизирует крепость и прочность. Буряты очень любят синий цвет, для них он является символом вечного и синего неба.

Женская одежда от мужской отличалась вышивкой и украшениями. Женский дэгэл кругом оторачивается сукном синего цвета, наверху в области спины он украшен вышивкой в виде квадрата. На дэгэл нашиваются украшения из медных и серебряных пуговиц и монет. Женские халаты состоят из пришитой к юбке короткой кофты.

В качестве причесок девушки носят косички, заплетают их в количестве от 10 до 20 и украшают большим количеством монет. На шее женщины носят золотые или серебряные монеты, кораллы, в ушах — серьги огромных размеров, которые поддерживаются перекинутым через голову шнуром. Сзади ушей надевают подвески полты. На руках носят медные или серебряные бугаки — браслеты в виде обручей.

Мужчины, принадлежащие к духовному званию, подстригали волосы на передней части головы, сзади носили косичку, в которую часто вплетали конские волосы для густоты.


Жизнь

Буряты делились на кочевых и оседлых. В основе хозяйства было скотоводство, держали обычно 5 видов животных: баранов, коров, верблюдов, коз и лошадей. Занимались и традиционными промыслами — рыболовством и охотой.

Буряты занимались переработкой шерсти, шкур и сухожилий животных. Из шкур шили постельные принадлежности, шорные изделия и одежду. Из шерсти изготавливали войлок, материалы для одежды, головных уборов и обуви, матрасы. Из сухожилий делали ниточный материал, который применяли при изготовлении веревок и луков. Из костей производили игрушки и украшения, применяли при изготовлении стрел и луков.

Мясо использовали для приготовления продуктов питания, перерабатывали его по безотходной технологии, делали деликатесы и колбасы. Селезенка животных использовалась женщинами при шитье одежды в качестве клейкого материала. Из молока производили различные продукты.


Культура

Фольклор бурят состоит из нескольких направлений:

  • легенды
  • улигеры
  • шаманские призывания
  • мифы
  • поговорки
  • сказки
  • загадки
  • легенды
  • пословицы
  • культовые гимны

Музыкальное творчество представлено различными жанрами, некоторые из них:

  • эпические сказания
  • танцевальные песни (особенно популярен танец-хоровод ёхор)
  • лирические обрядовые

Буряты поют различные песни лирического, бытового, обрядового, застольного, хороводного и плясового характера. Песни-импровизации называются у бурят дуунууд. Ладовая основа относится к ангемитонной пентатонике.


Традиции

Единственный государственный праздник в Республике Бурятия, когда все население отдыхает официально, это первый день Нового года по Лунному календарю — праздник Белого месяца под названием Сагаалган.

Отмечают в Бурятии и другие праздники в соответствии с религиозными и национальными традициями:

  • Алтаргана
  • Сурхарбан
  • Ёрдынские игры
  • День древнего города
  • День Улан-Удэ
  • День Байкала
  • Гуннский Новый год
  • Зура Хурал

По традиции буряты приглашают близких соседей на свеженину, когда режут барана, быка или коня. Если сосед не мог прийти, хозяин отправлял ему куски мяса. Дни перекочевок тоже считаются торжественными. По этому случаю буряты готовили молочное вино, резали баранов и устраивали гулянья.


Дети занимают важное место в жизни бурят. Всегда почиталась многодетность. Родители, у которых много детей пользуются большим почтением и уважением. Если в семье не было детей, это считалось наказанием свыше, остаться без потомства, означает прекращение рода. Если бурят умирал бездетным, говорили, что потух его огонь. Семьи, в которых дети часто болели и умирали, обращались к шаманам и просили их стать крестным отцом.

С малых лет детей учили знанию обычаев, родного края, традиций дедов и отцов, старались привить им трудовые навыки. Мальчиков учили стрелять из лука и ездить верхом, девочек учили заботиться о малышах, носить воду, разжигать огонь, мять ремни и овчину. С ранних лет дети становились пастухами, учились переживать холод, спали под открытым небом, ходили на охоту и сутками находились при стаде.

Читайте также: