Сообщение о любом писателе 17 века

Обновлено: 05.07.2024

Именно в произведениях, повествующих о событиях Смуты, происходит открытие человеческого характера во всей его сложности, противоречивости и изменчивости. В старой историографии, например в хрониках, разумеется, отмечались перемены в образе мыслей и в поступках того или иного исторического лица. Но такие изменения лишь фиксировались, хронист радовался исправлению грешного, негодовал развращению праведного, но не пытался объяснить эту эволюцию индивидуальными чертами характера данного лица. Писатели XVII в. уже хорошо понимают связь поступка с характером, сложность и изменчивость самих характеров.

В исторических сочинениях начала XVII в. авторы пытались осмыслить происходящее, оставить о нем память потомкам, а в ряде случаев оправдать и объяснить свои собственные политические пристрастия или поступки.

Живость и естественность диалога и всей сцены несомненны. Но в повести есть и еще одна примечательная для литературного развития XVII в. деталь: она совершенно лишена дидактизма. Читатель сам должен решить, с кем останутся его симпатии: с плутом ли Фролом или с уязвленным в своей гордости, обманутым собственной дочерью стольником.

Эмоциональная сила поэзии, ее специфические свойства как искусства слова еще не были полностью открыты ни самим Симеоном, ни тем более его учениками и последователями. Их поэзии недоставало искренности, воодушевления, свежести чувства. В этой связи заметим, что силлабическая поэзия XVII в. не знала лирики, воспевающей любовь-страсть. Симеон Полоцкий относился с осуждением даже к супружеской любви, видя в ней уступку плоти. Любовные стихотворения, в нашем понимании этого слова, появляются в XVII в. исключительно редко, и отнюдь не у поэтов-профессионалов круга Симеона Полоцкого.

Сочинения протопопа Аввакума

  • Убийство царевича Дмитрия,
  • сложная политическая ситуация в стране и своеволие бояр,
  • неустойчивое положение Московского царства на мировой арене

привели к тому, что страны-соседи попытались воспользоваться слабостью огромной державы. В этот период русская литература становится на службу интересам своей страны, и именно слово помогло способствовать консолидации разрозненного общества.

Жанры, темы и особенности русской литературы 17 века


1.Публицистическая

В это время актуальной стала публицистическая литература, содержащая:

    • размышления о политике,
    • пламенные призывы бороться с захватчиками,
    • прославление мужества героев
    • и укрепление авторитета новой царской династии.

    И как знать, сохранилась бы государственность в России, если бы не пламенные речи патриарха Гермогена и таких же патриотов, как он, разосланные в виде грамот по всему царству. Ведь именно после получения такой грамоты новгородцы Минин и Пожарский собрали народное ополчение и в 1612 году освободили Москву от поляков.

    2. Историческая повесть в 17 веке

    Такой жанр, как историческая повесть, в это время трансформируется.

    В центре внимания писателя – не только значимое событие, но и личная жизнь персонажей, их психологический портрет, любовная интрига. Другими примерами зарождения беллетристики на основе исторической повести в русской литературе этого периода являются:

    3. Жанр жития

    Традиционное житие как жанр в это время тоже впитывает в себя мирские мотивы.

    4. Бытовые повести

    Особенности литературы 17 века в России

    Таким образом, в XVII веке в русской литературе:

    • трансформировались жанры, которые раньше были традиционными (житие, историческая повесть);
    • в центре повествования оказались люди с их непохожими характерами и проблемами;
    • были заложены основы для дальнейшего развития беллетристической прозы (сюжет, композиция, образы);
    • было уделено внимание устному народному творчествукак самостоятельный литературный жанр выделилась сатира.

    Именно в сатире впервые для русской литературы был изображен убогий быт нищих и голодных.

    Презентация по теме:

    XVII век стал переходным от историзма в литературе к авторскому художественному вымыслу. История постепенно выделяется в отдельную науку, а литература продолжает свое триумфальное шествие по векам.

    "Бунташный век" (о самых важных исторических событиях, произошедших в России XVII века читайте здесь ) стал временем, когда мироощущение русского человека начало существенно изменяться, что нашло своё отражение во всех сферах жизни и искусства. Каким образом новые веяния нашли воплощение в архитектуре и в живописи читайте в предыдущих статьях. А здесь посмотрим, как развивались другие виды художественной деятельности в это время.

    Литература

    Бурно развивается и претерпевает значительные изменения в XVII столетии русская литература, которая "жила" по своим, довольно строгим законам до этого времени. (Чтобы вспомнить, какой была литература Древней Руси можно обратиться к этой статье ),

    Впервые в письменных произведениях появляются, кроме князей и святых, герои разного социального происхождения (купцы, крестьяне, служилые люди и т.д.) с противоречивыми , нечётко заданными (отрицательными или положительными), как в традиционных жанрах, характерами.

    И читатель восхищается не только силой духа и неистовой верой этих людей, но и силой слова Аввакума, поскольку этот яростный проповедник старообрядчества был выдающимся писателем своего времени. В произведении звучит его яркая, живая, эмоциональная, искренняя речь, позволяющая хорошо представить характер самого автора – непреклонного в своих убеждениях, истово верующего в конечную (божественную) справедливость, человечного, сопереживающего своим друзьям, но готового буквально испепелить гневом своих врагов.

    Важным событием в истории русской литературы стало появление в XVII столетии поэзии . У её истоков стоит придворный писатель Симео́н По́лоцкий , личность во многом выдающаяся.

    Им было положено начало так называемому силлаби́ческому стихосложению . Для таких стихов характерно равное количество слогов в каждой строке, разделённых смысловой паузой посередине, а также концевая рифма, соединяющая строки попарно, стоящая под единственным строго определённым ударением:

    Нужно отметить, что поэтическое искусство, после смерти Полоцкого начало развиваться довольно быстро, а число поэтов, составляющих даже противоборствующие партии действительно велико.

    Огромным вкладом в развитие последующей культуры России стал труд Кариона Истомина - придворного поэта, конца XVII века. Им был составлен стихотворный "Букварь" с иллюстрациями, изданный в 1694 году. Этим учебником пользовались в российских учебных заведениях вплоть до начала XIX столетия.

    Музыка

    Изменения, характерные для всей художественной культуры Руси XVII века, затрагивают и музыкальное искусство. (О том, какой была музыка Древней Руси до реформ XVII века читайте здесь ) .

    В этот период, благодаря западноевропейскому влиянию, в церковное богослужение вводится парте́сное (по партиям) многоголо́сное пение . В нём господствовало уже не традиционное осьмогласие, а европейские правила музыкальной гармонии. Количество голосов в таких произведениях колебалось от 3 до 12, а иногда могло достигать 48.

    Прежняя запись музыки крюками или знамёнами уже не могла удовлетворить потребности музыкантов – композиторов и певчих, поэтому усложнившиеся музыкальные произведения стали записывать европейской нотацией , которая быстро утвердилась в русской музыкальной практике.

    Лучшим выражением этого музыкального направления стали парте́сные духо́вные конце́рты , появившиеся в конце XVII – начале XVIII веков.

    Светский профессиональный театр

    Сочувствующий всем реформам и нововведениям царь Алексей Михайлович желал видеть своё государство не отсталой провинцией Европы, но сильной и авторитетной державой, которую бы серьёзно воспринимали соседние страны. Поэтому он внимательно присматривается к тому, как развиваются культура и искусства на Западе, и по возможности, пытается что-то внедрить и в своём отечестве.

    Так он своим указом запрещает скоморошество и, впервые в истории русского государства, создает светский профессиональный театр. Решающую роль в его появлении сыграл боярин Артамо́́н Матве́ев , начальник Посольского приказа, который набрал первых актёров (в основном иностранцев из Немецкой слободы) и нанял на работу режиссёра – немца Иога́нна Гре́гори .

    Представление длилось десять часов подряд, на немецком языке (с пояснениями на русском), но царь досмотрел всё до конца и остался весьма доволен.

    Итак, XVII век стал последним этапом культурного периода, названного древнерусским искусством. Именно в это время произошёл перелом в мировоззрении и сознании людей, обозначивший постепенный уход русской культуры от церковно-религиозного начала к светскому. Этот качественный культурный скачок, подготовленный в семнадцатом столетии уже окончательно обретёт своё завершение в XVIII веке, после глобальных и грандиозных реформ Петра I Великого.

    Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.

    Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций:

     Литература 17 века Сказание Келаря Троице •


    Образование в 17 веке • Что касается высшего образования, то православная церковь возражала против обращения к помощи европейцев, поскольку они опасались влияния со стороны католических и протестантских учителей. Два других потенциальных источника составляли греческие и западнорусские православные ученые. Еще в 1632 г. патриарх Филарет обращался к образованному греческому священнику с просьбой организовать в Москве духовное училище, но после смерти Филарета проект забросили


    • В 1640 г. киевский митрополит Петр Могила предложил царю Михаилу прислать в Москву киевских ученых, чтобы Петр организовать школу для обучения латинскому и Могила греческому языкам. Из этого плана ничего не вышло, однако несколько лет спустя, в начале царствования царя Алексея, Ф. М. Ртищев открыл подобную школу по собственной инициативе.


    • В стране открывались новые учебные заведения. Так, в 1665 -м открылась школа для Заиконоспасский подготовки подьячих монастырь для службы в Заиконоспасском монастыре. По инициативе Сильвестра Медведева открывается Славяно-латинское училище. Это было первое высшее учебное заведение в России.


    • Московская элита так Славяно‑Греко‑Л остро нуждалась в атинская знании латыни – что в академия. 1682 г. был разработан устав учебного заведения, объединяющего обучение греческому и латинскому языкам – Славяно‑Греко‑Латинс кой академи.

    Читайте также: