Сообщение о м н ермоловой

Обновлено: 30.06.2024

Мария Николаевна Ермолова (3 (15) июля 1853, Москва — 12 марта 1928, Москва) — одна из талантливейших актрис в истории Малого театра, по словам Станиславского — величайшая из виденных им актёров [1] . Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). Первая Народная артистка Республики (1920). Герой Труда (1924). С 1935 года её имя носит Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой.

Муж — Николай Петрович Шубинский (1853—1921) — депутат Государственной думы III и IV созывов, известный московский присяжный поверенный, юрист и адвокат.

Содержание

Биография

Мария Ермолова родилась в Москве 3 (15) июля 1853 года в семье суфлёра Малого театра Николая Ермолова; дед Алексей Семенович Ермолов был в свое время крепостным скрипачом князей Волконских, получив вольную, поступил в театр гардеробмейстером. Увлекшись театральным искусством, он и своих детей устроил на то же поприще. Его сын Николай Алексеевич, прежде чем стать суфлёром, был драматическим артистом и автором нескольких водевилей, шедших на сценах Московской императорской труппы, однако известно, что особым талантом его творчество не отмечалось [2] .

В 1862 году Мария поступила в балетный класс Московского театрального училища. Однако способностей к балету она не обнаружила. В то же время, участвуя в массовых сценах балетов, опер и драматических спектаклей, Ермолова становилась свидетельницей творчества крупнейших мастеров сцены. В свободные вечера ученицы училища разыгрывали спектакли, в которых раскрывалось большое драматическое дарование Ермоловой.

В 1871 году Ермолова закончила театральное училище и была принята в труппу Малого театра. В первые годы Ермоловой не поручали серьёзных ролей, ей приходилось играть роли легкомысленных барышень в комедиях и водевилях. Дарование Ермоловой, главным образом трагическое и героическое, не получало своего раскрытия.

В 1870-1880 знакомится с многочисленными деятелями культуры и литературы, пишет выступления для вечера встреч. О ней стала писать критика. Однажды знакомится с актёром Шубинским, своим будущим мужем. Он заканчивает юридический факультет, собираясь посвятить праву свою будущую деятельность. Но он посещает много нелегальных встреч, и за ним устанавливается слежка. С 1870-х Ермолова начинает играть настоящие роли, которые ей интересны, которые её увлекают.

В 1890-е играет пьесы символистов: Гауптмана, Ибсена, Горького. Играет Вассу Железнову в одноименной пьесе М. Горького о противостоянии двух женщин разного времени — Вассы и Рахиль. Ермолова играет Вассу старую и мудрую. Много занималась в училище с актёрами. Получила звание народной артистки. В 1923 уходит со сцены. Муж у неё рано умер. Она была одинока, мало кого принимала. В 1928 году уснула и больше не проснулась.



Похоронена, согласно завещанию, во Владыкино. Впоследствии перезахоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Чеховым, Станиславским и актёрами МХТ [3] .

Память

  • Имя Ермоловой носит расположенный на Тверской улице Московский драматический театр.
  • В 1957 году была выпущена почтовая маркаСССР, посвященная Ермоловой.

Роли в театре

Примечания

  1. ↑Maria Nikolayevna Yermolova (Russian actress) (англ.) . — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  2. ↑Родословная роспись Марии Николаевны Ермоловой
  3. ↑Новодевичье кладбище. Мария Николаевна Ермолова. Актриса

Литература

Ссылки

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 15 июля
  • Родившиеся в 1853 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 12 марта
  • Умершие в 1928 году
  • Умершие в Москве
  • Актрисы по алфавиту
  • Актрисы Российской империи
  • Актрисы СССР
  • Актрисы XIX века
  • Актрисы XX века
  • Народные артисты РСФСР
  • Герои Труда
  • Персоналии:Малый театр Москвы
  • Заслуженные артисты Императорских театров
  • Народные артисты Республики
  • Выпускники Театрального училища им. М. Щепкина
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Ермолова, Мария Николаевна" в других словарях:

Ермолова Мария Николаевна — [3(15).7.1853, Москва, ‒ 12.3.1928, там же], русская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). Дочь суфлёра Малого театра; воспитанница Московского театрального училища. С 1871 в труппе Малого театра, одна из наиболее… … Большая советская энциклопедия

Ермолова Мария Николаевна — известная русская артистка. Родилась в Москве 3 июля 1853 г., в семье, несколько поколений которой служили при театре; отец ее был суфлером московского Малого театра. Ермолова детство провела в бедности, в мрачной обстановке. В 1862 г. поступила… … Биографический словарь

ЕРМОЛОВА Мария Николаевна — (1853 1928) российская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). С 1871 в Малом театре. Крупнейшая трагедийная актриса. Своих героинь наделяла бескомпромиссной идеальностью, жаждой правды, жертвенностью. Прославилась в… … Большой Энциклопедический словарь

Ермолова Мария Николаевна — (1853 1928), актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). С 1871 в Малом театре. Крупнейшая трагедийная актриса. Своих героинь наделяла бескомпромиссной идеальностью, жаждой правды, жертвенностью. Прославилась в ролях Марии… … Энциклопедический словарь

Ермолова, Мария Николаевна — (по мужу Шубинская) артистка московского Малого театра; род. в Москве в 1853 г. Отец ее, автор нескольких пьес (1850 х гг.), был суфлером Малого театра. В московское театральное училище Е. готовилась в танцовщицы. Драматическое дарование в ней… … Большая биографическая энциклопедия

Ермолова, Мария Николаевна — М.Н. Ермолова. Портрет (фрагмент) работы В.А. Серова, 1905, Третьяковская галерея. ЕРМОЛОВА Мария Николаевна (1853 1928), актриса. С 1871 в Малом театре. Искусство Ермоловой, актрисы трагедийного дарования, наделенной мощным сценическим… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ермолова Мария Николаевна — Мария Ермолова Картина Валентина Серова Дата рождения: 15 июля 1853 Место рождения: Москва … Википедия

Ермолова Мария Николаевна — Музей квартира М. Н. Ермоловой. Москва. Ермолова Мария Николаевна (1853, Москва — 1928, там же), актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). Родилась в семье суфлёра Малого театра. В 1862 поступила в училище при . По… … Москва (энциклопедия)

Ермолова Мария Николаевна — (1853 1928) великая русская трагическая актриса, знакомая А. П. Чехова. Будучи студентом 2 курса, Чехов хотел поставить в бенефис Ермоловой свою первую пьесу, Безотцовщина и лично отнес ей рукопись на прочтение, но рукопись вернулась обратно . С… … Словарь литературных типов

Мария Николаевна Ермолова — Мария Ермолова Картина Валентина Серова Дата рождения: 15 июля 1853 Место рождения: Москва … Википедия

Мария Ермолова

Мария Николаевна Ермолова. Родилась 3 (15) июля 1853 года в Москве - умерла 12 марта 1928 года в Москве. Русская драматическая актриса. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). Первая Народная артистка Республики (1920). Герой Труда (1924). С 1935 года ее имя носит Московский драматический театр.

Мария Ермолова родилась 3 (15 по новому стилю) июля 1853 года в Москве.

Отец - Николай Алексеевич Ермолов, был драматическим артистом и автором нескольких водевилей, шедших на сценах Московской императорской труппы, однако особым талантом его творчество отмечено не было, позже работал суфлером Малого театра.

Дед - Алексей Семенович Ермолов, был крепостным скрипачом князей Волконских, получив вольную, поступил в театр гардеробмейстером. Увлекшись театральным искусством, он и своих детей устроил на то же поприще.

В 1862 году Мария была отдана в балетный класс Московского театрального училища. Особых способностей к балету она не обнаружила, но участвуя в массовых сценах балетов, опер и драматических спектаклей, Ермолова была свидетельницей творчества крупнейших мастеров сцены. В свободные вечера ученицы училища разыгрывали спектакли, в которых раскрывалось большое драматическое дарование Ермоловой.

В 1871 году Мария Ермолова окончила театральное училище и была принята в труппу Малого театра. В первые годы Ермоловой не поручали серьезных ролей, ей приходилось играть роли легкомысленных барышень в комедиях и водевилях. Дарование Ермоловой, главным образом трагическое и героическое, не получало своего раскрытия.

Мария Ермолова в молодости

Исключительный талант молодой актрисы был замечен прежде всего передовой молодежью. В период 1870-1880 годов она познакомилась со многими деятелями культуры и литературы.

актриса Мария Ермолова

В 1890-е годы играет пьесы символистов Гауптмана, Ибсена, Горького. Играет Вассу Железнову в одноименной пьесе М. Горького о противостоянии двух женщин разного времени - Вассы и Рахиль. Ермолова играет Вассу старую и мудрую. По словам К. С. Станиславского, Ермолова была величайшей из виденных им актеров.

Театральные работы Марии Ермоловой:

Мария Николаевна Ермолова

Ермолова много занималась в училище с актерами.

Значение Ермоловой в истории русского и мирового театра исключительно велико. В ее искусстве нашли продолжение традиции Щепкина и Мочалова, обогащенные воздействием идей революционных демократов. Спектакли с участием Ермоловой становились значительным общественным явлением. Заслуги Ермоловой были высоко оценены русским народом. Празднование 50-летия ее сценической деятельности в 1920 году приобрело характер всенародного события; на юбилейном спектакле Ермоловой присутствовал В. И. Ленин. Ермолова первой получила звание народной артистки Республики.

Оставила сцену в 1923 году. Она была одинока, мало кого принимала.

Умерла Мария Ермолова 12 марта 1928 года.

Похоронена, согласно завещанию, во Владыкино, на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы, прямо за алтарем, рядом с родителями и сестрами. В 1971 году перезахоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Чеховым, Станиславским и актерами МХТ (надгробие выполнено Верой Мухиной). На месте первоначального захоронения под древним дубом установлен памятный знак. Вместе с Ермоловой захоронена ее дочь, Маргарита Николаевна и Татьяна Львовна Щепкина-Куперник.

В 1985 году в ее честь назван кратер Ермолова на Венере.

В 1986 году в особняке на Тверском бульваре - памятнике истории, построенном в 1773 году, где жила великая актриса, был создан Дом-музей М.Н. Ермоловой - филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина.

В советское время имя Ермоловой носил знаменитый Большой Каретный переулок в Москве.

Имя Ермоловой носит расположенный на Тверской улице Московский драматический театр.

Личная жизнь Марии Ермоловой:

Муж - Николай Петрович Шубинский (Шубинской) (1853-1921), известный московский присяжный поверенный, крупный конезаводчик. Член Государственной думы III и IV созывов от Тверской губернии.

Они познакомились на одной из вечеринок московской интеллигенции. В то время он учился на последнем курсе юридического факультета университета. В те годы был под надзором полиции, подвергался обыскам, не признавал властей.

Дочь - Маргарита Николаевна (1876-1965), была замужем за московским врачом Василием Яковлевичем Зелениным.

Николай Шубинский - муж Марии Ермоловой

Николай Петрович Шубинский

Фильмография Марии Ермоловой (архивные кадры):

1961 - Великие русские артисты (документальный)
1983 - Мария Ермолова (документальный)

Одновременно с работой в театре Ермолова часто выступала на концертной эстраде с чтением стихов. В ее репертуаре была гражданская лирика А.С. Пушкина, Ю.М. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Н.П. Огарева, И.С. Никитина, Я.П. Полонского и др.

Значение Ермоловой в истории русского и мирового театра исключительно велико. В ее искусстве нашли продолжение традиции Щепкина и Мочалова, обогащенные воздействием идей революционных демократов. Спектакли с участием Ермоловой становились значительным общественным явлением. Заслуги Ермоловой были высоко оценены русским народом. Празднование 50-летия ее сценической деятельности (1920) приобрело характер всенародного события; на юбилейном спектакле Ермоловой присутствовал В.И. Ленин. Ермолова первой получила звание народной артистки Республики. Оставила сцену в 1921.

Была замужем (с 26.01.1877 г.) за кандидатом прав Н.П. Шубинским. Дочь - Маргарита (р. июль 1877 г.), в замужестве Зеленина.

В Москве проживала: в начале 1870-х гг. у Н.М. Медведевой (см.) в Дурновом пер., 21; с начала 1880-х гг. на Б. Молчановке, 22 (дом не сохр.); с середины 1880-х гг. на ул. Сивцев Вражек, 22; с 1889 г. и до конца жизни на Тверском бул., 11.

Похоронена в Москве на старом участке Новодевичьего кладбища. В 1956 г. Большой Каретный пер. в Москве был переименован в улицу Ермоловой (в 1994 г. возвращено прежнее наименование). В 1970 г. в ее московской квартире на Тверском бул. открыт Музей-квартира, с 1986 - Дом-музей (филиал Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина). Ее имя носит один из драматических театров Москвы.

Лит.: Мария Николаевна Ермолова: Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников, М., 1955;

М. Н. Ермолова. Сборник статей А. И. Южина, Н. Эфроса, П. Н. Сакулина и др., Л., 1925; Лучанский М., Ермолова, М., 1938;

Марков П.А., Театральные портреты. Сб. статей, М.-Л., 1939;

Щепкина-Куперник Т. Л., О М. Н. Ермоловой, М.-Л., 1940;

Дурылин С. Н., Мария Николаевна Ермолова. 1853-1928, М., 1953;

М.Н. Ермолова. 1853-1928. Альбом, текст Ю.Дмитриева и М.Рогачевского, М., 1954.

Ермолова Мария Николаевна - известная русская артистка. Родилась в Москве 3 июля 1853 г., в семье, несколько поколений которой служили при театре; отец ее был суфлером московского Малого театра. Ермолова детство провела в бедности, в мрачной обстановке. В 1862 г. поступила в театральную школу в балетное отделение, но вскоре в ней проснулось сильное влечение к драме, и она стала со своими подругами разыгрывать сцены из современных драм. Эти забавы "Машеньки", как звали ее подруги, развлекавшие от балетной скуки, были, по-видимому, довольно серьезны. Сама Ермолова потом говорила: "Несмотря ни на что, во мне всегда жила непоколебимая уверенность, что я буду первой актрисой. Эта уверенность никогда не покидала меня". Однако актер Самарин , после нескольких уроков, отослал ее обратно в балет, сказав, что настоящее ее дело - плясать "у воды", а не быть актрисой; у нее были угловатые манеры и грубый голос. 16-ти лет Ермолова случайно выступила на сцене Малого театра, в Эмилии Галотти, заменив внезапно заболевшую Г.Н. Федотову . После первых произнесенных Ермоловой слов в театре раздались рукоплескания: всех поразил ее мощный, почти мужской голос, "идущий из груди и отдающийся в сердце". "Меня кто-то толкнул сзади. и я была на сцене, - говорит Ермолова про свой дебют. - Мне казалось, будто я провалилась в какую-то дыру. я была в сумасшедшем страхе. Перед глазами вместо зрительного зала - громадное черное пятно, а на нем каких-то два огня. Я сама не знаю, как произнесла первые слова. Раздались громкие аплодисменты. Это меня поразило и испугало. Я не понимала, в чем дело" (о дебюте Ермоловой см. "Русскую Летопись" 1870 г., ¦ 6, и "Московские Ведомости" 1870 г., ¦ 26). Несмотря на успех, ей не давали ответственной роли. Она несколько лет играла ничтожные роли, пока упорным трудом и несокрушимой настойчивостью не завоевала себе положения. Когда она в 1896 г. праздновала свой 25-летний юбилей, она считалась уже одной из первых артисток не только в России, но и в Европе. Ермолова давно имеет звание заслуженной артистки Императорских театров и продолжает играть в Москве с той же силой, с какой она выступала впервые в 1870 г. Она прежде всего сильно-трагическая актриса; чувства грусти и печали, навеянные, быть может, ее безотрадным детством, она выражает особенно ярко. Главное свойство ее таланта - героизм. Могучий голос, сильная мимика, благородство создали из нее лучшую исполнительницу таких ролей, как, например, Жанна д'Арк в "Орлеанской Деве" (1884). В каждом созданном ею типе она выдвигает на первый план положительные стороны характера; отрицательные типы в ее исполнении выходят смягченными и не резкими. Так, например, ее Мессалина вызывает не ужас, а сострадание ("Ария и Мессалина" Виллебрандта). Некоторые поклонники Ермоловой видят в этой идеализации типов сознательное служение артистки идее прекрасного. Ермолова является вполне законченной артисткой и в области чисто характерных ролей. Когда нужно, она умеет забывать себя и передавать чужой характер и жить чужой жизнью с полной правдивостью даже в мелочах. В молодости ей ставили в вину некоторую угловатость манер и вообще пренебрежение сценической пластикой. В настоящее время игра ее и в этом отношении достигла большого совершенства. Она знает жизнь и людей и при громадном таланте никогда не переставала работать и мыслить. Ермолова играла Лопе де Вега, Расина, Шекспира, Шиллера, Гюго, Писемского , Островского (Негину в "Талантах и Поклонниках"), всего более двухсот ролей. Из новейших ее ролей выдаются Беата в пьесе Зудермана "Да здавствует жизнь", фру Альвинг в "Призраках" Ибсена, Сафо в пьесе А. Доде. К новой северной, так называемой "психологической", драме Ермолова относится отрицательно, считая ее задачу искажением театра. Н.И. Стороженко выразился про Ермолову так: "Ермолова - это страстная любовь к свободе и столь же страстная ненависть к тирании" ("Овечий Источник" Лопе де Вега). - См. "Ежегодник Императорских театров" 1895 - 1896 гг.; Н. Эфрос "Ермолова" (по поводу 25-летия ее артистической деятельности); "Ежегодник Императорских Театров" 1901 - 02 гг., стр. 23. Арк. Пресс.

Читайте также: