Сообщение о лирике окуджавы

Обновлено: 07.07.2024

В моей душе запечатлён портрет одной

Её глаза в иные дни обращены.

Ты течёшь, как река, - странное название!

И прозрачен асфальт, как в реке вода.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание,

ты и радость моя, и моя беда.

Вы начали прогулку с арбатского двора,

Я - дворянин арбатского двора,

своим двором введённый во дворянство.

Мотив доброты, сострадания, участия явственно слышен в каждой песенке Окуджавы, вплоть до самых поздних.

Все герои песен Окуджавы зачарованы - женщиной, городом, друг другом, сказкой, потому что и сам автор, глядящий их глазами, зачарован, влюблён в жизнь, внимательно всматривается в её прекрасные черты. И то, что у другого поэта предстаёт как результат борьбы - прежде всего, с собственной душевной расколотостью - у Окуджавы изначально органично и безнадрывно, исполнено любви и благодарности.

Война - еще одна тема, в которой принципиально отсутствует героика в описании, нет никакого романтического флёра, автор не запугивает читателя войной, но стремится противопоставить смерти неумирающий облик погибших:

Надежда, я останусь цел -

не для меня земля сырая,

а для меня твои тревоги

и добрый мир твоих забот!

Гост

ГОСТ

Романс – это небольшое лирическое произведение напевного типа, чаще всего, на тему любви.

Особенности поэзии Б. Окуджавы. Стихи-песни

Писать стихи Окуджава начал еще в школе. Это были лирические, простые, добрые стихи. С юности умея играть на гитаре, Окуджава стал напевать свои стихи, даже не подозревая о том, что он становится родоначальником нового направления в советской песне.

В 1960-1970 гг. Б. Окуджава писал прозу:

Даже в прозаических жанрах он остается поэтом, размышляя о затаенно-личном.

Песенная поэзия Окуджавы привлекает вниманием широкой аудитории. Его песни-стихи звучат с концертной эстрады, по радио, с кино- и телеэкранов.

Б. Окуджава не столько пел, сколько нежно и тихо под простенькие аккорды рассказывал стихи. Известно, что поэт не имел вокальных данных. Он умел без пафоса говорить о важном и сложном, о второстепенном и главном.

Готовые работы на аналогичную тему

Вокруг стихотворений Б. Окуджавы часто возникала полемика. Оппоненты в этих спорах стремились вскрыть достоинства произведений поэта и их слабости, а также разобраться в своеобразии его поэтического таланта. Многие критики, рассуждая о популярности произведений Окуджавы, на первый план выдвигают именно содержание песни, ее задушевность, лиризм, а не мелодию.

Множество своих произведений Б. Окуджава посвятил Москве. Его стихи конкретны, смелы и глубоко правдивы. Но утверждать, что поэтический мир Окуджавы сужен до рамок Арбата было бы ошибочным.

В лирическом мире поэзии Окуджавы много сказочного, условного. В его произведениях присутствуют и элементы игры, и необычные персонажи (Голубой Человек, Веселый Барабанщик, сверчки, муравьи и т.д.). При этом в его произведения ощущается неразрывная связь с реальностью и современной жизнью. И осуществляется она путем использования разнообразных мотивов. Одним из самых важных для поэта был мотив надежды.

Для поэзии Булата Окуджавы характерным является широкое использование междометий, вводных слов, антонимов, союзов.

Будучи тонким, романтичным поэтом, Окуджава при этом никогда не упрощал стилистику произведений. Несмотря на это, понимали его все, независимо от образования, класса, профессии. В каждом человеке есть то, о чем писал Окуджава: любовь, грусть, мечта, вера в хорошее, надежда.

Жанр романса в творчестве Б. Окуджавы

Тема женщины и тема любви занимает ведущее место в лирике многих поэтов. И творчество Б. Окуджавы в этом смысле не исключение.

Баллада – это разновидность романса.

Как для бытового романса, для стихов Окуджавы являются характерными:

  • Императивность;
  • Адресация;
  • Символизация имени любимой.

В произведениях поэта достигается особая атмосфера доверительности благодаря использованию иных интонационных и лексических средств, чем в бытовом романсе. При всех параллелях и связях бытовой романс – лишь один из истоков поэтики Окуджавы.

Поэзия Булата Окуджавы синкретична. Здесь органично соединились различные жанровые и стилевые прообразы: фольклорные, песенные, поэтические.

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

Булат Окуджава

Статьи посвященные Булату Окуджаве

Булат Окуджава: о чем писал поэт

Булат Окуджава – гениальный поэт и музыкант, песни которого звучат и слушают и по сей день, спустя столько лет. О чем же писал бард и чему посвящал свое творчество?

Песни о главном

Песни Булата Окуджавы продолжают жить в исполнении автора и многих других исполнителей, и конечно же, в сердцах множества поклонников творчества этого замечательного барда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что Б.Ш. Окуджава был своего рода универсальным художником, являясь одновременно и поэтом, и прозаиком. Поэтому изучение своеобразия восприятия и освоения русской классической традиции в творчестве Б.Ш. Окуджавы поможет понять особенности ее отражения не просто в прозаических произведениях, но в таком уникальном явлении, как проза поэта.

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей поэтики и стиля лирики Б.Ш. Окуджавы.

Задачи курсовой работы:

изучить поэтическое наследие Б.Ш. Окуджавы;

рассмотреть лирико-романтическую традицию в поэзии Б.Ш. Окуджавы;

описать своеобразие лирики Б.Ш. Окуджавы.

Объект исследования: творчество Б.Ш. Окуджавы.

Предмет исследования: поэтика и лирика Б.Ш. Окуджавы.

При исследовании в данной курсовой работе мы использовали следующие методы:

анализ научной литературы;

анализ произведений поэтики и лирики Б.Ш. Окуджавы.

Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких авторов, как: Р. Абельская, Е.А. Баратынский, С. Бойко, А.Н. Веселовский, А.П. Горкина, Ю.В. Лебедев, Ю. Лотман, М. Муравьев, А.П. Скафтымов, Л.И. Тимофеев и др.

Практическая значимость работы: материалы и результаты курсовой работы могут быть использованы при разработке занятий по современной русской литературе, спецкурсов по русской литературе XX века.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1 Теоретические основы изучения творчества Б.Ш. Окуджавы

1.1 Б.Ш. Окуджава – представитель русской литературы XX века

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные – о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры XX века [12, с.105].

Подводя итог, отметим, что всего у Б.Ш. Окуджавы около полутора сотен песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере в торжество разума и мудрости.

1.2 Поэтическое наследие Б.Ш. Окуджавы

Таким был, несомненно, и Булат Шалвович Окуджава. Именно тогда, в далекие шестидесятые годы, зазвучали его стихи. Именно стихи, а не песни, так как он сам всегда говорил, что ни в коей мере не считает себя певцом, просто ему так удобнее со слушателями-читателями разговаривать [4, с.158].

Сам Б.Ш. Окуджава прожил тяжелую жизнь, полную лишений и разочарований – родители его были репрессированы в годы сталинских беззаконий, его долго не считали серьезным поэтом, после перестройки канонизировали, а он был земной человек, со своими слабостями и заблуждениями, очень порядочный и честный. Всю свою жизнь он больше всего хотел, чтобы его Родина, Россия, жила честно, чтобы никому не было стыдно за то, как мы живем.

2 Анализ особенностей поэтики и стиля лирики Б.Ш. Окуджавы

2.1 Лирико-романтическая традиция в поэзии Б.Ш. Окуджавы

Она в спецовочке такой промасленной,

берет немыслимый такой на ней! [1, с.89].

В моей душе запечатлен портрет одной

Прекрасной Дамы.

Ее глаза в иные дни обращены [1, с.93] .

Ты течешь, как река,странное название!

И прозрачен асфальт, как в реке вода.

Ах, Арбат, мой Арбат, тымое призвание,

ты и радость моя, и моя беда. [1, с.98].

Вы начали прогулку с арбатского двора,

к нему-то все, как видно, и вернется [1, с.99] .

Как наш двор ни обижалион в классической поре.

Там Володя во дворе, его струны в серебре. [1, с.104].

Ядворянин арбатского двора,

своим двором введенный во дворянство [1, с.108] .

Полночный троллейбус, мне дверь отвори!

Я знаю, как в зябкую полночь

твои пассажиры – матросы твои –

Я с ними не раз уходил от беды,

я к ним прикасался плечами.

Как много, представьте себе, доброты

в молчанье, в молчанье [1, с.106] .

Хожу я и песенку слушаю –

она шевельнулась во мне. [1, с.113] .

Счастлив дом, где голос скрипки

наставляет нас на путь

и вселяет в нас надежды.

Остальное как-нибудь.

Счастлив инструмент, прижатый

к угловатому плечу,

по чьему благословению я по небу лечу [1, с.80] .

И женщины глядят из-под руки (вводное) –

в затылки наши круглые глядят (уточнение) [1, с.116] .

Троекратное (подряд) повторение слова указывает на строевое движение, передавая его ритм:

Уходит взвод в туман-туман-туман.

А прошлое ясней-ясней-ясней. [1, с.116]

В этой же песне можно найти и явные параллелизмы:

А мы рукой на прошлое: вранье!

А мы с надеждой в будущее: свет!

А по полям жиреет воронье,

А по пятам война грохочет вслед [1, с.116] .

2.2 Своеобразие лирики Б.Ш. Окуджавы

Песенная поэзия Б.Ш. Окуджавы привлекает внимание самой широкой аудитории читателей и слушателей. В конце 50-х годов Б.Ш. Окуджава первый взял гитару, чтобы напеть под ее аккомпанемент свои стихи. С тех пор исполнение собственной мелодии на собственные стихи получило широкое распространение. Песни-стихи Б. Окуджавы в его исполнении звучат по радио, с концертной эстрады, с теле- и киноэкранов.

Он даже не столько пел (не имел никаких вокальных данных), сколько тихо и нежно рассказывал под простенькие аккорды. Это был уютный, домашний бард, умеющий без пафоса говорить о сложном и важном, о главном и второстепенном:

В земные страсти вовлеченный,

я знаю, что из тьмы на свет шагнет

однажды ангел черный и крикнет, что спасенья нет.

Кавалергарды, век недолог, и потому

так сладок он, поет труба, откинут полог,

и где-то слышен сабель звон.

Как сладко мы курили!

Как будто в первый раз на этом свете жили и он сиял для нас. [1, с.56].

Ваше благородие, госпожа удача,

для кого ты добрая, а кому иначе.

Девять граммов в сердце, постой –

не зови. Не везет мне в смерти,

повезет в любви [1, с.364] .

Вокруг стихов Б.Ш. Окуджавы не раз возникала полемика. В этих спорах оппоненты пытались вскрыть достоинства и слабости стихов Б.Ш. Окуджавы, разобраться в своеобразии его поэтического голоса. Правы же те из критиков, которые, говоря о популярности стихов и песен Б.Ш. Окуджавы, на первый план ставят не мелодию песни, а ее содержание, лиризм, задушевность.

Немало стихов Булат Окуджава посвятил Москве. В одном из них он восклицает:

Мой город носит высший чин и звание

Москвы, но он навстречу всем гостям всегда выходит сам [1, с.123] .

Мы вросли, словно сосны,

своими корнями в ту страну,

на которой живем [1, с.124] .

Тонкий, романтичный писатель, Б.Ш. Окуджава никогда не упрощал стилистику своих стихов. Но понимали его люди разных классов. Скорее всего потому, что в каждом человеке есть то, о чем писал Б.Ш. Окуджава: мечта, грусть, любовь, надежда, вера в хорошее [18, с.117].

В заключении отметим, что бесспорным остается тот факт, что Б. Окуджава – лирический поэт. Оптимист и жизнелюб, он не мог оставаться безучастным ко всему непоэтическому в действительности. В этом одна из причин того, что в его поэзии так ощутимы, с одной стороны, интонации человеческого горя, печали, а с другой – ирония и самоирония. Но считать Б.Ш. Окуджаву трагическим поэтом вряд ли правомерно. Есть у него и строки, от которых веет глубоким жизнелюбием и уверенностью в завтрашнем дне.

Булат Окуджава является ярким представителем русской литературы XX века. Его песенное слово производит впечатление большой доверительности и естественности.

Тонкий, романтичный писатель, Б.Ш. Окуджава никогда не упрощал стилистику своих стихов. Но понимали его люди разных классов. Скорее всего потому, что в каждом человеке есть то, о чем писал Б.Ш. Окуджава: мечта, грусть, любовь, надежда, вера в хорошее.

Бесспорным остается тот факт, что Б. Окуджава – лирический поэт. Оптимист и жизнелюб, он не мог оставаться безучастным ко всему непоэтическому в действительности. В этом одна из причин того, что в его поэзии так ощутимы, с одной стороны, интонации человеческого горя, печали, а с другой – ирония и самоирония. Но считать Б.Ш. Окуджаву трагическим поэтом вряд ли правомерно. Есть у него и строки, от которых веет глубоким жизнелюбием и уверенностью в завтрашнем дне.

Читайте также: