Сообщение о любой национальности проживающей на территории свердловской области

Обновлено: 02.07.2024

Измоденовская библиотека: выставка - рекомендация "Книжное приключение кота"

Масленичная неделя начинается в 2022 году 28 февраля и завершается 6 марта. В день окончания Масленицы проходят народные гуляния с обрядом сжигания чучела, символизирующего зиму. Так происходит прощание с зимой и встреча долгожданной весны. Также в этот день все поздравляют другу друга и желают весеннего тепла и настроения. Мы также желаем вам хорошего настроения и надеемся, что наш фото-флешмоб "Широкая Масленица на Махнёвской земле" (архивные фото прошлых лет от МКУ "Махнёвский КДЦ" добавят по

Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Появление человека на Урале

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района Республики Башкортостан.

Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.

Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова

Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были абсолютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.

Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Капова (Шульган-Таш), расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.

Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.

Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.

Рисунки в Каповой пещере

Рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции.

Коренные народы Урала

Вогулы (манси)

Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе - в 1732, более позднее - в 1751.

После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать – ясак – подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользовать пахотные и сенокосные угодья, а также леса. От рекрутской повинности они были освобождены до 1874 года. С 1835 года им пришлось платить подушную подать, а позднее выполнять земскую повинность.

Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.

Манси

Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля.

Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому. Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов. Идолы устанавливались в укромных местах, им по-прежнему приносили жертвы.

Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская.

С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту.

Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка.

Коми (зыряне)

Данный народ обитал на территории таежной зоны в Северном Приуралье. Произошел от вымской археологической культуры. Относятся к угро-финской языковой группе. Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля, также занимались земледелием и скотоводством. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком. Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России. Столица республики Коми — Сыктывкар — был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск.

Коми-зыряне

Коми-пермяки

Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. Предки коми-пермяков пошли от родановской археологической культуры (сложившейся на основе ломоватовской), которая была так названа по Роданову городищу в Верхнем Прикамье. По реке Каме и ее притокам известно более 300 памятников родановской культуры IX-XV веков. По оценкам историков, их численность составляла не менее 4,5 тысяч человек. Территория обитания народа совпадала с границами Перми Великой. Коми-пермяки относятся к угро-финской языковой группе.

Поселения (городища и селища) стояли на берегах рек, жили в деревянных домах. Занимались пашенным земледелием. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.

Выделяется две обособленные группы коми-пермяков - язьвинская (возникла в результате переселения в XII-XIII веках с Колвы) и верхнекамская - зюздинская.

В ходе русской колонизации коми-пермяки переселились на более компактную территорию по рекам Коса и Иньва с их притоками. Здесь и сейчас сохраняется основное ядро этого народа.

Коми-пермяки

Коми-язьвинцы

Небольшой по численности коренной народ Пермского края. Проживают на своей исторической родине на верхней Язьве (Красновишерский район Пермского края). Продолжают говорить на особом диалекте коми языка. Коми-язьвинцы являются потомками коми этнической общности, которая в дорусский период истории Урала занимала междуречье Вишеры, Колвы, Язьвы, Глухой Вильвы и Боровой.

Башкиры

Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Предки башкир формировались в степях Приаралья и прилегающих районах Средней Азии, затем они мигрировали в степи и лесостепи Южного Урала. Формирование современного башкирского народа (со своим самоназванием "баджгард", "башкурт") началось в Приуралье в IX-X веках, когда они расселились по обоим склонам Уральского хребта: по рекам Белая, Ай, Юрюзань, Уфа, Дема, Сакмара, Большой Ик, Мензеля, Урал, Уй, Миасс. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. Южные башкиры кочевали, жили в юртах, питались мясом и молоком. Северные башкиры занимались пастушеским скотоводством и охотой.

В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В 1236 году данная территория отошла в удел брата хана Батыя. Когда Золотая Орда распалась, одна часть Башкирии перешла в Ногайскую Орду, другая — к Казанскому ханству, третья — к Сибирскому ханству. В XI-XV веках в состав башкир вливались новые массы тюркоязычного населения. В 1557 году Башкирия вошла в состав России. Башкиры были самым многочисленным из нерусских народов Урала.

Развитие этих мест существенно ускорилось с появлением Самаро-Златоустовской железной дороги, которая строилась с 1885 по 1890 год и проходила через центральные регионы России. Важным моментом в истории Башкирии явилось открытие первой нефтяной скважины, благодаря чему республика стала одним из крупных нефтяных районов России. Мощный экономический потенциал Башкирия получила в 1941 году, когда сюда с запада России было перебазировано более 90 крупных предприятий. Столица Башкирии – город Уфа.

Башкирка. Фото С.М. Прокудина-Горского

Марийцы (черемисы)

Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э. Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.

Марийцы

Удмурты

Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э. Предки удмуртов формировались в междуречье рек Волга и Кама. Они составляли две большие группы: южную (жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки - Вале и Кильмези) и северную (появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар). Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар - укрепленный ремесленный, торговый и административный центр.

Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южных удмуртов - чумойтлинской и кочергинской культур. По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.

Нагайбаки

В Нагайбакском районе Челябинской области живут потомки крещеных татар-казаков, получивших название нагайбаки. Их признают потомками ногайских татар, которые не ушли из Среднего Поволжья после завоевания Иваном IV Казанского ханства. В Оренбургской губернии нагайбаков было три группы, но в настоящее время сохраняют самосознание только две группы. Самая многочисленная - в Нагайбакском районе Челябинской области (около 10 тысяч человек). Нагайбаки имеют статус коренного малочисленного народа.

Современные нагайбаки помнят своих предков, которые первыми вошли в Париж во время Отечественной войны. За это они получили землю, на которой основали в том числе село Париж. Также на землях нагайбаков в этой части Челябинской области встречаются и другие европейские топонимы: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Требия и другие. Эти названия появились по предложению Оренбургского генерал-губернатора.

Татары

Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.

Агафуровы

Агафуровы - в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар

Культура народов Урала

Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.

Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

Уральский край всегда отличался значительным этнокультурным разнообразием. Достаточно сказать, что по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в Свердловской области были зафиксированы представители более чем 120 национальностей. Некоторые ученые считают, что древнейшие люди появились на Среднем Урале примерно 10 тысяч лет назад…

В 1982 году около Верхнего Тагила было обнаружено святилище середины 3 — начала 2 тысячелетия до нашей эры, открыт уникальный археологический памятник специалистами по этнокультурной истории Урала.

Городища иткульцев находились на возвышенных местах, так как им нужен был ветер для технологического процесса изготовления металла. После иткульцев были обнаружены шлак, руда, медные слитки.

В течение 1-го тысячелетия до нашей эры сарматы покинули Средний Урал. Возможно, скотоводы-сарматы исчерпали доступные им природные ресурсы. Не исключено, что они решили переселиться в Поволжье, где местные племена уступали сарматам и в организации, и в вооружении.

Угры обычно селились на возвышенных местах с природными преградами, выкапывали рвы и насыпали валы для дополнительной защиты. Позднее, после прихода русских на Урал, угорские племена мигрировали на север и северо-восток, став народами ханты и манси. Угры подверглись христианизации, но сохранили и многие традиции язычества и шаманизма. Поэтому теперь в жилищах манси могут спокойно соседствовать православные иконы и языческие идолы. В то же время наряду с русскими на Урале стали селиться марийцы, татары, башкиры. Жил здесь и такой народ, как терсяки. Они платили русским ясашный налог, но в переписях терсяков записывали почему-то в число татар и башкир, хотя терсяки сильно отличались от обоих этих народов. Терсяки жили в районе современного Первоуральска и Ревды, а пришли они на Урал откуда-то из района реки Уфа (по одной версии), либо с Алтая (по другой).

Свердловская область – субъект РФ, экономически развитый регион, столица которого была основана почти два столетия назад.


Актуальная статистика

Именно в этом году заработал металлургический завод на реке Исеть. На январь 2020 г. в Свердловской области согласно данным Росстата проживает 4 310 681 человек. Плотность населения – 22.18 человек на кв. км.


Данные по годам

Если сравнивать данные по численности населения Свердловской области по годам, то можно увидеть, что начиная с 1959 г. число жителей изменилось сравнительно незначительно. Так, в названном году, в регионе проживало чуть более 4 млн. человек, тогда как в 1970 г. здесь живет уже более 4 млн. 300 тыс. человек. Максимальное количество жителей было зафиксировано между 1979 и 1994 гг. начиная с 1995 г. число людей начинает постепенно уменьшаться:

  • 1995 г. – 4678975;
  • 1996 г. – 4660022;
  • 1997 г. – 4641304;
  • 1998 г – 4625057;
  • 1999 г. – 4607587;
  • 2000 г. – 4577515;
  • 2001 г. – 4545942.

Как видно, Перестройка и 1990 гг. не оказали значительного влияния на численность населения. Минимум по количеству жителей был зафиксирован в 2011 г. – 4297227 человек. Нынешнее демографическое положение можно сравнить с 1970 г., о чем уже шла речь выше, правда по количеству новорожденных 2020 г. все же уступает 1970 г. в 1970 г. на 1000 человек рождалось 14.5 младенцев, а в 2020 г. чуть больше 13. Для сравнения в 1979 г. рождалось почти 17 младенцев. Уменьшившаяся рождаемость наблюдается на фоне увеличивающейся смертности. Если в 1970 г. умирало на ту же 1000 тысячу человек около 8.4, то в 2020 г. эта цифра увеличилась почти вдвое.


Важно! Более всего людей умерло между 2000 и 2004 гг. На 1000 человек в 2003 г. приходилось 17.3 смертей при 10.4 новорожденных.

Города

В Свердловской области 47 крупных городов, а также 27 поселков городского типа с населением от 2 до 15 тыс. человек. Крупнейшие:

  • Екатеринбург. В этом городе живет почти 1.5 млн. человек. Основан в 1723 г. и назван в честь Екатерины Первой. Статус города получил уже при Екатерине Великой в 1781 г. В начале прошлого столетия Екатеринбург становится центром революционного движения Урала. В годы ВОВ именно в Екатеринбурге располагался крупнейший завод тяжелого машиностроения. Сегодня это четвертый по численности город в России, крупнейший в стране транспортно-логический узел и административный центр. В 2020 г. Екатеринбург получил звание города трудовой доблести. В Екатеринбургской агломерации проживает свыше 2.2 млн. человек пи плотности населения более чем в 3 тыс. человек на кв. км.
  • Нижний Тагил. Основан в 1722 г. Сейчас здесь проживает более 349 тыс. человек при плотности в 1173,25 человек на кв. км. Город многонациональный, здесь живут русские, украинцы, татары, есть граждане Белоруссии и Азербайджана. Если сравнивать с 1897 г. население города увеличилось в 10 раз. В конце 19 века здесь едва проживало более 30 тыс. человек. Максимум по количество жителей был достигнут в 1989 и 1991 гг. В этот период согласно статистическим данным на территории города регулярно находилось порядка 439 000. Примерно такое же число жителей проживало в Нижнем Тагиле в 1994 г., но в 1995 г. и в последующие годы цифра меняется в меньшую сторону. Жители уезжают в столичные города, умирают, рождается меньше детей. Интересно, что в ряду 1115 крупнейших городов России Нижнему Тагилу отводится 54 место.
  • Каменск-Уральский. Город на Среднем Урале с населением в 166 086 человек при плотности 1152,73 человека на кв. км. Основан в 1682 г., некоторое время, до 1699 г. оставался заимкой. Современный Каменск-Уральск состоит из 2 районов, является третьим по численности и плотности город в Свердловской области, десятым по количеству железнодорожных транспортных узлов, проходящих через его территорию. В агломерации живет более 174 тыс. человек, преимущественно исповедующих православие и ислам.
  • Первоуральск. Еще один крупный город Свердловской области с населением порядка 120000. Основан в 1732 г., изначально и вплоть до революции 1917 г. был поселком, но в 1933 г. обрел статус города. Местные жители проживают достаточно плотно на 1 кв. км – 1829, 97 человек. Если сравнивать численность жителей сейчас и количество людей, проживающих на территории Первоуральска на момент основания, то можно говорить о более чем тридцатикратном увеличении. В 1735 г. в поселке проживало всего 400 человек, но в 1926 г. здесь живет уже 9000, в 1939 г. – 44000, а в 1962 г. уже более 100000. Максимальное количество жителей было зафиксировано в 1991, 1992 и 1993 гг. – 144000 человек, но в 1995 г. в Первоуральске живет уже на 8 тыс. человек меньше. Наблюдается стойкое ухудшение демографической обстановки, даже несмотря на то, что город продолжает оставаться крупным транспортным, промышленным, торговым и культурным центром.

Также крупными Свердловской области являются – Верхняя Пышма, Краснотурьинск, Полевской, Серов, Лесной, Асбест и Березовский.

История

Субъектом РФ Свердловская область стала сравнительно недавно. Но территория эта была заселена еще в древности. Археологи нашли множественные стоянки древнего человека, свидетельствующие о том, что первые люди обитали в этих землях еще в эпоху палеолита, а также железного века.

В 1780 г. и в 1796 г. были образованы два губернии – Тобольская и Пермская и выделено 6 уездов. Как отдельная административная единица Свердловская область образовалась после выделения ее из Уральской области в 1934 г. В 1938 г. было произведено еще одно деление, по итогам которого территория получила почти современный облик. В годы ВОВ в Свердловскую область эвакуировали более 200 предприятий, продолживших здесь свою работу. В советскую эпоху здесь были воздвигнуты крупнейшие в стране металлургические, трубные и медеплавильные заводы. Строительство этих крупнейших гигантов способствовало притоку рабочих.

Естественное движение

Начиная с 1990 гг. численность населения постепенно уменьшается естественным образом. В 2020 г. естественная убыль на 1000 жителей равняется примерно – 0,2-0,5.


Браки и разводы

Заметно уменьшается, если сравнивать со второй четвертью прошлого века количество браков и увеличивается число разводов. Так, в 1955 г. на 1000 жителей приходилось 12.4 брака, в 1980 г. – 10.6 браков, а в 2018 г. – 6.4 брака. Процент разводов в том же 1955 году составлял 0.9, а в 2018 г. 4.4, из 6.4 браков распадается больше половины. В 2020 г. ситуация не улучшилась, показатели примерно те же.


Пол и возраст

На территории региона рождается примерно одинаковое количество лиц мужского и женского пола. Из 50000 новорожденных примерно 24 тысячи – это девочки и 26 тысяч – мальчики.

В дальнейшем по мере взросления новорожденных и старения уже живущих, разница между мужчинами и женщинами в количестве увеличивается. Например, среди лиц старше 60 лет преобладают женщины, так на 121000 мужчин этого возраста приходится почти 178000 женщин.


Миграция

Миграционные процессы в части увеличения населения коснулись в основном городов.


В 2019-2020 г. число городских жителей увеличилось примерно на 4600 человек, тогда как деревни покинуло свыше 5000 человек. На миграцию влияют отдаленность места проживания от места работы, учебы. В основном приезжие – это выходцы из стран СНГ, регионов РФ.


Национальный состав

Преобладающая нация – русские. Также в Свердловской области проживает множество татар, украинцев, башкир, марийцев и немцев, есть удмурты, мордва, чуваши и представители других малых народов. Давно и прочно обосновались здесь выходцы из Белоруссии, Азербайджана. Киргизии, Узбекистана, Казахстана и даже Китая.


Некоторую долю населения составляют молдаване, евреи, цыгане, грузины, поляки и греки. Коренным народом считаются башкиры, проживающие на этих землях с давних времен.

Прогноз

В целом прогноз по части улучшения демографической ситуации и прироста населения не слишком благоприятный, рождается по-прежнему меньше людей, чем умирает или покидает пределы региона. Значительное влияние на убыль населения оказывает неблагоприятная экономическая ситуация в мире, экологические проблемы, трудности с трудоустройством на местах, стремление молодежи пройти обучение в столице.

Свердловская область – одна из крупнейших по численности населения, в одном только Екатеринбурге проживает почти 1.5 млн. человек, но все же и этот регион испытывает общие для всей России демографические проблемы.

Читайте также: