Сообщение о любом монахе

Обновлено: 08.05.2024

Считается, что монахам на Руси было запрещено участвовать в сражениях. Но на самом деле, это не совсем так. Что мы в сущности знаем о монахах древней Руси? На самом деле не так много.

Есть мнение, что боевые монахи-воины на Руси были обычным делом. Об этом есть некоторые упоминания. Так например, в "Сказании о Мамаевом побоище" упоминается о двух иноках Пересвете и Ослябе.

Это очень интересные личности. Упоминается, что они были боярами, но при этом монахами-схимниками. Схима - это высшая ступень посвящения в монашестве. Это были немолодые воины закалённые в боях.

Любопытно то, что перед Куликовской битвой Дмитрий Донской выставляет не какого-то своего воина против Челубея, а именно монаха Пересвета. Неужели в его армии не было более лучшего война?

Этот поступок говорит о том, что именно монах был сильнейшим юнитом в армии Донского, что он и доказал в бою. Если на западе были - тамплиеры монашеский орден воинов, посвящённый войне и защите христианских ценностей, то видимо, что-то похожее, было и на Руси.

Если на западе тысячи монахов-войнов, шли в крестовые походы за веру. То и на Руси существовали Воины Христовы в рясах.

Монастыри- крепости

Монахи- воины. Пересвет и Ослябя. Прошу заметить, что, под схимой скрываются доспехи, в руках копьё, а на поясе меч.

Монахи- воины. Пересвет и Ослябя. Прошу заметить, что, под схимой скрываются доспехи, в руках копьё, а на поясе меч.

Обратите внимание, на монастыри раскиданные по всей территории России. Каждый монастырь это настоящая крепость, военное сооружение. Как Temple (храм) у тамплиеров, такое же значение у монахов имеет монастырь. Часто это хорошо защищённая постройка давала начало городу. Монастыри преимущественно строились каменные, с железными воротами, способные выдержать осаду, а колокольни соответствовали наблюдательным вышкам, предупреждая особом звоном колокола о нашествии врага.

Внутри всегда было достаточно продовольствия и воды. Часто из монастырей вели подземные ходы. Не лишне вспомнить и об артиллерийских возможностях монастырей - в маленьких бойницах размещались пороховые пушки. Так в Новодевичьем монастыре до сих пор осталась коллекция пушек и мортир. Если перевести на современный язык - это были военные базы, контролирующие определённую территорию.

Советские историки вполне признают оборонительное значение монастырей. Они кстати, часто ставились на ключевых точках, перекрывая сухопутные и морские пути. К 14 веку, Москву, Тверь, Псков и Новгород уже окружало кольцо из хорошо защищенных монастырей. А раз есть что оборонять, то должны быть и оборонщики. Те самые монахи - воины, о которых так мало осталось в истории. Армия это в первую очередь дисциплина - а у монахов этого хватало с избытком.

Защитники веры

Есть версия, что запрет брать монахам в руки оружие исчез во время события, известного в официальной истории, как "татаро-монгольское нашествие". Многие монастыри были разграблены а монахи были убиты и бежали. Тогда монахам пришлось защищать не только свои жизни и свою родину, но и свою веру, что для них было куда главнее.

Монахами до сих пор становятся и бывшие военные в том числе, так что не стоит думать, что они все отрешенные от жизни философы. Например, монахи знаменитого Соловецкого монастыря в 16 веке 40 лет самостоятельно, без поддержки воевод отбивались от нападений шведов и ливонцев. В монастыре был сформирован монашеский боевой полк.

Или оборона Троицко-Сергиевой лавры от поляков. В истории описано, как монахи-воины провели успешную тактическую вылазку, захватив 3 пушки,оружие людей и припасы.

Монашеские полки

Во время Раскола (опять Раскол!) большинство монастырей не поддержали Никоновскую реформу и с оружием в руках отстаивали старую веру. Так, например тот же Соловецкий монастырь отбивался от полков присланных Никоном целых 30 лет!

В хрониках упоминается такое явление, на которое не обращают внимание историки, как "монашеские полки" с оружием в руках отражающий нападки на веру. Особо выделялся Владыческий полк, где служили отборные монахи-воины. Византийский Патриарший Собор давал добро на убийство монахом врага на ратном поле, разрешая после продолжать службу, так как это не было запрещено святыми канонами.

Потому что при покушении на веру, монах боролся не с человеком но со злом, Дьяволом. В летописях сказано, что когда Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому он попросил:

То есть, у Сергия Радонежского был полк боевых монахов а Пересвет и Ослябя были воеводами этого полка.

В заключении, хочу обратить ваше внимание, насколько историки исказили наши представления о монахах, превратив их из воинов в пацифистов и страстотерпцев, покорно подчиняющихся любому врагу. Именно такой посыл лже-историки вкладывают в наши головы.

«Ибо нет больше сей любви, как если кто душу свою положит за други своя. Посему и вы полагайте души друг за друга, как и Я умираю за вас." (Евангелие от Иоанна, 15.13).

Антоний Великий

Антоний Великий

Однажды юноша по имени Антоний услышал, как в храме читают евангельские слова Христа: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19, 21). Антоний воспринял их как сказанные лично ему. Он продал имение, доставшееся ему в наследство от родителей, раздал деньги нищим, покинул родительский дом и, поселившись в уединении, начал подвижническую жизнь. Его, прославившегося в истории Церкви под именем преподобного Антония Великого, почитают как основателя отшельнического монашества. Конечно, и до святого Антония были христианские подвижники, хранившие девство и совершавшие свои труды в полном нестяжании, но начиная с его трудов монашество распространяется по всему христианскому миру и становится неотъемлемой частью Православия.

Преподобный Антоний начинал свои подвиги около 270 года, а отошел ко Господу в 356 году в возрасте ста пяти лет. Подвиги свои святой Антоний совершал в Фиваидской пустыни в Северном Египте. К нему стекались ученики, желающие подражать его монашескому деланию и трудиться для своего спасения под его руководством. Кроме преподобного Антония египетская пустыня знаменита и множеством других отшельников. Самые известные из них — ученик святого Антония преподобный Павел, прозванный за свое простосердечие и незлобие Препростым (умер в 340 году), святой Аммон Нитрийский (умер в 367 году), Макарий Египетский (умер в 391 году).

Макарий Египетский

Макарий Египетский

Не прошло и пятнадцати лет после того, как преподобный Антоний начал свое отшельничество, когда святой Пахомий положил начало новому типу монашеской жизни — общежительному. В 318 году в Тавенне (Южный Египет) он создал первую киновию (монашеское общежитие), где монахи стали жить вместе в монастыре, обнесенном стеной, в домах, вмещавших по тридцать-сорок человек. Каждый монах выполнял определенную работу, и монастырь обеспечивал себя всем необходимым. Сам образ жизни отдельных монахов не был строго расписан, так как еще не существовало устава — общего правила монашеской жизни.

Преподобный Пахомий Великий

Преподобный Пахомий Великий

Древний монашеский Устав был написан святителем Василием Великим. Как мы знаем, в молодости он много путешествовал, общаясь с монахами-подвижниками, и основал у себя в Каппадокии общежительную монашескую общину. Его Уставом определялись часы общей молитвы и устанавливалась совместная трапеза. Монастыри, устроенные по Уставу святителя Василия, стали появляться на Западе, а потом и в Греции, а когда ко Христу обратились славянские народы, общежительные монастыри распространились в Сербии, Болгарии и на Руси. Однако в Сирии и некоторых других странах предпочтение по-прежнему отдавалось отшельническому типу монашеской жизни.

Василий Великий

Василий Великий

Повсюду стали появляться и женские монашеские обители. Монашеским подвигом прославилась старшая сестра святителя Василия — святая Макрина. Пока братья и сестры ее были маленькими, она помогала их воспитывать, а когда все они выросли, уговорила свою мать святую Емилию оставить мир, отпустить рабов на свободу и удалиться в женский монастырь. Некоторые из служанок — бывших рабынь — последовали их примеру. Приняв иноческий постриг, они жили вместе, одной семьей: вместе молились, вместе работали, имели все общее, ничем не отличаясь друг от друга в образе жизни. После смерти матери святая Макрина руководила сестрами обители.

Святая Емилия

Святая Емилия

Из Египта монашество распространилось на гору Синай, где подвизались такие подвижники, как святой Нил Синаит (умер в 430 году) и святой Иоанн Лествичник (умер в 580 году), оставившие свои замечательные творения о монашеской жизни.

В Палестине подвизалось великое множество отшельников и существовало много монастырей. Известно житие преподобной Марии Египетской, которая подвизалась в Иорданской пустыне сорок семь лет. Она была родом из столицы Египта Александрии и с юности вела греховный, порочный образ жизни. Однажды она оказалась в Иерусалиме и попыталась войти в храм, но таинственная сила не пустила ее. Со слезами она раскаялась в своих грехах и смогла наконец войти в храм. Полностью изменив свою жизнь, она ушла за Иордан и стала жить там в полном уединении, в посте и молитве. Промыслом Божиим о подвиге преподобной Марии под конец ее жизни узнал старец Зосима из палестинского монастыря. Отошла ко Господу святая Мария в 522 году.

Мария Египетская

Мария Египетская

Самый известный палестинский монастырь — лавра Преподобного Саввы Освященного (умер в 532 году). Святого Савву называют Освященным потому, что он принял священнический сан. В VIII веке в лавре Святого Саввы принял монашеский постриг и прожил около пятидесяти лет святой Иоанн Дамаскин.

Святая гора Афон

Святая гора Афон

Исключительное место в истории монашества занимает Афон. Святая Гора Афон — это полуостров в Восточной Греции, на котором расположены двадцать монастырей, двенадцать скитов и множество келий и других монашеских поселений. Монашеская жизнь на Афоне велась с глубокой древности, но настоящий расцвет Афона начинается с X века, когда византийский император закрепил за афонскими монахами право владения полуостровом, дав им его на вечные времена. Тогда на Афоне подвизался преподобный Афанасий Афонский (умер около 1000 года), основавший там Великую лавру — первенствующий монастырь Святой Горы. Во все века на Афоне совершали свой подвиг множество подвижников. Немало подвижников просияло на Афоне и в XX веке. Это и преподобный Силуан Афонский (умер в 1938 году), и старец Иосиф Исихаст (умер в 1959 году), и старец Паисий Святогорец (умер в 1994 году) [1] .

Монашество в России

Монахи появились на Руси со времен Крещения (988), но первый монастырь был основан трудами и подвигами преподобного Антония Печерского и его ученика преподобного Феодосия.

Антоний и Феодосий Печерские

Антоний и Феодосий Печерские

Святой Антоний был родом из Чернигова. Он принял монашеский постриг на Афоне и прожил там несколько лет. От Бога он получил повеление вернуться на Русь. В 1028 году святой Антоний поселился в пещерах близ Киева. Вслед за ним в этих пещерах стали селиться и другие люди, ищущие аскетических подвигов. Первыми учениками святого Антония стали Никон и Феодосий. Так начала образовываться Киево-Печерская лавра. Когда число насельников достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Последние годы жизни преподобный Антоний провел в уединении, устранившись от управления монастырем. В 1057 году игуменом монастыря стал преподобный Феодосий. Преподобный Антоний умер в 1073 году, а вслед за ним в 1074 году и преподобный Феодосий. Основанная ими лавра славится на весь православный мир.

Среди российских преподобных безусловно самый известный — святой Сергий Радонежский. Преподобный Сергий родился в 1314 году под Ростовом в знатной и благочестивой боярской семье. При рождении он был назван Варфоломеем (Сергий — его монашеское имя). С его детством связан известный эпизод. Учеба давалась Варфоломею тяжело, и он со слезами на глазах молился о том, чтобы Господь помог ему. Однажды ему явился старец, который благословил его, и в отроке Варфоломее открылась способность к учению. После смерти родителей Варфоломей уединился в лесу, спустя некоторое время принял монашеский постриг, а затем и священнический сан. Постепенно рядом с преподобным Сергием стали селиться и другие монахи. Так родился монастырь во имя Пресвятой Троицы, преподобный Сергий стал его настоятелем. Он строил кельи, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии, смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный Сергий соединял с молитвой, бдением и постом.

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский

Долгие годы подвизался в своем монастыре преподобный Сергий. Святитель Алексий, митрополит Московский, на склоне лет призвал к себе преподобного и просил принять Русскую митрополию, но авва Сергий по смирению отказался от первосвятительства. В 1380 году он благословил на Куликову битву благоверного князя Димитрия Донского.

Скончался преподобный Сергий в 1392 году.

Серафим Саровский

Серафим Саровский

Трудами, молитвами и заботами преподобного Серафима был основан знаменитый сейчас Дивеевский женский монастырь во имя Святой Троицы.

В 1833 году преподобный Серафим Саровский отошел ко Господу.

Преподобные и подвижники в России в XX веке

Преподобные и подвижники в России

Преподобные и подвижники в России

В годы советской власти Русская Церковь особенно нуждалась в монашествующих подвижниках как молитвенниках за Церковь и наставниках в духовной жизни. Бог сподобил, чтобы в это время просияло немало подвижников. Это преподобные Серафим Вырицкий, Севастиан Карагандинский, Кукша (Величко), Симеон (Желнин) и другие. Среди чтимых православным народом подвижников благочестия — архимандриты Серафим (Тяпочкин) и Иоанн (Крестьянкин).

Преподобный Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру — Василий Михайлович Муравьев) до революции был успешливым и богатым купцом. После революции он не покинул Родину и в 1920 году принял монашество. Он подвизался в Александро-Невской лавре в Петрограде, а с 1926 по 1929 год был духовником лаврской братии. В 1930 году по рекомендации врачей он переселился в пригород, в поселок Вырица. Там он и прожил до конца своих дней. В те годы, когда закрывали храмы, а верующие и духовенство подвергались жестокому преследованию, старец Серафим с раннего утра до поздней ночи принимал людей, тянувшихся к нему за духовной помощью и наставлением. В годы Великой Отечественной войны, когда Вырица была под немецкой оккупацией, а Ленинград в блокаде, преподобный Серафим, подражая Саровскому чудотворцу, усиленно молился на камне. Умер преподобный Серафим после войны, в 1949 году.

Преподобный Севастиан Карагандинский

Преподобный Севастиан Карагандинский

Преподобный Севастиан Карагандинский (в миру — Степан Васильевич Фомин) в 1917 году принял постриг в Оптиной пустыни. После закрытия монастыря отец Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского. В 1927 году принял священство и после смерти преподобного Нектария в 1928 году служил в приходском храме в городе Козлове вплоть до своего ареста в 1933 году. Проведя годы в лагерях, после освобождения в апреле 1939 года он поселился под Карагандой. Там старец Севастиан устроил домашнюю церковь, где тайно совершал литургию и другие богослужения. В 1955 году разрешили зарегистрировать общину, был построен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, настоятелем которого преподобный Севастиан являлся до самой своей кончины. От Бога он стяжал дар прозорливости и молитвенной помощи страждущим. Свою страдальческую и подвижническую жизнь старец Севастиан завершил в 1966 году. Церковью он прославлен как преподобноисповедник.

Архимандрит Серафим (Тяпочкин)

Архимандрит Серафим (Тяпочкин)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Став священником в 1945 году, Иван служил и заочно учился в Московской духовной академии. Его кандидатская работа была посвящена преподобному Серафиму Саровскому. Однако защитить ее не удалось — в апреле 1950 года он был арестован и приговорен к семи годам лагеря строгого режима. В 1955 году он был досрочно освобожден. В 1966 году отец Иоанн принял монашество, а в 1967-м поступил в Псково-Печерский монастырь, где и подвизался до самой своей блаженной кончины. Духовными подвигами стяжал дарования старца. Он помог многим людям на их жизненном пути определить волю Божию. Старец Иоанн отошел ко Господу 5 февраля 2006 года.

[1] Исихаст — значит безмолвник. Так называют православных подвижников монахов, которые достигают общения с Богом через внутреннюю сердечную молитву, совершаемую в безмолвии.

самые почитаемые святые в православии

Почитание святых — необыкновенная сторона Церковной жизни. В ней по-своему, — и во всей полноте, — раскрывается идея о том, что все верующие во Христа едины. Их не может разделить ни расстояние, ни время, поскольку и расстояние, и время — это условности нашего земного бытия, а Церковь — это часть вечности в нашей жизни.

Святые стяжали Благодать духа Святого и продолжают быть с нами. Мы можем общаться с ними, просить их о чем-то и не сомневаться в том, что будем услышанными.

Каждый святой — это своя история стяжания Благодати Святого Духа уже здесь на земле. Сонм святых — это дар Церкви нам. Святыми становились и нищие и богатые; мужчины и женщины; образованные и неграмотные; покаявшиеся и — ведшие целомудренную жизнь с самого детства. Каждый может найти себе святого с похожей судьбой, проблемами или жизненной ситуацией.

Например, святой Силуан Афонский, который жил в XX веке — это вдохновлящий пример того, как хранить мир душевный и молитву, находясь посреди суеты.

Преподобный старец Силуан Афонский, фотография

Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Еще при жизни он сподобился созерцать Нетварный Свет.

Прежде, чем мы расскажем о самых почитаемых и знаменитых святых в православии, хотим сказать, что при всей кажущейся недостижимости их святости, прежде всего они были обычными людьми, которые проживали свою жизнь по совести. Это и есть главное вдохновение для нас. Никто из святых не был от рождения сверхчеловеком — все они были точно такие же, как и мы с вами.

Почитание святых — это не только преклонение перед ними, но и живое общение. К любому святому можно обратиться, любого можно попросить, любой из них услышит искреннюю молитву.

Ниже мы назовем только несколько имен — тех, кто особо почитаем на Руси. На самом деле, это неполный список — он гораздо шире. В конце-концов, каждый святой кем-то да почитаем. Но так сложилось, что есть святые известные настолько, что их имена, — например Николая Чудотворца, — слышали даже те, кто никогда не были в Церкви.

Самые известные святые в православии

О каждом из этих святых мы писали отдельную статью, поэтому ниже в тексте о каждом святом — несколько тезисов и — ссылка на соответствующее житие.

Святитель Николай Чудотворец

Святой Николай Угодник, икона

Николай Чудотворец — это один из самых почитаемых в православии и христианском мире святых. В католических странах Николай Чудотворец стал прообразом Деда Мороза (Санта-Клаус, святой Николай).

Святитель Николай жил в конце III — начале IV-го веков. Он был митрополитом Мир — одной из территорий в Римской Империи, самого крупного на тот момент и сильного государства.

Святитель Николай является олицетворением сразу нескольких подвигов и служений:

Преподобный Сергий Радонежский

икона преподобного Сергия Радонежского

Преподобного Сергия любили тогда и почитают сейчас, потому что он был образцом. Жизнь почти каждого святого является образцом, но преподобный Сергий Радонежский олицетворял собой действительно чудесный пример. Его образ жизни явил собой истинное христианство — когда человек кроток, свободен от страстей и человеческих условностей, но при этом спокойно в них вписывается и даже на них влияет — изменяя вокруг себя мир. По сути, преподобный Сергий олицетворял собой облик счастливого человека.

Преподобный Серафим Саровский

преподобный Серафим Саровский и медведь

Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам — в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

Но еще преподобный Серафим — это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать — целое учение): о благодати. Он учил: христианство — это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель — стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом — и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

В какой-то степени поучения — это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский фото

Преподобный Амвросий Оптинский родился в 1812 году в Тамбовской Губернии и скончался в 1891 году — в возрасте 78 лет.

Казалось, его жизнь была сплошным страданием — он постоянно и тяжело болел. Но преподобный Амвросий благодарил Бога за все и всех, кто приходил к нему за советом, просил о том же — благодарить Бога и любить ближних.

Он утешал скорбящих, исцелял больных. А о глубоких и серьезных вещах он говорил на самом простом языке — за что его и полюбил народ.

Блаженная Ксения Петербургская

Святая блаженная Ксения Петербургская, икона

После скоропостижной смерти своего мужа, Ксения Петербургская, будучи еще молодой женщиной, раздала все деньги, оделась в одежду супруга, стала назвать себя его именем и говорила всем, что это не он, а Ксения умерла. И начала так жить — в Санкт-Петербурге и ближайших его окрестностях.

Святая блаженная Ксения была из числа святых, которые прославились в народе своей прозорливостью, хотя это была всего лишь одна и далеко не самая важная часть ее духовного пути — и скорее, его лишь следствие.

Блаженная Ксения помогала бедным, несчастливым. Помогала обрести семью, спасти кров над головой, строить храмы. И все это делала, стараясь остаться безвестной.

Святые праведные Петр и Феврония

петр и феврония икона

Святые Петр и Феврония жили в XII–XIII веках. Их жизнь — пример того, как можно стяжать Благодать Духа Святого через супружество, а также свидетельство, что святость возможна не только среди бедных и убогих, монахов или странников, но даже у правителей.

Их жизнь была необыкновенной. Почитайте подробнее: святые Петр и Феврония — история любви.

Спиридон Тримифунтский

Спиридон Тримифунтский

Святитель Спиридон родился около 270-го года на острове Корфу и прожил 70 лет. Он был женат, но рано овдовел. После того, как святитель Спиридон остался один, его избрали епископом города Тримифунт. В 325 году святитель Спиридон Тримифунтский участвовал в Первом Вселенском соборе — важном для христианства событии, когда епископы и богословы со всего мира формулировали основные вероучительные догматы — чтобы победить существующие ереси и расколы и избежать новых.

Больше ничего точного о Спиридоне Тримифунтском неизвестно, однако, народное предание бережно сохранило память о множестве чудес, которые Божией Благодатию сотворил этот святой, и множестве историй, когда святитель при жизни — или после своей смерти — заступался за сирых и обездоленных, бедных и бедствующих.

Святая великомученица Екатерина

святая Екатерина Александрийская

Житие святой Екатерины — это история красивой и умной девушки, которую убили в 18 лет в центре цивилизованного мира. Возможно, это одна из самых впечатляющих судеб, что случались за две тысячи лет в христианской Церкви.

Смерть святой Екатерины пришлась на самое начало IV века — за несколько лет до того, как Римский император Константин объявил христианство государственной религией.

Формальным поводом для ее казни стало то, что она отказалась поклониться местночтимым богам. Однако власть и императора разозлило не только то, что святая Екатерина оказалась вдруг христианкой. А то, что никто не понимал, как христианкой могла оказаться именно она — красавица из высших слоев.

Преподобный Паисий Святогорец

Паисий Святогорец

Паисий Святогорец — один из самых почитаемых святых XX века.
Живя на Афоне, он прослыл настоящим чудотворцем — исцелял, предсказывал будущее. Однако чудеса Паисия Святогорца — это далеко не самое важное, что было в его житии, и Паисий Святогорец в какой-то степени стал заложником своих чудес.

С одной стороны, то, что о нем говорят в первую очередь как об аскете-чудотворце, справедливо: им старец Паисий и был.
Паисий Святогорец спал 3–5 часов в день. Строгость его постов иной назвал бы голоданием. Он исцелял от неизлечимых болезней, предсказывал будущее, вдохновлял на духовную жизнь, обращал в христианство тех, кто кажется никогда бы не обратился. Он изгонял бесов и сам переживал их многочисленные нападки. Его видели парящим над землей и излучающим Божественный Свет.

Но все эти внешние проявления святости затмили главный подвиг старца Паисия: его смирение — то есть умение с миром на душе воспринимать любые события, которые происходили с ним — плохие и хорошие.

В процессе исторического развития в монастырях появлялись свои правила – нормы поведения и образа жизни. Свод правил для монахов российских монастырей, был схож с порядками, существовавшими в монастырях Византии. Чтобы стать монахом, мирянин проходил послушание.

Послушание, это временной отрезок, в течение которого мирянин, стремящийся стать монахом беспрекословно выполнял все просьбы и поручения братьев, живших в обители. Послушник (мирянин, желающий стать монахом), проверял свои духовные и физические силы. Если ему удавалось преодолеть все трудности, то мирянин сможет безболезненно распрощается с прежним укладом мирской жизни.

Монахи

Обряд посвящения мирянина в монахи начинается с пострига. Постриг, это символический обряд. Мирянину, желающему принять монашество, выстригают на голове крест. Потом мирянин меняет одежду. Вместо мирской рубашки, он надевает монашеское платье – рясу.

Человек только что постриженный в монахи, получает новое имя в знак полного разрыва с прежним своим миром. Далее монах может принять большую или малую схиму. Схима обязывает к неким нормам поведения.

Некоторые монахи становятся монахами – столпниками. Монахи – столпники, могли подолгу стоять на возвышении, читать молитвы. Другие же решали уйти из монастырских стен и начинали одиночную жизнь. Домом для такого монаха-отшельника, становилась небольшая избушка или землянка, именуемая скитом.

Как же проходит день монаха? Попробуем рассказать поподробней. Монашеское утро начинается в полночь. Звенят колокола, которые сигнализируют о том, что начались новые сутки. Монахи собираются в храме, и начинается церковная служба. По окончании службы настоятель делает поучение. Когда настоятель монастыря заканчивает речь, монахи расходятся по своим кельям. Нет, монахи не идут спать. Каждый монах, обязан сделать определенное число поклонов перед образами и прочитать определенное число молитв.

Монах

В пять утра в монастырских стенах снова звонит колокол. Он снова созывает братию на молитву в храм. После службы монахи идут завтракать. Трапезничают они скромно: едят хлеб, пьют чай или квас. Теперь до обеда монахи опять расходятся по кельям, выполняя различные послушания.

После обеда, еще пару-тройку часов труда. И опять на службу в храм. Вечерняя служба обычно идет полтора часа. По ее окончанию монахи идут ужинать. После ужина еще одна служба. День монаха подходит к концу. В 7 часов можно лечь спать.

Не все монахи занимаются только молитвами и поклонами. Есть часть монастырской братии, которая занимается трудом. Кто-то льет пот в мастерских, а кто- то на полях, выращивая хлеб.

Читайте также: