Медиум это сообщение маклюэн

Обновлено: 19.05.2024

Но тише!
Что за свет блеснул в окне?
Оно заговорило.

Приходится поверить в колдовство,
Которым совращают самых чистых.

Тебе, Родриго, ни о чём таком
Читать не приходилось? 8

Ведь зоркость государственных людей,
Как Плутус, видит все крупинки злата,
Спускается на дно глубоких бездн
И в мысли проникает, словно боги,
И рост их видит в тёмных колыбелях. 9

Согласно современной мысли
(если уж не в самом деле),
То, что не действует, — ничто.

А посему считается за мудрость
Описывать чесанье, а не зуд.

Алексис де Токвиль был первым, кто овладел грамматикой печати и книгопечатания. Благодаря этому он сумел истолковать смысл грядущего изменения во Франции и Америке так, словно зачитывал вслух выдержку из врученного ему текста. Фактически, девятнадцатый век во Франции и Америке потому и стал для Токвиля такой открытой книгой, что он постиг грамматику печати. Кроме того, он знал, где эта грамматика неприменима. Его спрашивали, почему он не написал книгу об Англии, хотя хорошо её знал и восхищался ей. На это он ответил:

В ранней работе о Французской революции Токвиль объяснял, что именно печатное слово, достигшее в восемнадцатом веке культурной насыщенности, гомогенизировало французскую нацию. Французы стали похожи друг на друга от севера до юга. Книгопечатный принцип единообразия, непрерывности и линейности переборол сложности древнего феодального и устного общества. Революция была совершена новыми литераторами и юристами.

В Англии же власть древних устных традиций обычного права, поддерживаемая средневековым институтом Парламента, была настолько огромна, что ни единообразие, ни непрерывность новой визуальной печатной культуры никак не могли окончательно в ней возобладать. В итоге в английской истории так и не произошло самого важного для неё события, а именно английской революции, подобной революции во Франции. Американской революции не нужно было отвергать или искоренять средневековые правовые институты, за исключением монархии. И, по мнению многих, американское президентство стало гораздо более личностным и монархичным, чем любая из существовавших европейских монархий.

Здесь применительно к человеческому питанию и самовыражению изложена теория равновесия, которую мы даже сейчас, после столетий фрагментации и специализма, ещё только стремимся разработать заново применительно к средствам коммуникации.

Папу Пия XII глубоко волновала необходимость серьёзного изучения сегодняшних средств коммуникации. 17 февраля 1950 года он сказал:

Если формообразующей силой, заключённой в средствах коммуникации, являются сами эти средства, то отсюда вытекает огромное множество важных вопросов, которые могут быть здесь только упомянуты, хотя заслуживают целых томов. А именно: технологические средства коммуникации представляют собой сырьевые, или естественные ресурсы, точно такие же, как уголь, хлопок и нефть.

То, что наши человеческие чувства, расширениями которых являются все без исключения средства коммуникации, тоже являются фиксированными налогами на наши личностные энергии и тоже конфигурируют сознание и опыт каждого из нас, можно воспринимать и в ином аспекте, на который обращает внимание психолог К. Г. Юнг:

5,00 (1)

Понимание медиа

The medium is the massage

marshall mcluhan quentin fiore the medium is the massage — JMS University

Marshall McLuhan, Quentin Fiore – The Medium is the Massage

Технологии и средства коммуникации

Говоря о какой-либо исторической эпохе, среди первых ассоциаций всплывают элементы повседневной материальной культуры – одежда и привычные атрибуты, формирующие внешний образ представителя конкретного временного периода: римского центуриона, русского крепостного крестьянина или монгольского шамана.


Можно заметить, что эти атрибуты и элементы выполняют определенные функции и являются таким образом полезным плодом работы человеческого интеллекта. При этом ни один предмет не выполняет строго утилитарную функцию.

Помимо основного предназначения (меч – рубить, резать; плуг – пахать) предмет начинает проявлять дополнительные свойства, которые могут носить социальный характер и сильно влиять на статус или положение человека в обществе.

В свою очередь, совокупность этих статусов формирует критическую массу, которая становится фундаментом для определенных культурных и социальных феноменов, являющихся составными частями более крупных государственных институтов.

И если у вас возник вопрос, зачем нужно было длинное вступление, то ответ, конечно же, можно было заметить в названии статьи. Сегодня мы рассмотрим основные идеи философа и теоретика медиа Маршалла Маклюэна.

Имплозивный заряд готов. Потому мы плавно переходим к изложению концепции канадского исследователя и погружаемся в специфику его теоретических взглядов на технологии, прогресс и информационное пространство.


Отдельный интерес у исследователя вызывают средства коммуникации или, как он их называет, внешние расширения человека (The Extensions of Man). Под средствами коммуникации Маклюэн понимает широкий ряд технологий, основной задачей которых является облегчение связей между людьми.


Получается, в нашем примере для людей критично то, что они более не смогут получать важную для себя информацию, связываться с важными людьми. Однак, Маклюэн с подобным рассуждением был бы абсолютно не согласен, но для того, чтобы понять почему, надо слегка углубиться в его видение средств коммуникации.

The Medium is the Message

По ходу своего развития медиа неоднократно трансформировались, меняя тем самым и характер коммуникации, осуществляемой через них. Но при этом фундаментальная функция (донесение информации) не была подвержена сильным изменениям.


Это означает, что то, какие именно средства коммуникации мы используем, конструирует особенности того, зачем мы их используем. Происходит это из-за транслирования вовне уже заложенных в конструкционную суть технологий и медиа человеческих потребностей. По-другому это можно трактовать таким образом: форма медиа задает предпосылки его содержания.

Одновременно Маклюэн вводит в свои рассуждения такое понятие, как самоампутация. Под этим исследователь подразумевает, что с появлением внешних расширений органов эти самые органы отчуждаются от человека, перестают ему принадлежать, становясь общечеловеческим инструментом, доказательством чего служат любые медиа.


К примеру, потребность постоянного документирования и отображения жизнедеятельности не становится такой сильной, пока человек не столкнется с Инстаграмом – медиа, где, по большому счету, собраны архетипы современных людей и отображены негласные правила их поведения и времяпрепровождения.


Имея столь сильное продолжение функций своего глаза и нервной системы, как перманентное получение информации в больших объемах, человек вряд ли будет согласен шагнуть назад и перейти на новостные газеты. На самом деле, критичны даже сущие мелочи: увлекшись списками мастридов, можно будет заметить некоторую трудность в попытке отказаться от них в пользу личного отбора статей.

Из этого возникает закономерное опасение: средства коммуникации, становясь глобализированными, упраздняют личное, устанавливая главенство общного и массового. Таким образом, чем привычней становится чтение списка мастридов, тем меньше у человека остается личностных оценок и суждений. Здесь мы приходим и к другому выводу Маршалла: содержанием средств коммуникации является тот, кто их использует.

Анализ средств коммуникации


Телеграфный аппарат Морзе СССР 1940-ые


Ведь юридические нормы создают высокий уровень определенности гражданина в отношении, допустим, преступных действий. А в кино или литературе могут быть запечатлены ситуации, которые будут идентифицироваться как аморальные.


Через глобальную деревню и киберпространство к интернету


Этот телефон находился в главной панели управления Нью-Йоркской фондовой биржи (примерно 1950 г.)

Тесная общемировая связь ведет к ложному ощущению всеобщей партиципации, когда любые культурные и социальные различия трактуются как неправильные или порочные. Маклюэн настаивает на том, что, получая возможности связи со всем миром, мы подвергаем наше мышление риску выстраивать суждения, основываясь исключительно на личном, даже не интерсубъективном, культурном опыте.

Говоря о визионерах интернета, нельзя не вспомнить и представителя художественной литературы Уильяма Гибсона с его киберпространством. В целом для жанра киберпанка характерны довольно точные схождения с идеями Маклюэна, особенно если брать классические произведения, полные расширений человеческих органов и даже самоампутации сознания в виде андроидов.


Глобальная деревня в исполнении Гибсона приводит не только к созданию виртуального пространства, но и к господству транснациональных корпораций как наиболее значимых игроков на рынке информации.


В реальную жизнь могут проникать мемы, в интернет – политические деятели, но при этом в реальном мире не может возникнуть веб-сайт, равно как и в интернете не могут возникнуть любовные отношения – по крайней мере, в том виде, в котором мы привыкли воспринимать веб-сайт и любовные отношения. Другими словами, можно говорить о существовании вещей и функций, которые не могут быть с точностью воспроизведены в одном и другом пространствах.

Вероятно, изобретя интернет, человек произвел величайшую в истории самоампутацию, создав кардинально новую жизненную территорию.


Направление человеческой истории зависит от характера медиа, используемых людьми.
Медиа – это, разумеется, не только СМИ. По сути, это любой посредник между человеком и внешней средой или другими людьми. Бутылка, стихотворение, стул, каталог мебели, машина, диафильм – все это в равной степени является средством коммуникации.
Любое средство коммуникации – это вынос вовне и расширение некой функции человеческого организма.
Человек оказывается чем-то вроде спрута. Постоянного расползающегося, расширяющего свой организм, стремящегося проникнуть во все уголки внешнего мира и приспособить их под свои нужды.



Картинка кликабельна

Средства коммуникации развиваются, меняется их температура и влияние на общество.


Основная идея заключается в том, что средство массовой информации (коммуникации) влияет на общество в первую очередь не своим содержанием, а теми характеристиками, которые отличают его от других СМИ.

Наиболее простым средством массовой информации является электрический свет, который создаёт окружающую среду посредством простого присутствия.
Электрический свет — это чистая информация.
Электрический свет не обладает никаким контентом, но тем не менее позволил людям с пользой использовать ночное время и сделал экономическую деятельность современного общества круглосуточной. Схожим образом телевидение, радио, интернет и другие средства массовой информации оказывают огромное и непредсказуемое влияние на развитие общества самим фактом своего существования.

Маклуен описывает медиа близко к первоначальному значению этого слова - "посредник".
И формулирует свои принципы с точки зрения взаимодействия (коммуникации) объектов (людей, систем) через медиа друг с другом и с окружающей средой.
Эти четыре прнципа были озвучены следующим образом:



Характеристики Медиа: восстановление, расширение, переход в противоположность, устаревание.

Каждая новая технология влияет на расширение возможностей определенного органа или определенной способности (что усиливает Медиа?).
Если одна из частей вашего восприятия усиливается, то как в законе сохранения энергии, другая часть подавляется (что Медиа делает устаревшим?).
Содержание любого медиа-средства - это старое средство передачи информации, то есть каким бы новым не было средство передачи информации, все равно он включает в себя старую форму (Как восстанавливаются Медиа из того, что устарело раньше?).
Каждая форма склонна к самосовершенствованию, если она доведена до лимита своих возможностей (Как отразится средство на нас, когда он исчерпает свои возможности?).

Читайте также: