Сообщение о малом народе дальнего востока

Обновлено: 05.07.2024

Нанайцы принадлежат к коренным народам Дальнего Востока. Эта малочисленная народность принадлежит к байкальскому антропологическому типу, что роднит нанайцев с рядом соседних племён их региона. Современные представители этого этноса проживают на территории России и Китая, на берегах реки Амур и её притоков Сунгари и Уссури, в Сахалинской области, в Приморском и Хабаровском крае.

Нанайцы сохранили удивительные особенности старинной культуры. Конечно, современный уклад жизни нанайцев значительно отличается от быта их предков, но и сегодня можно заметить самобытные черты культуры этого народа. Кто же они – загадочные нанайцы?

История названия нанайцев

Название нанайцев представляет собой интересное сочетание слов. “На” означает “земля”, а “най” – “человек”. Если дословно перевести его, получим “человек земли”, и именно так народ указывал свою принадлежность к определённой территории. В старину нанайцев также называли словом “гольд”. В Китае же народ этот нередко именуют “хэчже”. Что примечательно, самоназвание нанайцев различается в зависимости от местности проживания.

Так, например, племена, населяющие нижнее течение Амура, называют себя “нани”, а вот жители верховьев реки именуют себя на китайский манер “хэджени”. О жизни нанайцев до появления русских известно совсем мало. С приходом в их край землепроходцев в старинных источниках появляются сведения об “ачанах” и “натках”, под которыми подразумевались нанайцы.

Нанайцы в XIX веке, фото из путешествия Уильям Генри Джексона, 1895 год Местонахождение: Университет Бригама Янга, Прово, Юта, США

Нанайцы в XIX веке, фото из путешествия Уильям Генри Джексона, 1895 год
Местонахождение: Университет Бригама Янга, Прово, Юта, США

Нанайская одежда

Традиционная культура нанайского народа ярко проявляется в национальной одежде и ремёслах. Свои наряды нанайцы изготавливали из шкур, крапивных волокон, рыбьей кожи. Нарядные вещи шили из шёлка и парчи, которую привозили в регион иностранные купцы.

И сегодня можно увидеть традиционный наряд нанайцев в их крае. Он состоит из кимонообразного халата, что запахивается на правую сторону, тёплых штанов, невысокой обуви. В тёплые летние дни халат заменяли безрукавкой кандял.

Согбома ота – национальная нанайская обувь, сшитая из рыбьей кожи. Она отличается теплотой и прочностью. В зависимости от типа кроя обувь нанайцев можно разделить на тунгусскую или амурскую.

Женский наряд не слишком отличался от мужского. Халат у нанайских красавиц был немного длиннее мужского варианта этой одежды. Кроме того, женщины должны были носить специальные нагрудники, что выкраивались в дополнение к брюкам. Незамужние девушки носили высокие нагрудники, а вот замужние дамы подвязывали их лишь до нижней части груди – чтобы было удобно кормить младенцев.

Деятельность и нанайский быт

Среди традиционных занятий важное место занимали рыболовство и охота, что помогали нанайцам выжить в непростых условиях их родного края. Чаще всего в охоте использовали ямы (для крупного зверя) и засеки. Во время охоты на медведя применяли петли из шкуры лося.

Значительную роль в жизни нанайцев занимали собаки. Причём сейчас я имею в виду не столько использование упряжек или помощь четвероногого компаньона на охоте, сколько почитание этого животного. В местных мифах образ собаки нередко связывался с женской ипостасью. Даже в шаманских традициях собаке уделяется особое место. Это – помощник шамана в общении с миром духов.

В зависимости от предназначения нанайцы строят два типа жилища. Различают сезонные и постоянные постройки. В старину такие жилища должны были обязательно располагаться неподалёку от источника воды. В древности у нанайцев были распространены землянки и полуземлянки.

В наше время часто встречается дом хагдун. В качестве стен для него использовали жерди, что покрывали камышом и тальником. Главной частью дома была отопительная лежанка накан. Посетив нанайское жилище, именно по этой конструкции можно было определить, сколько человек проживает здесь.

Хагдун, фото из путешествия Уильям Генри Джексона, 1895 год

Хагдун, фото из путешествия Уильям Генри Джексона, 1895 год

Если кратко сформулировать принцип нанайских хозяек, получим: “Еда должна быть сытной и вкусной”. Это очень верно, поскольку в условиях долгой и морозной зимы крайне важно насытить организм, что вынужден противостоять холодам. Для приготовления блюд используют рыбу, мясо, бобовые, картофель. Из-за климатических особенностей нанайцы практически не выращивали пшеницу, а потому в прежние времена выменивали муку на пушнину.

Конечно, основным продуктом в нанайской кухне является рыба. Её вялят, жарят, солят, замораживают. В сыром виде нанайцы используют в качестве добавки к блюдам головы отдельных видов рыб, костный мозг, печень, почки.

Верования нанайцев

Сегодня большинство нанайцев исповедуют христианство, однако традиционные верования ещё сохранились на их землях. Считается, что связующим звеном между людьми и духами выступают шаманы. Эти люди не просто обладают необыкновенными способностями – они могут поддерживать общение с божествами и влиять на животных, явления природы, погоду. Нанайские шаманы разделяются на несколько категорий, что определяется их функциями:

Нанайцы – древний народ с удивительной самобытной культурой, сохранившейся до наших дней. Они по-прежнему придерживаются старинных верований. Многие нанайцы и сегодня пользуются услугами шаманов, надевают национальную одежду, готовят традиционные блюда, а значит, их обычаи продолжают жить – даже через много веков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Направление работы: история и краеведение

Тема: Малочисленные народы Дальнего Востока. Нанайцы

Автор: Осипова Наталья

Научный руководитель: Иванова Наталья Николаевна

Место выполнения работы: г. Хабаровск, Восточное шоссе, д 8, КГКОУ ШИ 4

Я дальневосточница, потому что родилась и живу на Дальнем Востоке. Я люблю свой край, люблю людей, общаюсь со всеми одноклассниками. Среди моих друзей есть нанайцы. Мне очень захотелось больше узнать о жизни их бабушек, прабабушек, дедушек и прадедушек. семьей, все дружим. Я решила узнать о нанайцах как можно больше. А узнать надо много. Меня интересовало многое. Я замечала, что в школьной столовой Илья Бельды не все блюда ест. Он сказал, что они с бабушкой любят рыбные блюда. Я заинтересовалась нанайскими блюдами . Учитель посоветовала начать поиск информации со слова нанайцы. Узнать историю возникновения слова. Обратилась к википедии.

Задачи исследования:

узнать, откуда возникло слово нанайцы;

в каких жилищах они жили;

С большим удовольствием я взялась за работу. Затем взяла интервью у бабушки И.З. Бельды. Посетила краеведческий музей, где увидела обувь нанайцев, халаты, тапочки, лодочку-берестянку, посуду и многое другое. Работала с книгами, искала информацию о коренных народах Амура. Было повторное интервью у И.З. Бельды. Я попросила ее показать изделие из рыбьей кожи-тапочки. Какая красивая, мягкая обувь!

Мы с классом в музее, в этнографическом отделе

hello_html_m7d5a1712.jpg

1 Откуда возникло слово нанайцы

Хабаровский край! Он почти бесконечный,

Живая частица ушедших времен,

Той жизни суровой, неспешной и вечной

Великих народов и малых племен

Карта моего края

hello_html_65ea440.jpg

Играют в Амуре лосось и калуга,

И зреет в распадках лесной виногра

Амур-батюшка

hello_html_m2fa5de5c.jpg

2 Места проживания нанайцев

Нанайцы проживают в Даде, Сикачи-Аляне, Джуене, Ачане, Троицком, Синде, Маяке, Иннокентьевке, Верхнем Нергене.Это их национальные села. Раньше там находились стойбища их предков, а сейчас современные села.

Нанайцев мало, поэтому называют их малочисленным народом. По итогом Всероссийской переписи населения 2010г. в Хабаровском крае среди населения коренных и малочисленных народов больше всего нанайцев-почти 12 тысяч. Национальных сел мало.

Дада-нанайское национальное село. Население-397ч (2018г.) В Даде есть школа, детский сад, фельдшерский пункт. Село расположено на берегу Амура. Кругом лес. Живут в нем , в основном нанайцы рода Бельды. Село Джонка –национальное село, население 1144человека. В Верхнем Нергене население 505человек. Есть и Нижний Нерген, там в детстве жил нанайский писатель Григорий Ходжер. Районный центр-с.Троицкое. Это очень большое село, в нем проживает свыше 15 тысяч, а это очень много. Там есть дома и кирпичные, и деревянные. Есть большая школа, в которой учатся дети разных национальностей. Все они дружат, как мы дружили с Ильей Бельды. Сейчас они с бабушкой переехали в Троицкое, потом что там у них много родственников

3 В каких жилищах жили нанайцы

Фанза-зимнее жилище нанайцев. Строилась из жердей, тростника. Внутри фанзы вкапывали бревна, чтобы крыша не провалилась.Фанзу обмазывали глиной. Крышу накрывали корой деревьев. Никаких перегородок в фанзе не было. Просто одна комната.. Внутри очаг. Очаг не печка с трубой, а наподобие печи, но из камней. В очаг вмазывался котел,, в котором варили еду для людей и собак. От очага проложены деревянные трубы, по которым проходил дым. Дым выходил на улицу Очаг дымил, в фанзе было очень дымно

Внутри фанзы были каны. Каны-это настилы из жердей Под канами теплые деревянные трубы, обычно полые стволы деревьев.На канах спали, сидели,играли дети, потому что там было тепло. Пол в фанзах был земляной и зимой внизу было очень холодно. Зимой на канах сидели, ели, рассказывали сказки, шили, вышивали. Там же хранили одежду. А летом в фанзах было прохладно, там укрывались от солнца.

Жилища нанайцев были возле воды, потому что им было удобно выезжать на рыбалку, за дровами, вести наблюдения за Амуром. У нанайцев были враги-торговцы-китайцы. Нанайцы их боялись и убегали в лес, увидев их большие лодки. Нанайцы возле фанз строили амбарчики на сваях. В амбарчиках хранили крупу, муку, сети, копья, луки, охотничью одежду, обувь. Амбарчики стояли на сваях, чтобы мыши не съели не попортили продукты питания, одежду Женщинам запрещалось заходить в амбары. Это было плохой приметой.

Хомараны-это летние жилища. Их строили как шалаш. В них не было очага. Там спали, когда выезжали на рыбалку. Спали на хвойных ветках. А еду варили в котлах на костре

Хомараны строились на косах, возле воды. Рядом находились лодки, оморочки. Возле хомаранов строились сушильни. На них вывешивалась для сушки рыба. Сушеная рыба-юкола. Ее ели в сухом виде, с юколой варили суп. В дождливую погоду невозможно было высушить рыбу. Нанайцы знали. Что без юколы они зимой будут голодать

Стойбище нанайцев. Фанза и амбарчики на берегу Амура

Так выглядело стойбище нанайцев В стойбище могло быть 2-3 фанзы. Были и большие стойбищаиз 10-20 фанз. Обычно в больших стойбищах торговцы размещали свои лавки. Лавки это магазины торговцев. Торговцы имели работников. Работниками были бедные нанайцы, у которых не было даже собак. Торговцы их били и плохо кормили. В больших стойбищах жили шаманы. Почти все шаманы были богатыми. Они дружили с торговцами. Когда страшные болезни посещали стойбище, то вымирало почти все население стойбища. Это очень страшно.

Обязательно в стойбище были амбары, потому что не было у нанайцев шкафов, холодильников. Все хранили в амбарах. Еще в стойбищах было много собак. Собаки были нужны нанайцам.

Их брали на охоту, на них перевозили груз, ездили люди. Собак запрягали в нарты. А нарты нанайцы делали сами. Нарты-это большие санки, но из дерева. Когда собаки уставали и не могли бежать, люди сами впрягались в нарты и везли груз. Часто везли груз женщины, дети Им было очень тяжело, но они везли, помогали своим кормильцам-мужчинам.

Поэтому у них болели ноги, руки, вырастали горбики. Школ в стойбищах не было. Все население было безграмотным. Больниц не было. Очень часто стойбища посещали страшные болезни. Докторов не было, помочь некому. Люди бросали стойбища и убегали подальше куда-либо. В стойбищах оставались больные и собаки. Страшными болезнями нанайцы заражались от торговцев-китайцев. Очень много стойбищ занесло песком, на месте стойбищ вырос лес. Такой страшной была жизнь бедных нанайцев очень много лет назад. Но они выжили, сохранили свои сказки, загадки, промыслы. Сейчас во всех х поселениях есть школы, больницы. Поселения называют не стойбищами, а селами. Живут нанайцы культурно, дети учатся в школах.

4 Занятия нанайцев, промыслы

Хозяйственная деятельность нанайцев была разнообразной. Об этом я узнала, побывав на экскурсии в краеведческом музее, в этнографическом отделе. Охота и рыбалка-промыслы нанайцев. Неужели люди земли забыли свои промыслы?

Чтобы прокормиться, нанайцы ловили рыбу, добывали больших зверей, птиц, т.е. занимались рыболовством и охотой. Но никогда не охотились на амбу-тигра. Это было запрещено. Для охоты на кабанов, медведей, лосей нанайцы не покупали, а сами делали копья, луки, стрелы. Рыбу добывали сетями, амгой-махалкой, большими сетями-неводами. Женщины и дети тоже ловили рыбу, сушили ее, делали юколу. Еще женщины и дети собирали в лесу черемшу и лук. Женщины мяли и скоблили рыбью кожу и из нее шили одежду и обувь для всей семьи. Если в семье погибал кормилец, женщина заменяла его. Она охотилась и рыбачила, являлась добытчицей-кормилицей.

Нанайки-мастерицы. Они любили и любят вышивать. Национальная одежда нанайцев-женский халат. Женщины вышивали орнаменты разноцветными нитками и бисером. Нитки и бисир обменивали у купцов –китайцев за шкурки лис, выдр, соболей. Халаты были праздничные и рабочие. Рабочие халаты шили из рыбьей кожи, а праздничные из материала. Праздничные халаты берегли, потому что материал на халат тоже обменивали у купцов. Купцы обманывали нанайцев, отбирали за долги все хорошее, что находили в их фанзах: праздничные халаты, новые котлы, новые тапки, меха.

В настоящее время национальные промыслы сохранились. Это любимые занятия нанайцев. Появились ружья, капканы, современные сети, неводы. Нанайцы ловят рыбу на катерах неводами. На охоте не мерзнут, так как имеют теплые вещи.

Женский праздничный халат. Это традиционная нанайская одежда. Изготавливали халаты из рыбьей кожи. Потом стали шить халаты из тканей, которые покупали у торговцев. Халаты были без пуговиц, распашными. Халаты украшались вышивками по низу, вышивкой украшали рукава.

Халаты были рабочими, праздничными, ритуальными. Халаты были мужскими, женскими, детскими. Мужские халаты были не такими яркими, как у женщин и детей. Одежда была праздничной, повседневной. Праздничную одежду украшали бисером, ракушками, монетами. Все это нанайцы покупали у торговцев очень дорого за мех лисы, соболя. Отцы брали у торговцев все эти украшения в долг. Долги были очень большими, передавались от отца к сыну и так всю жизнь. Длинными зимними вечерами женщины при свете жирников вышивали одежду. Рабочие халата тоже вышивали, но бисером не украшали. Узоры напоминали реки, озера, птиц, животных. Все узоры брали из жизни.

А когда в стойбище приезжал шаман, то люди одевали другие халаты, они были тлько из рыбьей кожи, с другой вышивкой. Так было положено у нанайцев. Вышивали иной мир, мир ушедших.

hello_html_884a90.jpg

Орудия промысла: лук, стрелы, копье

hello_html_m4398df1e.jpg

Олочи-обувь из рыбьей кожи

Такую обувь носили прадедушки и прабабушки современных нанайцев. Кожу осторожно снимали с рыбы. Затем сушили в проветриваемых местах. Мяли и руками, и деревянными приспособлениями-мялками. Кожа становилась мягкой и не рвалась, как бумага. Становилась прочной. Мастерицы выкраивали обувь по размеру ноги. Обувь у нанайцев была с острыми носами. В обувь набивали траву, чтобы ноги не мерзли. Траву специальную, а не какую попало.

Чтобы обувь не спадала, ее перевязывали завязками. Украшали обувь орнаментом. Конечно, обувь была не совсем прочной, рвалась. Шили обувь не нитками, а сухожилиями из диких животных-сохатых, оленей. Иглы были на вес золота-дорогими. Покупали у торговцев-китайцев за меха.

Обувь шили еще из ровдуги. Ровдуга- выделанная мягкая кожа диких животных-сохатого, оленя.

Чтобы кожа стала мягкой, ее долго-долго мяли, смачивая специальным раствором. На выделку кожи уходило много времени и сил. Потом у женщин сильно болели руки, глаза. Выделка кожи было женским ремеслом, а не мужским. Мужчины-кормильцы, а женщины-хранительницы домашнего очага, рукодельницы. Из ровдуги шили верхнюю одежду. Одежда из ровдуги очеь теплая. Позволить такую одежду могли богатые нанайцы, а бедные мерзли зиму в зимних халатах и в олочах из рыбьей кожи. Свою ровдугу они отдавали богатым за долги, обычно за муку, крупу.

Богатые расшивали свою зимнюю одежду мехом. Рукавицы у них были из ровдухи, а внутри рукавиц был мех или лисы, или зайца.

Тигр(амба)-священное животное нанайцев.

hello_html_53d0fe44.jpg

Амба-священное животное. Амбу никогда не убивали нанайцы. Они считали его хозяином тайги.

5 Любимые блюда нанайцев..

Нанайцы очень любят рыбу. Тала, полынный суп-любимые блюда нанайцев. Самое любимое блюдо тала Ее любили предки нанайцев, любят и современные нанайцы Тала готовится из свежей сырой рыбы. Очень важно нарезать рыбу тонкими ленточками. Добавляется соль, черемша, дикий лук и перец Нанайцы собирали голубику, клюкву, смородину, заготавливали целебные корни Из ягод черемухи пекли лепешки Мясо лосей, кабанов вялили, как рыбу А еще они часто пили боду Бода-нанайский чай Варилась жидкая каша из риса или пшена на воде В эту кашку добавляли сушеную икру кеты А еще варили нанайцы суп из полыни с добавлением рыбы Чоло-уха, варят с приправой черемши, дикого лука Пиарма-тала из замороженной рыбы, добавляют перец Солима- еда современных нанайцев. В мелко нарезанный хлеб добавляется ягода и сахар, все перемешивается Рыбу нанайцы заготавливали очень много, чтобы не голодать Вот такие вкусные национальные блюда людей земли! А еще нанайцы любят юколу. Звучит слово интересно. О юколе рассказал мне Илья Бельды, мой одноклассник. Юкола-сушеная рыба: кета, сазан, толстолоб. Хозяйки резали рыбу нетолстыми пластами. А вот почему нетолстыми? Да потому, что толстые пласты сырой рыбы не просушатся на солнце, а к зиме такая рыба начнет гнить. Пласты рыбы развешивали на сушильнях, на улице, в местах, продуваемых ветром. Хозяйки пере ворачивали рыбу для просушки. Рыбу эту не солили. Юкола-вяленая рыба без соли, основная еда охотников-нанайцев.Ее брали на охоту, ели, чтобы насытится, запивая горячим чаем. Юколу резали небольшими кусочками и бросали в котел, где варилась каша, юколу добавляли в суп. Ничего от рыбы хозяйки не выбрасывали. Рыбный костяк они скармливали собакам, а в голодные дни ели сами. Еще у нанайцев до сих пор лакомством считается ягода с юколой, залитая рыбьим жиром. Нанайцы много заготавливают ягоды: жимолости, голубицы, морошки, брусники. Ягоду едят, полив рыбьим жиром. Рыбий жир многие готовят впрок, разливают в бутыли. А рыбий жир вытапливают из внутренностей рыбы. Рыбий жир употребляют при болезнях, смазывают поврежденную кожу, просто употребляют как масло. Я не пробовала, но Илья мне сказал, что очень вкусно. Но не надо думать, что мясо нанайцы не едят. Они любят мясо. Сейчас у всех холодильники, а раньше холодильников не было. Добудет охотник-нанаец мясо, а чтобы оно не испортилось, охотник полосами нарезал мясо и без соли его коптил, мясо обволакивалось дымом. Процесс копчения занимал несколько дней. Коптили и в дождь, но под навесами. Навесы, типа крыш, охотники делали из коры деревьев. Копченое мясо ели для утоления голода, запивая чаем. Варили супы, добавляли в кашу. Современные нанайцы сохранили рецепты приготовления национальных блюд. На национальных праздниках нанайцы охотно делятся рецептами приготовления национальных блюд. В семьях рецепты передаются от старших. По-прежнему нанайцы считают самой главной едой своего народа-рыбу. Рыбу ловят в реках,озерах. Но сейчас нанайцы рыбу еще и солят, потому что соли сейчас очень много, а очень давно соль можно было купить у торговцев-китайцев за пушнину очень дорого. Талу едят не только с черемшой, но и с соусами, которые покупают в магазинах. Но многие нанайцы едят талу как ели их прабабушки и прадедушки, с черемшой, диким луком. Говорят, что так вкуснее и полезнее. Еще немного расскажу о целебных напитках нанайцев. Я узнала от бабушки, что нанайцы лечили многие болезни березовым грибом-чагой. Этот нарост на березе нанайцы срезали или срубали. Чем больше гриб, тем он целебнее. Гриб темно-коричневого цвета, сверху черный и сухой. Его мыли, замачивали, чтобы стал мягче и нарезали мелкими кусочками. Измельченный гриб заливали теплой кипяченной водой на сутки. Потом процеживали. Таким настоем лечили болезни желудка, промывали глаза. Можно добавлять в кипяченную воду и пить как чай.

6. Нанайские сказки, загадки.

Нанайцы очень любят предания, сказки, загадки и мифы. Нанайцы сказки придумывали на охоте. Выдумывали на ходу, что видели, что слышали. Охотники очень рано ложились спать, потому что у них не было ни ламп, ни свечей. А жирники они почти не жгли, так как экономили драгоценный жир для питания. Укладываясь поплотнее, чтобы не замерзнуть, рассказчик начинал сказку. Обычно рассказывал кто-то из старших. Рассказывал долго, пока не засыпали все охотники .Сказка прерывалась сном. А следующим вечером сказка продолжалась. Одну сказку охотник мог рассказывать неделями, придумывая содержание по ходу рассказа. Обычно в сказках было добро и зло. Сказки про амбу не рассказывали, потому что боялись его внезапного появления. Даже слово амба они не произносили. Это слово было на ночь под запретом. За зиму рождалось несколько сказок. Сказки были про богатырей, удачных охотников, про больших рыб, птиц. Были сказки о добрых людях, злых. Были сказки про тяжелую и голодную жизнь нанайцев. Рассказчиками обычно были пожилые люди, которые из-за болезней ног, плохого зрения не могли далеко уходить от охотничьего шалаша, и выполняли в жилище работу повара, водоноса. Нанайцы их называли кашеварами. Такие охотники много чего загадочного видели за свою жизнь. Поэтому увиденное они рассказывали как сказку.

Дома нанайцы эти сказки рассказывали детям, добавляя свое, забывая рассказанное.

Сказка про ленивую девочку, которая ничего не хотела делать, а хотела жить за счет труда окружающих. Она была наказана за это.

А какие интересные загадки у нанайцев! Есть загадки про предметы быта, про животных, огонь.

Загадки не записывались. Их загадывали взрослые детям, дети загадывали дедушкам и бабушкам. Загадывали друг другу.

Загадка про огонь.---- Ест, ест-не насытится.

Про бытовые предметы-Два брата живут, а в гости друг к другу не ходят(ножи)

Два брата друг друга не могут догнать(лыжи)

Про окружающие предметы-Зимой надевает шапку, а летом снимает(пень)

На одном пне две змеи замотаны(две косы)

Великое множество стариков с белыми трубками во всю длину Амура стоят (телеграфные столбы)

Работа по истории и краеведению увлекла меня. Я брала интервью бабушки Ильи Бельды, записывала сказанное. Мне так хотелось чаще говорить с Ириной Зотовной и больше узнавать о жизни ее народа. С учителем ходила в школьную библиотеку, заказывали книги про Хабаровский край. А с какой большой книгой я познакомилась! Эта книга энциклопедия! Я ее держала двумя руками. Пользовалась википедией из интернета. Очень интересно. Я много узнала о нанайцах. Даже посетила с классом краеведческий музей. Мне очень интересно узнавать из прошлого коренных народов. Хочется узнать еще что-то интересного. Хотя бы узнать о интересном селе-Сикачи-Аляне, туда ездят даже иностранцы смотреть рисунки на камнях. Мечтаю продолжить работу по изучению истории родного края

Энциклопедия Хабаровского края и Еврейской Автономной области. Хабаровск,1995

Коренные малочисленные народы Дальнего Востока. Дальний Восток России не представляет собой единого этнографического региона. Исторически этническая карта региона была чрезвычайно пестрой. Сотни племен и родов населяли обширную территорию от побережья Северного Ледовитого океана до границ Китая и Кореи. В отчетах русских землепроходцев XVII в. упоминаются чукчи, коряки, эскимосы, камчадалы, юкагиры, тунгусы, алеуты, гиляки, натки, ачаны, гольдики, солоны, дауры, дючеры и другие.

В этнографическом отношении коренные народы Дальнего Востока представляют Алтайскую языковую семью (народы тунгусо-маньчжурской этнической группы), Чукотско-Камчатскую семью (чукчи, коряки, ительмены), Эскимосо-алеутскую семью (эскимосы и алеуты), а также некоторые народности (нивхи), говорящие на изолированных языках, которые не входят ни в одну из существующих этнолингвистических семей. Наиболее крупными по численности народами этой этнической группы являются эвенки, эвены и нанайцы. Значительно меньше представителей насчитывают нивхи, ульчи и удэгейцы и орочи. Что касается таких народов, как негидальцы и ороки, то не будет преувеличением сказать, что они представляют собой этнографическую редкость.

Ульчи относятся к одному из народов, проживающих на территориях Дальнего Востока. Эта малочисленная народность была сформирована в результате сложной этнической истории, на которой отразились многовековые контакты ульчей с народами, проживающими по соседству. К ним относятся нанайцы, орочи, удэгейцы, нивхи и негидальцы. Нанайцы живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ.

Предками их были амурские аборигены и различные тунгусоязычные народы. Антропологически близки к северным китайцам. Нанайские деревни расположены по обеим берегам среднего Амура.

Эвенки говорят на эвенкийском (тунгусском) языке, эвены — на эвенском (ламутском) языке. Оба языка относятся к тунгусо-маньчжурским языкам. Дальневосточные аборигены прошли длительный путь своего развития. Они первыми обжили тайгу и тундру, вышли к берегам Северного Ледовитого и Тихого океанов, создали своеобразные культуры. Особенности исторического пути аборигенов Дальнего Востока и своеобразие их культур во многом зависели от той географической среды, на фоне и условиях которой жили эти народы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представленны малочисленные народы Дальнего Востока. Нанайцы, орочи, удыгейцы, ульчи и другие. Род занятия, обычаи и жилища народов.

Малочисленные народы севера и Дальнего Востока Выполнила: ПДО Гафаятова Зоя Асхатовна

Малочисленные народы севера и Дальнего Востока

Выполнила: ПДО Гафаятова Зоя Асхатовна

Наш край Кухтина А. Хабаровский край! Он почти бесконечный, Здесь ходят медведи, скользят кабарожки, Живая частица ушедших времен, Изюбрь и сохатый зовут здесь весну. Той жизни суровой, неспешной и вечной Бесшумно гуляют огромные кошки Великих народов и малых племен. И зорко хранят эту чудо-страну. Тут люди мудры и добры, и степенны. Цветут рододендроны в мае на склонах, Все сопки укутав в сиреневый цвет. Не зря уважал их бедовый казак. И только у нас, в уголках затаенных Осталось в веках его имя нетленно. Так чисто и нежно цветет бересклет. Теперь этот край называется так. И каждый, кто здесь побывал хоть когда-то, Не сможет забыть Мяо-Чановых гор, Играют в Амуре лосось и калуга. И зреет в распадках лесной виноград. Прекрасных амурских, волшебных закатов, Влюбившись навек в этот вольный простор. Здесь север и юг дополняют друг друга. Хабаровский край чудесами богат.

Наш край Кухтина А.

Хабаровский край! Он почти бесконечный,

Здесь ходят медведи, скользят кабарожки,

Живая частица ушедших времен,

Изюбрь и сохатый зовут здесь весну.

Той жизни суровой, неспешной и вечной

Бесшумно гуляют огромные кошки

Великих народов и малых племен.

И зорко хранят эту чудо-страну.

Тут люди мудры и добры, и степенны.

Цветут рододендроны в мае на склонах,

Все сопки укутав в сиреневый цвет.

Не зря уважал их бедовый казак.

И только у нас, в уголках затаенных

Осталось в веках его имя нетленно.

Так чисто и нежно цветет бересклет.

Теперь этот край называется так.

И каждый, кто здесь побывал хоть когда-то,

Не сможет забыть Мяо-Чановых гор,

Играют в Амуре лосось и калуга.

И зреет в распадках лесной виноград.

Прекрасных амурских, волшебных закатов,

Влюбившись навек в этот вольный простор.

Здесь север и юг дополняют друг друга.

Хабаровский край чудесами богат.

Подобно могучему орлу, широко раскинул свои крылья Дальний Восток.

 На территории современного Хабаровского края на сегодняшний день проживают представители 8 национальностей исконно коренных народов Севера и Дальнего Востока: нанайцы; нивхи; негидальцы; орочи; удегейцы; ульчи; эвенки; эвены.

На территории современного Хабаровского края на сегодняшний день проживают представители 8 национальностей исконно коренных народов Севера и Дальнего Востока:

Известные нанайцы

- Дерсу Узала (1849-1908) - охотник, проводник российского ученого и путешественника Владимира Арсеньева в его экспедициях 1902-1907 гг.

- Кола Бельды (1929-1993) - эстрадный певец.

- Григорий Ходжер (1929-2006) - нанайский писатель, лауреат Государственной премии (1973г.)

Нивхи (гиляки)

  • В Хабаровском крае проживает 613 из 1582 удэгейцев.
  • В формировании удэгейского этноса участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы.
  • Общая численность ульчей в РФ - 3173 человек.
  • Самоназвание: нани - "местные жители", общее для ряда народов Приамурья. Вели оседлый образ жизни.
  • Основное промысловое занятие ульчей - круглогодичное рыболовство (добыча проходных лососей).
  • Значительное место в хозяйственной жизни занимала охота на морского зверя, добыча различных видов нерп и сивучей.

Что общего у коренных народов

Основными видами промысла были

рыболовство, морской зверобойный промысел и

охота. Также они занимались собирательством

дикоросов и животноводством.

Сохраняя первоначальное мировоззрение

на природу, создавая ее культ, коренные

народы сумели создать свое изобразительное

Искусство и культуру, представляющее

довольно высокую художественную ценность.

Над Амуром небо голубое. Шепот рощ, да гомон птичьих стай… Как не залюбуешься тобою,

Край родной, дальневосточный край! Все здесь сердцу чуткому отрадно, Все невольно привлекает взор: Лес осенний — празднично нарядный, Разнотравья летнего ковер. По весне разливистые зори, А зимой — бескрайние снега. Круглый год широкая, как море, Над Амуром плещется тайга…

Читайте также: